Сумел снизить государственные расходы и найти средства для выплаты кто

Обновлено: 18.04.2024

МОСКВА, 25 апр — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Несмотря на готовность претендовать на положенные по закону и предоставляемые государством дополнительные средства на поддержку отдельных категорий граждан, не все россияне знают о полагающихся выплатах. Как разобраться, на какие выплаты вы можете рассчитывать, и в какие инстанции следует обращаться, рассказывают опрошенные агентством "Прайм" эксперты.

НАГРАДА НЕ ИЩЕТ ГЕРОЯ

Период пандемии приучил нас к тому, что дополнительные выплаты от государства стало получать достаточно просто, порой они сами находят получателя — и гражданин обнаруживает лишние средства на своей банковской карте. Оформить выплату можно достаточно просто и на портале Госуслуг, социальных фондов, сайтах региональных органов власти, объясняет заслуженный юрист России Иван Соловьев.

Однако если "награда" сама не ищет своего героя, стоит разобраться, положена ли она или нет, а вернее, входит ли человек в льготную категорию с правом на ту или иную выплату.

Все доплаты от государства являются, как правило, либо разовыми, либо устанавливаются на определенный период в связи с наступлением какого-либо жизненного обстоятельства у граждан, продолжает руководитель HR-службы Юридической группы "Яковлев и Партнеры" Светлана Краснянская.

Разовые выплаты выплачиваются один раз при определенных условиях в жизни граждан. Остальные, по ее мнению, тоже относятся скорее к временной помощи. Дело в том, что социальные выплаты устанавливаются также на определенный период. А после его окончания необходимо ещё раз подтвердить тот факт, что ваш статус не изменился. Например, вы продолжаете учебу, или не смогли устроиться на работу, и ваша семья является малоимущей.

"Соответственно, если вы не можете подтвердить документально свой статус, выплаты вам не положены", — предупреждает она.

На практике многие знают о существовании помощи от государства, просто не могут подтвердить свой статус и поэтому не получают выплаты, говорит эксперт.

ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДЕТЯМ

От государства можно получить ряд выплат на ребенка — они зависят от финансового положения семьи, количества детей, возраста родителей и могут варьироваться в зависимости от региона. Поэтому о них проще всего узнавать в местных органах соцзащиты. Больше всего выплат многодетным и малообеспеченным гражданам — они также варьируются по регионам и носят адресный характер. Например, бывают единоразовые выплаты к 1 сентября или Дню семьи.

Приятным сюрпризом для молодых семей станет то, что ряд детских выплат, в частности, пособие по беременности и родам при постановке на учёт при раннем сроке беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до полутора лет был проиндексирован. Таким образом, в 2021 году российские семьи получат эти выплаты в больших размерах.

Есть и совсем свежие выплаты. Президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию в среду объявил о новых мерах поддержки семей с детьми. Предполагается, что в середине августа россияне получат единовременную выплату в 10 тысяч рублей на каждого школьника, включая будущих первоклассников.

С июля детям от восьми до шестнадцати лет включительно, живущим в неполных семьях, будут платить в среднем 5650 рублей в месяц.

Путин также предложил выплачивать беременным женщинам, оказавшимся в сложных условиях, по 6350 рублей в месяц.

ИПОТЕКА ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ

Многодетные семьи могут воспользоваться господдержкой в виде субсидии в размере 450 тысяч рублей на погашение части долга по ипотечному кредитованию, продолжает Соловьев. Однако здесь есть ряд ограничений.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что в договоре кредитования должна быть четко прописана цель кредитования, чтобы не возникло сложностей при получении субсидии (например, целью использования заёмщиком кредита является приобретение объекта недвижимости: квартиры (дома) по такому-то адресу.

Кроме того, в этом году в случае принятия соответствующего законопроекта может расшириться перечень объектов недвижимости, которые можно будет приобретать в ипотеку. Это может произойти за счет частных домов и объектов незавершенного строительства. "Это существенно расширит возможности молодых многодетных семей по улучшению своих жилищных условий", — убежден юрист.

НЕ ПЕНСИЕЙ ЕДИНОЙ

О некоторых выплатах от государства, в том числе от Пенсионного фонда, граждане осведомлены меньше, так как основания для их получения встречаются нечасто, рассказывает доцент базовой кафедры ТПП РФ "Развитие человеческого капитала" РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Например, не у многих на момент выхода на пенсию есть на иждивении дети или члены семьи — а в этих случаях пенсионер может рассчитывать на дополнительные выплаты к пенсии. Для этого стоит собрать документы, перечень которых есть на сайте ПФР, и обратиться в территориальное отделение фонда. Отказать могут, если не все соответствует нормам либо неправильно оформлены документы.

"Также мало кто знаком с такой доплатой, как единовременная выплата из пенсионных накоплений. Ее могут получить до выхода на пенсию будущие пенсионеры в определенных ситуациях или члены семьи в случае смерти будущего пенсионера. Если накопительная часть формировалась в негосударственном пенсионном фонде, то обращаться надо туда. Но если застрахованное лицо или член семьи не помнят, в каком фонде лежат накопления, можно обратиться в ПФР", — отмечает Иванова-Швец.

Важно понимать, что члены семьи могут рассчитывать на выплаты, если умерший член семьи оформил все нотариально, и до этого не получал пенсию. Для получения выплаты нужно собрать необходимые документы, перечень которых можно найти на сайте ПФР. Заявления рассматриваются в течение 10 дней.

По мнению эксперта, чтобы граждане могли получать дополнительные выплаты, стоит лучше о них информировать и ввести должность или функции пенсионного консультанта.

Во многих регионах предусмотрены выплаты для семей, проживших в браке 50 лет. Они различны и выплачиваются только по заявлению "золотых" юбиляров. Сумма варьируется в зависимости от региона и составляет в среднем 10-30 тысяч рублей. Выплаты не назначаются автоматически. Для их получения необходимо обратиться в МФЦ.

"Не все об этом знают, но предусмотренные в региональных бюджетах средства могут стать существенным подспорьем для наших ветеранов и пожилых людей", — указал Соловьев.

В ряде регионов предоставляют и единовременную выплату к юбилейным дням рождения — для этого также нужно подать в МФЦ необходимые документы. Но могут и отказать, если вы не прожили в регионе необходимое количество лет.

Есть немало льгот на оплату услуг ЖКХ различным категориям граждан. "Многие не знают, что имеют право на существенные компенсации (например, 50% всех коммунальных услуг) или просто не верят, что смогут их получить. В основном, это та категория граждан, которым эти субсидии реально нужны", — рассказывает генеральный директор компании "Городские инновационные технологии" Сергей Минко.

Например, на компенсацию оплаты услуг ЖКХ можно претендовать, если вы участник ВОВ и других боевых действий или член семьи умершего льготника, бывший узник концентрационных лагерей (в момент заключения — несовершеннолетний), пострадавший при аварии в Чернобыле, инвалид, инвалид детства, Герой СССР или России.

Существуют федеральные льготы, которые обязательны во всех регионах, их дополняют выплаты на местном уровне. Чтобы понять, какие именно льготы доступны в вашем регионе, эксперт советует зайти на сайт ГИС ЖКХ в раздел "Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".

Если обнаружится, что у вас есть право на льготу, нужно обратиться или в МФЦ или в органы соцзащиты по месту жительства. "Если право будет подтверждено, компенсацию вы начнете получать со следующего же месяца. За прошедшие периоды компенсация вам не положена, так что, чем раньше вы обратитесь, тем больше денег сэкономите", — подчеркивает Минко.

ЧЕМ ПОМОЖЕТ РАБОТОДАТЕЛЬ

Сейчас через работодателя можно оформить только налоговые вычеты НДФЛ, говорит Краснянская. По новому законодательству все пособия при рождении ребенка теперь напрямую выплачивает Фонд социального страхования. Это касается и оплаты больничных листов.

Можно обращаться за материальной помощью в связи со сложными жизненными обстоятельствами, но эти выплаты остаются на усмотрение работодателя.

КАК УПРОСТИТЬ ДОСТУП К ВЫПЛАТАМ

Доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" факультета финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС Сергей Хестанов отмечает, что процесс назначения и выплаты социальных пособий в России пока недостаточно автоматизирован.

Чтобы оформить выплаты на детей, получить материальную поддержку в связи с коронавирусом и т.д., приходится самостоятельно собирать справки.

"Во многих странах, например, в Германии и Австрии, при возникновении условий для назначения льготы деньги сами находят своего получателя. Происходит это за счет того, что вся информация о домохозяйстве, к которому относится человек, консолидируется государством, и органы соцзащиты имеют возможность назначать выплаты автоматически", — добавляет эксперт.

В России работы по формированию единой системы только начинаются. "Основную роль в консолидации, обработке информации и вынесению решения о назначении выплат будет играть Федеральная налоговая служба — именно она обладает наиболее полными сведениями о доходах гражданина, его финансовом положении", — говорит он.

ФНС сможет получать необходимую информацию о семейном положении, наличии детей и жизненных обстоятельствах напрямую от министерств и ведомств.

По мнению эксперта, весьма вероятно, что для борьбы с бедностью будет внедрена такая система, которая позволит определять доходы конкретного человека по доходам домохозяйства и автоматически назначать выплаты, если они ниже определенного законом уровня.

"Сейчас, когда с информационным обеспечением ситуация улучшилась, логично централизовать и автоматизировать все, что касается социальной защиты и назначения выплат. Это позволит уменьшить количество допускаемых ошибок и снизить риски злоупотреблений", — уверен Хестанов.

В ходе послания к Федеральному собранию Путин заявлял, что с 2022 года в России должно заработать социальное казначейство, предоставляющее услуги по принципу "одного окна".

"Это значит, что все федеральные пособия, пенсии и другие социальные надбавки будут оформляться и выплачиваться в режиме "одного окна" без беготни по инстанциям, а просто по факту создания семьи, рождения ребенка, выхода на пенсию и другой жизненной ситуации", —сказал президент.

ПРЕОДОЛЕТЬ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕПОНЫ

По мнению доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Сергея Левчука, варианты малоизвестных государственных программ социальной помощи сопряжены с условиями крайней нужды малоимущих семей.

У большинства из них сугубо региональный характер применения и специфика реализации, а размер выплат крайне неоднороден и связан с необходимостью преодоления бюрократических препон.

"Таким образом, все варианты госпрограмм социальных выплат, несоизмеримы с реальными потребностями социально незащищённых слоёв населения и нуждаются в комплексном пересмотре на уровне правительства", — убежден эксперт.

По его мнению, их следует перевести на федеральный уровень параллельно с кратным повышением "порога бедности".

Финансовое ведомство предложило сократить на 10% часть расходов бюджета на следующие три года, отказаться от индексации зарплат госслужащим и поощрений регионам за выполнение KPI. В 2021 году ассигнования снизятся на 1,4 трлн руб.

Фото: Евгений Разумный /Ведомости/ТАСС

Минфин предложил сократить на 10% незащищенную часть ассигнований федерального бюджета в 2021–2023 годах, отказаться от индексации зарплат чиновников, а также перенести реформу оплаты труда федеральных госслужащих за пределы 2023-го, следует из опубликованной 20 июля методики расчета предельных базовых бюджетных ассигнований на ближайшие три года. Эти меры вместе с сокращением ассигнований на госпрограмму вооружений (ГПВ) на 5% призваны обеспечить в следующую трехлетку сбалансированность федерального бюджета, который из-за пандемии COVID-19 и обвала цен на нефть будет дефицитным.

Суммарное сокращение бюджетных ассигнований в 2021 году составит 1,428 трлн руб. (включая 856,4 млрд руб. экономии за счет оптимизации бюджетных расходов и 365,3 млрд руб. за счет их переноса на текущий год). В 2022-м уменьшение объема ассигнований бюджета оценивается в 1,892 трлн руб., а в 2023 году — в 1,364 трлн руб., следует из документа Минфина.

Подход к трехлетнему расчету бюджетных ассигнований, который предполагает программу их оптимизации, был рассмотрен на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина 7 июля, следует из письма министра финансов Антона Силуанова ведомствам — распорядителям бюджетных средств.

Дефицит федерального бюджета по итогам 2020 года составит около 5% ВВП, ожидают в Минфине.

Транспортно-заряжающая машина из состава берегового ракетного комплекса (БРК) «Бал»

Сокращение «незащищенных» статей бюджета

Минфин предлагает провести «оптимизацию» расходов федерального бюджета в 2021–2023 годах. По сути, речь идет о сокращении расходов «незащищенной» части бюджета. На 10% они будут снижены по более чем 50 статьям, за исключением дотаций региональным бюджетам, расходов на исполнение так называемых публичных нормативных обязательств (социальные пособия, пенсии военнослужащим, которые в отличие от гражданских пенсий платятся из федерального бюджета, а не из бюджета ПФР, и т.д.), на содержание судебной системы, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты внебюджетным фондам. Но на те же 10% Минфин предлагает и «оптимизировать» расходы на «обеспечение деятельности органов управления внебюджетных фондов», то есть административные расходы руководства фондов.

Как компании выигрывали суды с сотрудниками благодаря КЭДО: три кейса

Фото: Shutterstock

Очиститься от шлаков и посадить печень: что не так с лечебным голоданием

Фото: David Ryder / Getty Images

Спать по 8 часов в день и лениться: здоровые привычки Джеффа Безоса

Фото: Scott Barbour / Getty Images

На чужой стороне: как сохранить свои активы за рубежом

Фото: Oli Scarff/Getty Images

В Москве может освободиться 1,5 млн кв. м офисов: что с ними делать

Фото: Shutterstock

Инфляция по всему миру выходит из-под контроля. К чему это приведет

Фото: Shutterstock

Как новому руководителю стать своим: четыре правила и десять табу

Фото: Hannelore Foerster / Getty Images

Сможет ли еврозона сохранить единство перед лицом кризиса — The Economist

Последний раз подобное сокращение бюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь Минфин пошел на беспрецедентный для недавней истории шаг — сокращение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

Всего за счет оптимизации расходных статей (включая сокращение программы вооружений на 5%) бюджетные ассигнования сократятся на 856,4 млрд руб. в 2021 году, на 846,7 млрд руб. в 2022-м и на 833,2 млрд руб. в 2023 году. Денежный объем сокращения госпрограммы вооружений в методике Минфина не указывается. Суммарное снижение нерасписанных расходов составляет 258,2 млрд руб. в 2021 году, 192 млрд руб. в 2022-м и 198,2 млрд руб. в 2023 году, следует из документов ведомства.

Cокращение бюджетных ассигнований будет осуществляться относительно базы действующего закона о бюджете на 2020–2022 годы. Так, в 2021-м текущим законом предусмотрены общие бюджетные расходы на 21,2 трлн руб., в 2022 году — на 22,4 трлн руб.

В этом году Минфин планирует потратить около 23 трлн руб., что превышает объем расходов, предусмотренный бюджетным правилом. Отклонение от правила обусловлено необходимостью стимулирования экономики на фоне пандемии коронавируса. По крайней мере в 2021 году Минфин собирается сократить расходы даже в номинальном выражении относительно высокой базы 2020-го. Отступление от бюджетного правила будет временным — это контрциклическая бюджетная политика в период циклического спада экономики, подчеркивали в Минфине. С 2022 года министерство намерено вернутся к действующему бюджетному правилу.

Отказ от увеличения зарплат чиновников

Одновременно с десятипроцентным сокращением бюджетных ассигнований Минфин предлагает отказаться от индексации окладов госслужащих в 2021 году, следует из его документа. Ведомство Антона Силуанова не в первый раз прибегает к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась во время кризиса 2014–2017 годов. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Минфин также предлагает сэкономить 118,5 млрд руб. в 2021–2022 годах за счет переноса реформы денежного содержания федеральных чиновников за пределы ближайшей трехлетки. Эта реформа предполагала, с одной стороны, увеличение постоянной части оклада госслужащих, а с другой — «оптимизацию бизнес-процессов» и сокращение числа чиновников, объяснял Силуанов.

Еще 150 млрд руб. Минфин предлагает сохранить в бюджете за счет отказа от выплаты дотаций региональным бюджетам за выполнение губернаторами KPI. Система оценки работы глав регионов, утвержденная президентским указом «Об эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов России», предполагает 15 критериев, среди которых, например, уровень доверия к власти, естественный прирост населения, доступность жилья, уровень бедности и др. По словам экс-министра экономического развития, а ныне помощника президента Максима Орешкина, «система рассчитана на поощрение, а не на наказание», а мотивацией для губернаторов должна была бы стать прибавка к региональному бюджету.

Минфин предложил снять более 500 млрд руб. расходов бюджета с госпрограмм и непрограммных направлений в следующем году. План оптимизации для «обеспечения сбалансированности» казны приведен в методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на следующие три года («Ведомости» ознакомились с материалами). Расходы планируется сокращать на аналогичную в целом величину также в 2024 и 2025 гг.

По сравнению с утвержденными на 2022–2024 гг. планами в следующем году траты могут уменьшить на 557 млрд руб., в 2024 г. – на 539 млрд руб. На 2025 г. конкретных проектировок в действующем законе о бюджете нет, но на следующий после текущей трехлетки период Минфин закладывает расходы, исходя из долгосрочного бюджетного прогноза, учитывающего различные коэффициенты индексации. Относительно такого инерционного сценария в 2025 г. ведомство предлагает отказаться еще от 534 млрд руб. Секвестр коснется практически всех блоков: оптимизация для обеспечения сбалансированности бюджета затронет 59 госпрограмм и непрограммных направлений из 62.

Как объясняет оптимизацию Минфин

Представитель Минфина сообщил, что «недоведение бюджетных ассигнований» (отказ от части расходов. – «Ведомости») – дополнительный фактор, который был учтен в ходе проектировок для обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Величина «недоведения» рассчитана исходя из структуры расходов на каждую госпрограмму, при этом таких трат, как исполнение социальных обязательств, оплата труда или денежное довольствие, сокращение не коснется.

Куратор госпрограммы сам должен будет определить, от каких расходов отказаться, исходя из общей суммы снятых расходов, подчеркнул представитель Минфина. Решение призвано обеспечить приоритизацию расходов федерального бюджета и позволит сконцентрировать их на наиболее важных и актуальных направлениях, резюмировал собеседник «Ведомостей».

При этом «недоведение ассигнований» – дополнительный к иным факторам, определяющим расходы бюджета. Итоговая сумма по каждой из государственных программ является результатом совокупности всех задействованных факторов, включая, например, индексацию социальных обязательств.

В последний раз Минфин проводил оптимизацию расходов для сбалансированности трехлетнего бюджета в пандемийном 2020 году. Тогда министерство сокращало расходы по «незащищенным» статьям на 10%, госпрограмму вооружений – на 5%, а также отказалось от индексации зарплат чиновников, в результате чего в 2021 г. было сэкономлено 927 млрд руб., в 2022 г. – 970 млрд, в 2023 г. – около 900 млрд. «Без этих оптимизаций, без сокращения, мы бы не вышли на общие принципы, сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 г.», – пояснял министр финансов Антон Силуанов.

И снимут, и добавят

Больше всего расходов планируется снять с госпрограмм «Развитие транспортной системы» (390 млрд руб. в сумме за 2023–2025 гг., примерно по 130 млрд ежегодно), «Научно-технологическое развитие» (150 млрд за весь период), «Обеспечение обороноспособности страны» (120 млрд за следующие три года). Отказ от части расходов по тем или иным направлениям в составе специального плана оптимизации не всегда совпадает с абсолютным изменением трат. По ряду направлений одновременно с секвестром по одним подразделам может производиться как уменьшение, так и увеличение финансирования по другим. Например, по госпрограмме «Обеспечение обороноспособности страны» планом секвестра предполагается снять 42 млрд руб. расходов в 2023 г. Но из-за роста трат, связанных с индексацией выплат военнослужащим, незапланированных ранее закупок общая стоимость госпрограммы даже увеличивается – на 27 млрд до 1,89 трлн руб.

А стоимость госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в общей сложности сокращается на 200 млрд руб. в 2023 г., тогда как планом оптимизации предлагается снять с нее лишь 14 млрд. Снижение связано прежде всего с сокращением особых доходов, которые собираются на специальные цели, на 186 млрд руб., поясняется в материалах Минфина.

Больше всего расходы планируется нарастить по госпрограмме «Социальная поддержка граждан»: в 2023 г. на 936,4 млрд руб. до 3,4 трлн руб., в 2024 г. на 1 трлн до 3,6 трлн, в 2025 г. на 1,2 трлн до 3,9 трлн.

Согласно действующему закону о бюджете Минфин планировал доходы в 2022 г. на уровне 25 трлн руб., в 2023 г. – 25,5 трлн, в 2024 г. – 25,8 трлн, а расходы – 23,7 трлн, 25,2 трлн и 26,4 трлн руб. соответственно. Таким образом, в 2022 г. ожидался профицит бюджета в 1,3 трлн руб. (1% ВВП), в 2023 г. – 299 млрд (0,2% ВВП), в 2024 г. – дефицит на уровне 523 млрд руб. (0,3% ВВП).

Теперь министерство прогнозирует исполнение федерального бюджета в 2022 г. с дефицитом на уровне 1,7 трлн руб. (1,2% ВВП): доходы должны составить 25,5 трлн руб., расходы – 27,2 трлн руб., следует из проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (документ есть у «Ведомостей»). Минфин закладывает бюджетный дефицит и на следующую трехлетку: в 2023 г. на уровне 1,6 трлн руб., или 1,1% ВВП (доходы – 24,8 трлн, расходы – 26,4 трлн), в 2024 г. – 1,4 трлн руб., или 0,9% ВВП (доходы – 25,4 трлн, расходы – 26,8 трлн), в 2025 г. – 1,4 трлн руб., или 0,8% ВВП (доходы – 25,7 трлн руб., расходы – 27,1 трлн). Окончательный вариант проекта бюджета правительство должно внести в Госдуму не позднее 15 сентября.

Для чего нужна оптимизация

Бюджетные ассигнования, которые Минфин предлагает сократить (около 550 млрд руб. в год), небольшие относительно всей расходной части федерального бюджета (около 27 трлн руб. в год), отметил профессор НИУ ВШЭ Мстислав Афанасьев. Речь здесь идет о сбалансированности бюджета, сокращении расходов по тем контрактам госпрограмм и нацпроектов, которые не были востребованы бюджетополучателями, а также повышении финансовой дисциплины органов власти, считает он. Например, по итогам 2021 г. объем неиспользованных бюджетных средств составил 635 млрд руб., большая часть из них, согласно отчетам Федерального казначейства и Счетной палаты, приходилась на четыре раздела классификации расходов: «Общегосударственные расходы», «Национальная оборона», «Здравоохранение» и «Национальная экономика», добавил эксперт.

Грядущая оптимизация бюджетных расходов в первую очередь может коснуться «провальных» в части освоения средств нацпроектов, считает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. Хотя они и важны для развития экономики, но их исполнение сопряжено не только с рядом объективных трудностей, но и с административной рассогласованностью, отметила она. Например, по ее словам, рост цен на стройматериалы обострил проблему строительства школ в рамках нацпроекта «Образование».

О новых приоритетных направлениях расходов говорить пока сложно, поскольку бюджетная политика является следствием того, как правительство оценивает и прогнозирует макроэкономическую ситуацию на трехлетний период, отметил Афанасьев. Монетарные власти еще не определились с тем, в какой макроэкономической среде сейчас оказалась российская экономика: например, Минэкономразвития полагает, что экономика входит в дефляционную спираль, а Банк России не видит оснований для этого, напомнил он. А это принципиально разные типы бюджетной политики, заметил эксперт.

Последствия беспрецедентных изменений макроэкономической ситуации, как внутренней, так и внешней, полностью себя еще не проявили, добавил он. По мере их проявления будут вноситься изменения в федеральный бюджет, насколько они будут значительными, зависит от выбранной правительством экономической стратегии, указал эксперт.

Заложенный в проект бюджета на 2021–2023 гг. прогноз по доходам следует признать слишком оптимистичным, так как он не учитывает второй волны коронакризиса, отметили эксперты РАНХиГС в своем заключении на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». В частности, восстановление спроса на нефть, равно как и цен на энергоносители, может происходить медленнее оценок финансового ведомства, что неизбежно отразится на наполняемости бюджета в следующую трехлетку, предупреждаю авторы заключения.

Оптимизм Минфина в отношении поступлений доходов от акцизов на табак тоже выглядит не совсем оправданным – они повысятся, только если удастся остановить рост контрафакта. В целом увеличения ненефтяных доходов не ожидается – все следующие три года их доля в ВВП останется на уровне 11,1%. «Объем расходов федерального бюджета планируется сократить с 21,1% ВВП в 2020 г. до 18,6% ВВП в 2021 г. с дальнейшим сокращением до 17,6–17,8% ВВП, – приводят данные авторы заключения. – При этом в 2022–2023 гг. расходы в номинальном выражении будут увеличиваться на 1 трлн руб. ежегодно».

Если смотреть на изменение доли в ВВП, то в следующую трехлетку больше всего сократятся расходы на «Национальную оборону». Они составят в среднем 2,6% ВВП – это на 0,7 п. п. ВВП ниже среднегодовых значений в 2013–2019 гг. На 0,3 п. п. от ВВП сократится в среднем финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Расходы на «Национальную экономику» сократятся в среднем на 0,2 п. п. – до 2,6% ВВП. В 2020 г. расходы на здравоохранение вырастут до 1,1% ВВП с последующим сокращением в 2021–2023 гг. в объеме 1,0–0,9–0,8% ВВП соответственно. «Бюджетная консолидация, запланированная в 2021–2022 гг., вполне оправданна, при этом незначительное сокращение бюджетных расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказать ощутимого негативного влияния на замедление российской экономики», – считают авторы заключения.

России следует пожить с дефицитным бюджетом еще 2–3 года

Вместе с тем доля расходов на социальную политику в общем объеме расходов федерального бюджета будет расти двузначными темпами: в 2020 г. – на 24,3%, 2021 г. – на 26%, в 2022 и 2023 гг. – на 27%. Больше всего вырастут расходы на адресные меры поддержки в первую очередь семей с детьми, как наиболее подверженных бедности. «По нашим оценкам, реальные располагаемые доходы населения в 2020 г. сократятся для такого кризиса относительно слабо (на 2,5–3%), в том числе за счет реализации мер поддержки населения в условиях пандемии, а с 2021 г. ожидается их постоянный рост примерно на уровне 2% в год, – рассказал «Ведомостям» один из авторов заключения, заместитель директора по науке Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Сергей Дробышевский. – Такой рост объясняется сохранением высокой доли расходов на социальную политику в бюджете расширенного правительства, а также ожидаемым ростом реальной заработной платы в условиях продолжающей сокращаться численности экономически активного населения и низких уровней безработицы. Таким образом, к концу 2023 г. реальные располагаемые доходы населения будут выше уровня 2019 г. примерно на 3%».

Однако рост социальных расходов приведет к дефициту федерального бюджета, который, впрочем, будет сокращаться: с 4,4% ВВП – в 2020 г. до 2,4% ВВП – в 2021 г. и 1,0–1,1% ВВП – в последующие два года. Основным источником покрытия этого дефицита станут внутренние займы, объем которых к 2023 г. вырастет до 11,8 трлн руб. Вместе с ростом госзаймов увеличатся расходы на обслуживание долга с 0,7% ВВП в среднем в 2013–2020 гг. до 1,2% в 2023 г. «Рост объема госдолга за период 2020–2023 гг. и расходов на его обслуживание при одновременном накоплении резервов в ФНБ является результатом следования действующему бюджетному правилу, которое в условиях невысоких цен на углеводородное сырье и неблагоприятной макроэкономической ситуации не способно ограничить рост долга при существующем спросе на общественные блага и необходимости реализации национальных целей», – подчеркивают в РАНХиГС. Поэтому бюджетное правило необходимо пересмотреть.

Запланированные правительством меры в сфере налогообложения в РАНХиГС считают точечными, так как они не затрагивают большинство налогоплательщиков. При этом повышение налогов для нефтегазовой отрасли специалисты академии признают «целесообразным», но вот налоговый маневр, предлагаемый для IT-отрасли, по их оценкам, может привести к отставанию российского высокотехнологичного сектора от глобального IT-сегмента.


Удержания по исполнительным листам в 2022 году рассчитывайте по новому. С 01.02.2022 года работнику нужно сохранять прожиточный минимум (ПМ). Это стало возможным благодаря изменениям, привнесенным ФЗ № 234 от 29.06.2021.

Что подлежит сохранению при удержании

Привнесенные изменения коснулись ст. 446 ГПК, ФЗ № 229 от 02.10.2007 и распространяются только на начисления, производимые бухгалтерией с февраля 2022 г.

Прожиточный минимум – минимальная сумма, требуемая для нормального существования человека. Ее устанавливают субъекты РФ и правительство единожды за год, причем для разных категорий населения. В 2022 г. прожиточный минимум менялся не единожды.

Так, с 01.01.2022 прожиточный минимум равнялся:

  • 12 654 р. – для всего населения;
  • 13 793 р. – трудоспособной его части;
  • 10 882 р. – пенсионеров;
  • 12 274 р. – детям.

С 01.06.2022 прожиточный минимум равен

  • 13 919 руб. - для всего населения,
  • 15 172 руб. — для трудоспособного населения,
  • 13 501 руб. — для детей,
  • 11 970 руб. — для пенсионеров.

Согласно нововведениям 2022 г. сохранению подлежит наибольшее из двух значений. Речь идет о двух цифрах: первая – значение ПМ трудоспособного населения (13 793 руб.), вторая – ПМ той же категории населения, но действующий в конкретном субъекте РФ.

Исполнительный лист может попросту содержать указание на требование о сохранении ПМ. Тогда бухгалтер должен сам определить, какое значение выше: региональное либо общероссийское и применить его в расчете.

Как рассчитать сохраняемую сумму

Расчеты, касающиеся сохранения ПМ, производят только по постоянным доходам. В их числе может быть, к примеру, не только официальная зарплата, но и премиальные, пособие по безработице и даже стипендия.

При расчете следует исходить из суммы, указанной приставом в исполнительном листе. Предположим, там указано на удержание 50% из зарплаты должника. После расчета сумма уменьшилась и стала ниже, чем ПМ. Тогда бухгалтер должен применить право должника на льготу, оставив ему часть заработка, равную прожиточному минимуму. Льгота будет применяться и далее, при последующих расчетах до тех пор, пока не погасятся долги либо должник останется без заработка.

Удерживать ничего не нужно, когда зарплата должника не превышает действующий ПМ. Об этом можно (но по закону необязательно) уведомлять приставов. К сведению: все удержания в этой ситуации будут незаконными.

Наглядный пример сохранения ПМ.

Должник работает в организации, которая расположена в Подмосковье. В исполнительном листе, поступившем от пристава, указано требование о сохранении ПМ. На 2022 г. ПМ в Подмосковье для трудоспособного населения составляет 16 075 р., а всероссийский равен 13 793 р. Поскольку региональный показатель выше, то каждый месяц в расчетах будут применять именно его, а на счету должника будут сохранять 16 075 р.

Какие удержания не подпадают под новую норму

В ряде случаев применяют нормы ч. 3.1 ст. 99 ФЗ № 229 от 02.10.2007. Согласно им прожиточный минимум не подлежит сохранению, если удерживают суммы:

  • алиментов;
  • по компенсации вреда, причиненного здоровью человека (по смерти кормильца);
  • по компенсации ущерба, нанесенного при совершении преступлении.

Эти виды удержаний допускаются даже тогда, когда у должника остается сумма, меньше чем ПМ. Причем их величина может достигать 70% от заработка.

Наглядный пример по удержанию без сохранения ПМ.

Зарплата должника составляет 25 тыс. р. Каждый месяц с него удерживают алименты (70% от заработка). В результате у него остается 7 500 р. Норма о сохранении ПМ здесь не применяется, даже если обратиться к приставу.

За не сохранение суммы ПМ там, где это требуется делать, нанимателя могут привлечь к административной ответственности. Если работник, обнаруживший такое нарушение, обратится с жалобой к приставам, по отношению к нанимателю применят штрафные санкции по ч. 3 ст. 17.14 КоАП. Статья предполагает штраф 50 – 100 тыс. руб.

Наниматель, не получивший соответствующий лист от приставов, может удержать у должника сумму с учетом 50 и 70%. Даже если после этого у задолжавшего работника останется сумма, не дотягивающая до прожиточного минимума. При таких обстоятельствах санкции по отношению к нанимателю не применят.

Как удержать из доходов работников суммы по исполнительным документам и отразить эти операции в бухгалтерском учете, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демодоступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Порядок сохранения ПМ

Настоящий порядок имеет нюансы, которые применяются в зависимости от того, кто прислал исполнительный лист: пристав либо непосредственно взыскатель.

Если лист поступил от самого взыскателя, без участия судебного пристава, и иных взысканий у должника нет, то указанная выше норма о сохранении ПМ не действует. В нем требование о сохранении ПМ отсутствует.

Подобные ситуации возможны, когда речь идет о взысканиях до 100 тыс. р. Это может быть разовый платеж либо периодический, например, взыскание алиментов. Учитываются нормы ТК, в частности:

  1. На ряд выплат (доходов) взыскания не обращаются (ст. 101 ФЗ № 229 от 02.10.2017, акт ред. – 30.12.2021). Например, на выплаты, которые выплачивает наниматель – организация при регистрации брака либо рождении ребенка.
  2. Взыскание по исполнительным документам не обращается на имущество должника – собственника согласно ст. 446 ГПК. В его числе, к примеру, значится единственное жилье, пригодное для проживания, а с февраля 2022-го добавляется еще и заработок, прочие доходы равные прожиточному минимуму. Соответственно, дополнительных документов для сохранения ПМ тут не требуется.

Ознакомьтесь с примером справки об удержании по исполнительному листу.

Когда лист поступил от пристава, соответственно, по всем вопросам, касающимся удержаний, следует обращаться именно к нему. Если требование по части сохранения в листе отсутствует, работнику следует дать рекомендации по решению этого вопроса путем обращения к приставу через подачу заявления. Чтобы защитить прожиточный минимум от взысканий, работник должен:

  1. Уточнить координаты судебного пристава, который уполномочен вести его производство.
  2. Написать и подать соответствующее заявление приставу, предварительно записавшись на прием.

На основании поступившего заявления пристав вынесет другое постановление с требованием о сохранении прожиточного минимума. После этого можно будет производить расчеты по зарплате с учетом данного требования, сохраняя ПМ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: