Судебное оправдание и суд совести всегда ли они совпадают эссе

Обновлено: 17.04.2024

Автор хочет сказать, что самым главным судом является самосуд, то есть решение о своём поступке самого человека.

Я согласна с мнением автора, так как несмотря на наказание, человек сам анализирует свой поступок и осуждает себя. То, как он его оценит зависит от моральных качеств личности, совершившей деяние. Ведь мораль - это наша личная, внутренняя, индивидуально определяемся в каждом конкретном случае обязанность перед другими людьми и собой.Совесть- Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Регулировать себя нам помогает социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Он включает в себя нормы и санкции. Также существует самоконтроль - возможность индивида следить за своими действиями, нести за них ответственность и ограничивать себя.

В качестве аргумента можно привести произведение Достоевского «Преступление и наказание», где главный герой - Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу. После этого он начал сходить с ума. Раскольников думал о совершенном, ему снились безумные сны - сама совесть говорила ему о том,Что он поступил неправильно. Он не выдерживает давление и сознается в совершении преступления. Это показывает нам, что суд совести победил. Родин Раскольников не смог жить как обычно, так как постоянно его совесть напоминала ему о совершенном преступлении.

Рассуждая на эту тему вспоминаю статью в газете. В ней говорилось о воре, который признался в краже , так как не смог жить в обычном состоянии, его мучила совесть. Это ещё раз подтверждает, что внутренние процессы каждой личности являются большим показателем человечности, чем решение суда.

Подводя итог вышесказанному, могу сказать, что чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом является самым действенным наказанием.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной жизни: моралью, религией, экономикой, духовной жизнью, не говоря уже о политике.

Право и мораль. Прежде всего следует отметить близость этих родственных, в сущности, понятий. Право нередко называют нравственным минимумом. Едва ли не все нормы права имеют моральную основу. Право способствует повышению авторитета моральных предписаний, а мораль служит дополнительным доводом необходимости строгого выполнения юридических норм.

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Цицерон, древнеримский философ, оратор, писатель

Стыд порою запрещает то, что не запрещают законы.

Сенека, древнеримский философ

Совесть есть закон законов.

А. Ламартин, французский поэт

Высший суд – суд совести.

В. Гюго, французский писатель

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.

Вольтер, французский философ

Кроме отношений, регулируемых нормами и морали и права, есть те, что регулируются только нормами права (таких отношений сравнительно немного) или только нормами морали.

Например, непреднамеренное неправильное оформление завещания, являющееся нарушением правовой нормы, не может получить отрицательную нравственную оценку. Ложь, жадность, недоброе отношение к людям, зависть и другие аморальные проявления, если они не выражаются в деяниях, осуждаемых законом, не являются объектом действия правовых норм. Закон обязывает защищать Родину в случае агрессии, но он не может потребовать от граждан героических поступков. Это уже требование морального долга. Моральными соображениями, бесспорно, объясняется норма права, освобождающая граждан от необходимости давать показания против близких родственников.


Рис. 4 Мораль и право

Имея немало общего, мораль и право вместе с тем существенно отличаются друг от друга (рис. 4). По сферам регулирования: мораль регулирует большинство общественных и личных отношений, а право – лишь наиболее важные, затрагивающие коренные интересы людей и общества. По форме: нормы морали существуют в общественном и индивидуальном сознании, а правовые нормы четко закреплены в писаных законах. По санкциям: нарушение моральных норм наказывается нравственным осуждением со стороны общества, коллектива, отдельных людей; нарушение правовых норм преследуется по закону и предполагает применение государственного принуждения.

Право и религия. Отношения права и религии похожи на отношения права и морали. Отличие заключается в том, что религия более активно влияет на право, особенно если то или иное религиозное течение претендует на главенствующую роль в обществе. В этом случае говорят о проявлениях религиозного фундаментализма. Порою догмы религии и нормы права образуют единую систему права, как, например, в ряде мусульманских государств.

Право и политика. Связи права и политики естественны и крепки, поскольку государство является основным институтом политической системы, а право, в свою очередь, производно от государства, так как формулируется и осуществляется государством.

Связь и соотношение политики и права яснее всего можно увидеть, анализируя понятие «власть». Власть является основой политики, ее главным инструментом. Государство, по справедливому определению Б. П. Вышеславцева, есть сочетание права и власти. Оно порождает право и воспроизводит своими действиями политику. Таким образом, политика, являясь делом государственного управления, неизбежно оказывается соединенной с правом в том случае, если деятельность государства отвечает хотя бы элементарным требованиям цивилизованности. Политика, как важнейшая сфера общества, неотрывна от права, от правового регулирования. В противном случае следует говорить не о политике, а о произволе. Отрыв политики от права, обеспечивающего основные права и свободы человека, наблюдался и наблюдается в тоталитарных обществах. Возможность граждан влиять на ход политических событий сводится в них к минимуму, а курс политического корабля определяют или диктатор, или правящая камарилья, узкая группа политических сообщников, использующих преступные средства и методы политической деятельности.

Право тесно, но неоднозначно связано с политикой. Порой оно вступает в конфликт с политическими действиями, например с антиконституционными актами органов законодательной или исполнительной власти. Еще раз подчеркнем: честной, по-настоящему демократической является лишь та политика, которая опирается на право, законы, следует им, не противоречит их велениям.

Право и экономика. Право оказывает значительное влияние на экономику. Во-первых, нормы права закрепляют сложившиеся экономические отношения и таким образом стабилизируют экономическое развитие. Во-вторых, право способствует появлению новых экономических отношений. Новые законы о предпринимательстве, о собственности, принятые в России, содействовали развитию рыночных отношений в сфере экономики. В-третьих, право поддерживает новые экономические отношения, не укоренившиеся пока в действительности (например, фермерские хозяйства на селе и т. д.).

Право и культура. Связи права и культуры не так очевидны, как связи права с политикой и моралью. Право является существенной частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление культуры, общества, его членов.

Ученые изучают такое важное явление, как правовая культура, без которой государство правовым не может быть по определению.

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны право и мораль? В чем их сходство и различия?

2. Как соотносятся право и религия?

3. Каково соотношение права и политики?

4. Как право влияет на экономику?

5. Какова связь права и культуры?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Существует настороженное, а то и отчужденное отношение к лицам, пользующимся своими правами в полной мере. К тем, например, кто требует книгу жалоб и предложений при нарушении правил обслуживания в кафе, или затевает судебное дело по поводу испорченного в мастерской заказа, или настаивает на возвращении в срок одолженных денег. Подобное отношение к тем, кого, скажем прямо, с ноткой презрения именуют «сутягами», как раз на руку людям, которым уютнее жить в атмосфере неуважительного отношения к закону, людям, хотевшим бы выполнение своих прямых обязанностей превратить в «любезность» и «одолжение». Конечно, вовсе не трудно при желании найти аргументы для безапелляционного утверждения того, что требовать книгу жалоб, обращаться в суд и т. д., то есть пользоваться вполне законным правом, дескать, «безнравственно и беспринципно» (С. Алексеев).

Исследуем документы и материалы

В обширную регулирующую систему общества входят такие нормативные регуляторы, как право, мораль, обычаи, нормы общественных организаций. Рассматривая их соотношение, необходимо прежде всего обратить внимание вот на какой момент.

Всякое общество требует строго определенного уровня нормативного регулирования («не меньше» и «не больше»), иначе могут возникнуть отрицательные последствия – неорганизованность либо, напротив, ненужная «заорганизованность» общественной жизни. Но и в пределах нормальной системы в каждом классовом обществе есть какой-то «минимум» и «максимум» в уровне, в частности, права.

Причем, как и в любой системе, «недостаток», «нехватка» права может в определенной степени компенсироваться более интенсивным развитием других компонентов регулирования, в частности нравственного.

Но все же «нехватка» права таким путем полностью не устраняется; и тогда возможно однобокое развитие всей системы нормативного регулирования. В последующем такая однобокая система внутренне сопротивляется введению в нее правовых форм. Пример тому– развитие права в Китае. В силу особых исторических условий китайская цивилизация, ее политическая структура сформировались так, что неограниченная диктатура императоров поддерживалась в основном не силой закона, а силой конкретизированных религиозно-этических нормативов, обеспечивающих беспощадную расправу с угнетенными. Попытки внедрения юридических норм в систему регулирования проходили болезненно, наталкивались на сопротивление. В результате юридическое регулирование так и не смогло утвердиться в качестве доминирующего компонента системы социального регулирования. К тому же и сами юридические институты, втянутые в общую систему китайской цивилизации, приобрели откровенно кроваво-жестокий характер. Очевидец китайской жизни П. Владимиров в книге «Особый район Китая» пишет, например: «…я вынес впечатление о примитивности китайского судопроизводства и широком распространении пыток, которым свойственно изуверство и изощренность» (С. Алексеев).

Темы для проектов и рефератов

1. Судебное оправдание и «суд совести»: всегда ли они совпадают?

2. Как связаны право и религия? Влияние религии на право. Примеры из истории.

1. Должно ли право обслуживать интересы экономической элиты?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 209. Содержание права собственности1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001 N 45-ФЗ)Нормы главы 17 в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие со дня введения в действие Земельного кодекса

3.6. Право собственности и другие вещные права

3.6. Право собственности и другие вещные права Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬЯ 209. Содержание права собственности 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 209. Содержание права собственности 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю 1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом

Раздел II. Право собственности и другие вещные права

Раздел II. Право собственности и другие вещные права О некоторых вопросов практики разрешения споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав, см. Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬЯ 209. Содержание права собственности 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в

Глава 12 ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Глава 12 ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 12.1 Соотношение государства и права Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право — часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе

Краткое изречение французского писателя Виктора Гюго представляется мне истинным и правдивым. Я полностью согласна со словами автора, так как считаю, что самый беспристрастный судья человека – его совесть. Одни преклоняются перед ней, думают о ней до того, как совершить деяние, боясь последствий, страшных внутренних мук. Другие же умело заглушают голос совести в себе. Но рано или поздно приходит время, и человек встает перед высшим этим судом. Феномен совести пытались разгадать философы античности. Актуальна тема и сегодня, когда существует тенденция перестройки моральных установок, действующих веками.

Совесть есть у каждого, так как это когнитивный процесс, происходящий в психике человека, отвечающий за эмоции и ассоциации, базирующиеся на системе моральных ценностей. Среди известных нам эмоций можно выделить чувство вины, раскаяния, или так называемые «угрызения совести». Эти чувства возникают тогда, когда совершаемые человеком поступки противоречат его личностным моральным установкам.

Обычно понятие «совесть» тесно переплетается с понятиями нравственности и морали – представлениях о хорошем и плохом, добром и злом, правильном и нет. На основе этих представлений в обществе сформировались некие общепринятые нормы поведение, нарушение которых считается безнравственностью.

Сократ определял совесть, как «внутренний голос». Он считал, что этот голос звучит в те моменты, когда человек собирается совершить нечто безнравственное, что повлечет за собой не только риск общественный, но и поставит под угрозу собственное благополучие. Тогда совесть взывает к человеку, предостерегая этого не делать.

Но стоит заметить, что суд совести грозит не каждому. Ведь совесть приходит тогда, когда человек противоречит своим моральным установкам. И если лично для меня, например, буллинг является чем-то антигуманнм и безнравственным, то для современного буллера процесс «травли» другого человека совершенно обыденный.

Следовательно, если бы по какой-либо неведомой причине мне пришлось бы участвовать в этом мерзком занятии, моя совесть меня бы замучила. Потому что произошло бы столкновение моих личных норм морали с моими действиями. Но для обидчика буллинг и его осуществление – его личная моральная установка. Следовательно, его деяние не приведет к угрызениям совести, так как не противоречит внутреннему «Я».

Для тех же, кому все-таки не чужды норм гуманизма, суд совести будет поистине высшим судом. Потому что никакой суд человеческий и формальные наказания по нормативным актам не сравнятся со внутренними, моральными муками, которые ждут человека за противоречие своему же «Я», за то, что человек пошел против другого человека, равного себе.

Сегодня есть такое понятие, как «свобода совести». Это понятие международного права, которое предполагает право каждого человека на самостоятельное формирование личностных ценностных установок. С одной стороны, это хорошо – свобода, демократия, культ личности. Но, как по мне, такая свобода излишня – не все люди способны правильно расставить приоритеты. В современном мире все меньше внимания уделяется воспитанию нравственной личности, да и понятие нравственности размывается с каждым годом и считается каким-то устаревшим.

А потом в свет выходят личности, заявляющие о свободе совести, о праве на самовыражение, у которых очень часто размыто представление о нормах морали вообще. Недавний случай в Казани просто ужасает – молодой человек расстрелял школьников и учителей, а потом заявил, что он Бог. На допросе он сказал, что все люди ошибка, что их не должно быть на Земле, и что он ненавидит всех.

Невозможно подобрать слов, которые описали бы его внутренний мир или систему моральных установок. У таких людей установок нет, нет морали, не будет суда совести. Но когда-нибудь – я верю, верят все нравственные люди – этот человек предстанет перед своим высшим судом, и он будет гораздо страшнее того суда, который его ждет.

Высший суд совести постиг героя романа Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Почему совесть судила его за убийство старухи-процентщицы? Потому что Раскольников слыл человеком нравственным, то есть в нем существовали те гуманные моральные ценности, которые присущи большинству Божьих людей. Раскольников постепенно и неумолимо отходил от этих ценностей, его сердце заполняла жажда мести, желание вершить суд над «ненужными» и «гнилыми» людьми. И он свершил. Но к нему пришло раскаяние, пришли угрызения совести. Ведь ничто не может оправдать убийство. Ни один человек не вправе отнять другую жизнь.

Я согласна с Виктором Гюго. Не так страшен суд человеческий, как суд совести. Не в пожизненных наказаниях печаль, а в том, что человек, совершая преступление, перестает быть человеком. Но суд совести имеет главный неоспоримый плюс – если человек предстал пред ним, значит, он не перестал быть человеком, значит, в нем осталось что-то человеческое. Стоит опасаться тех, кому не предстоит предстать перед таким судом – это значит, что среди людей не всегда живут только люди.

Ксения Пацукова

Армен, я сейчас позвонила в своём регионе, в место сдачи заявлений и мне сказали, что у них нет такой информации и что им нужен какой-то официальный документ, подтверждающий то, что я имею право сдавать ЕГЭ в резервные дни основного периода. Это действительно так, и я, получается, не смогу ничем доказать свою правоту?

Яна Мацура

Подскажите, пожалуйста
Вот например минимальный проходной балл по химии 36. Это первичный или тестовый балл?

DELETED

DELETED

DELETED

Яна Мацура

Привет! Я егэ сдавала в 2012. я,так понимаю,срок действия егэ у меня истек. Вопрос: где мне его пересдавать и как, когда?? Еще вопрос: если у универа есть свои полномочия на право принимать экзамены самостоятельно у студентов,я могу егэ не сдавать, а просто универу по их правилам написать экзамены?Так? что-то я не понимаю, поясните,кто в этом понимает, плииз.)

Alisia Kaufman

😊

Сочинение,егэ/гиа 2017,КДР,СТАТГРАД,успешная сдача экзаменов,подготовка ЗАХОДИТЕ

DELETED

Рома Медведев

Кто нибудь может пожалуйста кинуть в личку ответы на Веробицкую английский 2017. Буду очень благодарен.

Алена Матвеева

Анастасия, Привет, обязательно ли нужен аттестат при подаче доков на повторную сдачу егэ?можно ли вместо него предоставить свидетельство о егэ?

Максим Бондарев

Здравствуйте, я учусь в колледже, ушел из школы после 9 класса. Сейчас хочу сдать егэ и поступить в вуз, подскажите, где подавать заявку на сдачу егэ?

Екатерина Бочкарева

Владислав Дубенский

Елена Орлова


Кто- нибудь писал сочинение по праву на тему: "Судебное оправдание и "суд совести": всегда ли они совпадают?"

DELETED

Дарья Кучерина

Было бы неплохо сделать рубрику,как правильно организовывать своё время,чтобы и успевать учить,и отдыхать.Полезные советы какие-нибудь,например)

Maslennikov Valera

Артём Иванченко

Ребят, такой вопрос созрел.. Вот в сочинении по русскому(25) нас учат приводить примеры из литературы и акцентировать на них особое внимание, конкретизировать, но я почитал примеры сочинений, там вовсе нет конкретики, просто описывают проблему, свои мнения и пишут немного о произведении, пословице, и т.п.. Что же правильнее и за что можно больше баллов заработать?

Анастасия Куканова

Тема, можно написать типа: "а вот в этом произведений тот персонаж или такая сцена . которая описывает данную проблемы". Глубокий анализ делать не нужно, кто бы что не говорил. Написала 20/24, но там ошибка по правилам. Аргументы на высший балл написала.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: