Судебный контроль понятие и виды презентация

Обновлено: 24.04.2024

1. Судебный контроль в досудебном производстве: сущность, формы, проблемы реализации.

ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ 2 КУРСА
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
БЕЗРУКОВ ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Р.В. ЯРЦЕВ К.Ю.Н., ДОЦЕНТ, СУДЬЯ
НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО
СУДА

Осуществление судебной защиты конституционных прав и свобод
личности является основополагающим в демократическом обществе и
государстве.
Обжалование решений, принятых в порядке гл. 13 и гл. 16 УПК РФ в
апелляционном
порядке,
постоянно
увеличивается,
данное
обстоятельство даёт основание полагать, что данный институт является
действенным.
Целью данной работы является нахождение путей устранения
существующих пробелов в праве, на основе полученных эмпирических
данных и теоретических выводов.

Как показал проведённый нами анализ, такие уголовно-процессуальные
категории, как «правосудие» и «судебный контроль» тесно взаимосвязаны между
собой. В них раскрывается обязанность государства принимать меры по охране и
защите конституционных прав и свобод граждан.
Изучив генезис судебного контроля, мы можем сказать, что отправной точкой его
становления является Устав Уголовного судопроизводства 1864 г. В данный период
судебный контроль сформировался как как элемент самоограничения государства от
произвольных действия и решений государственных органов и являлся важнейшим
направлением судебной деятельности.
Вторым этапом является принятие постановления Народным комиссариатом
юстиции РСФСР от 15.12.1917 года «О мерах заключения задержанных и об
учреждении при тюрьмах следственных комиссий, поверяющих правильность и
законность ареста», в данный период власть отступала от идеи самостоятельного
судебного контроля, и контроль за законностью и обоснованностью арестов перешёл
в ведение временных следственных комиссий.
С вынесением постановления Верховным Советом РСФСР от 24.10.1991 г. «О
Концепции судебной реформы РСФСР», суд как орган судебной власти вновь стал
рассматриваться как гарант защиты прав и свобод личности от неправомерных
действий государства в лице его органов.
Отметим, что плодами реформы мы пользуемся до сих пор. Как мы видим из
нашего исследования, некоторые современные институты уголовного процесса,
восстановлены с учётом положений судебных уставов 1864 г.

Определяя предмет судебного контроля отметим, что им являются
фактические данные, а не процессуальные документы.
Пределами судебного контроля является проверка и оценка судом
соблюдения следственными органами требований всей совокупности
норм, делающих возможным (законным) вынесение того или иного
решения или совершение (процессуального) действия.

5. Судебный контроль в порядке гл.13 УПК РФ

Количество рассмотренных судами Нижегородской
области ходатайств о продлении и избрании меры
пресечния
3880
2016
2736
3493
2015
2802
0
500
1000
1500
2000
Продление
2500
Избрание
3000
3500
4000
4500

Решения принимаемые судами первой инстанции
3804
Продление меры пресечения
3880
2201
Избрание меры пресечения
2736
0
500
1000
Удовлетворено
1500
2000
2500
Рассмотрено
3000
3500
4000
4500

2015 г.
2016 г.
900
1200
851
800
977
1000
717
700
600
800
700
500
600
400
300
400
200
200
107
100
68
65
40
26
0
63
34
37
0
Избрание меры пресечения в виде
заключения под стражу.
Рассмотрено
Продление меры пресечения в виде
заключения под стражу
Изменено
Отменено
Избрание меры пресечения в виде Продление меры пресечения в виде
заключения под стражу.
заключения под стражу
Рассмотрено
Изменено
Отменено

Основания отмены решений судов первой инстанции.
2016 г.
15
При разрешении вопроса о продлении
подсудимому срока содержания под
стражей в порядке ст. 255 УПК РФ не
исследованы доказательства
обоснованности подозрения лица в
совершении преступления, не дана
оценка обоснованности подозрения, не
исследованы материалы
34
Нарушение УПК, препятствующее
вынесению нового судебного решения
судом апелляционной инстанции

10. Судебный контроль в порядке гл.16 УПК РФ

11. Проведённый правовой мониторинг судебных решений, вынесенных в порядке гл. 16 УПК РФ показывает, что судьи первой инстанции

недостаточно представляют себе пределы судебного
контроля, осуществляемого в ходе досудебного производства. Одной из
основных проблем является определение предмета судебного
обжалования, поскольку основные ошибки, допускаемые судьями при
рассмотрении жалоб, поданных в порядке статьи 125 УПК, сводятся в
основном к неправильному определению предмета судебного
разбирательства.

Ошибки, допускаемые судами первой инстанции при рассмотрении
жалоб в порядке ст.125 УПК РФ.
400
342
350
300
263
250
200
150
181
140
126
96
100
50
35
27
0
2015 год
2016 год
Общее количество
Ошибки, допускаемые при предварительной подготовке материалов к судебному разбирательству
Ошибки, связанные с вынесением постановлений по итогам рассмотрения жалобы
Ошибки, связанные с несоблюдением процессуального порядка рассмотрения жалобы

100%
90%
80%
263
342
59
67
204
275
2015 год
2016 год
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Общее количество
Устранимые, повлекшие принятие нового решения, в том числе прекращение производства, возврат жалобы
Неустранимые, повлекшие отмену на новое судебное разбирательство

400
342
350
300
263
250
200
164
150
121
114
100
76
64
63
50
3
0
0
2015
Общее количество
2016
Полиция
Следственный комитет
Прокуратура
Иные лица

Предмет обжалования. 2015 г.
Предмет обжалования. 2016 г.
49; 19%
84; 24%
108; 32%
95; 36%
5; 2%
23; 9%
5; 1%
33; 10%
91; 34%
112; 33%
Решения, связанные с возбуждением и прекращением процедуры
уголовного судопроизводства (возбуждение уголовного дела, отказ в
его возбуждении, прекращение уголовного преследования)
Решения, связанные с возбуждением и прекращением процедуры
уголовного судопроизводства (возбуждение уголовного дела, отказ в его
возбуждении, прекращение уголовного преследования)
Бездействие при производстве предварительного расследования
(неуведомление о принятом решение, нерассмотрение заявления,
отказ в проведении проверочных мероприятий)
Бездействие при производстве предварительного расследования
(неуведомление о принятом решение, нерассмотрение заявления, отказ в
проведении проверочных мероприятий)
Решения, действия (бездействие), связанные с расследованием
уголовного дела и собиранием доказательств (неознакомление с
вынесенным процессуальным решением, проведение следственных
действий, признание доказательств недопустимыми)
Решения, действия (бездействие), связанные с расследованием уголовного
дела и собиранием доказательств (неознакомление с вынесенным
процессуальным решением, проведение следственных действий,
признание доказательств недопустимыми)

Субъекты обжалования. 2015 г.
Субъекты обжалования. 2016 г.
41; 12%
17; 13%
30; 24%
99; 29%
50; 15%
15; 12%
52; 41%
12; 10%
69; 20%
56; 16%
27; 8%
заявитель-осужденный
заявитель-обвиняемый
заявитель-осужденный
заявитель-обвиняемый
заявитель-подозреваемый
заявитель-потерпевший
заявитель-подозреваемый
заявитель-потерпевший
Представитель/адвокат
Не определен
Представитель/адвокат

Основания отмены 2015 г.
0; 0%
неправильный вывод судьи
об отсутствии (наличии)
предмета рассмотрения
неправильный вывод судьи
об отсутствии (наличии)
предмета рассмотрения
ненадлежащее извещение
участников уголовного
судопроизводства
ненадлежащее извещение
участников уголовного
судопроизводства
принятие жалобы
незаконным составом суда
43; 22%
Основания отмены 2016 г.
принятие жалобы
незаконным составом суда
45; 15%
69; 35%
118; 40%
53; 18%
23; 11%
14; 7%
49; 25%
ненадлежащее обеспечение
права заявителя жалобы,
иных участников уголовного
судопроизводства на
участие в судебном
заседании
несоответствие выводов
суда фактическим
обстоятельствам дела
рассмотрение жалобы не в
полном объеме (отсутствие
анализа фактических
обстоятельств и правовой
оценки)
32; 11%
11; 4%37; 12%
ненадлежащее обеспечение
права заявителя жалобы,
иных участников уголовного
судопроизводства на участие
в судебном заседании
несоответствие выводов
суда фактическим
обстоятельствам дела
рассмотрение жалобы не в
полном объеме (отсутствие
анализа фактических
обстоятельств и правовой
оценки)

2015 год.
2016 год.
25; 9%
39; 11%
61; 23%
91; 27%
13; 5%
37; 11%
6; 2%
25; 10%
137; 40%
133; 51%
4; 1%
34; 10%
Жалоба удовлетворена
Жалоба удовлетворена
Отказано в удовлетворении жалобы
Отказано в удовлетворении жалобы
Производство прекращено
Производство прекращено
Направлена по подсудности
Направлена по подсудности
Возвращена для устранения недостатков
Возвращена для устранения недостатков
Отказано в принятии
Отказано в принятии

19. Жалоба, подаваемая в порядке ст. 125 УПК РФ, должна содержать указание:

- НА ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ЗАЯВИТЕЛЯ НА МОМЕНТ ПОДАЧИ
ЖАЛОБЫ,
ИЛИ
НА
ФАКТИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
ЛИЦА,
КАК
НУЖДАЮЩЕГОСЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРАВА;
- НА МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ЗАЯВИТЕЛЯ (МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА,
ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ) НА МОМЕНТ
ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ;
- НА РЕШЕНИЕ, ДЕЙСТВИЕ (БЕЗДЕЙСТВИЕ), КОТОРОЕ СПОСОБНО
ПРИЧИНИТЬ УЩЕРБ КОНСТИТУЦИОННЫМ ПРАВАМ И СВОБОДАМ
ЗАЯВИТЕЛЯ И (ИЛИ) ЗАТРАГИВАЕТ ЕГО ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ;
НА
РЕШЕНИЕ
(ОТКАЗ)
ПРОКУРОРА
ИЛИ
РУКОВОДИТЕЛЯ
СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА, ПРИНЯТОЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЩЕНИЯ
ЗАЯВИТЕЛЯ В ПОРЯДКЕ СТ. 124 УПК РФ;
- МЕСТО ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ НА
МОМЕНТ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ;
- ПОДПИСЬ ЗАЯВИТЕЛЯ ИЛИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЛИЦА С
ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ДЛЯ ПОСЛЕДНЕГО СООТВЕТСТВУЮЩИМ ДОКУМЕНТОМ.

В случае, если жалоба не содержит необходимых сведений, что
препятствует её рассмотрению, жалоба подлежит возвращению заявителю для
устранения недостатков с указанием в постановлении причин принятия
решения и разъяснением права вновь обратиться в суд.
Кроме того, следует, исходя из процессуальной аналогии требований,
предъявляемым к заявлениям частного обвинения, апелляционным жалобам,
законодательно закрепить срок для устранения недостатков жалобы, установив
его в 7 суток с момента получения постановления суда.

21. Реализация совокупности выше указанных предложений позволит:

- повысить эффективность судебного контроля, реализуемого в рамках ст. 125 УПК
РФ;
- освободить суды от несвойственной им работы;
- сократить количество беспредметных обращений;
- правильно оценивать суду результаты рассмотрения обращений заявителей
должностными лицами органов уголовного преследования;
- однозначно определять суду наличие или отсутствие предмета обжалования;
- избежать рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц
органов уголовного преследования, не опосредованные предметом судебного
контроля;
- исключить подачу тождественных жалоб с нарушением условий территориальной
подсудности их рассмотрения;
- запретить обращение с жалобами в течении неразумного срока.

1. Понятие, Сущность и пределы судебного контроля в Уголовном праве

2. Понятие

ПОНЯТИЕ
судебный контроль определяется как система
предусмотренных уголовно-процессуальным
законодательством средств, призванных обеспечить
реализацию судом конституционных функций
судебной власти, что в конечном итоге должно
исключить незаконное и необоснованное
ограничение прав личности в уголовном процессе,
обеспечить восстановление этих прав в случае их
нарушения, а также компенсировать их средствами
права.

3. Понятие

ПОНЯТИЕ
Внедрение в уголовный процесс судебного
контроля, несомненно, способствует повышению
эффективности не только расследования
уголовных дел, но и своевременному выявлению и
устранению следственных ошибок.
До 2010 года единственным органом,
осуществляющим надзор за деятельностью органов
следствия были органы прокуратуры.

4. Сущность

СУЩНОСТЬ
1.
основными направлениями судебного контроля на этапе
предварительного расследования являются контроль за законностью и
обоснованностью применения мер процессуального принуждения,
производства следственных действий, а также иных процессуальных
действий и решений следователя (рассмотрение жалоб на его действия
(бездействие).
2.
В ходе судебно-правовой реформы, с переходом к состязательному
процессу появилось необходимость в судебном контроле за обеспечением
соблюдения конституционных прав и свобод граждан, вовлеченных в
сферу уголовного преследования. В этой связи отдельные полномочия
прокурора были изъяты и переданы суду. Данное обстоятельство
объясняется тем, что прокурор как сторона обвинения в состязательном
процессе уже не мог должным образом выполнять арбитральную
функцию. Даже сегодняшнее положение органов прокуратуры
Кыргызской Республики выглядит абсурдным, так как на него по сей день,
возложены противоречащие друг другу функции – обвинения и надзора

5. Пределы

ПРЕДЕЛЫ
Однако судебная реформа осуществляется постепенно и поэтапно.
Согласно ч. 2 ст. 32 УПК КР только суд в ходе досудебного
производства правомочен принимать решения:
об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу,
домашнего ареста;
о продлении сроков содержания под стражей и домашнего ареста;
о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося
под стражей, в медицинский или психиатрический стационар
для производства соответственно судебно-медицинской или
судебно-психиатрической экспертизы;
о применении мер по обеспечению безопасности в отношении
свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного
судопроизводства;

6. Пределы

ПРЕДЕЛЫ
о прослушивании и записи телефонных и иных переговоров;
о получении информации о соединениях между абонентами и
(или) абонентскими устройствами;
о производстве обыска, выемки, осмотра, проникновении
представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в
собственности или ином праве;
о законности и обоснованности задержания подозреваемого
(обвиняемого), производства обыска, выемки, осмотра,
проникновения представителей власти в жилище и иные объекты,
находящиеся в собственности или ином праве.
Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать
жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора,
следователя и органа дознания в случаях и порядке, которые
предусмотрены ст. 131 УПК КР

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Понятие, Сущность и пределы судебного контроля в Уголовном праве. Презентация на заданную тему содержит 7 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500

Понятие судебный контроль определяется как система предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств, призванных обеспечить реализацию судом конституционных функций судебной власти, что в конечном итоге должно исключить незаконное и необоснованное ограничение прав личности в уголовном процессе, обеспечить восстановление этих прав в случае их нарушения, а также компенсировать их средствами права.

Понятие Внедрение в уголовный процесс судебного контроля, несомненно, способствует повышению эффективности не только расследования уголовных дел, но и своевременному выявлению и устранению следственных ошибок. До 2010 года единственным органом, осуществляющим надзор за деятельностью органов следствия были органы прокуратуры.

Сущность основными направлениями судебного контроля на этапе предварительного расследования являются контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, производства следственных действий, а также иных процессуальных действий и решений следователя (рассмотрение жалоб на его действия (бездействие). В ходе судебно-правовой реформы, с переходом к состязательному процессу появилось необходимость в судебном контроле за обеспечением соблюдения конституционных прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу уголовного преследования. В этой связи отдельные полномочия прокурора были изъяты и переданы суду. Данное обстоятельство объясняется тем, что прокурор как сторона обвинения в состязательном процессе уже не мог должным образом выполнять арбитральную функцию. Даже сегодняшнее положение органов прокуратуры Кыргызской Республики выглядит абсурдным, так как на него по сей день, возложены противоречащие друг другу функции – обвинения и надзора

Пределы Однако судебная реформа осуществляется постепенно и поэтапно. Согласно ч. 2 ст. 32 УПК КР только суд в ходе досудебного производства правомочен принимать решения: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; о продлении сроков содержания под стражей и домашнего ареста; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о применении мер по обеспечению безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства;

Пределы о прослушивании и записи телефонных и иных переговоров; о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; о производстве обыска, выемки, осмотра, проникновении представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве; о законности и обоснованности задержания подозреваемого (обвиняемого), производства обыска, выемки, осмотра, проникновения представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве. Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя и органа дознания в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 131 УПК КР

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Модели судебного контроля за предварительным расследованием. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Модели судебного контроля за предварительным расследованием Стекольников Дмитрий Вадимович, аспирант ВШЭ

Понятие и цели судебного контроля Судебный контроль – функция суда по проверке законности правоприменительных решений участников уголовного судопроизводства и восстановлению прав частных лиц, нарушенных действиями публичных органов. Цели: Идеологическая – обеспечение права на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) и состязательности предварительного расследования (ч.3 ст. 123 Конституции РФ) Прагматическая – механизм отмены и недопущения исполнения незаконных правоприменительных актов

Формы судебного контроля Внешняя (процессуальная) форма – порядок производства контрольной деятельности суда (см.: пред. слайд). Внутренняя (организационная) форма – элементы, присущие судебному контролю как правовому феномену, вне зависимости от вида контроля. Элементы: Звено в судебной системе, осуществляющее контроль; Процессуальный статус лица, осуществляющего контроль; Пределы реализации контрольных полномочий судом; Механизмы обеспечения независимости лица, осуществляющего контроль; Метод распределения дел между судьями; Предмет доказывания в рамках судебного контроля.

Французский правопорядок Почему Франция? концептуальные основы разграничения процессуальных функций, категории «предварительное следствие», «дознание» были разработаны и диверсифицированы именно во Франции; исторически французские институты уголовного судопроизводства являлись предметом рецепции в дореволюционное законодательство; формализм уголовного процесса, централизация правового регулирования уголовно-процессуальных отношений.

Организация предварительного расследования во Франции Специфика французского правопорядка: 1. Судебный характер предварительного следствия: Лицу, осуществляющему предварительное следствие предоставляются судейские гарантии независимости, несменяемости и неприкосновенности. 2. Профильность судебного предварительного следствия: Предварительное следствие осуществляется специальным должностным лицом судебного ведомства – следственным судьёй; Это позволяет разгрузить судейский корпус, т.к. следственные действия и меры процессуального принуждения осуществляются следственным судьёй; Структурная независимость следственного судьи от оперативных подразделений.

Организация предварительного расследования во Франции 3. Инстанционность предварительного следствия: Оперативный контроль за деятельностью следственного судьи; Разграничение полномочий в рамках предварительного следствия. 4. Специальность подведомственности избрания меры пресечения: Обеспечение беспристрастности избрания меры пресечения.

Организационная форма судебного контроля в России Переменная: звено судебной системы; Реализация: районный суд общей юрисдикции; Проблема: более 60 % судейского времени уходит на реализацию контрольных мероприятий, в связи с чем возрастает риск волокиты при рассмотрении дел по существу. Переменная: пределы реализации контрольных полномочий; Реализация: судья не может предрешать вопросы, которые могут быть включены в предмет судебного разбирательства; Проблема: - не подлежат обжалованию отказ следователя или дознавателя о производстве отдельных процессуальных действий; - сторона защиты не имеет существенных возможностей в процессе доказывания на досудебной стадии

Организационная форма судебного контроля в России Переменная: механизмы обеспечения независимости лица, осуществляющего контроль; Реализация: специальные механизмы отвода судьи отсутствуют. Последствия: совпадения в одном лице судьи, осуществляющего судебный контроль и судьи, рассматривающего дело по существу

Следственный судья Украины Три вида реализации юрисдикционных функций следственного судьи: судебный контроль за применением мер обеспечения уголовного производства (раздел II УПК Украины). судебный контроль за производством следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности (ст. 233, 234 - 236, ч. 5 ст. 240, ст. 242 - 244, 245 УПК Украины). судебный контроль, связанный с разрешением жалоб заинтересованных лиц на процессуальные действия и решения следственных органов и прокурора (глава 26 УПК Украины).

Следственный судья Украины УПК Украины исключил проблему внутренней предрешённости вывода о виновности подозреваемого (обвиняемого) Следственный судья Украины в силу закона обязан оценить доказанность инкриминируемого подозрения и причастность к нему фигуранта, в отношении которого решается вопрос о применении мер обеспечения уголовного производства (ч. 2 ст. 177, п. 1 ч. 1 ст. 178, п. 2 ч. 1 ст. 196 УПК Украины)

Следственный судья Украины Регулирование в России: абз. 4 п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ При проверке законности и обоснованности решений и действий… судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.

Следственный судья Украины Решение следственного судьи Украины не имеют преюдициального значения Выраженные в постановлении следственного судьи выводы относительно любых обстоятельств, которые касаются подозрения, обвинения не имеют преюдициального значения для суда во время судебного разбирательства или для следователя или прокурора во время этого или другого уголовного производств (ст. 198 УПК Украины).

Следственный судья Украины При применении меры пресечения в виде заключения под стражу, следственный судья обязан установить размер залога Разрешая ходатайство следственных органов и прокурора о применении указанной меры, следственный судья, одновременно обязан определить размер залога, достаточный для обеспечения выполнения подозреваемым обязанностей, предусмотренных законом (ч. 3 ст. 183 УПК Украины)

Ситуация с отводами Отвод следователя (дознавателя) в России (ст. 67 УПК РФ) Решение об отводе следователя принимает руководитель следственного органа, а решение об отводе начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя принимает прокурор. Отвод следователя (дознавателя) в Украине (ч. 2 ст. 89 УПК) Решение об отводе на досудебных стадиях принимает следственный судья.

Украина Следственный судья Украины рассматривает жалобы на отказ в удовлетворении ходатайства о производстве следственных действий и приобщении доказательств со стороны защиты (ч. 6 ст. 244 УПК Украины) Россия Не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 … отказ следователя и дознавателя в проведении процессуальных действий по собиранию и проверке доказательств, о приобщении доказательств, постановления следователя, дознавателя о привлечении лица в качестве обвиняемого, о назначении экспертизы

Организация следственных судей (судоустройство и статус) В концепции СПЧ: В составе судов среднего звена создание отдельного структурного подразделения для следственных судей; В качестве контроля за действиями и решениями следственных судей в составе судов среднего звена учреждения следственной палаты (апелляционной инстанции); Регулярная ротация кадров через каждые 3-5 лет.

Организация следственных судей (судоустройство и статус) Вопросы: Каким образом будет решаться вопрос обеспечения доступности правосудия в территориально крупных регионах? Как именно будет формироваться апелляционный состав следственных судей? Как образом такого рода частая ротация согласуется в единством судейского статуса?

Позиция «ЗА» (Т.Г. Морщакова, А.В. Смирнов, Н.Н. Ковтун и т.д.) Позиция «ЗА» (Т.Г. Морщакова, А.В. Смирнов, Н.Н. Ковтун и т.д.)

Компромиссная модель организации Вариант: создание в системе судов общей юрисдикции два специализированных звена следственных судей Уровень субъекта Районный уровень

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Надзор за законностью судебных решений. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Сущность прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в обеспечении законности при судебном разбирательстве дел, принятии мер к своевременной отмене в установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений. Сущность прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в обеспечении законности при судебном разбирательстве дел, принятии мер к своевременной отмене в установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений. Задачи: обеспечение законности приговоров, решений, определений, постановлений; обеспечение в процессе судопроизводства законных прав потерпевших, подсудимых и др. участников; обеспечение участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом; своевременное назначение государственного обвинителя; защита конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений прокурор вправе : 1) участвовать в распорядительном заседании суда, в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключения по гражданским делам; 2) в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда (судьи); 3) направлять в суд представления о пересмотре решений, определений, постановлений по гражданским делам и заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам; 4) в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста; 5) отзывать принесенный им протест на решение, приговор, определение или постановление суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей); 6) проверять законность исполнения решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.

Основными актами прокурорского надзора, способствующими устранению нарушений закона при рассмотрении судом уголовных дел является: 1. Возражение – если нарушение допускают судьи или иные участники процесса, то прокурор, участвуя в процессе, обязан сделать суду заявление об устранении допущенного нарушения. 2. Ходатайство – просьба, обращённая к органу, ведущему уголовный процесс. Прокурор заявляет ходатайства как по вопросу собирания и исследования доказательств, так и по любым другим процессуальным вопросам. 3. Заключение – присуще только прокурору, так как участники судебного разбирательства высказывают мнения, а прокурор обязан дать заключение, т.к. он исполняет от имени государства надзор за исполнением закона. Заключение заносится в протокол судебного заседания. Помимо заключения прокурора, которое дается в судебном заседании по существу дела, есть также заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Протест – акт надзора, посредством которого прокурор добивается устранения нарушений закона, допущенного судом при рассмотрении дела и вынесшего незаконный приговор или решение. 4. Протест – акт надзора, посредством которого прокурор добивается устранения нарушений закона, допущенного судом при рассмотрении дела и вынесшего незаконный приговор или решение. - частный протест – протест прокурора на определение суда первой инстанции и постановление судьи, не вступившее в законную силу; - кассационный протест – протест прокурора (государственного обвинителя) об отмене или изменении приговора (решения), не вступившее в законную силу; К протестам предъявляются требования конкретности и аргументации в соответствии с материалами уголовного дела. - протест в порядке надзора – протест управомоченных лиц об отмене или изменении приговора (решения) вступившего в законную силу. 5. Представление – акт прокурорского реагирования на все выявленные нарушения закона при рассмотрении дела в суде.

Надзор за законностью не вступивших в законную силу решений суда Решения, приговоры, определения, постановления судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть в установленные законом сроки опротестованы прокурором и обжалованы участниками судебного разбирательства, указанными в этих нормах. Прокурор обязан в течение кассационного срока (по хозяйственным делам - апелляционного срока) проверить все дела, рассмотренные судом, и опротестовать судебные решения, которые не соответствуют или противоречат закону. По уголовным делам право принесения кассационных протестов принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела. (Срок - в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора).

Аналогично решается вопрос в гражданском судопроизводств. ( Срок - в течение 10 дней со дня вынесения решения) Аналогично решается вопрос в гражданском судопроизводств. ( Срок - в течение 10 дней со дня вынесения решения) Прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести апелляционный протест на решение не вступившее в законную силу решение суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции в целях защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, и их согласия на принесение протеста. Т.е. прокуроры, их заместители не принимавшие участие в рассмотрении экономического дела судом, не вправе приносить апелляционные протесты. (Срок - не позднее 15 дней со дня вынесения определения ) Что касается дел об административных правонарушениях, то протесты вправе приносить прокурорские работники, участвовавшие в рассмотрении дела об административном правонарушении, а также прокуроры и их заместители, независимо от того, участвовали ли они в данном деле. ( Срок – в течении 10 суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления, за исключением протеста на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, который может быть принесен в течение пяти суток)

Надзор за законностью исполнения судебных решений ( по гражданским делам) Прокурор, как и другие лица, возбуждает исполнительное производство путем предъявления исполнительного документа по взысканию. Право прокурора на возбуждение исполнительного производства распространяется на все дела, в которых взыскателем является государство. В интересах взыскателей граждан и юридических лиц прокурор возбуждает исполнительное производство, если они лишены возможности самостоятельно защищать свои интересы . Кроме того, прокурор в исполнительном производстве, осуществляя надзор, вправе принести протест на действия судебного исполнителя в интересах сторон и возбудить процесс по проверке правомерности его действий. Определение суда по вопросу о действиях судебного исполнителя тоже может быть обжаловано или опротестовано.

Надзор за законностью судебных решений Прокуроры осуществляют надзор за законностью судебных решений, вынесенных общими и экономическими судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных экономическими судами апелляционной инстанции. Объектом надзора является то, на что он направлен. Исходя из этого, объектом прокурорского надзора в этой отрасли являются: законность и обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений; 2) исполнение законов участниками судебного заседания при рассмотрении судами гражданских, экономических и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Проверка прокурором решений суда, вступивших в законную силу На судебное постановление экономического суда первой инстанции, вступившее в законную силу, прокурор, участвующий в деле, вправе принести кассационный протест. В надзорном порядке могут быть пересмотрены решения, приговоры, определения, постановления как не пересматривавшиеся в кассационном порядке (по экономическим делам – в апелляционном порядке), так и проверенные кассационной (апелляционной) инстанцией. Прокурор проверяет законность и обоснованность решений судов, вступивших в законную силу. Если прокурор устанавливает, что решение, приговор, определение, постановление суда не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора, а по экономическим делам и в кассационном порядке.

Приостановление исполнения решений суда Исполнение судебного постановления может быть приостановлено до окончания производства по пересмотру дела в порядке надзора, которое немедленно направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, а также по месту исполнения этого судебного постановления. Приостановление исполнения судебного постановления может быть отменено должностными лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, до окончания пересмотра дела в порядке надзора. Об отмене приостановления исполнения судебного постановления выносится постановление. Постановление о приостановлении исполнения судебного постановления утрачивает силу после окончания надзорного производства и оставления без изменения судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, первой, апелляционной, кассационной или нижестоящей надзорной инстанций.

Надзорный протест прокурора Надзорное производство - это стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные на то уголовно-процессуальным законом должностные лица суда и прокуратуры при наличии оснований опротестовывают вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, а также определения и постановления кассационной и надзорной инстанций, а надлежащие надзорные инстанции проверяют их законность и обоснованность и принимают по результатам проверки предусмотренные законом решения. Надзорное производство является исключительной стадией уголовного процесса. Исключительность этой стадии определяется двумя признаками: 1) она возможна только по делу, по которому судебное решение вступило в законную силу. 2) надзорное производство может быть осуществлено только по протестам управомоченных на то уголовно- процессуальным законом должностных лиц суда и прокуратуры.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА О ПЕРЕСМОТРЕ (ВОЗОБНОВЛЕНИИ) ДЕЛ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ Согласно ст. 452 ГПК основаниями для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложные заключение эксперта или вывод специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления; 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления; 4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного государственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.

Организация работы по надзору за законностью судебных решений в различных звеньях прокуратуры Прокурорский надзор распространяется на все виды исправительных учреждений: 1. Исправительные колонии: · колонии-поселения; · колонии общего режима, усиленного, строгого, особого режима. 2. Воспитательные колонии; 3. Тюрьмы; 4. Лечебно-исправительные учреждения. Предмет надзора за исполнением законов в местах лишения свободы – соблюдение режима, установленного в исправительном учреждении, надзор и контроль за осужденными со стороны администрации, проверка законности и обоснованности приказов, инструкций и других правовых актов, издаваемых администрацией мест лишения свободы, соблюдение законности о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений осужденных.

ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА 1. Надзор за тем, чтобы в местах лишения свободы содержались лица только на законных основаниях; 2. Прокурорский надзор – гарантия охраны прав лиц, лишённых свободы; 3. Задачи, предмет, полномочия имеют ярко выраженный предупредительный характер; 4. В отличие от общего надзора, тут проверки осуществляются систематически; 5. Нарушения законодательства устраняется сразу же после их обнаружения; 6. Прокурор, используя своё право на принесение протестов, сначала приостанавливает акты, противоречащие закону, а потом опротестовывает их. Особенности полномочий прокурора по осуществлению надзора в местах заключения: 1. властно-распорядительный характер; 2. полномочия рассчитаны на применение их при личном ознакомлении с деятельностью администрации ИУ; 3. направлены на немедленное устранение нарушений закона; 4. постановления и предложения прокурора подлежат обязательному исполнению.

Предмет надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера можно разделить на 3 части: Предмет надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера можно разделить на 3 части: 1. законность содержания лиц в местах лишения и ограничения свободы: - наличие вынесенного законного приговора, определения суда; - наличие санкционированного прокурором постановления о заключении под стражу; - наличие постановления суда о принудительном лечении; - соблюдение сроков содержания; - законность освобождения.

2. соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания: 2. соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания: - законность действий администрации исправительного учреждения и её актов; действий осужденных, заключённых под стражу; - соблюдение режима отбывания наказания: · изоляция осужденных; · постоянный надзор за ними; · раздельное содержание определённых категорий осужденных; · точное и неуклонное соблюдение осужденными своих обязанностей. 3. соблюдение администрацией ИУ закона об условиях содержания осужденных; соблюдение прав осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: