Судебные инстанции это консультант

Обновлено: 28.03.2024

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2004 г. № 237-О, право на судебную защиту, закрепленное нормами статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Одной из таких гарантий является право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, в том числе судов, чем предопределяется предоставление заинтересованным лицам возможности добиваться исправления допущенных судами ошибок и создание в этих целях процедур проверки вышестоящими судами законности и обоснованности решений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями.

Органы законодательной и исполнительной власти не осуществляют проверочные функции в отношении судебных актов, в связи с чем судебные акты могут подвергаться предметной оценке только вышестоящими судебными инстанциями, а именно, апелляционной, кассационной и надзорной.

Одним из видов обжалования в вышестоящую судебную инстанцию решений, приговоров, определений и постановлений суда, не вступивших в законную силу, является апелляция (от лат. appellatio - «обращение»), также именуемая второй инстанцией.

В Российской Федерации апелляция как форма обжалования восстановлена (после отмены в 1917 году) с принятием Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации в 1995 году.

Принцип инстанционности, к примеру, отражен в статье 323 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), в соответствии с которым приговор, постановление мирового судьи о прекращении уголовного дела и иные его постановления могут быть обжалованы в районный суд для рассмотрения в апелляционном порядке.

При этом в отдельных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, итоговый судебный акт может быть отменен судом, его вынесшим. Например, статья 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) регулирует такой порядок в отношении судебного приказа. Так, судебный приказ может быть отменен мировым судьей, который ранее его и постановил, если от должника в установленный срок поступят возражения. В настоящее время такой срок составляет десять дней со дня вручения должнику данного судебного акта (статья 128 ГПК РФ).

На современном этапе становления процессуального права апелляцию принято различать на полную и неполную.

При полной апелляции рассмотрение дела состоит в новом разбирательстве дела по существу, то есть стороны вправе представлять суду апелляционной инстанции новые доказательства в подтверждение своей позиции, при этом суд апелляционной инстанции не ограничивается только проверкой правильности обжалуемого судебного акта, а вновь рассматривает дело на тех же началах, что и суд первой инстанции. К примеру, в дореволюционной России была полная апелляция.

При неполной апелляции процесс доказывания сконцентрирован в суде первой инстанции, то есть представление новых доказательств в суд апелляционной инстанции либо недопустимо (как правило), либо допускается в определенных законом случаях, например, если у сторон имеются «уважительные причины» непредставления ранее таких доказательств в суд первой инстанции.

На сегодняшний день в Российской Федерации в большей степени преобладает модель смешанной апелляции, которая, в свою очередь, сочетает в себе признаки полной и неполной апелляции.

Между тем третьей по иерархии инстанцией судоустройства и второй по обжалованию судебных актов (приговоров, определений и решений судов), вступивших в законную силу, является кассация (от лат. quasso - «разрушаю, разбиваю»).

В порядке кассационного производства подлежат проверке не факты, а соблюдение судом первой и второй инстанций норм права. Такая форма обжалования в правовой среде получила название «чистая» или «формальная» кассация.

Последней, четвертой инстанцией, рассматривающий дело в порядке надзора и именуемой как надзорное производство, является Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорное производство представляет собой исключительную стадию судопроизводства, где проверяется законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке надзора служат только фундаментальные нарушения норм права нижестоящими судами. Это могут быть право на доступ к правосудию, на справедливое судебное разбирательство. К фундаментальным нарушениям норм права также следует относить нарушения единообразия толкования и применения судами норм права.

Помимо вышеуказанных видов обжалования существует так называемый и четвертый вид обжалования - пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу.

В соответствии с ГПК РФ ко вновь открывшимся обстоятельствам относятся, к примеру, существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. К новым обстоятельствам ГПК РФ относит в том числе отмену судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного решения по данному делу.

В свете вышеизложенного прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что 2018 год запомнился для судебной системы нашей страны двумя принятыми важнейшими нормативными правовыми актами, а именно, подписанные Президентом Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» и Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Первый документ вступил в силу 30 июля 2018 года и действует за исключением ряда положений, вступающих в силу в иные сроки, второй нормативный документ вступает в силу не позднее 1 октября 2019 года с момента принятия решения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Данное событие дает основания полагать, что в Санкт-Петербурге не позднее осени 2019 года должны начать свою работу Второй апелляционный суд общей юрисдикции и соответственно Третий кассационный суд общей юрисдикции.

По информации, размещенной на официальных сайтах указанных судов, Второй апелляционный суд общей юрисдикции будет расположен по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 9, лит. А, а Третий кассационный суд общей юрисдикции - по адресу: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26.

Таким образом, апелляционные и кассационные жалобы на решения Санкт-Петербургского городского суда и Ленинградского областного суда будут рассматриваться на территории Санкт-Петербурга.

Во Втором апелляционном суде общей юрисдикции будут обжаловаться судебные акты Верховного Суда Республики Карелия, Верховного Суда Республики Коми, Архангельского областного суда, Вологодского областного суда, Курганского областного суда, Ленинградского областного суда, Мурманского областного суда, Свердловского областного суда, Тюменского областного суда, Челябинского областного суда, Санкт-Петербургского городского суда, суда Ненецкого автономного округа, суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

В Третий кассационный суд общей юрисдикции подлежат обжалованию судебные акты судов Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа, а также судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов.

В результате, новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу. Также в их компетенцию будут входить дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

По судебным актам первой инстанции - мирового судьи и районного суда апелляционная инстанция останется прежней: судебные акты мирового судьи подлежат обжалованию в районном суде, а судебные акты районного суда обжалуются в городской, областной или равные им суды.

В последующем жалобу можно будет подать в кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а после этого обжаловать судебный акт в профильную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (вторая кассация).

В случае, если дело по первой инстанции рассматривал городской, областной или равные им суды, то апелляционную жалобу нужно будет подать в новый апелляционный суд общей юрисдикции, а кассационную жалобу - в кассационный суд общей юрисдикции.

Последней судебной инстанцией для всех дел, как и ранее, остается Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Также, исходя из особенностей вносимых изменений в федеральное законодательство, целесообразно обозначить и то, что в гражданском и административном процессах вводится принцип «сплошной кассации», когда судья должен будет принять к своему производству любую жалобу, которая формально соответствует требованиям закона.

Срок обращения с жалобой в кассационный суд общей юрисдикции будет составлять три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта вместо шести, как принято в настоящее время.

Кассационную жалобу необходимо будет подавать через суд первой инстанции. Сейчас жалоба направляется непосредственно в суд кассационной инстанции.

В гражданском судопроизводстве представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

В арбитражном судопроизводстве представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Требования, предъявляемые к указанным представителям, не распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, перечисленных в федеральном законе.

В целом, за основу модели функционирования новых созданных в Российской Федерации пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции взята система арбитражных судов, которая, как отмечают некоторые специалисты в области процессуального права, зарекомендовывала себя с положительной стороны.

Кроме того, до начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы, а также представления будут рассматриваться теми же судами, что и в настоящее время.

Таким образом, в ходе проведенной реформы будет исключена ситуация, когда проверка судебного акта осуществляется в том же суде, в котором дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции.

Подводя итог, следует сделать некоторые теоретические обобщения:

во-первых, возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в том числе процессуальных актов судебных органов, является залогом и гарантией эффективной судебной защиты нарушенных прав и свобод;

во-вторых, нововведения, внесенные в федеральное законодательство Российской Федерации, будут способствовать оптимизации судебной нагрузки, что в целом положительно отразится на совершенствовании судебной системы;

в-третьих, унификация судебных инстанций как фактор эффективности правосудия должна качественно повлиять на противодействие коррупции в органах судебной власти.

Но в то же время в той или иной инстанции правосудие должно заканчиваться. Завершение судебного процесса с вынесением итогового судебного акта еще не означает полное восстановление нарушенных прав и свобод, если вступившее в законную силу решение суда не исполняется.

В связи с чем и сегодня, как и более двух тысяч лет назад актуальны высказывания Аристотеля о том, что «не было бы никакой пользы в правосудии, если бы решения суда не приводились в исполнение…».

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции. Так, подверглась реформированию система обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу, соответственно этому претерпела изменению и система судов апелляционной и кассационной инстанций. Как заявлялось ранее, целью реформирования системы судов общей юрисдикции явилась необходимость обеспечения беспристрастности в рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций.

В постановлении Пленума ВС РФ от 13.07.2017 г. № 28 указано, что в настоящее время возникла объективная необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловлена потребностью в функционировании в рамках подсистемы судов общей юрисдикции организационно обособленных судебных инстанций в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

Как подчеркивается в указанном постановлении Пленума ВС РФ, реформа позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. При этом ВС РФ ссылается на положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций в системе арбитражных судов.

Сама идея разделения судов апелляционной и кассационной инстанций от «привязки» их к определенной территории не нова. Впервые она нашла свое воплощение в Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г., утвержденной в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., которой предлагалась трехуровневая система федеральных судов общей юрисдикции: мировой судья и федеральный районный суд как суды первой инстанции (районные суды обладали компетенцией рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей); федеральные окружные суды как апелляционная инстанция для районных судов и кассация при рассмотрении жалоб на судебные акты мировых судей; Верховный суд РСФСР как высшая кассационная и надзорная инстанция. Тут надо иметь в виду, что наряду с федеральной системой судов предполагалось введение республиканской системы, входящей в ведение республик в составе федерации.

Предложенная в настоящее время система судов общей юрисдикции близка по своим характеристикам к существующей системе арбитражных судов, в которой наиболее полным образом реализован принцип «один суд- одна инстанция». В СОЮ этот принцип наиболее последовательно реализован только в кассационных судах: в качестве единой кассационной инстанции, рассматривающей «первую» кассационную жалобу выступает кассационный суд общей юрисдикции, «обслуживающий» соответствующий судебный кассационный округ, который состоит из нескольких субъектов РФ. Апелляционная инстанция включает в себя районные (городские) суды, суды субъектов РФ и апелляционные суды общей юрисдикции. На наш взгляд, законодатель не пошел по дальнейшему окончательному претворению в жизнь принципа «один суд- одна инстанция» в системе судов общей юрисдикции из практических соображений и в целях защиты интересов физических лиц как стороны процесса: в существующих реалиях передача полномочий рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей и районных (городских) судов отдельной апелляционной инстанции, находящейся в другом регионе, привела бы к ущемлению процессуальных прав стороны спора, которая в этом случае понесла бы существенные транспортные расходы.

Порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов в соответствии с ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г.


Реформированный порядок обжалования судебных актов судов общей юрисдикции в соответствии с положениями ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г. можно представить в виде схемы:

Как видно, верховные суды республики, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее- суд субъекта) остаются судами апелляционной инстанции для рассмотрения жалобы на решения районный (городских) судов ОЮ. Апелляционные жалобы на судебные акты мировых судей по-прежнему остаются на рассмотрении районных (городских) судов.

Кассационный суд ОЮ рассматривает кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения судов субъекта РФ, судебные акты апелляционного суда ОЮ.

Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, судов субъекта, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции, направляются в Судебную коллегию ВС РФ (2 кассация).

Апелляционный суд ОЮ рассматривает апелляционные жалобы на судебные акты судов субъектов, принятые ими в качестве суда первой инстанции.

Согласно ФКЗ № 1-ФКЗ кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.

На основании данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке предусмотрено создание 9 кассационных судов ОЮ.


1 кассационный суд ОЮ- г. Саратов Саратовской области;

2 кассационный суд ОЮ- г. Москва;

3 кассационный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

4 кассационный суд ОЮ- г. Краснодар Краснодарского края;

5 кассационный суд ОЮ- г. Пятигорск Ставропольского края;

6 кассационный суд ОЮ- г. Самара Самарской области;

7 кассационный суд ОЮ- г. Челябинск Челябинской области;

8 кассационный суд ОЮ- г. Кемерово Кемеровской области;

9 кассационный суд ОЮ- г. Владивосток Приморского края;

кассационный военный суд- г. Новосибирск Новосибирской области.

Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Всего, предусмотрено создание 5 апелляционных судов ОЮ.


1 апелляционный суд ОЮ- г. Москва;

2 апелляционный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

3 апелляционный суд ОЮ- г. Сочи Краснодарского края;

4 апелляционный суд ОЮ- г. Нижний Новгород Нижегородской области;

5 апелляционный суд ОЮ- г. Новосибирск Новосибирской области;

апелляционный военный суд- г.о. Власиха Московской области.

Согласно ст. 7 ФКЗ № 1-ФКЗ настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, в самом законе предусмотрена возможность наступления ситуации, когда апелляционные и кассационные суды формируются неравномерно, когда в одних регионах уже рассматривают судебные споры «по новому», тогда как в других еще действует «прежние» положения по обжалованию. Или когда кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда ОЮ, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, т.к. суд кассационной инстанции не успел сформироваться. Очевидно, что такая ситуация, пусть даже и гипотетическая, никак не связывается с целями проведенной реформы.

Изменения в системе судов общей юрисдикции предполагают внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство. В настоящее время ВС РФ в ГД РФ подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений в ГПК РФ, КАС РФ (постановление Пленума ВС РФ № 20 от 21.06.2018 г.), КоАП РФ (постановление Пленума ВС РФ № 22 от 21.06.2018 г.).

Статья 1 асть 1 ФЗ № 1 "О судебной системе РФ" - "1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей. " Но ВС РФ вверил судебную власть в руки консультантов. Эта проблема давно обозначена и известна председателю ВС РФ, но ее не решают, так как она создана искусственно, что бы отсеивать жалобы на этапе подачи.

14 февраля 2020 года я через личный кабинет (Госуслуги/ЕСИА) обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой в пользу моего доверителя.

17 февраля 2020 года ее отклонили.

17 февраля 2020 ода я проверил и понял, что по своей невнимательности не приложил диплом, соответственно в этот же день отправил с приложенным дипломом.

18 февраля 2020 года документ зарегистрировали в ВС РФ.


Оказалось, что после регистрации кассационной жалобы, ее без рассмотрения и со ссылкой на законодательство может вернуть не судья ВС РФ, а консультант.


При этом как обжаловать действия консультанта?

Я уже писал по ранее сложившейся практике «верховенства консультантов», до изменения кассационной инстанции.

Так же здесь обсуждалось, как создан барьер к правосудию, а именно на стадии обращения к Председателю ВС РФ.

Можно конечно и по КАС РФ обжаловать незаконные действия консультанта ВС РФ. Есть отрицательная практика такого обжалования, например, здесь. В данном случае возврат/отказ связан с бранью в обращении и было можно «притянуть за уши» злоупотребление правом.

Но в моем случае возврат связан с неверным толкованием законодательства и подзаконного акта со ссылкой на обзор практики, где имеется четкое указание - «Документы об образовании представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.» (стр. 143 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019))

Мной отсканирован подлинник диплома, что согласно пункта 1.3. Порядка получается - электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) – переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Мне вменяют ненадлежащее заверение, но консультантом не приведено ссылки на процессуальное право, что данный электронный образ документа заверяется усиленной квалифицированной подписью (так как этого нет), а так же не учтено понятие - электронная подпись – информация в электронной форме, присоединенная к подписываемому электронному документу или иным образом связанная с ним и позволяющая идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ.

А так же понятие - ключ электронной подписи – уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи. В качестве ключа простой электронной подписи используется учетная запись физического лица ЕСИА.

Создание электронного образа документа описано в пункте 2.2.1. Порядка - Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования. Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200 – 300 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности, а именно: графической подписи лица, печати и углового штампа бланка (при наличии), сканирование в режиме полной цветопередачи осуществляется при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста, если это имеет значение для рассмотрения дела;

и заверение электронного образа - 2.2.5. Электронный образ документа заверяется в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

В том числе - доверенность представляется . в виде электронного образа документа, заверенного . либо электронного образа, заверенного простой электронной подписью . лица, подающего документы.

И важное замечание в этом пункте - Если обращение в суд подано в виде электронного образа документа, такое обращение и прилагаемые к нему электронные образы документов считаются заверенными простой электронной подписью лица, подающего документы.

Но какие действия совершают с поданными в суд документами?

Так пункт 4.4. Порядка указывает - Просмотр документов, поданных в суд в электронном виде, осуществляется работником аппарата суда, ответственным за прием документов в электронном виде, который должен убедиться в том, что документы, поступившие в информационную систему, адресованы суду, доступны для прочтения, оформлены в соответствии с Порядком подачи документов, включая соблюдение требования о наличии графической подписи лица в электронном образе обращения в суд, требований к электронной подписи. Если данные условия соблюдены, пользователю в личный кабинет направляется уведомление о получении судом поданных в электронном виде документов. [авт. - мне ни разу уведомления, за все время обращений в ВС РФ, не присылались] В уведомлении указывается наименование суда, направляющего уведомление, наименования полученного обращения в суд и прилагаемых документов, дата и время поступления обращения в информационную систему и дата и время его получения судом. В уведомлении также может указываться номер соответствующего судебного дела (производства).

Если названные условия не соблюдены, пользователю направляется уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд. В уведомлении указываются причины, в силу которых документы не могут считаться поступившими в суд. [авт. - напротив, данные обращения приходят но в ниже указанной форме]


При этом Порядок предусматривает пунктом 4.5. - Документы отклоняются по следующим причинам: [авт. - приведены пункты близкие к рассматриваемой проблеме]

7) в нарушение законодательства и Порядка подачи документов обращение в суд в виде электронного документа не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью либо обращение в суд в виде электронного образа документа не заверено усиленной квалифицированной электронной подписью; [авт. - распространяется на случаи, когда это обязательно, например, заявление об обеспечительных мерах (абз. 2 ч. 1 ст. 139 ГПК РФ)]

9) электронная подпись не соответствует виду или формату, установленным Порядком подачи документов. Усиленная квалифицированная электронная подпись не прошла проверку: на момент подписания документа срок действия сертификата электронной подписи истек, электронная подпись не соответствует документу, документ был изменен (модифицирован) после подписания его электронной подписью; [авт. - в нашем случае консультантом это не указывается]

11) к обращению в суд, подаваемому представителем, не приложен документ, подтверждающий полномочия представителя на предъявление документов в суд; [авт. - в нашем случае консультантом указывается, что полномочия не подтверждены в соответствии с разъяснениями Обзора практики]

12) нарушены иные требования к электронным документам и (или) электронным образам документов, установленные Порядком подачи документов.

И как всегда, не был ВС РФ самим собой, если бы не вводил парадоксы, которые «ловко используют» консультанты — пункт 4.8. Порядка - Прием, учет и регистрация поступивших в электронном виде документов производятся в том же порядке, в котором осуществляется прием, учет и регистрация документов на бумажном носителе.

Часть 5 статьи 53 ГПК РФ, на которую ссылается консультант, гласит - «Иные оказывающие юридическую помощь лица представляют суду документы о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности, а также документы, удостоверяющие их полномочия.»

Все же является ли отсканированный оригинал диплома надлежащим документом или требуется дополнительное заверение из серии - «Докажи, что не верблюд!?».

Вот такой доступ к правосудию по кассационной жалобе, которая выкладывалась мной здесь.

UPD: Запросил документ через личный кабинет в ВС РФ. Пришел ответ в черно-белом изображении и без электронной подписи (вернее она не соответствует файлу). Вот так соотносят равенство прав и обязанностей в ВС РФ?!




Направил запрос с разъяснением данного решения. Ответ разумеется выложу позже (как получу).

Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков

Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков

Составление понятного договора

Составление понятного договора

Правовые стратегии переговоров

Правовые стратегии переговоров

Похожие материалы

Комментарии (21)

1. Если бы подписывал судья, то ему надо было бы думать каким документом это оформить. Ладно, решил бы оформить так же, но тогда судья показывает свою некомпетентность, являясь членом высшего судебного органа.
2. Вопрос ведь не только в возврате. Вопрос в правильности этого возврата. Оригинал документа сначала подлежит заверению? И потом отсылается заверенная копия? Если знаете ответ, то напишите.

Потому что судья осуществляет правосудие, а консультант может только содействовать судье, но не принимать решение за него.

А что это? Сам консультант указывает (ссылается на) нормы гражданского процесса судопроизводства (правосудия).

Нет, это как раз и есть осуществление правосудия. Иначе надо дать такое право сотрудникам Почты России - зачем в Москву всё гонять? пусть на почтамтах вскрывают и определяют достаточность комплектности и оценивая поданное по признакам годности по комплектности, принимая по результатам процессуальные решения.

Я обжаловал и Консультанта ВС.

И зам. пред суда и секретарей судебных заседаний и зав. канцелярией.
И по ГПК и по КАС. И общей юрисдикции и арбитражного суда.

Всегда отказывали в принятии заявления по различным основаниям.
Вышестоящие суды общей юрисдикции оставляли без изменения.

Если в картотеке арбитражных дел посмотреть, то Арбитражный суд Московской области один раз рассмотрел такое заявление на Председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по существу и подробно отказал. А Московская кассация отменила и производство по делу прекратила.

С тех пор и Арбитражный суд Московской области больше 50 раз отказывал в принятии.

Подход не изменился - готовы отказать по любым основаниям, которые могут придумать. У меня в "коллекции" 3 разных отказа по ГПК и 4 по КАС. Принцип один: "исходя из смысла. " Конституции РФ, ФЗ и ФКЗ: Органах судебного сообщества, Судопроизводстве, Статусе судей и пр. - "обжаловать никого нельзя".

См. далее - по КАС.

По ГПК я обжаловал консультанта ВС РФ, который вернул мне жалобу на определение по АПК, потребовав уплатить госпошлину, вопреки разъяснениям ВАС РФ, которые он не читал.

Сейчас в Санкт-Петербургском городском суде рассматривается частная жалоба. Вот, для примера. Может поможет.

Ошибочен вывод суда, что: «исходя из смысла и содержания статей 118, 120 и 122 Конституции Российской Федерации следует, что никакие действия (бездействия) судей, судебных органов и органов судейского сообщества, за исключением случаев прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке административного судопроизводства».

На основании статьи 218 КАС РФ: «Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти… (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего… если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица».

В силу нижеперечисленных статей Конституции Российской Федерации:
10) «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
11) «1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».
46) «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

«Раскрывая конституционное содержание права на судебную защиту, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в рамках судебной защиты прав и свобод возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные» – 2 абзац пункта 2 постановления Конституционного Суда РФ №29-П от 30.11.2012 «По делу о проверке конституционности положений части пятой статьи 244.6 и части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А. Г. Круглова, А. В. Маргина и др.».

Выявленный районным судом смысл статей 120 и 122 Конституции Российской Федерации, согласно которому получается: «Начальник отдела обеспечения судопроизводства по гражданским и административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции Малкова Н. И. не относится к числу лиц, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в порядке административного судопроизводства» — из текста этих статей не следует.

В них на самом деле указано, что: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (часть 1 статьи 120), и что: «Судьи неприкосновенны» (часть 1 статьи 122), — к которым административный ответчик – должностное лицо Малкова Н. И. не относится.

Вывод суда противоречит толкованию процессуальных норм, данному Конституционным Судом Российской Федерации в определении №880-О-О от 14.07.2011 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Скворцова Андрея Максимовича на нарушение его конституционных прав статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 6.2, 9, 10, 12.1, 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статьями 17, 19, 22 Федерального закона «Об органах судебного сообщества в Российской Федерации»:

«На основании статей 254 и 255 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Таким образом, сами по себе данные законоположения не исключают возможности судебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, в том числе суда и самих судей.

Не соответствует закону разъяснения суда, что: «На действия (бездействие) Малковой Н. И. административным истцом может быть подана жалоба, которая подлежит рассмотрению с учетом положений ст. 56-59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации», так как в этих статьях федерального закона говорится об дисциплинарной ответственности государственных служащих, к которой их может привлечь их работодатель.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.

Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации - республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.

В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации

Система арбитражных судов Российской федерации

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 "О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений" было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями" для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 "Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.", из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) - для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик - для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей - для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 "О Государственном арбитраже в СССР", была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 "Об арбитражном суде". Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) - ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения "О Федеральной налоговой службе", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) - п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ.

Когда между людьми возникают споры, которые невозможно решить без участия третьих лиц, стороны обращаются в суд. Исковые заявления в данном учреждении можно рассматривать с двух позиций: гражданско-правовой и уголовной.

суд первой инстанции

В последнем случае дело направляется в орган правосудия прокурором - по результатам предварительного расследования.

Если исковое заявление подано впервые по какому-либо делу, его рассматривает суд первой инстанции. Государственный орган начального этапа выносит решение, определение или приговор.

В судебной отрасли первая инстанция — это любой суд, который рассматривает дело первым. Это может быть:

  • мировой суд;
  • районный;
  • арбитражный.

На судьях первого этапа лежит большая ответственность — они должны полно и всесторонне рассмотреть дело и вынести по нему решение с соблюдением всех правил судопроизводства.

Заявление

Для того чтобы обратиться в суд первой инстанции, заявитель должен приготовить все необходимые документы. Именно на этом этапе можно приводить доказательства, заявлять свидетелей и ходатайства.

определение суда первой инстанции

После того как в орган правосудия поступило исковое заявление, судья должен определить правильность отнесения по подсудности и подведомственности. К примеру, если спор касается военной сферы, то судья обязан передать дело соответствующему суду для рассмотрения. По результатам анализа смысла искового заявления составляется определение суда первой инстанции.

Отказ

В том случае, если в принятии заявления отказано, должны быть указаны причины, согласно статье 134 ГПК РФ:

  • иск должен быть рассмотрен в арбитражном или уголовном порядке;
  • заявление подано на оспаривание актов, которые не затрагивают непосредственно интересы истца;
  • лица, подавшие заявление в защиту законных прав других граждан, не имели на это права;
  • имеется решение суда по основаниям и между сторонами, которые заявлены в иске;
  • есть решение третейского суда по этому же делу (исключение составляет ситуация, когда необходимо получить исполнительный лист на выполнение решения третейского судьи)

дел в суде первой инстанции

Если суд вынес решение об отказе, заявитель не может обратиться повторно в этот же орган с таким же исковым требованием.

Возврат

Возвращение иска осуществляется только в тех случаях, когда основные требования соблюдены, но есть некоторые нарушения, определенные в статье 135 ГПК РФ:

Необходимо сохранять все уведомления и чеки, которые в дальнейшем будут являться доказательством того, что способы мирного решения проблемы исчерпаны.

4. Документ не подписан или стоит подпись лица, которое не имело на это права.

Иск без движения

Иск остается в канцелярии суда без рассмотрения в следующих случаях, указанных в положении 136 ГПК РФ:

  • если не была соблюдена форма подачи заявления;
  • не приложены необходимые документы или их копии;
  • отсутствует квитанция об уплате госпошлины (это не касается случаев, когда заявитель освобожден от внесения денег или ему представлена отсрочка).

решение суда первой инстанции

При этом на любые действия суда, указанные выше, можно подать частную жалобу, если, по мнению заявителя или других лиц, участвующих в деле, определение вынесено несправедливо.

Как только порядок заявления будет соблюден, судья назначает дату первого судебного заседания.

Отличия

Рассмотрение дела в суде первой инстанции производится только по существу. Это значит, что только на этом этапе дело формируется, выясняются обстоятельства и доказательства, то есть происходит исследование.

На этой стадии также можно уточнять или изменять исковые требования. Любая ошибка может повлиять на исход дела.

арбитражный суд первой инстанции

В отличие от суда первой инстанции, вышестоящие органы не могут принимать во внимание новые заявления и ходатайства, если они не были представлены ранее.

В том случае, если заявлялось ходатайство о приобщении какого-либо элемента к материалам дела, но оно не было удовлетворено судьей, можно просить об этом судью вышестоящих инстанций — апелляционного и кассационного суда.

В отличие от указанного нами судебного органа, другие суды не могут рассматривать дела по существу, а выявляют возможные ошибки и недочеты в процессе рассмотрения иска. Таким образом, вышестоящие инстанции исследуют законность принятого решения предыдущим судом.

Сроки

Необходимо отметить, что решение суда первой инстанции можно обжаловать в течение определенного времени, подав жалобу в вышестоящий орган. Для этого заявителю необходимо написать документ, в котором кратко будет описана суть дела, результат рассмотрения его судом первой инстанции и ошибочные позиции судьи.

В том случае, если сроки подачи жалобы истекли, их необходимо восстановить. Заявление подается в канцелярию того суда, который изначально рассматривал иск. Как правило, срок обжалования составляет 30 дней, если в решении суда не указано иное.

Возможности в суде

Так как суд первой инстанции занимается исследованием по делу, здесь возможны также следующие действия:

  • подача ходатайства об отложении судебного заседания по уважительным причинам;
  • просьба о судебном поручении (делегирование полномочий суда такому же органу, находящемуся в другом субъекте РФ, на допрос свидетелей или истребование доказательств);
  • ходатайство об особом порядке судопроизводства.

Также в первой инстанции возможно разделение или объединение однородных дел, привлечение третьих лиц или замена ответчика.

 апелляционный суд первой инстанции

Экономические споры

Между юридическими лицами также бывают разногласия. Исковые заявления организаций рассматривает арбитражный суд первой инстанции. В этом случае, так же как и в отношении физических лиц, действуют такие же правила.

В арбитраже стороны обязаны предоставить исчерпывающие доказательства и документы. Если есть необходимость, проводятся экспертизы, о назначении которых заявляют ходатайством.

На практике почти в каждом рассматриваемом деле встречаются возражения истца на возражения ответчика, или наоборот, а также на ходатайства, поступившие от другой стороны.

В первой инстанции проводится предварительное заседание, которое необходимо для выяснения готовности участников к рассмотрению дела. В том случае, если судья решит, что представленных доказательств или документов недостаточно, или истец не совсем ясно изложил исковые требования, выносится определение на исправление данных недочетов.

Необходимо подчеркнуть, что это возможно только в суде первой инстанции.

Апелляционный суд первой инстанции

На втором этапе рассмотрения дела судья должен вынести решение по заявлению гражданина. В том случае, если не было выявлено нарушений и ошибок, которые мог допустить суд первой инстанции, в апелляции отказывают и оставляют решение начального этапа без изменений.

Ходатайства, доказательства и иные элементы дела, которые не были ранее заявлены в суде первой инстанции, в апелляционном суде недопустимы. Вышестоящие органы исправляют только ошибки трактовки и использования закона.

При наличии недочетов в решении первой инстанции заявление гражданина удовлетворяют. Судья может назначить меньший срок по уголовному делу, а по гражданскому - изменить меры ответственности.

рассмотрение в суде первой инстанции

В том случае, если дело сложное и требует дополнительного расследования, вышестоящие суды не отправляют материалы обратно. Согласно статье 330 ГПК РФ, орган правосудия рассматривает иск по правилам производства, действующим в суде первой инстанции.

Важный момент! Не может быть отменено решение или определение суда первой инстанции по критериям, не связанным с законностью проведения процесса и судебного расследования. К примеру, если ответчик или истец считают, что судья являлся заинтересованным лицом в деле (это может являться причиной рассмотрения иска другим специалистом), необходимо предъявить веские тому доказательства. Только тогда есть возможность обжаловать результаты, подав жалобу в вышестоящий орган.

Состав суда

Первая инстанция судебного разбирательства предусматривает несколько вариантов производства:

  • единолично одним судьей;
  • тремя судьями;
  • судьей с участием присяжных.

В том случае, если дело подлежит рассмотрению по одному из вышеуказанных вариантов, но суд первой инстанции нарушил правила, можно подать апелляцию.

В судах второго этапа заседания проходят с участием одного судьи, а на следующих ступенях — с участием трех профессиональных судей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: