Существует ли в россии правовое государство и гражданское общество

Обновлено: 24.04.2024

Современная экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации самым настойчивым образом требует разработки взвешенной и продуманной стратегии развития государства. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» среди угроз национальной безопасности страны вторым в перечне отмечает «несовершенство системы государственной власти и гражданского общества». Причем проявляется это несовершенство прежде всего в «недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях», в «ослаблении системы государственного регулирования и контроля», в «ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами».

Конституция Российской Федерации 1993 года подвела итог под определенным этапом развития гражданских структур. Дальнейшее законодательство стало последовательной реализацией, раскрытием конституционных положений. Гражданское общество находится в состоянии непрерывного движения, поиска наиболее совершенных гражданских отношений, формирования рациональных, цивилизованных властных структур, свободной развитой личности. Поэтому концепция гражданского общества является не только теоретико-правовой, философской, но и конституционно-правовой. Изучение гражданского общества в конституционно-правовом контексте неразрывно связано с вопросом о государстве, его управляющем воздействии. Речь идет не о противопоставлении гражданского общества государству, а о конституционно-правовом регулировании важнейших форм их взаимодействия.

С начала 1990-х годов в отечественном правоведении возродился интерес к феномену гражданского общества. За это время в Российской Федерации сложились определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества: в экономике это разнообразные формы собственности, рыночные отношения, которые создают предпосылки для формирования среднего класса; в политике — разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, свобода слова; в духовной сфере — отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести и вероисповедания. Вместе с тем в современном российском обществе многие структуры и элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием.

Конституция Российской Федерации 1993 года характеризует Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1) и в то же время ни разу не использует понятие «гражданское общество». Между тем уже давно стало общепризнанным представление о том, что правовое государство возможно лишь в союзе с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию. Из содержания главы 1 Конституции Российской Федерации очевидно, что Конституция закрепляет правовые основы и составные элементы российского гражданского общества, его конституционные характеристики. Конституция должна стать правообразующим источником гражданского общества.

В мировой конституционно-правовой науке получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Этот комплекс включает в себя: а) добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, кооперация, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения); б) негосударственные (неполитические), экономические, социальные, духовные, нравственные и другие отношения; в)производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы; г) сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики; д) признание жизненно важной роли, которую играли демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод, а также развитие рыночной экономики в обеспечении общего процветания и всеобъемлющей безопасности.

Гражданское общество — закономерный этап длительной социальной и культурной эволюции, продукт современной индустриальной цивилизации со всеми ее особенностями (развитая промышленность и сфера услуг, рыночная инфраструктура, демократическая форма правления и др.). В России предпосылки возникновения институтов гражданского общества появились на рубеже 60-х годов XIX века — начала XX века. Однако лишь в последнее десятилетие XX века Россия возобновила свой трудный путь к гражданскому обществу, причем становление институтов такого общества осложняется глубоким экономическим и социальным кризисом, являющимся мощнейшим фактором дестабилизации общественной жизни, низким уровнем гражданской культуры населения, бюрократизацией государственного аппарата, криминализацией основных сфер государственной и экономической деятельности.

Особое значение в формировании гражданского общества в Российской Федерации отводится конституционно-правовому регулированию местного самоуправления, охватывающему ряд значимых положений: государственную гарантированность, самостоятельность, организационно-правовое единство, ответственность, достаточность материальных и финансовых ресурсов, финансово-экономическую независимость, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, наличие собственных полномочий, многообразие форм организации местного самоуправления.

Право и государство российского общества в 1990-е годы знаменуют формирование новой государственности Российской Федерации. Рассматривая право как основу взаимосвязей гражданского общества и государства в Российской Федерации, выделим три основных признака правовой государственности:

1) верховенство правовых законов и среди них Конституции как Основного Закона. В правовом государстве Конституция должна закреплять минимальную (неотчуждаемую, неотъемлемую) меру свободы индивида в данном обществе (права человека и гражданина) и тем самым устанавливать, что никому — ни частному лицу, ни органу государственной власти — не может быть дозволено;

2) формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и собственности, гарантии не только для индивида, но и для объединений, так как в современном обществе человек удовлетворяет свои интересы и реализует свою свободу, вступая в различные ассоциации;

3) разделение властей на три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности при выполнении государством своих правовых задач.

Становление гражданского общества — стратегическая цель реформ в России. Только оно станет подтверждением положительного итога коренных преобразований в России. Концепция правового государства в эпоху развитого индустриального общества и перехода к постиндустриальному развитию — это концепция демократического конституционного государства1.

Идея Гоббса и Гегеля о том, что правовое государство невозможно без гражданского общества, была каким-то странным образом трансформирована в свою противоположность: гражданское общество невозможно без правового государства. Важным условием формирования и укрепления гражданского общества является реализация демократических, правовых принципов развития государства. К ним относятся следующие: верховенство закона; равноправие граждан; разделение властей; независимая судебная система; развитое местное самоуправление; эффективная многопартийность; независимые свободные средства массовой информации; демократические и свободные выборы; гражданские инициативы; защита прав и свобод человека и гражданина.

Представляется, что на современном этапе необходимо внедрение в практику российской политической жизни трех общественных институтов — института общественных слушаний по социально значимым правовым проблемам, института общественной законодательной инициативы и института всенародного обсуждения законопроектов. Создание таких общественных институтов призвано укрепить гражданское общество, способствовать развитию правовых и демократических институтов государства.

В России предстоит формирование правовой государственности, базирующейся на приоритете права, способной к социальному партнерству в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных социальных групп и общностей при реальном плюрализме в обществе. Этому может способствовать рождение новых форм массовой политической деятельности, появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений. Процесс этот возможен лишь на путях преодоления традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, стабилизации общества, на основе гражданского мира с соблюдением конституционных гарантий.

Государство как правовая форма организации и функционирования публичной политической власти является институцией гражданского общества. Такая характеристика государственности предполагает строгое концептуальное различие сфер гражданского общества и государства.

Первая — это сфера свободной, автономной активности гражданина, который выступает как самостоятельный, независимый индивид, преследующий свои частные цели и интересы. Граждане в этой сфере формально равны, и отношения между ними регулируются гражданским правом. Столь же автономными являются и ассоциации, общественные учреждения, которые создаются гражданами в этой сфере (общественные объединения, средства массовой информации, политические партии, профсоюзы, гражданские движения, союзы предпринимателей и т.д.).

Вторая сфера — это область публично-властных отношений и институтов, в которой государство как аппарат должно действовать только в общих интересах. В этой сфере государство и граждане вступают в публично-правовые отношения двоякого рода. Во-первых, граждане выступают как политически активные субъекты, устанавливают эти отношения по своей воле и формируют в общем и целом аппарат публичной власти. Они реализуют тот элемент своей правосубъектности, который именуется конституционно-правовыми отношениями. Во-вторых, граждане вступают в отношения с представителями аппарата публичной власти. В этом случае возникают отношения формального неравенства, отношения повеления-подчинения. Как публично-правовые отношения, они регулируются в основном конституционным, административным правом и процессом2 .

Разумеется, не только этими отраслями права урегулированы публично-правовые отношения общества и государства. Многие из них регулируются международным публичным правом3. Это прежде всего правопреемство, признание, ответственность в международном праве, право международных договоров, вопросы территории и государственных границ. Особую значимость приобретают проблемы международной защиты населения, прав и свобод человека, борьбы с преступностью, мирного урегулирования международных споров, обеспечения международной безопасности и предотвращения вооруженных конфликтов.

В этой связи невозможно переоценить значение Устава ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 декабря 1970 г., Заключительного акта СБСЕ в Хельсинки от 1 августа 1975 г., Венских конвенций 1978 и 1983 годов. На основе этих и других международных актов регулируется правосубъектность индивидов, неправительственных организаций и транснациональных корпораций. Отсюда развитие получает концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека, международные стандарты этих прав, определенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 года и Международными пактами о правах человека 1966 года.

Конституция Российской Федерации дает следующую основу для взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества: 1)ч.2 ст. 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 2)ст.10 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, Конституция Российской Федерации провозгласила и гарантировала местное самоуправление и статус органов местного самоуправления (ст.130–132).

При обсуждении проектов Конституции РФ в 1991–1993 годах предлагалось выделение в тексте Конституции специального раздела «Гражданское общество», в который предполагалось включить главы: «Собственность, труд, предпринимательство», «Общественные объединения», «Религиозные объединения», «Средства массовой информации» и т.д. Хотя это предложение не было реализовано, данный конституционный проект был интегрирован в другой, ставший основой Конституции Российской Федерации 1993 года, но уже без названного раздела. В тот период конституционной реформы было решено, что этот раздел излишне усложняет и утяжеляет основное содержание проекта.

Конституция Российской Федерации 1993 года стала значимой вехой в не очень пока долгой истории взаимоотношений российского гражданского общества с Российским государством. Главной целью Конституции Российской Федерации было установление нового властного механизма, значительно усиливавшего президентскую власть, а также исполнительную ветвь. Но в сфере взаимодействия государства и общества конституционные положения вполне четко определили важнейшие демократические принципы: в ст. 13 Конституции Российской Федерации предусмотрены политическое многообразие и многопартийность, равенство общественных объединений перед законом; в ст. 29 гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура; в ст. 30 закреплено право каждого (то есть как российского гражданина, так и иностранца и лица без гражданства) на объединение, включая право на создание профсоюзов.

Главными направлениями деятельности государства, стремящегося к укреплению своего правового характера и к постоянному диалогу с гражданским обществом, являются: обеспечение развития негосударственных средств информации; создание налоговых и иных условий для малого и среднего бизнеса; дальнейшее укрепление многопартийной системы.

Конституция Российской Федерации закрепила свободу экономической деятельности, признала частную, государственную, муниципальную и иную формы собственности. Конституционные положения устанавливают новые правовые отношения между органами государственного управления и экономическими структурами. В достижении конституционных целей важнейшее значение имеет реализация правового потенциала государственного управления в сфере экономики.

Наиболее существенными аспектами понимания взаимоотношений государства и гражданского общества является изучение конкретных правовых механизмов взаимодействия структур гражданского общества с органами государственной власти: законодательной (представительной) и исполнительной. Нередко именно структурам гражданского общества — экологическим организациям, объединениям предпринимателей, обществам потребителей и т.п. — принадлежит ведущая роль в обнаружении и обозначении сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Как правило, речь идет о различных областях частного права с учетом новых явлений и тенденций в коммерческих отношениях, достижениях научно-технического прогресса и т.д.

Вовлечение общества в процесс укрепления законности и правопорядка осуществляется в различных формах, одной из важнейших среди которых является участие различных общественных структур в процессе создания законов, затрагивающих интересы широких слоев граждан, способствующих самоопределению и саморазвитию гражданского общества.

Именно конституционные основы государственного строительства (прежде всего — народовластие, федерализм, суверенность Российской Федерации, ее целостность и единство, верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов, разделение при осуществлении единой власти по вертикали и горизонтали, разграничение предметов ведения и др.), последовательно реализуемые на практике, призваны обеспечить целостность и стабильность системы исполнительной власти, правовые и организационные принципы ее функционирования и взаимодействия с гражданским обществом. Принцип участия граждан в формировании органов исполнительной власти закреплен в ст. 32 Конституции Российской Федерации, в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, в частности, применительно к выборам глав администраций краев, областей.

Однако приведенный перечень принципов не может быть признан исчерпывающим. Так, португальские юристы И.Мораиш, Ж.М.Ф. де Алмейда и Р.Л. Лейте Пинту пишут о таких принципах, как следование публичному интересу, справедливость и беспристрастность. Итальянский административист М.Джаннини дополняет эти принципы еще одним — равным отношением ко всем людям, что означает недопустимость дискриминации4 .

Для разумной взаимосвязи исполнительной власти и гражданского общества целесообразно создание следующих предпосылок:

— построение действительно демократического государства, в котором исполнительная власть и ее органы были бы тесно связаны с обществом и получали от него доверие и поддержку; здесь принципиальны как система формирования органов исполнительной власти, так и политические механизмы;

— обеспечение системы исполнения решений в информационном аспекте, поскольку только достоверная, оперативная и общественно значимая информация способна служить основанием для знания правды о системе исполнительной власти и государственного управления в целом.

На тему:

«Существует ли в России гражданское общество и правовое государство?»

«Дети, кто сейчас мне скажет хоть одно правовое государство, получит «5» в полугодии…», - вспоминаю я с умилением мой урок обществознания в восьмом классе, когда мы только начали изучать раздел «право и политика». Как вы поняли никто не получил «5» в полугодии, вернее получили, но не из-за того, что ответили на заданный вопрос учителя. «Правового государства в мире еще нет», - вот то, что точно я запомнила с тех времен.

Говоря о терминах «правовое государство» и «гражданское общество», думаю стоит знать, что же они означают и их признаки.Правовое государство- это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Основными признаками правового государства являются: верховенство закона и права, разделение властей, равноправие и защита гражданских свобод. В правовом государстве закон и права человека превыше всего, это раз. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Собственно, возникает вопрос «Зачем так бюрократизировать аппарат власти?», а вот зачем: «Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму"», - вот как отвечает нам французский политолог и философ XXVIII века. Наряду с этими признаками стоит и наличиегражданского общества.

Гражданское общество – это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Основными признаками гражданского общества являются:

  • Верховенство закона во всех сферах жизни общества:
  • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • Взаимная ответственность личности и государства;
  • Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
  • Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;
  • Наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
  • Законность и правопорядок в обществе.

Гражданское общество подразумевает под собой прежде всего знание своих прав и свобод, соблюдение их, а так же соблюдение прав другого человека, как сказал Виктор Гюго: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». И свобода здесь означает не только свободу действий и слова, но так же и ответственность.

В целом, Правовое государство и гражданское общество- это идеал любого государства, в котором и государство, и общество желают нести ответственность за своего народа и свое государство, в котором гражданин понимает, что он один имеет огромный удельный вес в системе, что государство может и хочет бороться за его права, а он сам, как гражданин, готов так же бороться за Родину, за справедливость. Например, идти служить в армию, не засорять природу, соблюдать законы. Я считаю, что Россия еще не правовое государство (хотя в Конституции так написано), но я не теряю оптимизма, и считаю, что наша страна скоро удостоится такого звания. Россия – это еще молодежь, всего лишь 20 лет на пути становления в сторону капитализма и либеральных устоев.

А вот, что касается, гражданского общества, то я так же считаю, что российское общество далеко еще не гражданское. Почему? На выборы ходит лишь 40% от всего населения, в каждом углу любого города все мы уничижаем свою страну и в один кричим как бы поскорей свалить из этой «Рашки», коррумпированные чиновники ни для кого не секрет, молодые люди 18 лет думают лишь о том, как бы «откосить» от армии, работники полиции избивают невинных граждан, профсоюзы не защищают права работников и т.д. Эти примеры антиподы признаков гражданского общества.

Я вижу решение проблемы в создании идеологии, не навязчивой как в СССР, но стимулирующей нас на подвиги, на ответственность за себя и свое государство, в котором нам будет приятно жить, в котором нам будет не страшно оставить своих детей.


Сегодня в России существует отчуждение между социумом и властью, которое породило не только недоверие «низов» к «верхам», но и неприязнь «верхов» к «низам», прежде всего к любым формам самодеятельности общества, в силу неразвитости социальных интересов. Отсюда и постоянное стремление государства не взаимодействовать с институтами гражданского общества, а управлять ими, игнорировать импульсы снизу, пытаясь превратить гражданские движения и объединения в каналы односторонней передачи указаний «сверху вниз».

В современной России формирование гражданского общества происходит одновременно с переходом к демократической системе правления и рыночной экономике. И в данном переходе гражданское общество должно помочь России. Оно является неким «мотором» в развитии страны по направлению построения правового государства с рыночной экономикой. В настоящее время данная проблема стоит в центре внимания. Постоянно в своих выступлениях и обращениях высшее руководство страны, политические и общественные деятели акцентирует внимание на том, что необходимо создать действующее гражданское общество, а также необходимо взаимодействие государства и власти с институтами гражданского общества при формировании тех или иных базовых законопроектов.

В настоящее время в России существуют серьезные вызовы, которым государство не способно противостоять в одиночку (терроризм, недостаточный уровень и темпы реформирования государственных институтов, высокий уровень бедности и медленные изменения в сознании населения и т.д.). И лишь совместно с гражданским обществом государство может противостоять этим вызовам. Гражданское общество должно стать помощником государства в решении данных проблем.

Президент Российской Федерации В. В. Путин убежден в том, что «без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей». «Только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина». Нужно сказать, что гражданское общество начинается с развитого самосознания, возвышающегося из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии. И лишь свободный человек сможет обеспечить рост экономики и процветание государства в целом.

На сегодняшний день в России существуют и функционируют элементы гражданского общества, присутствующих во всех сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной и т. д.). Например, политические партии, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественно-политические организации, различные экологические и правозащитные движения, этнические и конфессиональные общности, спортивные объединения, творческие, научные и культурные союзы, союзы предпринимателей и потребителей и т. д. В экономической сфере функционируют такие организации, как «Ассоциация российских банков», «Союз предпринимателей и арендаторов», в социальной – «Пенсионный фонд», «Союз солдатских матерей», «Фонд социальной защиты материнства и детства», в политической – политический партии и т. д. Но, к сожалению, многие организации, союзы, объединения и движения независимы лишь формально. На деле все обстоит иначе. Однако, несмотря на это, можно сказать, что формирование гражданского общества в Российской Федерации уже началось и делает свои первые шаги.

Нельзя не отметить проекты, созданные для развития гражданского общества. Например, создание «Общественной палаты РФ». Официальной целью которой является содействие формированию, обеспечению деятельности и развитию поля гражданского участия в выработке и реализации государственной политики в Российской Федерации. Один из наиболее эффективных организаций по формированию гражданского общества, по мнению автора, сделало много положительного в этом направлении. Закон «Об образовании», при разработке и принятии которой во внимание были приняты пожелания общества, и внесены поправки, закон «Об НКО», реформа «ЖКХ» и т.д.

Также создан «Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ». Главной целью данной организации является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, содействие становлению и развитию гражданского общества.

Институты гражданского общества являются связующим звеном между государством и личностью. Они выражают интересы членов общества, на основе которых создаются и принимаются законы. Сигналы и импульсы, исходящие от общества в России, должны корректировать и контролировать существующую власть.

В современной России формирование гражданского общества имеет свои специфические особенности:

1. Первая особенность – «позитивный характер митингов, протестов». В Российской Федерации протестные акции не доходят до своих крайних форм проявления. Российское законодательство не запрещает гражданам своей страны проводить мирные митинги, пикеты, шествия, протесты. Общество через них формирует и выражает свое мнение, требования по различным проблемам (социальным, политическим, экономическим, культурным), по вопросам внешней политики. И стоит подчеркнуть, что требования манифестантов удовлетворяются. Власть слышит народ и идет к нему навстречу. К примеру, можно привести события мая 2012 года. Главной целью протестного движения было заявить власти о себе, об отношении к легитимности власти, о своей позиции к прошедшим выборам. Стоит сказать, что манифестанты своего достигли. Протестные акции были как импульс к диалогу с властью, и этот диалог состоялся. В России протесты и митинги имеют достаточно позитивный характер, что отличает ее от других стан. Например, от сегодняшней Украины, где протестные движения и акции приобрели крайние формы проявления. Страна на кануне уничтожения, в стране хаос.

2. Вторая особенность становления гражданского общества в современной России – «этнорегиональный характер». Разрыв по уровню развития гражданских отношений в различных регионах страны слишком велик (например, в столице и в глубинке). Данное обстоятельство, несомненно, затрудняет развитие гражданского общества на политическом пространстве современной России. Из этого следует, что на региональном уровне гражданское общество намного слабее, чем на федеральном. Конечно, и его способность противостоять политической власти значительно меньше, чем в стране в целом. Чтобы устранить столь глубокое противоречие нужно интенсивно развивать местное самоуправление, где сосредоточены не только властные отношения, но и гражданские.

И здесь нельзя не отметить деятельность «Общественной палаты РФ» по уменьшению разрыва между мегаполисом и регионом. Например, в январе 2013 года был подписан закон Президентом Владимиром Путиным об увеличении числа членов «Общественной палаты» со 126 до 166 человек. Что, несомненно, позволило расширить участие региональных общественных структур в работе «Общественной палаты», что, в свою очередь, дает возможность ускорение развитию единого гражданского общества в современной России.

3. Третьей особенностью является «зависимость независимых СМИ». Владимир Путин, будучи кандидатом на пост президента, 12 февраля 2004 года на встрече со своими доверенными лицами в МГУ сказал: «Мы должны продолжить работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества в стране. Особо отмечу: оно немыслимо без подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Но такая свобода и такая ответственность должны иметь под собой необходимую правовую и экономическую базу, создать которую – обязанность государства». То есть в России независимые средства массовой информации формируются не гражданским обществом, а гражданским обществом и государством вместе. По мнению автора, это позитивный проект. Государство в той или иной степени должно контролировать какая информация подается СМИ.

4. Последней особенностью, которую выделяет автор, является «PR-компания Президента», то есть, непосредственная связь с обществом. Ни в одной стране нет «прямой линии» общения президента с народом. Где принимают участие различные представители общества (студенты, ветераны ВОВ, ученые, деятели культуры, многодетные семьи, пенсионеры, врачи и многие другие представители общества). Люди могут обратиться к президенту по телефону, через отправку писем, по интернету или через телемост. Такие мероприятия длятся более двух часов. Даже в самой демократической стране – Соединенных Штатах Америки такого не наблюдается. Данная особенность отличает формирование институтов гражданского общества в современной России от стран Запада.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать несколько выводов:

1. Становление институтов гражданского общества в России началось и маленькими шажками движется вперед (как выше было отмечено, появилось множество союзов, объединений, движений, ассоциаций и т. д. во всех сферах общества). Пускай многие организации сегодня лишь формально независимы от государства и властных структур, но все же они есть, что дает основание для умеренной оптимистической оценки возможностей и перспектив развития правового государства и гражданского общества в России;

2. Гражданское общество в России формируется одновременно с переходом к демократическому и правому государству. Оно должно стать «двигателем», который будет двигать страну в направлении демократического государства и рыночной экономики;

3. Формирование и развитие гражданского общества в России имеет свою специфику. У нее свой путь и своя дорога в данном направлении.


Россия на сегодняшнем этапе развития является правовым и демократическим государством, что подтверждает её главный закон, Конституция РФ: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». [1]

Одним из неотъемлемых признаков такого типа государства является гражданское общество. На данный момент в России актуальность данного института поднята на высочайший уровень, как властями, так и самим населением страны. Хотелось бы отметить, что гражданское общество в нашем государстве существенно отличается от обществ в других демократических странах, так как в его долгом формировании отразились многие стороны менталитета Россиян. Важность данной проблемы, а также направленность России в данном вопросе отражают слова В. В. Путина: «Сегодня всё больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, города либо небольшого посёлка, браться за социально значимые проекты, приносить реальную пользу окружающим, помогать нуждающимся, тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Добровольчество, благотворительность, меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями. Эти традиции нам нужно укреплять. Вижу в этом мощнейший ресурс развития России, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии». [6]

В данной статье мы проанализируем состояние гражданского общества в России и предложим некоторые варианты по улучшению его состояния, но для начала хотелось бы определить суть данного понятия и его основные черты, а также дать историческую справку гражданского общества в России.

Под гражданским обществом понимается состояние социальной сферы государства, при котором созданы все возможности для соблюдения и исполнение субъективных прав и обязанностей, развития правосознания и правовой активности граждан, а также в политике. Как ранее отмечалось, у данного явления есть глубокие корни в истории России. Можно сказать, что гражданское общество начало появляться в момент предпосылок создания правового и демократического государства и продолжает развиваться вместе с развитием данного государства, а также помогает этому развитию.

Американский политолог О. Энкарнасьон считает, что гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций. [5]

Б. Н. Чичерин трактует понятие гражданского общества, как совокупность частных отношений между людьми, управляемых гражданским или частным правом. [4]

В понимании Гегеля гражданское общество- это частная собственность, религия, мораль, семья, долг, законы, а также реализованные в них юридические отношения между членами общества, ибо без них, без соотношения с другими людьми человек не может достичь всех своих целей. [2]

В научных источниках нет существенных различий в трактовке понятия данного явления, при этом выделяются характерные признаки гражданского общества. К ним относят: экономическую свободу, демократичность и легитимность государственной власти, разделение ветвей власти, политический и идеологический плюрализм, взаимная ответственность государства и граждан и др.

Во время последнего десятилетия СССР главной задачей являлось разделение государства и общества, данная проблема существует и в наше время, являясь уровнем социума, который определяет путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление. В России существует целое многообразие форм политической и правовой организации граждан, являющееся огромным ресурсом для всестороннего развития России. Гражданское общество невозможно без чувства ответственности населения за решения проблем, как в общественных интересах, так и в государственных. Поэтому государство обязано поддерживать данные объединения и давать им больше самостоятельности в решении важных вопросов государственного значения.

Что же касается развития гражданского общества в России, то на него огромное влияние оказали радикальные реформы последнего десятилетия 20 века и не совсем положительное. В данный период произошло крушение коммунистической системы, а также было выдвинуто направления на переход к правовому государству с рыночной экономикой и гражданским обществом. Но власти пришли к отказу от такого принципа социальной справедливости, что означало к ухудшению уровня жизни большинства населения. Государство попросту отказалось от своих прямых обязанностей перед населением о создании социальных, экономических и иных условий, что привело к криминализации большей части этого общества. Всё это привело к почти полному разрушению гражданского общества.

Ещё в 2004 году В. В. Путин признал ошибки, совершенные тогда. «Переход к демократии и рыночной экономике вначале 90-х был самым активным и решительным образом поддержан гражданами России, которые сделали окончательный и бесповоротный выбор в пользу свободы. Это было огромным и реальным достижением российского народа, одним из самых больших достижений нашей страны в ХХ веке. Но какую цену мы вынуждены были заплатить за это? Деструктивные процессы разложения государственности при развале Советского Союза перекинулись… на саму Российскую Федерацию. Политические спекуляции на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ привели тогда к очень тяжелым последствиям. За чертой бедности оказалась фактически треть населения страны. При этом массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье всех денежных вкладов и всех своих сбережений, не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства». [7]

В настоящее время состояние гражданского общества в России значительно отличается от состояния в последние десятилетия ХХ века. Сейчас в стране уровень развития гражданских движений достигает небывалых величин. Создается все больше гражданских объединений в различных сферах жизни: экономические, культурные, спортивные, объединения по возрастам, политические. Однако проблема современных гражданских движений заключается в их качественном развитии, т. е. огромное количество объединений являются не профессиональными в своей сфере и реально не отстаивающими интересы своих участников.

Данная проблема проявляется в том, что главным направлением объединений является получение финансовой помощи, а также решение вопросов определенной группы людей, а не большинства людей. Мы говорим о том, что сегодня гражданское общество стало более корыстным, а это означает, что для тех самых определенных групп людей оно является незаконным способом заработка. Это подтверждает 160 и 201 статьи УК РФ. Однако вместе и с негативными проявлениями в гражданском обществе появились положительные. Так общества реагируют на сиюминутные проблемы людей, а так же развиваются в различных направлениях.

Что заставляет государство облегчить контроль над деятельностью объединений, а это в свою очередь приводить к развязыванию рук данных обществ и усилению инициативности. Это приводит к эволюции гражданского общества и выходу некоторых объединений из границ неполитичности, что ставит вопрос об отношении этих объединений к гражданскому обществу. Все эти факторы говорят об усилении иерархичности элементов гражданского общества. Вскоре можно будет говорить, хоть и в переносном смысле, о гражданском обществе как о государстве в государстве.

Но вместе с осложнением структуры и усилением самостоятельности общества приходит самодостаточность. По мнению А. Хлопина, «особое соотношение целого и части с характерной для каждой части самодостаточностью, не оставляющей места для общественных интересов, обрывает социальное взаимодействие многих добровольных объединений в российском Третьем секторе». [3] Все это говорит о том, что многие объединения, во-первых, чаще всего не знают о родственных объединениях, а во-вторых, у них просто отсутствует потребность в объединение с ними из-за недостаточного осознания общих интересов, а это уже, как мы говорили, проблема качественного развития.

Еще одна проблема кроется во взаимодействии гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления. Такие связи сводятся к скрытому характеру и нелегальным способам таким, как взятка. Гражданское общество — это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. [8] Это означает, что государству необходимо решить не только проблему инициативности граждан, но и улучшить экономическую составляющую, т. е. систему социальной поддержки граждан.

В России существует так же одно из неразрешимых противоречий, кроющееся в менталитете законотворчества. Оно заключается в предпочтении нашего государства к изданию расплывчатых, двусмысленных и неопределенных норм права, которые порождают коллизии в праве и неразрешимые ситуации в социуме, зависящим от этих норм. Такие акты издаются из-за того, что данное законодательство быстрее приспосабливается к окружающей обстановке и почти не доставляет хлопот государству.

Однако государство нашло способ использования таких расплывчатых норм в своих целях — монополия на официальное толкование данных норм. Существует точка зрения, что власти используют данную способность для всестороннего контроля частной жизни граждан, что уж говорить о гражданских правах и обязанностях людей, они просто нивелируются. А это уже приводит к несвободному гражданскому обществу, а значит к еще одной проблеме гражданского общества в России.

Между гражданским обществом и правовым государством существует взаимозависимость, которая проявляется в гарантиях, даваемых государством, и участии гражданского общества во многих сторонах государственной жизни. Развитие правового государство означает увеличение гарантий и возможностей гражданского общества, а значит его улучшению. Однако такому улучшению препятствуют некоторые факторы такие как:

1) не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом;

2) недостаточное качественное развитие гражданских обществ;

3) увеличиваются корыстные побуждения граждан, что приводит к действиям направленным не на удовлетворения общих интересов, а на получение прибыли незаконным путем с помощью гражданских объединений;

4) ухудшаются взаимосвязи между родственными гражданскими объединениями и усиливается их отдаленность от всего общества, а так же ухудшается результат деятельности данных объединений;

5) проблема коррупции во взаимоотношениях между гражданским обществом и властями;

6) отсутствие твердого экономического фундамента для гражданских обществ;

7) расплывчатость и двусмысленность российского законодательства

8) ставится под сомнение свобода слова и прессы — через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям.

Мы считаем, что общество в современной России пока что нельзя точно назвать гражданским, так как оно является неким объектом манипуляции со стороны государства.

Становлению именно гражданского общества могут содействовать ряд факторов, которые мы предлагаем:

1) реальное признание гражданских, политических и социальных прав всего населения;

2) улучшение качества образования и его доступности, а также перенаправление его с интровертного характера на экстравертный;

3) развитие системы доверия между обществом и государством, но также усиление наказания за преступления в сфере гражданских объединений;

4) деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;

5) финансовая поддержка политических объединений;

6) создание более точной и упрощенной законодательной базы;

В конце нам хотелось бы подвести итог и обозначить перспективу становления гражданского общества в современной России. У российского общества однозначно существуют трудности, не позволяющие назвать его с точностью на сто процентов гражданским: здесь и излишняя подконтрольность государству, и отсутствие экономической основы для него, и ограниченность частной жизни граждан, и отсутствие необходимого качественного развития, и т. д.-, однако в сравнении с прошлыми периодами истории России общество в ней достигает новых величин, усложняется, увеличивает количество сторон жизни государство, в которых оно участвует. Все это показывает потенциал и перспективу становления гражданского общества в России, однако не без помощи государства и при исправлении названных нами выше проблем. Гражданское общество имеет закономерную возможность на существование в нашей стране, и оно будет существовать.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, Россия, государство, общество, объединение, проблема, государственная власть, демократическое государство, качественное развитие, массовая информация.

Похожие статьи

Развитие гражданского общества в современной России.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Процессы демократизации и становления гражданского общества

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Понятие социального государства | Статья в журнале.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Роль местного самоуправления как института гражданского.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие.

Местное самоуправление — это форма народовластия, признак демократического строя, наличия гражданского общества.

Гражданская активность и бюрократия в информационном.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Перспективы построения государства как гражданско-правового.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Современные проблемы функционирования некоммерческих.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Проблемы становления государственной власти в обществе

государственная власть, власть, общество, политическая власть, государство, противный случай, длительное время, демократическое общество, государственное управление, социальная власть.

Проблемы построения правового государства в России

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура. В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым.


В статье раскрываются понятия гражданского общества и правового государства, взаимосвязь и влияние друг друга при построении и развитии социального, демократического общества. Кроме того, в статье рассматриваются и анализируются основные функции гражданского общества. Также раскрываются идеи и цели правового государства, которое строится исходя из стремлений и интересов гражданского общества.

Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, государственная власть, сферы общественной жизни, диалектика взаимоотношений.

The article reveals the concepts of civil society and the rule of law, the relationship and influence of each other in the construction and development of a social, democratic society. In addition, the article considers and analyzes the main functions of civil society. Also, the ideas and goals of the rule of law, which is built on the basis of the aspirations and interests of civil society, are revealed.

Keywords: rule of law, civil society, state power, spheres of public life, dialectics of relationships.

На сегодняшний день абсолютное большинство европейских государств, а также Российская Федерация в качестве политического режима конституционно закрепляют демократию, что неразрывно связано с установлением правового государства, которое в общественном сознание воспринимается как особый тип организации государственной власти, возводимый на фундаменте права. Основная идея правового государства, выдвинутая в XVIII в. немецким философом И. Кантом, устанавливает концепцию постепенно развивающихся демократизма, суверенитета народа, как единственного источника власти, и в целом подчинение государства обществу. Говоря о данном явлении, нельзя не отметить его основной принцип — верховенство права, что в первую очередь означает господство закона. В ст. 15 Конституции РФ закреплено «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» [1].

Сегодня Россия, хоть и провозглашена правовым государством, объективно говоря, все еще находится на пути становления такой политической власти, которая создает наиболее оптимальные условия для полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, осуществления последовательного ограничения государственной власти в целях недопущения ее злоупотреблений. Можно сказать, что наша страна создает свой образ правового государства, определяемый историей, традицией и культурой, что и позволит российскому обществу стать поистине свободным и демократичным [2].

Правовое демократическое государство имеет одной из своих целей обеспечение необходимых условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства [3]. В свою очередь наличие гражданского общества можно рассматривать как одну из основ построения страны, признающей верховенство права.

«Гражданское общество — это система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В принципе между ними должен быть конструктивный диалог». Иначе говоря, гражданское общество в различных своих проявлениях призвано выражать интересы и потребности индивидов в экономической, культурной и иных сферах.


Данный правовой институт существует как автономная единица, независимая от государственной власти и выступающая относительно нее в качестве направляющей силы, способной поставить под свой контроль государственный аппарат управления, заставив тем самым работать его во благо своих граждан, защищая их права и интересы. Это ли не первоочередная цель правового государства?

Однако нельзя делать ошибку, абсолютно противопоставляя гражданское общество государству. Исходя из того, что одна из важных функций государства — это координация и регулирование общественных отношений, что по преимуществу достигается использованием правового механизма, то необходимо понимать, что государство, по сути, должно контролировать деятельность институтов гражданского общества, дабы не допустить нарушение правопорядка и создание угрозы безопасности. В том числе действия гражданского общества направлены на установление стабильности в обществе, поддержания достойного уровня жизни населения. Немаловажное значение приобретает структурирование общественного мнения и информирование населения о ходе деятельности гражданского общества, которая во многом направлена на повышение правосознания населения, формирование правовой культуры. Работа соответствующих объединений граждан в итоге оказывает непосредственное влияние на содержание и ход проводимых реформ, в первую очередь, в социальной и культурной сферах, так как государственные органы, принимая во внимание конкретную деятельность институтов гражданского общества, составляют полноценное понимание того, что на данный момент необходимо для удовлетворения потребностей граждан, какие проблемы должны стать первоочередными для скорого разрешения [4].

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: