Существуют ли правовые системы непризнанных государств

Обновлено: 19.04.2024

Что значит непризнанные государства?

По мнению правоведов и политологов непризнанные государства — это государственные образования, формирование которых не поддержали на международной арене и их мнение как отдельных субъектов не влияет на решение глобальных вопросов. Кроме отсутствия международного признания, в остальном такие образования имеют все признаки государственности: единую территорию, систему права и управления, вооруженные силы, наличие внутреннего суверенитета.

По мнению доктора политических наук Андрея Большакова, называть непризнанные государства самопровозглашенными, квазигосударствами и в иных вариациях — неправильно.

Непризнанные государства образуются путем выхода из уже сложившегося государства — сепарации. Этот процесс преследует одну из двух целей: новое образование хочет стать самостоятельным и независимым государством либо стать частью другой страны

Государства, не получившие признания от мирового сообщества, в итоге могут либо так и существовать в переходном статусе, либо стать полностью независимыми.


Какие государства входят в список непризнанных?

Количество непризнанных стран по разным источникам колеблется от 160 до 190 — зависит от того, включать ли в список только государства, которые никто не признает, или также учитывать частично непризнанные.

Самыми известными среди государств, не получивших международное признание, стали:

  • Приднестровская Молдавская Республика;
  • Абхазия;
  • Южная Осетия;
  • Косово;
  • Турецкая Республика Северного Кипра;
  • Нагорно-Карабахская Республика;
  • Южный Курдистан.


Что значит «признать государство»?

Признание — выражение поддержки, готовности вести дипломатические и иные отношения. Однако признать новое государство можно в двух вариантах:

- Де-юре (по праву). Это означает, что признающее государство полностью одобряет создание нового субъекта международных отношений и готово вести с ним дела; стороны обмениваются соглашениями о сотрудничестве и устанавливают стабильные политические отношения.

- Де-факто (фактически). Это так называемое «неполное» признание. Между государствами не устанавливаются постоянные отношения в сфере дипломатии или экономики — контакты между ними носят периодический характер, поскольку признана фактически только власть над определенной территорией.

Признавать или нет новое государственное образование независимым и самодостаточным, каждое государство решает самостоятельно. Обычно признание происходит принятием соответствующего акта — как его принимать, решает государство. Например Франция признала статус Нагорного Карабаха путем голосования в правительстве — по итогам была принята соответствующая резолюция.

В настоящее время признание либо непризнание мировым сообществом той или иной территории в качестве независимого государства нельзя игнорировать - это принципиальный показатель состоявшегося процесса суверенного закрепления публичной власти в государственно-организованном обществе.

Тем не менee, к реалиям современного мира относят ситуации, при которых ряд образований с элементами государственности, оспаривающих свою принадлежность к «материнским странам», претендуют на создание собственных государств и таковыми себя считают. Среди современных государство подобных образований, не входящих в ООН, но претендующих на официальный государственный статус, выделяются:

- частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию (Абхазия, Косово, Южная Осетия, Тайвань, Северный Кипр);

- частично признанные государства, контролирующие часть своей территории (Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика);

- непризнанные государства, фактически контролирующие свою территорию (Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Сомалиленд).

Такие государственно подобные структуры обладают практически всеми атрибутами государственной власти, в том числе законодательно-представительными и правоприменяющими учреждениями. Нередко их правовые системы качественно отличаются от государств, в состав которых они формально должны входить, и этот разрыв продолжает усиливаться.

Так, до фактического самовыделения Приднестровской Молдавской Республики из состава Молдавии на территории ПМР действовало законодательство Молдавской ССР, позже - ССР Молдова. С 2 сентября 1990 года (день одностороннего провозглашения независимости Приднестровья) их системы законодательства начали развиваться вне друг от друга и различие между «материнской» и отколовшейся правовыми системами все более возрастает. Если новое право Республики Молдова ориентируется на традиции романской правовой семьи континентального (европейского) права, то, законодательство Приднестровья с момента провозглашенной государственности следовало в целом российскому образцу. В литературе констатируется, в частности, что «особенностью правового режима территории ПМР являются значительное ограничение (почти отсутствие) влияния правовой системы Молдовы и действие на территории Левобережья Приднестровья, помимо законов ПМР, законов СССР и преломленных через акты органов ПМР законов РФ (без какой бы то ни было официальной инициативы России)».

В ноябре 1983 года в северо-восточной части острова Кипр, оккупированной турецкими вооруженными силами, была провозглашена «Турецкая республика Северный Кипр», признанная в настоящее время только Турцией. Несмотря на международную изоляцию, эта территория пытается осуществлять собственную государственно-правовую политику, создав структуры собственной законодательной, исполнительной и судебной власти в рамках замкнутой правовой системы, ориентированной на принципы и институты турецкого права.

Подобные непризнанные государства с собственными пра­вотворческими органами и законодательством могут существовать десятилетиями. В частности, нынешняя правовая система Тайваня - острова, который его власти официально называют «Китайской Республикой», уже почти 60 лет является «наследницей» правовой системы континентального Китая, имея основой принципы и институты германской правовой семьи континентального (европейского) права, при наличии некоторых элементов англо-американского права. Исторически на правосознание и правовую культуру населения острова в определенной степени влияют кон­фуцианские традиции китайцев.

В материковом Китае считают, что Тайвань должен признать КНР и по формуле «мирное объединение и одно государство - два строя» стать особым административным районом Китая под юрисдикцией единого правительства, получив право на высокую степень самоуправления с сохранением своей социальной системы. Однако, как отмечают авторы современного исследования политической системы и права КНР, Тайвань, оставаясь юридически провинцией Китая, является «фактически независимым государственным образованием, присвоившим себе название, конституцию и атрибуты государственной власти Китайской Республики 1912-1949 гг.». В свою очередь, власти «Китайской Республики» предлага­ют свою формулу объединения - «одна страна, два правительства», настаивая на ведении разговора между «двумя равными партнерами», осуществляющими эффективный контроль над «соответствующими территориями».

В то время как Китайская Народная Республика, исходя из идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, строит «социалистическое правовое государство с китайской спецификой», на Тайване продолжает действовать Конституция Китайской Республики 1946 года. В соответствии с ней высшим представительным органом является Национальное собрание, решающее конституционные вопросы и избирающее президента и вице-президента. Также отдельно действуют Законодательная и Судебные палаты, занимающиеся разработкой новых законов и дополнений к конституции, и Исполнительная палата - правительство. Многие кодексы разработаны под сильным влиянием германского, швейцарского и японского права и введены в действие еще в 20-30-е годы прошлого столетия. Впоследствии эти законы были модифицированы и сведены в Люфа цюаньшу - «Полную книгу шести законов», в которую вошли законодательные нормы, сгруппированные по следующим отраслям: конституционное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное и административное право.

Как конституция, так и основные кодексы Тайваня подверглись в конце минувшего столетия определенным изменениям, последовавшими за переменами в этом образовании после изоляции на международной арене. Военно-авторитарный режим с середины 80-х годов начал постепенно размываться, стали возникать оппозиционные правившему Гоминьдану партии, и в настоящее время политическая система Тайваня приобрела более демократические черты. В частности, возрастают полномочия президента при одновременном повышении роли Законодательной палаты, получившей функцию контроля над деятельностью правительства.

Около десятка государственных образований являются самостоятельными государствами фактически, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным их количеством, и статус их спорен.

Это, в частности, группа непризнанных и частично признанных государств и территорий, в числе которых находятся следующие:

С 1949 г. – Китайская Республика (большинство государств признаёт частью Китайской Народной Республики).

С 1974 г. – Турецкая Республика Северного Кипра (большинство государств признаёт частью Республики Кипр).

С 1991 г. – Сомалиленд (не имеет дипломатического признания, все государства признают частью Сомали).

С 1991 г. – Нагорно-Карабахская Республика (большинство государств признаёт частью Азербайджана).

С 1991 г. – Республика Южная Осетия (большинство государств признаёт частью Грузии).

С 1992 г. – Приднестровская Молдавская Республика (большинство государств признаёт Приднестровье частью Молдавия Молдавии).

С 1994 г. – Республика Абхазия (большинство государств признаёт частью Грузии).

С 2008 г. – Республика Косово (большинство государств признаёт частью Сербии).

С 2014 г. – Республика Крым (большинство государств признаёт частью Украины).

С 2014 г. – Донецкая Народная Республика – непризнанное государство, провозглашённое в ходе Украинского кризиса и Донецкого общеобластного референдума. По конституции Украины входит в состав Украины как Донецкая область.

С 2014 г. – Луганская Народная Республика – непризнанное государство, провозглашённое в ходе Украинского кризиса и Луганского общеобластного референдума. По конституции Украины входит в состав Украины как Луганская область.

Непризнанные государства – общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств-членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН.

Частично признанные государства – государства, «не признанные ООН, но признанные государствами-членами ООН», таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств. Под непризнанием ООН имеется в виду фактическая невозможность принятия государства в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приёма требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств-членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов – Великобритания, Китайская Народная Республика, Россия, США и Франция – могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в 2/3. Сама по себе Организация Объединённых Наций с юридической точки зрения не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство, так как данные вопросы относятся к прерогативе суверенных государств и их правительств. К тому же следует учитывать, что нахождение в составе ООН на самом деле не имеет значения для того, чтобы считать государство признанным на уровне этой организации, для получения такого признания и возможности участвовать в организациях под эгидой ООН достаточно обладать статусом государства-наблюдателя, который присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее ООН, решение принимается простым большинством. Такой статус есть у Святого Престола (Ватикана) и Государства Палестина.

Непризнанные государства могут характеризоваться другими государствами как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории. Точно такие же характеристики получают и частично признанные государства от тех государств и/или международных организаций, которые не поддерживают их признание.

Таким образом, в настоящее время нахождение в ООН в качестве члена или наблюдателя может рассматриваться как признак того, что государство имеет в мире широкое дипломатическое признание. Существуют государства-члены ООН, признанные не всеми другими государствами-членами ООН.

Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств – провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых признаков государств.

Не все непризнанные государства обозначают полную независимость и международное признание как конечную цель своего провозглашения. Часть государств стремится получить юридическое признание для возможного объединения с другим государством. Часть государств рассматривает свой де-факто независимый статус как переходный до заключения соглашения с центральным правительством об условиях существования в качестве автономии внутри единого государства (в начале 1990-х годов Республика Гагаузия в Молдове, многие российские республики, а в настоящее время – автономные государства на территории Сомали).

Непризнанные государства появляются из-за отсутствия правовой преемственности с предшествующими государственными образованиями.

Условно по способу возникновения их можно разделить на:

Государства, образовавшиеся в результате революций.

Государства, образовавшиеся в результате национально-освободительной борьбы (сепаратизма). Например, к их числу относят самопровозглашённые государства, т.е. те, что специальной декларацией, законом или межгосударственным договором заявили о своей независимости: государства, провозгласившие независимость и государственный суверенитет после распада СССР. Как правило, они не сразу получают международно-правовое признание.

Государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения. Например: Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германия; Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея; Демократическая Республика Вьетнам и Государство Вьетнам, Китайская Народная Республика и Китайская Республика. Такие государства первоначально не признают друг друга.

Государства, возникшие из-за получения независимости бывших колоний от метрополии.

Государства, возникшие из-за внешнеполитических игр признанных государств. Например: буферные государства: Дальневосточная республика, Маньчжоу-го и др., синоним – марионеточное государство: Независимое государство Хорватия, Независимое государство Словакия, Балтийские страны после смены государственного строя в июле 1940 г. и др., а также так называемые бантустаны: Транскей, Венда, Бопутатсвана и Сискей.

Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 1990-х годов в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Гагаузия, Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово). Возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определён, что, однако, не мешает их существованию. Большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения.

Гагаузия в конце 1994 г. вошла в состав Молдавии в качестве автономии. В 1995 г. контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия. В 2000 г. Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Чеченская Республика Ичкерия.

В 2001 г. постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2).

В 2008 г. Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Республика Южная Осетия.

В 2009 г. Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам.

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Республика Крым.

Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют: Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Республика Косово, Государство Палестина.

Непризнанные государства: Территория бывшего СССР – Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика. Территория Сомали – Сомалиленд.

Государства-члены ООН, не признаваемые некоторыми другими государствами.

В некоторых случаях одно государство-член ООН может не признаваться одним или несколькими другими государствами, несмотря на членство в одной организации. К примеру, Государство Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств, но при этом признаётся мусульманскими Египтом, Иорданией, а также Турцией и рядом других государств. В свою очередь, Китайская Народная Республика не признаётся государствами, признающими Китайскую Республику. КНДР не признаётся Республикой Корея, а Республика Корея не признаётся КНДР.

Мальтийский орден – это государствоподобное образование, имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Также существует 1 территория с неопределённым статусом. Западная Сахара – бывшая испанская колония Испанская Сахара, согласно Декларации ООН № 1514 должна была получить независимость, однако в 1975 г. была в нарушение пункта 6 указанной декларации разделена между Марокко и Мавританией. После войны в Западной Сахаре большая часть (включая практически всё побережье) аннексирована Марокко, контроль над остальной частью осуществляет частично признанная Сахарская Арабская Демократическая Республика.

Во многих частях света существуют регионы, население которых борется за признание их самостоятельной государственности.


Далеко не все страны мира признаны мировым сообществом — клубом уже признавших друг друга стран, в качестве независимых государств. Есть список стран мира, а также список стран ООН. А есть страны, которых в этих списках нет, но фактически они существуют, говорят о своей государственности и даже признаны некоторыми другими странами. Однако каждый такой случай следует рассматривать индивидуально: слишком разные истории, подоплека, причины и следствия, степень независимости и уровень поддержки как внутри провозглашенных границ, так и вне их. Все непризнанные или частично признанные государства сильно отличаются друг от друга и находятся в одном списке в высшей степени условно.

Непризнанное государство — это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений. Они не имеют дипломатического признания со стороны большинства государств-членов Организации Объединённых Наций, а их территория, как правило, расценивается общепризнанными государствами как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН.

Частично признанные государства — государства, не признанные ООН, но признанные государствами-членами ООН, таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств [1].

Под непризнанием ООН политологи имеют в виду фактическую невозможность принятия государства в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приёма требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств-членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов — Великобритания, Франция, США, Китайская Народная Республика и Россия — могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети. Сама по себе Организация Объединённых Наций с юридической точки зрения не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство, так как данные вопросы относятся к прерогативе суверенных государств и их правительств. К тому же следует учитывать, что нахождение в составе ООН на самом деле не имеет значения для того, чтобы считать государство признанным на уровне этой организации, для получения такого признания и возможности участвовать в организациях под эгидой ООН достаточно обладать статусом государства-наблюдателя, который присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее ООН, решение принимается простым большинством. Такой статус есть у Ватикана, до 2000 года был у Швейцарии, при этом эти государства всегда считались признанными. Такой же статус с декабря 2012 года у частично признанного Государства Палестина [3].

Непризнанные государства могут характеризоваться другими государствами как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории. Точно такие же характеристики получают и частично признанные государства от тех государств и/или международных организаций, которые не поддерживают их признание.

Понятие «непризнанное государство» условно. На самом деле к ним обычно относят и частично признанные государства. Так, по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства и частично признанные государства, некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации.

Подобные типологии несовершенны, но их отсутствие еще больше затруднило бы изучение феномена непризнанных государств. Идеальные типы часто не совпадают с динамикой реальных процессов и иногда носят весьма условный характер.

Непризнанные государства − политический феномен, возникший после Второй мировой войны вследствие неразрешимого противоречия двух основополагающих норм международного права − права наций на самоопределение и принципа нерушимости границ. Именно оно и делает возможным постоянное появление все новых непризнанных образований [2].

Целесообразно изучать непризнанные государства в контексте конфликтов и кризисов, в результате которых они возникли. Такой подход позволяет свести к минимуму издержки, связанные с анализом перспектив развития подобных государственных образований, сохраняя контекст исследуемого феномена.

Непризнанные государства могут быть разделены на типы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств — контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа:

‒ непризнанные государства с полным контролем своей территории.

‒ непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично.

‒ образования под протекторатом международного сообщества.

‒ квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы и имитирующие некоторые черты государственности (чаще всего не относят к непризнанным государствам, а к самопровозглашённым автономиям).

Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты (за исключением стран, признавших его). Непризнанное государство зачастую рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие.

С другой стороны, они обладают определёнными чертами государственности, что влечет за собой появления у них правосубъектности. Говоря о необходимых составляющих для появления и существования непризнанных государств, следует опираться на общие признаки государственности. Ведь, как мы знаем, многие сегодняшние общепризнанные страны в своё время также проходили тяжёлый путь принятия факта их суверенитета и независимости другими участниками международной арены (а некоторые другие — частично признанные проходят этот путь прямо сейчас). Так, Соединённые Штаты Америки и сами ещё в XVIII веке отстояли независимость от Британской метрополии (а Российская империя стала одной из первых стран, признавших право штатов на самостоятельность). Поэтому вполне закономерно, что все особенности, присущие государствам-членам ООН тесно перекликаются с особенностями непризнанных государств (по сути, непризнанное государство от признанного должно отличать лишь отсутствие подписи о признании независимости со стороны других стран и наличия официальных дипломатических отношений с ними).

Здесь подобным образом мною определяется 2 вида признаков государства: обязательные (отсутствие которых не позволяет говорить о государственности образования) и дополнительные (отсутствие которых вполне допустимо, однако их наличие даёт больше оснований говорить о состоятельности того или иного государственного образования). К обязательным относятся такие признаки, как: наличие собственной территории с постоянно проживающим на ней населением; государственные символы (в число которых могут входить официальное название, флаг, герб, гимн, печать, девиз, знамя и многие другие, возможно временное использование символов других государств); органы государственного управления (администрация, фискальная система, правоохранительные органы и другие); относительная обороноспособность (для неё необходимы такие силы внешней защиты, как вооружённые силы, силы самообороны, службы разведки и другие структуры); атакже официальное декларирование суверенитета и независимости территориального образования (для появления государства необходимо, прежде всего, собственное признание его существования, а это требует официально оформленных документов и заявлений, которые принято назвать декларацией суверенитета и независимости). Без них образование нельзя назвать государственным (в таком случае их можно отнести к территориальным автономиям или квазигосударствам). Среди дополнительных признаков можно выделить такие, как: собственная нормативная база (Конституция, Доктрина, Устав, законодательная система); документация (удостоверения личности, свидетельства о рождении, браке и другие); валюта; язык;банковская система; система связи; государствообразующая нация и многие другие. И хоть они являются неосновными признаками, появление большинства из них в формирующихся странах — лишь вопрос времени (потому как представить себе современное состоявшееся государство без них крайне проблематично).

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья по многим параметрам являются полноценными государствами. Можно говорить о сформированных и функционирующих институтах публичной власти, механизмах ее формирования, целом ряде политических и правовых институтов, которые наличествуют в каждом государстве региона. На перечисленных территориях существуют свои экономические комплексы, собственные финансовые и налоговые системы.

Согласно существующему мнению юристов, «признание должно осуществляться при соблюдении основных принципов международного права, однако, на практике сложно определить грань между соблюдением и нарушением таких принципов, как равноправие и самоопределение народов, с одной стороны, и невмешательство во внутренние дела государств, с другой. Исходя из этого, вопрос признания по-разному трактуется одними и теми же государствами». Данный факт обуславливает различность подходов не только теоретиков юриспруденции, но и обуславливает поведение игроков на международной арене. При рассмотрении вопроса признания того или иного государства, на первый план чаще встают не вопросы юридической оправданности признания, а соображения геополитические, на которые в первую очередь оказывают влияние признающего государства. Двойственность подхода к международно-правовому регулированию положения непризнанных государств объясняется нежеланием международного сообщества, в частности, Организации Объединенных Наций, способствовать этническому сепаратизму. В 1995 году генеральный секретарь ООН Бутрос Гали следующим образом прокомментировал данное положение: «Современная концепция ООН предлагает этническим общностям достаточно широкие возможности для самоопределения без сепаратизма. Прежде всего, в форме автономии — территориальной, а чаще национально-культурной, через общую демократизацию государства (когда права национальных общностей надежно защищаются законом и судом), и иным образом».

Непризнанность государства может проявляться не только в дипломатической плоскости: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения исходил из того, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к соответствующей логике при разборе вопроса, который касался исключительно отношений между хозяйствующими субъектами. Паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН [5].

Так или иначе, отношения между двумя и более акторами международных отношений являются результатом их взаимного желания. В целях развития мира и сотрудничества, заинтересованные стороны прилагают усилия для того, чтобы ускорить и упростить процесс признания государствами ранее непризнанных государственных образований [4].

Таким образом, можно смело сказать, что непризнанные государства являются неотъемлемой частью современной мировой политики. Как правило, появление данных государств является следствием различных конфликтов этнического или конфессионального толка. Непризнанные государства, несмотря на свои малые размеры, играют важную роль в осуществлении национальных интересов многих мировых держав. И сейчас действительно появляется понимание необходимости сугубо индивидуального подхода к каждой непризнанной территории. Это обеспечивает наиболее полную реализацию национальных интересов каждой страны, позволяет использовать те стратегии урегулирования существующих «замороженных конфликтов», которые являются самыми эффективными.

  1. Научно-популярный журнал «Вокруг света»
  2. Словарь «Война и мир»
  3. Устав Организации Объединённых Наций
  4. Энциклопедия Британника
  5. American Heritage Dictionary

Основные термины (генерируются автоматически): государство, непризнанное государство, международное сообщество, международная арена, образование, Нация, отношение, признание, самое дело, черта государственности.


Данная статья раскрывает основные проблемы развития непризнанных государств в современном мире, а также предусматривает перспективы их развития на современном этапе становления общества, государства, в период стабилизации политической сферы.

Ключевые слова: непризнанные государства, проблемы, распад государства, международные отношения, правовые противоречия.

Период распада Союза Советских Социалистических Республик является моментом возникновения геополитической нестабильности в мире, характеризуется обострением межгосударственных разногласий и споров на фоне имеющихся этнических противоречий. Именно этот момент представляет собой пик появления существующих современных непризнанных государств. В связи с изменением территориальных государственных границ мировых держав, а также в связи с изменением политической карты Европы возрастает интерес к представленной проблеме. Непризнанные государства со своими политическими интересами и установками становятся наиболее влиятельными рычагами в развитии современной мировой истории.

В рамках исследования актуальности существующих проблем развития непризнанных государств в современном мире становится необходимым выделение конкретных аспектов, классифицирующих проблемы развития.

В первую очередь, появление непризнанных государств вызвано противоречием между международным принципом права на самоопределение народов и нарушением принципа суверенитета государства, который заключается в территориальной целостности государства и нерушимости его границ. Отсюда вытекает главная проблема реализации государственной политики отделения и выделения своих собственных суверенных границ.

Во-вторых, каждое государство должно обладать международной правосубъектностью, что невозможно без заключения международного договора и вступления в Организацию Объединенных Наций, реализация которых невозможна без политической поддержки более половины государств-членов, таких как Великобритания, Китай, Россия, Соединенные Штаты Америки, Франция и т. д.

В-третьих, сегодня поддержка непризнанных государств обусловлена национальными интересами, которые не регламентированы на законодательном уровне. При этом, важно отметить, что материальное и правосубъектное положение непризнанных государств практически абсолютно зависит от государств-сотрудников, поддержавших инициативу при юридическом признании вышеуказанных государств полноправными субъектами международных отношений. Ряд ученых отмечают, что подобные исследуемые государства не являются членами Организации Объединенных Наций или иных международных организаций, однако, находятся и активно используют покровительство какой-нибудь «признанной» страной или даже группы стран, в связи с отсутствием сильной экономики, широкой ресурсной базой, что позволило бы им существовать независимо длительное время. Перспективное развитие таких государств возможно только при поддержке извне.

Следующая проблема заключается в нежелании республик признавать отделившиеся от них государственные образования. В связи с отсутствующими правоустанавливающими документами, свидетельствующими о независимости отделившихся государств, в связи с имеющимся устоем жизни, республики «выражают отказ» от признания национальной независимости самопровозглашенных государств, тем самым стараясь сохранить целостность своих государственных территорий.

В-пятых, возникает проблема спада экономики государств, в связи с процессом ее разрушения и при отсутствии рычагов для поддержания ее стабильности. Учитывая, что политические структуры непризнанных государств стремятся к обособлению и самостоятельности, процесс восстановления разрушенной экономики в условиях фактической изоляции от внешнего мира продвигается очень медленно и имеет ряд своих особенностей и трудностей.

В-шестых, наблюдается проблема, связанная с ограничением прав и свобод граждан непризнанных государств, которая проявляется в различных аспектах, например, в ситуациях, когда жители непризнанных государств за границей сталкиваются с недействительностью и непринятием их паспортов на других территориях. Непризнанные государства, как правило, представляют собой небольшие по территории и численности населения государства, с разнообразным этническим составом, что влечет за собой разногласия и противоречия.

По мнению ряда исследователей основной и острой проблемой в изучении темы развития непризнанных государств в современном мире по-прежнему остается правовое противоречие между правом наций на самоопределение и принцип территориальной целостности государств.

Судьба непризнанных государств и их народов всегда различна, предполагает различные варианты развития непризнанных государств, такие как силовое решение данного вопроса, частичное признание легитимности вновь возникших государственных образований, международное абсолютное признание и т. д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: