Судебные ораторы античности список

Обновлено: 18.04.2024

Судебное публичное говорение - один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна, народ вносят в него изменения, обоснованные потребностями общественной жизни [24] .

Судебное красноречие в Древней Греции

Местом рождения судебного красноречия была Древняя Греция. В период расцвета Древней Греции, когда развилась государственность, когда усилилось влияние демократической группировки и оживилась деятельность народных масс в жизни развитых греческих полисов, умение говорить убедительно, искусство публичной речи стало жизненно необходимым. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои взгляды и интересы в Народном собрании или суде. И политическая судьба многих граждан Афин во многом зависела от умения говорить публично.

Практическими потребностями было обосновано и появление теории красноречия. В IV в. до н.э. Аристотелем была написана «Риторика», в которой он обобщил теоретические основы ораторского искусства. Знаменитых ораторов одаряли почестями. Умению владеть словом хотели учиться, за учебу дорого платили. Обучение риторике было высшей ступенью античного образования.

Практическое применение ораторское искусство получило в Сицилии. Там уже наметились его основные виды: политическое и судебное, распространившееся затем в Афинах в V в. до н.э. - период общественного расцвета, роста культуры.

Особенно распространенным жанром ораторского искусства были судебные речи. Судиться в Афинах было делом нелегким: института прокуроров не было, обвинителем мог выступать любой афинянин. Не было на суде и защитников. Знаменитые же законы Солона предусматривали, что каждый афинянин должен лично защищать свои интересы в суде. Не все афиняне обладали даром слова, не все умели хорошо говорить, вести спор, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. Поэтому тяжущимся приходилось обращаться за помощью к логографам - людям, которые обладали ораторским талантом и составляли за плату тексты защитительных речей. Обвиняемый заучивал речь наизусть и в суде произносил ее от своего имени. На первом месте в речи стояло не убеждение в своей невиновности, а воздействие на чувства, стремление разжалобить судей, привлечь их на свою сторону.

Форма речи и искусство выступавшего играли не меньшую роль, чем содержание. Поэтому каждая судебная речь должна была начинаться вступлением, излагающим суть данного дела, для того чтобы заранее повлиять на судей. За вступлением шел рассказ о событиях, связанных с делом. Главная цель рассказа - заставить судей поверить в правдивость выступающего. В этой части использовались художественные элементы речи. Далее следовало доказательство. Заканчивалась речь эпилогом, который должен был вызвать сочувствие к обвиняемому и произвести особенно сильное воздействие. В соответствии с этим заключение было патетичным.

Суд в Афинах являлся общественной трибуной, на которой нередко сталкивались различные политические убеждения, и оратору было необходимо обладать знаниями и умением убеждать людей. Это умение Платон называл «искусством гигантов мудрости».

Первые теоретики судебного красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах.

Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.) представлял софистское направление в ораторском искусстве (греч. sophistes - искусник, мудрец). Софисты были прекрасными ораторами, владели законами логики, искусством спора, умели воздействовать на слушателей. Но их ораторское мастерство носило чисто формальный, показной характер. Считая, что понятие и сама истина относительны, софисты понимали цель ораторского искусства не как выяснение истины, а как убеждение слушателей в чем-либо во что бы то ни стало и выражали мнение, что любое положение можно доказать и опровергнуть.

Горгий обучал юношей из богатых семей практическому красноречию, умению логично мыслить и публично говорить. Слово, считал Горгий, есть великий властелин, так как оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить. Но чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Искусные речи Горгия, игравшие роль политических памфлетов, призывавшие к борьбе против тиранов, привлекали внимание и прославили его имя. Речи Горгия изобиловали метафорами, сравнениями, антитезами, предложениями с одинаковыми окончаниями. Разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, симметрично построенные фразы с рифмой в конце известны как горгиевы фигуры. Известен был Горгий и как логограф.

Популярным логографом был Лисий (ок. 435-380 до н.э.), выдающийся судебный оратор, написавший более 200 речей. Его знаменитая речь против Эратосфена направлена против одного из «30 тиранов».

Однако Лисий еще не выработал сложной техники доказательств, мало пользовался логическими доводами; главное внимание он уделял убедительному изложению обстоятельств дела, образному рассказу. Перед нами предстают картины повседневной жизни афинянина, описания его жилища. Мы видим мошенников, не соблюдающих законов, и хлебных спекулянтов, и пенсионера-инвалида, которого по доносу хотят лишить пенсии; слышим сурового и простодушного Евфилета, говорящего об убийстве Эратосфена.

Древние критики отмечали умение Лисия создавать портреты, отражать характеры, психологию и стиль клиентов. Речи Лисия продуманы были от начала до конца: естественное вступление, образное повествование, отсутствие ложного пафоса, умеренность в использовании изобразительных средств (в основном - сравнения, повторы), краткость, строгий вывод. Лисий заложил основы композиции судебной речи.

Представителем пышного, торжественного красноречия был Исократ (436-338 до н.э.), ученик Горгия. Обладая слабым голосом, он сам не выступал публично, а писал тексты судебных речей и обучал молодежь ораторскому искусству. В речи «Против софистов» Исократ доказывал, что нельзя смешивать истинную риторику, философию с ухищрениями софистов. Оратор, считал Исократ, должен обладать талантом, быть образованным человеком и кропотливо работать над составлением речей. Большое значение придавал он отделке языка, выбору слов; советовал избегать резких и трудных сочетаний звуков, резкого перехода от одного сюжета к другому. Исократ явился создателем «периодической речи». Он впервые стал писать большими периодами, легкими по конструкции.

В ораторской школе, которую открыл Исократ, была разработана композиция ораторского произведения. В нее входили: 1) введение, цель которого - привлечь внимание и вызвать благожелательность слушателей; 2) убедительное изложение предмета выступления; 3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

Знаменитым греческим оратором был Демосфен (384-322 до н.э.), который точностью выражения мысли, ее обоснованностью, великолепием и пышностью слога превзошел всех, кто соперничал с ним в судах.

Сам Демосфен говорил, что его ораторские способности - всего лишь некоторый навык. Все его речи отражают его настойчивый характер. Еще в детстве, услышав судебную речь Каллистрата, он был поражен силой слова, которое, как он ясно понял, способно пленять и покорять слушателей. С тех пор он стал усердно упражняться в произнесении речей, надеясь со временем сделаться настоящим оратором. У него был слабый голос, плохая дикция, прерывистое дыхание, нервное подергивание плеча. Но ежедневные напряженные занятия и упражнения помогли укрепить голос, отработать дыхание и дикцию, преодолеть подергивание плеча, приобрести соответствующие манеры.

Предметом своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов эллинов и никогда не менял своих убеждений. Все его речи, например, «О венке», «Против Аристогитона», «За освобождение от повинностей», пронизаны мыслью, что все нравственно прекрасное заслуживает уважения.

Особенно хороша речь «О венке» («За Ктесифонта»). Демосфен выступил инициатором усовершенствования городских укреплений и вложил в это немало личных средств. Ктесифонт внес в Совет 500 предложение наградить Демосфена золотым венком, однако из-за протеста македонской партии награждение было отложено. Когда Александр Македонский одержал победу над Грецией, македонская партия начала процесс против Ктесифонта. По существу же это был процесс против Демосфена, вступившего в состязание с вождем македонской партии Эсхином.

Своеобразна композиция этой речи: оратор начинает и заканчивает ее обращением к богам. Главной частью является изложение существа дела, ясное по форме, полное динамики и экспрессии. Здесь рассуждение перемежается с повествованием. В речи большое количество изобразительных приемов: великолепная градация, метафоры, «вопрошания», риторические вопросы. Манера произнесения речей была очень бурной, оратор всегда стремился к максимальной внешней выразительности. Эратосфен утверждал, что во время произнесения речи Демосфена охватывало какое-то вакхическое неистовство. Особое значение придавал он интонационно-выразительным средствам. В результате упорного труда Демосфен овладел всеми лучшими качествами, которые были у других ораторов, хотя и все греческие ораторы мастерски владели правилами устной речи, законами логики, особенно рассуждений.


Слово – это великий властелин, который обладает совершенно незаметным телом, но способен творить чудеснейшие дела. С помощью правильно подобранного слова можно избавить человека от страха или нагнать печаль. Кроме того, подобное средство выражения помогает донести важную информацию до большинства людей. Этим пользовались различные умы древнего мира, которые назывались ораторами. В нашей статье мы поговорим о наиболее известных древнегреческих ораторах и их трудах, которые дошли до наших времен.

Кто такой оратор?

Прежде чем приступить к ознакомлению с основным материалом, давайте для начала разберемся с тем, кто такой оратор и чем он занимается. Если обратиться к словарю современного русского языка, то можно найти несколько определений данному термину, каждый из которых несет определенную долю истины. К примеру, ораторами сегодня называют людей, которые на профессиональном уровне изучают искусство красноречия.

Также многие современные писателями используют данный термин в своих произведениях, представляя читателю персонажей, которые обладают определенным даром речи. Если говорить вкратце, то оратор – это лицо, произносящее определенную речь. В следующих разделах вы найдете имена древнегреческих ораторов и их труды, которыми пользуется и современное поколение.

Сократ и Платон

Пожалуй, два самых известных оратора Древней Греции, труды и высказывания которых можно найти и сегодня. По мнению Платона, который считал себя больше ученым, нежели оратором, искусство красноречия основано на знаниях истины, а не на правильном построении предложений и использовании фразеологизмов. Лишь в том случае, если человек будет всесторонне развиваться, он сможет познать природу людских душ и начнет доносить до них слово.

Скульптура сократа.

Что касается Сократа, то наиболее известным произведением ученого считается диалог под названием "Федр", в котором известный философ рассуждал о смысле жизни с юношей по имени Федор. Автор придерживался теории о том, что прежде чем начать доносить до собеседника свое мнение, необходимо детального его изучить, как какой-нибудь предмет. После этого можно будет найти правильные рычаги, нажав на которые, вы будете внушать собеседнику доверие и уважение.

Риторика Аристотеля

Одним из самых известных древнегреческих ораторов является Аристотель. Его великие достижения были возведены в энциклопедии Античности, датированной 384 годом до нашей эры. Подобное произведение состоит из трех книг:

Портрет Аристотеля.

  1. В первой говорится и риторике, как одной из самых востребованных наук. Также в ней освещается три вида речей: судебная, эпидейктическая и совещательная и их предназначение.
  2. Вторая книга рассказывает о человеческих нравах и страстях, которые можно использовать в качестве доказательства собеседнику. То есть оратор должен воздействовать на человеческие эмоции, выражая чувства речью.
  3. Третья книга посвящена различными проблемам стилистики в построении речи. В ней говорится о способах выражения своих мыслей и правильном построении предложений.

Также стоит отметить, что риторика Аристотеля затрагивает отнюдь не только ораторское искусство. В ней также можно найти способы воздействия и манипуляции человеком с помощью речи, доказательств и заключений.

Горгий

Статуя Горгия.

В список древнегреческих ораторов также входит Горгий из Леонтины, внесший неоценимый вклад в развитие ораторского искусства и получивший признание среди многих людей в 485 году до нашей эры. Интересным фактом является то, что Горгий считается одним из первых ораторов, который обучил юношей из богатых семей логически мыслить и красиво говорить. "Специалист по мудрости" уделял главное внимание вопросом стиля.

Именно он ввел в речь такое понятие, как оксюморон – сочетание понятий, противоположных по смыслу. Современники Горгия называют себя софистами и продолжают развивать искусство красноречия, основанное на учениях оратора, и по сей день. К сожалению, каких-либо документов или записей Горгия на сегодняшний день не сохранилось, поэтому остается лишь придерживаться различных теорий и гипотез, по поводу того, какие именно науки изучал древний оратор.

Демосфен

Известный оратор Демосфен.

Древнегреческий оратор, а по совместительству учитель красноречия, который несколько лет обучался у Сократа и Платона. Речи Демосфена также называют "зеркалами характера", поскольку оратор был способен практически безошибочно распознать то, что таится в душе собеседника и подобрать нужные слова, которые бы он хотел услышать. Сам Демосфен не считал себя ритором и не любил украшать свои слова придуманными выражениями, которые бы не мог воспринять обычный человек.

Люди любили оратора за достаточно простые доводы и примеры, которые были пропитаны мудростью и благородством. Также довольно интересным фактом является то, что Демосфен обладал достаточно слабым голосом и коротким дыханием, поэтому на его лекциях всегда была полная тишина, дабы ученики могли услышать преподавателя. Кстати, возможно, в сканвордах вы находили вопрос: "Древнегреческий оратор, который заикался – 8 букв?" Если да, то ответом был именно Демосфен.

Перикл

Перикл с забралом.

Выступление древнегреческого оратора – это настоящее представление, в котором показывается мудрость и просвещенность одного человека. Однако подобное зрелище становится значительно интереснее, если оратор является по совместительству еще и политическим деятелем. Такой личностью был Перикл. Постоянное общение с разными людьми не могло не отразиться на характере и знаниях мастера красноречия.

С именем Перикла связан расцвет Афинской демократии, поэтому можно без зазрения совести утверждать, что именно этот человек внес неоценимый вклад в развитие того мира, который мы знаем сегодня. Благодаря Периклу и его ученикам, Древняя Греция в свое время достигла небывалого экономического прорыва и культурного развития. Именно этот оратор приказал начать строительство знаменитых построек: Пропилеи, Парфенон и так далее.

Фемистокл

Портрет Фемистокла.

Многие считают, что к древнегреческим ораторам не относится Фемистокл, поскольку он являлся полководцем и государственным деятелем, однако подобные доводы имеют малый вес. Еще в раннем детстве начинающий оратор, по отзывам сверстников, имел склонность к участию в общественной деятельности. Даже в часы досуга он с удовольствием занимался различными учебными занятиями и совершенствовался во всем.

Поэтому его учителя постоянно говорили, что из мальчика никогда не выйдет ничего посредственного, а нечто великое. Однако юноша никогда не рассчитывал на свои природные дарования и совершенствовал свои навыки. Со временем Фемистокл стал великим и прославленным оратором, который, помимо красноречия, также исследовал различные области науки, например философию. Большинство его трудов были утеряны, поскольку Фемистокл занимал руководящие должности в 493 году до нашей эры.

В десятку самых известных древнегреческих ораторов входит Исей из Халкиды, который практически всю жизнь занимался совершенствованием искусства красноречия. Также данная личность является автором нескольких судьбоносных речей, которые были написаны специально на заказ для судебных разбирательств. Сегодня по этим самым речам снимают художественные фильмы, а актеры строят на них свою известность.

Исей являлся наставником Демосфена, а сам учился у известного оратора Исократа. На сегодняшний день можно найти 11 судебных речей, которые пользуются огромной популярностью, поскольку в них изложено все весьма доступным языком. Исея считают намного мудрее своего наставника, однако так ли это на самом деле – судить не нам. Как бы то ни было, его речи стали источником вдохновения для многих людей, которые сейчас обрели популярность.

Исократ

Известный афинский оратор, который пользовался огромной популярностью в Древней Греции благодаря своим известным судебным и политическим речам. Происходил Исократ из зажиточной семьи, поэтому проблем с обучением молодого дарования у родителей никогда не возникало. В раннем детстве мальчик интересовался логикой, философией, правом и красноречием. Все эти науки очень сильно пригодились ему в жизни, поскольку уже в юношеском возрасте Исократ отрабатывал свои знания на публике.

Красивая скульптура Исократа.

Оратор всегда был уверен в том, что изложение выступления должно быть максимально убедительным. Для этого он использовал самые различные аргументы и веские доводы, в пользу собственного мнения. Как мастер красноречия, Исократ до сих пор считается одним из самых авторитетных личностей в истории этого мира. О популярности данной личности говорит огромное количество отрывков из его речей, которые можно без особой трудности найти на просторах интернета.

Сократ

Великий древнегреческий философ, который также стал родоначальником диалектики. Во втором разделе нашей статьи мы уже упоминали о нем, однако столь авторитетная личность заслуживает отдельного внимания, а не сравнения с другими известными ораторами. Сократ излагал свои учения преимущественно среди своих учеников, которыми являлись Платон и Ксенофонт. Больше всего он любил философию, однако ораторское искусство давалось ему с поразительной легкостью. Уже к двадцати годам он обрел такую мудрость, которой могли бы позавидовать многие старцы. Для всех последующих эпох данная личность стала воплощением идеала человека.

Видеоролик и заключение

Надеемся, наша статья помогла вам разобраться в том, что такое ораторское искусство, а также каких древних ученых можно причислить к титулу мастера красноречия. Если у вас до сих пор остались какие-то вопросы по данному поводу или вы просто хотите узнать больше интересной информации об ораторстве, то настоятельно рекомендуем к просмотру небольшой видеоролик, который представляет собой вырезку из телепередачи. В нем вы найдете много нового и интересного, а также научитесь немного лучше убеждать других людей.


Как видите, в Древней Греции существовало довольно много интересных личностей, которые являлись настоящими мастерами ораторства. Труды многих из них дошли и до наших дней, однако все-таки это лишь малая часть тех знаний, которые бы могли нам передать философы и ученые. Хотя если вы нашли эту статью в интернете и прочитали ее до конца, то вас уже следует похвалить, поскольку далеко не многие люди интересуются мудростью древнего мира, хотя именно в ней довольно часто находится истина и ответы на многие вопросы.

Ораторы Древней Греции и Рима
План.
Введение
Древнегреческая риторика
1.Софисты - учителя риторики
2.Демосфен, Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»
3.Аристотель и его риторика
Риторика Древнего Рима
1. Марк Антоний и Цицерон - об ораторском искусстве.
Заключение
Литература

Введение
Мы современные люди не задумываемся над искусством «звучащего» слова. Мы упрощаем разговорную речь до символов и знаков и, к сожалению, чтобы высказать свою мысль нам нужно подобрать слова. Косноязычная речь, путанность мысли приводит к тому, что люди не понимают друг друга.
Со школьной скамьи, изучая историю в школе, вспоминаем интересные уроки истории Древней Греции и Рима. В Древней Греции - Афины, как центр культуры, образования, музыки, ораторского искусства. Греция древняя и современная поражает красотой, теплом своей природы, уютом маленьких и больших городов. Наверное, поэтому здесь рождались темпераментные люди, умеющие красиво выражать мысли. Красиво выразить свою мысль – это искусство, которому учились. В Греции и Риме люди владеющие словом, собирали стадионы. Обращали людей в героев и борцов за мир и справедливость, умели победить своих соперников убеждением слова. Слово, как говорят, у нас в стране может убить, а может воскресить. Сила слова, его величие, значимость поднимали бойцов в бой. Оратор должен помнить о содержательности своей речи и привлекательности для слушателей.
Греция и Рим – это колыбель европейской цивилизации. В Греции была создана школа софистов - «странствующие учителя мудрости», которая учила красноречию. Выдающиеся ораторы древности: Демосфен, Платон, Аристотель, Перикл, Цицерон, Софокл…
Искусство говорить развивалось в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. Греки с трепетным изумлением вслушивались в слова «сладкоречивого» царя Нестора и восторгались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись».
Древнегреческая риторика
1.Софисты - учителя риторики
Мы видим, что искусство слова в древности было устным. Софисты развивали не только устное ораторское искусство, но и писали теорию – издавали учебники в 5 веке до н.э. Один из самых известных софистов – Горгий из Леонтины (485-380 г.г. до н. э).
Он на первое место ставил стиль речи. При публичном выступлении необходимо психологически завладеть аудиторией, заставить себя слушать. Речь не должна быть монотонной и однообразной. Приемы могут быть различными, например, применяется быстрое и мгновенное противопоставление понятий, утверждений называется этот приём антитезой.
Другой приём основан на применение противоположного по смыслу слова, термина, понятия. Самый удивительный приём, когда оратор может разделить свою речь на главные части и усиливать или понижать ритм речи с помощью рифмы в конце предложения, произношение с разной силой только согласные буквенные звуки (аллитерация). Кстати, применение данного приёма может быть использовано не только в ораторском искусстве, но и в медицине при выводе больного из состояния шока или комы.
Мы, слушая, наслаждаемся сочетанием звуков в речи. Речь плавная, красиво переходящая от слова к слову. Такой приём называется благозвучием или по научному - ассонансами.
Софисты Фразимах, Платагор – продолжили теорию развития речи, добавили свои элементы в красноречие, давая возможность ораторскому искусству войти в ряд наук, которые были показаны к изучению в Греции и Риме всем, кто назывался гражданином. Граждане – это те, кто родился и жил на территории Греции или Рима. Рабы, переселенцы, приезжие торговцы таковыми не являлись.
Можно сделать вывод, какой части населения страны было доступно ораторское искусство. Ограничения были законные, гражданин овладевший искусством слова мог достигнуть больших высот в ранге влиятельных и уважаемых граждан государства. При социальном неравенстве допустить влияние низших, как правило, бесправных людей к влиянию на умы и души граждан государства недопустимо.
Софистам выразим свою благодарность за науку называемую риторикой. В современных школьных гимназиях была попытка ввести риторику, как школьный предмет, но не подготовленных учителей, ни умеющих специалистов не нашлось. Свелось это начинание к увеличению письменной нагрузки на ученика. Отвечать ученику первого или второго класса письменно в тетрадях по риторике не хотелось, да и непонятно было ему, зачем это надо. Нагрузка пала на родителей, а у них и других дел много, не до риторики; тем более родители уже получили образование и профессию.
Перейдем от знакомства с софистами, к политическим деятелям Рима и Греции, к прекрасным философам, ораторам и политическим деятелям, которые словом сделали больше, чем военные оружием в установлении демократии в Афинах или империи в Риме.
2.Демосфен, Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»
Знакомство с жизнью политического деятеля, предводителя «группировкой» боровшейся с македонскими захватчиками полисов, то есть городов – государств, в Греции, с авторитетным и уважаемым гражданином, к слову и мнению которого прислушивается большинство – Демосфеном.
Каково же было моё удивление, когда узнала, что он был мальчиком, страдавшим физиологическими недостатками: хрупкий, неслышный голос, нервное подергивание лица, плохо, если не сказать, не говорившего связанной и понятной речью. Родился в Афинах, семья была материально обеспечена, но после внезапной смерти отца вынуждена была распродать своё имущество. Установленное опекунство не приносило средств к существованию, нужно было выживать, надеяться можно было только на самого себя. Мальчику было семь лет!
Прошло несколько лет, в течение которых он учился, работал со своими недостатками. Настало время, когда он начал зарабатывать деньги путем составления текстов речи для заседателей в суде.
Демосфен за свою жизнь написал пятьдесят статей различных речей, большая часть принадлежит судебным речам. Он хорошо владел информацией жизни людей, обращавшихся к нему за помощью, мог безошибочно доказать или опровергнуть вину человека.
Соглашусь с тем, что людям, чья профессия связана с правовыми органами, например, адвокату или судье, познакомится в составлением речей защиты или обвинения, очень полезно.
Судебно – политические речи « О преступном посольстве» 343 год или « За Ктесифона о венке» 330 год, но они для нас не интересны, мы плохо или совсем не знаем о чем спор, кто те, о ком идет речь в статьях. Узкие специалисты пользуются этими статьями в своей научной работе.
Специалисты доказывают, что самые интересные и наполненные речи – это политические. Демосфен любил их писать. Они рассказывают о событиях и жизни людей неабстрактных, не вообще о происшедшем, а о конкретных живых событиях.
Речь должна быть заинтересованной, живой, свободной. В процессе своей речи, он мог отойти от приготовленного плана, говорить без бумажки. Эмоциональное, зажигающее выступление никого не оставляло равнодушным. Как часто бывало, слушатели его речи были завоёваны – делай с ними теперь, что хочешь. Он избегал тратить свои силы на долгую прелюдию в речи. Четкие, неопровержимые доказательства, приводили к победе над своими оппонентами.
Демосфен как хороший учитель постоянно в процессе своей речи возвращал слушателей к её важным, основным моментам, как бы закрепляя услышаное. Многократное повторение приводило слушателя к мысли, что это его мнение и его собственная точка зрения. Большое искусство убедить человека в этом.
Сегодня мы наблюдаем за речью учителя в школе, преподавателя в институте, телеведущего, актера в театре. Мы отмечаем правильность, доступность для понимания речь, стройность её форм, красоту оборотов речи. На фоне современного «слогана» правильная речь возвращает к традициям, наполняет душевным содержанием, широким восприятием слова, особенно нашего русского. Прикоснуться к живому источнику, что напиться холодной ключевой воды из родника. Нас всех спасает родник русского языка, наша классическая литература. Как жаль, что к чистому роднику наше молодое поколение всё меньше обращается. Сохранение родной речи, родного слова – это сохранение идентичности народа, его культуры, его традиций, а значит и жизни. Мы сохранимся, как страна, как государство.
Интересно, чтобы сказал сегодня Демосфен о речи, которой мы пользуемся, о языке на котором мы говорим. Наверное, не смог бы перевести наш современный язык на свой родной, греческий. Больно много мусора, «иностранщины» внесено за последние двадцать лет в наш язык.
Обратим свое внимание на непревзойденного древнегреческого философа, писателя, человека, подарившего идеалистическое учение миру, которое нашло последователей в Европе. Великие французские философы подхватили эту теорию, развили в учение и распространили по миру. Гуманисты, энциклопедисты привели к Великой французской революции, а учение К. Маркса и Ф. Энгельса к революции в России, но сейчас не об этом.
Платон, так же, как и Демосфен родился и вырос в Афинах. Аристократическая семья дала прекрасное образование. В юности он был знаком с Сократом. Охотно ходил на его лекции, учился пониманию сказанного. Принимал активное участие в политической жизни, был участником Коринфской войны.
Прекрасно понимая значения образования, как необходимого в развитии души и тела, открыл свою гимназию в Афинах, которая пользовалась популярностью среди граждан.
Платон был разносторонним человеком, кроме работы над философскими трудами он активно занимался спортом и участвовал в олимпийских играх. Был неоднократно победителем. « В здоровом теле, здоровый дух»!
Хотя сам Платон разделяет в своих трудах понятия «душа» и «тело», считая их противоположными субстанциями. Он придерживается теории – бессмертия души.
Платон в своих трудах пишет о «сущности вещей», которые помогают выработать людям правильное мнение о них. Овладев такими знаниями можно легко внушить свое мнение гражданам государства.
Кому, как не нам, знать это воздействия на себе, современных людей новых технологий, основанных на древних философских источниках.
Нельзя обойти вниманием одного из самых успешных политиков и государственных деятелей, человека, который много времени уделял развитию афинской демократии, укреплению афинского права, развитию городов, укрепил морское могущество Греции.
Сегодня мы любуемся, в качестве туристов, афинским Акрополем, постройками Парфенона.
Кроме таланта военного он обладал талантом оратора, вдохновляющие речи перед боем, вели его воинов к победе, как это было в Пелопонесской войне.
Как жалко терять талантливых, работоспособных людей пораженных неизлечимыми болезнями, как чума, от которой умер Перикл.


3.Аристотель и его риторика
Наконец добрались до имени самого известного ученого, философа, последователя и ученика Платона, Аристотеля. Много трудов, посвященных изучению души и тела есть в наследии Аристотеля. Привлекает, следуя теме, книги, посвященные риторике, красноречию, умению говорить.
В книге «Риторика», он обобщил опыт ораторов Греции и написал правила, которым надо придерживаться при написании убедительной речи.
Обобщенный опыт и труды Аристотеля дали возможность дальнейшего развития искусства говорить, красиво и правильно.
Развитие ораторского искусства в Греции во втором тысячелетии до нашей эры привело к необходимости его изучения в Римской империи. В Риме были открыты специальные школы риторического искусства. Талант и способности Цицерона, Марка Антония, Цезаря привели к дальнейшему развитию науки «говорящего слова».
Риторика Древнего Рима

Марк Антоний и Цицерон - об ораторском искусстве.

Марк Антоний – древнеримский политик, военачальник, человек чести и достоинства, трижды консул. Ученик Цицерона, друг и соратник Юлия Цезаря. Своим словом, организаторскими способностями выводил свои конные войска из самых безвыходных ситуаций. Обладал умением выстроить речь так, что казалось, он выступает без подготовки. Большое значение он придавал не только речи, но и сопровождающему жесту. Его жестикуляция была яркой, неповторяемой, как будто все его тело участвует в речи. Цицерон писал о нем, как об одном из двух выдающихся ораторов, рядом ставил только Лициния Красса. Равных ему не было, но обстоятельства и фортуна могут отвернуться и тогда поражение неизбежно.
Поражение его армии в битве при Акции, вынудили его покончить жизнь самоубийством.
Учитель Марка Антония в ораторском искусстве Марк Туллий Цицерон, родился в городе Арпине, получил хорошее образование, в Риме вошел в число представителей граждан в Сенат. Ораторский талант, сдержанность, речевой такт позволили ему завоевать доверие не только у членов Сената, но и простых граждан, которым он помогал безвозмездно. Был убит недоброжелателями.
Заключение
Риторика, наука, которая показывает, как сделать стиль речи правильным и доступным для понимания, определяет содержание мыслей и стиль поведения. Она вырабатывает философию жизни человека. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.
В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.
Если для греков главное в риторике - искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время». Остается основной для тех, кто занимается политикой, правом, государственным служащим, педагогам.
Ораторское искусство – это искусство «говорящего слова», убеждающего людей в правоте сказанного.
Первым было Слово, и Слово было у Бога, а люди лишь последователи этого Слова.

30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
Ораторское искусство зародилось в Древней Греции в пятом веке до Р.Х. и стало таким же почитаемым, как герои¬ческий эпос и классическая драма. В греческом пантеоне богов была даже богиня красноречия Пейто. Обучение ритори¬ке, ораторскому мастерству являлось высшей ступенью ан¬тичного образования. Аристотель в труде "Риторика" делит речи на три вида: совещательные (или политические), судеб¬ные и торжественные (эпидиктические). Совещательные речи касались вопросов мира и войны, финансов, торговли, зако-нодательства. Цель судебных речей была обвинить или оправдать. Торжественные речи сводились к похвале или пори¬цанию.
Особым видом красноречия являются судебные речи. В афинском суде, состоявшем из пятисот человек, не было института прокуроров и адвокатов: истец сам обвинял соперника, равно как и обвиняемый защищал себя сам. Всего суд присяжных, собиравшийся для решения наиболее важных и спорных вопросов, насчитывал шесть тысяч человек. Такое количество судей полагалось во избежание их подкупа заинтересованными лицами. Но далеко не каждый умел грамотно составить судеб¬ную речь, и тогда приходил на помощь логограф, который за определенную плату составлял клиенту речь, а также обучал ораторским приемам и особенностям ее исполнения. Эту речь клиент заучивал наизусть и от первого лица произносил в суде.
Древнейшим оратором и крупнейшим для своей эпохи теоретиком и учителем красноречия был Горгий (485-380 гг. до Р.Х.). Он приехал из Сицилии в Афины в 58 лет (этот воз¬раст считался глубокой старостью) и всех поразил чистотой и красотой речи. За Олимпийскую речь он удостоился золо¬той статуи в Олимпии. До нас дошли только две речи Горгия, написанные на сюжеты мифов о "Троянской войне", -"Похвала Елене" и "Оправдание Паламеда". На примере первой речи, вошедшей в сборник "Ораторы Греции", кото¬рая была для Горгия школьным, риторическим упражнени¬ем, можно проследить как способы убеждения невиновности Елены, так и риторические фигуры, изобретенные Горгием и получившие название горгиевы (или горгианские) фигуры: антитезу, равночленность и созвучие окончаний.
Наибольшую известность в судебных речах снискал оратор Лисий (459-380 гг. до Р.Х.). Из 425 его речей до нас дошло сорок две. Лисий преуспевал в бизнесе. Стать орато¬ром ему помогли жизненные невзгоды. Первую речь Лисий произнес в 55 лет. Она называлась "Против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати", была направлена про¬тив виновника гибели брата Лисия и оказалась единственной речью, которую оратор произнес лично. Все остальные речи он писал для других. Лисий сознательно избегает вычурно¬сти Горгия, несколько изменяет классическую композицию речи (например, эпилог у Лисия сдержанный, тогда как по канонам здесь должен содержаться высший пафос негодова¬ния). Речи Лисия просты и безыскусны. Особенно ярко это видно в "Защитительной речи по делу об убийстве Эратосфе¬на", где дан великолепный образ обманутого, наивного "ма-ленького" человека, в то же время законопослушного афиня¬нина, для которого последняя надежда - справедливое реше¬ние судей.
Одним из самых известных представителей жанра торжественного красноречия был Исократ (436-338 гг. до Р.Х.). Из всех античных ораторов именно его можно назвать первым публицистом. Исократ никогда не выступал устно, став зачинателем письменного красноречия. Своим творче¬ством он предвосхитил такие жанры, как, скажем, трактат, статья, эссе, памфлет, воззвание, письмо. В дошедших до нас двадцати одной речи и девяти письмах Исократ разрабаты¬вает и пропагандирует политическую программу спасения Эллады: объединение сил греков для борьбы против персов. Особенно ярко выражена эта программа в речи "Панегирик". Любопытно, что "Панегирик" - фиктивная речь, не предна-значенная для реального произнесения, а лишь имитирую¬щая выступление оратора. В других речах (например, "Ареопагитик", "Против софистов") Исократ стремится доказать, что лучшая форма правления - единоличная власть, идеаль¬ная тирания. Он также выводит качества, необходимые для государственного мужа, среди которых - вести родословную от потомков Зевса. Исократ создал школу красноречия, которая, по сути, являлась прообразом первого в мире университета. Там изу¬чались не только предметы, непосредственно нужные буду¬щему оратору, но и почти все гуманитарные и многие точ¬ные, естественные науки. Курс обучения длился три-четыре года и стоил тысячу драхм (1 драхма равняется 4,366 грам¬мам серебра), что было доступно только юношам из богатых аристократических семей и делало практически невозмож¬ным получение универсального образования политическими оппонентами Исократа, как правило весьма небогатыми сторонниками афинской демократии.
Среди ораторов, приверженных афинской демокра¬тии, наибольшую известность получил Демосфен (384-322 гг. до Р.Х.). Обделенный от природы ораторскими навыками, он долго и мучительно изживал физические недостатки, на¬пряженно учился и в итоге снискал всеобщую славу. Оратор, дипломат, публицист, Демосфен яростно защищал демокра¬тию и слыл самым непримиримым антимонархистом. Из шестидесяти одной дошедшей до нас речи самые известные, безусловно, "Филиппики" - цикл политических речей, про¬изнесенных против македонского царя Филиппа. Из внутриполитических речей особый интерес пред¬ставляет полемика Демосфена со своим политическим оппо¬нентом оратором Эсхином (390-314 гг. до Р.Х.). В речи "О предательском посольстве ", которая представляет собой син¬тез судебного и политического красноречия, Демосфен, стремясь разоблачить про македонскую партию в Афинах, требует казнить Эсхина. Исключительно любопытно, что все обвинения Демосфена носят моральный характер, так как фактов у него нет. Вместо них оратор то и дело бранит со¬перника, использует выгодные ему прорицания богов, кля¬нется и божится. Эсхин в ответной одноименной речи отходит от привычной риторической схемы и выигрывает процесс небольшим количеством голосов. С новой силой полемика Демосфена и Эсхина вспых¬нула из-за награждения Демосфена золотым венком. Эсхин в обвинительной речи "Против Ктесифонта о венке" говорит о вопиющих, по его мнению, нарушениях процедуры награ¬ждения и стремится убедить судей, что Демосфен как человек и политик не достоин такой награды. Демосфен ответную оправдательную речь "За Ктесифонта о венке" начал с по¬следнего пункта обвинения, то есть принялся восхвалять себя. В речи он допускает и сознательное переиначивание, и прямую подтасовку фактов, отвечает на брань Эсхина такою же бранью и в итоге уверенно выигрывает процесс

67567

Великие ораторы античной эпохи – из тех немногих счастливчиков, чье искусство пережило века и до сей поры продолжает восхищать человечество. Ораторы были главными действующими лицами на судебных процессах и обсуждениях в народных собраниях, положив начало институту адвокатуры, и таким наукам, как юриспруденция и политология.

В Древнюю Грецию ораторское искусство принес Пифагор, научившийся основам социальных технологий, выражаясь современным языком, у вавилонских и египетских жрецов. Пифагор ввел моду разговаривать на политические темы и, в сущности, положил начало зарождению гражданского общества. Выдающиеся ораторы Древней Греции, такие как Перикл, Исократ и, конечно же, Демосфен пользовались громадным влиянием и авторитетом, сравнимым с влиянием жрецов и оракулов.

цицерон

Цицерон

Общепризнано, что самым великим оратором Греции был несравненный Демосфен. Он был полной противоположностью расплодившимся в неимоверном количестве софистам, платным преподавателям красноречия, способным убедить кого угодно в чем угодно. Наиболее выдающимися софистами были Протагор, Горгий и Критий. Характеризуя методологию Протагора, Диоген Лаэртский писал, что «Он (Протагор) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом… о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берёт своё начало от него». Карл Маркс отметил, что в эпоху Перикла, то есть в «золотой век» Афин, софисты, искусство и риторика вытеснили даже религию.

Демосфен был адептом школы Перикла, считал великого правителя Афин своим учителем и стремился максимально четко и ясно выражать свои мысли. Афиняне в то время были донельзя избалованы и требовали от риторов не только содержательности собственно его речей, но и красивой и эффектной мимики и жестикуляции. Даже положение пальцев рук и тот или иной изгиб корпуса имели значение, как в традиционном японском театре «кабуки».

Демосфен

Демосфен

Демосфен же имел тихий слабый голос, был крайне косноязычен, у него дергалось плечо и, казалось, не было ни малейших шансов стать оратором.

Но настойчивость и сила воли победили природные недостатки. Демосфен выходил не берег моря, набирал в рот морские камушки и тренировался произносить слова четко и громко. Шум волн заменял ему возгласы толпы, поднявшись на крутые скалы, он учился преодолевать волнение и страх. Он упражнялся мимике перед зеркалом, а подвешенный к потолку меч колол его всякий раз, когда он дергал плечом. Первые попытки выступлений не принесли успеха, но он не сдался и добился признания. Впервые он обратил на себя внимание в процессе против своих опекунов, обманувших и ограбивших его в годы малолетства. Демосфен выиграл процесс, хотя и не вернул всего состояния.

На примере Демосфена можно увидеть, что в фигуре оратора соединялись ипостаси юриста и политика, а зачастую и народного вождя.

Политическую деятельность Демосфен начал во время восхождения звезды македонского царя Филиппа, отца Александра Великого. Демосфен указывал афинянам на экспансионистские планы Филиппа и призывал их создать сильное войско и флот. Эти речи получили название «филиппик» и принесли Демосфену заслуженную славу, которая пережила столетия.

Демосфен никогда не прекращал борьбы против Филиппа, а затем и Александра. Его многократно награждали золотым венцом. Завоевав Грецию, Александр потребовал вначале казнить Демосфена, но потом уступил просьбам греков и пощадил его. После смерти великого завоевателя, Антипатр, наследник Александра, послал к Демосфену, бежавшему в изнание, отряд наемных убийц, «охотников на людей». Демосфен вырвался из рук античных «киллеров» и принял яд, восторжествовав над тиранами даже своей смертью.

На могиле Демосфена благодарные афиняне начертали стихи:

«Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум, Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей».

Славу великого оратора и искусного политика по праву разделяет с Демосфеном римский златоуст Цицерон.

Его обвинительные речи против заговорщика Луция Сергия Катилины впечатляют и сегодня.

Вот начало первой речи:

«О, времена! О, нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив. Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, намечает и указывает своим взглядом тех из нас, кто должен быть убит, а мы, храбрые мужи, воображаем, что выполняем свой долг перед государством, уклоняясь от его бешенства и увертываясь от его оружия. Казнить тебя, Катилина, уже давно следовало бы, по приказанию консула, против тебя самого обратить губительный удар, который ты против всех нас уже давно подготовляешь».

«На этот раз, квириты, Луция Катилину, безумствующего в своей преступности, злодейством дышащего, гибель отчизны нечестиво замышляющего, мечом и пламенем вам и этому городу угрожающего, мы, наконец, из Рима изгнали или, если угодно, выпустили, или, пожалуй, при его добровольном отъезде проводили напутственным словом. Он ушел, удалился, бежал, вырвался. Этот выродок, это чудовище уже не будет внутри городских стен готовить гибель этим самым стенам. И этого главаря междоусобной войны мы, бесспорно, победили. Уже не будет угрожать нашей груди этот кинжал; ни на поле, ни на форуме, ни в курии, ни, наконец, в своем собственном доме не будем мы трепетать в страхе. С позиции сбит он тем, что удален из Рима. Теперь нам уже никто не помешает по всем правилам вести войну с врагом. Без всякого сомнения, мы уже погубили его и одержали над ним блестящую победу, заставив его от тайных козней перейти к открытому разбою. А тем, что он не обнажил своего окровавленного меча, как хотел, тем, что он удалился, а мы остались живы, тем, что мы вырвали оружие у него из рук, что граждане остались невредимыми, а город целым, — скажите, насколько должен он быть всем этим убит и удручен. Лежит он теперь поверженный, квириты, и чувствует себя пораженным и отброшенным и, конечно, то и дело оборачиваясь, бросает взгляды на этот город, вырванный, к его прискорбию, у него из пасти; а Рим, как я полагаю, радуется тому, что изверг и выбросил вон эту пагубу».

ps_milet_public_well_r_2

Первая речь Цицерона, «В защиту Квинкция» была посвящена возврату незаконно изъятого имущества. Цицерон уверенно победил.

Величайший триумф принесло ему дело по защите некоего Росция, обвиненного в отцеубийстве. Речь в защиту Росция была построена по всем законам греческого искусства «этопеи», то есть включала и диалоги, и прямую речь от имени обвиняемого, и увещевания в адрес судей, и жалобы на свою неопытность и молодость.

Вот небольшой отрывок из этой замечательной речи

«Секст Росций убил своего отца. – “Что он за человек? Испорченный юнец, подученный негодяями?” – “Да ему за сорок лет”. – “Тогда его на это злодеяние, конечно, натолкнули расточительность, огромные долги и неукротимые страсти”. По обвинению в расточительности его оправдал Эруций, сказав, что он едва ли был хотя бы на одной пирушке. Долгов у него никогда не было. Что касается страстей, то какие страсти могут быть у человека, который, как заявил сам обвинитель, всегда жил в деревне, занимаясь сельским хозяйством? Ведь такая жизнь весьма далека от страстей и учит сознанию долга».

Цицерон обратился к судьям с требованием покарать настоящих убийц:

«Если вы в этом судебном деле не покажете, каковы ваши взгляды, то жадность, преступность и дерзость способны дойти до того, что не только тайно, но даже здесь на форуме, у ваших ног, судьи, прямо между скамьями будут происходить убийства».

После этого процесса Цицерон приобрел всенародную популярность, которой он зачастую весьма злоупотреблял, что и привело его в результате к гибели. Он практически повторил судьбу Демосфена.

Цицерон блистательно провел процесс против влиятельного коррупционера Гая Верреса, которого присудили к огромному штрафу и изгнанию. Затем он успешно отстоял интересы своего друга и покровителя Гнея Помпея Великого, обеспечив избрание последнего полководцем и наделение его чрезвычайными полномочиями в войне с Митридатом.

Признавая большие заслуги Цицерона, римляне избрали его консулом. В это время он и произнес свои знаменитые речи против заговорщика Катилины.

Цицерон постоянно и безудержно занимался самовосхвалением и завоевал себе массу недоброжелателей и открытых врагов.

После смерти Юлия Цезаря Цицерон решил, что настала пора восстановить римскую республику и выступил с «Филиппиками против Марка Антония», одного из членов правящего триумвирата. Цицерон назвал свои речи филлипиками в честь знаменитых речей Демосфена, защитника греческих свобод. Со стороны Цицерона это был акт величайшего мужества, он прекрасно сознавал, что рискует своей жизнью. Поначалу обещавший поддержку Октавиан Август внезапно предал Цицерона и послал за ним отряд убийц.

Когда Цицерон заметил погоню, он приказал несущим его рабам поставить на землю паланкин и подставил голову под меч центуриона.

Со смертью Цицерона закончился золотой век римской демократии.

До нас дошло большинство работ великого оратора и юриста, а также вошедшие в поговорку афоризмы, одним из которых мы и закончим рассказ о великих ораторах древности:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: