Судебный приказ о взыскании обязательных платежей и санкций

Обновлено: 24.04.2024

Ровно год, с 1 июля 2016 года появилась возможность получить судебный приказ в арбитражном суде, поскольку АПК РФ был дополнен новой главой 29.1 «Приказное производство». А не так давно в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 62 были освещены важные аспекты, связанные с приказным производством. Расскажем, как на практике работать с приказным судопроизводством.

Что такое судебный приказ и «с чем его едят»? Ниже приведены 7 нюансов о судебном приказе, которые полезно знать не только юристам, но и самим предпринимателям в целях эффективной защиты своих прав.

Что такое судебный приказ?

Судебный приказ – судебный акт, который является одновременно исполнительным документом, и может быть вынесен судьей единолично, в ускоренном порядке, по ограниченному перечню требований.

По каким требованиям можно получить судебный приказ?

  • Денежные обязательства, вытекающие изнеисполнения или ненадлежащего исполнения договоров, которые должником признаются, но не исполняются.
  • Цена заявленных требований не должна превышать 400 000 руб., включая сумму основного долга и проценты.
  • Требования, основанные на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.
  • Цена заявленного требования также не должна превышать 400 000 руб.
  • Взыскание обязательных платежей и санкций, если их размер не превышает 100 000 рублей. Получение судебного приказа в этом случае – прерогатива территориальных органов ФНС, ПФР и ФСС.

Не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства, в частности, следующие требования:

  • о возмещении убытков, причиненных неисполнением (ненадлежащим исполнением) договора,
  • о компенсации морального вреда,
  • о расторжении договора,
  • о признании сделки недействительной,
  • в других случаях (см. п. 12 постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 62).

Подача заявления в порядке приказного производства – не право, а обязанность

Если заявленное требование соответствует вышеуказанным критериям, то взыскатель обязан обращаться с заявлением о выдаче судебного приказа, а не с исковым заявлением, так как оно в таком случае подлежит возврату (пп.1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

В то же время, если вместо заявления о судебном приказе было подано исковое заявление, то с большой долей вероятности (только если суд не установит очевидной бесспорности заявленного требования) оно будет принято к производству и рассмотрено судом по существу.

Основной критерий приказного производства – бесспорность требований

Бесспорными являются требования, подтвержденные письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемые должником.

Требование взыскателя следует рассматривать как признаваемое должником, если несогласие с заявленным требованием и обосновывающими его доказательствами не вытекает из представленных в суд документов.

Это означает, что бесспорность требований может следовать не только из признания долга должником (подписания акта сверки, гарантийного письма и пр.), но и просто из подписанных «закрывающих» документов (актов выполненных работ и т.д.).

В какие сроки можно получить судебный приказ?

Судебный приказ выдается в очень краткие сроки – от 20 дней с момента обращения в суд. Это выгодно отличает приказное производство от общего искового порядка рассмотрения дела, когда с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит в среднем 6 месяцев.

В целом процедура приказного производства выглядит следующим образом:

Госпошлина: 50 % и возможность зачета при подаче иска

Госпошлина по требованию о выдаче судебного приказа подлежит уплате в размере 50 % госпошлины, подлежащей уплате при предъявлении иска.

Не надо боятся «потерять» государственную пошлину – если суд возвратит заявление о выдаче судебного приказа, откажет в его принятии или судебный приказ будет отменен, уплаченная государственная пошлина может быть зачтена при последующем предъявлении соответствующего искового заявления (пп. 13 п. 1 ст. 333.20, пп. 7 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

Судебный приказ как альтернатива обязательному досудебному порядку урегулирования спора

В настоящее время в АПК РФ (ч. 5 ст. 4) по общему правилу установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора со сроком ответа на претензию в 30 дней.

Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора при обращении за судебным приказом не требуется, а в случае отмены судебного приказа соблюдение требований ч. 5 ст. 4 АПК РФ необязательно!

Соответствующие разъяснения даны в п. 7 постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 62.

Таким образом, приказное производство может являться альтернативой направления контрагенту претензии.

Итак, если вы на стороне Взыскателя, не забывайте о возможности (или даже необходимости) предъявления заявления о выдаче судебного приказа. Но поскольку любой может оказаться на стороне должника, необходимо не только оперативно реагировать на судебную корреспонденцию, но и в целом предельно внимательно отслеживать ее получение. Не лишним будет и «подписаться» на картотеку арбитражных дел, для того чтобы отслеживать арбитражные дела еще на стадии их возбуждения.

1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Комментарий к ст. 286 КАС РФ

В гл. 32 КАС РФ определены особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций, т.е. по административным делам о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (п. 3 ч. 3 ст. 1 данного Кодекса). ГПК РФ не содержал подобной самостоятельной главы. В ст. 122 данного Кодекса предусматривался такой случай выдачи судебного приказа, как заявление требования о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Соответственно, это положение Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в связи с принятием КАС РФ признано утратившим силу. Положения главы 32 КАС РФ закреплены по аналогии с положениями гл. 26 "Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций" АПК РФ.

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ, принятым в части установления упрощенной формы производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, с 6 мая 2016 г. КАС РФ дополнен главой 11.1, предусматривающей и регламентирующей вынесение мировым судьей судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций. Исходя из положений ст. 123.7 указанной главы право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций может быть реализовано лишь после отмены мировым судьей судебного приказа.

Часть 1 ст. 286 КАС РФ, регламентирующая право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, содержит положения, закрепленные по аналогии с положениями ст. 213 "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций" АПК РФ, которыми предусмотрено следующее: государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (ч. 1); заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (ч. 2). Разумеется, с учетом подведомственности административных дел в ч. 1 ст. 286 КАС РФ речь идет о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Уместно напомнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 26 КАС РФ встречный административный иск о зачете излишне уплаченных ранее сумм, вытекающий из административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального административного искового заявления.

В ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, а также предусмотрена возможность восстановления этого пропущенного срока. Эти положения закреплены соответственно п. 2 ст. 48 части первой НК РФ, но не во всем. Так, указанным пунктом (в ред. Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ) установлено следующее:

- заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом;

- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей;

- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока;

- пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) регламентировано производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее — контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что такое административное исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, а пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В силу ч. 1 ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено по правилам, предусмотренным для формы и содержания административного искового заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ), подписано руководителем контролирующего органа, от имени которого подано заявление, и в нем должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 КАС РФ, содержащие наименование суда, в который подается административное исковое заявление, сведения об административном истце или его представителе, об административном ответчике, содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; иные сведения, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, а также содержать подпись с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем;

2) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;

3) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;

4) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;

5) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;

6) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.

К административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; а также уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов.

Административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе. При рассмотрении указанных административных дел суд проверяет полномочия органа, обратившегося с таким иском, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ст. 289 КАС РФ).

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда, помимо иных сведений, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

9 декабря 2016, 00:00

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций

Главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) регламентировано производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее — контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что такое административное исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, а пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В силу ч. 1 ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено по правилам, предусмотренным для формы и содержания административного искового заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ), подписано руководителем контролирующего органа, от имени которого подано заявление, и в нем должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 КАС РФ, содержащие наименование суда, в который подается административное исковое заявление, сведения об административном истце или его представителе, об административном ответчике, содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; иные сведения, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, а также содержать подпись с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем;

2) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;

3) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;

4) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;

5) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;

6) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.

К административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; а также уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов.

Административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе. При рассмотрении указанных административных дел суд проверяет полномочия органа, обратившегося с таким иском, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ст. 289 КАС РФ).

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда, помимо иных сведений, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

По данным Верховного суда, кредиторы и коллекторы за 2018 год получили через суд более 90% решений о взыскании долга в рамках приказного производства. Оно позволяет экономить деньги и время, но не всегда учитывает интересы должников. Вместо ясности приказное производство порой вносит неопределенность.

Это решение суда о взыскании денег или об истребовании движимого имущества по бесспорным требованиям на сумму до 500 000 руб. для гражданских дел и до 400 000 руб. – для арбитражных. Например, по требованиям о взыскании задолженности по зарплате, по оплате ЖКХ, телефонной связи, обязательных платежей и взносов с членов ТСЖ или ЖСК, при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора. Все эти требования должны подтверждаться письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваться должником. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом – на его основании приставы возбуждают исполнительное производство (ст. 121–122 ГПК, ст. 229.1–229.2 АПК).


Судебный приказ выносится судьей единолично в течение пяти дней с момента поступления заявления для гражданских дел и 10 дней – для арбитражных. Судебное разбирательство при этом не проводится, стороны, третьи лица и свидетели не вызываются – суд принимает решение только на основании предоставленных кредитором документов. Если в течение 10 дней с момента получения копии судебного приказа должник представит в суд возражение, то судебный приказ будет отменен. При этом кредитор сможет повторно обратиться за взысканием долга в рамках искового производства.

Приказное производство экономит деньги заявителей на госпошлину (она ниже, чем в исковом производстве) и услуги представителей (которые не участвуют в судебном разбирательстве), а также на транспортные расходы (за счет отсутствия в процессе сторон, их представителей, свидетелей, экспертов).


Чтобы вовремя узнать о вынесенном в отношении вас судебном приказе, Тарнопольская рекомендует своевременно получать почтовую корреспонденцию по месту жительства (постоянной регистрации) или организовать ее доставку. Если вам в почтовый ящик положили уведомление о необходимости получения заказного письма, то не затягивайте с этим, чтобы письмо не отправили обратно как невостребованное.

Михеенкова считает: если должнику известно о потенциальных основаниях к вынесению против него судебного приказа, лучше регулярно проверять сайты мировых судей либо уточнять информацию по телефону. «Судебные приказы арбитражных судов можно отслеживать на интернет-ресурсе «Мой арбитр». Арбитражные суды обязаны размещать их не позднее следующего дня после вынесения», – рассказал партнер практики по разрешению споров ALUMNI Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner) ALUMNI Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner) Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × (Russia) LLP Иван Веселов. А Сосновский посоветовал почаще проверять наличие задолженности на сайте ФССП или через личный кабинет на портале «Госуслуги».


Если вы не согласны с судебным приказом, то в течение 10 дней после его получения нужно подать в суд заявление об отмене. При этом указывать причину несогласия нет необходимости (в гражданском и арбитражном процессе).

В случае пропуска срока на обжалование нужно приложить ходатайство о его восстановлении (такое ходатайство может быть включено в само заявление) с указанием уважительной причины. Подтвердить уважительность могут:

  • документы, опровергающие информацию с «Почты России» о получении копии судебного приказа;
  • документы, подтверждающие неполучение должником копии судебного приказа из-за нарушений правил доставки корреспонденции;
  • документы, подтверждающие неполучение должником копии судебного приказа в связи с его отсутствием по месту жительства, в том числе из-за болезни, командировки, отпуска, переезда.

Если в отношении вас уже возбуждено исполнительное производство, то после отмены судебного приказа не забудьте уведомить об этом приставов заявлением о прекращении исполнительного производства.

Юристы увидели в судебном приказе пользу для взыскателей и должников

Президент Владимир Путин подписал поправки в Кодекс административного судопроизводства, которыми вводится упрощенная схема взыскания обязательных платежей и санкций – судебный приказ. Новый порядок должен разгрузить районные суды и позволить оперативно решать дела по налоговым недоимкам, 98% из которых, согласно статистике, являются бесспорными. Эксперты единодушно поддерживают нововведение, однако с оговоркой на неискоренимые в России проблемы с уведомлением должников.

Платите, как прикажут

Документ, разработанный Верховным судом, превращает судебный приказ в форму производства по имеющим бесспорный характер административным делам о взыскании налоговых недоимок и пени. Законом устанавливается форма и содержание заявления о вынесении судебного приказа, основания для его возврата и порядок рассмотрения, отмечает пресс-служба Кремля. Приказ в отношении неплательщика будет выноситься в течение пяти дней со дня поступления заявления от налоговиков. Его копия не позже чем через три дня направляется должнику, у которого затем будет 20 суток, чтобы представить возражения касательно исполнения документа. Если они есть, то приказ отменят и начнется обычная судебная процедура.

Дела о вынесении судебного приказа отнесены к компетенции мировых судей, в связи с этим законом также внесены изменения в ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Согласно им, глава райсуда вправе перераспределять нагрузку по данным делам между мировыми судьями одного судебного района. Кроме того, поправками в закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" судебные приказы исключены из числа судебных актов, тексты которых должны публиковаться в интернете. Другим подписанным президентом законом внесены изменения в статью 333.19 части 2 Налогового кодекса РФ, касающиеся госпошлины, взимаемой при обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Она определена в размере 50% госпошлины при подаче административного иска имущественного характера.

Новые правила, которые вступят в силу уже 6 мая 2016 года, направлены на сокращение сроков взыскания с физлиц налогов и всех видов административных штрафов, отмечает гендиректор компании "Юрколлегия" Елена Герасимова. Судья выносит судебный приказ, который одновременно является исполнительным документом. Причем дело рассматривается без вызова истца и ответчика, поясняет эксперт. Согласно действующей пока редакции статьи 289 КАС РФ, на разбирательство по такой категории дел, которые, как отмечали авторы инициативы, в 98% случаев являются бесспорными, отводится до трех месяцев. "Поправки в КАС продолжат унификацию процессуального законодательства, – добавляет Герасимова. – С мая 2016 года также вступят в силу изменения в ГПК, позволяющие взыскивать обязательные платежи (например, за услуги ЖКХ) в приказном порядке. Кроме того, приказное производство вскоре появится в арбитражных судах".

Фильтр для потока фискальных претензий

Однако уже нашлись и противники таких законодательных поправок, которые считают введение судебного приказа – лишней ступенью судопроизводства. По их мнению, эффективнее наделить сотрудников налоговых органов правом в бесспорном порядке взыскивать задолженность. Причем в случае, если должник не согласен с этим решением, он мог бы обратиться в суд для признания взыскания неправомерным. Однако такое предложение ущемляет права должников, оставляя им меньше возможностей для оспаривания взыскания, отмечает юрист компании "Деловой фарватер" Марина Емельянцева. Если разрешить налоговикам в бесспорном порядке взыскивать долг и не давать должнику перед этим время для оспаривания, а оставить его только постфактум, то это, по мнению эксперта, может привести к злоупотреблению со стороны налоговых органов и "закошмариванию" бизнеса.

Новые поправки в КАС закрепляют несколько значимых с точки зрения соблюдения баланса публичных и частных интересов норм, считает глава краснодарского филиала юрфирмы "Хренов и Партнеры" Станислав Вивчарь. "Так, норма п. 3 ч. 3 ст. 1234 КАС, закрепляющая, что судья отказывает в принятии заявления о вынесении приказа, если в заявлении и приложенных к нему документах усматривается, что требование не является бесспорным, призвана служить своего рода фильтром от необоснованных претензий административных органов". С другой стороны, упрощенная форма судопроизводства позволит более оперативно взыскивать задолженность по обязательным платежам, без ущемления прав должников, поскольку ч. 3 ст. 1233 КАС так же, как и общая норма п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС, закрепляет за административным органом обязанность направлять адресату заявления заказным письмом с уведомлением, что дает должнику возможность увидеть развернутую суть претензий и своевременно (до момента взыскания) отреагировать на них.

Баланс публичного и частного

Сейчас административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются районным судами, которые и так перегружены, говорит юрист коллегии адвокатов "Делькредере" Анастасия Пластовец. Поскольку такие дела не отличаются сложностью, отнесение их к подсудности мировых судов поможет не только снизить нагрузку на райсуды, но и оптимизирует процесс взыскания задолженностей по бесспорным платежам. Позитивно оценивает введение процедуры судебного приказа и партнер АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Денис Архипов. Если лицо оспаривает обоснованность требований госоргана, то у него сохраняется возможность потребовать провести процедуру полноценного судопроизводства, в ходе которой суд сможет разрешить возникший спор. Здесь мы имеем дело с "предварительным" судебным контролем, разъясняет эксперт, когда перед взысканием средств гражданин вправе потребовать от суда проверить законность требования, выставленного налоговым органом.

Создание упрощенных процедур судопроизводства является одним из ключевых трендов процессуального законодательства последних лет, отмечает старший юрист АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Евгений Гурченко. Очевидно, что нет смысла проводить полноценное судебное разбирательство по бесспорным требованиям. "Баланс государственных и частных интересов по такой категории дел будет однозначно соблюден, поскольку должник всегда может отменить такой приказ, направив в суд свои возражения, а взыскатель, в свою очередь, имеет право обратиться с теми же требованиями в порядке искового производства", – добавляет адвокат Люберецкой коллегии адвокатов Светлана Бурцева. Однако работоспособность данной системы во многом зависит от того, как именно будет функционировать на практике система уведомлений должника, подытоживает Гурченко.

С текстом Федерального закона от 5 апреля 2016 года № 103-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.

С текстом Федерального закона от 5 апреля 2016 года № 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 333-19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: