Судебное решение это локальный акт

Обновлено: 17.04.2024

34. Подготовка локальных актов арбитражных судов

34.1. Подготовка локальных актов арбитражных судов производится в соответствии с регламентом подготовки локальных актов соответствующего арбитражного суда, утвержденным приказом арбитражного суда.

34.2. Локальными актами в арбитражном суде являются приказы и распоряжения арбитражного суда.

34.3. Приказ - локальный акт, издаваемый в целях решения задач, стоящих перед арбитражным судом, по вопросам организационного, кадрового, финансового, материально-технического, информатизационного обеспечения деятельности суда.

Приказами утверждаются положения, инструкции, порядки, правила, планы работы арбитражного суда и др.

Распоряжение - локальный акт, издаваемый на основании и во исполнение приказов арбитражного суда по оперативным и текущим вопросам.

Приказы и распоряжения арбитражного суда подписывает председатель суда, в его отсутствие - исполняющий обязанности председателя суда.

По поручению председателя суда распоряжения арбитражного суда могут подписывать его заместители.

34.4. "Положение" принимается, если в нем устанавливаются связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции подразделения арбитражного суда (например, "Положение о пропускном режиме в помещение арбитражного суда", "Положение о порядке пользования факсимильной связью в арбитражном суде").

В "Правилах" устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения (например, "Правила передачи информации по каналам ведомственной электронной почты арбитражного суда").

В "Инструкции" излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов (например, "Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации", "Должностная инструкция начальника отдела материально-технического обеспечения").

Проекты положений, правил, инструкций, планов работы арбитражного суда готовятся в порядке, предусмотренном регламентом подготовки локальных актов арбитражных судов.

Если текст проекта утверждается распорядительным документом руководителя структурного подразделения, то проект печатается на стандартном листе формата A4 без реквизитов арбитражного суда. Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа.

В разделе "Общие положения" излагаются основания разработки и назначение названных выше документов, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил. Основной текст положения, правил, инструкции может делиться на разделы, главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия.

34.5. Руководители структурных подразделений арбитражного суда вправе издавать распоряжения по вопросам ведения подразделения, обязательные для исполнения только работниками этого подразделения.

34.6. Подготовка проекта локального акта осуществляется структурным подразделением арбитражного суда по поручению председателя арбитражного суда, его заместителей, руководителя аппарата - администратора арбитражного суда либо в инициативном порядке в связи с необходимостью решения возложенных на подразделение задач.

Подготовка проекта локального акта может быть поручена нескольким структурным подразделениям. При этом организация работы по его подготовке возлагается на структурное подразделение, начальник которого указан в поручении первым либо назначен ответственным исполнителем.

34.7. Предложение структурного подразделения о подготовке проекта локального акта с обоснованием необходимости его издания вносится на рассмотрение руководителю аппарата - администратору арбитражного суда и заместителю председателя арбитражного суда, организующему деятельность данного структурного подразделения в соответствии с распределением обязанностей, председателю арбитражного суда.

34.8. Секретариат председателя арбитражного суда на основании резолюции руководства арбитражного суда вносит в систему автоматизации делопроизводства информацию о поручении по подготовке проекта локального акта, об ответственном исполнителе (исполнителях), сроке подготовки локального акта, ставит поручение на контроль и передает на исполнение ответственному исполнителю.

34.9. Проект локального акта подлежит обязательному предварительному направлению ответственным исполнителем в структурные подразделения, указанные в поручении, для рассмотрения, внесения замечаний и предложений.

34.10. Проекты локальных актов арбитражного суда оформляются на бланках арбитражного суда установленной формы (приложение N 41), на одной стороне листа формата A4 (210 x 297 мм) через 1 - 1,5 межстрочных интервала, шрифтом Times New Roman, размером 14.

Бланки локальных актов арбитражного суда должны иметь поля не менее: левое - 30 мм, правое, верхнее и нижнее - 20 мм.

При оформлении проекта локального акта на нескольких листах первый лист не нумеруется. Последующие листы нумеруются арабскими цифрами начиная с цифры 2. Номер проставляется посередине верхнего поля листа.

34.11. Согласно ГОСТ Р 6.30-2003 локальный акт арбитражного суда должен иметь следующие реквизиты: титульную часть, заголовок, текст (преамбулу и распорядительную часть), подпись (подписи).

34.12. Титульная часть включает в себя:

изображение Государственного герба Российской Федерации (по центру в одноцветном варианте без геральдического щита);

наименование арбитражного суда;

наименование вида документа (приказ или распоряжение);

дату (по левой стороне листа) и номер (по правой стороне листа), проставленные при подписании документа и регистрации, например:

26 октября 2013 года;

место издания, например: Санкт-Петербург.

34.13. Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста локального акта. Он может начинаться словами "Об организации. ", "О проведении. ", "Об утверждении. ", "О создании. " и т.д. Точка в конце заголовка не ставится.

Заголовок, состоящий из двух строк и более, печатается через один межстрочный интервал, выделяется полужирным шрифтом и размещается по центру текста.

34.14. Расстояние между заголовком и текстом составляет два интервала.

Абзац начинается с красной строки. Абзацный отступ - 10,25 мм от левой границы текстового поля.

34.15. В преамбуле кратко излагаются цели и задачи предписываемых действий, факты и события, послужившие основанием издания локального акта. Преамбула может начинаться словами: "В целях. ", "В соответствии. ", "Во исполнение. " и т.д. Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в обосновании.

34.16. Распорядительная часть локального акта должна начинаться словом "приказываю" или "поручаю", напечатанным строчными буквами в разрядку в продолжение преамбулы.

В распорядительной части локального акта излагаются требования, распоряжения, предписания с перечислением структурных подразделений и должностных лиц, которым они адресуются; устанавливается срок выполнения требований, введения их в действие; перечисляются локальные акты, которые признаются утратившими силу, либо акты, в которые необходимо внести изменения.

Распорядительная часть локального акта оформляется в виде пунктов. Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами с точкой.

Разделы и пункты располагаются в логической последовательности.

В последнем пункте могут указываться подразделения или должностные лица, на которых возлагается контроль за исполнением локального акта.

34.17. Подпись локального акта состоит из наименования должности лица, подписывающего документ, его личной подписи, инициалов и фамилии.

Расстояние между текстом и подписью составляет 2 межстрочных интервала. Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия - от правой границы. Например:

Арбитражного суда города Санкт-Петербурга

и Ленинградской области С.В. Изотова

34.18. Требования локального акта излагаются четким и простым языком, короткими, легко воспринимаемыми фразами, с соблюдением всех грамматических правил. Формулировки не должны допускать различных толкований.

Употребляемые термины должны соответствовать терминологии, принятой в законодательстве Российской Федерации.

Если в тексте делается ссылка на локальный акт ВАС РФ, указываются год издания и номер акта.

34.19. Сроки исполнения (введения в действие) локального акта должны быть реальными. Если срок введения в действие не указан, то локальный акт вступает в силу с момента его подписания.

34.20. Утверждаемые локальным актом положения, инструкции, правила, планы и др. оформляются в виде приложения к нему. При наличии нескольких приложений они нумеруются. На первой странице приложения в правом верхнем углу пишется:

от 5 февраля 2012 года N 32

Слово "УТВЕРЖДЕНО" согласуется в роде и числе с первым словом заголовка утверждаемого документа.

Издание вместе с локальным актом приложений, не оговоренных в тексте акта, не допускается.

34.21. Гриф ограничения доступа к информации, номер экземпляра указываются на первой странице локального акта в правом верхнем углу. Номер экземпляра проставляется ниже грифа через 1,5 межстрочных интервала.

34.22. При утверждении локальным актом комиссии (рабочей группы) вначале указываются фамилия, инициалы и должность председателя комиссии (руководителя рабочей группы), затем эти же данные заместителя председателя комиссии (руководителя рабочей группы), секретаря комиссии (рабочей группы) и в алфавитном порядке указываются данные членов комиссии (рабочей группы) независимо от занимаемой должности.

34.23. Проект локального акта подлежит согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами судебной власти, органами судейского сообщества Российской Федерации, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласование проекта локального акта оформляется проставлением визы или с использованием грифа согласования, который включает в себя слово "Согласовано", наименование органа государственной власти или организации, должность, инициалы, фамилию, личную подпись визирующего лица, дату согласовании и проставляется в нижнем левом углу лицевой стороны последнего листа первого экземпляра проекта локального акта.

34.24. Проект локального акта арбитражного суда визируется:

руководителями структурных подразделений, в компетенции которых находятся поставленные вопросы;

председателями судебных составов (при необходимости);

руководителем аппарата - администратором арбитражного суда;

заместителем председателя арбитражного суда в соответствии с распределением обязанностей.

При наличии в арбитражном суде работника-корректора проект локального акта предварительно передается ему для проведения лингвистической экспертизы.

34.25. Согласование проектов локальных актов оформляется проставлением визы на оборотной стороне последнего листа локального акта в левом углу. Гриф согласования включает слово "СОГЛАСОВАНО", дату согласования, подпись должностного лица, инициалы и фамилию.

СОГЛАСОВАНО 6 октября 2011 года

_______________________________ Н.И. Петрова

Визирование проектов приказов по личному составу арбитражного суда осуществляется по форме в соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации.

34.26. Замечания по проекту локального акта оформляются должностным лицом в виде отдельного документа, в котором указываются спорные пункты данного проекта, и предлагается (по возможности) их новая редакция. Замечания прилагаются к проекту локального акта. При этом должностное лицо визирует проект локального акта и указывает в нем "с замечаниями".

При внесении в проект локального акта существенных изменений он подлежит доработке структурным подразделением, подготовившим проект, и повторному согласованию.

34.27. Согласованный проект локального акта представляется на подпись председателю арбитражного суда, в его отсутствие - исполняющему обязанности председателя суда.

Одновременно с проектом локального акта представляются поручение председателя арбитражного суда, его заместителей, руководителя аппарата - администратора арбитражного суда, служебная записка структурного подразделения с кратким обоснованием необходимости издания локального акта, справочные и аналитические материалы и др.

С проектом локального акта также представляются замечания должностного лица, не согласного с его редакцией.

34.28. Отклоненный председателем арбитражного суда локальный акт возвращается в структурное подразделение, подготовившее его проект, на доработку.

34.29. Подписанный локальный акт арбитражного суда не позднее следующего дня после подписания регистрируется работником секретариата председателя арбитражного суда в системе автоматизации делопроизводства или передается для регистрации в группу регистрации подразделения делопроизводства арбитражного суда.

34.30. Локальным актам арбитражного суда при регистрации присваивается очередной номер в порядке подписания локального акта в пределах каждого календарного года, начиная с цифры 1.

Приказы и распоряжения по личному составу арбитражного суда нумеруются отдельно.

34.31. Внесение исправлений в подписанные локальные акты не допускается.

34.32. Локальные акты арбитражного суда, в которые неоднократно вносились изменения и (или) дополнения, издаются в новой редакции.

34.33. Подписанные локальные акты формируются секретариатом председателя арбитражного суда в дело согласно номенклатуре. Например: "Приказы и распоряжения Арбитражного суда Тюменской области. Подлинники".

Подписанные приказы и распоряжения по личному составу арбитражного суда формируются в дело кадровой службой арбитражного суда.

По завершении календарного года локальные акты, сформированные в дело по номенклатуре арбитражного суда, передаются на архивное хранение по сдаточной описи.

34.34. Секретариат председателя арбитражного суда не позднее следующего дня после подписания локального акта размещает его на соответствующем узле единого корпоративного портала арбитражных судов. Суд вправе организовать процесс автоматической выгрузки локальных актов из САД на единый корпоративный портал арбитражных судов.

34.35. Контроль за исполнением локальных актов арбитражного суда возлагается на указанных в них должностных лиц либо осуществляется в общем порядке секретариатом председателя арбитражного суда, кадровой службой, работниками, ответственными за ведение делопроизводства заместителей председателя арбитражного суда, руководителя аппарата - администратора арбитражного суда, в структурных подразделениях арбитражного суда.

В каждой организации – в одной меньше, в другой больше – существуют свои локальные нормативные акты. Это различные положения, инструкции, правила и т. п. При этом есть общеустановленные локальные акты, обязательные для всех организаций без исключения, а есть принятые на усмотрение работодателя. Так или иначе, любой локальный акт обязателен и для работников, и для работодателя – если только не противоречит законодательству. Что относится к локальным нормативным актам? В каком порядке они утверждаются? С кем согласовываются? На кого распространяются? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Что такое локальный акт?

Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.

Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.

Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, письма Роструда от 22.03.2012 № 428‑6‑1, от 31.10.2007 № 4414‑6).

Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

А в Письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653‑6‑1указывается, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, но непосредственно не связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним новичка при приеме на работу. Перед заключением трудового договора работники должны быть
ознакомлены только с локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью.

В любом случае, независимо от того, относятся ли штатное расписание и график отпусков к локальным нормативным актам, они должны быть в каждой организации.

Классификация локальных актов

Локальные нормативные акты, несмотря на общие требования, которые к ним установлены, могут различаться по некоторым признакам.

К основным общим требованиям можно отнести следующие:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных Трудовым кодексом);
  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);
  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.).

И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на:

  • принимаемые работодателем единолично;
  • принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ (при наличии такого).

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФпорядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), о системе оплаты труда в организации (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), документы, устанавливающие формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ), нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Кроме этого, принятие иных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть установлено коллективным договором, соглашениями.

Порядок принятия локальных актов

Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

Разработка локальных актов осуществляется созданной на основании приказа работодателя рабочей группой или назначенным работником-исполнителем. В зависимости от назначения локального акта такое задание может поручаться кадровому работнику (например, разработка проекта правил внутреннего трудового распорядка), главному бухгалтеру (создание положения о системе оплаты труда), руководителям структурных подразделений (разработка должностных инструкций) и т. д.

При этом, как правило, каждый разработанный локальный нормативный акт проходит процедуру согласования со специалистами других служб – бухгалтерии, отдела кадров, юридического отдела и т. д.

Свое несогласие или замечания по проекту документа визирующие работники могут излагать на отдельном листе согласования. После окончательного согласования локальный акт передается на утверждение руководителю.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения работодатель согласно ст. 372 ТК РФ направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (представительный орган работников). Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим ТК РФ.

Обратите внимание

При получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации ГИТ обязана в течение одного месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Если согласие достигнуто, акт утверждается руководителем организации или иным уполномоченный лицом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

После утверждения локальный нормативный акт следует зарегистрировать в соответствующем журнале.

Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. С лицами, принимаемыми на работу, сделать это нужно до подписания трудового договора.

Каким способом ознакомить работника с локальными актами, определяет работодатель. Это может быть лист ознакомления, оформленный как приложение к локальному акту или к трудовому договору, а может быть отдельная учетная форма.

Оформление локального нормативного акта

При составлении локального нормативного акта нужно уделять внимание не только его содержанию, которое основывается на нормативных правовых актах, но и форме. При оформлении можно воспользоваться положениями ГОСТ Р 6.30‑2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65‑ст).

Согласно данному ГОСТу для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который включает в себя:

  • наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
  • дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;
  • место составления документа.

Что касается структуры локального акта, он, как правило, состоит из трех разделов: общие положения, основная часть и заключительные положения. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30‑2003«Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (таких как положение, должностная инструкция), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.

Приведем пример структуры некоторых документов.

Локальные нормативные акты могут содержать приложения. В этом случае делается отметка о наличии приложения. Сделать такую отметку можно в конце документа, например: «Приложение: лист ознакомления работников с Положением на 10 л. в 1 экз.». На самом приложении в правом верхнем углу делается отметка, указывающая на связь с основным документом, например: «Приложение № 1 к Положению о структурном подразделении от 13.01.2014».

Локальный акт подписывается работником, его разработавшим. Реквизит «Подпись» включает наименование должности, личную подпись и расшифровку подписи. Кроме этого, если документ проходил согласование с другими должностными лицами, оформляется виза согласования, включающая подпись и должность визирующего, расшифровку подписи и дату подписания.

На подлиннике документа визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования.

Документ прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации.

Если локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников, факт учета этого мнения оформляется с помощью специального грифа, который проставляется в левом верхнем углу и выглядит следующим образом.

При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит «Гриф утверждения», который ставится в правом верхнем углу. Утверждаться акт может приказом работодателя и отметка будет такая:

приказом ООО «Юпитер»

Акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. См. образец:

Директор ООО «Юпитер»

Марсов, А. В. Марсов

Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

Изменение, отмена и хранение локальных актов

В случае изменения законодательства, акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения работодатель должен внести изменения в соответствующие локальные нормативные акты. Возможно внесение изменений и по желанию работодателя, но важно, чтобы такие изменения не ухудшали положение работников по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался. При этом в случае, когда изменения касаются определенных сторонами условий трудового договора, необходимо согласие работника (ст. 72 ТК РФ). Изменять условия трудового договора в одностороннем порядке работодатель может только из‑за организационных или технологических изменений условий труда, предупредив об этом работника за два месяца (ст. 74 ТК РФ).

В любом случае изменение локального акта осуществляется на основании приказа работодателя с указанием причин, повлекших изменения.

В статье 12 ТК РФ перечислены случаи, когда локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие:

  • истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального нормативного акта был определен период его действия. При наступлении указанного срока локальный нормативный акт автоматически утрачивает силу;
  • отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом. Такая ситуация возникает, например, при изменениях в законодательстве. В данном случае в новом документе необходимо указать, что локальный нормативный акт, ранее регулировавший правоотношения, прекращает действие полностью или в части отдельных положений;
  • вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Обратите внимание

В соответствии со ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации обычно являются приложением к коллективному договору, который заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором (ст. 43 ТК РФ). Поэтому если в организации существует коллективный договор, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не может превышать трех лет со дня его подписания либо со дня, установленного коллективным договором. Если коллективный договор в организации отсутствует, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не ограничен.

Оригиналы действующих локальных нормативных актов обычно хранятся в одном месте – в канцелярии, отделе кадров или другом подразделении. А подразделениям, которые руководствуются положениями того или иного локального акта, необходимо иметь его копию. В любом случае у работника всегда должна быть возможность при необходимости ознакомиться с локальным актом, связанным с его трудовой деятельностью.

Работодатель также обязан хранить недействующие локальные нормативные акты организации. Сроки хранения установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. В соответствии с этим перечнем практически все локальные нормативные акты хранятся в организации, в которой они были разработаны и утверждены, постоянно.

В заключение обратим внимание на следующее: несмотря на довольно разнообразное количество образцов локальных нормативных актов, не стоит торопиться применять их для своей организации. Лучше подойти к процессу разработки таких документов творчески, применяя при этом не только нормы трудового законодательства, но и действующие в организации коллективные договоры, соглашения и другие нормативные акты.

Подборка наиболее важных документов по запросу Какие документы являются локально-нормативными актами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Какие документы являются локально-нормативными актами

Судебная практика: Какие документы являются локально-нормативными актами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 8 "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права" Трудового кодекса РФ "При этом суды отметили, что размер суточных в отсутствие локального нормативного акта организации (документа, распространяющего свое действие на всех работников организации и рассчитанного на неоднократное применение) не может в данном случае превышать 100 рублей за каждый день нахождения работника в служебной командировке (по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729). Представленные истцом копии приказов о направлении Ковалевой Н.П. в командировку (индивидуальные акты) по смыслу статей 8, 168 Трудового кодекса Российской Федерации не являются локальными нормативными актами организации, устанавливающими размер суточных."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Суд пришел к выводу, что выплачиваемые обществом своим сотрудникам суммы компенсации затрат (суточные) в связи с разъездным характером работы не облагаются НДФЛ. Суд установил, что деятельность общества связана с оказанием услуг тяжелой машинной техники вне места нахождения, в штате состоят водители-экспедиторы, операторы - машинисты-водители кранов, специалисты по проведению сварочных работ, специалисты по применению такелажной оснастки и т.д., которым в соответствии с трудовыми договорами установлен разъездной характер работы и которые фактически находились в служебных поездках и получали компенсацию за разъездной характер работы. Суд указал, что выплаты производились только работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, на основании локального нормативного акта при наличии документов, подтверждающих факт и длительность поездок, размер суточных был закреплен в твердой сумме в локальном нормативном акте. Суд также указал, что произведенные выплаты нельзя квалифицировать как заработную плату, поскольку их размер не зависел от квалификации сотрудников, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, достижения определенного трудового результата или иных трудовых достижений, которые могли бы учитываться при расчете вознаграждения именно за труд или премий и соответствовали бы понятию "заработная плата" (ст. 129 ТК РФ), выплаты были обусловлены исключительно фактом нахождения сотрудника в служебных поездках вне места постоянного жительства и неизбежным несением им в связи с этим расходов. Превышение размера компенсации уровня заработной платы отдельных работников не изменяет характер выплат как компенсации расходов, понесенных этими работниками в служебной поездке.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Какие документы являются локально-нормативными актами

Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Представление уведомления об обработке персональных данных В уведомлении следует перечислить конкретные меры, которые будут приниматься оператором в соответствии со ст. 19 Закона. Необходимо отметить, что на практике уполномоченный орган особое внимание обращает на наличие в уведомлении конкретного перечня организационных и технических мер. К организационным мерам, в частности, можно отнести принятие организацией локальных нормативных актов (внутренних документов - приказов, положений, регламентов). К техническим мерам, например, относятся:

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников.

Нормативные акты: Какие документы являются локально-нормативными актами

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 25.02.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ
(ред. от 06.03.2022)
"О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) 3) осуществлять иные права в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами организации, осуществляющей спортивную подготовку, договорами оказания услуг по спортивной подготовке.

Смола Анна

6 июля 2018 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 29-П по делу о проверке конституционности п. 1 ч. 3 ст. 311 АПК РФ (далее – постановление), согласно которому новым обстоятельством для целей пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по правилам гл. 37 Кодекса является в том числе отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу.

Конституционный Суд разъяснил, что пересмотр арбитражного дела по новым обстоятельствам в связи с признанием НПА недействующим не зависит от момента принятия соответствующего решения

В постановлении есть несколько тезисов, которые представляется оптимальным рассмотреть последовательно.

1. Признание судом нормативного акта не подлежащим применению в конкретном деле как противоречащего акту большей юридической силы, оценка арбитражными судами нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту большей юридической силы являются способами защиты нарушенного права – в Постановлении от 6 декабря 2017 г. № 37-П Конституционный Суд уже обосновал этот тезис, указав, что в случае установления противоречия суд должен вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В комментируемом постановлении КС РФ сослался на упомянутое Постановление № 37-П.

Этот вывод сделан на основе вытекающей из ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязанности суда, разрешая любое дело, оценить подлежащие применению нормативные правовые акты в их иерархии.

Данный вроде бы очевидный тезис и аргументирующее его постановление появились потому, что в конкретном деле арбитражный суд применил нормативный правовой акт, ссылаясь на то, что недействующим он не признан, причем компетенцией по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов обладают суды общей юрисдикции (единственное исключение – Суд по интеллектуальным правам).

Ранее общим правилом являлось то, что нормативный правовой акт не должен обязательно быть оспорен в отдельном судебном процессе, так как у суда есть возможность оценить его в том же деле, в котором заявлен иной способ защиты права. Это правило существовало независимо от того, что для арбитражных судов длительное время нормоконтроль был доступен лишь в узком перечне случаев, то есть арбитражные суды могли признавать нормативные акты недействующими, только если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом было отнесено к компетенции арбитражного суда. Впоследствии предпринимались попытки расширить компетенцию арбитражных судов в этой сфере, но с упразднением ВАС РФ такие полномочия остались только у Суда по интеллектуальным правам.

На этот аспект обращалось внимание, к примеру, в п. 4 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31 мая 2011 г. № 145).

Таким образом, граждане и организации должны руководствоваться тем, что отдельный процесс по оспариванию нормативного правового акта для того, чтобы не применить его в конкретном деле, не требуется; самостоятельное судебное дело по заявлению о признании нормативного акта недействующим – это дополнительная опция по защите их прав.

2. Комментируемое постановление посвящено вопросу о том, как быть, если суд все-таки применил тот нормативный правовой акт, который не соответствует нормативному правовому акту большей юридической силы, но в другом судебном процессе примененный судом нормативный правовой акт (меньшей юридической силы) был признан недействующим.

Соотношение результатов этих двух судебных процессов таково, что судебные акты по одному делу зависят от другого, так как приняты на основе нормативного правового акта, который признан недействующим, то есть не подлежащим применению, по итогам рассмотрения другого судебного дела. Последствия признания нормативного правового акта судом недействующим КС РФ обозначил как «исключение из системы правового регулирования», указав, что таким решением суда удовлетворяется не только индивидуальный интерес заявителя, но и «общественный интерес в поддержании законности и правопорядка в целом».

Каковы же должны быть последствия исключения нормативного правового акта из системы правового регулирования для судебных актов, принятых на его основе? Обычно правовым механизмом пересмотра вступивших в законную силу судебных актов при исчерпании обращений в вышестоящие судебные инстанции (или истечении сроков на такое обращение) служит пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Отметим попутно, что для такого пересмотра в любом случае нужен второй судебный процесс по признанию нормативного акта недействующим – то есть из дополнительного способа защиты права он в случае игнорирования судами иерархии нормативных правовых актов превращается в необходимый.

На данном этапе возникает новая проблема, а именно: с какого момента нормативный правовой акт был признан недействующим.

Рассмотрим второй тезис, обозначенный КС РФ в комментируемом постановлении, – со ссылкой на ранее высказанные правовые позиции подчеркнута недопустимость произвольного вторжения в сферу действия принципа стабильности вступивших в законную силу судебных актов.

Конституционный Суд утверждает, что разъяснение ВАС РФ, которое послужило в конкретном деле препятствием для пересмотра судебных актов арбитражных судов по новым обстоятельствам, – оно гласит, что такой пересмотр возможен только в случае, если нормативный правовой акт признан недействующим с момента его принятия, 1 – соответствует правовым позициям КС РФ и ЕСПЧ, ориентирующим на уважение принципа правовой определенности.

При этом в постановлении указаны мотивы такого толкования: суды осторожны в признании нормативных правовых актов недействующими с момента принятия, так как это автоматически предоставляет возможность пересмотра основанных на них решений арбитражных судов, при этом круг лиц, которые могут обратиться с заявлением о таком пересмотре, не ограничен.

Полагаем, из изложенного в комментируемом постановлении тезиса следует, что КС РФ поддерживает суды в таком подходе.

3. Налицо коллизия, когда, с одной стороны, суды должны при разрешении споров применять нормативные правовые акты в их иерархии, и не нужен отдельный судебный процесс по признанию того или иного акта недействующим, с другой – даже признание нормативного правового акта в другом судебном деле недействующим не с момента принятия не повлечет пересмотра судебных актов, которые приняты на его основе.

С учетом сказанного следующие два тезиса, которыми КС РФ обозначает конфликт правовых норм и способ его разрешения, целесообразно рассмотреть вместе.

Во-первых, проблемный аспект КС РФ усматривает в неэффективности средств правовой защиты для конкретного лица, которое использовало эти средства в комплексе, то есть лица, которое «одновременно выступает и участником гражданского дела, и административным истцом», а именно: инициировало два судебных разбирательства плюс пересмотр по новым обстоятельствам, но безуспешно для совокупного результата (для защиты своих прав).

Отметим, что для «дополнительного» средства правовой защиты в виде административного иска, который в итоге был удовлетворен, КС РФ использует оборот «подтвердило посредством правосудия правоту своей позиции» (о противоречии одного нормативного правового акта другому).

Негативный для этого лица исход использования указанных средств защиты расценивается не просто как несправедливый, к примеру, но как «подрыв доверия к судебной системе и правосудию в целом».

Во-вторых, вывод, к которому пришел КС РФ, чтобы не допустить такого подрыва, – позволить пересмотр гражданского дела лица, права которого были нарушены, и только этого лица, независимо от того, с какого момента нормативный правовой акт в административном деле по заявлению этого же лица признан судом недействующим. Совпадение лица в двух судебных процессах, таким образом, критично. Мотивировка вывода опирается на аналогию с самим КС РФ, который исходит из необходимости пересмотра конкретного дела, по крайней мере, лица, обратившегося в КС РФ, и конституционные ценности, в числе которых принципы правовой определенности, стабильности гражданского оборота, справедливого судебного разбирательства, точнее, баланс между ними. Впрочем, вскользь упомянуто, что применительно к конституционному правосудию не исключается «при соблюдении некоторых условий пересмотр и других ранее вынесенных судебных решений».

Подробный анализ возможностей и условий пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в связи с признанием судом в другом деле нормативного правового акта, послужившего основой для их принятия, недействующим существенно превосходит по объему рамки настоящей публикации, сам же КС РФ адресует этот вопрос федеральному законодателю.

Тем не менее позиция, озвученная в комментируемом постановлении, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, если ранее возможность пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам вследствие признания нормативного правового акта недействующим зависела от суда, рассматривающего соответствующее требование в административном деле (а именно: сочтет ли суд возможным признать этот акт недействующим с момента принятия), то теперь формулировка резолютивной части решения суда в части указания на дату («со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты») не имеет значения для лица, обратившегося в суд с таким требованием. Тем самым инициатор судебного процесса об оспаривании нормативного правового акта исключается из сферы применения разъяснения ВАС РФ об условии пересмотра по новым обстоятельствам. Возможно, это было сделано потому, что суды признают нормативные правовые акты недействующими со дня принятия крайне неохотно, нередко только этот вывод суда выступает самостоятельным и единственным предметом обжалования (см., напр., апелляционные определения ВС РФ от 31 мая 2017 г. № 56-АПГ17-8, от 20 марта 2017 г. № 9-АПГ17-1).

Таким образом, признание нормативного правового акта недействующим по заявлению конкретного лица открывает неограниченные возможности по пересмотру судебных решений, принятых на основе этого акта, хотя и только по делам с участием того же лица. Во избежание усиления вследствие этого правовой неопределенности КС РФ указал законодателю на возможность определить сроки обращения с таким заявлением, влияющие на возможность последующего пересмотра уже вступивших в законную силу судебных актов. Однако, как следует из текста постановления, содержащееся в нем конституционно-судебное толкование следует применять уже сейчас в целях обеспечения надлежащего уровня гарантий на судебную защиту.

Учитывая потенциально значительный разрыв во времени между принятием судебных актов на основе нормативного правового акта и признанием этого акта недействующим, пересмотр ранее принятых судебных актов может оказаться для другой стороны полной неожиданностью, тем более что в судебном процессе об оспаривании нормативного правового акта она может не участвовать (и даже не знать о нем). В судебном деле, которое стало поводом для обращения в КС РФ, другой стороной выступали государственные органы, которые не могут считаться в такой ситуации ущемленными. Поэтому сформулированное в постановлении решение проблемы, скорее всего, сможет послужить защите частных интересов и применяться для различных категорий дел (в том числе о возмещении вреда, причиненного государственными органами, к примеру). Однако и споры между частными субъектами разрешаются на основании нормативных правовых актов, поэтому для них тоже возникают риски непредвиденного пересмотра.

Во-вторых, комментируемое постановление заставляет вновь задуматься о том, каким должен быть надлежащий баланс между правовой определенностью и исправлением судебных ошибок. Если акт незаконный, то есть не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, – именно это является условием удовлетворения судом требования о признании его недействующим – то как быть с периодом времени, который прошел с момента принятия государственным органом этого акта и до констатации судом его незаконности? В этот период все субъекты, отношения которых подпадали под действие такого акта, руководствовались незаконным нормативным правовым актом, и это изменению не подлежит? Должны быть веские, на наш взгляд, основания, чтобы не признавать акт недействующим со дня его принятия, и суд должен при рассмотрении дела тщательно исследовать этот вопрос.

В старом разъяснении по делам об оспаривании нормативных правовых актов, принятом еще во время действия соответствующих положений ГПК РФ, то есть до принятия КАС РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»), есть указание в том числе на то, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (выдержка из этого разъяснения приведена и в комментируемом постановлении КС РФ).

1 Абзац 3 п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. № 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам», положение полностью дублирует более раннее разъяснение, содержащееся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 марта 2007 г. № 17 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам» (подготовка нового постановления Пленума ВАС РФ была обусловлена появлением в АПК РФ понятия «новые обстоятельства»).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: