Суды над противниками католицизма кто написал

Обновлено: 25.04.2024

Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой.

Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило художнику создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

§ 36. Реформация и контрреформация

Причины Реформации.

С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование). Это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы. Учение католической Церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях происходящих перемен. Католическая церковь служила опорой феодализма. Она учила, что мир и все, что в нем находится, созданы богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека; церковь же через спои таинства (крещение, причащение и т.д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви. Людей раздражала роскошь духовенства, его жадность, что особенно проявлялось в продаже индульгенций. За деньги можно было купить «отпущение грехов». Правители многих стран были недовольны претензиями пап на верховную власть. Короли, купцы, предприниматели, дворяне мечтали получить богатства и земли церкви.

Выступление Мартина Лютера.

Начало Реформации было связано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95-ю тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное положение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью сноси веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык.

Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его умением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

В ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых — протестантизм. Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.

Крестьянская война в Германии.

Вскоре в лагере Реформации произошел раскол. Идеологом народной реформации стал священник Томас Мюнцер. Он был сторонником Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные позиции.

Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Германия не должна быть княжеской и дворянской, а дворянские замки и монастыри нужно уничтожить. Врагами являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.

В 1524–1525 гг. в ряде районов Германии вспыхнуло восстанут крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события называются Крестьянской войной.

Возникновение и существование на протяжении многих веков специальных папских трибуналов (инквизиции) является самой позорной и мрачной страницей в истории католической церкви. У большинства современных людей деятельность инквизиторов обычно ассоциируется с «темными веками» раннего Средневековья, но не прекращалась она даже в периоды Ренессанса и Нового времени. Появление инквизиции было связано с деятельностью Доминика Гусмана (доверенного сотрудника папы Иннокентия III) и созданного им монашеского ордена.

Первыми жертвами церковных трибуналов стали катары (известные так же, как альбигойцы, от города Альби), «впавшие в ересь» жители Аквитании, Лангедока и Прованса. Название «катары» происходит от греческого слова «чистый», однако сами «отступники» обычно называли себя «добрыми людьми», а свою организацию – «Церковью любви». В XII веке на юге Франции также появилась и получила большую популярность секта вальденсов (по имени лионского купца Пьера Вальдо), которая была признана еретической на веронском соборе 1184 года. Общим для всех таких еретических сект было осуждение стяжательства иерархов официальной церкви, отрицание пышных церемоний и обрядов. Предполагают, что Учение катаров пришло в Западную Европу с Востока, и тесно связано с манихейскими сектами и гностическими учениями. Непосредственными предшественниками и «учителями» катаров, вероятно, были, византийские павликиане и болгарские богомилы. Но, вообще-то, строгого «канона» учения «добрых людей» не было, и некоторые исследователи насчитывают до 40 различных сект и течений. Общим было признание бога-творца этого Мира злым демоном, пленившим частицы божественного света, коим и являются человеческие души. Состоящая из света душа устремлена к Богу, но тело его тянется к Дьяволу. Христос же не является ни Богом, ни человеком, он – Ангел, явившийся, чтобы указать единственный путь к спасению через полное отрешение от материального мира. Проповедников катаров называли "ткачами", т.к. именно эту профессию чаще всего избирали они для натурализации на новом месте. Их можно было узнать по изможденному виду и бледным лицам. Это были "совершенные" – учителя, подвижники веры, основной заповедью которых был запрет проливать чью-либо кровь. Иерархи католической церкви забили тревогу: целые области Европы выходили из под контроля Рима из-за секты, проповедовавшей какое-то не вполне христианское смирение и воздержание. Самым страшным казался покров тайны, окружавший еретиков: "Клянись и лжесвидетельствуй, но не раскрывай тайны", – гласил кодекс чести катаров. Доверенный сотрудник папы римского Иннокентия III Доминик Гусман отправился в Лангедок, чтобы личным примером укрепить авторитет католической церкви, но "один в поле не воин: Доминик проиграл "совершенным" соревнование в аскетизме и красноречии. Озлобленный неудачей, он доложил своему патрону, что страшную ересь катаров можно сломить только военной силой и вторжение крестоносцев в Лангедок было решено. Этот недостойный поступок не помешал канонизации Доминика, но прошли века и в поэме "Орлеанская девственница" Вольтер был беспощаден, описывая адские мучения основателя ордена доминиканцев:

…Вечные мученья
Я по заслугам на себя навлек.
На альбигойцев я воздвиг гоненья,
А в мир был послан не для разрушенья,
И вот горю за то, что сам их жег.

Крестовые походы на Лангедок более известны как Альбигойские войны. Они начались в 1209 году. Вопрос примирения с официальной католической церковью первое время еще можно было решить путем денежных выплат: «добровольно раскаявшиеся» выплачивали штраф папе, люди, принужденные к «покаянию» на епископском суде, приговаривались к конфискации имущества, остальных ждал костер. Покаявшихся никогда не было слишком много. Доминик Гусман с начала военных действий стал советником военного руководителя крестоносцев Симона де Монфор.

До нашего времени дошло жуткое описание штурма альбигойского города Безье, которое оставил Цезарий Гейстербахский:

"Узнав из возгласов, что там (во взятом городе) вместе с еретиками находятся и православные, они (воины) сказали аббату (Арнольду-Амори, аббату цистерцианского монастыря Сито): "Что нам делать, Отче? Не умеем мы отличить добрых от злых". И вот аббат (а также и другие), боясь, чтобы еретики из страха смерти не прикинулись православными, а впоследствии опять не вернулись к своему суеверию, сказал, как говорят: "Бейте их всех, ибо Господь признает своих".

Несмотря на то, что силы противоборствующих сторон были не равны, лишь в марте 1244 года пал последний оплот катаров – Монсегюр.

Поначалу доминиканцы разыскивали еретиков по собственной инициативе, Но уже в 1233 г. папа Григорий IX издал буллу, которая официально возлагала на них ответственность за искоренение ересей. Более того, доминиканцам была дана власть отрешать заподозренных духовных лиц сана. Несколько позже было объявлено об учреждении постоянного трибунала, членами которого могли быть только доминиканцы. Это решение и стало началом официальной истории папской Инквизиции. Приговоры, выносимые инквизиторами, не подлежали апелляции, а действия их были настолько бесцеремонными, что вызывали законное возмущение даже у местных епископов. Их противодействие действиям инквизиторов было в то время настолько открытым, что Собор 1248 г. в специальном послании угрожал непокорным епископам недопущением в их собственные церкви, если они не будут соглашаться с приговорами доминиканцев. Лишь в 1273 г. папой Григорием X был найден компромисс: инквизиторам предписывалось действовать во взаимодействии с местными церковными властями и трений между ними больше не возникало. Допросы подозреваемых сопровождались самыми изощренными пытками, во время которых палачам дозволялось все, кроме пролития крови. Однако иногда кровь все же проливалась, и папой Александром IV в 1260 г. инквизиторам было дано разрешение отпускать грехи друг другу за любые «непредвиденные случайности».

Что касается правовой основы деятельности Инквизиции, то им стало законодательство Римской империи: римское право содержало около 60 положений, направленных против ереси. Предание огню, например, в Риме было стандартным наказанием за отцеубийство, осквернение храма, поджог, колдовство и измену. Поэтому наибольшее количество сожженных жертв оказалось на территории стран, ранее входивших в Римскую империю: в Италии, Испании, Португалии, южных областях Германии и Франции. А вот в Англии и Скандинавии действия инквизиторов не получили такого размаха, поскольку законы этих стран были взяты не из римского права. В Англии, к тому же, были запрещены пытки (это не значит, что они не применялись). Тем не менее, процессы против ведьм и еретиков в этой стране были несколько затруднены.

Как же на практике осуществлялась деятельность инквизиторов? Иногда инквизиторы прибывали в город или монастырь тайно (как об этом рассказывается в романе Умберто Эко «Имя розы»). Но чаще об их визите население оповещалось заранее. После этого тайным еретикам давалось «льготное время» (от 15 до 30 дней) в течение они могли покаяться и вернуться в лоно церкви. В качестве наказания таковым обещалась епитимья, которая обычно представляла собой публичную порку по воскресеньям на протяжении всей жизни(!). Другой формой епитимьи было паломничество. Человек, совершающий «Малое паломничество» обязан был посетить 19 местных святых мест, в каждом из которых его хлестали розгами. «Большое паломничество» предполагало путешествие в Иерусалим, Рим, Сантьяго-де-Компостелло или Кентербери. Длилось оно несколько лет. За это время дела еретика приходили в упадок и семья разорялась. Ещё одним путем заслужить прощение было участие в крестовых походах (воевать грешники должны были от двух до восьми лет). Количество еретиков в крестоносных армиях постепенно увеличивалось, и папа римский стал опасаться, что Святая земля окажется «заражена» их учениями. Поэтому такая практика скоро была запрещена. Другой весьма интересной и привлекательной (для самих инквизиторов) формой епитимьи стали штрафы. Позже в головы иерархов католической церкви пришла светлая мысль, что плату за грехи можно брать и заранее – и по дорогам Европы поехали многочисленные «торговцы небом» (так писатели-гуманисты эпохи Реформации называли продавцов печально знаменитых индульгенций).

Покончив с «добровольцами», инквизиторы начинали поиск тайных еретиков. Недостатка в доносах не отмечалось: искушение свести счеты со старыми врагами было слишком велико. Если на человека доносили два свидетеля, его вызывали на инквизиционный трибунал и, как правило, брали под арест. Пытки помогали добиваться признания практически во всех случаях. Ни общественное положение, ни всенародная слава не спасали от приговора. Во Франции, например, по обвинению в сношениях с демонами были казнены народная героиня Жанна д`Арк и ее соратник – маршал Франции барон Жиль де Ре (вошедший в легенды под прозвищем «герцог Синяя борода»). Но были и исключения из правил. Так знаменитый астроном Кеплер после многих лет тяжбы сумел доказать невиновность своей матери, обвиненной в колдовстве. Ставший прототипом доктора Фауста Агриппа Нестгеймский спас женщину, приговоренную за колдовство к сожжению на костре, обвинив в ереси самого инквизитора: настояв на повторном крещении обвиняемой, он заявил, что инквизитор своим обвинением отрицает великое таинство, которому подверглась подсудимая, и тот был даже приговорен к штрафу.

Генрих Агриппа Нестгеймский

А получившему вызов в инквизицию Мишелю Нострадамусу удалось бежать из Франции. Он совершил путешествие по Лотарингии, Италии, Фландрии, а когда инквизиторы покинули город Бордо, вновь вернулся в Прованс и даже получил пенсию от парламента этой провинции.

В Испании инквизиция поначалу действовала не более активно, чем в других странах Западной Европы. Более того, в Кастилии, Леоне и Португалии инквизиторы появились лишь в 1376 г. – на полтора столетия позже, чем во Франции. Ситуация изменилась в 1478 г., когда королева Кастилии Изабеллы и ее супруг, будущий король Арагона (с 1479 г.) Фердинанд учредили собственную инквизицию. В феврале 1482 г. великим инквизитором Испании был назначен приор монастыря в Сеговии Томас де Торквемада. Именно он стал прототипом главного героя знаменитой «Притчи о Великом Инквизиторе» романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». В 1483 г. он был назначен главой высшего Совета инквизиции (Супремы) – генеральным инквизитором и именно ему выпала сомнительная честь стать олицетворением Инквизиции в самых мрачных ее проявлениях.

Личность Торквемады весьма противоречива: с одной стороны, он был строгим вегетарианцем, отказался от сана кардинала, всю жизнь носил грубую рясу доминиканского монаха. С другой стороны, обитал он в роскошных дворцах и народу являлся в сопровождении свиты из 50 всадников и 250 солдат. Особенностью испанской инквизицией стала ее ярко выраженная антисемитская направленность. Так, из всех осужденных инквизицией в Барселоне за период от 1488 до 1505 г.г. 99,3% были «конверсос» (насильно крещенные евреи, уличенные в исполнении обрядов иудаизма), в Валенсии между 1484-1530 г.г. таковых оказалось 91,6 %. Преследование евреев имело печальные последствия для экономики страны, король Фердинанд понимал это, но был непреклонен: «Мы идем на это, несмотря на очевидный вред для нас самих, предпочитая спасение наших душ нашей собственной выгоде», – писал он своим придворным. Преследованиям подвергались также крещенные потомки мавров (мориски). Карлос Фуэнтес писал, что в конце XV века «Испания изгнала чувственность с маврами и интеллект с евреями». Наука, культура, промышленное производство пришли в упадок, и Испания на долгие столетия превратилась в одну из наиболее отсталых стран Западной Европы. Успехи испанской королевской инквизиции в борьбе с инакомыслящими оказались настолько велики, что в 1542 г. по ее образцу была реконструирована папская инквизиция, которая отныне стала именоваться «Священная конгрегация римской и вселенской инквизиции» или просто – «Священная канцелярия». Решающий удар по испанской инквизиции был нанесен в 1808 г., когда армия наполеоновского маршала Иоахима Мюрата оккупировала эту страну. Времена изменились, но не изменились инквизиторы, которые сочли возможным арестовать секретаря Мюрата – известного филолога и воинствующего атеиста. Мюрат не понял юмора данной ситуации и, вместо того, чтобы весело посмеяться над удачной шуткой «святых отцов», отправил к ним своих лихих кавалеристов.

В непродолжительном богословском диспуте драгуны проявили себя достойными наследниками великих французских философов: они с легкостью доказали своим оппонентам и глубокую ошибочность занятой ими позиции, и абсолютную ненужность существования их архаичной организации. 4 декабря 1808 г. Наполеоном был подписан указ о запрете инквизиции и конфискации ее собственности. В 1814 г. восстановленный на испанском троне Фердинанд VII Бурбон издал указ о восстановлении инквизиции, но это было похоже на попытку реанимировать уже разложившийся труп.

В 1820 г. жители Барселоны и Валенсии разгромили помещения инквизиции. В других городах «святые отцы» также чувствовали себя весьма неуютно. 15 июля 1834 г. королевский запрет инквизиции положил конец этой агонии.

В то время, как «собственная» инквизиция монархов Испании охотилась на тайных иудеев и морисков, папская инквизиция нашла нового противника в Центральной и Северной Европе. Врагом церкви и Бога оказались ведьмы, и в некоторых деревнях и городах Германии и Австрии скоро почти не осталось женщин.

До конца XV века католическая церковь считала колдовство обманом, который сеет дьявол. Но в 1484 г. папа римский признал реальность колдовства, а Кёльнский университет в 1491 г. опубликовал предостережение, что всякое оспаривание существования колдовства повлечет за собой преследование инквизиции. Таким образом, если ранее ересью считалась вера в колдовство, то теперь таковой объявлялось неверие в него. В 1486 г. Генрих Инститорис и Яков Шпренгер издали книгу «Молот ведьм», которую одни исследователи называют «самой постыдной и непристойной во всей истории Западной цивилизации», другие – «руководством по сексуальной психопатологии».

В данном труде авторы заявили, что силы тьмы беспомощны сами по себе и способны творить зло лишь с помощью посредника, которым и является ведьма. На 500 страницах подробно рассказывается о проявлениях колдовства, различных способах установления контакта с дьяволом, описываются совокупления с демонами, приводятся формулы и рецепты экзорцизма, правила, которые необходимо соблюдать при обращении с ведьмами. Хроники тех лет просто переполнены описанием казней несчастных женщин.

Так, в 1585 г. в двух германских деревнях после визита инквизиторов в живых осталось по одной женщине. А в Трире за период с 1587 по 1593 г.г. сжигалось по одной ведьме в неделю. Последние жертвы «Молота ведьм» были сожжены в Сегедине (Венгрия) в 1739 г.

В XVI веке протестанты уничтожили вековую монополию католического духовенства на знание и трактовку священных текстов Евангелия и Ветхого Завета. В ряде стран были осуществлены переводы Библии на местные языки, стремительное развитие книгопечатания резко понизило стоимость книг и сделало их доступными широким слоям населения.

«До книгопечатания реформация была лишь расколом, – писал В. Гюго, – книгопечатание превратило её в революцию».

Стремясь предотвратить распространение идей Реформации, трибуналы инквизиции ввели новую форму цензуры. В 1554 г. появился печально знаменитый «Индекс запрещенных книг», в который вошли сочинения Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, сказания о короле Артуре, Талмуд, 30 переводов Библии и 11 переводов Нового Завета, труды по магии, алхимии и астрологии. Последнее полное издание «Индекса» появилось в Ватикане в 1948 г. В числе запрещенных авторов оказались Бальзак, Вольтер, Гюго, отец и сын Дюма, Золя, Стендаль, Флобер и многие другие. Лишь в 1966 г. здравый смысл все же восторжествовал и «Индекс запрещенных книг» был упразднен.

Век XVIII принес инквизиции новые заботы: 25 июля 1737 г. во Флоренции состоялась тайная конференция Священной канцелярии, на которой присутствовали папа римский, три кардинала и генеральный инквизитор. Темой обсуждения стали масоны: высшие иерархи Рима были убеждены, что масонство является лишь прикрытием для новой и чрезвычайно опасной ереси. 9 месяцев спустя папа Климент XII издал первую из длинного ряда булл, посвященных осуждению масонства. Однако и на этом фронте католический Рим ожидали неудачи и поражения, тем более обидные, что к голосу руководства не прислушались сами священнослужители. Угрозы и обещания кар не действовали: в Майнце масонская ложа почти полностью состояла из духовных лиц, в Эрфурте ложу организовал будущий епископ этого города, а в Вене активными масонами стали два королевских капеллана, ректор теологического заведения и два священника. Отдельные масоны арестовывались инквизицией (например, Казанова и Калиостро), но на общей тенденции распространения «масонской заразы» это никак не отразилось.

Инквизиция под названием Конгрегация доктрины веры существует и поныне. Более того, данный департамент является самым важным в иерархии Ватикана и во всех документах указывается первым. Официальным главой Конгрегации является сам папа, а высшим должностным лицом (современным великим инквизитором) – префект этого департамента. Глава судебного отдела Конгрегации и, как минимум, двое его помощников, по традиции являются доминиканцами. Смертных приговоров современные инквизиторы, разумеется, не выносят, но не ортодоксально мыслящие христиане от церкви отлучаются до сих пор. Отец Херинг, немецкий теолог-моралист, например, счел разбирательство его дела Конгрегацией доктрины веры более унизительным, чем те четыре случая, когда он представал перед судом во времена III Рейха. Может показаться невероятным, но для того, чтобы оказаться не правоверным католиком, в наши дни достаточно открыто высказаться за контроль над рождаемостью (аборты, современные методы контрацепции), развестись, выступить с критикой деятельности местного епископа или папы (принятый в 1870 г. тезис о непогрешимости римского папы никто не отменял), выразить сомнение в возможности воскрешения из мертвых. До сих пор отрицается легитимность англиканской церкви всех прихожан которой Ватикан считает еретиками. Некоторые наиболее радикальные защитники окружающей среды из числа «зеленых» в 80-х годах ХХ века обвинялись в обожествлении природы и, следовательно, в пантеизме.

Однако время идет вперед, и в деятельности Ватикана отмечаются обнадеживающие тенденции. Так, в 1989 г. папа Римский Иоанн Павел II признал, что Галилей был прав, этот же папа от имени католической церкви публично покаялся за преступления, совершенные ею против инакомыслящих (еретиков) и православных христиан. Ходят упорные слухи о скором признании правоты Джордано Бруно. Эти события дают основания надеяться, что процессы демократизации католической церкви будут продолжены, и папская инквизиция действительно и навсегда прекратит свою деятельность.

Средневековые католики были противниками любых версий христианства, не вписывающихся в религиозную систему взглядов Рима. Поэтому, когда учение катаров широко распространилось на юг Франции, а особенно в предгорья Пиренеев, Римская церковь решила уничтожить секту катаров и использовала фанатизм католиков как оружие в борьбе с ересью.

Резня в Безье. Католики против катаров

Собор Святых Назария и Цельсия в Каркассоне. Это были местные святые, которые в городах Лангедока почитались повсеместно.

Для начала заслали проповедников, рассчитывая «вразумить» отступников словом Божьим. Но кроме насмешек римское папство не получило ничего. Потерпев неудачу, церковь стала давить на сеньоров того региона, Раймона (Раймунда) V (1134–1194) и его наследника Раймона (Раймунда) VI (1156–1222), графов Тулузских, рассчитывая через них покончить с иноверцами.

Раймон VI не торопился принимать меры и уверял Папу в преданности церковной догме. Пережив публичное унижение, он был вынужден клясться в верности католической церкви, хотя не мог и не хотел идти против собственного народа.

Не дождавшись полного повиновения Раймона VI, Папа Иннокентий III (около 1161 – 1216) объявил крестовый поход против катаров.


Собор Святых Назария и Цельсия в Безье. В документах впервые о постройке храма упоминается в VIII веке. Нынешняя церковь была возведена в XIII веке на месте бывшего здания, разрушенного в 1209 году во время крестового похода против альбигойцев.

Король Филипп II Французский (1165–1223) вместе со своим наследником не захотели стать во главе похода против собственных вассалов, однако позволили герцогу Бургундии и графу де Неверу встать во главе армии крестоносцев. Бургундскую аристократию отвлекала нависшая над Пуату угроза мятежа и козни английского короля Джона (Иоанна) Безземельного (1166–1216), имевшего поддержку со стороны германского кайзера Оттона IV Брауншвейгского (1175/76–1218). Лишь 500 бургундских рыцарей откликнулись на призыв. Собравшееся в Лионе для папского благословения войско представляло собой весьма разнородную массу, состоявшую из людей самого разного происхождения.

В состав войска входило еще 4000 сержантов в кольчужных бронях, или гоберах, длиной до бедра, следовавших за конницей пешком. 400 арбалетчиков должны были вести «огневой» бой. Их арбалеты обладали способностью выпускать толстую и короткую стрелу на дистанцию до 300 м. Взводились они подвешенным к поясу крюком, за который цепляли тетиву, вставляя ногу в петлю или «стремя» в передней части ложи и толкали ее, то есть ногу, вниз. Это было весьма эффективное оружие против кольчуг и щитов. Римский папа в прошлом дважды запрещал применение арбалетов против христиан, прежде всего потому, что позволял любому крестьянину убить господина. А в данном конфликте арбалетами располагали обе стороны.

В действующей армии католиков имелся еще и резерв: рибо – пехота, не обученная армейской дисциплине, общим числом до 5000 человек, вооруженная всевозможным, как правило, очень дешевым оружием.

Наличие рибо в военном походе было необходимо для любой средневековой армии. Они нужны были для хозяйственных нужд, так как помимо воинов, нуждавшихся во всевозможных услугах – от приготовления пищи до ремонта обуви, – были и животные, нуждавшиеся в выпасе и присмотре: их надо было поить, кормить, обихаживать. Все это требовало много людей, способных выполнять эту работу. Взамен предлагалась нехитрая еда и кров над головой. Были и такие, кто просто жить не мог без походной жизни, а потому готовы были следовать за войском хоть на край света.


Вид на город Безье и его собор.

«Попутчики армии» вооружались кто как мог, следуя, прежде всего, возможностям кошелька, а также полученным навыкам. Кинжалы и ножи были основой «джентльменского набора». Обычные дубины, мечи и сельскохозяйственные орудия тоже имели место быть.

Не будем забывать и о наличии в армии 1000 оруженосцев. Хотя, по правде, у многих рыцарей имелось по два помощника, и до услуг оруженосцев дело, как правило, не доходило.


Вид на реку Орб и мосты через нее с крыши собора. Конечно, сегодня здесь все сильно изменилось.

Кроме того, в походе за войском следовал «осадный поезд», состоящий из разобранных катапульт, камнеметов, «кошек» (симбиоз дома и повозки с усиленной крышей и подвешенным внутри тараном) и даже осадных башен. Естественно, в обслуживающий персонал такого поезда входили и механики, и плотники. Осадный инвентарь сплавлялся по Роне вниз на баржах, а потом отправлялся в повозках, запряженных могучими волами, по старым римским дорогам.

Отправлением религиозных потребностей, а также надзором за духовной чистотой средневекового войска занималось несколько сотен клириков, возглавлял которых Арно Амори, аббат Сито обители цистерцианцев. Войско состояло из 13 000 человек, такого же количества лошадей (боевых, скаковых и ломовых), волов и домашних животных, которые предназначались для приготовления из них пищи. Войско в походе растягивалось в колонну длиной около 10 км.


Еще один вид с крыши собора на заречную сторону, где когда-то стояли шатры крестоносного воинства.

В обозе следовал и опальный Раймон VI, граф Тулузы, за которым церковниками была установлена неусыпная слежка. Данных о том, что делал граф во время боевых действий, не обнаружилось, однако позже он оставил армию крестового похода и встал во главе войска в защиту катаров.

КРЕСТОНОСЦЫ У СТЕН ГОРОДА

Участники похода потратили целый месяц, чтобы дойти до Безье, первого крупного города катаров, расположенного в 250 км к западу. В Монпелье (городе, расположенном в 80 км не доходя до Безье) виконт города Раймон Роже Транкавель пожелал влиться в ряды крестоносцев, чтобы таким образом отвести от себя подозрения. Аббат Амори, тем не менее, категорически отказался от услуг виконта. Не сумевший выжечь ересь в собственном уделе, он должен был почувствовать на себе последствия попустительства, а потому не должен был ждать никакой пощады. По возвращении в город, Раймон-Рожер известил граждан о необходимости серьезно готовиться к обороне, а сам вместе с евреями отправился в Каркассон в надежде собрать войско и помочь Безье.

Горожане тем временем стали спешно запасать провизию, воду, а также проверять и приводить в порядок оборонительные мощности: чистить и углублять крепостные рвы.

Здесь стоит немного рассказать о Безье. Средневековый город Безье располагался тогда на северном берегу реки Орб, недалеко от прекрасного, теплого Средиземного моря. В свое время римляне построили тут дорогу, назвав ее Виа-Домиция, которая шла через Испанию, юг Франции и Италию. Через реку был построен мост длиной около 300 м, по которому жители Безье могли переходить с правого берега реки на левый и обратно круглый год, несмотря на зимние обширные разливы реки.

Средневековый город, надежно защищенный мощными стенами, стоял на скалистом выступе, возвышаясь над мостом на 20 м. Это позволяло защитникам города держать в поле зрения и в простреливаемой арбалетами зоне ближнюю часть моста силами 400–500 человек. Ниже, под стенами, к скале прилепился Фобур – посад с множеством домов и домишек, не поместившихся внутри городского периметра. Прямой штурм через мост был нецелесообразен, поскольку сулил большие потери противнику, а ширина реки не позволяла использовать катапульты и камнеметы, так как каменные снаряды просто не долетали до стен Безье.

ПЛАН РАСПОЛОЖЕНИЯ ВОЙСК

Войско крестоносцев подошло к городским стенам 21 июля. Епископ Безье, следовавший вместе с крестоносцами, уговаривал жителей сдать город.

Кроме того, священнослужитель просил выдать армии около 200 еретиков, названных им по именам, предлагая взамен спасенные собственные жизни. Требование с негодованием было отвергнуто. Горожане надеялись на своих защитников, на прочность и неуязвимость городских стен. А еще на то, что, не достигнув успеха, через месяц, войско неприятеля само разбредется по домам.

Крестоносцы тем временем пересекли реку и разбили лагерь на песчаной площадке к юго-западу от города. Расстояние от городских стен было достаточным для того, чтобы вовремя увидеть противника и предотвратить внезапность нападения. Более простые укрытия рибо располагались ближе к мосту.

Когда тьма стала рассеиваться, и забрезжил рассвет, на мосте через реку замаячила какая-то фигура молодого человека, вооруженного ножом.


Вот он – этот самый мост, на котором все и случилось!

Непонятна была цель появления его на мосту: то ли бравада, то ли провокация, то ли он был просто пьян. Подобная смелость не сулила ничего хорошего. Небольшой отряд, собравшийся по тревоге, спешно выехал за ворота города, и, нагнав молодого человека, убил его.

Казалось, вот она, фортуна! Сама судьба давала шанс крестоносцам открыть бой. Завязалась драка между рибо и отрядом защитников города. Защитников через Фобур теснили назад к воротам. Крестоносцы ринулись в бой, используя возможность попытать удачу и постараться с наименьшими потерями войти в город. А несчастные горожане спешили отбить ворота у захватчиков. Бой переместился на узкие городские улочки. Всюду раздавались крики раненых и плач детей. Мужчины с оружием в руках пытались отбиться от нападающих, сражаясь за своих близких. Однако силы были неравными. За несколько часов Безье был разорен, а многие жители города нашли свою смерть на улицах, и даже в церквях.

«БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ ВЫЛОЖЕНА ДОРОГА В АД»

Население Безье состояло в основном из католиков, но были среди жителей и катары. Жили, тем не менее, все дружно, мирно, как и положено добропорядочным соседям. Арно Амори, тамошний аббат цистерцианского монастыря был тем, к кому крестоносцы обращались со своими вопросами. Один из них звучал так: «Как же нам отличить католиков от катаров?»

В ответе прозвучали отголоски обоих заветов Библии, а сам он стал достоянием истории: «Убивайте всех подряд, Бог на небе узнает своих».

И началась Божья работа. Было уничтожено все население, включая тех католиков, которые надеялись найти спасение у алтарей католических же церквей. К полудню труды во имя Господне завершились, город обезлюдел… Нельзя сказать, что за все в ответе был один настоятель Сито с его неосмотрительно брошенной фразой. 10 марта 1208 г. папа Иннокентий III, держа совет с аббатом Амори и 12 кардиналами, постановил «уничтожить и искоренить катаров. от Монпелье до Бордо». В следующем послании к папе аббат с чувством «глубокого удовлетворения» от превосходно сделанной работы изрек: «Ни годы, ни положение, ни пол не стали им спасением». Точное количество жертв той резни не известно до сих пор. Цифры разнятся в десятки раз: от 7000 до 60 000 человек, включая, как говорится, стариков и младенцев.

Рибо, взявшие город, а затем вырезавшие жителей, разграбили мирный город Безье, забрав такое количество добычи, которое им и во сне не снилось. Однако такое наглое мародерство привело в ярость крестоносцев рыцарей. Почувствовав себя обойденными в дележке добра, они решили проучить «голоштанных», отобрав силой награбленное.

Рибо, не желая расставаться с добычей, в отместку подожгли город. Пожар был апофеозом этой кровавой вакханалии.

После Безье крестовый поход по городам и весям продолжился. Воины Христа захватывали все новые и новые города и замки, вырезали еретиков, где только могли. Тысячи их были сожжены. Напуганные резней в Безье и, не желая себе той же участи, горожане без сопротивления открывали ворота своих городов. Слухи о зарвавшихся крестоносцах в итоге дошли до короля Арагона, вынужденного вмешаться и всячески противодействовать походу. Военные действия велись, но не так активно, как раньше. Они то затухали, то разгорались, всякий раз с переменным успехом. 15 марта 1244 года стало знаковым днем. Тогда сдался замок Монсегюр, после чего около 200 гордых и убежденных в своей вере катаров сожгли на кострах.


А вот еретиков сжигали! «Большая хроника Франции», около 1415 г. Британская библиотека.

Еще 35 лет шла борьба инквизиции с остатками ереси, однако так и не покончила с ними. В 1300 году оставалось еще более дюжины священников катаров, или «совершенных», действовавших в Лангедоке, остальные вынуждены были бежать в Италию.

Французская корона постепенно прибрала к рукам большинство «освобожденных» от ереси земель. И хотя с катарами все-таки было покончено, доминиканцы – католическое братство, официально признанное папством, – стали последователями идеалов катаров. Конечно, не всех, а тех, что касались личной скромности и аскетизма.

СИЛЫ ВОЮЮЩИХ СТОРОН
КРЕСТОНОСЦЫ (приблизительно)
Рыцари: 500
Конные сержанты: 1000
Пешие сержанты: 4000
Арбалетчики: 400
Рибо: 5000
Всего: 10900
КАТАРЫ (приблизительно)
Городская стража: 3500
Невооруженное гражданское население: 30 000
Всего: 33500

ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio — розыск) , в католической церкви в 13-19 веков особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями) . Инквизиционный процесс отличался особой системой доказательств, судья и следователь совмещался в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 веках одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании.

(Inquisitio baereticae pravitatis), или святая Инквизиция, или святой трибунал (sanctum officium) — учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин Инквизиции существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для обозначения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений средневекового папства. Человек может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать неверующих на путь спасения. Если проповедь и убеждение оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом — и посредством тюремного заключения или сожжения на костре. Чем более возвышалась духовная власть, тем строже относилась она к своим противникам.

В истории Инквизиции различаются 3 последовательных периода развития:

1) Преследование еретиков до XIII в. Суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер.

2) Доминиканская Инквизиция со времени Тулузского собора 1229 г. Создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов.


3) Испанская Инквизиция с 1480 г. Инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в. против протестантизма.

Иллюстрация к "Истории инквизиции М. де Фереа.

Инквизиция.
Инквизииция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

Вспомните, какие меры были приняты для укрепления абсолютной монархии в Англии.

Тридцать лет Войны Алой и Белой розы унесли почти четверть населения Англии. В ней погибли 80 членов королевских династий и огромное количество знати, почти полностью были истреблены потомки норманнов. На смену старой знати пришла новая. Ланкастеры и Йорки настолько обессилели, что ушли со сцены.

Победивший в борьбе дальний родственник Ланкастеров Генрих Тюдор женился на дочери короля из династии Йорков. XVI век — век Тюдоров.

Три главных мотива проходят в это столетие через историю Англии: Реформация, усиление абсолютизма и завоевание морского господства.

«Защитник веры» становится религиозным реформатором. Начало Реформации в Англии связано с именем Генриха VIII (1491—1547), второго короля из династии Тюдоров. Сын Генриха VII был молод, очень красив, строен, хорошо образован. Вначале он зарекомендовал себя как защитник католической веры, написавший в 1521 г. брошюру, направленную против учения Лютера.

Но затем всё переменилось, из защитника католической веры король превращается в религиозного реформатора.

Современники писали о Генрихе как о человеке жестоком, с необузданным нравом, легко впадающем в бешенство. Свои собственные желания король ставил превыше всего.

Именно личные мотивы подтолкнули его к разрыву с папой римским.

Личная жизнь этого короля была беспорядочной, один брак сменялся другим (всего он успел жениться 6 раз). Пережила его только последняя жена, судьба же других была плачевна: с двумя развёлся, двух казнил, одна из жён умерла при родах. Осталась в живых только шестая жена, но и она при жизни Генриха не знала, проснувшись поутру, что готовит ей новый день. Такой уж нрав был у короля.


Лондон. Тауэр

Первой женой Генриха VIII была испанская принцесса Екатерина Арагонская. Однако он решил с ней развестись и жениться на красавице фрейлине Анне Болейн. Католическая церковь не признавала разводов, и папа римский в разводе отказал. Дело осложнялось ещё и тем, что Екатерина Арагонская была дочерью Фердинанда и Изабеллы, тёткой Карла V. И всё-таки Генрих настоял на своём, развод он получил в Англии от епископа Кентерберийского, который и обвенчал его с Анной Болейн (через 3 года «любящий» супруг послал её на эшафот, обвинив в супружеской неверности, а для большей убедительности в справедливости наказания ещё и в государственной измене).

В 1534 г. парламент издал закон, объявивший короля и его преемников главой церкви в Англии. А чтобы это решение дошло до всех подданных, в 1535 г. вышло особое распоряжение, повелевавшее в каждый воскресный и праздничный день проповедовать в храмах и учить в школах, что король является главой церкви в Англии.

Так в этой стране началась Реформация, но не по требованию народа «снизу», как в Германии, а «сверху» — по воле короля.

За первым шагом последовал второй. Теперь следовало лишить церковь её богатств — земли и другого имущества, а заодно и пополнить государственную казну, укрепив тем самым власть короля.

Три тысячи монастырей были закрыты. Часть монастырских земель Генрих раздал своим сторонникам, часть пустил в продажу, остальное отошло короне. Продажа изъятых у церкви владений дала королю около 1 млн 260 тыс. фунтов.

Методами проведения Реформации «сверху» были королевский деспотизм и террор. Сначала казнили всех, кто не хотел признать законность развода Генриха с Екатериной Арагонской и его второго брака. В числе казнённых был известный гуманист Томас Мор. У Генриха VIII был верный и неутомимый помощник в борьбе за Реформацию — канцлер Томас Кромвель.

Так было положено начало созданию реформаторской церкви в Англии. Главой церкви стал король, папство было отвергнуто, у католической церкви отняли её богатства, монастыри закрыли. Всё это способствовало укреплению абсолютизма. Король назначал епископов и высшее церковное должностное лицо — епископа Кентерберийского. Реформированная церковь в Англии стала называться англиканской.

Но процесс ещё не был завершён, и Реформация не пустила пока глубоких корней в сознании народа. Экономическое положение части бедняков даже ухудшилось, так как после закрытия монастыри уже не могли давать приют «сирым и убогим», а дворяне, получившие или купившие монастырские земли, сгоняли с них крестьян и превращали пашни в пастбища для овец. Всё больше бездомных оказывалось на дорогах «старой доброй Англии», и ко многим она была совсем не добра.

Мария Кровавая. Попытка Контрреформации. Серьёзные испытания обрушились на реформаторскую церковь в царствование дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской Марии (1553—1558). В английской истории она известна как Мария Католическая, но народ назвал её Марией Кровавой. Годы царствования Марии — попытка восстановить позиции католической церкви в стране. Её супруг Филипп II, король Испании, горячо поддерживал политику Контрреформации в Англии. Мария создала специальную комиссию для искоренения ереси и провела через парламент решение о восстановлении над Англией папской власти. По всей стране запылали костры — сжигали противников католицизма. Церковные суды трудились денно и нощно, процветали шпионаж и доносительство. Среди погибших сторонников Реформации был и Роджерс, один из авторов перевода Библии на английский язык.

Многие протестанты бежали на континент, в Германию и Швейцарию. Марии удалось провести через парламент закон о частичном возвращении церкви её земель. Это привело к усилению недовольства католицизмом в стране, всё чаще стали раздаваться голоса, что королевой надо сделать Елизавету, дочь Генриха VIII и Анны Болейн.

«Золотой век» Елизаветы. Укрепление англиканской церкви. Мария Кровавая умерла бездетной, и корона перешла к Елизавете (1558—1603). Началось великое царствование Елизаветы I.

Почему это царствование получило такую высокую оценку?


Елизавета I

В годы правления Елизаветы Англия добилась огромных успехов в развитии торговли и мореплавания, завершила Реформацию, одержала победу над извечным соперником — Испанией.

Королева обладала незаурядными личными качествами, силой воли, талантом государственного деятеля. Эти черты характера вырабатывались в детстве и юности принцессы. После казни матери девочка попала в опалу — Генрих VIII свою ненависть к Анне Болейн перенёс на ребёнка. Он отрёкся от дочери и не признавал в ней наследницу трона. Правда, Елизавету оставили при дворе и учили вместе с другими королевскими детьми. В учёбе она проявила большие способности свободно говорила и читала на нескольких языках, прекрасно танцевала и играла на лютне.

Елизавете было 15 лет, когда умер так и не признавший за ней право на трон отец. После смерти отца, в период правления Марии Кровавой, ей даже пришлось сидеть в Тауэре — старшая сестра видела в ней соперницу.

Одним словом, девушка прошла суровую жизненную школу. Чтобы выжить, ей пришлось стать сдержанной, расчётливой в поступках, научиться ладить со всеми и притворяться. И вот в 25 лет Елизавета стала королевой, сумевшей добиться любви народа и возвеличить свою страну.

Первое, что сделала Елизавета, вступив на трон, — провозгласила государственной англиканскую церковь.

Королева получила титул «верховной правительницы церковных и светских дел». Все церковные деятели, государственные чиновники, высшие должностные лица должны были принести присягу в верности новому закону. Епископы, отказавшиеся от присяги, заменялись новыми. Церковная служба велась на английском, а не на латинском языке, непонятном большинству народа.

Пышные обряды и многочисленные праздники отменялись. Епископы были подчинены королевской власти, и, хотя выбирало их собрание священников, королевская грамота предписывала, кого следует избрать.

Почему Елизавета поддержала протестантизм? Скорее всего, у неё просто не было другого выхода. Католики не признавали законным брак её отца и матери. С их точки зрения, она не имела прав на трон.

К середине XVI в. в Англии появилось уже много убеждённых протестантов, стремившихся очистить англиканскую церковь от остатков католичества. Этих людей называли пуританами (от лат. «пурус» — чистый). Многие пуритане придерживались учения Жана Кальвина. Елизавета I считала их фанатиками, выступавшими против королевской власти, и преследовала пуритан так же, как и католиков. Но в целом её политика веротерпимости предотвратила возможность религиозных войн в стране.

Укрепление королевской власти. Одной из главных задач Елизаветы стало укрепление целостности страны, недопущение раздоров и смут.

Все силы королевы были направлены на то, чтобы сохранить единство страны, не допустить разжигания религиозных войн. Для этого ей пришлось послать на эшафот свою родственницу — шотландскую королеву-католичку Марию Стюарт, претендовавшую на английский трон. Принять это решение было нелегко — как пролить священную кровь монарха? Но перед угрозой распри, в которую могло быть втянуто всё королевство, Елизавета I пошла на это. В 1587 г. Мария Стюарт была обезглавлена по приговору королевского суда. Эта казнь избавила Англию от угрозы религиозной войны.

За 45 лет своего правления Елизавета, стремясь укрепить личную власть, собирала парламент всего 13 раз. Королева была рачительной хозяйкой, пыталась пополнить королевскую казну, растраченную её предшественниками.

Чтобы уменьшить расходы на содержание своего двора, иногда она, собрав всех придворных, отправлялась погостить к какому-либо знатному вельможе. Гостили неделями, а то и месяцами, после чего гостеприимный хозяин разорялся в пух и прах. А как возразить королеве, абсолютной властительнице Англии?

Елизавета была достаточно суровой и жестокой правительницей, провинившиеся придворные нередко ощущали тяжесть королевской руки на своих щеках. Непокорные могли оказаться и на эшафоте.

Елизавета покровительствовала промышленности и торговле, сама была пайщиком торговых компаний, не брезговала получать свою долю и от корсаров (корсары и каперы — пираты на королевской службе). Королева была в доле с купеческими компаниями, снаряжавшими каперские суда. Прибыль, полученная от этой тайной деятельности, позволила Елизавете I расплатиться с государственным долгом Англии.

Самых знаменитых корсаров — Дрейка и Хоукинса — королева возвела в дворянское звание, а Дрейка назначила вице-адмиралом королевского флота.

Англия принимала эмигрантов-протестантов из европейских стран, а среди них было много ремесленников, специалистов в металлургии, горном деле, ткачестве и пр. Это привело к внедрению новых технологий в английскую промышленность.

Борьба с Испанией за морское первенство. С ненавистью смотрел Филипп II на усиливающуюся Англию и на королеву-еретичку. Елизавета открыто помогала восставшим против Испании Нидерландам, а Филипп II содействовал заговорам против Елизаветы.

Король Испании решил наказать соперника и стал готовить вторжение в Англию. В 1588 г. Филипп снарядил огромную эскадру, названную Непобедимой армадой. Её целью было завоевание Англии.

Эскадра насчитывала 130 судов, на которых находилось более 20 тыс. матросов, пушкарей, гребцов, мушкетёров и других солдат. На суда были погружены и необходимый провиант, полевая артиллерия, осадные орудия, лошади, конюхи.

Стране грозила потеря независимости. Это поняли все англичане. Богатые люди на свои деньги снаряжали суда, горожане записывались в отряды добровольцев для отражения испанского десанта. По приказу королевы вокруг Лондона и по берегам Темзы строили земляные укрепления. Такой подъём национального духа объяснялся не только тем, что англичане дорожили своей независимостью, но и приверженностью к англиканской церкви и ненавистью к католической Испании, где свирепствовала инквизиция. Елизавета верхом на лошади объезжала войска, обещая победить или умереть вместе со своим народом.


Разгром Непобедимой армады

Итоги царствования. Елизавета плохо отблагодарила своих подданных. После победы над Непобедимой армадой моряков уволили с кораблей, не заплатив за службу. Были приняты законы против бродяг («кровавое законодательство»), нищих били плетьми и клеймили. Но «Закону о жильцах» домохозяева имели право задолжавших квартирную плату жильцов выбрасывать на улицу.

Народ разочаровался в своей королеве. Карету Елизаветы больше не сопровождали ликующие толпы. Елизавета дожила до 70 лет и умерла подозрительной и одинокой женщиной. Со смертью Елизаветы I прекратилась династия Тюдоров. Корону Англии она завещала своему племяннику королю Шотландии Якову Стюарту.

Реформация в стране помогла укреплению абсолютной королевской власти. Государство стало сильнее, достигло успехов в развитии хозяйства, в морской торговле. Господство на морях постепенно переходило к Англии, превратившейся в сильную морскую державу, владычицу морей.

1. Выделите особенности Реформации в Англии по сравнению с Реформацией в Германии. Используйте документ к параграфу.

2. Объясните устройство англиканской церкви, укажите её отличия от католической.

3. Расскажите, как пыталась восстановить позиции католической церкви Мария Католическая.

4. Расскажите о гибели Непобедимой армады.

5. Выделите и запишите в тетрадь мероприятия королевы Елизаветы, обеспечившие успех её правлению.

1. Каковы особенности английского абсолютизма в период правления Тюдоров?

2. Как вы понимаете суждение английского историка Т. Маколея, назвавшего англиканскую церковь «плодом единства» правительства и протестантов?

3. Согласны ли вы с тем, что время правления Елизаветы Тюдор называют «золотым веком»? Свой ответ обоснуйте.

4. В последние десятилетия XVI в. англичанин Хаклюйт писал: «Я лелею великую надежду, что подходит наше время, и теперь мы, англичане, можем, если захотим, разделить добычу с испанцами и португальцами в Америке и других, ещё не открытых странах». Прокомментируйте это суждение.

Томас Кромвель. Инструкция английскому духовенству (фрагмент)

…Необходимо, чтобы священники… всеми силами, насколько хватит их знаний и учёности, проповедовали… чисто и искренне… в своих проповедях и беседах, что римский епископ, узурпировавший свою власть… не имея на это никакого основания и опоры в Законе Божьем, был справедливо отвергнут и устранён, что поэтому ему никоим образом не следует оказывать никакого повиновения и что король в своих владениях является под Богом высшей властью и монархом, которому его подданные, в силу Божьих заповедей, обязаны самым честным повиновением больше, чем каким-либо другим властям и правителям на Земле.

В целях уничтожения лицемерия и суеверия, заползших в сердца многих людей, священники не должны выставлять или восхвалять образа, мощи или чудеса, служащие для суеверия и роскоши, и прельщать народ к путешествиям в честь какого-либо святого, имея в виду, что всякое благо, здоровье и милость должны испрашиваться непосредственно от Бога как виновника всего, а не от кого-либо другого, увещевая прихожан и других паломников, чтобы они более исполняли заповеди Божьи и творили дела милосердия, и убеждая их в том, что они больше угодят Богу, если займутся телесным трудом, работой или каким-либо другим занятием и заботой о своих семьях, чем если они будут бродить в качестве паломников.

Прочитайте текст и определите, с какой целью он был написан. Какие методы её достижения предлагалось использовать?

§ 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: