Свободомыслие и суд разума как высшие ценности

Обновлено: 19.04.2024

Есть разные виды критики религии. В научной литературе это обозначается одним словом - свободомыслие . Но свободомыслие не сводится только к атеизму. Тогда какие виды свободомыслия существуют и что такое атеизм?

Свободомыслие - это комплекс мировоззрений, главной характеристикой которого является признание права разума на критическое рассмотрение религии и свободное исследование мира во всей его полноте.

Понятие "свободомыслие" звучит слегка оценочно, как будто оно выступает против религии. Но это не обязательно так. Потому что свободомыслящим могут быть религиозные люди. Главное правило свободомыслия - это независимость от религиозных предписаний.

Виды свободомыслия

1. Богоборчество. Одним из известных первых богоборцев был греческий философ Ксенофан Колофонский ( ссылка в конце ). Он критиковал греческих богов, считал их выдумкой, но он не был атеистом, так как верил, что весь мир божественен.

Богоборчество появляется из-за осознания социальной несправедливости, кризиса веры. Богоборчество не обязательно связано с отрицанием богов, это может быть просто критика.

2. Скептицизм - это сомнение в истинности каких-либо религиозных положений (ритуалов, догматов) или религии в целом. Его можно связать с религиозным агностицизмом, когда человек не может утверждать что-либо достоверно в рамках религии.

Примером скептицизма служит средневековый текст "Трактат о трех обманщиках", где критикуется иудаизм, христианство и ислам как религии, которые были созданы в корыстных целях.

3. Антиклерикализм - анти (против) и клерикал (священник, сторонник власти церкви). Это идейное течение сподвигло европейские государства к секуляризованной политике. Секуляризм - отделение государственных и общественных институтов от религии.

Знаменитыми антиклерикалами были Вольтер, Мартин Лютер. То есть антиклерикал - не значит неверующий.

4. Индифферентизм - безразличное отношение к религии, ко всему религиозному. По-другому индифферентных к религии людей можно назвать апатеистами (апатия - безразличие). Человек безразличен к религии и к вопросам типа "есть ли бог?".

Примером индифферентизма в религии служит буддизм, так как для Будды было всё равно, есть ли бог или его нет.

5. Нигилизм отрицает не только религию, но и общественную мораль. Человек сам руководствуется своими же правилами. Тезис Ницше "Бог умер" характеризует именно нигилистическое понимание действительности.

6. Атеизм. Этимологически "атеизм" переводится как "отрицание бога". Но это понятие имеет также более широкое значение.

Атеизм - это отрицание и неприятие религиозных представлений о мире. Категорическое неприятие. Знаменитыми атеистами были Гельвеций, Гольбах, Ламетри, Ленин.

1.Дискуссия:гуманизм и пантеизм философии эпохи Возрождения. Гуманизм: человек как он есть, его личные заслуги, с одной стороны, и бог как творец всего сущего и человека, в том числе, и его роль в жизни человека, с другой. Пантеизм: тождество творца и творений бога, пантеизм как компримисс между абсолютизацией бога и самодостаточностью в своей деятельности

2.Общественно-политическая мысль эпохи Возрождения.

3.Н. Кузанский – родоначальник новоевропейской диалектической интерпретации бытия.

4. Натурфилософия Личность и судьба Дж. Бруно, его пантеистическое учение о бесконечной Вселенной.

Занятие 5. Новоевропейская философия XVII - XVIII веков(1час)

1.Экспериментально-математическое естествознание XVII века и задачи философии: дуализм и проблема метода познания в философии Р. Декарта

2.Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона.

3.Онтология Нового времени: Р.Декарт, Б. Спиноза и Г. Лейбниц.

4. Учение Т. Гоббса и Д. Локка о человеке, общественном устройстве и государстве

5. Идеалистический сенсуализм Дж. Беркли и его противоречия.

Занятие 6. Просвещение XVIII века и немецкая классическая философия(1час)

1.Историческая роль философии Просвещения. Задачи «Энциклопедии. », свободомыслие и суд разума как высшие ценности

2. Философия Просвещения: а).Философия природы, учение о материи, материалистический субстанциализм (Гольбах, Дидро, Ламетри).

б). Учение о человеке, обществе. Труд как основа добродетели (Гельвеций, Ламетри, Вольтер).

в).Эволюция мировоззрения И. Канта – родоначальника немецкой классической философии. Гносеология Канта: преодоление односторонности сенсуализма и рационализма.

3.Противоречия человеческой свободы и кантовская этика долга. Его социальная антропология.

4.Тождество мышления и бытия – исходный принцип учения Ф. Гегеля. Философская система и диалектический метод немецкого мыслителя.

5. Гегель как социальный философ, его концепция человеческой истории.

6.Антропологический материализм Л. Фейербаха, гуманистический характер его философии. Критика им религии и объективного идеализма.

Фондовая лекция «Свободомыслие как явление духовной культуры общества» обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин ТФ МГЭИ. Протокол № от « » августа 2014 года.

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор

Е. Е. Михайлова

Доцент кафедры общегумани тарных дисциплин

Ю. В. Хохлова

Пьянова Л. В. Свободомыслие как явление духовной культуры общества: Фондовая лекция. - Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2014, 55 стр.

Фондовая лекция «Свободомыслие как явление духовной культуры общества» предназначена для студентов очной и заочной формы обучения направления 0300300.62 «Психология», квалификация (степени) выпускника бакалавр Тверского филиала МГЭИ и может оказаться полезной в самостоятельном изучении проблематики религиоведения, культурологии, этики, социальной психологии.

Л. В. Пьянова

Московский гуманитарно-экономический институт

Г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Возникновение и развитие свободомыслия. 4

2. Основные формы свободомыслия. 13

3. Сущность атеизма как одной из форм свободомыслия. 19

4. Свободомыслие и научное мировоззрение. 30

5. История свободомыслия в России. 38

Заключение. 51

Рекомендуемая литература. 36

Введение

Идейный конфликт между религиозным духом в различных конкретно- исторических формах его проявления и светским духом насчитывает тысячелетия. Известно, что со стороны защитников религии он не ограничивается сферой идей, а выходит за ее пределы, выливаясь в преследования и гонения инакомыслящих, вплоть до их физического уничтожения.

Но никакие преследования со стороны церкви не могли остановить процесс научного познания. Новое время несет науке новые победы, серьезно поколебавшие позиции религии: это геоцентрическая теория Коперника; биологическая теория Дарвина; прогресс научного познания человеческой психики и др.

«Свободомыслие» - вольнодумство, отрицание религиозной догматики и церковной обрядности с рационалистических позиций, отстаивание свободы разума и науки от религии. Свободомыслие встречается уже в средние века (теория двойственной истины, Помпонацци, Эразм Роттердамский и др.). Как течение общественной мысли свободомыслие формируется в конце XVII — начале XVIII вв. Термин свободомыслие впервые употребил английский философ-деист А. Коллинз в своём «Рассуждении о свободомыслии» («Dicourse on freethinking», 1713). Наиболее последовательно идеи свободомыслия были развиты представителями франц. Просвещения. В России свободомыслие характеризовало взгляды Ломоносова, Радищева, части декабристов.

Со второй половины XIX в. под воздействием бурного развития наук свободомыслие становится крупным идейным течением среди естествоиспытателей и части прогрессивно настроенных деятелей буржуазной культуры. В это время возникают буржуазные союзы свободомыслящих, ассоциации учёных (напр., «Союз монистов» Э.Геккеля в 1906), которые издают газеты, журналы, альманахи, созывают конгрессы национальных обществ и т. п. Крупнейшими современными международными организациями

Свободомыслие - вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.

Видными представителями свободомыслия были азербайджанский поэт и мыслитель 12 века Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 века Шота Руставели, русский вольнодумец 16 века Феодосии Косой. В эпоху Возрождения с позиций свободомыслия выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.).

Возникновение и развитие свободомыслия.

В ходе истории развивалась своеобразная, весьма богатая проявлениями, оттенками форма духовной культуры - свободомыслие в отношении религии. Это широкое духовное течение, исходным пунктом которого является признание права разума на критическое рассмотрение религии и свободное исследование окружающего мира. Это право могло осуществляться стихийно,

несознательно, но могло отстаиваться сознательно и воплощаться в теоретической форме.

Возникновение и постепенное развитие свободомыслия являются процессом закономерным. Объективными факторами, воспроизводящими свободомыслие, являются неуклонный рост производства, ведущий к успешному освоению мира человеком, возрастание активности людей в ходе исторического развития, повышение уровня духовной культуры человечества. Свободомыслие - органичный продукт развития естественных и гуманитарных наук, образования, совершенствования искусства и нравственности. Критические настроения в отношении религии усиливались в периоды динамичного развития общества, расцвета политической и культурной жизни, в периоды готовящихся серьезных перемен в обществе.

Традиции антирелигиозного свободомыслия известны в устной и письменной культуре. С позиций здравого смысла религия критикуется преимущественно в зрелищной смеховой культуре народа. Письменная культура оставляет памятники систематизированной и рационализированной критики религиозного комплекса.

В Древнем мире наиболее яркие проявления свободомыслия известны в искусстве, философии Греции и Рима. Религия, в отличие, например, от Египта, не подчиняет другие формы духовной культуры. Свободомыслие, наряду с другими феноменами культуры эллинизма, вошло в светскую духовную культуру современной западной цивилизации.

Стремясь постигнуть сущность религии, древнегреческие мыслители выявляют ее земные источники. Ксенофан из Колофона (VI век до н.э.) утверждает, что люди творят богов по своему подобию. Демокрит из Абдеры (V век до н.э. ) объяснял веру в богов страхом перед силами природы, непонятными и неподвластными людям. Страх перед смертью как причина веры в богов встречается у Эпикура (IV-III века до н.э.), он же предлагает вариант безбожия рациональным обоснованием бессмысленности боязни

смерти. Систему философского свободомыслия в отношении источников, функции религии и нерелигиозного гуманизма дает Тит Лукреций Кар (99-55 года до н.э.) в поэме «О природе вещей».

Свободомыслие в Средние века в христианской Европе и на мусульманском Востоке развивается в условиях господства религиозной культуры. В правовых документах времени есть положения о еретиках, которые расходятся с истинной верой или вообще не веруют. Ансельм Кентерберийский (1033-1109) в полемике с неверующими, принимающими за фантазии факты веры, приводит их аргументы. На неверие и безбожие в среде образованных людей указывает теолог и философ ислама аль-Газали (1059-1111). Существенной чертой еретических движений Европы был антиклерикализм. Смеховая культура Средневековой Европы критиковала ортодоксальную религию в обрядово-зрелищной форме и своеобразной лексике. В литературных и исторических сочинениях эпохи отразились идеи свободомыслия, созданы такие шедевры светской культуры, как «Слово о полку Игореве» (XII век). В странах мусульманского Востока появилась популярная в Европе идея о «трех обманщиках». За развитие этой и других идей свободомыслия сириец аль-Маарри (975-1057) был прозван «зиндиком» (еретиком). Идеи деизма, пантеизма, натурализма развивались последователями аристотелизма Ибн-Синой (980-1037) и Ибн-Рушдом (1126-1198). Ибн-Рушд известен как автор теории двойственной истины, он пропагандировал идеи объективного космического безличного разума и смертности индивидуальной человеческой души. Многие идеи мыслителей Востока были восприняты вольнодумцами европейского Средневековья. Учение П.Абеляра (1079-1142) осуждено католической церковью как ересь. Его принцип – «понимать, чтобы верить». Приоритет разума возрастает со временем, философия не знает авторитетов. Первый ключ мудрости – вопрошание.

Свободомыслие Европы эпохи Возрождения (Ренессанса) и Реформации представлено в памятниках литературы, искусства и науки.

Естественнонаучная теория Н. Коперника (1473-1545) и Г. Галилея (1564-1642) вступили в противоречие с теологической картиной мира той эпохи. В творчестве Ф. Петрарки (1304-1374) выражены гуманистические ценности Возрождения: свободное творчество, нравственное совершенство, гражданская деятельность, просвещенность и образованность. Дж. Бруно (1554-1600) не ограничился философской критикой богословских оснований естественнонаучной картины мира, он выступил против клерикализма и экономического господства церкви. Известный гуманист Эразм Роттердамский (1469-1536) выступил с критикой католической схоластики. Н. Макиавелли (1469-1527) полагал, что религия творится человеком и является опорой общества, он искал варианты создания религии максимально полезной обществу и государству своего времени.

Свободомыслие XVII-XX веков развивается в полосе взаимодействия сопоставимых феноменов относительно консервативной религиозной и динамичной светской культуры. Стремительное развитие и распространение западноевропейской, а затем господствующей на планете западной цивилизации включает в себя взаимосвязанные процессы секуляризации религиозной культуры и расширения сферы влияния количественно и качественно растущей светской культуры.

места и времени написания книг, наконец, для кого они написаны. П. Бейль выдвинул принцип независимости морали от норм религии. Критикуя антигуманистические проявления религиозной, в частности христианской культуры, он утверждает возможность гуманизма в обществе атеистов. Философ и историк И. Г. Гердер (1744-1803) распространил идею развития от низшего к высшему по естественным законам на культуру и религию. Высшее состояние и цель развития общества – гуманность. Гердер видит причину религии в способности человека воображением ответить на грандиозность действия природы. Анализируя религии, мыслитель отмечает противоречивость их функций. Политик и философ Б. Франклин (1706-1790) был просветителем и деистом. Его учение о нравственности ориентировало на творение добра людям, как следствие, на веротерпимость.

Философы-просветители французские материалисты К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) и другие отстаивали атеизм. Атеизм, опирающийся на материалистическую философию, разработан в «Системе природы» Гольбаха. Среди факторов, порождающих религию, он выделяет социальные, гносеологические и психологические. Познавательные (гносеологические) являются ведущими. Религия препятствует развитию просвещения, науки и естественной нравственности. Атеизм Л. Фейербаха носит антропологический характер. Даже познание религии осуществляется в целях познания человека, обеспечения гуманных ценностей. Атеизм тесно связан с развитием духовной культуры. Высший закон антропологизма и атеизма – любовь к человеку. Атеизм по Фейербаху не только отрицает, он утверждает человеческое достоинство, любовь, отнятые религией; отрицая сверхъестественное, утверждает естественное.

Атеизм К. Маркса и Ф. Энгельса формировался как социальный в соответствии с общей концепцией и под непосредственным влиянием Л. Фейербаха. Религия сложное комплексное социальное явление и потому неоднозначно в своих социокультурных проявлениях. Религия не причина, а

проявление мирской ограниченности, претендующее на преодоление разорванности человеческого бытия. Фактическое преодоление отчуждения возможно внерелигизными факторами, поэтому критика религии должна быть подчинена задачам внерелигиозной критики. Критика религии завершается учением о человеке как высшем существе для человека, следовательно, требованием оружием ниспровергнуть отношения, в которых он является низким существом.

В творческом наследии Абая (1845-1904) большое место занимают проблемы религии, особенно ислама. Он разделяет позиции деизма. Уделяя много внимания разработке понимания Бога, во многом отличного от традиционного в исламе, Абай отрывает веру в Бога от религии как выражения невежества и безумия человека. Единственной надежной основой веры (иман) может быть разум. Из идей, характеризующих Бога в исламской традиции, Абай особое значение придает Науке, Милосердию и Справедливости. Вера понимается им как служение истине и добру. Из этих представлений Абая следует антиклерикализм. Особое возмущение у него вызывает то, что духовенство, будучи невежественным даже в вопросах вероучения, пытается контролировать духовную культуру, просвещение. Центральный вопрос его миропонимания – нравственные проблемы.

Зарубежное свободомыслие ХХ века представлено рядом учений, опирающихся на традиции свободомыслия. Среди крупнейших представителей западного свободомыслия известные философы и ученые. Б. Рассел (1872-1970), представитель логического позитивизма, естественно, считает приоритетным теоретико-познавательное, основанное на логике. Сущность христианства видит в утешении тех, кто потерял свободу. Бороться за свободу – личную и сообщества – предлагает реформированием образования. З. Фрейд (1856-1939) рассматривает психологию религии и атеизма. Освобождение от религии происходит по мере преодоления человеком собственной беспомощности, роста личной активности. Э. Фромм (1900-1980) выступает

против авторитарной религии, противопоставляя ей гуманистическую религию, в которой человек – высшая ценность. З. Фрейд и Э. Фромм отстаивают разум и свободу в становлении личности.

Поиск личностью возможностей развития и приложения активности рассматривает представитель «атеистического» экзистенциализма философ Ж.-П. Сартр (1905-1980). Главное для человека научиться быть свободным, реализовать себя как человека. Проблему человека рассматривают и последователи Ф. Ницше. Хотя Ф.Ницше и называет свою философию нигилизмом, он тотально критикует предшествующую культуру как христианскую и противопоставляет ей активную переоценку ценностей. Цель – содействие появлению сверхчеловека, свободной личности, не нуждающейся в традиционной религии, а также в возможности быть рабом (даже у Бога) или рабовладельцем. «Воля к власти», подлинное господство не означает подавления или подавленности. Реализация собственного природного начала облагораживает человека.

Английский философ и биолог Дж. Хаксли (1887-1975) считает, что религия имеет социопсихологические основания, является частью психики человека и эволюционирует вместе с развитием общества и человека. В современном обществе нужна современная религия, включающая ценности единого человечества без сверхъестественного. Эту религию он называет «эволюционным гуманизмом».

Концепция натуралистического гуманизма разработана философом К. Ламонтом (род.1902). В этом мире нет сверхъестественного, человек часть великой природы, продукт естественной биологической и связанной с ней социальной эволюции. Опираясь на достижения современной науки, К. Ламонт выступает против теории личного бессмертия и признает социальное бессмертие: память об умершем в последующих поколениях людей.

В современном мире существуют национальные союзы, входящие в международные организации: Всемирный Союз Свободомыслящих (с 1888г.) и

Международный Гуманистический и Этический Союз (с 1952). В работе союзов принимает участие интеллигенция. В своей деятельности союзы руководствуются принципами гуманизма, научности, демократизма. Союзы свободомыслящих имеют свои издания, проводят конгрессы и другие мероприятия, принимают участие в диалоге с верующими на уровне теоретиков. Свободомыслящие, как правило, избегают проблем революционного преобразования общества, ориентируясь на совершенствование индивида как нравственной личности. Цель состоит в том, чтобы поощрять изменения без принесения в жертву людей.

Современные свободомыслящие выступают за полное и фактическое отделение церкви от государства и школы от церкви как средство борьбы за права человека. «Американский союз борьбы за отделение церкви от государства» (США) одну из своих задач видит в том, чтобы дать возможность человеку формироваться в светской культуре. Главным условием для этого свободомыслящие считают фактическое отделение церкви от государства. Второе условие состоит в усилении морального воспитания. Таким образом, атеизм современных свободомыслящих Запада сводится к моральному преобразованию общества.

Общей объективной тенденцией духовной культуры было расширение сферы свободомыслия и его влияния на общество, хотя этот процесс не был прямолинейным: история знает периоды не только подъема свободомыслия, но и его спада. Во многом степень интенсивности и распространенности свободомыслия зависит от уровня социальной свободы. Свободомыслие отражало стремление прорвать кольцо внешней и внутренней духовной несвободы, было условием и вместе с тем результатом вызревания и развития реальной свободы. Критический пересмотр господствующей религиозной концепции, как правило, был связан с объективной необходимостью более адекватного отражения существующих условий, производства новых идей, преодоления препятствий для свободного социального и культурного

творчества. Появление и распространение в эпоху господства религии сект, ересей, антирелигиозного вольнодумства, атеизма и т.д. расширяло сферу несогласия с установлением религиозной монополии в духовной жизни общества.

Свободомыслие опирается на способность человека реалистически воспринимать те или иные стороны окружающего мира. Исследования этнографов и историков показывают, что наивно-реалистические взгляды на мир зародились уже на ранних этапах развития общества. Постепенно накапливались положительные знания о природе, о человеческом теле и способах его врачевания, о психической деятельности человека. Наивный реализм, здравый смысл были основой первых попыток внерелигиозного подхода к традиционным верованиям. В дальнейшем развитие свободомыслия во многом обусловливалось прогрессом в области философии, науки, образования и т.д.

Накопление знаний о мире приводило в те или иные периоды жизни человечества к духовным революциям, в процессе которых появлялись и укреплялись новаторские формы духовной деятельности.

Первой такой революцией было появление философских учений древности, начавших вытеснять мифологическое мышление. Философская революция в древнем мире позволила впервые в истории человечества поставить вопрос о природе религии и критически ее осмыслить. В период длительного господства религии в средние века процесс познания, начиная с небесных тел и кончая историей общества, внутреннего мира человека, не прекращался. Но, пожалуй, наиболее глубокой революцией в мышлении, во взгляде на мир в целом стало развитие знаний в области механики, математики, астрономии, географии, истории, социологии и других наук в XVII - XX вв.

Связь свободомыслия с процессом познания выражается не только в том, что оно питается, обогащается добытыми человечеством положительными

знаниями, но и в том, что оно содействует их развитию. Формируя на протяжении веков в противовес догматическому критический стиль мышления, оно содействовало разрушению стереотипов в сознании.

3.Основной вопрос философии и его две стороны. Основные функции философии.

4.Периодизация как метод исследования истории.

Раздел 2. История развития философского знания




Занятие 2. Восточная философия.

1.Классические школы Древнекитайской философия: даосизм, конфуцианство, легизм. Инь-янь, школа имен, маоизм

2.Философские и религиозные системы Древней Индии(чарвака-локаята, ньяя, вайшеника, санхъя, миманса и др

3.Индуизм, буддизм, джайнизм. Понятия брахана, атмана и кармы.

Занятие 3. Античная философия

1.Космоцентризм как принцип античной натурфилософии.

2. Древнегреческий атомизм.

3.Сократ: через критику софистики к этическому рационализму

4.Философия Платона: система мира, душа, как дар и источник знаний

5. Учение Платона об идеальном государстве как образе утопизма

6.Философия Аристотеля: учение о форме и материи, о познании, о государстве.

7.Эллинистическая философия (эпикуреизм, скептицизм и стоицизм, неоплатонизм).

Тема 3. Философия Средневековья

Занятие 5. Средневековая философия

1.Философия раннего христианства. Аврелий Августин – один из «Отцов церкви».

2.Средневековая схоластика и её основные принципы. Философия Ф. Аквинского и ее историческое значение

3. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

Занятие 6. Философия эпохи Возрождения

1.Гуманизм и пантеизм философии эпохи Возрождения.

2.Н. Кузанский – родоначальник новоевропейской диалектической интерпретации бытия.

3.Натурфилософия Личность и судьба Дж. Бруно, его пантеистическое учение о бесконечной Вселенной.

4.Общественно-политическая мысль эпохи Возрождения.

Тема 5. Философия Нового времени

Занятие 7. Европейская философия XVII века

1.Экспериментально-математическое естествознание XVII века и задачи философии.

2.Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона.

3.Дуализм и проблема метода познания в философии Р. Декарта.

4.Проблема субстанции в философии Б. Спинозы и Г. Лейбница.

Занятие 8. Английская философия XVII – XVIII вв.

1.Учение Т. Гоббса и Д. Локка о человеке, общественном устройстве и государстве.

2.Идеалистический сенсуализм Дж. Беркли и его противоречия.

3.Скептицизм Д. Юма и его этическое учение.

Тема 6. Философия Просвещения

Занятие 9. Французские философы-просветители XVIII века

1.Историческая роль философии Просвещения. Задачи «Энциклопедии. », свободомыслие и суд разума как высшие ценности

2.Философия природы, учение о материи (Гольбах, Дидро).

3.Учение о человеке, обществе. Труд как основа добродетели (Гельвеций, Ламетри, Вольтер).

Тема 7. Немецкая классическая философия

Занятие 10. Немецкая классическая философия

1.Эволюция мировоззрения И. Канта – родоначальника немецкой классической философии. Гносеология Канта: преодоление односторонности сенсуализма и рационализма.

2.Противоречия человеческой свободы и кантовская этика долга. Его социальная антропология.

3.Тождество мышления и бытия – исходный принцип учения Гегеля. Философская система и диалектический метод немецкого мыслителя.

4.Гегель как социальный философ, его концепция человеческой истории.

5.Антропологический материализм Л. Фейербаха, гуманистический характер его философии. Критика им религии и объективного идеализма.

Тема 8. Марксистская философия

Занятие 11. Марксистская философия

1.Исторические условия, естественнонаучные и теоретические предпосылки возникновения философии марксизма.

2.Диалектико-материалистический монизм – методологический фундамент учения К. Маркса и Ф. Энгельса.

3. К. Маркс о человеке как деятельном общественном существе.

Тема 9. Русская философия

Занятие 12. Русская философия XIX в.

1.Формирование русского национального самосознания и основные этапы развития русской философии.

2.Философия славянофилов и западников.

3.Философия всеединства В.С. Соловьева. Проблема смысла жизни и нравственного предназначения человека.

Я решила свое внимание посвятить движению живой человеческой мысли, развитию свободомыслия, главным образом свободомыслию в религии. И хотела бы уделить достаточно времени этим феноменам в своих публикациях. Каков же внутренний мир независимо мыслящего ? Что чувствует и чем живет человек, сознание которого отличается от жестких рамок, установленных религией и обществом? Все эти вопросы меня безумно волнуют.

Свободомыслие как важнейшая культурная ценность. В чем сила свободомыслия? Как оно влияет на нашу жизнь?

Свободомыслие всегда в той или иной мере присутствовало в человеческой культуре, это такой компонент, который был в ней даже в самые мрачные времена. Как бы мысль человека не старались втиснуть в рамки, специально созданные для подавления разума, это не удавалось сделать ни одному тирану. Свободные идеи и поток живой мысли все равно прорывались во внешний мир, словно вода в ручейке.

Свободомыслие - сокровищница человеческой культуры, воплощающая в себе смелые, гуманистические, прорывные начинания. Она несет в себе огромный интеллектуальный и гуманистический потенциал.
Свободомыслящий, интерпретируя по своему религиозные учения дает человечеству совершенно новый взгляд на это учение, и побуждает переосмысливать отношение к религии как таковой вообще.

Историю свободомыслия неоднократно пытались стереть из памяти людей, "заретушировать", гонители свободного духа. Фарисеи разных мастей в виде консервативно настроенных сил делают вид, что ее как бы и не было, что бурного, насыщенного пути самостоятельных духовных исканий не существовало. Но ростки дерзкого, остроумного, жизнеутверждающего и смелого постоянно давали о себе знать.

Зульфия Тажуризина, профессор кафедры философии религии, утверждает:

знакомясь с тенденцией отношения церкви к вольнодумцам, как к аморальным преступникам, невольно приходишь к мысли: "а не сама ли церковь и являлась фактором отпадения людей от веры?"

И я считаю, что это несомненно так. Церковь истребляла всех, кто осмеливался думать иначе, чем она, всех, кто своими независимыми умозаключениями мог помешать ее монополии, деятельности ее властной верхушке, церковному беспределу. Искореняла любое инакомыслие, любые другие религии и формы мировоззрения.

Своей жестокостью, зверской нетерпимостью ко всему непохожему в своей истории, требованием беспрекословного подчинения церковь навсегда отвратила от себя всех свободомыслящих, стремящихся к гуманизму людей, стала причиной невиданного роста антиклерикализма, неприятия ЛЮБОГО вмешательства церкви в жизнь общества, стала главной причиной ухода людей из церкви и религии.

Что такое свободомыслие (в том числе свободомыслие в религии)? Это когда человек заявляет: "Я имею право на критическое рассмотрение религиозных правил, вне установленных каноническими предписаниями и священноначалием рамок, я имею право самому определять, что есть вера, обозначить свое отношение к вере. Я могу свободно исследовать религиозность в целом, взаимоотношения человека с религией, позиционирование человеком себя относительно религии, составлять свое мнение о себе, мире и человеке как таковом на основе собственных религиозных воззрений или совсем не принимая религиозное в расчет. Могу назвать религию чисто человеческим продуктом".

Свободомыслие я воспринимаю как одну из сторон, неотъемлемых и очень значимых, в истории существования религии и развития религиозной мысли, которое веками взращивало в поле человеческой культуры плевелы разумного и человеколюбивого являлось противоположностью насаждаемому церковью и государством мракобесию.

Приведу еще слова Зульфии Тажуризиной по поводу свободомыслия и его роли:

Свободомыслие, это критическое зеркало религии, сопровождало ее на протяжении тысячелетий, главным образом, в виде стихийного вольнодумства, а с появлением философии нередко влияло на изменения в религии, преодолевая религиозный догматизм и авторитаризм. Это необъятный пласт духовной культуры, включающий не только философскую критику религии или ее отрицание на уровне обыденного сознания. Сведения о существовании свободомыслия в истории общества мы найдем ныне во множестве работ по литературоведению, этике, эстетике, педагогике, культурологии, историографии, в художественной литературе, в работах по истории физики, астрономии, космологии, биологии и т.д. , и, конечно, в исторических документах.

Без элементов свободного мышления человеческая культура никогда бы не стала по-настоящему величественной и монументальной. Она была бы скучной и однотипной, не завораживала бы, не пленяла своей энергией подъема духа.

Как читателю не восхититься героизмом и стойкостью Прометея из трагедии Эсхила "Прометей прикованный?" Как не зарядиться остроумием и находчивостью Остапа Бендера?

Литературная и философская плеяда была бы однозначно неполной без имен Рене Декарта, Антони Коллинза, Иоганна Гете величайшего скептика Мишеля Монтеня, защитника веротерпимости Пьера Бейля, просветителей Поля Гольбаха и Клода Гельвеция.

И поэтому, я считаю, что отказываясь изучать свободомыслие, его историю и проявления, люди теряют много звеньев мировой культуры, жемчужины человеческой мысли, теряют возможные источники вдохновения.

Громадный вклад в развитие светской, гуманистической идеологии внесла антиклерикальная литература, в которой шла речь об ошибках, несправедливости священнослужителей, церкви, религиозных структур, обличалось недостойное поведение клириков, их жадность, жестокость, сребролюбие; а также тираноборческая литература, в которой слышались отчетливо голоса против злоупотреблений властителей.

А кто создает эту литературу? Свободомыслящие авторы, которые не боялись поднимать табуированные темы, открыто говорить и писать о них и давать собственное разъяснение метафизическим и социальным понятиям. Которые, даже рискуя собой, осмеливались мыслить по-новому и тем самым бросали вызов невежеству и темноте.

Некоторые люди (как профессиональные исследователи, так и обычные люди при восприятии информации о свободомыслящих деятелях литературы, искусства и культуры) смотрят на сам феномен свободомыслия предвзято, даже с ненавистью, считают его подрывом общественных институтов, угрозой устоявшемуся порядку.

Но о чем это говорит? Об отсутствии малейших представлений о свободе у подобных критиков. Об их собственной внутренней зажатости и неумении жить "без поводырей". Такой взгляд отражается только неосведомленность в проблемах и сущности религиозного свободомыслия и антиклерикальных идей.

Нужно ли сегодня людям изучать и осмысливать пути свободомыслия, вольнодумную литературу и произведения искусства, которые были созданы творцами разных стран и эпох? Несомненно. Во-первых, изучая ход мысли, свободной от пут канонической религии, человек лучше понимает себя и свои духовные потребности.

Во-вторых, что лежит в основе культуры свободомыслия?

Человек, как мыслящий субъект, способный к рефлексии и познанию окружающей действительности, стремится эту окружающую действительность как-то отобразить, дать ей собственное объяснение. Посмотреть на реальность он хочет не чужими глазами: не глазами церковных иерархов, отцов церкви, различных религиозных деятелей и политиков, а своими собственными. И уже когда изучил мир и свое место в нем, описал картину бытия, появляется естественное желание совершенствовать и улучшать его.

Очень хочется, чтобы наследие из мировой сокровищницы свободомыслия, труды вольнолюбивых людей, которые пронесли через столетия свои идеи стали в полной мере объектом осмысленного, глубокого изучения и примером благородных действий и устремлений!

Потому что свободомыслие в его просветительской форме имеет исключительный гуманистический потенциал, является необычайно плодотворным, содействует познанию Вселенной и решению экзистенциальных проблем.

Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: