Судебно исковая работа по взысканию денежных средств в порядке регресса с сотрудников уис

Обновлено: 24.04.2024

08 февраля 2018 года Кировский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Кривошеевой О.Н.

при секретаре Степановой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-134/18 по иску ФИО1 к ФИО2 о взыскании денежной суммы с солидарного должника в порядке регресса,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2, указав, что ДД.ММ.ГГГГ стороны, находясь в браке заключили с АК Сберегательный банк РФ кредитный договор №. С ДД.ММ.ГГГГ истец и ответчик брак расторгли, истец оплачивает платежи по кредитному договору, ответчик, ни одного платежа по договору не внес. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец оплачивала за счет собственных денежных средств по Кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. 1/2 доля от указанной суммы составила 1.131.992,07/2 = 565 996,04 рублей. Просит взыскать с ФИО2 в её пользу 565 996,04 рублей.

В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности ФИО4, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования признал частично, суду представил письменные возражения относительно заявленных требований, согласно которым, считает, что денежные средства в размере 798 292,07 рублей, предъявляемые истцом из суммы, уплаченной Банку, к взысканию с ответчика не являются ее личными денежными средствами, а являются совместно нажитым, полученным от продажи совместного имущества — приобретенной в период брака в кредит квартиры и проданной истцом в ДД.ММ.ГГГГ следовательно, исковые требования в части взыскания 1/2 доли указанных денежных средств рассчитаны неверно, просит удовлетворить иск частично, не согласен с взысканием с него суммы в размере 399 146,04 рублей (л.д.90)

Суд, заслушав представителей истца и представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ст. 325 ГК РФ исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору.

Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО Сберегательный банк РФ с одной стороны и ФИО1, ФИО2 — с другой заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого последние получили кредит в сумме 1 200 000,00 рублей на приобретение жилой квартиры по адресу: , под 13,75 % годовых на срок по ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что созаемщики на условиях солидарной ответственности обязуются возвратить кредитору полученный кредит и уплатить проценты за пользование им в размере, в сроки и на условиях настоящего договора (л.д.7).

Согласно ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами. Общие долги супругов при разделе общего имущества супругов распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям.

Общие обязательства супругов, как следует из содержания п. 2 ст. 45 СК РФ, это те обязательства, которые возникли по инициативе супругов в интересах всей семьи, или обязательства одного из супругов, по которым все полученное им было использовано на нужды семьи.

В разъяснениях, содержащихся в абзаце 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» указано, что в состав имущества, подлежащего разделу, включается общее имущество супругов, имеющееся у них в наличии на время рассмотрения дела, либо находящееся у третьих лиц. При разделе имущества учитываются также общие долги супругов (пункт 3 статьи 39 Семейного кодекса РФ) и право требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи.

Таким образом, при разделе общих долгов супругов происходит их распределение, то есть на каждого из супругов судом возлагается обязательство по погашению долга, возникшего в период брака, объем обязательств определяется исходя из размера присужденных каждому долей в совместно нажитом в период брака имуществе.

Решением мирового судьи судебного участка № г.о. Самара Самарской области ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом ФИО1 и ФИО2 расторгнут, что не опровергалось в суде сторонами.

Как следует из материалов дела, на момент расторжения брака между ФИО1 и ФИО2 заемные средства по указанному кредитному договору Банку возвращены были не в полном объеме.

Истец ФИО1 ссылается на то, что после прекращения брака с ФИО2 она единолично за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за счет собственных средств исполнила обязательства по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 131 992,07 рублей.

Согласно представленному истцом расчету, 1/2 доля от указанной суммы составила ДД.ММ.ГГГГ = 565 996,04 рублей (л.д.12).

Истцом ФИО1 представлены чеки по операциям Сбербанк Онлайн в целях погашения вышеуказанного кредита на следующие суммы: 3 000,00 рублей; 12 500,00 рублей; 1 100,00 рублей; 20 000,00 рублей; 5 000,00 рублей; 12 000,00 рублей; 22 000,00 рублей; 12 000,00 рублей; 10 000,00 рублей; 5 500 рублей; 6 500,00 рублей; 12 500,00 рублей; 12 000,00 рублей; 13 000,00 рублей; 9 000,00 рублей; 10 000,00 рублей; 10 300,00 рублей; 13 000,00 рублей; 15 000,00 рублей; 8 500,00 рублей; 14 500,00 рублей; 12 000,00 рублей; 13 500,00 рублей; 10 000,00 рублей; 14 500,00 рублей; 14 000,00 рублей; 14 000,00 рублей; 14 000,00 рублей; 14 000,00 рублей, на общую сумму 333 400,00 рублей (л.д. 42-70), с данными доводами истца сторона ответчика согласилась.

Со стороны ответчика опровержений оплаты истцом вышеуказанных кредитных платежей через Сбербанк онлайн не предоставлено.

Согласно справке, выданной ФИО1 о задолженности заемщика по состоянию за ДД.ММ.ГГГГ, остаток долга после погашения составляет 792 000,00 рублей, судная задолженность по кредиту на дату расчета составляет 798 292,07 рублей. (л.д. 10)

В подтверждение отплаты указанной суммы задолженности истцом представлен приходный кассовый ордер № на сумму 798 292,07 рублей, где в строке «источник поступления: — Погашение кредита по с/сч ФИО1 (л.д. 11)

Так, согласно справке Банка от ДД.ММ.ГГГГ по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ ссудная задолженность отсутствует. (л.д. 35)

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, судом был исследован договор дарения ФИО6 ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения — сыну истца и ответчика 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: (л.д. 37-28). Со слов представителя истца, данный договор дарения несовершеннолетнему ребенку был необходим при отчуждении вышеуказанной спорной квартиры (доли ребенка в ней).

ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, на который была оформлена ипотека — квартира, расположенная по адресу: , собственниками ФИО2 (1/4 доля), ФИО1 (1/4 доля) и несовершеннолетним ФИО7 (1/2 доля) была продана за 1 261 679,24 рублей покупателю — ФИО8 (л.д. 40-41).

Ответчик ФИО2 получил от покупателя ФИО8 за 1/4 долю в указанной квартире сумму денег в размере 450 000,00 рублей, о чем свидетельствует расписка, представленная в материалы дела, написанная собственноручно ответчиком (л.д. 39), данные деньги Ватагин использовал по своему усмотрению.

Учитывая, что вышеуказанный кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ. был заключен на условиях солидарной ответственности ФИО1 и ФИО2, кредит ими был получен в период брака и использован супругами на приобретение общего имущества — по адресу: , следует признать, что сумма долга по кредитному договору, на настоящее время заявленная истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ размере 1 131 992,07 рублей — является общим долгом бывших супругов. Данная сумма включает в себя выплаты, произведенные истцом в счет уплаты кредита с ДД.ММ.ГГГГ., которые ответчиком в суде были признаны.

Истец ФИО1 предъявила к разделу сумму, уплаченную ею в счет общего долга супругов в размере — 1 131 992,07 рублей (л.д.12), в том числе сумму в размере 798 292,07 руб., полученную с продажи общей совместной собственности.

Данную сумму выплаты в счет погашения общего долга перед Банком — 798 292,07 руб. ответчик считает уплаченной из его 1/2 доли от общего имущества супругов, а именно уплаченной им в счет погашения общего долга перед Банком — в размере 399 146,04 руб. (л.д.90), но при этом, сторона ответчика не отрицает получение Ватагин ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.39) суммы в размере 450 000 рублей от продажи общего имущества супругов и использования этой суммы по своему усмотрению.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Исходя из закрепленного в ст. 39 СК РФ принципа равенства долей при разделе общего имущества супругов, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истца о взыскании с ответчика половины от предъявленной к возмещению и выплаченной истцом в счет погашения общего долга по кредитному договору, пришел к выводу, что истец, полностью исполнивший обязательство перед Банком, имеет право требовать с бывшего супруга оплаты 1/2 доли долга как с солидарного должника по кредиту.

С учетом вышеизложенного, получения суммы в размере 450 000 рублей от продажи общего имущества супругов и использования этой суммы по своему усмотрению, суд пришел к выводу, что в деле имеются достаточные доказательства, подтверждающие выплату истцом задолженности по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ являющейся общим долгом бывших супругов, в связи, с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ФИО2 о взыскании денежной суммы в порядке регресса, удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1 денежную сумму в размере 565 996 (пятьсот шестьдесят пять тысяч девятьсот девяносто шесть) рублей 04 копейки.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 09.02.2018 года.

Судья О.Н. Кривошеева

Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены

В соответствии с подпунктом 7) пункта 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", и в целях совершенствования работы по представлению и защите интересов Федеральной службы исполнения наказаний в органах, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, и в судах, составляющих судебную систему Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить Регламент организации работы по представлению и защите интересов Федеральной службы исполнения наказаний в органах, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, и в судах, составляющих судебную систему Российской Федерации (далее - Регламент), согласно приложению.

2. Начальникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, учреждений, подведомственных территориальным органам ФСИН России, организовать изучение, неукоснительное исполнение и контроль за исполнением Регламента подчиненными сотрудниками.

3. Правовому управлению ФСИН России (Смирнов В.Г.) обеспечить методическое сопровождение организации исполнения Регламента, а также обобщение и анализ представляемых отчетных материалов.

4. Признать утратившим силу приказ ФСИН России от 08.02.2011 N 70 "О мерах по судебной защите интересов Федеральной службы исполнения наказаний".

5. Контроль за исполнением приказа возложить на временно исполняющего обязанности начальника Правового управления ФСИН России государственного советника юстиции Российской Федерации 2 класса Смирнова В.Г.

приказом ФСИН России

от 9 августа 2019 г. N 644

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

ИНТЕРЕСОВ ФСИН РОССИИ В ОРГАНАХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА, И В СУДАХ,

СОСТАВЛЯЮЩИХ СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Регламент устанавливает порядок организации работы по представлению интересов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) в органах, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства (далее - следственные органы) и судебной защите интересов ФСИН России учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и учреждениями, подведомственными территориальным органам ФСИН России (далее - учреждения и органы УИС).

2. Представление интересов ФСИН России в следственных органах и судебная защита интересов ФСИН России осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами ФСИН России.

3. Правовое управление ФСИН России осуществляет координацию, методическое обеспечение и контроль, в пределах предоставленных полномочий, за осуществлением учреждениями и органами УИС представления и защиты интересов ФСИН России в следственных органах, а также судах общей юрисдикции и арбитражных судах Российской Федерации (далее - соответствующие суды).

4. Начальники учреждений и органов УИС (далее - руководители) организуют работу по представлению и защите интересов ФСИН России в следственных органах, а также при рассмотрении дел, относящихся к подведомственности и подсудности соответствующих судов.

принимают в пределах предоставленных прав исчерпывающие меры для досудебного урегулирования споров;

обеспечивают надлежащее представительство интересов ФСИН России в следственных органах, а также в судебных заседаниях по делам, к участию в которых привлечена ФСИН России;

организуют работу по сбору, оценке и своевременному направлению в правовое управление ФСИН России информации о привлечении ФСИН России к участию в следственных (процессуальных) действиях, а также в делах, находящихся в производстве соответствующих судов;

принимают меры по организации обжалования (пересмотра) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Регламентом, процессуальных документов следственных органов, а также судебных актов, не отвечающих интересам ФСИН России (полностью или частично);

разрешают в пределах предоставленных прав вопросы по обеспечению исполнения процессуальных документов следственных органов, судебных актов, затрагивающих интересы ФСИН России;

осуществляют в пределах полномочий контроль за выполнением требований настоящего Регламента;

несут персональную ответственность за организацию исполнения настоящего Регламента.

6. Представление интересов ФСИН России в следственных органах по делам, где в качестве потерпевшего признана ФСИН России, а также в соответствующих судах, осуществляется на основании доверенностей, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

7. Доверенности на представление интересов ФСИН России в следственных органах и соответствующих судах оформляются, как правило, на сотрудников учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, и территориальных органов ФСИН России, а в порядке исключения - на наиболее подготовленных сотрудников учреждений, подведомственных территориальным органам ФСИН России.

8. Оформление доверенностей на представление интересов ФСИН России в следственных органах и соответствующих судах осуществляются правовым управлением ФСИН России на основании письменных обращений руководителей, в порядке, предусмотренном приказом ФСИН России от 18.08.2005 N 718 "О правовом обеспечении деятельности ФСИН России".

В случае если руководителю в установленном порядке выдана доверенность с правом передачи полномочий другому лицу (передоверия) на представление интересов ФСИН России в следственных органах и соответствующих судах, то сотруднику уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, осуществляющему непосредственное представительство интересов ФСИН России в следственных органах и соответствующих судах, выдается доверенность в порядке передоверия.

9. Начальники юридических подразделений учреждений и органов УИС:

не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до окончания срока действия доверенностей (если нет необходимости направления в более короткий срок) организуют направление в правовое управление ФСИН России письменных обращений о необходимости их переоформления (при условии, если полномочия по защите интересов ФСИН России не могут быть предоставлены в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 8 настоящего Регламента);

при необходимости наделения представителя ФСИН России дополнительными полномочиями по конкретному делу, не предусмотренными в доверенности (например, правом на заключение мирового соглашения), организуют направление в ФСИН России письменного обращения с указанием причин такой необходимости;

обеспечивают контроль за возвратом должностными лицами доверенностей, в том числе в связи с увольнением сотрудника.

10. При поступлении в учреждения и органы УИС процессуальных документов следственных органов, а также судебных документов о привлечении ФСИН России в качестве лица, участвующего в деле:

начальник учреждения, подведомственного территориальному органу ФСИН России, письменно информирует начальника территориального органа ФСИН России о поступлении таких документов в течение 3 (трех) календарных дней (если нет необходимости уведомления в более короткий срок) по формам согласно приложениям N 1, 2 к настоящему Регламенту;

начальник территориального органа ФСИН России (учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России) информирует о поступлении таких сведений правовое управление ФСИН России в течение 3 (трех) календарных дней с даты их поступления в территориальный орган ФСИН России (учреждение, непосредственно подчиненное ФСИН России) либо с даты уведомления об их поступлении в учреждение, подведомственное территориальному органу ФСИН России (если нет необходимости уведомления в более короткий срок), по формам согласно приложениям N 1, 2 к настоящему Регламенту и своевременно организует представление и судебную защиту интересов ФСИН России в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами ФСИН России и настоящим Регламентом.

К информации, направляемой при поступлении судебных документов, также прилагаются материалы дела в форме графических электронных копий документов, созданных посредством сканирования (далее - графическая электронная копия).

11. В дальнейшем информация по итогам каждого судебного заседания по делу (в том числе информация по результатам объявления резолютивной части судебного акта), за исключением сведений, связанных с отложением, либо назначением очередного судебного заседания в судах общей юрисдикции, по установленной форме направляется в правовое управление ФСИН России учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, и территориальными органами ФСИН России в течение 3 (трех) календарных дней с даты каждого судебного заседания (если нет необходимости уведомления в более короткий срок).

12. В срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в учреждение или орган УИС документов, указанных в пункте 10 настоящего Регламента (если нет необходимости исполнения в более короткий срок), начальник юридического подразделения учреждения и органа УИС осуществляет:

учет и анализ поступивших документов;

определение кандидатур сотрудников, для организации представления интересов ФСИН России (далее - представители), исходя из сложности дела, а также личных и деловых качеств представителей;

разработку комплекса мер, необходимых для обеспечения надлежащей защиты интересов ФСИН России.

13. Начальник юридического подразделения учреждения и органа УИС несет персональную ответственность за достоверность, полноту и своевременность предоставляемых в рамках исполнения Регламента сведений.

14. Организация и методическое обеспечение подготовки представителя к участию в каждом судебном заседании осуществляется начальником юридического подразделения учреждения и органа УИС.

15. В рамках представления и защиты интересов ФСИН России представители обеспечивают:

формирование письменной нормативно обоснованной правовой позиции с приложением материалов (доказательств), необходимых для рассмотрения соответствующих дел судами всех инстанций, в том числе при пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, рассмотрении вопросов, связанных с распределением судебных расходов;

представление в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых документов и доказательств в следственные органы и соответствующие суды, а также лицам, участвующим в деле;

получение копий судебных актов, принятых в ходе рассмотрения споров, в том числе путем направления в суды запросов о выдаче (высылке) копий судебных актов в случае их не поступления.

16. Представители в уголовном процессе обеспечивают:

принятие исчерпывающих мер, направленных на реализацию полномочий представителя потерпевшего в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

подготовку, согласование и заявление в ходе уголовного процесса гражданских исков в целях возмещения вреда, причиненного преступлением;

подготовку и представление в орган предварительного следствия и суд необходимых материалов, обосновывающих правовую позицию;

получение копий процессуальных (судебных) актов по уголовным делам и принятие мер по обжалованию процессуальных (судебных) актов, не отвечающих интересам ФСИН России.

17. По решению, принимаемому директором ФСИН России либо лицом, временно исполняющим его обязанности (заместителем директора ФСИН России) на основании мотивированной докладной записки начальника правового управления ФСИН России либо должностного лица, исполняющего его обязанности, согласованной с руководителем заинтересованного структурного подразделения ФСИН России, к участию в осуществлении судебной защиты интересов ФСИН России могут быть привлечены сотрудники структурных подразделений ФСИН России.

18. После вынесения соответствующим судом (следственным органом) судебного акта (акта следственного органа) начальник юридического подразделения:

организует и контролирует принятие необходимых мер к своевременному получению судебных актов (актов следственных органов);

в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения судебных актов (актов следственных органов), вынесенных по существу дела, организует и контролирует направление их графических электронных копий в правовое управление ФСИН России (если нет необходимости направления в более короткий срок).

19. Оригиналы документов, графические электронные копии которых представлены в правовое управление ФСИН России, и иные документы, оформляемые в рамках настоящего Регламента, учитываются в соответствующих номенклатурных делах.

20. Обобщение, анализ и систематизация отчетных материалов, поступающих в рамках исполнения Регламента, осуществляются сотрудниками правового управления ФСИН России, к компетенции которых относится организация судебной защиты интересов ФСИН России.

21. Хранение документов, связанных с судебной защитой интересов ФСИН России, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами ФСИН России и настоящим Регламентом.

22. Учреждения и органы УИС в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, принимают исчерпывающие меры по защите имущественных (неимущественных) интересов ФСИН России, путем предъявления:

исковых требований, в том числе в порядке регресса, к лицам, виновным во взыскании с ФСИН России денежных средств;

исковых требований по возмещению убытков, причиненных ФСИН России вследствие неосновательного обогащения;

исковых требований по возмещению ущерба, причиненного ФСИН России в результате совершенного преступления;

заявлений о взыскании судебных расходов;

исковых требований о защите деловой репутации ФСИН России.

23. Согласование с заинтересованными структурными подразделениями ФСИН России проектов исковых заявлений (заявлений, требований и иных документов), направленных на защиту имущественных (неимущественных) интересов ФСИН России, осуществляется правовым управлением ФСИН России.

24. В случае принятия судебных актов, не отвечающих интересам ФСИН России, учреждения и органы УИС, из деятельности которых вытекают соответствующие споры, принимают исчерпывающие меры по их обжалованию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

25. Порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной тайне.

к Регламенту организации работы

по представлению и защите интересов

Федеральной службы исполнения наказаний

в органах, осуществляющих в соответствии

с законодательством Российской Федерации

полномочия в сфере уголовного

судопроизводства, и в судах,

составляющих судебную систему

Регион, орган (учреждение)

Даты судебных заседаний

Истец (заявитель) (указать процессуальный статус)

Ответчик, заинтересованные третьи лица, иные лица (указать процессуальный статус)

Предмет заявленных требований, сумма (если подлежит оценке)

Ф.И.О., должность, тел. представителей ФСИН России, N и дата выдачи доверенности

Сведения об отложении судебного разбирательства с указанием оснований

Решения судов первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций

Сведения о принятых мерах по обжалованию судебного акта, не отвечающего интересам ФСИН России

Дата направления информации и иных документов по делу в адрес ФСИН России


Одной из составляющих реформы органов внутренних дел (далее - ОВД) явилось принципиальное изменение нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и условия привлечения сотрудников ОВД к различным видам ответственности за нарушения, допущенные в связи с выполнением служебных обязанностей. Потребность в этом была и остается объективной - современное общество предъявляет к «стражам правопорядка» особые требования, связанные с личными, профессиональными и деловыми качествами, способностью выполнять задачи повышенной сложности, устойчивым неприятием коррупционных проявлений и т.п. В контексте этой реформы в специальное законодательство и ГК РФ вошли правовые нормы, образующие необходимую основу для воздействия на сотрудников ОВД, по вине которых был причинен ущерб физическим лицам и организациям, возмещенный впоследствии за счет казны Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации устанавливает общее правовое основание ответственности Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

В развитие данной конституционной нормы в части первой статьи 16 ГК РФ закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 16.1 ГК РФ определены условия возмещения ущерба, возникшего в результате правомерных действий органов власти и их должностных лиц. Такой ущерб возмещается только в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

Статья 1070 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

На основании вышеназванных нормативных предписаний вред, причиненный гражданину или юридическому лицу неправомерными действиями (бездействием) должностных лиц органов внутренних дел возмещается на основании судебного решения за счет казны Российской Федерации.

«Регресс» буквально означает движение назад, обратно. В обязательственных правоотношениях под регрессным понимается требование, направленное на возврат того, что было исполнено одним лицом за счет или по вине другого. Следовательно, для того чтобы возникло регрессное требование, необходимо произвести исполнение по какому-то другому обязательству, производным от которого и является регрессное требование. Такой характер регрессного обязательства обуславливает и момент его возникновения: после исполнения другого обязательства. Регрессный иск не может быть предъявлен ранее, чем будет произведен платеж по первому обязательству, так как в противоположном случае у регредиента нет ущерба, который подлежит возмещению в порядке регресса.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями или бездействием сотрудника ОВД, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

Следует признать достаточно аргументированным подход, согласно которому противоправность (незаконность) действий сотрудника ОВД, связанных с привлечением к уголовной или административной ответственности, требует доказательства совершения им намеренных действий, имеющих своей целью привлечение к такой ответственности заведомо невиновного. В иных случаях отмена или изменение решения, принятого сотрудником ОВД при осуществлении служебных обязанностей, не должны рассматриваться как достаточное основание для возмещения вреда и предъявления регрессных требований.

В соответствии с подпунктом 7) пункта 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", и в целях совершенствования работы по представлению и защите интересов Федеральной службы исполнения наказаний в органах, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, и в судах, составляющих судебную систему Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить Регламент организации работы по представлению и защите интересов Федеральной службы исполнения наказаний в органах, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, и в судах, составляющих судебную систему Российской Федерации (далее - Регламент), согласно приложению.

2. Начальникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, учреждений, подведомственных территориальным органам ФСИН России, организовать изучение, неукоснительное исполнение и контроль за исполнением Регламента подчиненными сотрудниками.

3. Правовому управлению ФСИН России (Смирнов В.Г.) обеспечить методическое сопровождение организации исполнения Регламента, а также обобщение и анализ представляемых отчетных материалов.

4. Признать утратившим силу приказ ФСИН России от 08.02.2011 N 70 "О мерах по судебной защите интересов Федеральной службы исполнения наказаний".

5. Контроль за исполнением приказа возложить на временно исполняющего обязанности начальника Правового управления ФСИН России государственного советника юстиции Российской Федерации 2 класса Смирнова В.Г.

приказом ФСИН России

от 9 августа 2019 г. N 644

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

ИНТЕРЕСОВ ФСИН РОССИИ В ОРГАНАХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА, И В СУДАХ,

СОСТАВЛЯЮЩИХ СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Регламент устанавливает порядок организации работы по представлению интересов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) в органах, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства (далее - следственные органы) и судебной защите интересов ФСИН России учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и учреждениями, подведомственными территориальным органам ФСИН России (далее - учреждения и органы УИС).

2. Представление интересов ФСИН России в следственных органах и судебная защита интересов ФСИН России осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами ФСИН России.

3. Правовое управление ФСИН России осуществляет координацию, методическое обеспечение и контроль, в пределах предоставленных полномочий, за осуществлением учреждениями и органами УИС представления и защиты интересов ФСИН России в следственных органах, а также судах общей юрисдикции и арбитражных судах Российской Федерации (далее - соответствующие суды).

4. Начальники учреждений и органов УИС (далее - руководители) организуют работу по представлению и защите интересов ФСИН России в следственных органах, а также при рассмотрении дел, относящихся к подведомственности и подсудности соответствующих судов.

принимают в пределах предоставленных прав исчерпывающие меры для досудебного урегулирования споров;

обеспечивают надлежащее представительство интересов ФСИН России в следственных органах, а также в судебных заседаниях по делам, к участию в которых привлечена ФСИН России;

организуют работу по сбору, оценке и своевременному направлению в правовое управление ФСИН России информации о привлечении ФСИН России к участию в следственных (процессуальных) действиях, а также в делах, находящихся в производстве соответствующих судов;

принимают меры по организации обжалования (пересмотра) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Регламентом, процессуальных документов следственных органов, а также судебных актов, не отвечающих интересам ФСИН России (полностью или частично);

разрешают в пределах предоставленных прав вопросы по обеспечению исполнения процессуальных документов следственных органов, судебных актов, затрагивающих интересы ФСИН России;

осуществляют в пределах полномочий контроль за выполнением требований настоящего Регламента;

несут персональную ответственность за организацию исполнения настоящего Регламента.

6. Представление интересов ФСИН России в следственных органах по делам, где в качестве потерпевшего признана ФСИН России, а также в соответствующих судах, осуществляется на основании доверенностей, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

7. Доверенности на представление интересов ФСИН России в следственных органах и соответствующих судах оформляются, как правило, на сотрудников учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, и территориальных органов ФСИН России, а в порядке исключения - на наиболее подготовленных сотрудников учреждений, подведомственных территориальным органам ФСИН России.

8. Оформление доверенностей на представление интересов ФСИН России в следственных органах и соответствующих судах осуществляются правовым управлением ФСИН России на основании письменных обращений руководителей, в порядке, предусмотренном приказом ФСИН России от 18.08.2005 N 718 "О правовом обеспечении деятельности ФСИН России".

В случае если руководителю в установленном порядке выдана доверенность с правом передачи полномочий другому лицу (передоверия) на представление интересов ФСИН России в следственных органах и соответствующих судах, то сотруднику уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, осуществляющему непосредственное представительство интересов ФСИН России в следственных органах и соответствующих судах, выдается доверенность в порядке передоверия.

9. Начальники юридических подразделений учреждений и органов УИС:

не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до окончания срока действия доверенностей (если нет необходимости направления в более короткий срок) организуют направление в правовое управление ФСИН России письменных обращений о необходимости их переоформления (при условии, если полномочия по защите интересов ФСИН России не могут быть предоставлены в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 8 настоящего Регламента);

при необходимости наделения представителя ФСИН России дополнительными полномочиями по конкретному делу, не предусмотренными в доверенности (например, правом на заключение мирового соглашения), организуют направление в ФСИН России письменного обращения с указанием причин такой необходимости;

обеспечивают контроль за возвратом должностными лицами доверенностей, в том числе в связи с увольнением сотрудника.

10. При поступлении в учреждения и органы УИС процессуальных документов следственных органов, а также судебных документов о привлечении ФСИН России в качестве лица, участвующего в деле:

начальник учреждения, подведомственного территориальному органу ФСИН России, письменно информирует начальника территориального органа ФСИН России о поступлении таких документов в течение 3 (трех) календарных дней (если нет необходимости уведомления в более короткий срок) по формам согласно приложениям N 1, 2 к настоящему Регламенту;

начальник территориального органа ФСИН России (учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России) информирует о поступлении таких сведений правовое управление ФСИН России в течение 3 (трех) календарных дней с даты их поступления в территориальный орган ФСИН России (учреждение, непосредственно подчиненное ФСИН России) либо с даты уведомления об их поступлении в учреждение, подведомственное территориальному органу ФСИН России (если нет необходимости уведомления в более короткий срок), по формам согласно приложениям N 1, 2 к настоящему Регламенту и своевременно организует представление и судебную защиту интересов ФСИН России в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами ФСИН России и настоящим Регламентом.

К информации, направляемой при поступлении судебных документов, также прилагаются материалы дела в форме графических электронных копий документов, созданных посредством сканирования (далее - графическая электронная копия).

11. В дальнейшем информация по итогам каждого судебного заседания по делу (в том числе информация по результатам объявления резолютивной части судебного акта), за исключением сведений, связанных с отложением, либо назначением очередного судебного заседания в судах общей юрисдикции, по установленной форме направляется в правовое управление ФСИН России учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, и территориальными органами ФСИН России в течение 3 (трех) календарных дней с даты каждого судебного заседания (если нет необходимости уведомления в более короткий срок).

12. В срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в учреждение или орган УИС документов, указанных в пункте 10 настоящего Регламента (если нет необходимости исполнения в более короткий срок), начальник юридического подразделения учреждения и органа УИС осуществляет:

учет и анализ поступивших документов;

определение кандидатур сотрудников, для организации представления интересов ФСИН России (далее - представители), исходя из сложности дела, а также личных и деловых качеств представителей;

разработку комплекса мер, необходимых для обеспечения надлежащей защиты интересов ФСИН России.

13. Начальник юридического подразделения учреждения и органа УИС несет персональную ответственность за достоверность, полноту и своевременность предоставляемых в рамках исполнения Регламента сведений.

14. Организация и методическое обеспечение подготовки представителя к участию в каждом судебном заседании осуществляется начальником юридического подразделения учреждения и органа УИС.

15. В рамках представления и защиты интересов ФСИН России представители обеспечивают:

формирование письменной нормативно обоснованной правовой позиции с приложением материалов (доказательств), необходимых для рассмотрения соответствующих дел судами всех инстанций, в том числе при пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, рассмотрении вопросов, связанных с распределением судебных расходов;

представление в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых документов и доказательств в следственные органы и соответствующие суды, а также лицам, участвующим в деле;

получение копий судебных актов, принятых в ходе рассмотрения споров, в том числе путем направления в суды запросов о выдаче (высылке) копий судебных актов в случае их не поступления.

16. Представители в уголовном процессе обеспечивают:

принятие исчерпывающих мер, направленных на реализацию полномочий представителя потерпевшего в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

подготовку, согласование и заявление в ходе уголовного процесса гражданских исков в целях возмещения вреда, причиненного преступлением;

подготовку и представление в орган предварительного следствия и суд необходимых материалов, обосновывающих правовую позицию;

получение копий процессуальных (судебных) актов по уголовным делам и принятие мер по обжалованию процессуальных (судебных) актов, не отвечающих интересам ФСИН России.

17. По решению, принимаемому директором ФСИН России либо лицом, временно исполняющим его обязанности (заместителем директора ФСИН России) на основании мотивированной докладной записки начальника правового управления ФСИН России либо должностного лица, исполняющего его обязанности, согласованной с руководителем заинтересованного структурного подразделения ФСИН России, к участию в осуществлении судебной защиты интересов ФСИН России могут быть привлечены сотрудники структурных подразделений ФСИН России.

18. После вынесения соответствующим судом (следственным органом) судебного акта (акта следственного органа) начальник юридического подразделения:

организует и контролирует принятие необходимых мер к своевременному получению судебных актов (актов следственных органов);

в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения судебных актов (актов следственных органов), вынесенных по существу дела, организует и контролирует направление их графических электронных копий в правовое управление ФСИН России (если нет необходимости направления в более короткий срок).

19. Оригиналы документов, графические электронные копии которых представлены в правовое управление ФСИН России, и иные документы, оформляемые в рамках настоящего Регламента, учитываются в соответствующих номенклатурных делах.

20. Обобщение, анализ и систематизация отчетных материалов, поступающих в рамках исполнения Регламента, осуществляются сотрудниками правового управления ФСИН России, к компетенции которых относится организация судебной защиты интересов ФСИН России.

21. Хранение документов, связанных с судебной защитой интересов ФСИН России, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами ФСИН России и настоящим Регламентом.

22. Учреждения и органы УИС в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, принимают исчерпывающие меры по защите имущественных (неимущественных) интересов ФСИН России, путем предъявления:

исковых требований, в том числе в порядке регресса, к лицам, виновным во взыскании с ФСИН России денежных средств;

исковых требований по возмещению убытков, причиненных ФСИН России вследствие неосновательного обогащения;

исковых требований по возмещению ущерба, причиненного ФСИН России в результате совершенного преступления;

заявлений о взыскании судебных расходов;

исковых требований о защите деловой репутации ФСИН России.

23. Согласование с заинтересованными структурными подразделениями ФСИН России проектов исковых заявлений (заявлений, требований и иных документов), направленных на защиту имущественных (неимущественных) интересов ФСИН России, осуществляется правовым управлением ФСИН России.

24. В случае принятия судебных актов, не отвечающих интересам ФСИН России, учреждения и органы УИС, из деятельности которых вытекают соответствующие споры, принимают исчерпывающие меры по их обжалованию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

25. Порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной тайне.

к Регламенту организации работы

по представлению и защите интересов

Федеральной службы исполнения наказаний

в органах, осуществляющих в соответствии

с законодательством Российской Федерации

полномочия в сфере уголовного

судопроизводства, и в судах,

составляющих судебную систему

Регион, орган (учреждение)

Даты судебных заседаний

Истец (заявитель) (указать процессуальный статус)

Ответчик, заинтересованные третьи лица, иные лица (указать процессуальный статус)

Предмет заявленных требований, сумма (если подлежит оценке)

Ф.И.О., должность, тел. представителей ФСИН России, N и дата выдачи доверенности

Сведения об отложении судебного разбирательства с указанием оснований

Решения судов первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций

Сведения о принятых мерах по обжалованию судебного акта, не отвечающего интересам ФСИН России

Дата направления информации и иных документов по делу в адрес ФСИН России

к Регламенту организации работы

по представлению и защите интересов

Федеральной службы исполнения наказаний

в органах, осуществляющих в соответствии

с законодательством Российской Федерации

полномочия в сфере уголовного

судопроизводства, и в судах,

составляющих судебную систему

Дата возбуждения уголовного дела (далее - ВУД), номер дела, квалификация на момент ВУД, место расследования

Информация о деле (краткая фабула), квалификация, подозреваемые (обвиняемые), предъявлении обвинения, избрании меры пресечения

Сведения о потерпевшем, причиненном ущербе, подаче гражданского иска, мерах по обеспечению иска, проведенных и назначенных экспертизах

Стадия рассмотрения дела, сведения о движении дела

Ф.И.О., должность, тел. представителей ФСИН России, N и дата выдачи доверенности

Дата направления информации и иных документов по делу в адрес ФСИН России, доп. сведения

Подборка наиболее важных документов по запросу Регресс к следователю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Регресс к следователю

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 20.10.2021 N 22-5677/2021
Приговор: По п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража).
Постановление: Приговор оставлен без изменения. Заявлений об отказе от услуг адвоката Ахметовой от осужденной не поступало, в связи с чем, при решении вопроса о процессуальных издержках, связанных с участием в уголовном судопроизводстве адвоката по назначению, судом было принято правильное решение о необходимости их взыскания в регрессном порядке с осужденной, поскольку оснований для ее освобождения от уплаты процессуальных издержек, судом не было установлено. То обстоятельство, что адвокат участвовал в уголовном деле по назначению следователя и суда, не исключает, а предполагает взыскание расходов на оплату их труда с осужденного (п. 5 части 2 ст. 131, часть 2 ст. 132 УПК РФ).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Регресс к следователю

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Работа следователя: противоречия процессуального положения, решаемых задач и ответственности
(Антонов И.А.)
("Российский следователь", 2019, N 7) Ключевые слова: следователь, самостоятельность, регрессный иск, реабилитация, ведомственный контроль, прокурорский надзор.

Нормативные акты: Регресс к следователю

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
ФФОМС от 05.05.2012 N 3220/30-3/и
"О возмещении расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью"
(вместе с "Методическими рекомендациями о возмещении расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью") 4.8. В рамках уголовного судопроизводства страховые медицинские организации могут предъявить гражданский иск к причинителю вреда после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: