Судебные коллегии суда среднего звена порядок образования и полномочия

Обновлено: 30.04.2024

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее - краевой (областной) и равные им суды) - это суды второго (среднего) звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из них признается высшим судебным органом субъекта РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Краевой (областной) и равный им суд является высшим судебным органом субъекта РФ как для федеральных судов -районных и городских судов, так и для мировых судей. Краевой (областной) и равный им суд осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

35. Полномочия судов среднего звена:

- являются судом 1ой инстанции (уголов., грждан., администр. Дела)

- выступают в качестве суда 2ой инстанции (пересматр. в конституционном порядке, вынесен. Район. Судами)

- выступают в качестве суда надзор. Инстанции на решение на решение район. Судов.

36. ПРЕЗИДИУМ(СУДА СР.ЗВЕНА СУДОВ ОБЩ.ЮРИСДИКЦИИ) собирается не менее 2х раз в месяц; является надзор. Инстанцией; решает вопросы обобщения судебной практики. Президиум краевого (областного) и равного им суда - это специально создаваемый орган соответствующего суда. При наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края (области) состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Полномочия: утверждает по постановлению председателя краевого (областного) и равного им суда из числа судей этого суда составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам;рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;рассматривает вопросы работы аппарата суда;оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства;осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Состав: председатель, заместители, наиболее квалиф. Судьи

37. Судебные коллегии судов среднего звена, порядок образования и полномочия.

Коллегии: по уголовным делам, по гражданским делам.

В кассационном порядке обе судебные коллегии проверяют законность и обоснованность не вступивших в силу решений, приговоров и определений, принятых в первой инстанции районными судами.

СК по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные в первой инстанции. СК по уголовным делам, рассматривающая дело судом присяжных, разрешает также административные дела о неявке для исполнения обязанностей присяжного заседателя.

СК изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

СК утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда.

38. Полномочия председателя суда общей юрисдикции среднего звена:

руководит организацией работы в суде;председательствует в судебных заседаниях по рассмотрению дел по первой и кассационной инстанциям либо назначает для этого других членов суда;распределяет обязанности между своими заместителями;созывает заседания президиума суда и председательствует на них при рассмотрении дел в порядке надзора;вносит в президиум суда надзорные протесты; организует работу по обобщению и изучению судебной практики; утверждает планы работы суда;направляет местной администрации заявки па составление списков присяжных заседателей; организует работу с населением и рассмотрение заявлений и жалоб граж дан;контролирует финансовую отчетность суда;ведает кадровыми вопросами аппарата суда;организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда.

39. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. ВС РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции. ВС РФ рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Суды среднего звена состоят из Президиума суда, судебных коллегий и аппарата суда. При верховных судах республик, краевых и областных судах могут действовать Научно-консультативные советы.

Организованные в субъектах Российской Федерации управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в состав соответствующих судов не входят и при таковых не находятся, хотя начальники управлений (отделов) Судебного департамента и назначаются на должность (освобождаются от должности) по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа.

В составе судов среднего звена помимо Президиумадействуют следующие судебные коллегии:

- Судебная коллегия по уголовным делам;

- Судебная коллегия по гражданским делам.

Порядок формирования.Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа формируется в составе Председателя, заместителей председателя и членов суда.

Председатель верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и его заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность также Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Но основывается данное представление Президента РФ на заключении не Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а на заключении квалификационной коллеги судей того суда, судьи которого подлежат назначению. Данное заключение тоже подлежит согласованию с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Создание и упразднение.Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч.1 ст.17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Суды среднего звена рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Уголовное судопроизводство.Согласно ч.3 ст.31 УПК РФ судам среднего звена подсудны по первой инстанции следующие уголовные дела:

1) ряд категорий сложных уголовных дел о наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлениях против жизни, здоровья, свободы личности, общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, о преступлениях против правосудия, против мира и безопасности человечества.

Например, это дела о преступлениях, предусмотренных следующими статьями УК РФ: ч.2 ст.105 (убийство с квалифицирующими признаками), ст.205 (террористический акт), ст. 209 (бандитизм), ст.211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава); ст.227 (пиратство); ст.275 (государственная измена), ст.276 (шпионаж), ст.277 (посягательство на жизнь общественного или государственного деятеля), ст.278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), ст.279 (вооруженный мятеж), ст.281 (диверсия), ст.305 (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта), ст.317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и др.;

2) уголовные дела, переданные в данные суды с соблюдением правил об изменении территориальной подсудности, которые установлены в ст.34 и ст.35 УПК РФ;

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Гражданское судопроизводство.Согласно ст.26 ГПК РФ суды среднего звена рассматривают в качестве судов первой инстанции следующие гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (кроме конституций и уставов субъектов Федерации.

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в данный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и более). В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о народных заседателях в общем списке народных заседателей конкретного суда должно быть не менее 156 заседателей на каждого судью. В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объеме работы суд может состоять из одного судьи и указанного количества народных заседателей. Если в районном суде — один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют "односоставными") насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.

Председатель суда помимо участия в судебном заседании в качестве председательствующего и распределения дел между судьями организует работу со списками народных заседателей, ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб. В целях совершенствования деятельности суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; организует работу по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой информацией, а также по повышению квалификации работников суда. Помимо этого председатель суда представляет к назначению администратора суда, руководит его работой и других работников аппарата суда, а также осуществляет другие полномочия, возлагаемые на него законодательством.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Если в суде работает один судья и он не может по какой-то причине выполнять свои обязанности, то решением председателя суда субъекта Федерации его обязанности возлагаются на судью из ближайшего района или города.

Основные полномочия судов среднего звена:

1. В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Изучает и обобщает судебную практику.

3. Анализирует судебную статистику.

4. Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Они могут с соблюдением специальных правил принять к своему производству и уголовные дела, подсудные районным судам.

Суды этого уровня, кроме того, вправе принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции гражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, и тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение кассационной инстанции, вынесенное по итогам проверки уголовного или гражданского дела (кассационное определение), имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта Федерации.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т. п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в таком порядке эти суды проверяют свои собственные решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

На суды среднего уровня возложено также рассмотрение ходатайств прокуроров о продлении содержания под стражей обвиняемых сверх предельных сроков такой меры пресечения. Это одна из эффективных мер судебного контроля за законным и обоснованным применением весьма острой меры государственного принуждения.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с федеральным устройством действуют 2I верховный суд республики, 8 краевых и 47 областных судов, 2 суда городов федерального значения, 1 суд авто­номной области и 6 судов автономных округов. В связи с происходящим в настоящее время укрупнением субъектов РФ возможно соответствующее изменение численности тех или иных судов. Несмотря на названия этих судов, как они обозначены в Законе о судебной системе, все эти суды не являются судами соответствующих субъектов РФ, а пред­ставлены федеральными судами, действующими на терри­тории этих субъектов.

К полномочиям областных и приравненных к ним судов относятся: рассмотрение гражданских, уголовных и адми­нистративных дел в кассационном и надзорном порядке; рассмотрение уголовных дел по новым и вновь открыв­шимся обстоятельствам. Осуществляя надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, они также изу­чают и обобщают судебную практику, анализируют судеб­ную статистику, реализуют другие полномочия, предостав­ленные им законодательством.

В структуру этих судов входят президиум, судебная кол­легия по гражданским делам и судебная коллегия по уголов­ным делам; в рамках коллегий могут образовываться судеб­ные составы, создаваемые для рассмотрения дел по первой или кассационной инстанции. Руководство деятельностью суда осуществляют председатель и его заместитель.

Президиум этих судов образуется в составе председателя, его заместителей, входящих в состав президиума по долж­ности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Персональный состав пре­зидиума суда утверждается Президентом РФ по представ­лению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей республики, края, области, автономной области, авто­номного округа, городом Москвы и Санкт-Петербурга.

Как и Президиум Верховного Суда РФ, президиум об­ластного и приравненного к нему суда обладает процессу­альными и организационными полномочиями. Основные его полномочия связаны с рассмотрением в порядке над­зора гражданских и уголовных дел по жалобам и представ­лениям на решения мировых судей, решения районных судов, принятые ими в качестве первой и апелляционной инстанций, а также на кассационные определения судебных коллегии самого этого суда. Президиум суда по ходатайст­вам заинтересованных лиц или на основании заключения прокурора рассматривает также гражданские и уголовные дела в порядке возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

К числу организационных полномочий президиума суда относятся, в частности: утверждение по представлению председателя суда из числа судей составов судебной кол­легии по гражданским делам и судебной коллегии по уго­ловным делам; рассмотрение материалов изучения и обоб­щения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивание отчетов председателей судебных коллегий о деятельности коллегии; рассмотрение вопросов работы ап­парата суда; оказание помощи районным (городским) на­родным судам в правильном применении законодательства.

Свои полномочия президиум суда реализует в ходе за­седаний, которые созываются председателем соответствую­щего суда и проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума признается правомочным при условии участия в нем большинства членов президиума. В заседании пре­зидиума суда также принимает участие прокурор соот­ветствующего субъекта РФ. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председателем суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам областного и приравненного к нему суда утверждаются президиумом этого суда из числа его судей. Руководят ра­ботой коллегий их председатели, являющиеся заместителя­ми председателя суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам обладают достаточно обширными процессуальными пол­номочиями по рассмотрению соответствующих категорий дел.

Они, в частности, рассматривают гражданские и уголовные дела по кассационным жалобам и представлениям на
не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных судов, действовавших в
качестве первой или апелляционной инстанции, а также на решения мировых судей. Принятые судебными коллегиями по результатам рассмотрения дел кассационные определе­ния вступают в силу по их провозглашении; их обжалование возможно в порядке надзора в президиум этого же суда, а также в Верховный Суд РФ.

Судебная коллегия но гражданским делам областною и приравненного к нему суда вправе также пересматривать вступившие в законную силу решения по гражданским де­лам в порядке возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если эти решения были вынесены ею самой в качестве суда первой инстанции либо если ею в кассационном порядке были внесены изменения в решение, вынесенное по делу нижестоящим судом.

Важным полномочием судебных коллегий является рас­смотрение в качестве суда первой инстанции гражданских и уголовных дел.

Согласно ст. 26ТПК судебная коллегия по гражданским делам областного и приравненного к нему суда рассмат­ривает по первой инстанции гражданские дела: связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении или запрете де­ятельности либо ликвидации структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений, местных религиозных органи­заций и средств массовой информации; об оспаривании ре­шений избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий и комиссий референдума; иные дела, отнесенные к подсудности областного и приравнен­ного к нему суда законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 УПК судебной коллегии по уголовным делам подсудны имеющие особое обществен­ное значение дела о таких преступлениях, как: умышлен­ное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, торговля несовершеннолетними при отягчающих обсто­ятельствах, терроризм, захват заложников при отягчающих обстоятельствах, организация незаконного вооруженного формирования, бандитизм, организация преступного со­общества (преступной организации), угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, организация массовых беспорядков, пиратство и др. В основной своей массе преступления, рассмотрение дел о которых отнесено к подсудности областного и приравненного к нему суда, принадлежат к категории тяжких или особо тяжких. Независимо от степени тяжести преступ­ления к подсудности этих судов относятся уголовные дела, в материалах которых имеются сведения, составляющие государственную тайну.

Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает также вопрос о продлении срока содержания обвиняемо­го под стражей свыше одного года и о даче заключения о наличии в действиях депутата законодательного (предста­вительного) органа государственной власти субъекта РФ, судьи районного суда или судьи суда субъекта РФ призна­ков преступления, дающих основания для возбуждения в отношении него уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого.

В целях выявления и устранения ошибок в правопри­менительной практике судов, а также обеспечения едино­образного применения законодательства судебные колле­гии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель областного и приравненного к нему суда вправе: председательствовать в судебных заседаниях су­дебных коллегий; отменять постановления судьи данного суда об отклонении надзорной жалобы или представления и возбуждать надзорное производство; принимать решения об изменении территориальной подсудности дел в пре­дусмотренных законом случаях; руководить организацией работы судебных коллегий; руководить работой аппарата суда; созывать президиум суда и председательствовать на его заседаниях; распределять обязанности между замести­телями председателя; организовывать работу по повыше­нию квалификации судей и работников аппарата суда; ор­ганизовывать работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносить представ­ления об устранении нарушений закона, их причин и усло­вий; вести личный прием и организовывать работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители председателя областного и приравненного к нему суда также обладают дополнительными по сравне-

цессуалыюго, так и организационного характера. Как и председатель суда, они председательствуют в судебных за- седаниях коллегии; отменяют постановления оо отклонении надзорной жалобы и возбуждают надзорное производство, ведут личный прием граждан. В соответствии с распреде­лением обязанностей они также осуществляют руководство работой судебных коллегий и аппарата суда. В случае если заместитель председателя одновременно является предсе­дателем коллегии, он образует составы суда для рассмот­рения дел в судебных заседаниях коллегий; представляет президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; истре­бует из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет первый заместитель или но поручению пред­седателя — один из иных заместителей.

В областных судах действуют 2-е судебные коллегии, 1-ая занимается гражданскими делами, 2-ая судебная коллегия по уголовным делам. Всех их полномочия указаны в законе РСФСР, “О судебной системе РСФСР” от 08.07.81г. Состав судебной коллегии: председатель, заместитель председателя областного суда, члены областного суда. Количество и должности в составе утверждаются президиумом областного суда.

Внутри судебной коллегии образуются судебные составы для рассмотрения дел по 1-ой, 2-ой инстанции. Члены судебной коллегии консультируют районный суд.

14. Судебные коллегии рассматривают дела по 1-ой инстанции (гражданские и уголовные), в пределах своих полномочий. Гражданские дела рассматриваются единолично судьёй или в составе судьи и 2-х народных заседателей. Уголовные дела – судья и 2 народных заседателя, однозначно. В городских, краевых и областных судах, где проводят эксперимент с присяжными заседателями, судья и 12 присяжных заседателей + 2 запасных. Решения и приговоры вынесенные по 1-ой инстанции могут быть обжалованы или опротестованы в кассационном порядке судебной коллегией ВСРФ.

15. Судебные коллегии рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на решения, приговоры, постановления районного суда, не вступившие в законную силу. Состав: 3 профессиональных судьи. Рассматриваемые дела заканчиваются вынесением кассационного определения, может быть опротестовано только в президиуме данного суда.

16. Судебные коллегии рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

17. Занимаются обобщением судебной практики и анализом судебной статистики.

Председатель судебной коллегии.

15. Председатель руководит работой судебной коллегии. Может возглавлять дело или назначать место себя других судей по делам по 1-ой инстанции.

16. Распределяет дела между членами судебной коллегии. Для рассмотрения дел по 1-ой, 2-ой инстанции определяет судебные составы.

17. Отчитывается в своей работе, на заседании президиума данного областного суда.

18. Председатель судебной коллегии истребуют гражданские и уголовные дела из районных судов для обобщения судебной практики

Осуществление правосудия на основе состязательства и равноправия сторон

1. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Мировые судьи

В соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации'', иными федеральными конституционными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Законами субъектов Российской Федерации мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Требования, предъявляемые к мировому судье. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи.

Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Срок полномочий мирового судьи. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.

Прекращение и приостановление полномочий мирового судьи. Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Аппарат мирового судьи. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей. Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

Призумпция невиновности

Презумпция невиновности (лат. in dubio pro reo) — один из основополагающих принципов современного уголовного судопроизводства. Принцип презумпции невиновности гласит, что бремя доказательства лежит на стороне обвинения. Это означает, что не обвиняемый должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого. При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется в пользу обвиняемого.

1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.

4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1. К судам среднего звена относятся Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Создаются они в каждом субъекте РФ: 22 республиканских, 9 – краевых, 46 – областных, 2 – городов федерального значения, 1 – автономной области, 4 – автономного округа.

Суды среднего звена рассматривают дела по первой инстанции, апелляционной, кассационной, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Каждый из таковых признается высшим судебным органом субъекта Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

ССЗ являются высшим судебным органом субъекта Российской Федерации как для федеральных судов - районных и городских судов, так и для мировых судей. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа осуществляют надзор за судебной деятельностью названных судов.

Суды среднего звена создаются и упраздняются на основании федерального закона. Состав и компетенция регламентируются ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 07.02.2011 №1-ФКЗ.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе рассматриваемого вида судов может быть образовано обособленное подразделением суда - постоянное судебное присутствие. Последнее располагается вне места постоянного пребывания суда, но осуществляет его полномочия.

Председатель ССЗ назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

По истечении срока полномочий председатель ССЗ может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок. (ст. 29 Закона, т.е. в отличие от председателя районного суда нет ограничения «не более двух сроков подряд»).

Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность также Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Но основывается данное представление Президента РФ на заключении не Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а на заключении квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.

Заместители председателя ССЗ назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя председателя одного и того же ССЗ неоднократно, но не более двух раз подряд (в отличие от председателя суда).

Президиум ССЗ образуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

Персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

1) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

3) ежегодно представляет по предложению председателя ССЗ на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;

5) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;

Организационной формой работы президиума являются заседания. Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц.

Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда.

Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по административным делам и судебная коллегия по уголовным делам ССЗ формируются из числа судей соответствующего суда в составе его председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда.

Председатель суда среднего звена в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

1) в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности ССЗ; (ст. 26 ГПК – дела, связанные с гос. тайной, оспаривании нпа органов гос.вл. СРФ и др.);

2) в качестве суда апелляционной инстанции - дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения ССЗ, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

3) в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения ССЗ, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

4) дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

1) в первой инстанции дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, уголовные дела также могут быть рассмотрены судьей и коллегией присяжных заседателей;

2) дела по жалобам и представлениям на приговоры, решения и определения районных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

3) гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

В аппарат суда входят: начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник судьи, советники, старшие консультанты, консультанты, главные специалисты, секретари судебного заседания, секретари президиума, секретари судебных коллегий, ведущие специалисты, специалисты 1 и 2 категории, специалисты, заведующий хозяйством, комендант, персонал по охране и обслуживанию зданий судов, водитель, уборщик, сторож.

Секретари судебных коллегий обеспечивают организацию работы судебных коллегий, хранение судебных дел, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах, оформляют дела после их рассмотрения.

Секретарь президиума ведет делопроизводство президиума, оповещает его членов и иных лиц о дате заседания, оформляет результаты работы президиума.

- в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой инстанции,

- обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

В качестве суда первой инстанции ССЗ рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, отнесенные процессуальным законодательством РФ к их подсудности.

Судебной коллегии по уголовным делам суда среднего звена подсудно рассмотрение в первой инстанции дел, предусмотренных ч.3 ст. 31 УПК:

- дела об убийстве при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК), изнасиловании при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 3 и 4 ст. 131 УК), насильственных действиях сексуального характера при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 3 и 4 ст. 132 УК), террористическом акте (ст. 205 УК), содействии террористической деятельности (ст. 205.1 УК), публичных призывах к осуществлению террористической деятельности или публичном оправдании терроризма (ст. 205.2 УК), захвате заложника при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 2 - 4 ст. 206 УК), организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней) (ст. 210 УК), угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК), организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти (ч. 1 ст. 212 УК), пиратстве (ст. 227 УК), государственной измене (ст. 275 УК), шпионаже (ст. 276 УК), насильственном захвате власти или насильственном удержании власти (ст. 278 УК), вооруженном мятеже (ст. 279 УК), диверсии (ст. 281 УК), планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны (ст. 353 УК), публичном призыве к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК), разработке, производстве, накоплении, приобретении или сбыте оружия массового поражения (ст. 355 УК), применении запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК), геноциде (ст. 357 УК), экоциде (ст. 358 УК), вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а равно его использовании в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. ч. 1 и 2 ст. 359 УК) и нападении на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК).

- в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи КС, федерального суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства;

Также ССЗ осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью применения заключения под стражу в качестве меры пресечения - решение о продлении срока содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев может быть принято только судьей ССЗ (ч. 3 ст. 109 УПК).

- об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

- о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

- о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;

- об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и решений экзаменационных комиссий об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена (ч. 1 ст. 26 ГПК);

Рассмотрение по первой инстанции осуществляется судьей единолично или коллегиально (в составе 3 проф. судей). Коллегиально рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях по ходатайству подсудимого. Уголовные дела могут быть рассмотрены по ходатайству подсудимого в составе судьи и 12 присяжных заседателей.

В качестве апелляционной инстанции ССЗ проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений принятых в первой инстанции районными судами, а также рассматривает жалобы (представления) на промежуточное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (п. 2 ст. 320.1 ГПК, п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 389.3 УПК).

В качестве суда кассационной инстанции ССЗ рассматривают дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, а также апелляционных определений судебных коллегий ССЗ. Дела в кассационном порядке рассматриваются президиумом в составе большинства членов президиума с участием прокурора субъекта РФ.

Помимо этого, судебная коллегия по гражданским делам ССЗ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные постановления, вынесенные в первой инстанции, а также в апелляционном порядке, которыми изменено или принято новое судебное постановление (ст. 393 ГПК).

Помимо осуществления правосудия Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

7) вносит в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

8) обращается при наличии оснований в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации с представлением о привлечении судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности;

11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

12) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

1) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой соответствующих судебных коллегий и аппарата суда;

3) в случае отсутствия председателей судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам осуществляют их полномочия.

В случае отсутствия председателя соответствующего суда его полномочия осуществляет по поручению председателя этого суда один из его заместителей.

В суде среднего звена существует должность администратора, который назначается на должность и освобождается от должности Судебным департаментом при Верховном суде РФ по представлению председателя соответствующего суда. Его деятельность призвана способствовать укреплению самостоятельности и независимости суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Аппарат суда среднего звена состоит из ряда подразделений (группа консультантов, канцелярия, секретариат, архив, экспедиция, бухгалтерия, отдел кадров, хозяйственная часть и т.п.), которые призваны обеспечить судебную и другие виды деятельности соответствующего суда.

Консультанты – это лица, имеющие юридическое образование и, как правило, опыт работы в правоохранительных органах. Их основная задача состоит в изучении жалоб и дел, поступающих в суд для проверки в порядке судебного надзора. Содержание жалобы и результаты изучения дел они докладывают председателю суда или его заместителю, которые решают вопрос о внесении соответствующего протеста либо отказа в этом заявителю. Опыт показывает, что консультанты – это своеобразный резерв для выдвижения в качестве кандидатов на судейские должности.

Заведующий канцелярией руководит работой секретарями судебных заседаний, организует прием посетителей, обеспечивает регистрацию, поступающих уголовных, гражданских дел, другой корреспонденции, представляет их председателю суда или его заместителю, организует вызов в суд народных или присяжных заседателей, выдает или высылает гражданам с разрешения председателя или его заместителя копии различных судебных документов.

Секретари судебного заседания: проводят работу по подготовке дел к слушанию; извещают о времени слушания дела подсудимого, прокурора, адвоката и других заинтересованных лиц; обеспечивают вручение обвинительного заключения подсудимому; представляют адвокату возможность ознакомления с делом; ведут протокол судебного заседания; ознакамливают с протоколом судебного заседания, жалобами, протестом прокурора и другими документами заинтересованных лиц; завершают оформление материалов дела и сдают его в канцелярию суда.

Секретарь судебного состава обеспечивает подготовку дел, поступающих в суд с кассационной жалобой и протестом для их судебного рассмотрения. При необходимости он извещает о времени рассмотрения дела заинтересованных лиц, принимает и регистрирует с разрешения председателя состава суда жалобы или представления, поступающие непосредственно в суд кассационной инстанции и выполняет другие виды работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: