Сущность и функции принципов национального и международного права экзамен на судью

Обновлено: 19.04.2024

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов.

Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.

Что есть сейчас

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.

Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее:

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?

Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.

Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].

В соответствии со статьей 79 Конституции

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.

Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].

Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.

Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.

КС пишет об этой позиции:

…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…

Взаимосвязь международного и национального права

Взаимосвязь международного и национального права — примеры

Пятый вопрос подготовки

Вопрос под номером пять «Взаимосвязь, взаимовлияние и соотношение международного и национального права». Подготовка к экзамену на судью продолжается выяснением, какая у международного и национального права есть взаимосвязь. Предлагается также рассказать и о том, как эти категории влияют друг на друга и выяснить то, каким образом они соотносятся.

О соотношении

В первую очередь нужно сказать о том, что и то и другое право может быть положено в основу регулирования общественных отношений. В России признаются и действуют права, источником которых является международный договор, подписанный РФ. Те или иные обязательства, взятые на себя Российской Федерацией с подписанием договора, должны ей выполняться. А там, где есть какая-либо обязанность, есть и корреспондирующее ей право.

В качестве примера может подойти участие РФ в конвенциях. Возьмём к примеру конвенцию о соблюдении прав человека 1950 года (далее – Конвенция 1950). Так, Верховным судом РФ в 2013 году даже было издано специальное постановление, посвящённое этому документу.

Суд пояснил, что применение законодательства в России должно соответствовать духу Конвенции 1950 в прочтении Европейского суда по правам человека. Простыми словами, суды России, принимая то или иное «внутреннее» решение, должны руководствоваться позициями ЕСПЧ по делам с участием России. В тех случаях, когда решение принималось по соответствующим правам и обязанностям.

О решениях иностранных судов

Кроме того, нужно сказать пару слов о решениях судов, находящихся за пределами России. Эти суды могут принимать решения, затрагивающие права и обязанности РФ. Например, упомянутый уже ЕСПЧ. Раньше эти решения исполнялись довольно споро, но дело Юкоса внесло некоторые изменения. Впоследствии они вылились в поправки к Основному закону страны.

Поправки в Конституцию РФ изменили позиции международных и иностранных судов (а точнее их решений) в РФ. Теперь, для приведения решения такого суда в исполнение, нужно проверить, а соответствует ли оно Основному закону России. А не противоречит ли оно основам публичного российского правопорядка. Этим с 2020 года занимается Конституционный суд РФ по запросу (ст. 104.5 1-ФКЗ о Конституционном суде). Теперь, выплата той или иной компенсации или пересмотр дела, на которые указывает ЕСПЧ станут возможны после решения КС РФ.

О действии норм

Международные и внутренние нормы одинаково закрепляют права и создают обязанности в России, действуя параллельно. Международная норма может дополнять национальную. Так, статья 4 Конвенции устанавливает запрет на рабство. Действующее российское законодательство такого запрета не содержит, что с успехом замещается Конвенцией. Исключение, пожалуй, составляет Конституция Чеченской республики, содержащая прямой запрет на нахождение в рабстве (ч. 1 ст 19). Но этот акт не распространяется на всю Федерацию и действует только на территории Чечни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что международные нормы в известной степени дополняют национальные. Однако, такое дополнение, конечно же, является односторонним. Национальное законодательство никоим образом не затрагивает права и обязанности лиц, не находящихся под юрисдикцией России. Так, нельзя заставить соблюдать внутреннее российское зак-во, допустим, иностранных граждан, находящихся на территории своей страны. При этом, граждане такой страны, находясь на территории РФ всё же попадают под российскую юрисдикцию.

Кроме того, лица, попавшие под уголовное преследование на территории РФ зачастую скрываются от него в других странах. На этот случай существует ряд соглашений, подписанных Россией, предполагающих выдачу скрывающихся за границей. Это ст. 44 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.), ст. 16 Конвенции ООН против транснациональной оргпреступности (2000 г.) и другие. Эти нормы регулируют общие вопросы выдачи лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

В качестве примера можно привести экстрадицию бывшего министра Московской области А. Кузнецова, переданного России Францией в 2019 г.

Отдельно стоит упомянуть о приграничных соглашениях РФ. В силу глобализации и тесного переплетения населения и бизнеса в приграничных районах регулирование необходимо. На этот счёт в России существует специальный закон179-ФЗ «О приграничном сотрудничестве». Соглашения, заключаемые в соответствии с этим ФЗ не являются международными договорами (ст. 10 указанного федерального закона).

Перетекание

Норма, установленная м.д. имеет силу, большую, нежели российский закон. В случае, когда предмет регулирования совпадает, применяется международная норма. Это правило установлено Конституцией и дополнительно закреплено в ФЗ «О международных договорах РФ», номер 101-ФЗ.

Так, согласно этому закону, м.д. действует непосредственно, т.е., сам по себе тогда, когда принимать внутреннюю норму для этого не нужно. В ином случае нужен правовой акт от органа российской власти.

Кроме того, международный договор может предусматривать обязательство внести правки в национальное зак-во. А может и не предусматривать. Так, к примеру, Договор о патентном праве от 2000 года, подписанный РФ и ещё 41м гос-вом, не обязывает участников изменять внутренние нормы. Следовательно, Договор действует непосредственно и определяет права и обязанности лиц, участвующих в этих правоотношениях. Российские суды принимают решения в соответствии с буквой самого Договора.

Напротив, соглашения с ВТО, в которых участвует РФ не являются самоисполнимыми. Они требуют издания внутренних НПА, что неоднократно отмечали российские суды. Это вытекает из нужды адаптировать данную м. норму к российским реалиям.

О взаимосвязи

Основным моментом во взаимосвязи международных норм и внутреннего зак-ва является, по всей видимости, необходимость учёта м. соглашений при принятии того или иного НПА. Сюда же можно отнести и уже упомянутое принятие новых внутренних норм. Так случилось с присоединением России к Конвенции по борьбе ВОЗ против табака. Закон о присоединении был подписан в 2008 году. Впоследствии изданы 15-ФЗ от 23.02.2013 г. о защите граждан от табачного дыма и другие акты.

Таким образом, часть норм, содержащихся в антитабачной Конвенции перетекли в законодательство РФ. В частности, запрет на продажу табака несовершеннолетним (ст. 16 Конвенции и ст. 20 15-ФЗ). Ранее закон в России прямо не запрещал продавать детям сигареты.

Кроме того, о взаимосвязи могут свидетельствовать и отсылки к международным нормам, содержащиеся в действующем российском зак-ве. В качестве иллюстрации можно привести ст. 1231 Гражданского кодекса РФ. Тут речь идёт о том, что в РФ действуют исключительные права, установленные разного рода конвенциями. Например, Всемирной конвенцией об авторском праве, где есть статья V, регламентирующая вопросы перевода произведений автора. Некоторые нормы, установленные этой статьёй в зак-ве РФ отсутствуют, но применяются, в силу ст. 1231 ГК РФ. Таким исключительным правом автора в ст. V является его согласие на перевод своего произведения. В ГК РФ указание на такое право отсутствует, но есть норма о правах переводчика (лица, осуществившего иную переработку произведения).

Следовательно, если возникнет спор о согласии автора на перевод, суду нужно будет руководствоваться не только ГК РФ, но и упомянутой Конвенцией.

О влиянии российских норм на международное право

Здесь следует вести разговор о т.н. международном частном праве. В России его основы содержатся в разделе VI Гражданского кодекса, а также иных НПА. Эти правила применимы к отношениям, осложнённым иностранным элементом. Осложнение может заключаться в самой личности участника правоотношений (иностранцы), так и особенностями имущества (юридических фактов). И то и друге может находиться (возникнуть) за границей. Такое положение дел вынуждает прибегать к международным частноправовым нормам и требует отдельного регулирования, либо отсылки (коллизии). «Международность» права в этом случае вытекает как раз из осложнения и.э. – внутренние нормы могут создавать права и обязанности для иностранцев.

Ярким примером может являться п. 6 ст. 2 ФЗ О некоммерческих организациях. Тут содержится определение для НКО, осложнённого иностранным элементом — «иноагент». Лица, причисленные российским зак-вом к иностранным агентам получают значительное ущемление своих прав. Например, на основании только лишь причисления к таковым, в сети Интернет может быть заблокирован сайт этого лица. При этом не имеет значение наличие какой-либо вины в действиях этого лица. Достаточно факта получения денег из-за границы.

Тут следует сделать поправку на то, что главным вопросом является применимое право. Т.е., тому же суду нужно определиться, право какого государства нужно применять. Но это не относится к т.н. нормам непосредственного применения. Другое название таких норм — «сверхимперативные». Они не могут быть изменены ни выбором применимого права, ни соглашением сторон.

В качестве примера Т.Е. Абова, М.М. Богуславский и А.Г. Светланова в своём комментарии к ГК приводят статью 14 Семейного кодекса РФ. Несмотря на отсутствие указания в этой статье на иностранный элемент, она прямо запрещает брак при определённых обстоятельствах. И применимое право тут, по всей видимости, значения не имеет.

В качестве итога

Приведённые выше примеры демонстрируют взаимосвязь, взаимовлияние и соотношение международного и национального права.

Ещё по теме «Взаимосвязь международного и национального права»:

Национальное и международное право не могут существовать изолировано. Нормотворчество в международной правовой практике подвержено влиянию национальных правовых систем. Нормы национального права регламентируют реализацию внешней политики страны. Международное же право оказывает заметное влияние на национальное законодательство.

По проблеме соотношения национального и международного права в юридической науке сложились разные точки зрения, раскрываемые в рамках двух основных направлений:

Сторонники монистического подхода полагают, что национальное и международное право находятся в определенном соподчинении. Иными словами, либо национальное право господствует над международным, либо международное право преобладает над национальным. Концепция превосходства международного права над национальным правом получила более широкое распространение.

Сторонники дуалистического подхода признают параллельное существование системы национального и международного права. Они полагают, что правовые системы отдельных государств и международное право развиваются относительно независимо друг от друга, но, одновременно, находятся и в некоторой взаимосвязи.

Международное право – это система юридических принципов и норм, которые выражают согласованную волю соответствующих участников международных отношений и регулируют их взаимоотношения.

Основным источником межнационального права выступает международный нормативно-правовой договор, в котором отражается совместная позиция участников по определенным вопросам, представляющим их совместный интерес.

Международное право занимает наднациональное положение, оно явным образом не принадлежит ни одной из национальных правовых систем.


В части 4 статьи 15 Конституции России говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ выступают составной частью национальной правовой системы государства. Также указывается что, если международным договором (в котором участвует Россия) были установлены иные правила, нежели предусмотрены национальным законодательством, то применяются положения договора. Иными словами, нормам международного права отдается приоритет над положениями внутреннего национального законодательства.

Международное право в дополнение к национальным законам участвует и в защите прав и свобод человека и гражданина.


На современном этапе внутренний и внешний правопорядки оказываются тесно взаимосвязаны. Международное право наряду с национальным правом становится правом лишь с признанием свобод индивидов и их правосубъектности. Только в подобной правовой конфигурации возможны право, правопорядок и правовые отношения как во внутренних, так и во внешних делах.

В системе международного права выделяют международное публичное право и международное частное право. Первое регламентирует отношения между государствами, а второе – гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических либо юридических лиц, а также отношения по поводу находящегося за границей имущества.

Таким образом,национальное право и международное право формируют правовые основы для регулирования системы общественных отношений. Они находятся в тесной взаимосвязи.

Правовая система: понятие, признаки, виды.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - совокупность взаимосвязанных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее воздействие на общественные отношения и поведение людей.

Традиционно в мире выделяют четыре правовых системы: романо-германскую, англо-саксонскую, религиозную, традиционную.

Признаки:

2.Различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

3. Удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

4.Отражение состава юридических явлений;

5.Выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

6.Отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

8. Вхождение в единую взаимосогласованную систему.

Реализация права: понятие, формы, методы и принципы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА - это воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.

ФОРМЫ: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение- выражается в пассивном поведении субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом.

Исполнение- состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме.

МЕТОДЫ: убеждениеипринуждение.

Убеждение-включает в себя мероприятия, направленные на реализацию норм, которые носят воспитательный, разъяснительный и поощрительный характер.

Принуждение- включает в себя мероприятия, направленные на лишение субъектов, не выполняющих свои права, конкретных благ и применение физического насилия.

ПРИНЦИПЫ:1. Принцип законности 2. Принцип разумности и добросовестности 3. Принцип солидарности интересов и делового сотрудничества

Международное право –это отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующая взаимоотношения между государствами и иными субъектами международного общения.

Предметомправового регулирования международного права являются межгосударственные и немежгосударственные отношения (международные отношения).

К межгосударственным относятся отношения:

- между государствами и нациями, борющимися за независимость.

Международными немежгосударственными являются отношения:

- между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

- между международными организациями;

- между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой; - между физическими и юридическими лицами.

Функции международного права.

– стабилизирующая. С помощью норм международного права устанавливается определенный международный правопорядок, устанавливаются общеприемлемые стандарты поведения в различных сферах взаимоотношений;

– регулятивная. Проявляется в принятии государствами твердо установленных правил межгосударственного общения и сосуществования. Регулируя общественные отношения, международные правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями;

– охранительная. Проявляется в сложившемся механизме международной правовой защиты законных прав и интересов государств. Международное право содержит нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам поведения, установившимся в результате их многовекового общения. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

Общие принципы международного права: суверенное равенство государств и уважение прав, присущих суверенитету;

- неприменение силы или угрозы силой;

- территориальная целостность государства;

- международно-правовая ответственность в международном праве.

- невмешательство во внутренние дела государства;

- добровольность выполнения международных обязательств;

- уважение прав человека;

- право народов и наций на самоопределение.

Суверенное равенство государств и уважение прав, присущих суверенитету означает, что все государства на международной арене равны. Это соответствует статье 18 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится, что в своей внешней политике Республика Беларусь исходит из принципов равенства.

Неприменения силы или угрозы силой также соответствует статье 18 Конституции Республики Беларусь и означает, что все государства международные споры должны разрешать только мирным путем.

Территориальная целостность государства означает, что никто не имеет права без соответствующего на то решения государства распоряжаться его территорией.

Нерушимость границ соответствует статье 18 Конституции Республики Беларусь и означает, что никто (ни физические, ни юридические лица) не имеет права без соответствующего на то разрешения государства пересекать их границу.

Разоружение означает, что все государства должны стремиться к такому международному сожительству, чтобы вооруженные силы никогда не понадобились для защиты их суверенитета.

Это соответствует статье 18 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится, что Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.

Международно-правовая ответственность означает, что нарушение международно-правовых норм влечет за это наказание, применение санкций.

Виды ответственности государства: - нематериальная; - материальная.

К нематериальным относятся:

Сатисфакция– действие государства-нарушителя, направленное на восстановление чести и достоинства потерпевшего государства. Она осуществляется в следующих формах:

– извинение от имени главы государства и главы правительства государства-нарушителя;

– отзыв должностного лица, оскорбившего другое государство, привлечение его к ответственности по национальному законодательству.

Ресторация – восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства). Государство также может применить контрмеры (ответные меры) в ответ на нарушение международного обязательства в форме реторсии или репрессалий.

Реторсия – ответная мера, аналогичная по объему и содержанию той, которую применило государство-нарушитель. (Например, повышение таможенных пошлин в ответ на их повышение другим государством).

Репрессалии – индивидуальные принудительные меры потерпевшего государства в ответ на нарушение международного обязательства (приостановление экономических соглашений с государством нарушителем, разрыв дипломатических отношений с отзывом дипломатического представительства и т.д.). Применение вооруженных репрессалий – военных действий против государстванарушителя запрещается.

К материальной ответственности относятся:

1) репарация (денежное возмещение ущерба);

2) реституция (возвращение вывезенных культурных и иных ценностей).

Если культурные ценности уничтожены или испорчены применяется субституция– замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение.

Решение о введении санкций против государства-нарушителя принимает Совет Безопасности ООН. Резолюция считается принятой, если за нее проголосовало 5 постоянных членов и 4 непостоянных.

В санкциях против нарушителя участвуют все государства.

Если такие санкции не помогают, Совет Безопасности ООН принимает резолюцию о введении военных санкций (применение вооруженных сил ООН). Впервые военные санкции были применены в 1991 г. к Ираку за агрессию против Кувейта.

После прекращения международного преступления государство-нарушитель привлекается в нематериальной и материальной ответственности, а физические лица- исполнители к уголовной ответственности.

Суд осуществляет Международный трибунал.

Впервые такой суд был создан на основе Лондонского соглашения от 8 августа 1945 г., заключенного СССР, Англией, и Францией для суда над главными военными преступниками ІІ мировой войны.

В 1993 г. на основе резолюции 827 Совета Безопасности ООН утвержден Международный трибунал для суда над лицами, виновными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

К 2001 г. Международный трибунал приговорил 7 человек к различным срокам лишения свободы за этнические чистки, убийства гражданского населения в период вооруженных конфликтов в Боснии, Хорватии, Герцеговине в 1992–1994 гг.

В 1998 г. принята Конвенция о Международном уголовном суде, вступившая в силу в 2002 г., юрисдикция которого будет распространяться на такие преступления, как агрессия, военные преступления, геноцид, преступления против человечества.

Невмешательство во внутренние дела государства соответствует статье 18 Конституции Республики Беларусь и означает, что поскольку Республика Беларусь не вмешивается в дела других государств, то и другие государства не должны вмешиваться во внутренние дела Республики Беларусь.

Сотрудничество государств означает, что все государства на международной арене должны взаимовыгодно сотрудничать друг с другом в экономических и политических целях.

Добровольность выполнения международных обязательств означает, что каждое государство подписывает тот или иной международный договор или соглашение только добровольно и поэтому эти взятые обязательства государство добровольно выполняет.

Уважения прав человека означает, что обеспечение прав и свобод граждан любого государства является высшей целью этого государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Право народов и наций на самоопределение означает, что все народы и нации могут самостоятельно определять исторический ход своего развития, могут объединяться с другими государствами и народами, могут образовывать самостоятельные государства, вплоть до отделения от уже существующих государств.

Международное гуманитарное право является одним из институтов международного права.

Под международным гуманитарным правом понимается система юридических норм, регулирующих как международные, так и немеждународные отношения при вооруженных конфликтах, устанавливающих принципы, взаимные права и обязанности субъектов международного права по запрещению или ограничению применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы и ответственность за нарушение этих принципов и норм.

Международное гуманитарное право основано на интересах, которые государства согласовывают на международном уровне для усиления защиты от последствий войны, в условиях когда национальные законодательные системы являются недостаточно эффективными.

Международное гуманитарное право выполняет следующие функции:

– организационную; – превентивную; – защитную.

Организационная функция обеспечивает упорядочение отношений между сторонами вооруженных конфликтов.

Превентивная функция обеспечивает ограничение суверенитета государств-участников в части применения определенных средств, способов и методов ведения войны.

Защитная функция обеспечивает предоставление покровительства (защиту) различным категориям граждан.

Принципы международного гуманитарного правакак таковые в едином международном нормативном правовом акте не закреплены. Они выводятся из ряда конкретных правовых норм, закрепленных в различных международных документах.

Принципы международного гуманитарного права:

– ответственность за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права;

– ограничения воюющих в выборе средств вооруженной борьбы; – защита окружающей среды.

Принцип гуманностив международном гуманитарном праве означает запрещение применения такого военного насилия, которое не является необходимым для целей войны. Это один из самых старейших принципов. В Санкт-Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 11 декабря 1868 г. говорилось о необходимости установления «технических границ, в которых потребности войны должны оставаться перед требованиями человеколюбия», а «успехи цивилизации должны иметь последствием уменьшение по возможности бедствий войны».

Принцип гуманности является обобщенным принципом международного гуманитарного права. Другие принципы только конкретизируют данный принцип, продолжают его.

Принцип гуманности распространяется на все стороны поведения воюющих. В ст. 13 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. излагается требование для воюющих – «всегда обращаться гуманно» с военнопленными. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. устанавливает обязанность обеспечить раненым и больным необходимый уход, оградить их от ограбления и дурного обращения и т.д. Ст. 1 Дополнительного протокола 1 содержит положение о необходимости исходить воюющим сторонам «из принципов гумманости».

Принцип недопустимости дискриминации означает, что воюющие стороны при любых обстоятельствах не должны в своих действиях допускать дискриминацию, т.е. изменять свое отношение к воюющим по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, имущественного положения и т.д.

В ст. 9 Дополнительного протокола 1 устанавливается, что этот протокол направлен на защиту всех лиц «без какого-либо неблагоприятного различия по причинам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или другого статуса, либо любых аналогичных критериев».

В ст. 3 каждой их четырех Женевских конвенций 1949 г. в числе минимума прав, который должен быть гарантирован жертвам войны, названо гуманное обращение без всякой дискриминации.

Под принципом ответственности за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права понимается установленная международно-правовая ответственность государств и физических лиц за нарушение этих норм и принципов.

В соответствии с этим принципом и в соответствии с п. 1 статей 49, 50, 129, 146 всех четырех Женевских конвенций 1949 г., государства-участники должны «ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения» Женевских конвенций.

В соответствии с п. 3 статей 49, 50, 129, 146 всех четырех Женевских конвенций 1949 г. государства-участники должны предпринимать все необходимые меры для пресечения серьезных нарушений и всех иных действий, противоречащих их положениям. Конкретные наказания за несоблюдения этих положений Женевскими конвенциями для физических лиц не определены. Эти наказания могут быть установлены государствами-участниками в своем национальном законодательстве и предусматривать дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

В ст. 12 третьей Женевской конвенции закреплено, что «независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену Держава несет ответственность за обращение с военнопленными».

Под принципом ограничения воюющих в выборе средств вооруженной борьбы понимается, что «в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным» (п. 1 ст. 35 Дополнительного протокола 1).

Данный принцип впервые был сформулирован в Санкт-Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 11 декабря 1868 г. В этой декларации говорилось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля» и что для достижения этой цели «достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей».

Под принципом защиты окружающей среды понимается такое ведение военных действий, при которых проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговечного и серьезного ущерба. Эта защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить такой вред и тем самым нанести ущерб здоровью или выживанию населения.

Принципы, обеспечивающие защиту прав участников вооруженных конфликтов:

- неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в боевых действиях;

- ограничения по объектам.

Принцип защиты прав означает, что государства должны как на национальном, так и международном уровне обеспечить защиту всех лиц (комбатантов и некомбатантов), оказавшихся в их власти.

При выполнении этого принципа необходимо учитывать, что:

– пленный находится не во власти войск, захвативших его, а во власти государства, к которому относятся эти войска;

– государство несет ответственность за лиц, захваченных ими в плен;

– военнопленные, так как они лишены естественной защиты, должны быть обеспечены международной защитой.

Под естественной защитой понимается защита государства гражданином которого является данное лицо. Под международной защитой – защита державы покровительницы или Международного комитета красного креста (МККК).

Принцип неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в боевых действиях, означает, что:

– убивать можно только солдата, который сам готов убивать. Павший на поле боя неприкосновенен, так же как и противник, сдающийся в плен, имеет право на сохранение жизни.

– каждый, в том числе и противник, имеет право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой частью его личности.

К лицам, прекратившим принимать непосредственное участие в боевых действиях, относятся: раненые, больные, военнопленные, парламентеры и т.д.

Принцип неприкосновенность некомбатантов означает, что к лицам, личному составу (медицинский персонал, духовенство и т.д.), оказывающих помощь своим вооруженным силам, непосредственно не участвующих в боевых действиях, не может применяться оружие, и эти лица должны пользоваться уважением и покровительством со стороны противника при всех обстоятельствах, за исключением их непосредственного участия в боевых действиях.

Принцип ненападения означает, что гражданское население, а также отдельные граждане не должны являться объектами для нападения.

Принцип ограничения по объектам означает, что боевые действия должны вестись только с войсками и в отношении тех объектов, где эти войска расположены.

Еще в Санкт-Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 11 декабря 1868 г. говорилось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении сил неприятеля».

Первоначально этот принцип развивался только как принцип, ограничивающий воюющих в выборе средств и методов ведения войны, а затем уже как принцип, направленный на усиление защиты гражданского населения.

Этот принцип означает следующее:

– нападения должны быть строго ограничены военными объектами;

– нападения на необороняемые местности и объекты гражданского назначения запрещаются;

– враждебные акты, направленные против зданий, где проводятся научные исследования или расположены благотворительные учреждения, против исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культов, которые составляют культурное или духовное наследие, запрещаются;

– нападения на установки и сооружения, если это может вызвать освобождение опасных для гражданского населения сил запрещаются;

– гражданское население не должно использоваться для защиты военных объектов от нападения.

Международное право подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регулируют крупные сферы международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регулирующих относительно обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

В международном праве сформировались следующие отрасли права:

- право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподобных формирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правоприемства);

- право международных договоров;

- право международных организаций;

- право международных конференций и совещаний;

- право внешних сношений;

- право международной безопасности;

- международное гуманитарное право;

- международное право в период международных конфликтов; - право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

- международное морское право;

- международное воздушное право;

- международное космическое право;

- международное атомное право; - право охраны окружающей среды; - международное экономическое право.

Ученые подразделяют международное право на: международное публичное право и международное частное право.

Международное публичное праворегулирует отношения между государствами и другими субъектами международного общения.

Международное частное право регулирует гражданскоправовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных предприятий и граждан.

В мире есть две основные концепции соотношения международного и национального права. Первая концепция. Монистическая концепция. Она исходит из примата приоритета одной системы права над другой. Тут возможно два варианта: а) Международное право сильнее, чем право национальное. б) Национальное право сильнее, чем право международное.

Вторая концепция. Дуалистическая концепция. Ни одно право не сильнее, чем другое, есть какие-то правила, по которым они взаимодействуют. Это не просто концепции каких-то учёных, это отражение позиции государства по вопросу о допуске международного права во внутренние отношения.

Принципиальная разница: либо действует международное право на территории государство, либо на определённом этапе всё, граница – и дальше национальное действует. Российская Федерация придерживает дуалистической концепции. Конституция, статья 15 часть 4: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её (РФ) правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем законом, то применяются правила международного договора». Казалось бы – тут бы и монистическая концепция с приматом международного права. Однако это не так. Первое. Общепризнанные. В международном праве нет понятия «общепризнанные». Возникает вопрос – а что же это тогда такое. Общепризнанное – это, очевидно, признанное всеми.

В РФ общепризнанными считаются Всеобщая Декларация прав человека (которая вообще не норма), пакты о правах человека, которых по 110 участников (а всего в мире 220-230, то есть половина), Европейская Конвенция о правах человека (в которой 50 участников и которую не признаёт ни арабский мир, ни азиатский, ни Африка, не говоря уж о Латинской Америке), документы Евросоюза (которые для России не обязательны) и некоторые другие. В международном праве есть основные принципы международного права. Их можно считать общепризнанными, но у них есть своё наименование – они «основные» принципы.

Второе. Общепризнанные принципы. Что такое принципы? Это основные начала, руководящие идеи и прочее. Принципы – это, по большому счёту, правила поведения, сформулированное широко и распространяющееся на всех. В общем, обычные нормы права, только широко сформулированные и с повышенной силой. Общепризнанные принципы – это нормы международного права, сформулированные широко и с повышенной юридической силой. То есть все остальные нормы должны им соответствовать (императивные нормы).

Третье. Общепризнанные нормы. В чём разница между общепризнанным принципом и общепризнанной нормой? По большому счёту, ни в чём. Ведь принципы – это те же нормы.

Четвёртое. «И международные договоры РФ». Получается, что общепризнанные принципы и нормы не могут быть записаны в международном договоре – ибо это разные вещи.

Пятое. Являются составной частью правовой системы. Что такое правовая система? Что в неё входит? Одни говорят, что в неё входят правоотношения. Другие говорят, что нет – входят механизмы правового регулирования. Третьи говорят – нет, там только правоприменительные акты. В общем, мнений очень много.

Что имелось в виду в Конституции? В правовую систему как минимум должны входить нормы права. Какие нормы права? Какой у нас выбор: национальное право РФ, международное право и иностранное право. Что же может входить в правовую систему РФ? Национальное право очевидно, что входит. Международное право входит, потому как в Конституции написано, что входят. Какие нормы входят из международного права?

а) Нормы всего международного права или не всего. Очевидно, что в правовую систему РФ входят только нормы международного права, относящиеся к Российской Федерации.

б) Международные договоры входят. А что с остальными тремя источниками международного права? Здесь два варианта – входят или не входят.

Авторы, конечно, знали про существование источников, но особенно указали международные договоры – чтобы про них не забыли точно, ибо все само собой входят, но международные договоры – это особенно важно, не забыть включить международные договоры. Поэтому для РФ обязательны те международные нормы, которые обязательны для РФ. Поэтому в правовую систему РФ входят не только международные договоры, но и иные источники, которые обязательны для РФ. Таким образом, в правовую систему РФ входят нормы национального российского права и нормы международного права, которые обязательны для РФ.

Если иные правила в международном договоре, чем в законе РФ – то применяются нормы международного права. Казалось бы – вот она, монистическая теория с приматом международного права. А на самом деле это не так. Почему нет:

а) у международного права четыре источника, а перед законом сильнее из них только один (ибо про три другие ничего не сказано).

б) сильнее ли любого закона международный договор? Есть исключение – Конституция. Следовательно, договор не сильнее, чем Конституция (которая, в свою очередь, тоже написана в соответствии с международными договорами).

в) Договор не всегда сильнее закона (не по жизни сильнее), а только в случае правоприменения. Договором закон не отменяют, просто применяют его, а не закон.

Таким образом, у нас не монистическая концепция, а дуалистическая. Наша дуалистическая концепция исходит из того, что есть два права – международное и национальное. И международное право может непосредственно действовать внутри страны. Во многих странах частично монистическая и частично дуалистическая. Скажем, для членов Евросоюза – для норм международного права у них дуализм, а для норм Европейского права – тут монистическая теория, потому как нормы права Евросоюза сильнее, чем национальные конституции.

Теория трансформации.Сторонники теории трансформации исходят из невозможности действия норм международного права внутри страны. Они считают, что когда государство ратифицирует международный договор, оно тем самым создаёт во внутреннем праве нормы, аналогичные нормам международного договора. Они-то (трансформационные нормы) и действуют внутри страны. Применяются не договоры, а трансформационные нормы, которые созданы в праве путём трансформации.

1. Во-первых, в теории трансформации говорится только о международных договорах. А у международного права четыре источника. А три остальные что, не трансформируются?
2.Во-вторых, даже договоры не все трансформируются, а только ратифицированные. А это вообще ещё меньше.
3. И, в-третьих, нет в российском нормотворчестве такого способа создания внутренних норм, как трансформация.

Сторонники говорят, что есть генеральная трансформация – всё, что входит в российскую систему, всё трансформируется. Но здесь не трансформация, а обычная имплементация. В общем, давайте будем считать, что теория трансформации не права в принципе. Потому как ничего не надо больше, чтобы действовали международные нормы, только чтобы указало государство, что они действуют.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: