Суды общей юрисдикции это

Обновлено: 19.04.2024

Суды общей юрисдикции являются судами, осуществляющими производство по уголовным, гражданским делам и делам, которые образуются из административных правонарушений, а также другим делам, являющимися подсудными судам такой категории.

Разновидности судов общей юрисдикции

В России к судам общей юрисдикции относят:

  • Верховный суд республики РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее ;
  • Областной, краевой суды;
  • Суд автономной области По данной теме мы уже выполнили реферат Законодательство субъекта ДФО подробнее ;
  • Суд автономного округа;
  • Санкт-Петербургский, Московский и Севастопольский суды городов федерального значения;
  • Городской (районный) суд.

К группе федеральных судов общей юрисдикции относятся также суды специализированного типа. В настоящий момент в РФ функционирует Специализированный суд по интеллектуальным правам По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Суд по интеллектуальным права - структура и компетенция подробнее . В концепции развития системы судов предусматривается формирование ювенальных, миграционных и административных судов.

Для автоматизации судебной деятельности совокупности судов общей юрисдикции всех уровней применяется Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).

Суды общей юрисдикции на уроне субъектов РФ

Эти суды реализуют гражданское, уголовное, административное и иные разновидности судопроизводства. Суды среднего звена представляют собой суды на уровне субъектов РФ. Они непосредственно являются вышестоящей судебной и апелляционной инстанцией в отношении районных судов, которые действуют на территории соответственного административного района.

Готовые работы на аналогичную тему

Районные суды

Районный суд По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Районные суды подробнее представляет собой базисное звено в системе судов общей юрисдикции, рассмотрению в нем подлежат дела первой инстанции и инстанции апелляции по отношению к мировым судьям, которые действуют на территории соответственного судебного района.

Такие суды рассматривают более трудные дела по сравнению с мировыми судьями. Районные (городские, межрайонные) суды формируются согласно федеральным законами в судебном районе, состоящем из нескольких административных образований или в судебном районе, образуемом одним административным районом, городским районом (в больших городах), а также городом (в этом случае они именуются городским судом).

Районный суд включает в свой состав судей-профессионалов, численность которых должна определяться нагрузкой на судей по рассмотрению дел.

Так как пока не в любом судебном районе мировые судьи реализуют свою деятельность, суды районов рассматривают дела, которые подсудны в первой инстанции мировым судьям, что предусматривается Законом о введении в действие ГПК РФ. В таких случаях постановления суда по вышеозначенным делам не могут обжаловаться в апелляционной инстанции, а должны быть обжалованы в порядке кассации в судах на уровне субъектов РФ.

В ведении районного суда включены решения по множеству вопросов как производства досудебного (избрание меры пресечения в виде домашнего ареста, заключения под стражу и его продления, залога; рассмотрение ходатайства по производству следственных отдельных действий — выемки, обыска, ареста на телеграфные и почтовые отправления, записи и контроля переговоров), так разбирательства дел после вынесения решения (проверка обоснованности, законности и справедливости приговоров и т. п.).

Объём исполняемых ими действий судебного характера свидетельствует, что на самом деле, районные суды являются судами основного звена. Подсудными им являются все гражданские дела, которые подведомственны судам общей юрисдикции, вне зависимости от суммы иска и иных критериев (исключая дела, которые предусмотрены ст. 23, 25- 27 ГПК РФ как подсудные военным судам и другим специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду).

Обычно гражданские дела подлежат рассмотрению по месту жительства ответчика либо местонахождению имущества юридических лиц. В некоторых ситуациях подсудность находится в зависимости от выбора истца, к примеру, дела по взысканию алиментов. Подсудность районным судам гражданских дел за последний десяток лет значительным образом расширилась. Они стали разбирать до девяноста восьми процентов от пяти миллионов гражданских дел, каждый год подлежащих рассмотрению всеми судами общей юрисдикции.

Помимо традиционных гражданских споров (споров, которые возникают из жилищных, семейных, земельных, трудовых правоотношений), районным судам подсудными являются дела, которые возникают из административных правовых отношений, дела по жалобам на бездействие или действия и решения, которые нарушают гражданские права и свободы, дела особого производства.

Военные суды

Военные (флотские) окружные суды являются судами РФ, действующими в Вооруженных Силах РФ, они входят в единую судебную систему РФ, осуществляют задачи правосудия. Раньше они назывались военными трибуналами. Система военных судов включает:

  • военную коллегию Верховного суда России По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ и система судов общей юрисдикции подробнее (высшее звено);
  • военный суд Вооруженных Сил, округов, группировок войск;
  • военный суд соединений, армий, гарнизонов, флотилий (первое звено).

Военные суды занимаются рассмотрением уголовных дел: по преступлениям, которые совершены военнослужащими ВС РФ, военнообязанными в период прохождения ими сборов учебного типа, а также лицами офицерства, сержантами, матросами, мичманами органов ФСБ РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правоохранительные органы РФ подробнее , других органов власти государства, где Законом РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правоспособность физических лиц по законодательству РФ подробнее предусматривается военная служба, а также граждан, которые призваны в установленном Законодательством РФ порядке, на сборы военного типа.

Система военных судов разрешает гражданские дела меж военнослужащими и Министерством обороны По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственное управление в области обороны подробнее (другими федеральными органами, где предусматривается военная служба), гражданских дел при обжаловании бывшими военнослужащими действий органов воинского управления по правовым отношениям, которые возникли в ходе прохождения военной службы. Также они рассматривают дела по административным правонарушениям военнослужащих, которые подведомственны согласно КоАП РФ По данной теме мы уже выполнили статью Усеченные составы в КоАП подробнее судам общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции – это определенные судебные органы, которые осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации с конкретной целью реализации правосудия по отношению гражданским делам и делам уголовной направленности, а также по делам о правонарушениях административного правопорядка.

Такие органы судебной власти в большинстве случаев, называются судами общей юрисдикции, потому что именно в в их компетенцию входит специальное рассмотрение и, что самое главное разрешение наибольшего количества определенных правовых споров как в каком-либо конкретном количественном исчислении, так и по широте охвата правоотношений.

Система судов общей юрисдикции РФ правопорядка осуществляет свои функции на всей территории Российской Федерации и на всех уровнях территориального устройства страны. При этом стоит отметить, что все судебные органы являются общедоступными. В установленных законом ситуациях, гражданин имеет полное право обратиться в судебный орган и получить помощь в надлежащем разрешении появившегося спора.

Общая судебная система

Судебный органы общей юрисдикции входят в общую судебную систему Российской Федерации в роли ее подсистемы. Это в свое время означает, что абсолютно любой орган судебной власти общей юрисдикции одновременно является и судом, который входит в судебную систему общего характера. Но все таки не все органы судебной направленности имеют отношение к судам общей юрисдикции. Именно поэтому, такое понятие не охватывает Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также судебные органы арбитражного характера.

Отсюда можно сделать вывод, что понятие «судебные органы юрисдикции общего порядка» и «система судебного характера Российской Федерации» соотносятся между собой, как философские категории части и целого.

Законодательство о органах судебной направленности юрисдикции общего правопорядка, помимо Конституции Российской Федерации, составляет такие конституционные законы федеральной направленности: «О судебной системе Российской Федерации»; «О судебных органах военного назначения Российской Федерации»; «О судах юрисдикции общего характера в Российской Федерации». В таких документах содержатся определенные положения, которые в свою очередь отражают некую систему судов общей юрисдикции и, что самое главное их структуру, какие-либо полномочия, специальные особенности организации, и взаимодействия между судебными органами, и другими органами государственной власти, и должностными лицами.

В соответствии с 1 статьей Федерального закона самой Конституции «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судебная система общей юрисдикции состоит из двух определенных групп судов – федеральных органов судебного характера общей юрисдикции, а также судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В корне данной дифференциации положен не функциональный признак, а специальный способ в процессе, которого происходит формирование различных судебных органов. К судам федерального характера относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов Российской Федерации – суды (если быть более точным, то определенные судебные лица при должности), избрание или назначение которых происходит в четком порядке, который в свою очередь устанавливается законодательством того, либо иного субъекта Российской Федерации.

Федеральные судебные органы

К федеральным судебным органам юрисдикции общего характера относятся:

  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • верховные республиканские судебные органы, а также краевые, какие-либо суды в области, суды городов федерального значения, суд области автономного характера, суды автономных округов (то есть конкретные судебные органы субъектов Российской Федерации);
  • районные суды, суды городского назначения, конечно, межрайонные суды;
  • судебные органы военной направленности абсолютно разных уровней;
  • определенные специализированные суды, полномочия, образовательный порядок и деятельность которых устанавливаются конституционным законом федеральной направленности. (На данный момент данные судебные органы еще не созданы.)

Что же касается судов юрисдикции общего порядка, образованным субъектами Российской Федерации, относятся мировые судьи.

Все судебные органы юрисдикции общего характера в своей деятельности равным образом используют федеральное законодательство, а в определенных ситуациях – законодательство субъектов Российской Федерации, другие подзаконные нормативные документы правовой направленности, а также международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и соответственно нормы права международного порядка.

Специальное инстанционное устройство

Органы власти судебного характера, которые в свое время входят в конкретную систему судов юрисдикции общего правопорядка, не находятся между собой в каких-либо отношениях власти и подчинения. В процессе действий правосудия и реализации других полномочий конкретный судебный орган занимается тем, что принимает решение от своего собственного имени, и несет за него полную ответственность. Специальное инстанционное устройство судебной системы власти общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих органов судебного характера в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений. Поэтому полномочия различных элементов системы судебных органов юрисдикции общего порядка можно раскрыть более полно, применяя не организационный, а конкретный инстанционный подход.

Основная часть федеральных судов относится к судам общей юрисдикции. В ведомстве федеральных судов общей юрисдикции находится большинство судебных разбирательств:

  • принятие решений по уголовным делам, где предметом разбирательства становится действие, признанное преступным и, соответственно, наказуемым;
  • разрешение гражданских дел, где предмет разбирательства – споры имущественного и неимущественного характера;
  • разрешение административных дел, где предмет разбирательства – правонарушения, по которым суд уполномочен налагать санкции согласно КоАП РФ.

В общей массе федеральных судов общей юрисдикции РФ выделяют две категории:

Основные правовые нормы, касающиеся деятельности этих судов, закреплены в: ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФЗ «О военных судах Российской Федерации» и Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР».

Гражданские суды

Районные суды

Районный суд – орган, обладающий судебной властью, входящий в систему судов общей юрисдикции, исполняющий функции суда первой инстанции.

Такой вид судов также называют городскими, межмуниципальными судами. Несмотря на то, что районный суд – самое «младшее» звено, оно же, как уже было сказано выше, является основным. Районным судам подведомственна большая часть дел гражданского и уголовного характера и множество административных.

В круг полномочий районного суда также входит принятие решений по вопросам подготовки материалов рассматриваемых дел к собственно судебному разбирательству, как то:

  • осуществление обыска;
  • определение обоснованности гражданской жалобы на действия/бездействие органов следствия;
  • определение законности различных ходатайств по рассматриваемым делам;
  • установление целесообразности использования тех или иных мер пресечения для обвиняемых (а также отмена меры или ее продление);
  • наложение ареста на имущество и пр.

В качестве органа, контролирующего действия мировых судей на предмет правомерности и резонности решений, которые они принимают, районный суд реализует возложенное на него обязательство также функционировать как апелляционный суд.

В большинстве случаев решение по рассматриваемым делам судья принимает единолично, но правовые нормы также определяют возможность при необходимости рассматривать дело группой должностных лиц (коллегиально). Такой вариант часто используется, если необходимо разрешение дела уголовного характера, предмет которого – тяжкое преступление.

Решения, которые выносит районный суд, согласно общему порядку для всех судебных инстанций, подлежат императивному исполнению на всей территории страны всеми организациями, официальными лицами и гражданами.

Вышестоящим органом в системе судов общей юрисдикции являются суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ

В качестве судов субъектов России функционируют верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Данная категория судов уполномочена исполнять разнонаправленные функции:

  1. в качестве суда первой инстанции. Реализация этой функции находит свое выражение в разрешении уголовных дел, где предмет разбирательства – особо тяжкие, опасные преступные деяния, ответственность за которые, согласно УК РФ, предполагает применение высших мер наказания;
  2. функционал судов субъектов РФ в качестве судов второй инстанции включает в себя рассмотрение кассационных жалоб на следственные и судебные ошибки: применяются меры по установлению правомерности решений (еще не получивших законную силу), вынесенных районными судами, и корректировке ошибок в следственном и судебном процессах;
  3. на суды субъектов РФ также налагается обязательство производить проверку судебных решений, которые уже получили законную силу, в частности, выявлять ошибки в следственном или судебном процессах и реализовывать мероприятия по их нивелированию – так называемое производство в порядке надзора. Другое название этой деятельности – производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Рассматриваемая категория судов обладает собственной структурой, элементами которой являются:

  • судебные коллегии, принимающие к рассмотрению дела по гражданским искам;
  • судебные коллегии, принимающие к рассмотрению дела по уголовным искам;
  • президиумы судов.

Коллегии в общей структуре призваны реализовывать функции судов первой и второй инстанций, президиумы же исполняют функцию производства в порядке надзора.

Когда суд субъекта РФ исполняет функционал суда первой инстанции, принятие решений по рассматриваемому делу осуществляется судьей единолично (в большинстве случаев). При этом закон закрепляет возможность применения и иных вариантов разрешения дел:

  • коллегиально разбираются уголовные дела на основании ходатайства подсудимого. Коллегия в этом случае будет представлена тремя должностными лицами (судьями);
  • допустимо коллегиальное разбирательство (в аналогичном составе из трех судей) гражданских исков в случаях, определенных законодательством;
  • уголовные дела могут разрешаться судом присяжных на основании соответствующего ходатайства подсудимого. Такой суд, согласно закону, должен состоять из 12 присяжных заседателей и одного должностного лица (судьи). Полномочия присяжных заседателей закреплены в законе «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (№113-ФЗ, 20.08.2004 г.).

Военные суды

Военные суда являются особым ответвлением системы судов общей юрисдикции. Структура военных судов представлена такими подразделениями как:

  • гарнизонные военные суды;
  • окружные (флотские) военные суды;
  • Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Особенностью этой категории судов является реализация им своих властных судебных полномочий в органах и формированиях, предусматривающих, согласно закону, военную службу. При этом функционирование военных судов в полной мере автономно, не зависит от органов исполнительной власти.

Военные суды принимают к рассмотрению дела по уголовным и административным искам, в которых ответчиками выступают военнослужащие, и некоторые гражданско-правовые споры, в которых имеют интерес представители военных подразделений.

Верховный Суд РФ

Положение Верховного суда в общей структуре закрепляет Конституция РФ (ст.126).

Верховный суд Российской Федерации есть высший судебный орган, наделенный полномочием рассматривать и разрешать дела любого характера, подведомственные судам общей юрисдикции, как гражданским, так и военным, а также осуществлять судебный надзор за их действиями (согласно законному процессуальному порядку) и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд осуществляет свою деятельность посредством исполнения функций разных инстанций:

  1. Исполняя функционал суда первой инстанции, Верховный суд разрешает дела гражданского и уголовного характера, в которых ответчиками являются должностные лица: судьи, представители Совета Федерации, депутаты Госдумы. Разбирательство дел в этих случаях осуществляется на основании соответствующего ходатайства от ответчика. К гражданским делам, рассмотрение которых находится в ведомстве Верховного суда, относятся:
    1. опротестование нормативных и ненормативных актов права (акты Президента РФ, Правительства и прочих федеральных органов государственной власти), нарушающих гарантированные Конституцией базовые права и свободы или интересы граждан и/или организаций;
    2. приостановка деятельности или полная ликвидация общественных объединений общероссийского или международного уровня, политических партий и пр.;
    3. оспаривание решений о приостановке или прекращении полномочий судей;
    4. обжалование действий Центральной избирательной комиссии РФ;
    5. разрешение споров, возникающих в сотрудничестве органов государственной власти, переданных в Верховный суд решением Президента РФ и пр.

    Крайне важным направлением деятельности Верховного суда является дача разъяснений касательно разнообразных вопросов судебной практики. Разъяснения закрепляются посредством формирования постановлений Пленума Верховного суда. Их применение обязательно к применению для всех категорий судов общей юрисдикции и для любых других органов (должностных лиц), деятельность которых связана с применением закона, относительно которого сформировано разъяснение.

    Верховный суд обладает правомочием проявлять инициативу законодательного характера: формировать обращение в Конституционный суд РФ касательно проверки нормативных правовых актов.

    Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ
    "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    1 июня 2011 г., 8 июня, 10 июля, 1 декабря 2012 г., 12 марта, 21 июля 2014 г., 29 июля, 30 октября 2018 г., 6 марта 2019 г., 8 декабря 2020 г., 16 апреля 2022 г.

    Одобрен Государственной Думой 28 января 2011 года

    Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону

    Президент Российской Федерации

    7 февраля 2011 г.

    Закреплены система судов общей юрисдикции, порядок их создания и упразднения, компетенция, принципы деятельности.

    Основная новелла - введение апелляционной инстанции в судах всех уровней. Соответствующие поправки уже внесены в ГПК РФ. Взамен Кассационной коллегии ВС РФ создается Апелляционная. Она рассматривает дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены коллегиями ВС РФ. Апелляция на решения судов субъектов Федерации подается в ВС РФ, районных судов - в суды регионов. Пересмотр вступивших в силу решений в надзорном порядке возложен на Президиум ВС РФ.

    Производство в судах апелляционной инстанции по гражданским делам начнется с 1 января 2012 г., по уголовным - с 1 января 2013 г.

    Предусмотрена возможность образования постоянного судебного присутствия вне основного местонахождения суда. Оно является его обособленным подразделением и осуществляет его полномочия. Это касается судов субъектов Федерации и районных.

    В Верховном Суде РФ создаются органы судейского сообщества: общее собрание судей ВС РФ и Совет судей ВС РФ. Предусмотрено проведение совместных заседаний Пленумов ВС РФ и ВАС РФ.

    Урегулированы вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

    Федеральный конституционный закон вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.

    Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования

    Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 11 февраля 2011 г. N 29, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 898, в "Парламентской газете" от 18 февраля 2011 г. N 8

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу с 27 апреля 2022 г.

    Изменения вступают в силу с 19 декабря 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 17 марта 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Изменения вступают в силу 1 января 2015 г.

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Юрисдикция является установлением пределов полномочий какого-либо органа судебной власти или же любого иного органа государственной или муниципальной должности. Также юрисдикция представляет собой полномочия принятия решений по делам по правонарушениям или нарушениям каких-либо споров, признанию каких-то действий незаконными, установлению санкций, наложению санкций.

    Суд общей юрисдикции

    Судом общей юрисдикции законодательным образом является государственный орган судебной власти, занимающийся разрешением спорных, конфликтных ситуаций в границах собственных полномочий.

    Например, районный суд. Он обладает правом рассмотрения практически всех уголовных дел.

    Также они рассматривают жалобы на незаконные действия при задержании, аресте и т. д. Помимо уголовных дел и рассмотрения жалоб, районный суд занимается рассмотрением гражданских дел (трудовые, семейные и иные).

    Подобная юрисдикция целиком занята регулированием процесса деятельности органов судебной системы и граждан при рассмотрении дел разнообразных административных нарушений и правонарушений. Сюда же относится и регулирование процесса использования разнообразных штрафов и санкций при совершении административных правонарушений.

    Общая юрисдикция компаний и оффшорная юрисдикция

    В мировой практике под юрисдикцией понимаются разнообразные государственные полномочия по оценке правовых фактов, решению разнообразных вопросов правовой значимости.

    В настоящее момент можно анализировать большое множество рекомендаций по юрисдикции, которая подходит к какой-либо деятельности предприятия или компании. К примеру, Коста-Рика известна своими выгодными условиями для регистрации на территории ее разнообразных проектов в сети Интернет (лотерея, казино и иные). Сюда же относят и Мальту.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Если планируется зарегистрировать компанию по конкретному направлению деятельности, можно произвести ее регистрацию в оффшоре, то есть на территории, где осуществляется деятельность компаний иностранного происхождения.

    Для произведения расчетных операций с иностранными поставщиками и поставщиками, чаще остальных для регистрации оффшоров выбирают Британские или Сейшельские острова.

    Существуют и такие оффшорные зоны, с которыми у государств подписаны соглашения с целью недопущения двойного налогообложения. Это, к примеру, Кипр, Австрия и Великобритания По данной теме мы уже выполнили реферат Форма правления в Великобритании подробнее .

    Перед тем, как произвести регистрацию компании в каком-либо государстве, важно изучить условия регистрации, необходимые для уплаты налоги, престиж территории, конфиденциальность и иные. В особенности важным является налогообложение, так как конкретно это воздействует на сумму чистой прибыли компании.

    Общая международная юрисдикция

    В международно-правовой среде общая международная юрисдикция является государственными полномочиями по даче правовой оценки фактам, решению каких-либо правовых вопросов.

    Международная юрисдикция является подчиненностью некоторых категорий дел международным органам. Эта юрисдикция отличается ограничением его суверенитета по некоторым вопросам.

    Большая численность мировых государств пока еще не приняли для себя обязательной юрисдикцию Международного Суда ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Международный суд ООН подробнее , как это требуется.

    Принципы международной юрисдикции

    Важно отметить, что международная юрисдикция представляет собой властные отношения государства. Традиционно выделено несколько принципов международной юрисдикции:

    • Территориальность;
    • Гражданская принадлежность;
    • Универсальность;
    • Защита национальных интересов и правосубъектности пассивного типа.

    Принцип территориальности заключается в том, что собственная юрисдикция деятельности страны действует исключительно на ее территории.

    Принцип гражданский принадлежности характеризуется увеличением собственных полномочий в отношении собственных граждан, если те находятся за границами территории государства. Это касается уголовного преследования граждан, которые находятся за границей.

    Принцип универсальности разрешает судебное преследование, к примеру, за военные преступления и т.д., вне зависимости от государства, в котором находится гражданин.

    Принцип защиты национальных интересов учрежден с целью защиты собственной национальной безопасности.

    Принцип пассивной правосубъектности закрепляет конкретные юрисдикции, в зависимости от гражданства лица.

    Общая экстерриториальная юрисдикция

    Понятие экстерриториальности предполагает, что обретенный статус лиц или учреждений выводится из законодательства государства, гражданами которого они являются. Наиболее части подобными юрисдикциями считают дипломатии и консульства, распространение на них принципа неприкосновенности и иммунитета.

    Принцип государственной суверенности, в соответствии с ним официальные лица одного государства не подлежат юрисдикции другого государства.

    Понятие иммунитета государства предполагает неприкосновенность официальных лиц одного государства юрисдикциям иного государства.

    Понятие иммунитета для дипломатов обозначает защищенность такого лица от уголовно-правового преследования другим государством. Такие лица также освобождены от досмотра на таможне, не уплачивают налоги.

    Все помещения дипломатического характера, их документы обладают статусом неприкосновенности, в соответствии с Венской конвенции о дипломатических отношениях, образованной в 1961 году и Венской конвенции о консульских сношениях, которые были основаны в 1963 году.

    Экстерриториальность также относится и к военным базам, которые расположены в другом государстве. Также места расположения учреждений ООН применяют эту юрисдикцию. Морские суда, когда находятся в границах иностранного государства, также применяют экстерриториальную юрисдикцию.

    Военные воздушные суда, пересекающие территорию другой страны, также являются неприкосновенными. Они принадлежат государству, чьи опознавательные знаки содержатся на борту такого судна.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: