Сущность выборов в законодательный орган государства заключается в способе формирования политической

Обновлено: 24.04.2024

Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Ст. 3 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - политико-государственная власть. Политические выборы - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают: прямые, косвенные; президентские, парламентские, муниципальные; очередные, внеочередные, дополнительные; национальные, региональные.

В современных условиях значение и удельный вес выборов в разных странах различен, что определяется не только количеством представительных органов, но и значением самих этих органов. Если, к примеру, в Великобритании выборными являются только нижняя палата парламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политической системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяющее значение для стабильного функционирования политической системы, то в недемократических странах они не оказывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза[9]. Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопартийной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов не выбирается, а назначается.

В политической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Они лишь создают видимость причастности граждан к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидатов на выборные должности является в основном прерогативой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы - важнейшая составляющая механизма осуществления власти.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях. К наиболее распространенным социально-политическим функциям выборов можно отнести:

- смену власти мирным путем;

- осознание и представление социальными группами своих интересов, включенными в предвыборные программы партий, отдельных кандидатов;

- легитимацию и стабилизацию политической системы, в том числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти;

- политическую социализацию граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток политической информации и

- пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

- рекрутирование политической элиты. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

- соревновательность интересов различных социальных групп;

- институционализацию отношений представительства. Кандидат, собравший необходимое количество подписей в свою поддержку, приобретает собственную базу для ведения избирательной компании, материальные и идеологические средства, предусмотренные законом;

- формирование эффективно действующей оппозиции, главной функцией которой является контроль за деятельностью правящей элиты.

Процедура политических выборов регламентируется избирательным правом каждого государства. Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

В узком значениитермин «избирательное право» предусматривает право гражданина участвовать в выборах в качестве либо избирающего (активное избирательное право), либо избираемого (пассивное избирательное право).

Выборы, являясь основой демократии, определяются целым рядом принципов, имеющих гуманистическую ценность. Эти принципы закрепляются в избирательных законах, они могут существенно отличаться в различных странах, но всегда закрепляют одно из важнейших прав человека - право голоса, аргументируемое всеми политическими теориями. Ф.Энгельс писал, что демократические выборы являют собой не только мирное средство борьбы, но и важную цель - переход к социализму через выборы[10].

Избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, непосредственного выбора и тайного голосования.

А. Принцип всеобщего избирательного праваозначает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов, таких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

Возрастной ценз - это признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. В большинстве стран, в том числе и в России, активное избирательное право предоставляется лицам старше 18 лет, в Японии - с 20 лет, а в Бразилии - с 16 лет. Для пассивного избирательного права этот ценз выше. Например, главой государства Германии может стать гражданин по достижении 40 лет, России и США - 35 лет.

Ценз оседлости означает, что избирательное право предоставляется лицу, проживающему в данной стране постоянно или в данной местности определенное время. Так, для участия в голосовании на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе США - 30 дней, Японии, ФРГ - 3 месяца, Канаде - 12 месяцев. В России установлено единственное ограничение проживания по времени на ее территории для кандидата в Президенты РФ – не менее 10 лет.

Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лишь лица, являющиеся гражданами данного государства в течение определенного срока. Например, членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве страны не менее 7 лет, сенатором - не менее 9 лет.

Образовательный ценз означает, что к выборам допускаются лица, обладающие установленным объемом образования. В основном данный ценз ограничивает пассивное избирательное право. К примеру, неграмотные граждане Бразилии не могут быть избраны в представительные органы.

Имущественный ценз состоит в требовании, чтобы избиратель или обладал имуществом на определенную сумму, или уплачивал налоги определенного размера. Это ограничение практически не встречается.

Ценз пола означает лишение избирательных прав женщин. В странах Запада данный ценз был отменен в нынешнем веке: во Франции - в 1944г., в Италии - в 1945, в Греции - в 1956, в Швейцарии - в 1971, а в Лихтенштейне - в 1984 г. Однако в некоторых мусульманских странах он существует и поныне.

Моральный ценз означает определенные нравственные требования, предъявляемые к избирателю. Например, в Мексике лишаются избирательных прав лица, злоупотребляющие наркотиками, во Франции - находящиеся под опекой, в Нидерландах не голосуют лица, лишенные родительских прав. Обычно не допускаются к голосованию лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Россия, Великобритания).

Религиозный ценз означает принадлежность избирателя к определенной религии. Так, членом Иранского парламента могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Ценз военной службы.Так в тексте Конституции РФ не содержится каких-либо ограничений избирательных прав граждан, связанных с прохождением ими военной службы. Однако новый федеральный избирательный закон запрещает включение в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории данного муниципального образования, если они до призыва не проживали на данной территории.

Кроме вышеназванных цензов существуют еще и ограничения избирательных прав, в частности:

1. Дееспособность.Положение о том, что не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными, дословно закрепляется и в статье 32 Конституции РФ, и в статье 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. ». Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Причем такое признание возможно только в судебном порядке, а никак иначе.

2. Несвобода.Это ограничение избирательных прав также имеется во всех законодательных актах, касающихся выборов: лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными. Однако часть лиц, находящихся в следственных изоляторах, не лишается активного и даже пассивного избирательного права до вступления обвинительного приговора суда в законную силу.

3. Несовместимость.Данное ограничение присуще только пассивному избирательному праву и заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее какую-либо государственную должность, имеющее какой-либо выборный мандат или определенное занятие. Это диктуется порядком организации государственной власти, основанном на принципе разделения властей.

Помимо государственного регулирования несовместимости, ряд ограничений на совмещение выборных должностей обусловлен принадлежностью к определенным общественным объединениям, в частности религиозным. Так, решением Священного Синода Русской православной церкви от 8 октября 1993г. предписано священнослужителям воздерживаться от участия в выборах в качестве кандидатов в депутаты в органы представительной власти, действующих на постоянной основе. За неподчинение данному требованию Синода наступает суровая ответственность - лишение священного сана.

Общим для всех этих ограничений избирательных прав граждан является их временный характер. Например, после отмены решения суда о признании недееспособным или после отбытия наказания в виде лишения свободы гражданин вправе вновь осуществлять все эти права, в том числе и право избирать и быть избранным в полном объеме.

Таким образом, существующие цензы и ограничения в значительной мере ограничивают принцип всеобщности. Используя цензы, государство с их помощью устанавливает избирательный корпус (электорат[11]), т.е. совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.

В. Принцип непосрественности выборовозначает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представительных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Дания, Российская Федерация), Италии, России. При косвенных (непрямых) выборах граждане избирают выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов избираются, верхние палаты парламентов Индии, президенты, США, Финляндии.

Г. Принцип тайного голосованияпредполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Этот принцип обеспечивается различными техническими средствами, уменьшающими вероятность внешнего влияния на избирателей.

Таковы основные принципы избирательного права, за нарушение которых в соответствии с законами государств предусмотрены жесткие меры наказания.

В большинстве современных государств основным и главным субъектом власти провозглашен народ. Народ осуществляет свою власть двумя способами: непосредственно (через референдумы, собрания, массовые выступления) и через своих представителей, которые выбираются.

В современном цивилизованном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, тем реальным механизмом, который обеспечивает ее существование и функционирование. С выборами связана реализация политических прав граждан.

Выборы выполняют в демократических системах следующие функции.

1. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. С помощью выборов обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. Перечень различного рода должностей и постов, замещаемых через процедуру выборов довольно широк и охватывает уровни государственной власти от центрального до местного, от президента страны до руководителей местного (районного) самоуправления.

2. Выборы являются важнейшим институтом легитимизации существующей политической системы и политического режима. Факт участия граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима.

3. Выборы обосновывают интеграцию разнообразных мнений и формирование общей политической воли. С помощью выборов обеспечивается объединение граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров.

4. Выборы служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп. В процессе выборов осуществляется агрегация и артикуляция разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий, движений и отдельных депутатов.

5. Выборы – способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей к другим мирным демократическим путем, через волеизъявление народа.

6. Выборы в демократическом обществе служат одной из эффективнейших форм контроля над институтами власти. Институт выборов позволяет избирателям регулярно выносить свой вердикт правительству и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс.

7. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт.

8. Выборы способствуют изменению и развитию общества, так как стимулируется поиск оптимальных путей развития общества, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения нового политического курса.

Чтобы выборы выполнили свое социальное назначение, они должны опираться на основополагающие принципы избирательного права. Избирательное право это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.

В основу современного избирательного права заложены следующие принципы:

а) всеобщность – все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой и профессиональной принадлежности, уровня образования, конфессии, политических убеждений имеют право избирать и быть избранными в органы власти. Всеобщность может ограничиваться различного рода цензами (возрастным, оседлости, недееспособности и др.);

б) равенство – каждый избиратель имеет равное количество голосов. Количество избирателей в каждом избирательном округе также должно быть примерно равным, что необходимо для обеспечения одинакового веса голосов избирателей при избрании депутатов;

в) тайна выборов – решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований;

г) прямое (непосредственное) голосование – избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность. Между избирателями и кандидатами нет никаких опосредующих инстанций.

Наряду с принципами избирательного права политическая практика выработала принципы организации демократических выборов:

1) Свобода выборов, предполагающая отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, кандидатов и организаторов выборов.

2) Наличие выбора, альтернативных кандидатов, Без альтернативности нет и выбора, а есть только одобрение или неодобрение.

3) Состязательность, конкурентность выборов. Должны быть созданы условия для борьбы всех кандидатов и политических сил за доверие избирателей.

4) Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что они проводятся регулярно, в определенные сроки и если носители мандатов избираются на не слишком большой срок.

5) Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает, прежде всего, примерное равенство их материальных и информационных ресурсов.

Выборы носят демократичный характер в условиях их системной обеспеченности, то есть действия всех принципов. В противном случае выборы могут быть использованы с прямо противоположными антидемократическими целями.

Избирательная система является важнейшей составляющей политического режима. С одной стороны, она устанавливает правила формирования органов власти, а с другой - оказывает непосредственное влияние на электоральный процесс. Наконец, избирательная система является одним из факторов, определяющих конфигурацию партийной системы в стране. Изучение выборов позволило сформироваться особому научному направлению - псефологии.

Понятие "избирательная система" используют в двух значениях.

В широком смысле это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти или наделение полномочиями должностного лица особым способом – путем выборов.

При широком толковании понятие "избирательная система" включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами, тогда как в узком понимании избирательная система – это способ учета голосов избирателей и распределения мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов).

Главным компонентом избирательных систем являются выборы.

Выборы – это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К главным функциям выборов можно отнести следующие:

· артикуляция интересов различных социальных групп;

· мирное разрешение конфликта между политическими акторами, претендующими на власть;

· легитимация структур власти;

· рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;

· политическая социализация и мобилизация граждан.

Все современные политические режимы используют процедуру выборов для легитимации власти, но не все они позволяют отразить действительную волю народа. Тоталитарные и авторитарные режимы демонстрируют ситуацию, которую американские политологи Р. Таагепера и М. Шугарт определили как "выбор без выбора".

Подобная практика может иметь разные проявления:

· правящая партия выдвигает только одного кандидата на каждую выборную позицию (такая практика существовала в СССР до 1989 г., причем не требовалось даже заполнения бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата);

· выдвижение нескольких кандидатов от правящей партии, которые придерживаются единой идеологии, но соперничают между собой за голоса избирателей.

Подобная практика распространена в однопартийных тоталитарных и авторитарных системах. Но и системы, являющиеся лишь формально многопартийными, способны ограничить право выбора:

· правящая партия допускает выдвижение второстепенных, малоизвестных кандидатов, которые не могут составить конкуренцию для основного кандидата, но создают видимость альтернативности выбора;

· создается привилегированное положение отдельных кандидатов, пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к СМИ;

· фальсификация итогов голосования;

· введение многообразных ограничений на выдвижение кандидатов (ограничения на идеологические ориентации, расовую принадлежность кандидатов и др.) и предвыборную агитацию.

Соблюдение ряда общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет придать выборам действительно демократический характер.

1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.

2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования.

3. Всеобщность избирательного права означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права – ценз. Существуют и другие цензы, которые ограничивают избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями.

Ценз оседлости – избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Например, для парламентских выборов в США установлено ограничение в один месяц, в Норвегии – не менее 10 лет, в Ирландии этот ценз выражен в требовании иметь место для сна.

Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства.

Относительно гражданства, то в случае неприкосновенности интересов граждан страны, в которой проходят выборы, в порядке исключения, оно может не рассматриваться как обязательное требование. Так, при избрании Европарламента в 1979 г. Ирландия и Нидерланды отменили это требование и допустили к участию в выборах граждан других стран-членов ЕС, которые находилось в то время на их территориях.

Ценз происхождения распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.

Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше 20 лет. В Украине кандидатом на должность президента может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Верховной Рады – не моложе 21 года.

Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например в Саудовской Аравии, Кувейте и Иордании.

В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство о грамотности. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.

Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые к избирателю, например запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда.

В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов Палаты лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избранными в Палату общин.

В Украине согласно ст. 70 Конституции, кроме возраста и гражданства, существует только одна условие для избирателей: не имеют права голоса граждане, которые судом признаны недееспособными.

Относительно граждан, которые избираются в органы государственной власти, могут существовать такие ограничения:

· минимальный возраст для получения права быть избранным является большим по сравнению с возрастным цензом относительно активного избирательного права;

· от кандидата требуется собрать определенное количество подписей в свою поддержку. Число подписей колеблется от 10 на округ (Великобритания) до 1000 (Италия). Во Франции и Ирландии это требование отсутствуют;

· некоторые страны практикуют внесения кандидатом в бюджет определенной денежной суммы, которое возвращается нему в случае получения им определенного законом числа голосов.

Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Первоначально избирательные права получили взрослые богатые и грамотные мужчины. Так, в 1830 г. в Англии избирательным правом обладало только 4% взрослых мужчин. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. в Австралии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. В 1917 г. их примеру последовала Россия. В 1920 г. женщины получили избирательные права в США. В Швейцарии женщины были лишены избирательного права до 1971 г., а в Лихтенштейне - до 1986 г.

4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ для всех кандидатов.

5. Равные права избирателей.

Это означает:

· равное количество голосов для всех избирателей. Чаще всего это требование выражено в формуле "один человек - один голос". В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами. Например на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системы голосования;

· от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов, что требует образования примерно равных по численности избирательных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковый "вес".

Принцип равенства избирателей соблюдался не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи (выборы состоялись в 1906 г.) формировалась по сословному принципу. Избиратели были разделены на четыре курии: 1) землевладельцы (крупные помещики); 2) горожане, владеющие недвижимостью; 3) крестьяне-домохозяева и 4) рабочие. Норма представительства от курий была различной. Наибольшее число депутатов было выбрано от первой курии, хотя наибольшее число избирателей было представлено рабочей курией. В современное время в некоторых государствах допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах (этнические меньшинства, женщины).

Известны и другие способы нарушения этого принципа:

· неравномерная по численности нарезка избирательных округов. При использовании мажоритарной избирательной системы подобная ситуация означает, что "вес" избирателей неодинаков. Норма представительства избирателей в малочисленных округах будет выше, чем в более населенных округах. Для избежания подобного законодательство большинства стран устанавливает предельные нормы отклонения в численности избирателей округов. В США неравенство в нарезке округов было ликвидировано в 1960-е гг. Считается приемлемым, если на выборах в Конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%, а сами округа, в зависимости от демографической динамики и итогов переписи, каждые 10 лет перенарезаются. В России отклонение от средней нормы представительства допускается не более чем на 10%, в труднодоступных местностях – на 15%, а в районах проживания коренных малочисленных народов – 30%;

· манипуляции с определением географических границ округов – джерримандеринг. Подобная практика позволяет каким-либо политическим силам с помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах и обеспечивать преимущество "своим" кандидатам в других;

· наделение отдельных групп граждан дополнительными голосами (подобная практика может наблюдаться на ранних этапах процесса демократизации однопартийных тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита пытается сохранить за собой контроль над законодательным органом). Например, первые альтернативные выборы, проведенные в СССР в 1989 г., наряду с голосованием в избирательных округах предусматривали выборы депутатов от общественных организаций членами этих организаций.

7. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.

8. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования), выражая тем самым свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть еще один негативный аспект: при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися. В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию выборов. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах (Австралия, Бельгия, Греция, Италия) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишение на определенный срок водительских прав. В Турции предусматривается лишение свободы.

Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение – Индия), одинаковостью всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинках.

9. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их расходуют на выборную кампанию.

Институт выборов и его роль в реализации принципов народовластия [01.12.13]

Говоря о содержании и предназначении избирательного права, нельзя обойти вопрос о понятии и видах выборов в Российской Федерации, так как именно регулирование отношений, связанных с их подготовкой и проведением, составляет главный смысл образующих данную подотрасль конституционного права норм. Отправным моментом в уяснении сущности и политико-правовой природы выборов служат положения Конституции РФ. В соответствии с ними выборы представляют собой:

  • во-первых, высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);
  • во-вторых, способ участия граждан в управлении делами государства, реализуемый посредством права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32);
  • в-третьих, императивный порядок замещения должности Президента РФ (ст. 81) и формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 96);
  • в-четвертых, необходимое средство осуществления местного самоуправления, предполагающее обязательное наличие выборных органов местного самоуправления (ст. 130).

Легальное определение выборов содержится в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ей выборы являются формой прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Федерации, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Для уяснения понятия выборов важна правовая позиция Конституционного Суда РФ. сформулированная в постановлении от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, подп. «а» п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Содержащаяся в данном постановлении трактовка выборов характеризует их как способ выявления воли народа и формирования соответствующих легитимных органов государственной власти и местного самоуправления, от его имени осуществляющих публичную власть. Для достижения указанных целей выборы должны быть основаны на приоритете воли большинства избирателей, принявших участие в голосовании.

Цель написания данной контрольной работы – рассмотрение сущности института выборов и его роли в реализации принципов народовластия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • дать определение сущности института выборов и его роли в реализации принципа народовластия при демократии;
  • описать специфику различных видов выборов;
  • установить соответствие между всеми возможными разновидностями избираемых институтов власти и видами выборов;

провести сравнительный анализ выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России.

1. Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов в России

Выборы непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной компании, в конечном счете, выражения воли народа, которая, отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти. Суверенитет народа, его роль как источника власти проявляются именно через выборы . институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. К выборам как процедуре демократического характера обращаются практически все общественные структуры современных государств. Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов. В демократических государствах законодательно закрепляются (с фиксированной) периодичностью выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру регулирует избирательное право, представляющее совокупность юридических норм., определяющих порядок организации и проведения выборов, подведения итогов голосования и другие стороны многогранного процесса выборов. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях.

Выделяют следующие функции выборов:

1. Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.

2. Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.

3. Включение граждан в в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.

4. Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.

4. Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.

6. контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованны демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство. Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверия выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса. Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет важное значение. Однако определение оптимального срока дело не простое. Приходится учитывать множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Различают:

  1. Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние ли единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и другие должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избирательные ими лица -выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верние палаты парлментов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др.
  2. Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призванны учавствовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся,когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за дострочного выбытия отдельных депутатов.
  3. Очередные и внеочередные выборы. Обычно такое деление относится к парламентсикм выборам. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

Полиархия опирается на семь основных институтов:

1) выборы должностного лица. Контроль за правительственными решениями закреплен за избранными должностными лицами;

2) свободные и честные выборы. Выборные должностные лица избираются на выборах, в ходе которых принуждение случается сравнительно редко;

3) всеобщее голосование. Практически все взрослое население имеет право голосовать на выборах;

4) право претендовать на выборную должность. Это право также предоставляется достаточно широкому кругу граждан, хотя возрастные ограничения в этом случае могут быть более жесткими;

5) свобода слова. Граждане имеют право выражать свое мнение без угрозы серьезного наказания по самому широкому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, режима и т.д.;

6) альтернативная информация. Граждане имеют доступ к источникам альтернативной информации, которые защищены законом;

7) независимость самоорганизации. Для обеспечения своих многообразных прав граждане имеют право на создание и присоединение к независимым ассоциациям, в том числе политическим партиям и группам интересов.

Неизбежность представительной системы в современном обществе стала политической аксиомой. Важнейшим же механизмом ее реализации являются выборы.

Все многообразие выборов может быть классифицировано по различным основаниям.

По уровню проведения выборов они разделяются на:

  • национальные;
  • региональные;
  • муниципальные.

В России на национальном (федеральном) уровне избираются Государственная Дума и Президент; на региональном уровне — законодательные органы государственной власти субъектов Федерации; на муниципальном уровне — представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

Учитывая также и горизонтальное структурирование власти в государстве (и, соответственно, разновидности избираемых институтов власти), можно выделить следующие их разновидности в России:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: