Судно тылового обеспечения это

Обновлено: 24.04.2024

Завод "Северная верфь" продолжает строительство серии многофункциональных судов тылового обеспечения (МСТО) проекта 23120. В конце апреля 2020 года на очередной этап испытаний вышло строящееся по данному проекту судно "Всеволод Бобров". Это подходящий повод изучить, что представляет из себя проект 23120.

Также судно может выполнять исследовательские задачи по картографированию рельефа дна и поиску затонувших объектов. Для этого МСТО проекта 23120 оснащено эхолотом.

Водоизмещение судна тылового обеспечения составляет 9 500 т, длина – 95 м, ширина – 22 м, осадка – 9 м, скорость – 18 узлов. Дальность плавания достигает 5000 миль, автономность – 60 суток.

Судно имеет ледовый класс Arc4, что позволяет ему работать в арктических широтах. Усилия буксирных лебёдок составляют 120 и 25 тонн.

Для погрузки грузов судно оснащено гидравлическими кранами. Расположенные на кормовой палубе два крана грузоподъемностью 50 тонн каждый предназначены для погрузки и разгрузки грузов контейнерного типа, в том числе в открытом море.

Особенностью проекта 23120 является наличие системы динамического позиционирования, позволяющей удерживать судно в заданной точке в различных погодных условиях. Достигается это за счёт движительного комплекса, который состоит из двух кормовых винторулевых колонок и двух носовых подруливающих устройств. Двухвинтовые винторулевые колонки, обеспечивают высокую маневренность судна.

"Всеволод Бобров" – первое серийное (второе по счёту) судно проекта 23120. Головное судно "Эльбрус" служит на Северном флоте с апреля 2018 года. За это время судно отличилось участием в операциях по подъёму затонувших объектов, а также поиску и уничтожению взрывоопасных предметов. Летом 2019 года завершился кругосветный поход "Эльбруса" совместно с фрегатом "Адмирал Горшков", буксиром "Николай Чикер" и танкером "Кама".

По результатам эксплуатации "Эльбруса" на судне "Всеволод Бобров" внесены некоторые изменения. Так, усилена палуба, появились дополнительные крепления для размещения спецтехники и приспособления (грейфер для сыпучих грузов).

Так уж повелось, что при очередном пополнении ВМФ России всегда куда больше внимания уделяется боевым кораблям и подводным ракетоносцам, а не представителям вспомогательного флота. Но ожидаемый в ближайшее время прием в эксплуатацию судна тылового обеспечения «Всеволод Бобров» — особый случай и во многом показательный.

Вслед за «Эльбрусом»

Только что в августе завершились его государственные испытания. Как сообщил генеральный директор судостроительного завода «Северная верфь» Игорь Орлов, серьезных замечаний к «Всеволоду Боброву» нет. Значит, теперь, скорее всего, в этом же месяце ожидается подписание приемного акта, а затем будет объявлено решение главнокомандующего ВМФ России о дате подъема на судне Военно-морского флага.

Ориентир и соответствующий опыт у корабелов имеется: головное судно проекта 23120 «Эльбрус» с апреля 2018 года несет службу на Северном флоте. Оно уже успело пройти через ряд серьезных испытаний и собрать отличные отзывы. Достаточно сказать, что в 2019 году «Эльбрус» совершил 175-дневное кругосветное плавание в составе российских кораблей во главе с фрегатом «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Головное судно Эльбрус.

Но нет предела совершенствованию. После анализа результатов эксплуатации головного судна проект 23120 был доработан. В частности, на «Всеволоде Боброве» увеличен так называемый функционал палубы, усовершенствованы системы связи и навигации.

Изменения, внесенные в проект, несколько сдвинули график общего заселения экипажа — оно произошло осенью 2020 года. Но зато к прибытию моряков все было в ажуре: полностью закончена подготовка служебных и жилых помещений, успешно прошло испытание камбузного оборудования — тоже немаловажная составляющая успешного выполнения задач в море. В целом экипажу обеспечены условия, отвечающие современным требованиям: комфортные каюты с индивидуальными санитарными блоками, сауна, бассейн, спортзал.

От доставки до спасения

Итак, что собой представляет судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров»? Каковы его возможности? Проект 23120 разработан петербургской компанией «Спецсудопроект». Основные характеристики: водоизмещение — 9,5 тыс. тонн, длина — 95 метров, ширина — 22 метра, осадка — 9 метров, скорость 18 узлов (33,3 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. морских миль, автономность — 60 суток, экипаж — 55 человек.

Переход с завода Северная верфь в Кронштадт.

Инженерное «ноу-хау» — это запатентованная форма носового бульба для судна ледового плавания категории Arc4. Предложенное и реализованное нестандартное решение конструкторов позволило удовлетворить требования заказчика: обеспечить судну скорость в 18 узлов и ледопроходимость при толщине льда до 0,8 м. Плюс класс автоматизации А1, то есть возможность безвахтенного обслуживания.

Естественно, присутствует полный набор оборудования и механизмов для решения профильных задач. Их несколько. Основное предназначение судна тылового обеспечения — перевозка грузов. Крановое оборудование и система динамического позиционирования позволяют выполнять погрузочные операции у необорудованных причальных стенок, а также в открытом море. В кормовой части имеется площадка приема и передачи грузов с вертолета. Максимальный общий вес палубного груза 2000 тонн.

Заводские ходовые испытания.

Помимо этого «Всеволод Бобров» может проводить гидрографические исследования, оказывать помощь терпящим бедствие кораблям, а также буксировать суда. Стоит подчеркнуть и высокую маневренность судна, которая достигнута благодаря винторулевым колонкам. Они позволяют кораблю вращаться вокруг собственной оси на 360 градусов и удерживаться в заданной точке при любой погоде.

Равнение на чемпиона!

«Всеволод Бобров» успешно прошел несколько этапов испытаний. Так, в марте были закрыты все швартовные удостоверения судна и начались заводские ходовые испытания. Около месяца сдаточная команда (это более 100 человек) вместе с экипажем проверяла в Балтийском море главную энергетическую установку и другие системы и механизмы, проводила испытания кранов и лебедок.

В ходе очередного этапа испытаний в назначенном районе Финского залива была успешно отработана четырехчасовая буксировка равного по водоизмещению судна.

Выход из Кронштадта.

В последней декаде мая «Всеволод Бобров» совершил переход в Балтийск, где в полигонах Балтийского флота в рамках испытаний осуществлен прием на борт габаритных грузов и проверена работа штатных радиотехнических систем во взаимодействии с морской авиацией.

Наконец, в конце июля судно вышло в Балтийское море, где в течение недели государственная комиссия в режиме полного хода проверила главную энергетическую установку, навигационное оборудование, комплекс связи, систему видеонаблюдения, постановку на якорь на предельной глубине. Всего госпрограмма испытаний содержит несколько десятков разных тестов.

…Помните крылатую фразу из известного мультфильма: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» Это о важности названия корабля. В данном случае вполне серьезно можно констатировать: здесь полный порядок! Всеволод Бобров — легенда отечественного спорта. Он дважды признавался лучшим бомбардиром чемпионата страны по футболу и четыре раза — по хоккею. Иными словами, уникальный универсал!

Прослеживается и аналогия: судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» тоже с полным основанием можно считать универсалом — и в южных морях, и на Крайнем Севере оно сможет выполнять самые разные задачи. Причем на столь же высоком профессиональном уровне, как это делал олимпийский чемпион Всеволод Бобров.

Блог "Судострой" продолжает знакомить читателей с новинками отечественной промышленности. Не так давно речь шла о сданном осенью 2020 года рыболовном траулере "Баренцево море" , сегодня прогуляемся по готовящемуся к сдаче в 2021 году морскому судну тылового обеспечения (СТО) "Всеволод Бобров".

Побывать на борту необычного судна, построенного по заказу министерства обороны, удалось благодаря содействию пресс-службы завода "Северная верфь". На момент съемки судно находилось на завершающем этапе подготовки к выходу на ходовые испытания, поэтому просьба не заострять внимание на незначительных недочётах. Финальный лоск ещё будет наведён позже.

Судно "Всеволод Бобров" является вторым представителем проекта 23120 (разработчик – ЗАО "Спецсудопроект"). Закладка героя сегодняшнего повествования состоялась на Северной верфи в 2013 году, спуск на воду – в 2016 году.

Головное судно серии – "Эльбрус" – было принято в отряд судов обеспечения службы вспомогательного флота Северного флота в 2018 году. С тех пор "Эльбрус" побывал в кругосветном плавании, а в настоящее время, в рамках комплексной экспедиции, решает задачи по поиску погибших в годы войны кораблей и судов в Баренцевом море.

Судно тылового обеспечения проекта 23120 имеет следующие основные характеристики:

  • длина – 95 м;
  • ширина – 22 м;
  • осадка – 9 м;
  • скорость – 18 узлов;
  • водоизмещение – 8 600 тонн;
  • дальность плавания – 5 000 морских миль;
  • автономность – 60 суток.

СТО проекта 23120 может решать несколько задач, поэтому к наименованию часто добавляют прилагательное "многофункциональное". Основное же назначение – погрузка, транспортировка и выгрузка сухих грузов.

В этой части, по сравнению с "Эльбрусом", "Всеволод Бобров" был незначительно модернизирован. Помимо обычных контейнеров, второе судно проекта 23120 может перевозить рефконтейнеры и технику, для погрузки которой предусмотрены специальные траверсы.

Ещё один кран грузоподъемностью 6 тонн расположен в носовой части. Он предназначен для погрузки провизии и работы с дополнительным оборудованием. Например, кранцами или грейфером.

Также судно проекта 23120 может использоваться для буксировки судов и кораблей, вплоть до авианосца. Для этого предусмотрена лебёдка мощностью 1200 кН и два роульса. Помимо этого, в наличии вспомогательная лебедка, которая используется для распределения контейнеров на палубе.

Ещё одно предназначение данного судна – выполнение спасательных операций. По проекту экипаж судна составляет 29 человек, при этом предусмотрены места для размещения 60 человек.

Помимо этого, "Всеволод Бобров" может использоваться для картографирования морского дна. Установленный на судне многолучевой эхолот позволяет проводить съемку на глубинах до 1 км.

СТО проекта 23120 имеет несимметричный ходовой мостик. Сделано это для удобства маневрирования и швартовки. На мостике расположены три поста управления, с каждого из которых можно управлять работой двух кормовых винторулевых колонок и двух носовых подруливающих устройств. Основной (капитанский) пост управления смещён к правому борту.

С кормового поста управления контролируется выполнение лётных операций. Хотя на судне нет вертолётной площадки, оно может принимать грузы, в том числе на ходу, с вертолёта без посадки. Для этого на грузовой площадке размещается специальная сетка, а для передачи грузов используется авиационный контейнер.

На кормовом посту управления также расположены экраны и органы управления системой динамического позиционирования (DP). Она позволяет обеспечивать заданное положение судна при волнении моря до 5 баллов.

Судно проекта 23120 имеет максимально возможный класс автоматизации А1, который допускает эксплуатацию в течение 24 часов в полностью автоматическом режиме. При этом на ходовом мостике может находиться один человек, наблюдающий за обстановкой.

Класс автоматизации А1 также допускает эксплуатацию судна без постоянного присутствия персонала в центральном посту управления (ЦПУ) и машинном отделении.

Машинное отделение судна "Всеволод Бобров" выглядит следующим образом. На судне реализована схема электродвижения. Четыре главных дизель-генератора мощностью 4,1 МВт каждый вырабатывают электроэнергию для собственных нужд судна и питания двух кормовых полноповоротных винторулевых колонок (ВРК) мощностью 6 МВт каждая.

В носовой части предусмотрены два подруливающих устройства мощностью 1 МВт каждое. Производитель – НПО "Винт" Центра судоремонта "Звездочка". В отличие от головного судна "Эльбрус", в подруливающих устройствах "Всеволода Боброва" установлены модернизированные шестилопастные винты, снижающие вибрацию.

Для распределения электроэнергии используется главное распределительное устройство (ГРУ) от компании "ВНИИР-Прогресс". Петербургский производитель изготовил главный распределительный щит, а также комплект электрораспределительных устройств.

9 апреля в главной базе Северного флота - Североморске - состоялась торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на головном многофункциональном судне тылового обеспечения "Эльбрус" проекта 23120.






"Эльбрус" с начала сентября прошлого года проходило серию заводских ходовых испытаний в Баренцевом море. В полигонах боевой подготовки Северного флота были выполнены сотни облётов судна вертолётами Ка-27, проведены проверки энергетической установки, вспомогательных систем и механизмов на различных режимах эксплуатации. По итогам всех испытаний судно было принято в состав флота, став первым многофункциональным транспортом ледового класса, способным действовать в арктических условиях.







24 июля 2014 года на Северной верфи состоялась закладка третьей единицы проекта 23120 "Капитан Шевченко" (заводской номер 882), которая при этом снова числилась морским судном тылового обеспечения. По известным данным, с 2015 года строительство судна "Капитан Шевченко" приостановлено.

9 апреля 2018 года в Североморске состоялась церемония ввода в состав ВМФ России головного многофункционального судна тылового обеспечения "Эльбрус" проекта 23120, построенного ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь". На судне был произведен подъем флага вспомогательного флота ВМФ и оно вошло в состав 566-го отряда судов обеспечения службы вспомогательного флота объединённого стратегического командования Северный флот.

30440676_2074730749436337_3593917909035909120_o

Вошедшее в состав ВМФ России головное многофункциональное судно тылового обеспечения "Эльбрус" проекта 23120. Североморск, 09.04.2018 (с) Министерство обороны России

Со стороны bmpd напомним, что "Эльбрус" (заводской номер 880) стал головным судном, построенным в соответствии с контрактом стоимостью 11,715 млрд. рублей на строительство для Министерства обороны России серии из трех морских судов тылового обеспечения проекта 23120, подписанным 29 июня 2012 года между ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" и Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной, специальной техники (Рособоронпоставка). По условиям контракта, первое судно должно было быть сдано заказчику к 25 ноября 2014 года (поставка на Северный флот), второе – к 25 ноября 2015 года (поставка на Черноморский флот), третье – к 25 ноября 2016 года (поставка на Тихоокеанский флот), однако в 2013 году сроки исполнения контракта были перенесены на год позднее (при этом с 2013 по 2015 годы данные суда официально числились морскими буксирами). В итоге по ряду причин, включая непоставку части западного оборудования ввиду санкций, постройка данных судов превратилась в долгострой.

Головное судно по данному контракту "Эльбрус" (заводской номер 880) было заложено на Северной верфи в Санкт-Петербурге 14 ноября 2012 года, выведено из цеха 18 мая 2015 года и спущено на воду 26 июня 2015 года. Заводские ходовые испытания "Эльбруса" были начаты только 8 сентября 2016 года, Государственные испытания были начаты 2 июня 2017 года, и в августе 2017 года судно перешло на Северный флот. Сдача "Эльбруса" флоту после неоднократных переносов сроков произведена только теперь (приемный акт был подписан 29 марта 2018 года и утвержден Главнокомандующим ВМФ России 2 апреля). В 2017 году Министерство обороны России возбудило арбитражное судопроизводство о взыскании с Северной верфи неустойки за срыв сроков сдачи судна.

Второе судно проекта 23120 было заложено на Северной верфи 19 декабря 2013 года, именуясь морским буксиром МБ-75 (заводской номер 881), но в феврале 2015 года было переименовано во "Всеволод Бобров" в честь известного советского спортсмена. Судно "Всеволод Бобров" было спущено на воду 14 ноября 2106 года, сейчас его ввод в строй ожидается к концу 2018 года.

24 июля 2014 года на Северной верфи состоялась закладка третьей единицы проекта 23120 "Капитан Шевченко" (заводской номер 882), которая при этом снова числилась морским судном тылового обеспечения. По известным данным, с 2015 года строительство судна "Капитан Шевченко" приостановлено.

Суда проекта 23120 спроектированы санкт-петербургским ЗАО "Спецсудопроект" под руководством главного конструктора Анатолия Петрова и строятся на класс Российского морского регистра судоходства (РС): КМ Arc4 [1] АUT 1 DYNPOS-2 BWM (E-S) Supply vessel. Фактически судно является военным вариантом типовых морских судов снабжения и обеспечения для морской нефтегазодобычи. Судно проекта 23120 предназначено для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки и суда, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие. Благодаря крановому оборудованию (два электрогидравлических крана грузоподъемностью 50 тонн, буксирные лебедки с тяговым усилием 120 и 25 тонн) и системе динамического позиционирования судно может выполнять погрузочные операции у необорудованных причальных стенок и в открытом море.

«Эльбрус» имеет водолазный комплекс с барокамерой для обеспечения глубоководных водолазных погружений. Корпус с ледовым классом Arc4 рассчитан на преодоление льда толщиной 0,6 м. На судне созданы все условия для нормальной работы и отдыха экипажа в условиях Заполярья: сауна, бассейн, спортзал, комфортные каюты с индивидуальными санитарными блоками. Благодаря классу автоматизации А1 на корабле обеспечено безвахтенное обслуживание.

Полное водоизмещение судна проекта 23120 при осадке 8,5 м составляет около 9000 т, дедвейт судна при осадке 8,5 м - около 3600 т. Длина составляет 90,0 м, ширина - 22,0 м, наибольшая осадка - 8,65 м. Спецификационная скорость судна в полном грузу при максимальной осадке и волнении до трех баллов по шкале Бофорта, при суммарной мощности главных дизель–генераторов 15 000 кВт составляет не менее 18 уз. Экипаж "Эльбруса" при вводе его в строй составляет 55 человек.

Фоторепортаж о церемонии передачи "Эльбруса" ВМФ.


Вошедшее в состав ВМФ России головное многофункциональное судно тылового обеспечения "Эльбрус" проекта 23120. Североморск, 09.04.2018 (с) Лев Федосеев / ТАСС

Эль3

Головное многофункциональное судно тылового обеспечения "Эльбрус" проекта 23120 на испытаниях (с) ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: