Судебное доказательство в форме испытания железом или водой это

Обновлено: 18.04.2024

Итак, в 1016 году князь Ярослав Владимирович составил первый на Руси кодифицированный свод древнерусских законов («Древнейшую Правду» или «Правду Ярослава»). В тот непростой год его жизнь висела на волоске. И будущий Мудрый не преследовал цели сведения воедино всех имевшихся в то время норм обычного права и княжеских постановлений. У него просто горело… Как Новгород торговый смог такое провернуть, заставить гордого Рюриковича заняться юридическим писательством — можно узнать здесь: «Русская Правда» Ярослава Мудрого. Новгородский вызов Руси .

Крайнюю спешку подтверждает факт, что туда не вошли русско-византийские договоры X века, не нашли отражения более поздние правовые документы, датируемые «до 1016 года». Уже потом, во времена сыновей Ярослава Мудрого — «Устав Ярославичей» и «Пространная Правда» стали опираться на некоторые из них. Сохранив в окончательной редакции «Русской Правды» некоторые юридические нормы, которые действовали в X — начале XI веков.

Составляя свою первую «Древнейшую Правду», Ярослав преследовал конкретную цель. Выдачей письменных правовых гарантий, защищающих новгородцев от насилий варягов и его дружины, — обеспечить поддержку богатого города в борьбе за Киев, великокняжеский престол. Первым делом пришлось регулировать самые вопиющие уголовные деяния: убийство, оскорбления и кражи имущества.

«Русская Правда» .

Впервые письменно были даны определения понятий: «преступление», «кровная месть», «побои и увечья». Княжеским законом стала охранялась частная собственность, тяжкими преступлениями считались разбой, грабеж и конокрадство.

В практике применялись следующие виды наказаний: кровная месть (пока не отменили), «поток и разграбление», уголовные штрафы, заключение в темнице, членовредительные кары. Уголовные штрафы за посягательства на личность носили выраженный сословный характер. В отношении имущества это проявлялось не столь явно.

«Правда» вроде бы не знает смертной казни, но она применялась на практике. В случае измены князю, за организацию бунтов, участие в разбойничьих шайках. До суда такое безобразие старались не доводить, работал принцип «мгновенного возмездия» на месте…

Вира (штраф в пользу князя). Она могла быть одинарная (40 гривен, за убийство простого свободного человека) и двойная (80 гривен, за убийство привилегированного человека). Убить холопа стоило … всего-то 5 гривен…

Существовал особый вид — «дикая» (повальная) вира. Налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, не разбойным. Если община не выдавала подозреваемого в убийстве, либо не могла «отвести от себя след» (подозрения) — накладывалось такое наказание. Но при условии, если подозреваемый ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей.

«Поток и разграбление» — это высшая мера наказания по «Русской Правде», назначалось за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Включала в себя конфискацию имущества и выдачу преступника «головой» (вместе с семьей) в рабство.

Назначались по суду — «головничество» (денежное взыскание в пользу родственников убитого); «урок» (денежное возмещение за причиненный ущерб потерпевшему) и «продажа» (штраф в пользу князя за остальные преступления).

Процессуальные нормы.

«Заклич» — это объявление о преступлении. Чаще всего касалось пропажи имущества. «На торгу» нужно было кликнуть народ, громогласно описать признаки исчезнувшей вещи, чтобы ее точно опознать. На три дня объявлялся «процессуальный перерыв». За это время украденное можно было вернуть хозяину без юридических последствий. Но если по истечении этого срока пропажа обнаруживалась у кого-либо — он считался ответчиком.

«Свод» — это очная ставка. Осуществлялся до «заклича» или во время трех дней «процессуального перерыва». Если кто-то указывал на похожие или пропавшие вещи — их владелец должен был подробно рассказать, у кого было приобретено, при каких обстоятельствах. «Свод» продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать внятные объяснения. Он считался «татем», преступником.

Если «свод» уходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, поиск велся до третьего лица. На эту последнюю инстанцию возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи. И давалось право далее самому продолжать «свод».

«Гонение следа» — поиск преступника по следам. Если след привел к дому конкретного человека — он и есть преступник. Если просто привел в село и там потерялся — ответственность несет вервь (община). Если же след выводил на большую дорогу, поиск прекращался.

Загадки «Русской Правды».

В ходе судебного процесса рассматривалась целая система формальных доказательств. Последней была — присяга (рота). Хотя многие историки ничтоже сумняшеся считают ее простой формальностью, типа современной: «Клянусь говорить правду и т.д. …». Или аргументом, когда все доказательства уже исчерпаны ( «На козявочку божусь, за свои пил»). Было так, и было этак. Но и по-другому случалось. Это очень непонятный аспект судопроизводства в «Русской Правде», над которым ломают голову историки.

Присяга (процедурно) являлась последним из способов религиозно-формального разрешения судебной тяжбы. В тупик ставит второе слово — «рота». Во времена Ярослава Мудрого оно не всегда было синонимом «присяги». С еще древних времен означало: спор, битва. Именно из нее вышли другие формальные доказательства: ордалии (испытание водой и железом) и судебные поединки («поле»).

Вроде бы всё ясно. В древнейших русских памятниках «присяга» является в виде клятвы. О ее применении говорится в договоре князя Игоря Рюриковича с Византией: «русские, присягая, снимали с себя щиты и клялись Перуном». С принятием христианства присяга сопровождалась целованием креста. Но если термин используется как «рота» — тут вопросы.

Есть несколько эпизодов, и везде …разно. Например, совсем непонятно, кто присягал в тех случаях, когда при отсутствии «послухов» рота являлась самостоятельным способом разрешения тяжбы. Если брать отдельные постановления Правды, мы найдем в них присягу истца — по делам о взыскании долга не свыше трех гривен. А можем найти и присягу ответчика — по искам о поклаже: «тому ити роте, у кого лежало», по обвинению в даче приюта беглому холопу.

И полная загадка — случай, когда один человек обвиняет другого в нанесении удара, «но не будет ни следов от удара, ни свидетелей». Тогда жребий определяет, кому из «сутяжников» принимать присягу. Думается, выглядело это так. Иногда показания сторон выглядели одинаково убедительно, примиряться они не желали. Судья после оценки улик — тоже не мог сделать выбор. Тогда бросается жребий. Одна из сторон приносит присягу «роту», а другая… должна будет подвергнуться испытанию. Водой-железом. Если кто распутал сие — сыпаните умных мыслей в комментарии…

Другая загадка «Русской Правды» —

отсутствие прописанных там «судебных поединков». Хотя точно известно — они проводились постоянно, еще несколько веков точнехонько. До принятия этого документа — тоже. «Суперники» (или «сутяжники ») силой оружия разрешали свои споры. Причем на суде махались иногда целые родовые группы. Используя активную помощь родичей из «суседей», «мира». Арабский писатель X века Ибн-Даста говорит о славянах:

«На борьбу эту (судебную) родственники обеих тяжущихся сторон приходят вооруженными и становятся: тогда соперники вступают в бой. »

К этим подозрениям можно подшить сравнительный анализ. Историческое изучение права показывает: везде, где строй военной демократии переходил в феодальную систему, главный метод судебного разрешения конфликтов — поединок. И на Руси он был в ходу еще в XVI веке. Правда, уже с классовым оттенком, помещики стали отказываться «лезть на поле» против крестьян. Мол, «невместно сие», драться с холопами и смердами…

Единственным разумным объяснением будет… коллективная «благочестивость» русских монахов. Механическое воздействие на текст «Правды» со стороны церковников. Поединок судебный существовал. Раньше XI-XII веков, и после. Должен был отразиться в первой кодификации письменного Закона — «Русской Правде». Но затем исчез со страниц этого сборника, как наиболее противный духу христианства. Вымаран переписчиками памятника, другого не находится умного предположения.

Еще одна загадочная процедура —

так называемые «ордалии» . Использовались наряду с поединком, являлись процессуальным методом состязания «сутяжников». Испытания истины с помощью сил природы, очень древний метод. Применялся еще в языческие времена, затем был ловко приспособлен церковью к христианскому вероучению. Позже святые отцы сие на тормозах спустили, даже осуждать стали…, мол «искушать бога нехорошо». Но во времена Ярослава Мудрого в полный рост практиковалось. Хоть в Христа веруешь, хоть в Перуна, без разницы.

На Киевской Руси были в ходу испытания железом и водой. Первое (иначе называемое «испытание огнем») осуществлялось дачею в руки куска раскаленного железа («аже не ожьжеться». ). Как там ожоги потом оценивали и как толковали через три дня — понятно. Божий промысел и суд…

Порядок и процедура испытания водой не прописаны в законе. Например, любопытно поучение Серапиона, проповедника XIII века. Он негодует о таком виде доказательств в суде, потому что вода ….холодная. А какая должна быть? Ключом бьющая? Или температуры княжьего терема летним днем?

По аналогии со всеми памятниками феодального права, надо думать, при этом испытании обвиняемого (ответчика) определенным образом связывали. Потом опускали в освященную воду. Если он шел ко дну, то считался невиновным. Обоснование — чистая стихия («вода крещения») принимала его. Подождав для верности немного, испытуемого вытаскивали на свет божий, уже оправданным и выигравшим тяжбу.

Свидетельские показания .

Древнерусское право различало две категории свидетелей — видоков и послухов. Видоки — это свидетели, в современном смысле слова — очевидцы факта преступления. А теперь внимание. Подавляющее большинство академического научного мира считает, что вторая категория свидетелей — «послухи» — это такие сплетники, которые слышали о случившемся от кого-либо. Может быть — имеющие сведения из вторых рук.

Очень сомнительно. Всерьез относиться к человеку, свидетельствующему по пьяному пересуду, слуху? Думается: «послух» — это некий пособник, на которого «послался» истец или ответчик. Свидетель одной из сторон, хочет он того или нет. Подозрение крепнет, когда знаешь из других источников, что «послух» может быть вызван противной стороной на поединок. Закон прямо требует определенного числа «послухов» в различного рода делах: в делах об убийстве — семь, в делах о личных оскорблениях — достаточно двоих.

«Послух» обязан был явиться на суд. Если не пришел, это означало проигрыш тяжбы стороной, сославшейся на него. Он должен был полностью подтвердить на суде все, заявленное стороной, которую поддерживает. В эпоху «Русской Правды» уголовный и гражданский процессы не разграничивались. Каждый «иск» являлся, по сути, обвинением. Так что… вряд ли банальных наушников слушали.

Юридические новации на Руси ,

помимо письменной «Русской Правды», — внесли церковные уставы, очень активно принимаемые именно при Ярославе Мудром. Ими была прописана юрисдикция соответствующих судов. Церковь всячески приветствовала укрепление власти князей-землевладельцев. Тут-то и нашелся привычный и вкусный компромисс.

Князюшки всячески старались укрепить церковь, охранять ее как дополнительную материальную базу. В виде земельной собственности монастырей и храмов. Взамен за духовный тяжкий труд — вводимые христианскими епископами основы новой религии и морали.

Так пришло в славянские земли законодательство, регулирующее церковные дела. Из Византии. В борьбе с арианством и несторианством, пусть и в вольном исполнении… Сначала в городах (к защитникам-князьям поближе), а потом и повсеместно. Относилось эти юридические нормы — специально к «церковным людям».

Княжеские церковные уставы (Владимира Красно Солнышко и Ярослава Мудрого) признали довольно широкую категорию людей, подсудных только церковному суду. Потом взялись за преступления, затрагивающие христианское вероучение, за брачные и семейные отношения. В Уставе Ярослава все эти дела делились на две категории:

  • дела, которые подлежали совместному ведению епископа и князя (похищение женщины или изнасилование). Виновный подвергался наказанию дважды: со стороны княжеского суда и со стороны суда епископа;
  • дела, подлежавшие исключительно церковному суду (противоестественный разврат). Церковь на Руси это судопроизводство почти целиком взяла из Византии.

Полное оформление.

«Правда Ярослава» была дополнена в 1036 году «Поконом вирным» (письменное установление о вире), ставшим третьей частью «Краткой Правды». Это был перечень размеров денежных отчислений и корма (пищевого довольствия) «вирника» — княжеского дружинника. Который отвечал за сбор штрафов (виры). Тут очень встрепенулся тароватый Новгород, этот вопрос был для вечевиков весьма принципиальный.

В «Поконе вирном» прописывались отчисления, которые шли чиновникам. Они брались из общей суммы поступлений, шли в казну князя. Впервые были записаны натуральные повинности , которые налагались на население, подконтрольное такому чиновнику. «Вирник» мог отправлять функции «мечника», других представителей администрации округа или общины. Отправляя на княжение в Новгород своего сына Владимира, Ярослав Мудрый дал новгородцам «Покон вирный», где дотошно прописал размеры корма , на который могли рассчитывать его княжеские чиновники.

Так появился первый опыт финансовых взаимоотношений между новгородским населением и княжескими чиновниками. Вечевики, получив сначала «Древнейшую Правду» в 1016 году, выторговали себе новую льготу. Она ограничила самоуправство и вымогательство «вирников» (сборщиков штрафов), «мечников» (судебных исполнителей) и дружинников. Поставив на долгие века Новгород в особое, привилегированное положение. Все остальные города платили куда больше.

«Божий суд» в разных формах – типичный для периода средневековья вид судебного доказательства. Однако формы выяснения воли высших сил в разных регионах могли существенно отличаться. Поэтому историк на сегодняшний момент может только утверждать, что в средневековой Руси такой метод доказательства вины или невиновности, как испытание железом, существовал. Описать же подробности проведения процедуры для княжеского периода не получится.

Упоминания об испытании железом в «Русской Правде»

«Русская Правда» предлагает несколько способов доказательства вины предполагаемого преступника:

  • наличие вещественных доказательств или внешних признаков (например, обнаружение у подозреваемого похищенного имущества);
  • свод, или показания свидетелей;
  • присяга (рота) участников процесса;
  • разные формы божьего суда.

Свод законов определяет и порядок и правила использования этих доказательств (например, одной роты было достаточно только при рассмотрении дел о нетяжких преступлениях). Свидетелей обычно вызывали, если не было вещественных доказательств по делу. Если же не было и их, тогда предлагалось прибегать к божьему суду.

Чтение народу положений

«Русская Правда» предлагает два его варианта (характерно, что «поле», то есть судебный поединок, в ней не упоминается): испытание железом или водой. В «Пространной Правде» четко указывается (ст. 22), что такого рода проверки могут проводиться принудительно. В случае тяжкого преступления (убийства или иска на сумму более полугривны в золоте) применялось испытание железом. При исках на менее значительные суммы полагалось испытание водой, а при совсем незначительных – судебная клятва.

Однако в ст. 86 той же Пространной редакции упоминается уплата пошлины при проведении испытания железом. Из этого утверждения можно сделать вывод, что иногда такие проверки могли проводиться добровольно. Люди средневековья верили в реальность возможностей божьего суда; выдержавший испытание сразу полагался полностью оправданным, так что удивляться возможным добровольным согласиям подвергнуться такой проверке не приходится.

Нерешенные вопросы истории божьего суда на Руси

Однако названными моментами все сведения об испытании железом, содержащиеся в «Русской Правде», и ограничиваются. Методика проведения проверки там не описана. Вероятно, законодатель внес в документ древний правовой обычай и не стал уточнять подробности именно потому, что имел основания полагать: всем на Руси известно, как подобные испытания проводятся. Поэтому целью их упоминания в документе было только придания обычаю официального статуса.

Метод проведения испытания железом в Западной Европе

Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» описывает процедуру испытания железом. Однако нашел он это описание явно не в «Русской Правде»; возможно, историк воспользовался даже аналогиями. Последнее тем более возможно, что Карамзин описывает два варианта проведения процедуры: подержать в руке кусок раскаленного железа и вытащить кольцо из кипятка. Эти способы известны из многих источников, но использовались они в разных регионах.

Естественно, русский вариант испытания должен был походить на описанные Карамзиным примеры – просто потому, что выбор тут не слишком велик. Однако действительно достоверно указать, как проводилось испытание железом в княжеской Руси по содержанию «Русской Правды» невозможно.

Сложно понять и то, как определялось, прошел подозреваемый испытание или нет. Карамзин указывает, что невиновным считался тот, у кого перевязанная сразу после проверки рука за 3 дня полностью заживет (не останется и «знака на коже»). Однако нетрудно понять, что ожог от раскаленного железа с большой вероятностью не исчезнет вообще никогда; тем более не произойдет этого за столь краткий промежуток времени. Тогда оправданных таким способом быть не должно, но при этом условии правовой обычай не продержался бы так долго.

Другой возможный способ проведения испытания железом (Англия)

Вероятно, все объясняется либо техникой испытания (к примеру, если раскаленное железо не держать в руке, а лишь прикоснуться к нему, ожог будет совсем незначительный и может зажить за 3 дня), либо нюансами оценки. Тогда судьям должны были быть издавна известны особые характеристики состояния ожога, по которым следовало делать выводы. Древность правового обычая делает это возможным. К примеру, в Западной Европе невиновным могли признать того, у кого ожог через 3 дня покажет признаки заживления; если же он воспалится – испытуемый виновен. Но исторически достоверной информации по этим вопросам в настоящее время нет.

Таким образом, «Русская Правда» сообщает четко одно: суд божий железом в русской средневековой судебной практике применялся. Однако метод его проведения и способы вынесения решений по результатам до сих пор достоверно не известны.

Побие́ние камня́ми (лат. lapidatio — «забрасывание камнями, лапидация», от лат. lapis, lapidis — «камень») — вид смертной казни, применявшийся ещё древними иудеями.

Убийства в лондонском Уайтчепеле в 1888 году были совершены неустановленным серийным убийцей (или убийцами), который(е), впоследствии, получил(и) известность под именем Джек-потрошитель. С того момента споры о личности злодея не стихают, а всего в качестве подозреваемых было предложено около 100 человек.

Орда́лии (от англосакс. ordol, лат. ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.

«Нично не вечно» (англ. Nothing Lasts Forever) — девятый эпизод одиннадцатого сезона американского научно-фантастического телесериала «Секретные материалы». Премьера состоялась 14 марта 2018 года на телеканале Fox. Режиссёром серии выступил Джеймс Вонг, а сценарий написала Карен Нильсен.

Дело Хилснера (Процесс Хилснера) — серия судебных процессов в Богемии в 1899—1900 годах против еврея Леопольда Хилснера по обвинению в ритуальных убийствах.

Сваривание в жидкости являлось распространённым видом смертной казни, при котором казнённый варился в горячей воде. Данный метод казни является негуманным, так как казнённый испытывает мучительные боли, прежде чем умереть. Этот метод казни применялся в разных странах мира.

Стул ведьмы (нем. Hexenstuhl) — пыточный стул, оснащённый шипами и наручниками, с блоками для фиксации положения жертвы и с железным сиденьем, который в ряде случаев раскалялся огнём. Этот распространенный инструмент пыток особенно широко использовался австрийской инквизицией.

Убийство Эйне Нююссёнен и Рийты Пакканен, или так называемое «Убийство у костра» — зверское убийство двух девушек в Финляндии, которое поразило общественность, осталось нераскрытым и породило много версий и домыслов.

«Божий суд» — в Раннем Средневековье способ выявления виновности, испытание огнём, раскалённым железом, водой (холодной и кипящей). Применялся, когда обычные судебные средства не давали нужных результатов.

Борфимор, или борфима, что в переводе с африканских наречий означает "снадобье", является особым средством используемым членами Общества Леопарда. Средство имеет огромное значение в культе людей-леопардов и носит сакральный характер.

«Кровавый кодекс» (англ. Bloody Code) — уголовное законодательство Великобритании (Англии и Уэльса) между 1688 и 1815 годами. Название закрепилось за этой правоохранительной системой из-за большого числа преступлений, подразумевавших в качестве наказания смертную казнь, но появилось оно только после отмены жестоких законов. В число применяемых мер наказания входили также кастрация (за изнасилование или за убийство оленя в королевском лесу), ослепление (за охоту в королевском лесу), обрезание языка.

Клеймение преступников — наложение на тело преступника неизгладимых знаков, в виде эмблематических изображений или начальных букв, указывающих на преступление или на присуждённое наказание (фр. la marque, клеймо, штемпельные, указные знаки), сюда же должны быть отнесены некоторые добавочные членовредительные наказания (отрезание уха, вырывание ноздрей). Цель — предупреждение побегов и отделение преступников от мирного населения. В России было окончательно отменено в 1863.

«Долг и честь» (англ. «Duty and Honor») — пятнадцатый эпизод третьего сезона сериала «Полиция Майами».

«Желе́зная де́ва» (англ. Iron maiden) — устройство, якобы средневековое орудие смертной казни или пыток, представляющее собой сделанный из железа шкаф, внутренняя сторона которого усажена длинными острыми гвоздями.

А́ква-тофа́на (вода Тофаны; тофанова вода), или неаполитанская вода, также «манна св. Николая» (итал. acqua tofana; acqua toffana, acqua tufania, acqua tufanica, acquetta, acqua di Napoli, «manna di San Nicola») — ядовитый напиток, названный по имени изобретателя, сицилийской отравительницы Тофаны (Тофании ди Адамо); сильнейший и тончайший яд, приобретший громкую известность в Италии в конце XVII и начале XVIII веков. Продавался во флакончиках с изображением св. Николая.

На протяжении истории человечества, как в прошлом, так и в настоящее время, в тех обществах, которые сохранили представления о существовании ведьм и чёрной магии, дети бывают обвинены в колдовстве.

Эмили» (англ. «Emily») — 7-й эпизод 5-го сезона сериала «Секретные материалы». Премьера состоялась 14 декабря 1997 года на телеканале FOX. Эпизод позволяет более подробно раскрыть так называемую «мифологию сериала», заданную в пилотной серии. Режиссёр — Ким Мэннэрс, авторы сценария — Винс Гиллиган, Джон Шибан, Фрэнк Спотниц, приглашённые звёзды — Пэт Скиппер, Лорен Диволд, Джон Пайпер-Фергюсон.

«Охотник за головами» (англ. Bounty Hunter, буквально «охотник за вознаграждением») — человек, за денежное вознаграждение занимающийся розыском и поимкой/убийством беглых преступников и дезертиров, а также лиц, подозреваемых в совершении преступлений и не явившихся на судебное заседание в назначенное время.

Пала́ч — лицо, приводящее в исполнение приговор о смертной казни или телесном наказании. В переносном смысле термин используется как синоним для слов «мучитель», «каратель».

Пове́шение за ребро́ — вид смертной казни, при которой приговоренному вонзали в бок железный крюк на верёвке или цепи, цепляли его за ребро и затем вешали. Мучения осуждённого в этом случае могли длиться очень долго; порой казнимые умирали от жажды. Часто руки жертве связывали, чтобы оставленный без присмотра повешенный не мог самостоятельно сняться с крюка и бежать.

«Обри» (англ. «Aubrey») — двенадцатый эпизод второго сезона сериала «Секретные материалы». Премьера состоялась 6 января 1995 на телеканале FOX. Эпизод входит в число «монстров недели» — серий, не связанных с основной «мифологией сериала», которая была задана в первой серии.

Туги (или таги, тхаги, тхуги, лпхасингары, душители, от англ. Thuggee, в свою очередь, от хинди ठग, ṭhag, вор) — средневековые индийские бандиты и разбойники, посвятившие себя служению Кали как богине смерти и разрушения. Туги пользовались особыми опознавательными знаками и жаргоном.Примерно с XII века банды тугов в центральной части Индии грабили караваны и убивали путешественников. Жертву душили, накинув сзади на шею верёвку или шарф, а затем закапывали ритуальной кирко-мотыгой или сбрасывали в.

Андролепсия (от др.-греч. άνήρ — «человек», и др.-греч. λαμβάνω — «я беру») — законное похищение и удержание иностранцев в качестве заложников.

Дело Гуффэ́ (фр. affaire Gouffé) — уголовный процесс, проходивший во Франции в 1889—1890 гг. Стал этапным для развития судебной медицины и криминалистики. Его популярность у широкой публики на время затмила даже Всемирную выставку 1889 г.

Похищение трупов (англ. body snatching) — существовавшая в прошлом и получившая наибольшее распространение в Великобритании первых десятилетий XIX века практика тайной незаконной эксгумации тел покойников на кладбищах с целью последующей продажи в медицинские учебные заведения для проведения лекций по анатомии и диссекций.

Полон (малайск. Polong) — в малайском фольклоре дух, порабощённый человеком (большую часть времени) для личных целей последнего. Это невидимый призрак, который может использоваться чернокнижником для нанесения кому-либо вреда, особенно тем, по отношению к кому у чернокнижника есть нечестивые мысли. Полон является одним из призраков, упоминаемых в «Повести Абдуллы», написанной Абдуллой бин Абдул Кадиром, ради развлечения сэра Томаса Стэмфорда Бингли Раффлза, его работодателя.

«Стезя страданий» (англ. Walk of Punishment) — третий эпизод третьего сезона фэнтезийного телесериала канала HBO «Игра престолов», и 23-я во всём сериале. Сценарий написали Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс, а Бениофф также снял эпизод. Премьера состоялась 14 апреля 2013 года.

Судебный поединок — один из способов разрешения споров в средневековой Европе, при котором исход спора решало единоборство сторон: победитель провозглашался выигравшим спор. Обычно использовался в случаях, когда установить истину путём допроса свидетелей было невозможно, но ни одна из сторон не признавала своей неправоты. По сути судебный поединок представляет собой санкционированную правом дуэль.

Американская дуэль — способ разрешения споров и конфликтов, суть которого сводится к тому, что два человека договариваются , при свидетелях или публично о том, что один из них совершит суицид (например, при помощи пилюль, из которых одна отравлена); кто именно из них станет самоубийцей, решается посредством жребия. Участие в такой дуэли наказывалось каторгой согласно русскому уголовному уложению 1903 года.

«Верный клятве» (англ. Oathkeeper) — 4 серия 4 сезона фэнтезийного сериала канала HBO «Игра престолов», и 34-ая во всём сериале. Эпизод был написан Брайаном Когманом и срежиссирован Мишель Макларен. Премьера состоялась 27 апреля 2014 года. Название является отсылкой к названию нового меча, который Джейме Ланнистер подарил Бриенне, и к темам долга, который движет эпизод. Эпизод фокусируется на том, что случилось после свадьбы Джоффри, на попытке Ночного Дозора разобраться с мятежниками, и продолжающемся.

Кро́вная ме́сть (также венде́тта, от итал. vendetta — мщение) — это древнейший принцип, характерный для родо-племенного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-нибудь из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно подлежит смерти в порядке возмездия. Кровную месть осуществляет, соответственно, кто-либо из членов семьи, рода, племени, клана, группировки и т. д., к которой принадлежал убитый. В ряде случаев, кровная месть заменялась выкупом или же переходом.

«Законы богов и людей» (англ. The Laws of Gods and Men) — шестой эпизод четвёртого сезона фэнтезийного сериала «Игра престолов», и тридцать шестой во всём сериале. Сценарий к эпизоду написал Брайан Когман, а режиссёром стал Алик Сахаров. Премьера эпизода состоялась 11 мая 2014 года.

Испытание водой (также известно как Купание или Макание ведьм, от англ. Witch dunking) — разновидность ордалий, применявшаяся как в древневосточном (в частности, согласно Судебнику Хаммурапи) и средневековом уголовном процессе. Связанного обвиняемого в совершении преступления бросали в водоём и признавали невиновным, если вода не принимала его. В противном случае, обвиняемого казнили.

Эта статья о пиратском атрибуте; другие значения см. Чёрная меткаЧёрная метка (англ. Black Spot — дословно чёрное пятно, нем. Der schwarze Punkt) — вымышленный пиратский атрибут, обозначающий обвинение, выдвинутое пиратским сообществом (или отдельными пиратами) одному из его членов (или группе пиратов), в нарушении устава, порядков, правил и обычаев Берегового братства.

Дело о свинцовых масках (порт. O Caso das Máscaras de Chumbo) — расследование обстоятельств смерти Мануэла Перейры да Крус (порт. Manoel Pereira da Cruz) и Мигела Жозе Вианы (порт. Miguel José Viana), чьи тела были обнаружены 20 августа 1966 года на холме Винтен (порт. Morro do Vintém) неподалеку от бразильского города Нитерой. На месте происшествия были найдены две свинцовые маски (по-видимому, предназначенные для защиты от радиации) и короткая записка весьма странного содержания. Следствие не смогло.

«Совесть короля» (англ. The Conscience of the King) — тринадцатый эпизод первого сезона американского научно-фантастического сериала «Звёздный путь». Впервые был показан на телеканале NBC 8 декабря 1966 года. Название эпизода заимствовано из последних строк II акта трагедии «Гамлет» Уильяма Шекспира: «Мне нужна/Верней опора. Зрелище — петля,/Чтоб заарканить совесть короля»(пер. М. Лозинского).

Гоне́ние сле́да «Слѣдъ гнати» — третья стадия (наряду с «закличем» и «сводом») процедуры розыска злодея в судебном процессе Киевской Руси, которая представляла собой погоню за злодеем по оставленным им следам.

Испыта́ние же́лезом — согласно «Русской Правде», способ очищения от вины при подозрении в убийстве или краже. Испытание железом состояло в том, что подозреваемый должен был держать в руках расплавленное железо. Если не было ожогов, то он признавался невиновным. В таком случае подозреваемый платил «железное» — плату князю, мечнику и дитскому.

Связанные понятия

По́слух — в древнерусском судебном праве свидетель, обладающий «доброй славой», то есть достойный доверия; чаще всего лично свободный человек (исключение делалось для процессов, непосредственно касающихся холопов). Послух после целования креста свидетельствовал о том, что ему известно о деле. Важно понимать, что очевидцем событий, составлявших предмет судебного разбирательства, послух не был (непосредственный свидетель-очевидец назывался видок). Он говорил о том, что слышал о деле (отсюда и название.

Железное — пошлина, которую уплачивал истец в размере 40 кун в пользу князя, 5 кун в пользу мечника и полгривны в пользу детского (всё вместе взятое составляло «железный урок»), если вызывал ответчика на испытание железом (рота).

Видок — один из видов свидетелей по древнерусскому судебному праву. Впервые упоминается в Русской Правде XI века. В отличие от послуха, который только слышал что-то о событии, видок являлся непосредственным очевидцем случая, ставшего предметом судебного разбирательства. Разделение свидетелей на «послухов» и «видоков» исчезает к моменту выхода Судебника 1497 года. С этого момента все свидетели называются «послухами».

Княжеский суд — суд, осуществляемый князем или его представителями. Действовал на Руси; был частью русской правовой системы. Время его возникновения неизвестно. Прямо упоминается в Пространной редакции Русской Правды: «Аже будуть холопи татье, судъ княжь» («Если окажутся воры холопами, то суд княжеский» — ст. 46).

Посу́л — древнерусское название взятки: незаконное вознаграждение за осуществление официальных властных полномочий.

Испытание водой (также известно как Купание или Макание ведьм, от англ. Witch dunking) — разновидность ордалий, применявшаяся как в древневосточном (в частности, согласно Судебнику Хаммурапи) и средневековом уголовном процессе. Связанного обвиняемого в совершении преступления бросали в водоём и признавали невиновным, если вода не принимала его. В противном случае, обвиняемого казнили.

Пова́льный о́быск — в русском уголовном процессе до судебной реформы Александра II один из элементов предварительного следствия, заключавшийся в том, что все жители околотка опрашивались относительно жизни и поведения подозреваемого. После реформы 1864 года как пережиток остался «институт окольных людей» (дознание через окольных людей), достаточно похожий на повальный обыск с той лишь разницей, что по судебным уставам 1864 года опрашивались не все жители околотка и стороны также имели право отвода.

Церковный устав Ярослава — церковный нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулирующий общественные отношения, отнесенные им к церковной юрисдикции, составленный в период правления князя Ярослава Мудрого. Сохранился в двух основных редакциях: западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю разные списки представляют в разном объёме. Один из основных письменных источников русского права.

Головничество (головщина, головщизна) (по Русской Правде) — денежный выкуп, выплачивавшийся убийцей (головником) родственникам убитого. Один из институтов русского права.

Суде́бное пресле́дование — деятельность направленная на розыск, задержание и привлечение к установленной законом ответственности предполагаемого правонарушителя посредством его изобличения в определённом преступлении и применения к нему положенного судебной властью наказания.

Лихой человек или «ведомый лихой человек», а также просто «ведомый» — с конца XV века и примерно до начала XVIII века обозначение профессиональных преступников, в том числе неоднократно совершавших преступления.

Инфамия (лат. infamia) — y древних римлян бесчестие, сопряжённое с лишением гражданина навсегда некоторых гражданских прав.

Подсудимым в уголовно-процессуальном праве РФ называется обвиняемый с момента, когда назначено судебное разбирательство по его делу и до вступления приговора в законную силу либо оправдания. С момента вынесения приговора подсудимый называется либо осуждённым (в случае обвинительного приговора) либо оправданным (в случае оправдательного приговора).

Татьба́ в русском праве — преступное похищение чего-либо или насильственное отнятие, не переходящее в разбой; тать — вор.

Железа — любые виды заковывания и приковывания в древнем русском праве (так называемое «посажение в железа»).

Субъективное вменение — принцип уголовного права, содержание которого заключается в том, что юридически значимыми и способными повлечь применение мер ответственности являются лишь те обстоятельства деяния, которые осознавались лицом, совершившим деяние.

Русское право — в широком смысле правовая культура, система права преимущественно со славянскими источниками, действовавшая в IX—XIV веках в Киевской и Удельной Руси (древнерусское право), а также с XIII века в Великом Княжестве Литовском и с XV века в Русском государстве. Писаными источниками-памятниками русского права являются прежде всего Русская Правда, Литовские статуты, московские судебники и Соборное уложение 1649 года.

Гибри́дное преступле́ние (англ. hybrid offence, dual offence, Crown option offence, dual procedure offence, wobbler) — особая группа преступлений в странах с common law, которые могут преследоваться как в суммарном порядке, так и по обвинительному акту. В США такие преступления могут быть мисдиминорами или тяжкими уголовными преступлениями и предполагают как заключение в окружную тюрьму jail (приговор за мисдиминор), так и в тюрьму штата prison (за тяжкое уголовное преступление).

Обвиняемым в уголовно-процессуальном праве РФ называется один из основных субъектов уголовного процесса. Это лицо, в отношении которого ведётся уголовное преследование с того момента, как обвинение в совершении преступления официально сформулировано и оформлено в виде соответствующего документа. Этим документом может быть либо постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого либо обвинительный акт.

Совестный суд — губернский суд в Российской империи, созданный по инициативе Екатерины II в 1775 году для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости». От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной.

Буйство — многозначное слово: Буйство — нарушение общественной тишины и спокойствия в форме ссор, драк, кулачного боя и т. п.

Подсу́дность — распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами — установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому или другому суду, постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.

Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу.

Сво́д — процессуальная форма досудебной подготовки дела в русском праве. В Древней Руси досудебное производство носило лишь состязательный характер, при котором стороны были равноправны и сами двигали все процессуальные действия, поэтому обе стороны в процессе именовались истцами. В частности, потерпевший сам инициировал и производил расследование совершенного против него правонарушения. В процессе свода лицо, у которого была обнаружена пропавшая вещь, указывало другое лицо, у кого оно эту вещь приобрело.

Лжесвидетельство (клятвопреступление) — преступление, выражающееся в сознательной даче заведомо ложной информации правоохранительным органам, суду или органам власти. Часто совершается в форме дачи ложных показаний свидетелем или обвиняемым на суде или во время следствия, а также должностным лицом под присягой (например, президентом США во время слушаний в Сенате).

Свидетельские показания - сведения, выраженные в устных ответах свидетелей, об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения судебного дела. Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.

Объективное вменение — это привлечение лица к уголовной ответственности без установления его вины. Объективное вменение может заключаться как в привлечении к уголовной ответственности за случайные последствия действий человека, так и в привлечении к ответственности лиц, действия которых вообще не состоят в причинной связи с причинённым вредом, но наказание которых по каким-либо причинам представляется целесообразным.

Пригово́р — процессуальный акт правосудия. Это решение суда (судьи) о виновности или невиновности подсудимого и назначении ему наказания, либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции (ст. 5 УПК РФ). Судебный приговор является окончательным ответом на основной вопрос дела, ставший предметом судебного рассмотрения.

Орда́лии (от англосакс. ordol, лат. ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.

Гражданский иск в уголовном процессе — это комплексный уголовно-процессуальный правовой институт, представляющий совокупность норм, регулирующих общественные отношения по поводу имущественных последствий преступления, и включающий в себя элементы гражданско-процессуального метода регулирования; с другой стороны — это заявленное при производстве по уголовному делу требование гражданина или юридического лица о возмещении имущественного и морального вреда, причинённого преступлением, к обвиняемому или.

Разыскно́й проце́сс (устар. розыскно́й проце́сс, также инквизицио́нный процесс, сле́дственный процесс) — форма уголовного процесса, существенными чертами которой является: отсутствие прав у обвиняемого, возможности состязания с обвинителем; слияние защиты с обвинением и разрешением дела, сосредоточение этих функций в руках одних и тех же лиц. Процесс лишь формально распадается на розыск, следствие и суд. Судья-следователь противопоставляется лицу, служащему предметом розыска.

Личное поручительство — одна из мер пресечения, предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством и применяемая в отношении подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Свиде́тель — лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного, административного, гражданского или арбитражного дела, и которое вызвано для дачи показаний. Обычно под словом «свидетель» понимают свидетеля в суде, однако это слово имеет более широкое значение. В более широком смысле свидетель — это человек, который был очевидцем какого-либо события и готов об этом свидетельствовать. До возникновения письменности и писанных контрактов.

Отве́тчик — участник гражданского процесса, привлекаемый в качестве предполагаемого нарушителя прав истца.

Судебный поединок — один из способов разрешения споров в средневековой Европе, при котором исход спора решало единоборство сторон: победитель провозглашался выигравшим спор. Обычно использовался в случаях, когда установить истину путём допроса свидетелей было невозможно, но ни одна из сторон не признавала своей неправоты. По сути судебный поединок представляет собой санкционированную правом дуэль.

«Божий суд» — в Раннем Средневековье способ выявления виновности, испытание огнём, раскалённым железом, водой (холодной и кипящей). Применялся, когда обычные судебные средства не давали нужных результатов.

Примирительное разбирательство — установлено законом по делам о преступлениях, преследуемых не иначе, как по жалобе потерпевшего, и могущих оканчиваться примирением.

Письменное доказательство - содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения.

Новгородская судная грамота — судебный кодекс Новгородской феодальной республики XV в., дошедший в редакции 1471 года в единственном списке (без окончания) в составе рукописного сборника середины 1470-х годов.

Стипуляция (лат. stipulatio — выспрашивание) — в римском праве — формальный, абстрактный, устный контракт, устанавливающий обязательство. Стипуляция заключалась посредством установленной словесной формулы, по которой спрошенный отвечает, что даст или сделает то, о чём его просили.

Посессорный (посессионный) иск (иначе — владельческий иск) — иск, при котором истец не ссылается на титул (право владения), а лишь утверждает о том, что он лишился владения или имеет препятствия во владении незаконными действиями ответчика. Истец в этом случае должен доказать наличие своего владения перед нарушением. Для суда не имеет значения, кто является истцом. Истцом может быть и собственник (титульный владелец), защищающий своё владение; и добросовестный приобретатель, защищающий владение от.

Залог — поправка из мер пресечения, предусмотренная уголовно-правовым законодательством и применяемая в отношении подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Публицианов иск — разновидность виндикационного иска в римском праве. По нему добросовестный приобретатель получал право истребования вещи на том же основании, как если бы он был собственником.

Легисакцио́нный проце́сс (лат. legis actiones) — наиболее древний вид искового судопроизводства в римском праве, возникший в Древнем Риме.

Уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Понятие «уголовное преследование» одно из основных в уголовно-процессуальном праве.

Фело́ния (англ. felony) — понятие в англосаксонской системе права, означающее преступление. Следует отличать от понятия «мисдиминор».

В одной из новгородских грамот автор грозит адресату испытанием водой: «… [Ты дал (?)] Несдичу четыре с половиной резаны, а [мне]…две куны. Что же ты утверждаешь, будто за мной восемь кун и гривна? Пойди же в город — могу вызваться с тобой на испытание водой.».

В чем состоит это испытание? История интересная.

Грамоту написали в XII веке. В Новгороде тогда действовал древнейший свод законов «Русская Правда», согласно которому разногласия по крупным денежным делам решались с помощью суда божьего, или ордалии.

Как пишет историк Ключевский, «Суд божий, или правда божия, выводил судебный процесс из чисто юридического момента и возвращал ему первобытный характер, …решение дела посредством либо физической силы, либо высшей силы, таинственной».

Испытание водой назначалось по средним искам, начиная с двух гривен серебра (если я все правильно рассчитала, — это около 14 тыс. руб. по-нашему). Ответчика связывали и бросали в воду. Если шел ко дну, значит, не виновен. Разумеется, его вытакивали до того как захлебнется (долг, выходит, можно уже не платить?).

Современному человеку может показаться нелогичным, пусть бы виновный тонул! Ключевский пишет, что в народе бытовали языческие поверья, согласно которым вода как священная стихия не принимает «нечистых», т. е. виновных ("вывести на чистую воду"?).

В Европе, кроме похожего испытания, бытовало еще и испытание кипятком — нужно было вытащить кольцо из чана с кипящей водой, не повредив руку.

Более крупные иски (от 700 тыс. руб. по-нашему) решались на Руси испытанием железом. Ответчик произносил клятву, держась за раскаленное железо, и если обжигал руку, то считался виновным.

Испытание водой/железом — один из нескольких видов суда божия. Были и другие: «поле» — поединок, где стороны решали спор единоборством; присяга — крестоцелование (ответчиком) и произнесение клятвы; жребий — дело решается выниманием жребия.

Судебные акты сохранили записи об испытании водой вплоть до XVII в.

Постепенно ордалии вышли из употребления, а на смену им пришли пытки. Кстати, дуэли, которые, как известно, практиковались еще в 19 веке, — это тоже вид судебного поединка, где в решение спора вмешивается «высшая сила».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: