Судебную земскую и школьную реформы начали проводить в россии в каком году

Обновлено: 28.03.2024

В тесте задания по внутренней и внешней политике Александра II.

ВложениеРазмер
vnutrennyaya_i_vneshnyaya_politika_aleksandra_2.docx 31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тест. Внутренняя политика Александра II

1. Александр II царствовал в

1) 1825-1845 2) 1825-1855 3) 1855-1881 4)1857-1878

2. В каком году была проведена крестьянская реформа?

1) 1837 2) 1881 3)1861 4) 1864

3. Судебную, земскую, школьную реформы начали проводить в России в

1) 1856 2) 1881 3) 1864 4)1861

4. «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнёт само уничтожаться снизу», - заявил

1) Николай I 2) Александр II 3) Александр I 4) Павел I

5. С крестьянской реформой 1861 г. были связаны новые явления в жизни крестьян:

1) барщина, оброк 2) выкупные платежи крестьянская община, 3) переделы земли 4) право помещика покупать крестьян

6. Бессословные органы местного самоуправления, созданные в эпоху реформ Александра II, получили название

1. губные избы 2) волости 3) губернии 4) земства

7. В чём заключалась деятельность земств?

1. в осуществлении политической власти на местах

2. в решении хозяйственных вопросов местного значения

3. в централизованном сборе общегосударственных налогов

4. в выполнении полицейских функций

8. В проведении земской и городской реформ в XIX в. царское правительство преследовало цель

1. борьбы с террором

2. расширения представительного начала в органах местного самоуправления

3. усиления дворянского влияния в деревне и городе

4. сужения прав органов местного самоуправления

9. В результате осуществления судебной реформы в России вводились

1. состязательность судебного процесса, гласность судопроизводства

2. принцип разделения властей

3. суд помещика над крестьянами

4. военные трибуналы

10. В результате военной реформы в России в 1874г. был (-а, -о)

1) увеличено число наёмных войск 3) введён рекрутский набор в армию

2) созданы военные поселения 4) введена всесословная воинская повинность

11. Что из перечисленного относится к образовательной реформе? Укажите два верных положения:

  1. разделение гимназий на реальные и классические
  2. начало высшего женского образования
  3. издание циркуляра о кухаркиных детях
  4. образование 6 учебных округов

12. Народники организовали «хождение в народ» с целью

  1. подготовки народного восстания
  2. пропаганды необходимости реформ
  3. внедрения технических достижений западных стран
  4. разрушения крестьянских общин и создания фермерских хозяйств

13. Отметьте членов организации «Народная воля».

1. М.Бакунин, П.Ткачев, П.Лавров

2. Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейл

3. А.Желябов, С.Перовская, А.Михайлов

4. М.Катков, К.Победоносцев, П.Шувалов

14. Документ, составлявшийся в ходе крестьянской реформы 1861 г. и фиксировавший отношения помещиков с временнообязанными крестьянами

  1. вексель
  2. крепость
  3. уставная грамота
  4. кабальная запись

15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.

1. вводилось обязательное начальное образование

2. началось развитие среднего и высшего женского образования

3. отменялась автономия университетов

4. прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения

16. Укажите соответствие между историческими личностями России и видом их деятельности:

1. Великий князь Константин Николаевич;

а. инициатор создания Московского купеческого банка;

б. министр просвещения, против реальных гимназий;

в. возглавил Главный комитет по подготовке проекта крестьянской реформы 1861 г.

г. редактор журнала «Колокол».

Тест «Внешняя политика Александра II»

1. Какое из событий внешней политики России относится ко второй половине XIX в.?

1) завоевание Кокандского ханства
2) присоединение Финляндии
3) четвертый раздел Польши
4) присоединение Восточной Грузии

2. Кто из названных полководцев сыграл важную роль в завоевании Средней Азии во второй половине XIX в.?

1) А.А. Брусилов
2) М.Д. Скобелев
3) И.И. Дибич
4) П.И. Багратион

3. Что стало одной из причин русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

1) безжалостное подавление турками восстания в славянских землях
2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе
3) поддержка Россией греческого восстания
4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтрализации Черного моря

4. Прочтите отрывок из дневника военного министра и определите название населенного пункта, название которого в нем пропущено.

«Уже близко было к закату солнца, когда кто-то подошел ко мне и сказал, что Государь спрашивает меня. Я встал и подошел к Государю, который вполголоса, с грустным выражением сказал: «Приходится отказаться от __________ надо отступить». Пораженный, как громом, таким неожиданным решением, я горячо восстал против него, указав неисчислимые пагубные последствия подобного исхода дела. «Кто знает, — заметил я, — в каком положении сами турки! Каковы будут наши досада и стыд, если мы потом узнаем, что отступили в то время, когда турки сами считали невозможным долее держаться в этом котле, обложенном со всех сторон нашими войсками». Кажется, этот аргумент подействовал более всех других. Решено было, чтобы войска оставались пока на взятых ими позициях, прикрылись укреплениями и не предпринимали новых наступательных действий. В таком смысле разосланы были приказания…»

1) Адрианополь
2) Плевна
3) Сан-Стефана
4) Тырново

5. Условия мира, заключенного по итогам войны, которую вела Россия в 1877-1878 гг., были пересмотрены на конгрессе, проводившемся в

1) Вене
2) Париже
3) Берлине
4) Петербурге

6. Расположите в хронологическом порядке события, связанные с внешней политикой России XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) отказ России от соблюдения условий Парижского мира
2) создание «Союза трех императоров»
3) подавление русскими войсками во главе с И.Ф. Паскевичем Венгерской революции
4) создание Священного союза

7. Какие из перечисленных положений отражают содержание Сан-Стефанского мирного договора 1878 г.? Найдите в приведенном ниже списке два положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) получение Болгарией статуса автономного княжества
2) нейтрализация Черного моря
3) установление контроля России над Черноморскими проливами
4) предоставление Турцией независимости Греции
5) предоставление Турцией независимости Сербии, Черногории и Румынии

8. Появление какого понятия связано с внешней политикой России второй половины XIX в.?

1) Союз трех императоров
2) Континентальная блокада
3) Венская система
4) Священный союз

9. Кто из перечисленных исторических деятелей в 1850-1880-х гг. занимал пост министра иностранных дел России?

1) Д.А. Толстой
2) П.А. Валуев
3) Н.А. Милютин
4) А.М. Горчаков

10. Прочтите отрывок из дневника военного министра и определите название места, пропущенное в тексте.

«Сегодня мы поднялись с места в 6 часов утра и двинулись под прикрытием бригады 1-й пехотной дивизии. На пути получено несколько известий из Тырнова от главнокомандующего: одно — о лихом наезде казаков на Сельви и Ловчу, другое — об успехах генерала Гурко в Балканах. В то время, когда князь Мирский, начальник 9-й пехотной дивизии, с Орловским пехотным полком пытался безуспешно пробиться чрез… проход, сильно занятый и укрепленный турками, Гурко, после нескольких стычек на южном склоне Балкан, овладел Казанлыком и, заняв дер. __________ взял в тыл турецкие войска, защищавшие горный проход. Войска эти, взятые между двух огней, бежали, побросав оружие, знамена и пушки».

1) Карс
2) Плевна
3) Шипка
4) Сухум

11. Что было одним из последствий русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

1) переход проливов Босфор и Дарданеллы под контроль России
2) запрет России держать флот в Черном море
3) освобождение балканских народов от турецкого ига
4) потеря Россией Южной Бессарабии

12. Кто из перечисленных полководцев был участником войны 1877-1878 гг.?

1) М.И. Кутузов
2) М.Д. Скобелев
3) А.П. Ермолов
4) В.А. Корнилов

13. Расположите в хронологическом порядке события, связанные с внешней политикой России в XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) образование в составе России Царства Польского
2) нейтрализация Черного моря
3) присоединение к России Нахичеванского и Эриванского ханств
4) подчинение Бухары и Хивы

14. Какие из перечисленных положений отражают итоги русско-турецкой войны 1877-1878 гг.? Найдите в приведенном ниже списке два положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) запрет Турции иметь флот на Черном море
2) переход Болгарии в вассальное подданство России
3) переход к России крепости Батум
4) возвращение России Южной Бессарабии
5) получение Россией исключительного права проводить через черноморские проливы свой военный флот

15. Установите соответствие между событиями, связанными с политикой России в Средней Азии во второй половине XIX в., и датами.

А) разгром русскими войсками под командованием М.Д. Скобелева войск кокандского хана
Б) разгром войск бухарского эмира русскими войсками и вхождение отряда К.П. Кауфмана в Самарканд
В) присоединение Ташкента русскими войсками под командованием М.Г. Черняева
Г) организация Туркестанского генерал губернаторства

1) 1865 г.
2) 1867 г.
3) 1868 г.
4) 1875 г

16. Какой остров по Петербургскому договору с Японией 1875 г. переходил в российские владения?

1) Новая земля
2) острова Курильской гряды
3) Сахалин
4) Родос

17. В каком году Российская империя продала территорию, Аляски Соединённым Штатам Америки?

1) 1861 г.
2) 1867 г.
3) 1875 г.
4) 1881 г.

18. В каком году были отменены статьи Парижского договора о нейтрализации Чёрного моря?

1) 1851 г.
2) 1856 г.
3) 1871 г.
4) 1874 г.

19. Какое событие европейской внешней политики позволило русской дипломатии отменить нейтрализацию Чёрного моря?

1) Франко-прусская война
2) объединение Италии
3) начало Первой мировой войны
4) образование Тройственного союза

20. Какие три государства подписали в 1873 г. договор, известный как «Союз трёх императоров»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Англия
2) Россия
3) Германия
4) Италия
5) Бельгия
6) Австро-Венгрия

21. Когда произошло окончательное включение Средней Азии в состав Российской империи?

1) 1875 г.
2) 1878 г.
3) 1881 г.
4) 1882 г.

22. Когда произошло окончательное включение Средней Азии в состав Российской империи?

1) 1875 г.
2) 1878 г.
3) 1881 г.
4) 1882 г.

23. Какой край переходил в российские владения по Пекинскому договору с Китаем 1860 г.?

1) Казанский
2) Уссурийский
3) Байкальский
4) Удмуртский

  1. Когда был подписан Сан-Стефанский мирный договор?
  1. в 1856 г.
  2. в 1878 г.
  3. в 1882 г.
  4. в 1892 г.
  1. Граница Российской империи по Амуру, Уссури и Сунгари была установлена
  1. по Айгунскому договору
  2. по Сан-Стефанскому договору
  3. по Парижскому договору
  4. по Симодскому договору

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".


Зачетные задания по истории России ХХ в., тема «Россия в 1900-1916 гг.»

Тестовые задания составлены для проведения зачета по истории России по теме "Россия в 1900-1916 гг.".

Урок – игра по истории 9 класса по теме «Россия в первой половине 19 века»

Урок повторения по темеЦель: обобщить и систематизировать знания по данной теме.Задачи:- повторить основные события, даты периода;- охарактеризовать деятельность исторических личностей это.


Контрольная работа по истории России по теме: «Россия в период правления Александра I»

Контрольная работа по истории России по теме: «Россия в период правления Александра I».


Урок истории 8 класс по теме "Россия во 2 половине 18 века. Золотой век Екатерины II. Павел I".

Тема данного урока рассчитана на 2 часа и позволяет провести анализ внутренней политики Екатерины II и Павла I. Сопоставить политику «просвещенного абсолютизма» в России. Рассмотреть с исп.

Стартовый срез знаний по истории 7 класс по теме «Россия с древнейших времен до конца XVI в.»

Стартовый срез знаний по истории 7 класспо теме «Россия с древнейших времен до конца XVI в.».

1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

· Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.

· Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.

· Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Суть реформы

1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году

Получали избирательные права

При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.

На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.

Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Избирательные курии с 1864 года

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Структура Земского самоуправления после 1864 года

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Структура Волостного самоуправления после 1864 года

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

· Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.

· Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.

· Сбор статистических данных и организация переписи населения.

· Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору . Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Земская реформа 1864 года - органы управления

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

1. Регионы, где землевладение отсутствовало или было незначительным. Это Сибирь, Оренбургская, Архангельская и Астраханская губернии, а также Средняя Азия.

2. Регионы, где основная часть помещиков не была русскими. Это правобережная Украина, Белоруссия, Литва, Польша, Кавказ.

Это был главный недостаток реформы – избранность. Второй же недостаток – выборные сословия. На бумаге выборная система выглядит самодостаточной, в реальности же она получилась сословной, где значительное преимущество в численности был у дворян.

После отмены крепостного права в Российском государстве появилась необходимость продолжить реформы. Они должны были затронули сферу местного самоуправления, судебную власть, издательское и финансовое дело, военную область. Многие преобразования осуществились в 1864 г.

Земская реформа

01.01.1864 г. в России появилось Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Оно определяло учреждение и действие всесословных выборных органов в местном самоуправлении – земства. К этому времени стало ясно, что любые преобразования будут эффективными только при условии качественной работы руководителей на местном уровне. При этом местное чиновничество в большей степени ознакомлено со спецификой территории, чем центральные руководители.

1864. Земская, судебная и школьная реформы

В состав земств входили депутаты, выбираемые из числа представителей всех сословий. Там были представлены владельцы фабрик, дворяне, крестьянское население, горожане. Земства избирались на 3 года, ими руководили предводителя дворянства. Их сфера полномочий была ограничена местным самоуправлением. Земства занимались проблемами учебных заведений, почтовой службы, больниц, приютов, храмов. В то же время земства контролировались губернатором и министром внутренних дел.

Преобразования в судебной сфере

В наибольшей степени последовательность реализации была характерна для судебной реформы. 20.11.1864 г. появилась новая редакция уставов судебного производства и устройства. Судебными уставами учреждались всесословные суды, которые не зависели от административного аппарата.

По судебной реформе создавалась судебная палата. Окружные суды включали в свой состав судебных следователей, которые не имели полномочий в передаче полиции расследований. При этом полицейские структуры утрачивали право проводить следственный процесс и направлять обвинение в суд. Они сохраняли исключительно функции дознания. Мелкие преступления до 500 руб. рассматривались на уровне уездов и городов в мировых судах по упрощенной схеме.

Школьная реформа

Преобразования начали проводиться и в сфере народного образования. По уставу 1863 г. университеты получили обратно автономию. После рассмотрения вопросов советом университета принимались все решения.

В 1861 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах. Частные лица получили право открывать такие учебные заведения. В 1864 г. правительство утвердило устав гимназий. Он устанавливал принцип равенства вне зависимости от сословия при поступлении в учебное заведение.

В середине XIX века Российская империя заметно отставала от ведущих европейских стран и США по основным показателям экономического развития и уровню развития гражданского общества. Опыт европейских революций показывал царскому правительству, что назревшие изменения могут быть введены «снизу», путем массового восстания. Не желая допускать такого, правительство Александра II решило изменить положение «сверху» путем реформ.

Причины и предпосылки александровских реформ

Необходимость изменений в российской жизни была очевидна многим образованным представителям верхушки. Для них не составляло секрета, что крепостное право тормозит в России развитие не только промышленности, но и сельского хозяйства. Они стремились преобразовать Россию с целью продвинуть промышленный переворот, ликвидировать экономическую отсталость, стимулировать российские науку и образование.

Царь Александр II и его реформы

Такие настроения среди высшей бюрократии появились еще в николаевское время. Сторонников реформирования в историографии принято именовать «либеральными бюрократами» или «просвещенными бюрократами». Их позиции заметно укрепило поражение России в Крымской войне, подчеркнувшее все негативные стороны российского устройства.

«Либеральные бюрократы» не были конституционалистами и тем более республиканцами. Наоборот – они видели залог успеха реформ в незыблемости самодержавия. Но они понимали, что сама эта незыблемость напрямую зависит от согласия монарха на изменения в жизни страны. Александр II прислушался к мнению этих чиновников.

Основные реформы Александра II

В царствование Александра II был проведен ряд реформ в разных сферах. Их глубина и значение сильно различались; однако всем реформам была свойственна общая особенность – стремление максимально сохранить сословное неравноправие и привилегии дворянства. Период реформ растянулся почти на 2 десятилетия.

Крестьянская реформа 1861 года

Эта реформа является не только хронологически первой, но и самой известной, и самой масштабной. Она была призвана решить важнейшую российскую проблему – крестьянский вопрос.

Подготовка реформы была начата еще в 1857 году, а некоторые дополнительные акты в ее рамках принимались до 1881 года. Однако ее основным документом считается Манифест от 19 февраля 1861 года, Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости и сопутствующие им акты (всего 22 документа). Вкратце содержание реформы было следующим.

Оглашение манифеста от 19 февраля 1861 года

  1. Крестьяне становились лично свободными и обретали дееспособность.
  2. Крепостные освобождались с усадьбой, но без полевого надела. Его следовало выкупить у помещика по установленной схеме. До внесения выкупа крестьянин должен был за пользование землей отрабатывать барщину или платить оброк – то есть был временнообязанным.
  3. Дворовые крестьяне освобождались без земли.
  4. Устанавливались минимальные и максимальные нормы душевого крестьянского надела (свои в каждой губернии). Если до реформы крестьянин имел больше, помещик мог «отрезать» лишнее в свою пользу.
  5. Для управления повседневной крестьянской жизнью формировались особые органы самоуправления.
  6. Крестьянин получал свободу и дееспособность, но не равенство с другими сословиями. Для крестьян сохранялись телесные наказания, особые суды и другие ограничения.

В результате реформы большинство земель остались в собственности помещиков. Крестьянские наделы нередко (это зависело от губернии) уменьшались. Безземельные дворовые и разоряющиеся крестьяне стали резервом рабочей силы для промышленности. Земля выделялась не каждому крестьянину в отдельности, а «обществу» села (или крепостным одного барина), а затем уже распределялась – землевладение крестьян оставалось общинным.

Однако крестьянин после 1861 года перестал быть «крещеной собственностью». Помещик лишился права вмешиваться в его личную жизнь и хозяйственную деятельность. Барщина и оброк временнообязанных были строго регламентированы.

Крестьянскую реформу некоторые называли «великой», другие – «грабительской». Она была и той, и другой. Значение реформы для страны было огромным. Но крестьяне в результате ее стали массово нищать, а за все время действия выкупных платежей они переплатили за свои наделы в 3 раза.

Земская реформа 1864 года

Назначением земской реформы было увеличение эффективности местного управления, ибо огромные размеры страны существенно ограничивали возможности руководства из центра. Основным документом, запустившим реформу, стало Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года.

Земские выборы

Основные положения земской реформы состояли в следующем.

  1. В уездах и губерниях создавались земские собрания и земские управы. Это были выборные органы, но членов собрания выбирали избиратели, а управу – собрание. Управа играла роль исполнительного органа собрания.
  2. Земские выборы проходили 1 раз в 4 года по 3 куриям. При формировании курий действовал сословный и имущественный ценз. Выборы по 3-й крестьянской курии были 3-ступенчатыми.
  3. Земские органы контролировались министерством внутренних дел и были лишены права общения и взаимодействия.
  4. Председателями земских съездов во всех случаях были предводители дворянства соответствующего уровня.

К сфере компетенции земских органов относились местные хозяйственные, санитарные и культурные дела: забота о начальном образовании, обустройство и комплектация персоналом больниц, содержание дорог и переправ, обеспечение при необходимости продовольствием, взимание местных налогов, призрение сирот и малоимущих и другие подобные дела.

Земства вводились не во всех губерниях и в разное время. Реформа проводилась так, чтобы максимально сохранить на местах влияние дворянства и отстранить от вопросов местного управления крестьян. Влияние и возможности земских органов были сильно ограничены.

Однако в целом земские структуры сыграли большую положительную роль в истории страны. Они способствовали распространению светского народного образования и доступной медицинской помощи. Земцы надзирали за культурными учреждениями и стимулировали развитие предпринимательства. Они также немало сделали для предотвращения голодовок и эпидемий либо уменьшения последствий этих бедствий. Земские учителя и врачи прославились своей самоотверженной работой.

Судебная реформа 1864 года

В том же году была реформирована судебная система. Разработки в этой области велись еще с 1840-х годов, а планомерная подготовка реформы была начата в 1861 году. Основными документами реформы стали Судебные уставы (по судам разной юрисдикции), подписанные царем 20 ноября 1864 года.

Суд присяжных в Российской империи

Изменения в судебной сфере были весьма значительны.

  1. Судебная власть становилась независимой.
  2. Вводилась гласность судопроизводства по большинству дел, соревновательность сторон.
  3. Устанавливалось равенство всех перед законом, с ограничениями лишь в отношении крестьян, и то не во всех случаях.
  4. Вводилась практика суда присяжных.
  5. Устанавливались требования к кандидатурам судей, включая образовательный ценз.
  6. Вводились выборы мировых судей.
  7. Император терял судебную власть, сохраняя лишь право утверждения некоторых приговоров и право помилования.
  8. Устанавливалась невозможность повторного рассмотрения дела после вынесения оправдательного приговора (даже при появлении доказательств виновности).
  9. Упразднялась такая разновидность судебного решения, как «оставить под подозрением».

В целом идея судебной реформы была достаточно прогрессивной. Даже подсудность крестьян в незначительных преступлениях сословному волостному суду не слишком портила картину. Но ситуацию менял к худшему ход реализации реформы.

Изменения вводились не одновременно по всей территории страны. Во многих губерниях допускались существенные отклонения – например, не созывались суды присяжных. При проведении политических процессов оправдательный приговор не избавлял от преследований – подсудимый все равно минимум отправлялся в административную ссылку. Для крестьян (в отличие от прочих сословий) сохранялись телесные наказания.

Большое распространение получили и откровенные (не коррупционные, а открытые, на официальном уровне) нарушения положений реформы. Царь, вопреки правилам, лично изменял решения судов (в частности, ужесточил наказание многим фигурантам «процесса 193-х» – суда над участниками «хождения в народ»). Допускались пересмотры оправдательных приговоров – чаще по политическим делам, но и в обычных уголовных производствах такое случалось.

Ближе к концу царствования Александра II усиление протестных настроений в обществе привело к отказу от многих норм Судебных положений 1864 года. Ряд судебных полномочий был передан полиции – в частности, она получила право проводить обыски без ордера и отправлять в ссылку просто по подозрению. От полицейского террора в результате пострадали не только (и не столько) революционеры, сколько рядовые обыватели.

Однако судебная реформа все же имела положительное значение. Она приблизила систему правосудия Российской империи к передовым по тому времени образцам.

Цензурная реформа 1865 года

Цензурная реформа оказалась самой противоречивой из всех александровских реформ. Датирование ее 1865 годом условно – оно проводится по Временным правилам по цензуре и печати от 6 апреля этого года. Однако изменения в сферу цензуры вносились на протяжении 1860-1870-х гг.

Основные особенности цензурной реформы

Иногда полагают, что цензурная реформа отменила предварительное цензурирование, но это не так. От него избавлялись только некоторые печатные органы. Упор был сделан на «карательную» цензуру.

Новые цензурные правила полностью сохранили ограничения на материалы, не устраивавшие власть: высказывающие сомнения в истинности православия и незыблемости самодержавия, тем более «коммунистические» или «социалистические». Даже умеренная критика отдельных решений правительства допускалась только в дорогих изданиях – чтобы быть недоступной небогатому читателю. Частыми были злоупотребления в цензуре.

Образовательные реформы

Образовательную реформу Александра II часто датируют 1863-1864 гг. Упор при этом делается на принятие важнейших документов – Университетского устава 18 июня 1863 года и Положения о народных училищах и Устава гимназий и прогимназий соответственно от 14 июля и 18 ноября 1864 года. Но многие преобразования проводились позже, а некоторые – ранее этих событий.

Н. Ярошенко Курсистка

Основные мероприятия реформы принесли значительную пользу российскому образованию.

  1. За счет появления земских школ стало стремительно развиваться светское начальное образование.
  2. Реальные гимназии (реальные училища) дали доступ к качественному среднему и некоторым направлениям высшего образования выходцам из средних слоев населения.
  3. Значительно улучшилось качество женского образования и охват им девушек.
  4. Новый университетский устав дал больше свободы учебным заведениям, способствовав развитию университетской науки.
  5. В стране открывались новые (в том числе технические и естественнонаучные) вузы, что способствовало прогрессу науки и промышленной революции.

Народная школа

Тем не менее, было сделано все для того, чтобы ограничить возможности получения высокого уровня образования выходцами из малоимущих и даже средних слоев. Обучение в классической гимназии стоило дорого; университеты ограничивали в приеме «лиц, материально не обеспеченных», и в них вовсе нельзя было поступить после реальной гимназии.

Городская реформа 1870 года

Городская реформа была сродни земской – она также регламентировала деятельность органов местного самоуправления. Подготовка реформы была начата в 1862 году и продолжалась 8 лет. Основным ее документом стало Городовое положение 16 июня 1870 года.

Реформа заменила сословный характер городского самоуправления имущественным цензом. При этом фактические полномочия местных органов были даже сокращены.

  1. В городах создавались избирательные собрания, думы и городские управы.
  2. Состав избирателей определялся по имущественному цензу, сословное деление упразднялось.
  3. Избирательное собрание 1 раз в 4 года проводило выборы гласных городской думы.
  4. Функцией думы было принятие решений по обустройству городской жизни. Городская управа формировалась думой и служила исполнительным органом.
  5. Полномочия думы касались городского благоустройства, содержания дорог и переправ, обеспечения продовольствием, противопожарной и противоэпидемической безопасности.
  6. Решения городских дум подлежали обязательному утверждению государственной администрацией.
  7. Думы могли устанавливать и взимать местные налоги, но их полномочия в этой сфере были ограниченными.
  8. Местная полиция была полностью выведена из подчинения местному самоуправлению.

Возможности городского самоуправления были ограниченными. Инициативы, не соответствовавшие планам властей, немедленно пресекалась. Имущественный ценз дал преимущество в принятии решений об устройстве городской жизни крупным купцам и предпринимателям. Это породило в российских городах огромную разницу между уровнями благоустройства центральных городских районов и окраин – думы направляли средства туда, где проживала основная масса избирателей.

Военная реформа 1874 года

Идея реформирования военной сферы возникла сразу после окончания Крымской войны. Первые изменения были внедрены еще в 1860-е годы, но главным событием стали Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности от 1 января 1874 года.

Александровская кавалерия

Военная реформа коренным образом изменила способы формирования российской армии.

  1. Был отменен рекрутский набор. Его заменила всеобщая воинская повинность для мужчин от 20 лет. Призывались представители всех сословий. Заранее определялся круг призывников, из которого каждый год набирали нужное количество по жребию.
  2. Срок службы сокращался (максимум до 7 лет – во флоте). Однако после окончания действительной службы призывники еще некоторое время числились в запасе. Для образованных призывников срок действительной службы сокращался, иногда очень существенно (так, призывник с высшим образованием служил всего полгода).
  3. Определялись категории мужчин, освобождаемых от призыва (единственный сын, кормилец семьи…).
  4. В армии и на флоте началось техническое переоснащение. Устаревшее вооружение заменялось современным.
  5. К минимуму были сведены телесные наказания. Теперь им подвергали только солдат-штрафников.
  6. Суды военных трибуналов стали гласными, подсудимые получили право на защиту.
  7. Реформировалось и управление армией: военные округа, Генеральный штаб.
  8. В военные и юнкерские училища открывался доступ представителям всех сословий.

Военная реформа многое дала России. Армию мирного времени удалось сократить на 40% с возможностью быстрого увеличения в случае войны (путем призыва резервистов из запаса). Соответственно, уменьшились и расходы на ее содержание, часть сэкономленных денег удалось потратить на техническое переоснащение. Потенциальные солдаты и матросы более не изымались из экономической жизни. Военная обязанность перестала быть лишением шансов на нормальную жизнь.

Российское военное образование отличалось высоким уровнем. Повышение уровня оснащенности армии сделало ее грозной силой – военный потенциал России снова соответствовал времени.

Финансовая реформа

Реформирование финансов империи было сложным процессом, продолжавшимся с 1860 по 1868 год. Целью было оптимизировать государственные траты и ограничить коррупционные возможности.

Финансовая реформа: кратко

  1. Государственный бюджет стал гласным – его публиковали.
  2. Были созданы Государственный банк (1860 год), а позже – казначейство и контрольные палаты на местном уровне.
  3. Отдельные кассы разных госорганов были упразднены.
  4. Вводились акцизные марки вместо существовавших ранее откупов.
  5. Реформировалась налоговая система – по причине отказа от подушной подати времен крепостничества.

В результате некоторого оздоровления финансовой сферы удалось добиться. Однако коррупция на всех уровнях продолжала сохраняться.

Значение александровских реформ

Реформы Александра II способствовали экономическому подъему России, ускорению промышленного развития и хода промышленного переворота. Они улучшили систему управления на местах, в финансовой сфере, укрепили обороноспособность. Были сделаны первые шаги к установлению сословного равенства, обеспечению прав человека. Расширились образовательные возможности россиян. Важнейшим достижением стала отмена крепостного права.

Общая схема александровских реформ

Однако все реформы имели незавершенный характер, так как проводились с намерением сохранить любой ценой доминирующее положение дворянства, самодержавную монархию и права церкви. В результате крестьяне остались неравноправным сословием, а любое несоответствие установлениям правительства или церкви (будь то в местном самоуправлении, в прессе или в образовании) пресекалось. В результате реформы дали не столь масштабные результаты, как от них ожидали.

В 1880-е годы политика контрреформ, проводимая Александром III, уничтожила часть достижений Александра II. Это способствовало закреплению отсталых проявлений в российской жизни и нарастанию протестных настроений.

В 60-х годах 19 века в России произошли очень серьезные и крайне важные изменения в образовательной системе, которые оказали огромное влияние на будущее страны. Начались реформы в 1863 году и внедрялись в течение почти полутора лет, но на самом деле начало им положено было еще в 1861 году, когда было отменено крепостное право. Еще они известны, как Реформы Александра II.

Школы

Комплекс реформ Александра II

В истории Александр II остался, как великий реформатор. Любая реформа обычно меняет или разрушает то, что было до нее. Еще в начале своего правления Александр II занялся отменой различного рода стеснительных мер, которые оставил после себя его предшественник Николай I. В результате этого университеты стали более свободными, изменилось само преподавание, которое ранее было слишком скованным.

Александр II понимал, что точечно реформы проводиться не могут, а потому запланировал реформирование всей образовательной системы Российской Империи. Данный пакет реформ включал в себя изменения в начальном, общем и среднем образовании. Можно сразу выделить три даты:

  • принятие «Университетской реформы» в 1863 году 18 июня;
  • принятие «Положения о народных училищах» в 1864 году 14 июля;
  • принятие «Устава гимназий и прогимназий» в 1864 году 18 ноября.

Реформирование начальной школы

Первые серьезные перемены в образовательной системе произошли 18 июля 1864 года. В этот день Александр II принял «Положение о народных училищах». В эту реформу входило множество различных пунктов, но наиболее важным из них было снятие монополии на образование со стороны государства и церкви.

Нужно это было потому, что ранее все школы открывались исключительно государством и церковью, что сильно сдерживало развитие образования в стране. После принятия «Положения о народных училищах» образовательные учреждения стало разрешено открывать общественным организациям и даже частным лицам. В итоге в стране массово начали появляться начальные школы, в которых обучение длилось до 3-х лет, что сильно повлияло на поднятие уровня начальной грамотности населения.

Принятие реформы

После принятия данной реформы на территории Российской Империи появились не только государственные и церковноприходские школы, но и воскресные, частные, земские и так далее.

Реформирование средней школы

Следующим этапом было реформирование средней школы, которое состоялось только через год после изменения в системе высшего образовательного звена, что довольно необычно. Летом 1864 года Александр II принял «Устав гимназий и прогимназий». В то время именно из гимназий и состояла основная часть образовательной системы среднего звена, а потому ее обязательно нужно было реформировать.

Первым делом все гимназии среднего звена были разделены на 2 категории – реальные и классические. Первые предназначались для подавляющего большинства людей, множество из которых ранее были крепостными.

В реальных гимназиях учащиеся подготавливались к последующему поступлению в учебные заведения технического типа. В то же время классические гимназии предназначались для тех, кто далее будет поступать в высшие учебные заведения.

В главной степени отличия этих учреждений были в предметах, которые изучались студентами, ведь в реальных гимназиях преподавали естественные науки, которые сейчас считаются техническими. Для классических же гимназий выбирались гуманитарные науки, а потому в них в основном готовили важных для страны в будущем личностей, которые будут занимать руководящие должности.

Влияние реформы на образование

Срок обучения во всех гимназиях был неизменным – 7 лет, независимо от типа образовательного учреждения. Чуть позже, в 1871 году, к этому сроку добавили еще 1 год. Считали, что обучение в течение 8 лет будет положительно сказываться на общем уровне подготовки студентов для будущих учебных заведений.

По сути, реформа 1864 года четко разделила людей в зависимости от того, какое образование они получили:

  • выпускникам классических гимназий в будущем полагалось реальное высшее образование;
  • студенты гимназий второго типа становились торговцами, работниками среднего и высшего звена разных промышленных сфер.

Наиболее важным моментом, который произошел во время данной реформы, был факт того, что абсолютно любой человек в Российской Империи получило возможность свободно поступать в гимназии. Разделение гимназий на два типа не создало управляющих и рядовых рабочих, ведь в реальные гимназии выпускали далеко не заурядный рабочий персонал. Все потому, что образование было исключительно платным, а потому большая часть жителей страны себе позволить его не могла. Именно поэтому образование получали только члены дворянских семей.

Еще стоит отметить и то, что в 62-м году того же века на территории России появилась первая женская гимназия. Внедрение учебных заведений данного типа дало возможность женщинам получать среднее образование, чего ранее не было. Даже с учетом того, что программа обучения в таких гимназиях была существенно слабее, чем в учебных заведениях для мужчин, сам факт их создания сыграл крайне важную роль в будущем образовательной системы страны.

Реформирование высшего образования

Последним этапом реформирования образовательной системы стали изменения, внесенные в высшие образовательные учреждения. Реформирование образования в Империи проходило довольно необычно, ведь в логической цепочке высшее образование идет последним, но изменения в нем происходили чуть ли не в первую очередь.

«Университетский устав» Александр II принял в 1863 году 18 июня – реальные изменения в образовательной системе страны начались именно с подписания этого документа.

Наиболее важным пунктом этой реформы стало возвращение автономности всем университетам Империи. В результате этого в каждом университете создавался свой «совет профессоров», который путем голосования выбирал себе деканов и ректора.

Образование в каждом отдельном университете зависело только от верхушки этого самого университета, наиболее важных и доверенных лиц, которые:

  • решали то, каких преподавателей нанимать, а каких увольнять;
  • занимались утверждением образовательной программы для университета;
  • вводили изменения в дисциплины и учебные планы.

Финансовые вопросы также возлагались на их плечи.

Примерно в это же время в Российской Империи женщинам дали возможность получать высшее образование, чего также до этого никогда не было на территории страны. Поскольку даже обучаясь в женской гимназии, девушки не получали возможность учиться в будущем в обычном университете, для решения этой проблемы были созданы специальные курсы, которые должны были решить проблему женщин с высшим образованием.

Суть образовательной реформы

Как и в случае с гимназиями, высшее образование женщин было заметно хуже, чем у мужчин. В то время было всего 4 города, в которых женщины могли получить высшее образование – Москва, Киев, Петербург и Казань. Позже, вместе с дополнительными реформами, женщины получили возможность учиться в обычных университетах, в которых до этого обучались только мужчины, но только в роли вольнослушателей.

Значение для страны

Образовательные реформы Александра II сложно переоценить в рамках развития страны, ведь они сделали несколько очень важных изменений. Прежде всего, благодаря ним образование в стране стало доступным всем людям, что крайне положительно сказалось на общем уровне грамотности.

Далее Александр II избавился от государственной и церковной монополии на образование, тем самым не только дал доступ к образованию большему количеству людей, но и положил начало его развитию, эволюции без жесткого контроля. Не менее важным стало наведение порядка в гимназиях по всей стране, которые готовили студентов для высших учебных заведений.

Для того чтобы судить об успешности реформ, стоит в первую очередь смотреть на задачи, которые ставил перед собой Александр II. Затем можно смотреть на то, что у него в итоге получилось. Если говорить с точки зрения реформирования – получилось довольно хорошо, но только на бумаге. Отмена монополии на начальные школы во всем этом является наибольшим достижением, ведь благодаря этому больше людей учились читать, считать, писать.

Реформы в среднем и высшем образовательном звене на деле были проведены всего для 10% населения страны, ведь остальные 90% просто финансово не могли потянуть даже среднее образование, чего уж говорить о высшем.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: