Судья координатор мирового суда это

Обновлено: 24.04.2024

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6.1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом требований настоящей статьи.

1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в судебном районе возложить обязанности отсутствующего по указанным основаниям мирового судьи на другого мирового судью этого же судебного района не представляется возможным (в судебном районе создана только одна должность мирового судьи или временно отсутствуют другие мировые судьи судебного района), то исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

Мировой судья – координатор является мировым судьей, наделенным, наряду с осуществлением полномочий мирового судьи, организационно-распорядительными полномочиями в отношении мировых судей и аппарата мирового суда в пределах соответствующего судебного района, где он осуществляет свои полномочия мирового судьи.

Основными задачами мирового судьи – координатора в судебном районе являются: координация деятельности мировых судей, контроль и организация делопроизводства, контроль за выполнением правил внутреннего распорядка.

Осуществление функций мирового судьи – координатора является почетной обязанностью.

Порядок назначения мирового судьи-координатора

  1. Мировой судья – координатор назначается приказом председателя соответствующего районного (городского) суда в судебном районе, где число мировых судей составляет три и более, из числа опытных мировых судей, имеющих стаж работы мировым судьей не менее одного года, с его согласия.
  2. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей, прекращения полномочий мирового судьи – координатора и исключения его из штата судебного участка, по его собственному желанию на основании письменного заявления приказом председателя соответствующего районного (городского) суда мировой судья может быть освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей мирового судьи – координатора.
  3. В случае временного отсутствия мирового судьи – координатора (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его функций как мирового судьи – координатора возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района приказом председателя соответствующего районного (городского) суда с учетом мнения мирового судьи - координатора.
  4. Осуществление функций мирового судьи – координатора поощряется председателем соответствующего районного (городского) суда при премировании мировых судей из фонда экономии заработной платы ежеквартально по согласованию с Управлением судебного департамента в Кемеровской области.

Функции мирового судьи-координатора

Мировой судья – координатор:

- устанавливает Правила внутреннего трудового распорядка на основании Правил, утвержденных председателем соответствующего районного (городского) суда, и контролирует их исполнение;

- доводит до сведения населения график работы мировых судей, расписание приема посетителей, порядок выдачи документов (в том числе в связи с временным отсутствием мирового судьи, в связи с отчетными периодами), образцы основных документов, иную необходимую информацию;

- не позднее, чем за месяц до наступления календарного года представляет на согласование и утверждение председателем соответствующего районного (городского) суда график отпусков мировых судей судебного района на предстоящий календарный год;

- вносит на утверждение председателем соответствующего районного (городского) суда предложения по наиболее рациональному замещению мировых судей в период временного их отсутствия;

- доводит до сведения мировых судей судебного района поступающую или запрашиваемую соответствующими органами информацию;

- организует исполнение и контролирует выполнение запросов и поручений вышестоящих судов в отношении всех судебных участков судебного района и носящих обобщенный характер;

- осуществляет взаимодействие мировых судей судебного района с Управлением по обеспечению деятельности мировых судей в Кемеровской области;

- организует учебу аппарата мировых судей по ведению делопроизводства и судебной статистики в связи с совершенствованием законодательства;

- координирует работу со службой судебных приставов по обеспечению деятельности мировых судей;

- осуществляет контроль за соблюдением мировыми судьями сроков предоставления статистической отчетности;

- контролирует реализацию обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;

- составляет график дежурства мировых судей по согласованию и устной договоренности непосредственно самих мировых судей на выходные и праздничные дни года, представляя его на утверждение председателю соответствующего районного (городского) суда;

- вносит на рассмотрение председателя соответствующего районного (городского) суда предложения по совершенствованию системы работы мировых судей, перераспределению судебной нагрузки между судебными участками соответствующего судебного района.

1.1. Положение о мировом судье-координаторе мировых судей судебных районов Кировской области (далее – Положение) создано в целях координации и оказания помощи в деятельности мировых судей Кировской области.

1.2. Настоящее Положение регулирует должностные обязанности мирового судьи-координатора мировых судей судебных районов г. Кирова и Кировской области (далее – мировой судья-координатор) и обязательно для исполнения мировыми судьями судебных районов г. Кирова и Кировской области (далее – мировые судьи).

1.3. Мировой судья-координатор является мировым судьей, наделенным наряду с осуществлением полномочий мирового судьи организационно-распорядительными полномочиями в отношении мировых судей в пределах соответствующего судебного района, где он осуществляет полномочия мирового судьи.

1.4. Основными задачами мирового судьи-координатора в судебном районе являются координация деятельности мировых судей, и контроль за выполнением правил внутреннего распорядка.

1.5. Осуществление функций мирового судьи-координатора является почетной обязанностью.

ІІ. Порядок назначения и прекращения полномочий мирового судьи-координатора.

2.1. Мировой судья-координатор может быть назначен в судебных районах г. Кирова и Кировской области, где число мировых судей составляет два и более человека.

2.2. Мировой судья-координатор назначается и освобождается от полномочий приказом председателя соответствующего районного суда с учетом мнения всех мировых судей судебного района, с последующим уведомлением руководителей Управления Судебного департамента в Кировской области и Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Кировской области.

2.3. Мировой судья-координатор назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и инициативных мировых судей.

2.4. Возложение на мирового судью-координатора организационно-распорядительных полномочий осуществляется на двухлетний срок. Возложение указанных полномочий возможно неограниченное число раз.

ІІІ. Полномочия мирового судьи-координатора

3.1. Мировой судья-координатор в пределах установленных полномочий:

- осуществляет взаимодействие с соответствующим районным судом Кировской области, Управлением Судебного департамента в Кировской области, органами государственной власти и местного самоуправления Кировской области, а также с иными организациями по вопросам деятельности мировых судей;

- представляет интересы мировых судей в органах судейского сообщества Кировской области, Управлении Судебного департамента в Кировской области, государственных органах власти, органах местного самоуправления и других организациях по вопросам деятельности мировых судей;

- своевременно доводит до сведения мировых судей решения, распоряжения и указания органов судейского сообщества Кировской области, Управления Судебного департамента в Кировской области, а также иную информацию по вопросам деятельности мировых судей;

- по запросам вышестоящих судов, Управления Судебного департамента в Кировской области обеспечивает организацию их исполнения по вопросам деятельности мировых судей;

- ежегодно составляет график очередных отпусков мировых судей с учетом взаимозаменяемости, согласовывает его с председателем соответствующего районного суда Кировской области;

- ежеквартально составляет график дежурств мировых судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусматривающих административный арест, в выходные и праздничные дни, согласовывает его с председателем соответствующего районного суда Кировской области;

- вносит на рассмотрение председателя соответствующего районного суда предложения по рациональному замещению мировых судей в период их временного отсутствия;

- анализирует ошибки мировых судей по измененным и отмененным судебным актам и доводит причины их отмены и изменения до сведения мировых судей судебного района;

- осуществляет иные меры по надлежащей организации деятельности мировых судей по поручению председателя соответствующего районного суда Кировской области.

3.2. Мировой судья-координатор не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность других мировых судей.

ІV. Гарантии мирового судьи-координатора при осуществлении полномочий.

4.1. Осуществление функций мирового судьи-организатора учитывается при премировании мировых судей.

V. Заключительные положения.

5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения советом судей Кировской области.

5.2. Изменения и дополнения в настоящее Положения вносятся постановлением совета судей Кировской области и вступают в силу со дня его утверждения данным советом судей.

Отправным моментом исследования правовой природы аппарата мирового судьи является представление о мировом судье как организационной форме нижестоящего звена системы судов общей юрисдикции, как местного односоставного суда. Такое представление о мировом судье вполне обоснованно в юридической литературе и находит свое отражение в предложениях по совершенствованию законодательства о мировых судьях.

Рассматривая мирового судью как односоставный суд — мировой суд, следует остановиться на обеспечении его деятельности, возложенном на аппарат мирового судьи. От эффективной работы аппарата во многом зависит степень выполнения мировым, судьей возложенных на него задач по защите, прав граждан и организаций, качество судебной деятельности.

Положениями ст. 9 Федерального законам «О мировых судьях в Российской Федерации» осуществлено правовое регулирование организации и деятельности аппарата мирового судьи: «Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются, государственными служащими; соответствующего субъекта Российской Федерации»СНОСКА.

В силу новизны данного явления, отсутствия четкости в правовом регулировании правового статуса аппарата мирового судьи, а так же в связи с различными подходами региональных законодателей к определению статуса аппарата, мирового судьи возникает необходимость в анализе правовой природы названного аппарата.

Вопросы создания, структуры и штатной численности аппарата суда общей юрисдикции регулировались Законом РСФСР «О судоустройстве: РСФСР» от 8 июля 1981 г. С принятием Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 30 декабря 1996 г. правовое регулирование правового статуса аппарата суда было осуществлено на самом высоком законодательном уровне — уровне федерального конституционного закона. Аппарат суда, по смыслу ст. 30, 32 названного Закона, представляет собой определенный механизм для обеспечения непрерывной и бесперебойной деятельности по отправлению правосудия, является гарантией независимости суда и самостоятельности судебной власти. Согласно ст. 32 закона о судебной системе «аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда», что обусловливает понимание аппарата суда как неотъемлемой части суда, его структурного подразделения.

Данное представление об аппарате суда и его правовой природе как подразделения суда, как структуры, входящей в судебную систему, не может быть истолковано иным образом применительно к тем или иным аппаратам судов, составляющих единую судебную систему Российской Федерации.

В силу сказанного аппарат мирового судьи есть структурное подразделение мирового судьи, понимаемого как нижестоящее звено судов общей юрисдикции, обеспечивающее его работу и принадлежащее к структурам судебной власти.

Суть и правовая, природа аппарата мирового судьи, предопределена федеральным законодательством и не может быть изменена законами субъектов РФ. Вместе с тем региональному законодателю предоставлено право устанавливать структуру и штатное расписание аппарата мирового судьи.

Реализуя указанные полномочия, отдельные субъекты Российской Федерации включили аппараты мировых судей в штат органа, созданного для организационного обеспечения деятельности мировых судей.

img_0544 - http://ropravda.ru/

Наш корреспондент встретился с судьёй-координатором мировых судей в муниципальном образовании «Рославльский район» Смоленской области Александром Алексеевичем Шевелёвым и попросил его рассказать о мировых судьях и о деятельности мирового суда.
- Александр Алексеевич, расскажите, как Вы стали судьёй-координатором мирового суда?
- В этом году исполнится 32 года с тех, как я после окончания университета пришёл работать в правоприменительную систему. Начинал я работать в Киргизии, прошёл путь от стажёра до заместителя прокурора.

После распада Советского Союза вынужден был уйти в адвокаты, затем работал в Чуйской области Киргизии народным судьёй, судьёй областного арбитражного суда. В начале 2000-х годов переехал на Смоленщину, здесь пять лет проработал адвокатом, неоднократно участвовал в конкурсах на замещение должности судьи, и, в конце концов, был назначен на эту должность Смоленской областной Думой.
- Мировой суд сравнительно недавно появился в нашей стране и в Смоленской области. Расскажите вкратце, чем занимаются мировые судьи и какие дела находятся в ведении мирового суда.
- Мировой суд в Смоленской области создан согласно областному Закону от 16 мая 2001 года «О должностях мировых судей и судебных участках мировых судей в Смоленской области».
Мировые судьи рассматривают уголовные дела небольшой тяжести, предусматривающие наказание до трёх лет лишения свободы, гражданские, административные дела практически всех категорий, дела по расторжению брака (если отсутствует спор о детях), взысканию алиментов, разделу имущества на сумму до 50 тысяч рублей, дела по взысканию судебных приказов независимо от суммы (налогов, задолженностей по коммунальным платежам, займов по расписке), определение порядка пользования земельными участками.
Мировые судьи относятся к суду общей юрисдикции. Аппарат суда является областной структурой и находится в ведении Управления службы по обеспечению деятельности мировых судей.
- Сколько мировых судей работает в нашем городе и районе?
- На территории Рославльского района создано четыре участка мировых судей: №№ 20, 21, 22 и 55. Количество мировых судей регулируется численностью населения: согласно Закону участок создаётся, если численность населения составляет от 15 тысяч до 23 тысяч человек. Каждому участку определена территория, и каждый судья осуществляет свою деятельность строго на той территории, которая ему определена Законом. Судьи закреплены за участками решением областной Думы.
- На какой срок назначается судья?
- Первый раз мировой судья назначается на три года, в последующем – на пять лет. То есть у нас постоянно идёт переназначение судей.
- Много ли дел Вам приходится рассматривать?
- В общем объеме всех судов мировые судьи рассматривают более 70% дел всевозможных категорий. Конечно, на каждом участке разное количество дел, но всё равно их очень много и количество дел постоянно увеличивается. По итогам прошлого года на каждого судью в среднем пришлось около двух тысяч дел. На некоторых участках судьям приходится рассматривать по 80 дел в месяц. Если учесть, что некоторые дела приходится рассматривать длительное время, то можно понять, насколько большая нагрузка у наших судей. Помогают судьям секретарь судебного участка, который есть у каждого судьи, и два помощника на всех четверых судей, хотя, по Закону положено, чтобы помощник был у каждого мирового судьи.
- С какими делами чаще всего обращаются в мировой суд?
- На первом месте по количеству у нас гражданские дела, на втором месте административные, затем – уголовные. Основная масса дел – это гражданские споры всевозможных категорий, дела, связанные со взысканием задолженностей по коммунальным услугам, налогам. Очень много дел по взысканию суммы долга по кредитам.
Среди административных дел чаще всего рассматриваются правонарушения, связанные с вождением автотранспорта в состоянии алкогольного опьянения. Это вообще одна из самых острых проблем нашего общества на сегодняшний день. Количество подобных дел, к сожалению, не уменьшается.
Должен сказать, что люди всё больше и больше доверяют мировому суду. Об это говорит постоянно растущее количество обращений. Рославльчане становятся всё более грамотными и образованными в правовом плане, и это не может не радовать.
- Спасибо за интервью, Александр Алексеевич.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: