Существует ли согласно мппсс обязанность обгоняемого судна сохранять курс и скорость

Обновлено: 23.04.2024

При выполнении Правила 12 необходимо учитывать следующее:

− на парусное судно распространяется действие Правила 13 при совершении им обгона любого судна. При этом оно должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна независимо от галса, которым оно следует. Сигналы при обгоне в узкости парусное судно применяет как любое другое судно (Правило 9(е));

− парусное судно при изменении курса не должно применять сигналов маневроуказания , предписанных Правилом 34(а).

Правило 13. Обгон

Правило 13 касается в основном обгона на свободной акватории, так как обгон в узкости определяется Правилами 9 и 34.

a) Независимо от предписаний, содержащихся в Правилах Разделов 1 и 2 Части В каждое судно, обгоняющее другое, должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна.

Обгон – это маневрирование судна, имеющего большую скорость, чем впереди идущее судно или буксирный состав, на прохождение его по правому или левому борту на безопасном расстоянии.

Г.Н. Шарлай. МППСС-72 с комментариями

Специфика Правила 13 заключается в том, что оно распространяется на

все без исключения суда, независимо от их взаимных обязанностей, предписываемых Правилом 18. Например, судно парусное, ограниченное в возможности маневрировать или занятое ловом рыбы, и любые другие привилегированные суда, которые по Правилу 18 имеют преимущественное право прохода и которым судно с механическим двигателем должно в общем случае уступать дорогу, при обгоне должны держаться в стороне от пути обгоняемого судна с механическим двигателем.

Судно, которое обгоняет другое судно, обязано проходить на безопасном расстоянии от обгоняемого и, если позволяют обстоятельства, оставлять его с правой стороны. Маневрирование должно быть заблаговременным.

Обгон, совершаемый в узкости, может быть безопасным только при условии, что обгоняемое судно посторонится с пути обгоняющего, т.е. для такого обгона требуется координация действий обоих судов. С этой целью обгоняющее судно должно запросить у обгоняемого разрешения на обгон, а последнее должно разрешить его и предпринять необходимые действия. Для выполнения этой процедуры в Правиле 34 предусмотрены специальные звуковые сигналы. В открытом море обгон может осуществляться без обмена звуковыми сигналами.

Во время обгона необходимо учитывать возможные маневры обгоняемого судна, характер глубин и наличие навигационных опасностей, нахождение поблизости других судов, а также действие гидродинамических сил (присасывание, отталкивание, рыскливость, проседание и т.п.).

Ответственность за безопасность обгона всегда возлагается на обгоняющее судно.

b) Судно считается обгоняющим другое судно, когда оно подходит к

нему с направления более 22.5 градусов позади траверза последнего, т. е. когда обгоняющее судно находится в таком положении по отношению к обгоняемому, что ночью обгоняющее судно может видеть только кормовой огонь обгоняемого судна и не может видеть ни один из его бортовых огней.

Судно считается обгоняющим, если оно, имея преимущества в скорости, приближается к обгоняемому с направления более 22,5 0 позади траверза последнего и ночью с него видно только кормовой огонь, а на буксировщике дополнительный желтый буксировочный огонь.

Следует иметь в виду, что часто вследствие значительной возможной засветки топовых и бортовых огней их свет при малом расстоянии между судами может быть виден с направлений и более 22,5° позади траверза обгоняемого судна. Это обстоятельство не может служить основанием для освобождения обгоняющего судна от его обязанностей. Основным критерием для оценки ситуации встречи должно служить взаимное фактическое расположение судов. Наблюдение же за огнями является только одним из методов оценки ситуации.

Вахтенный помощник должен четко определить, развивается ситуация обгона или ситуация пересечения курса. Для этого необходимо взять пеленг на приближающееся судно, если курсовой угол будет колебаться около цифры 112, 5 0 , считать, что существует ситуация обгона.

a. Независимо от предписаний, содержащихся в Правилах Разделов 1 и 2 Части В каждое судно, обгоняющее другое, должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна.

b. Судно считается обгоняющим другое судно, когда оно подходит к нему с направления более 22.5 градусов позади траверза последнего, т.е. когда обгоняющее судно находится в таком положении по отношению к обгоняемому, что ночью обгоняющее судно может видеть только кормовой огонь обгоняемого судна и не может видеть ни один из его бортовых огней.

c. Если имеется сомнение в отношении того, является ли судно обгоняющим, то следует считать, что это именно так, и действовать соответствен но.

d. Никакое последовавшее изменение во взаимном положении двух судов не может дать повода считать обгоняющее судно, по смыслу настоящих Правил, судном, идущим на пересечение курса, или освободить обгоняющее судно от обязанности держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

Обгон. Встречный разъезд

Обгон. Встречный разъезд Обгон считается самым сложным и опасным маневром на дороге. Неумелым его выполнением водители часто увеличивают для себя риск аварии в несколько раз. Особенно опасен обгон на дорогах с небольшой шириной проезжей части, потому что для его

Разъезд и обгон

Разъезд и обгон Вот вы и познакомились с большинством участников движения на шоссе. Они передвигаются с разной скоростью, в одну сторону с вами или навстречу вам; в зависимости от их направления вы либо обгоняете их, либо сторонитесь, уступая им дорогу. Дорога узкая, и

Глава 3 Обгон

Глава 3 Обгон Совет № 24 Помните! «Перед началом обгона убедитесь в безопасности маневра» – не единственное правило безопасного обгона Сейчас мы рассмотрим основные правила обгона, а потом более подробно рассмотрим ситуации, возникающие при обгоне. Вот основные правила

Совет № 54 Не обгоняйте на перекрестках! На них обгон запрещен!

Совет № 54 Не обгоняйте на перекрестках! На них обгон запрещен! Но опять-таки перекрестки бывают разными. На регулируемых перекрестках обгон с выездом на встречную полосу запрещен в любом случае. А вот в случае с нерегулируемыми перекрестками есть нюансы. На

Совет № 60 Если из закрытого поворота медленно выезжает грузовик (старый автобус или другое большое и не очень скоростное транспортное средство), скиньте скорость: за тихоходом может быть водитель, которому надоело тащиться, и он вот-вот пойдет на обгон

Совет № 60 Если из закрытого поворота медленно выезжает грузовик (старый автобус или другое большое и не очень скоростное транспортное средство), скиньте скорость: за тихоходом может быть водитель, которому надоело тащиться, и он вот-вот пойдет на

6. Обгон

6. Обгон Обгон, т.е. опережение с выездом из занимаемой полосы, является одним из наиболее опасных действий на дороге. Он требует от водителя повышенного внимания, если совершается с выездом на встречную полосу.Помимо общих требований, перечисленных в правилах дорожного

Il sorpasso Обгон

Il sorpasso Обгон 1962 — Италия (104 мин)· Произв. Fair Film, Incei Film, Sancro Film (Марио Чекки Гори)? Реж. ДИНО РИЗИ? Сцен. Дино Ризи, Этторе Скола, Руджеро Маккари· Опер. Альфио Контини· Муз. Риц Ортолани· В ролях Витторио Гассман (Бруно Кортона), Жан-Луи Трентиньян (Роберто Марианн), Катрин

3.2.5. Обгон и встречный разъезд

3.2.5. Обгон и встречный разъезд Обгон по встречной полосе в закрытом поворотеОписание ситуации (рис. 51)Водитель легкового автомобиля 1 догнал автобус (илл. 1) и решил обогнать его (илл. 2). Несмотря на то что автобус приблизился к закрытому повороту — повороту, который не

11. ОБГОН, ВСТРЕЧНЫЙ РАЗЪЕЗД

11. ОБГОН, ВСТРЕЧНЫЙ РАЗЪЕЗД 11.1Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе

ГЛАВА 14 ВСТРЕЧНОЕ ПЛАВАНИЕ, ОБГОН

ГЛАВА 14 ВСТРЕЧНОЕ ПЛАВАНИЕ, ОБГОН 160. При встречном плавании суда, идущие вверх, должны, учитывая местные условия плавания и движение других судов, предоставить преимущество в движении судам, идущим вниз.161. Запрещается встречное плавание судов, за исключением

Основные причины, затрудняющие обгон

Основные причины, затрудняющие обгон Не обгоняйте, если дорога впереди плохо просматривается. Я говорю о слепых поворотах, вершинах холмов и прочих местах с ограниченной видимостью, в которых возможно неожиданное появление встречного автомобиля.Остерегайтесь

Глава 12. Обгон, встречный разъезд

Глава 12. Обгон, встречный разъезд 92. До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения

a. Когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту.

b. Такая ситуация должна считаться существующей, когда судно видит другое прямо или почти прямо по курсу, и при этом ночью оно может видеть в створе или почти в створе топовые огни и (или) оба бортовых огня другого судна, а днем оно наблюдает его соответствующий ракурс.

c. Если имеется сомнение в отношении того, существует ли такая ситуация, то следует считать, что она существует, и действовать соответственно.

Настоящая любовь — это вечная влюбленность друг в друга

Настоящая любовь — это вечная влюбленность друг в друга Слова «любовь» и «влюбленность"» означают разные понятия. Влюбленность может перейти в любовь, а может и не перейти. К тому же влюбленность основывается на вымысле: вместо реального человека мы видим созданный нами

Настоящая любовь — это вечная влюбленность друг в друга

Настоящая любовь — это вечная влюбленность друг в друга Слова «любовь» и «влюбленность» означают разные понятия. Влюбленность может перейти в любовь, а может и не перейти. К тому же влюбленность основывается на вымысле: вместо реального человека мы видим созданный нами

Понимают ли животные друг друга?

Понимают ли животные друг друга? Если мы имеем в виду умение животных общаться друг с другом, передавая сигналы знаками или звуками, то — да. Если же подразумевается общение, подобное человеческому языку, то — нет.Даже среди людей общение происходит не всегда при помощи

Какими они видят друг друга

Какими они видят друг друга Даже в такой маленькой стране, как Дания, имеются значительные региональные различия. Копенгагенцы всячески стремятся показать, что они не понимают жителей Ютландии с их заметным местным акцентом, и даже ездят к ним с большим опасением. Всех

Как мы узнаём друг друга?

Как мы узнаём друг друга? То, что люди могут узнавать друг друга, очень значимо для их существования. Без этого невозможны никакие формы общественной жизни, а человек — существо общественное. Да и для животного мира это не менее важно.Процесс узнавания на самом деле очень

1. Заимствуя друг у друга

1. Заимствуя друг у друга Считается, что четыре пятых всех известных ныне алфавитов возникли из финикийского. Так, из разновидности финикийского письма (пунического) развилось ливийское. Непосредственно от финикийского произошло древнееврейское, арамейское и греческое

Глава 16. КАК НАЙТИ ВРЕМЯ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА?

Глава 16. КАК НАЙТИ ВРЕМЯ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА? Если вы дорожите отношениями с партнером,то не жалейте времени, чтобы развивать их.Если у вас постоянно нет времени для поддержания и развития отношений с партнером, то ни ваша страстная любовь к нему, ни его к вам уже не имеют

Настоящая любовь — это вечная влюбленность друг в друга

Настоящая любовь — это вечная влюбленность друг в друга Слова «любовь» и «влюбленность» означают разные понятия. Влюбленность может перейти в любовь, а может и не перейти. К тому же влюбленность основывается на вымысле: вместо реального человека мы видим созданный нами

РАЗДЕЛ 2. Плавание судов, находящихся на виду друг у друга

РАЗДЕЛ 2. Плавание судов, находящихся на виду друг у друга Правило 11. ПРИМЕНЕНИЕ Правила этого Раздела применяются к судам, находящимся на виду друг у

Приложение 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ДЛЯ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ЛОВОМ РЫБЫ ВБЛИЗИ ДРУГ ОТ ДРУГА

Приложение 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ДЛЯ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ЛОВОМ РЫБЫ ВБЛИЗИ ДРУГ ОТ ДРУГА 1. ОБЩЕЕ УКАЗАНИЕ Огни, указанные в этом Приложении, если они выставляются в соответствии с Правилом 26(d), должны быть расположены на наиболее видном месте на расстоянии не

55. Восприятие и понимание людьми друг друга

55. Восприятие и понимание людьми друг друга Факторы, влияющие на восприятие людьми друг друга:1) имплицитная теория личности, согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными

В чем отличие раковин и моек друг от друга

В чем отличие раковин и моек друг от друга Раковины от моек отличаются конструктивно и внешним видом. Раковины изготавливаются обычно больших размеров, чем мойки, при этом выделяются раковины-умывальники (не только размерами, но и внешним видом – более эстетическим

В чем отличие ванн друг от друга

В чем отличие ванн друг от друга Ванны чугунные, стальные и акриловые отличаются друг от друга формой, размерами, весом.Чугунные эмалированные ванны более массивны, чем все остальные. Самые легкие – стальные эмалированные ванны, при этом их срок службы меньше, чем у

Понять друг друга

Понять друг друга Я хочу быть любимой или быть понятой – что одно и то же.? Беттина Арним, немецкая писательница (XIX в.)*Женщин знает лишь тот, кто знает любовь.? Леопольд Шефер, немецкий писатель и композитор (XIX в.)*Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то

Время для себя и друг для друга

Время для себя и друг для друга Причиной стресса, испытываемого начинающими родителями, отчасти является постоянная необходимость расходовать свои ресурсы и энергию. Однако чтобы быть хорошим родителем и хорошим партнером, нельзя допускать такого выгорания. Необходимо

За исключением случаев, когда Правила 9, 10 и 13 требуют иного:

a. Судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу:

i. судну, лишенному возможности управляться;

ii. судну, ограниченному в возможности маневрировать;

iii. судну, занятому ловом рыбы;

iv. парусному судну.

b. Парусное судно на ходу должно уступать дорогу:

i. судну, лишенному возможности управляться;

ii. судну, ограниченному в возможности маневрировать;

iii. судну, занятому ловом рыбы.

c. Судно, занятое ловом рыбы, на ходу должно, насколько это возможно, уступать дорогу:

i. судну, лишенному возможности управляться;

ii. судну, ограниченному в возможности маневрировать.

i. Любое судно, за исключением судна, лишенного возможности управляться, или судна, ограниченного в возможности маневрировать, не должно, если позволяют обстоятельства, затруднять безопасный проход судна, стесненного своей осадкой и выставляющего сигналы, предписанные Правилом 28.

ii. судно, стесненное своей осадкой, должно следовать с особой осторожностью, тщательно сообразуясь с особенностью своего состояния.

e. Гидросамолет на воде должен, в общем случае, держаться в стороне от всех судов и не затруднять их движение. Однако в тех случаях, когда существует опасность столкновения, он должен выполнять Правила этой Части.

Надзорные на приговоры судов

Надзорные на приговоры судов Верховный суд. Судебная коллегия по уголовным делам,г. Москва, индекс 103289, ул. Ильинка, д. 7/3 (прежде чем писать сюда, пройдите все другие суды в своём городе, области).Генеральная прокуратура Российской Федерации,г. Москва, ГСП-3, индекс 125993, ул.

Оснастка парусных судов

Оснастка парусных судов Оснастка парусной яхты разрабатывается с учетом ее назначения. Большие гоночные яхты с высокими гоночными качествами большей частью оснащены как шлюпы, они несут стаксель и большой грот, укрепленный на единственной, очень высокой мачте. На

Агентирование судов

Агентирование судов АГЕНТИРОВАНИЕ СУДОВ — выполнение агентом по договору с принципалом, являющимся судовладельцем или фрахтователем судна, действий по представлению и защите интересов принципала в порту. Порученные действия выполняются агентом от имени принципала и

Рейд (место якорной стоянки судов)

Рейд (место якорной стоянки судов) Рейд (от голл. reede), место якорной стоянки судов вблизи берега или в порту. Внутренний Р. — часть огражденной акватории порта, внешний Р. — водное пространство на подходах к порту. Закрытые Р. защищены от ветра и волнения естественными

Правило 14. СИТУАЦИЯ СБЛИЖЕНИЯ СУДОВ, ИДУЩИХ ПРЯМО ДРУГ НА ДРУГА

Правило 14. СИТУАЦИЯ СБЛИЖЕНИЯ СУДОВ, ИДУЩИХ ПРЯМО ДРУГ НА ДРУГА a. Когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем

РАЗДЕЛ 3. Плавание судов при ограниченной видимости.

РАЗДЕЛ 3. Плавание судов при ограниченной видимости. Правило 19. ПЛАВАНИЕ СУДОВ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ a. Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов. b. Каждое судно должно

Правило 19. ПЛАВАНИЕ СУДОВ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

Правило 19. ПЛАВАНИЕ СУДОВ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ a. Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов. b. Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установлен ной

2. СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ТРАЛЕНИЕМ.

2. СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ТРАЛЕНИЕМ. a. Суда, занятые тралением, независимо от того, используют ли они донные или пелагические снасти, могут выставлять: i. когда они выметывают снасти - белый огонь над красным, расположенные по вертикальной линии; ii. когда они выбирают

3. СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ЛОВ РЫБЫ КОШЕЛЬКОВЫМИ НЕВОДАМИ

3. СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ЛОВ РЫБЫ КОШЕЛЬКОВЫМИ НЕВОДАМИ Суда, производящие лов рыбы кошельковыми неводами, могут выставлять два желтых огня, расположенных по вертикальной линии. Эти огни должны попеременно давать проблески каждую секунду, причем

IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКСИРНЫХ СУДОВ ПРИ ШВАРТОВКАХ, ПЕРЕТЯЖКАХ В ПОРТУ И ПРИ ОТХОДЕ ОТ ПРИСТАНИ 1. Основные правила использования буксирных судов в порту

IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКСИРНЫХ СУДОВ ПРИ ШВАРТОВКАХ, ПЕРЕТЯЖКАХ В ПОРТУ И ПРИ ОТХОДЕ ОТ ПРИСТАНИ 1. Основные правила использования буксирных судов в порту Капитан транспортного судна должен всегда иметь в виду, что буксирные суда даются ему в помощь и что, следовательно, он

3. Присасывание судов

3. Присасывание судов Морская практика знает немало случаев, когда столкновение судов происходило при обстоятельствах, при которых капитаны судов никаких нарушений правил для предупреждения столкновения не допустили. Причиной столкновения является иногда

IX. СТОЛКНОВЕНИЕ СУДОВ

IX. СТОЛКНОВЕНИЕ СУДОВ Как известно, для предупреждения столкновения судов в море существуют соответствующие международные правила, которыми обязаны руководствоваться все суда в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым плавают морские суда. Если бы эти

ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ И ОБОРУДОВАНИЮ СУДОВ

ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ И ОБОРУДОВАНИЮ СУДОВ 17. К плаванию по водным путям допускаются пригодные к плаванию суда.Судно считается пригодным к плаванию, если оно укомплектовано экипажем и соответствует требованиям обеспечения безопасности судоходства, а также

Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов в море (МППСС 72), вопросы для самопроверки, ссылки на тесты.

Первоисточник и полный текст документа на сайте МЧС:
МППСС - Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море от 20 октября 1972 года
(официальный перевод, редакция от 24.11.2017 г.)

В сети можно найти учебное пособие по МППСС-72 с комментариями (Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского, Москва, МОРКНИГА, 2017, Г. Н. ШАРЛАЙ) и другие учебные материалы.

Для тех, кто не готов брать эти риски на себя, рекомендую пройти подходящие качественные курсы по судовождению.

МППСС – основной документ, определяющий принципы и правила безопасного расхождения судов в международных водах:

  • правила распространяются на все суда в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут плавать морские суда;
  • требования МППСС распространяются на все маневры и столкновения, в которые вовлечены суда.

Согласно МППСС, каждое судно должно нести огни и знаки, подавать звуковые сигналы и использовать все имеющиеся средства, позволяющие:

  • заблаговременно обнаружить присутствие судна другими судами;
  • определить степень опасности столкновения;
  • учесть взаимные обязанности при маневрировании по расхождению;
  • обеспечить безопасное расхождение в любых условиях видимости.

Общие принципы правил плавания согласно МППСС очень похожи на принципы плавания по ВВП РФ (правосторонее движение, СРД, обгон), главная цель которых обеспечение безопасности плавания.

Взаимные обязанности судов

МППСС не может освободить ни судно, ни его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за последствия от невыполнения МППСС или несоблюдения мер предосторожности. Правилами допускается отступление от Правил для избежания непосредственной опасности.

Наблюдение

Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.

Безопасная скорость

Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения и могло быть вовремя остановлено (в пределах расстояния, необходимого для остановки при существующих обстоятельствах и условиях).

- маневренные возможности судна и особенно расстояние, необходимое для полной остановки судна, и поворотливость судна в преобладающих условиях;

- влияние на радиолокационное обнаружение состояния моря и метеорологических факторов, а также других источников помех;

- возможность того, что радиолокатор может не обнаружить на достаточном расстоянии малые суда, лед и другие плавающие объекты;

- более точную оценку видимости, которая может быть получена при радиолокационном измерении расстояния до судов или других объектов, находящихся поблизости.

Определение опасности столкновения

Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства для определения наличия опасности столкновения. Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что она существует и действовать соответственно.

Правила плавания и маневрирования судов

Правила плавания судов рассматривают следующие случаи:

  • расхождение при сближении и пересечении курсов;
  • плавание в узкостях;
  • плавание по СРД (системе раздельного движения);
  • обгон;
  • плавание в условиях ограниченной видимости.

Порядок расхождения судов при сближении и пересечении курсов

При пересечении курсов судов, одно из судов имеет должно уступить дорогу другому судну, имеющему приоритет. Приоритет определяется безопасностью плавания, правилами, возможностями судов по маневрированию и сложившимися обстоятельствами.

Судно с механическим двигателем на ходу при пересечении курсов или сближении с другим судном:

  • должно избегать пересечения курса другого судна у него по носу, если позволяют обстоятельства;
  • должно уступать дорогу:
    - судну, лишенному возможности управляться;
    - судну, ограниченному в возможности маневрировать;
    - судну, занятому ловом рыбы;
    - парусному судну;
  • должно уступать дорогу другому судну с механическим двигателем при пересечении курсов по правой стороне;
  • пропуская другое судно должно, если позволяют обстоятельства, изменить свой курс вправо, с тем чтобы встречное судно прошло по левому борту;
  • пропуская другое судно, находящееся слева от него НЕ должно изменять курс влево, если это позволяют обстоятельства.

Парусное судно на ходу:

  • должно уступать дорогу:
    - судну, лишенному возможности управляться;
    - судну, ограниченному в возможности маневрировать;
    - судну, занятому ловом рыбы;
  • должно уступать дорогу другому парусному судну:
    --- когда суда идут разными галсами:
    судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну;
    --- когда оба судна идут одним и тем же галсом:
    судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;
    --- если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу.

Наветренной стороной считается сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении - сторона, противоположная той, на которой находится самый большой косой парус.

Судно на ходу, занятое ловом рыбы:

  • должно, по возможности, уступать дорогу:
    - судну, лишенному возможности управляться;
    - судну, ограниченному в возможности маневрировать.

Гидросамолет

На воде должен, в общем случае, держаться в стороне от всех судов и не затруднять их движение. Однако в тех случаях, когда существует опасность столкновения, он должен выполнять общие правила для судна с механическим двигателем.

Судно, лишенное возможности управляться, или судно, ограниченное в возможности маневрировать :

  • должно подавать соответствующие сигналы;
  • следовать с особой осторожностью, тщательно сообразуясь с особенностью своего положения.

Действия при расхождении судов

Действия, предпринимаемые для предупреждения столкновения с другим судном, должны быть таким, чтобы привести к расхождению на безопасном расстоянии. Эффективность этого действия должна тщательно контролироваться до тех пор, пока другое судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

Любое действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей (общепринятой и предсказуемой) морской практике.

Действия судна, которому уступают дорогу: с удно, которому уступают дорогу, должно:

  • сохранить свой курс и скорость;
  • если судно, которое должно уступить дорогу, этого не делает, должно предпринять действия для избежания столкновения.

Когда, по какой-либо причине, судно, обязанное сохранять курс и скорость, обнаруживает, что оно находится настолько близко к другому судну, что столкновения нельзя избежать только действием судна, уступающего дорогу, оно должно предпринять такое действие, которое наилучшим образом поможет предотвратить столкновение.

Действия судна, уступающего дорогу :

Судно, которое обязано уступить дорогу другому судну должно, насколько это возможно, предпринять:

  • заблаговременные, понятные, заметные, эффективные и решительные действия с тем, чтобы разойтись с другим судном.

Если имеется достаточное водное пространство, то наиболее эффективным действием для предупреждения чрезмерного сближения может быть только изменение курса, при условиях:

  • изменение курса сделано заблаговременно;
  • изменение курса является существенным (=заметным для другого судна);
  • изменение курса не вызывает чрезмерного сближения с другими судами.

Если для предотвращения столкновение необходимо иметь в запасе больше времени для оценки ситуации, судно должно уменьшить ход или остановиться, застопорив свои машины или дав задний ход.

При любом изменении курса и (или) скорости, предпринимаемых для предупреждения столкновения:

  • изменения (если позволяют обстоятельства) должны быть заметными и легко обнаруживаемыми другим судном, наблюдающим его визуально или с помощью радиолокатора;
  • следует избегать ряда последовательных небольших (=малозаметных для другого судна) изменений курса и (или) скорости.

Плавание в узкостях

Любое судно, если позволяют обстоятельства, должно избегать постановки на якорь в узком проходе.

Судно, которое может безопасно следовать только в пределах прохода или фарватера, для информировании других судов об этом ограничении, может использовать соответствующий звуковой сигнал (предписанный правилом 34 "d") .

d) Когда суда, находящиеся на виду друг у друга, сближаются и по какой-либо причине одно из них не может понять намерений или действий другого судна или сомневается в том, предпринимает ли это другое судно достаточные действие для предупреждения столкновения, оно должно немедленно сообщить об этом подачей по меньшей мере пяти коротких и частых звуков свистком. Такой сигнал может сопровождаться световым сигналом, состоящим по меньшей мере из пяти коротких и частых проблесков.

Приоритеты при пересечении фарватера :

  • Если пересечение судном узкого прохода или фарватера может затруднить движение другого судна, которое может безопасно следовать только в пределах такого прохода или фарватера, пересекать узкий проход или фарватер запрещено.
  • Судно длиной менее 20 м или парусное судно не должны затруднять движение судна, которое может безопасно следовать только в пределах узкого прохода или фарватера.
  • Судно, занятое ловом рыбы, не должно затруднять движение любого другого судна, следующего в пределах узкого прохода или фарватера.

Движение в фарватере :

  • Судно, следующее вдоль узкого прохода или фарватера, должно держаться внешней границы прохода или фарватера, которая находится с его правого борта настолько близко, насколько это безопасно и практически возможно ( правостороннее движение ).

Обгон

Обгон может быть совершен только при условии, что обгоняемое судно предпримет действия, позволяющие обеспечить безопасный проход обгоняющему судну.

Обгоняющее судно

Судно, намеревающееся произвести обгон, должно указать свое намерение подачей соответствующего звукового сигнала (предписанный правилом 34 "c i") .

i) судно, намеревающееся обгонять другое судно, должно показать свое намерение следующими сигналами, подаваемыми свистком^

- два продолжительных звука и вслед за ними один короткий звук, которые означают "Я намереваюсь обгонять Вас по правому борту";

- два продолжительных звука и вслед за ними два коротких звука, которые означают "Я намереваюсь обгонять Вас по левому борту".

Каждое обгоняющее должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна.

Судно считается обгоняющим другое судно, когда оно подходит к нему с направления более 22,5° позади траверза обгоняемого судна.

Траверз (Breast, beam, the line upon the beam) — направление, перпендикулярное к курсу судна или к его диаметральной плоскости. Быть на Траверзе какого-нибудь предмета означает, что наблюдатель с судна видит данный предмет в направлении, перпендикулярном курсу судна.

Никакое последовавшее после начала обгона изменение во взаимном положении двух судов не позволяет:

  • считать обгоняющее судно идущим на пересечение курса;
  • освободить обгоняющее судно от обязанности держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока обгоняемое судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

Обгоняемое судно

После получения просьбы о разрешении обгона, обгоняемое судно должно, если оно согласно на обгон, подать соответствующий сигнал (предписанный правилом 34 "c ii") и предпринять действия, позволяющие обгоняющему судну выполнить безопасный проход.

ii) судно, которое намеревается обгонять подтвердить свое согласие следующим сигналом, подаваемым свистком в указанной последовательности:

Если обгоняемое судно испытывает сомнения в отношении безопасности обгона, оно может подать соответствующие звуковые сигналы (предписанные правилом 34 "d").

Когда суда, находящиеся на виду друг у друга, сближаются и по какой-либо причине одно из них не может понять намерений или действий другого судна или сомневается в том, предпринимает ли это другое судно достаточное действие для предупреждения столкновения, оно должно немедленно сообщить об этом подачей по меньшей мере пяти коротких и частых звуков свистком. Такой сигнал может сопровождаться световым сигналом, состоящим по меньшей мере из пяти коротких и частых проблесков.

Если имеется сомнение в отношении того, является ли судно обгоняющим, то следует считать, что это именно так, и действовать соответственно.

Плавание по системам разделения движения

Суда, НЕ использующее систему разделения движения должны держаться от нее на достаточном (для безопасности) большом расстоянии.

Судно не должно (в общем случае) входить в зону разделения движения или пересекать линию разделения движения.

  • когда судно пересекает систему разделения движения;
  • в случае крайней необходимости для избежания непосредственной опасности;
  • когда это связано с ловом рыбы в пределах зоны разделения движения,

Судно, занятое ловом рыбы, не должно затруднять движение любого другого судна, идущего в полосе движения.

Судно должно, насколько это практически возможно, избегать постановки на якорь в пределах системы разделения движения или вблизи от ее конечных участков.

Все суда должны соблюдать особую осторожность при плавании вблизи конечных участков систем разделения движения.

Приоритеты при движение по СРД:

  • суда длиной менее 20 м и парусные суда не должны затруднять безопасное движение судов с механическим двигателем, идущих в полосе движения;
  • суда, которые могут безопасно использовать для транзитного прохода соответствующую полосу движения в системе разделения, не должны (в общем случае) использовать зоны прибрежного плавания.

Судно, использующее систему разделения движения , должно:

  • следовать в соответствующей полосе движения в принятом на ней общем направлении потока движения;
  • держаться, насколько это практически возможно, в стороне от линии разделения движения или от зоны разделения движения;
  • входить в полосу движения или покидать ее (в общем случае) можно на конечных участках;
  • покидать полосу движения или входить в нее со стороны, под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения;
  • избегать пересечения полос движения, насколько это возможно практически;
  • пересекать полосу движения под углом, насколько это возможно близком к прямому относительно общего направления потока движения.

Плавание судов при ограниченной видимости

Для судов, не находящимся на виду друг у друга: при плавании в районах с ограниченной видимости или вблизи таких районов:

  • судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости;
  • судно с механическим двигателем должно держать свои машины готовыми к немедленному маневру;
  • судно, приближающееся к изгибу или к такому участку узкого прохода или фарватера, где другие суда могут быть не видны из-за наличия препятствий, должно следовать с особой внимательностью и осторожностью и подавать соответствующий звуковой сигнал, предписанный правилом 34 "e".

Судно, приближающееся к изгибу или к такому участку прохода или фарватера, где другие суда могут быть не видны из-за наличия препятствий, должно подавать один продолжительный звук. Любое приближающееся судно, находящееся в пределах слышимости за изгибом или препятствием, должно отвечать на такой сигнал одним продолжительным звуком.

Судно, которое обнаружило присутствие другого судна, только с помощью радиолокатора:

  • должно определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и (или) существует ли опасность столкновения.

Судно, которое услышит сигнал другого судна (кроме случаев, когда установлено, что опасности столкновения нет) или которое не может предотвратить чрезмерного сближения с другим судном, находящимся впереди траверза:

  • должно своевременно предпринять необходимые действия для безопасного расхождения;
  • уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе;
  • остановить, при необходимости, свое движение;
  • следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения.

При изменение курса для расхождения судов, насколько это возможно, следует избегать:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: