Судебно исковая работа это

Обновлено: 27.04.2024

Претензионно-исковая работа - это комплекс мер, которые проводятся в организации, по урегулированию или предъявлению претензий, в том числе по анализу и применению полученной информации в результате этих действий.

Претензия - документ, являющимся основанием для досудебного разбирательства между сторонами. Основной задачей претензионно-исковой работы, является разрешение конфликтной ситуации на стадии переговоров, что является самым быстрым и эффективным способом урегулирования спора для клиента.

Разрешение претензии возможно несколькими способами. Самый распространенный из них, разрешение конфликта путем прямых переговоров. Привлечение специалиста, зачастую помогает разрешить конфликтную ситуацию без обращения в суд. Итогом таких переговоров обычно является мировое соглашение.

Еще одним способом рассмотрения претензий, является претензионное урегулирование, который проводится в письменной форме. Обычно претензии такого рода предъявляются к невыполнению пунктов договора, с приложением подтверждающих документов к самой претензии.

Претензионный порядок в некоторых случаях является обязательной процедурой для дальнейшего рассмотрения в суде, и если претензия не будет удовлетворена или рассмотрена в оговоренный законом срок, это уже служит основанием для дальнейшего обращения в суд.

  • полный анализ документов по предъявляемой претензии, оценка целесообразности и необходимости проведения досудебного урегулирования
  • получение полной и достоверной информации об объекте претензии
  • выработка позиции клиента в разрешении конфликта
  • проведение переговоров по разрешению претензии через мировое соглашение
  • контроль удовлетворения претензии

Самый распространенный объект претензии - это удовлетворение финансового требования. Юристы "Гарант-Право" имеют большой опыт в проведении работы по урегулированию конфликтов и обеспечения исполнения долговых обязательств. Мы точно знаем, как максимально быстро и эффективно разрешить спор на стадии досудебного разбирательства и в судебном порядке!


Ведение претензионной работы на предприятии или в учреждении, организованное и отрегулированное соответствующим положением, способствует не только оперативному и обоснованному рассмотрению и направлению требований о выполнении предусмотренных договором или законом обязательств, но и грамотной финансовой политике организации в целом. Рассмотрим основные правила ведения претензионной работы, а также порядок принятия и содержание положения о ее осуществлении.

В чем заключается рекламационно-претензионная работа?

Рекламация, с точки зрения отечественной практики гражданско-правовых отношений (законодательно закрепленное определение данного термина отсутствует), представляет собой документ, в котором излагаются нарушения при исполнении контрагентом обязательств по сделке и конкретные требования по устранению недостатков, компенсации понесенных затрат и выплате неустойки либо иных штрафных санкций.

Таким образом, рекламация является синонимичным понятием по отношению к претензии. Оба этих документа направлены на досудебное урегулирование споров между контрагентами. Регулирование вопросов их составления, направления и рассмотрения осуществляется разделом договора о порядке разрешения споров. Более широким понятием по отношению к рассматриваемому является претензионно-исковая работа.

Претензионная работа хозяйствующего субъекта включает в себя:

Претензионно-исковая работа помимо указанных пунктов предполагает также составление и направление искового заявления в суд, сбор необходимых для его составления документов и иных доказательств.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Претензионно-исковая работа в организации - это комплекс мер, направленных на урегулирование споров с контрагентами по поводу нарушения договорных обязательств одной из сторон. Она охватывает весь цикл действий от выявления нарушения до удовлетворения претензии (добровольного либо принудительного). Чтобы организовать такую работу, определите, какие сотрудники будут в ней участвовать, как они будут взаимодействовать между собой. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и узнайте, как организовать претензионно-исковую работу. Это бесплатно.

Чем регулируется порядок претензионной работы?

Законодательные нормы, в соответствии с которыми хозяйствующим субъектом осуществляется претензионная работа, не кодифицированы и содержатся разрозненно во множестве нормативных правовых актов. К числу источников регулирования осуществления претензионной работы можно отнести:

  • Гражданский кодекс, устанавливающий общие положения о заключении договора, разрешении споров, исполнении обязательств, а также регулирующий претензионный порядок разрешения споров в отношении конкретных видов сделок;
  • Арбитражный процессуальный кодекс в части установления обязательного досудебного претензионного порядка разрешения споров в большинстве исков, вытекающих из гражданских правоотношений, сроков рассмотрения претензий;
  • Специальные нормы в отношении различных видов сделок и правоотношений, регулирующих порядок направления и рассмотрения требований, сроков их рассмотрения и др. (например, ст. 120 Устава железнодорожного транспорта, ст. 403 Кодекса торгового мореплавания и т. д.).

Претензионно-исковую работу в целом может регулировать соответствующее Положение, принимаемое локальным правовым актом организации и содержащее основные правила осуществления данной работы.

Как составить положение о претензионно-исковой работе, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Претензионная работа на предприятии: участники

Участниками (субъектами) претензионной работы в организации в зависимости от ее структуры и наличия тех или иных самостоятельных служб и отделов являются:

Судебно-претензионная работа: формы (этапы)

Понуждение контрагента к исполнению взятого на себя обязательства может осуществляться в двух формах:

  • досудебная ― чаще всего в виде направления претензии с требованием исполнить обязательство, компенсировать причиненные убытки и выплатить предусмотренные законом или договором штрафные санкции;
  • судебная ― предполагает обращение в судебный орган в соответствии с правилами подведомственности и подсудности с исковым заявлением о защите своего нарушенного права.

В силу ч. 5 ст. 4 АПК в отношении подавляющего большинства споров между хозяйствующими субъектами, вытекающими из гражданско-правовых отношений, предусмотрен обязательный претензионный порядок. Это означает, что предприятия и индивидуальные предприниматели должны прибегать к указанным формам последовательно: лишь при неурегулировании спора в претензионном порядке они имеют право обратиться в суд.

Как ведется претензионная работа: порядок предъявления и рассмотрения требований

Среди основных общих правил ведения претензионной работы можно выделить следующие:

  • требование должно предъявляться и рассматриваться в установленные правовым актом или договором сроки;
  • если указанный выше срок не установлен, то выполнять действия необходимо с соблюдением принципа разумности, а также с учетом особенностей конкретного обязательства ― срок должен быть достаточным для рассмотрения (удовлетворения) претензии;
  • претензия направляется определенным сторонами способом по реквизитам, указанным в договоре в качестве контактных;
  • по умолчанию обмен корреспонденцией между сторонами осуществляется заказными почтовыми отправлениями;
  • претензия и ответ на нее должны быть обоснованы и аргументированы с опорой на нормы закона и условия договора;
  • претензия составляется, как правило, на фирменном бланке организации, содержащем ее реквизиты.

Претензионная и исковая работа: когда и как необходимо прибегать к судебной защите

Обращение за судебной защитой нарушенного права может быть осуществлено как непосредственно после выявления его нарушения, так и после получения ответа на претензию или истечения срока, отведенного на ответ. Выбор зависит от того, предусмотрена ли законом или договором обязательная досудебная процедура в каждом конкретном случае.

В отношении споров хозяйствующих субъектов претензионный порядок, по общему правилу, является обязательным (ч. 5 ст. 4 АПК). Для физических лиц такое правило является скорее исключением (например, по законам «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 № 132-ФЗ и др.).

Составление и подача иска должны подчиняться правилам:

  • подведомственности спора (ст. 22 ГПК и ст. 28 АПК);
  • подсудности в соответствии с нормами процессуального (арбитражного и гражданского) законодательства;
  • требованиям главы 12 ГПК и главы 13 АПК в зависимости от суда, на рассмотрение которого передается спор.

Положение о претензионной работе в организации

Положение о ведении претензионно-исковой работы в организации имеет свободную форму, но на практике включает в себя разделы, регулирующие:

  • сферу действия положения, основные понятия;
  • формы осуществления работы;
  • взаимодействие и обязанности участников данной деятельности;
  • правила составления и направления претензий и требований в иных формах;
  • порядок формирования и подачи исковых заявлений;
  • порядок рассмотрения входящих претензий;
  • ответственность участников претензионно-исковой работы за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • основы делопроизводства;
  • вступление документа в силу, правила внесения изменений.

Утверждается положение внутренним правовым актом организации, как правило приказом.

Итоги

В связи с разрозненностью законодательных норм, регулирующих вопросы осуществления претензионно-исковой работы, а также отсутствием законодательного регулирования по ряду вопросов, организации принимают локальные положения о претензионной работе. Определение сроков направления и рассмотрения претензий, форма и содержание требований и исков, последовательность применения форм защиты нарушенного права должны осуществляться уполномоченными субъектами с учетом правил, содержащихся в нормативных документах и договорах.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

I. Общие положения

1. Инструкция по организации судебно-исковой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации определяет порядок организации подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации , а также территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, организацией и подразделением, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России , представления интересов Российской Федерации, МВД России , органа, организации, подразделения, а также по соответствующим поручениям - интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в суде в порядке конституционного, гражданского (в том числе судопроизводства в арбитражных судах), административного и уголовного судопроизводства.

Далее - "подразделение центрального аппарата".

Далее - "орган, организация, подразделение".

2. Судебно-исковая работа в системе МВД России является одним из направлений (видов) правовой работы.

3. Целями судебно-исковой работы в системе МВД России являются:

3.1. Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов Российской Федерации, МВД России, органа, организации, подразделения.

3.2. Исполнение вступившего в законную силу решения суда .

В пределах компетенции соответствующего органа, организации, подразделения.

3.3. Устранение и предупреждение нарушений, повлекших привлечение МВД России, органа, организации, подразделения к участию в деле, рассматриваемом судом.

4. К отношениям по организации судебно-исковой работы, не урегулированным Инструкцией, применяются положения по организации правовой работы, закрепленные в Наставлении по организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 5 января 2007 г. N 6.

5. Основными направлениями судебно-исковой работы являются:

5.1. Работа по административному исковому заявлению, исковому заявлению (заявлению) , предъявленным в суд к МВД России, органу, организации, подразделению, в том числе по иску, предъявленному к Российской Федерации в лице МВД России - главного распорядителя средств федерального бюджета.

5.2. Работа по предъявлению иска Министерством, органом, организацией, подразделением.

5.3. Работа по иску в качестве иного лица, участвующего в деле.

5.4. Представление интересов в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.

5.5. Мониторинг судебной практики, выработка на его основе новых методов и механизмов защиты интересов МВД России, органа, организации, подразделения.

6. Организация судебно-исковой работы возлагается на руководителя (начальника) соответствующего подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, который несет персональную ответственность за надлежащее ее осуществление.

7. В целях организации судебно-исковой работы руководитель (начальник) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения:

7.1. Определяет полномочия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации , федерального государственного гражданского служащего и работника подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по осуществлению судебно-исковой работы.

7.2. Организует в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке оформления, выдачи, регистрации, учета и отмены доверенностей, выдаваемых для представления интересов Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 1 января 2007 г. N 3, оформление полномочий сотрудника, федерального государственного гражданского служащего и работника по представительству в судах МВД России, органа, организации, подразделения.

7.3. Поручает осуществление защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов МВД России, органа, организации, подразделения по каждому делу, к участию в котором привлечены МВД России, орган, организация, подразделение.

7.4. Организует принятие установленных законодательством Российской Федерации мер по взысканию ущерба с виновных лиц (регресс) в случае принятия судом решения о возмещении вреда Российской Федерацией, МВД России, органом, организацией, подразделением, причиненного незаконными действиями (бездействием) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников.

7.5. С учетом предложений правового подразделения принимает решение о необходимости дальнейшего обжалования судебных постановлений.

Здесь и далее по тексту под правовым подразделением понимаются непосредственно правовое подразделение (помощник начальника по правовой работе) в составе подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, а также другие сотрудник, федеральный государственный гражданский служащий и работник, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы.

7.6. Организует исполнение вступившего в законную силу решения суда.

7.7. Принимает меры по устранению и недопущению нарушений, указанных в подпункте 3.3 Инструкции.

7.8. Организует контроль за судебно-исковой работой в подразделении центрального аппарата, органе, организации, подразделении.

8. Судебно-исковая работа в подразделении центрального аппарата, органе, организации, подразделении непосредственно осуществляется правовым подразделением или уполномоченными должностными лицами.

9. Представительство МВД России, подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения в судах может осуществляться и иным сотрудником, федеральным государственным гражданским служащим, работником, которым в соответствии с Инструкцией дано поручение и в установленном порядке выдана соответствующая доверенность .

Далее - "привлекаемое лицо".

10. В целях повышения уровня представительства МВД России, органа, организации, подразделения по наиболее сложным делам, существо которых затрагивает различные сферы законодательства и направления оперативно-служебной деятельности, либо если по иным причинам требуется использование специальных познаний, которыми не обладает в полной мере правовое подразделение, а также для сбора определенных доказательств представительство МВД России, органа, организации, подразделения может быть поручено нескольким лицам, в том числе сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим, работникам структурных подразделений центрального аппарата, органа, организации, подразделения, с деятельностью которых связан иск (как правило, при участии правового подразделения).

11. Представительство МВД России, органа, организации, подразделения в судах лицами, не состоящими в трудовых отношениях с МВД России, органом, организацией, подразделением, может осуществляться в исключительных случаях с учетом сложности дела и ограничений по допуску к служебной информации и сведениям, составляющим государственную тайну, при условии обязательного участия сотрудника правового подразделения.

12. Правовое подразделение:

12.1. Обеспечивает координацию судебно-исковой работы в подразделении центрального аппарата, органе, организации, подразделении.

12.2. По поручению руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения или в соответствии с правовыми актами (положением, должностным регламентом (должностной инструкцией), должностным регламентом, должностными обязанностями непосредственно ведет судебно-исковую работу.

12.3. Оказывает привлекаемому лицу помощь в осуществлении представительства.

12.4. Согласовывает возражения, ходатайства, а также иные документы, предусмотренные процессуальным законодательством, подготовленные и направляемые в адрес суда привлекаемым лицом.

12.5. Вносит предложения руководителю (начальнику) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по определению привлекаемого лица для участия по конкретному иску.

12.6. Обеспечивает получение мотивированного судебного постановления по делам, решение по которым вынесено только в резолютивной части.

12.7. Принимает меры по взысканию судебных расходов, понесенных при рассмотрении дела.

12.8. В установленном порядке ведет учет исков и результатов судебно-исковой работы в подразделении центрального аппарата, органе, организации, подразделении .

Приказ МВД России от 25 августа 2017 г. N 680 "Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации".

12.9. Принимает установленные законодательством Российской Федерации меры по взысканию ущерба с виновных лиц (регресс) в случае принятия судом решения о возмещении вреда Российской Федерацией, МВД России, органом, организацией, подразделением, причиненного незаконными действиями (бездействием) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников.

12.10. Вносит предложения руководителю (начальнику) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по привлечению виновных лиц к ответственности при ненадлежащем представительстве, в том числе злоупотреблении предоставленными доверенностью правами.

12.11. Вносит руководителю (начальнику) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения предложения о необходимости дальнейшего обжалования судебных постановлений.

12.12. Вносит руководителю (начальнику) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по результатам анализа судебной практики и рассмотрения исков предложения по устранению и недопущению нарушений, указанных в подпункте 3.3 Инструкции.

12.13. Осуществляет контроль за исполнением судебных постановлений, вступивших в законную силу.

12.14. Осуществляет контроль за судебно-исковой работой, проводимой подчиненными органами, организациями, подразделениями, в том числе за представительством по конкретному иску.

13. Правовое подразделение осуществляет представительство МВД России, органа, организации, подразделения, а также реализует предписание, предусмотренное подпунктом 12.3 Инструкции, с учетом целей судебно-исковой работы в системе МВД России.

14. Представительство МВД России осуществляется по поручению Министра внутренних дел Российской Федерации, статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации или подразделения центрального аппарата, осуществляющего функции головного подразделения Министерства в области правовой работы .

Далее - "головное правовое подразделение МВД России".

Поручение головного правового подразделения МВД России об обеспечении подразделением центрального аппарата, органом, организацией, подразделением МВД России представительства МВД России либо об исполнении судебного акта направляется за подписью его начальника, первого заместителя начальника, заместителей начальника сопроводительным письмом или путем проставления на судебном документе специального штампа по образцам, приведенным в приложении к настоящей Инструкции , либо за подписью начальника (его заместителей) управления организации судебно-исковой работы головного правового подразделения МВД России путем проставления специального штампа.

(п. 14 в ред. Приказа МВД России от 09.07.2019 N 455)

(см. текст в предыдущей редакции)

Далее - "специальный штамп".

15. Перепоручение представительства, привлечение в качестве соисполнителя подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения осуществляются по решению лиц, указанных в пункте 14 Инструкции, или по согласованию с головным правовым подразделением МВД России.

16. В случае получения подразделением центрального аппарата, органом, организацией, подразделением сведений о привлечении МВД России для участия в суде подразделением центрального аппарата, органом, организацией, подразделением принимаются все необходимые меры, направленные на защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов МВД России, вне зависимости от наличия поручения, предусмотренного пунктом 14 Инструкции, с последующим информированием об этом головного правового подразделения МВД России для получения такого поручения.

17. Для достижения целей, предусмотренных пунктом 3 Инструкции, руководитель (начальник) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, с деятельностью которых связано предъявление иска, оказывает содействие правовому подразделению и привлекаемому лицу, в том числе по предоставлению необходимой информации, документов, обеспечению явки свидетелей, предоставлению автотранспорта для выездов в суды, а также по иным вопросам, связанным с представлением интересов МВД России, подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по конкретному делу.

18. Правовое подразделение вносит непосредственному руководству предложения по вопросам рассмотрения сложившейся правоприменительной практики, принятия мер по устранению причин и условий нарушений, выявленных в ходе осуществления судебно-исковой работы, заслушиванию руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата на совещаниях при руководстве МВД России, органа, организации, подразделения.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 декабря 2018 года N 888

(с изменениями на 9 июля 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях повышения эффективности судебно-исковой работы в МВД России, его территориальных органах, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, -

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, привести свои правовые акты в соответствие с требованиями настоящего приказа.

3.1. В пункте 5 цифры "61-73, 75, 76" исключить.

4. Признать утратившими силу:

4.2. Распоряжение МВД России от 1 июля 2017 г. N 1/8027 "Об организации представления интересов органов внутренних дел Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации".

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра И.Н.Зубова.

Приложение

к приказу МВД России

от 27 декабря 2018 года N 888

Инструкция по организации судебно-исковой работы в системе МВД России

(с изменениями на 9 июля 2019 года)

I. Общие положения

1. Инструкция по организации судебно-исковой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации определяет порядок организации подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, организацией и подразделением, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, представления интересов Российской Федерации, МВД России, органа, организации, подразделения, а также по соответствующим поручениям - интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в суде в порядке конституционного, гражданского (в том числе судопроизводства в арбитражных судах), административного и уголовного судопроизводства.

Далее - "подразделение центрального аппарата".

Далее - "орган, организация, подразделение".

2. Судебно-исковая работа в системе МВД России является одним из направлений (видов) правовой работы.

3. Целями судебно-исковой работы в системе МВД России являются:

3.1. Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов Российской Федерации, МВД России, органа, организации, подразделения.

3.2. Исполнение вступившего в законную силу решения суда.

В пределах компетенции соответствующего органа, организации, подразделения.

3.3. Устранение и предупреждение нарушений, повлекших привлечение МВД России, органа, организации, подразделения к участию в деле, рассматриваемом судом.

4. К отношениям по организации судебно-исковой работы, не урегулированным Инструкцией, применяются положения по организации правовой работы, закрепленные в Наставлении по организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 5 января 2007 г. N 6.

5. Основными направлениями судебно-исковой работы являются:

5.1. Работа по административному исковому заявлению, исковому заявлению (заявлению) , предъявленным в суд к МВД России, органу, организации, подразделению, в том числе по иску, предъявленному к Российской Федерации в лице МВД России - главного распорядителя средств федерального бюджета.

5.2. Работа по предъявлению иска Министерством, органом, организацией, подразделением.

5.3. Работа по иску в качестве иного лица, участвующего в деле.

5.4. Представление интересов в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.

5.5. Мониторинг судебной практики, выработка на его основе новых методов и механизмов защиты интересов МВД России, органа, организации, подразделения.

6. Организация судебно-исковой работы возлагается на руководителя (начальника) соответствующего подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, который несет персональную ответственность за надлежащее ее осуществление.

7. В целях организации судебно-исковой работы руководитель (начальник) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения:

7.1. Определяет полномочия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего и работника подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по осуществлению судебно-исковой работы.

7.2. Организует в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке оформления, выдачи, регистрации, учета и отмены доверенностей, выдаваемых для представления интересов Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 1 января 2007 г. N 3, оформление полномочий сотрудника, федерального государственного гражданского служащего и работника по представительству в судах МВД России, органа, организации, подразделения.

7.3. Поручает осуществление защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов МВД России, органа, организации, подразделения по каждому делу, к участию в котором привлечены МВД России, орган, организация, подразделение.

7.4. Организует принятие установленных законодательством Российской Федерации мер по взысканию ущерба с виновных лиц (регресс) в случае принятия судом решения о возмещении вреда Российской Федерацией, МВД России, органом, организацией, подразделением, причиненного незаконными действиями (бездействием) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников.

7.5. С учетом предложений правового подразделения принимает решение о необходимости дальнейшего обжалования судебных постановлений.

Здесь и далее по тексту под правовым подразделением понимаются непосредственно правовое подразделение (помощник начальника по правовой работе) в составе подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, а также другие сотрудник, федеральный государственный гражданский служащий и работник, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы.

от 13 октября 2008 года N 1586

В целях совершенствования работы, связанной с судебной защитой имущественных интересов в системе органов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, предотвращения, минимизации и возмещения материальных и финансовых потерь

1. Утвердить Инструкцию о порядке организации судебно-исковой работы (приложение).

2. Начальникам горрайорганов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УВД на метрополитене (г.Санкт-Петербург), подразделений аппарата ГУВД и непосредственно подчиненных подразделений ГУВД:

2.1. Организовать работу вверенных подразделений в соответствии с требованиями настоящего приказа.

2.2. Взять под личный контроль состояние судебно-исковой работы.

2.3. Организовать изучение требований настоящего приказа сотрудниками юридических подразделений, а также всеми сотрудниками и работниками, деятельность которых связана с представлением интересов органов внутренних дел, соответствующих подразделений и должностных лиц в судах.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей начальника ГУВД по направлениям деятельности и начальника УПО ГУВД.

4. Настоящий приказ довести до сведения всего личного состава.

Начальник ГУВД
генерал-лейтенант милиции
В.Пиотровский

Приложение
к приказу ГУВД
от 13.10.2008 N 1586

Инструкция
о порядке организации судебно-исковой работы

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция (далее - Инструкция) разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов МВД России и ГУВД по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области и регулирует порядок осуществления судебно-исковой работы в системе органов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

2. Целями судебно-исковой работы является осуществление надлежащей защиты и восстановление нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органа внутренних дел (подразделения) в судах.

3. Организация судебно-исковой работы возлагается на начальника (руководителя) соответствующего органа (подразделения), который несет ответственность за надлежащее ее осуществление.

В указанных целях руководитель органа (подразделения):

определяет полномочия должностных лиц органа (подразделения) по осуществлению судебно-исковой работы;

определяет сотрудников, на которых в соответствии с установленным законом порядком возлагает обязанности по участию в суде от имени органа (подразделения) и объем их полномочий;

организует контроль за судебно-исковой работой в органе (подразделении).

4. Судебно-исковая работа в органах и самостоятельных подразделениях, как правило, осуществляется сотрудниками (работниками) юридических подразделений либо лицами, ответственными за осуществление правовой работы.

Правовое подразделение (юрисконсульт):

обеспечивает координацию судебно-исковой работы в органе (подразделении);

по поручению руководителя органа (подразделения) или в соответствии с положением (должностными обязанностями) непосредственно ведет судебно-исковую работу;

оказывает помощь в организации и ведении судебно-исковой работы другим подразделениям (представителям по доверенности);

согласовывает возражения и ходатайства, подготовленные представителями по доверенности;

вносит предложения руководителю органа (подразделения) по назначению представителя по доверенности по конкретным делам;

ведет учет исковых материалов и результатов судебно-исковой работы в органе (подразделении);

В порядке, определяемом настоящей Инструкцией и нормативно-правовыми актами МВД России, ГУВД по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

осуществляет по поручению начальника органа (подразделения) или в соответствии с положением (должностными обязанностями) контроль за качеством судебно-правовой работы, проводимой другими подразделениями, в том числе за реализацией полномочий представителями по доверенности по конкретным гражданским делам;

вносит предложение руководителю органа (подразделения) по привлечению виновных лиц к ответственности при ненадлежащей защите сотрудниками интересов органа (подразделения) либо злоупотребления ими предоставленными доверенностью правами.

5. Основные направления судебно-исковой работы:

работа по искам (заявлениям, жалобам), предъявленным в суд к органу (подразделению);

работа по искам, предъявленным к Российской Федерации в лице МВД России - главного распорядителя средств федерального бюджета, а также казне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

работа по предъявлению исков органом (подразделением).

6. Представление интересов органов (подразделений) и должностных лиц в судах осуществляется руководителями указанных органов (подразделений), должностными лицами либо иными сотрудниками на основании выданных в установленном порядке доверенностей.

В целях достижения наиболее качественного и надлежащего осуществления представительства по наиболее сложным делам, существо которых затрагивает различные сферы применения законодательства и требует специальных познаний, а также сбора определенных доказательств представление интересов юридического лица или должностного лица может быть поручено нескольким сотрудникам, в том числе сотрудникам подразделений, с деятельностью которых связано предъявление иска (как правило, при участии сотрудника правового подразделения).

В отдельных случаях, с учетом конкретных полномочий и обслуживаемых сфер деятельности, по согласованию с правовым подразделением, представление интересов в суде может быть поручено сотрудникам, не состоящим на должностях юрисконсультов (сотрудникам, с деятельностью которых связано судебное разбирательство).

7. Сотрудники, которым поручено представление интересов органов (подразделений) в судах, несут ответственность за надлежащее и качественное осуществление судебно-исковой работы, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 настоящей Инструкции.

8. В целях предотвращения наступления неблагоприятных последствий для органов внутренних дел, руководитель и сотрудники подразделения, с деятельностью которого связано предъявление иска, обязаны оказывать содействие сотруднику (юрисконсульту), участвующему в деле в качестве представителя, в том числе по предоставлению необходимой информации, документов, обеспечению явки свидетелей, предоставлению автотранспорта для выездов в суды, по иным вопросам, связанным с представлением интересов по конкретному делу.

II. Организация работы по искам, предъявленным в суд к
органу внутренних дел (подразделению)

9. Работа по иску, предъявленному к органу (подразделению), включает в себя:

поручение сотруднику представлять интересы по конкретному иску;

подготовка к судебному разбирательству;

непосредственное участие в судебных заседаниях;

принятие мер к обжалованию судебных постановлений (актов), при наличии оснований для такого обжалования;

Вынесенных не в пользу органа (подразделения).

доклад руководителю органа (подразделения).

10. При получении судебной повестки, копии искового заявления, определения суда о подготовке дела к судебному разбирательству, а равно определения арбитражного суда о принятии иска к производству руководителем органа (подразделения) дается поручение конкретному сотруднику на представление интересов органа (подразделения) или должностного лица.

11. При получении поручения на представление интересов сотрудником в рамках подготовки к судебному разбирательству:

Уточняется дата и время, на которое назначено судебное заседание.

Изучается суть иска (заявления, жалобы), предмет и основания иска, имеющиеся доказательства по делу.

При необходимости сотрудник знакомится с материалами дела в суде.

Изучаются и анализируются требования законодательства, регламентирующего данную сферу, в том числе судебная практика по данному вопросу.

Осуществляется сбор необходимых по делу доказательств. При этом, в случаях, когда основная масса документов, необходимых для доказывания, находится в подразделении, с деятельностью которого связанно предъявление иска, обязанность по сбору доказательств может быть возложена на указанное подразделение.

При необходимости сотрудником готовятся запросы в подразделения на предмет истребования доказательств по делу. В случаях, когда представление соответствующих доказательств не терпит отлагательства в интересах органов и подразделений, соответствующие подразделения обязаны представить истребуемые сотрудником (юрисконсультом) документы по устному запросу. При этом ответственность за полноту, качество и подлинность соответствующих документов несет руководитель подразделения, у которого истребуются документы.

Подготавливаются письменные возражения (отзыв). При необходимости готовятся письменные ходатайства.

При предъявлении исков к органу (подразделению) возражения (отзывы) на заявленные в исках требования за подписью руководителя органа (подразделения) либо его представителя по доверенности представляются в суд в письменном виде во всех случаях. Возражения (отзыв) должен содержать письменную позицию по иску, направленную на достижение целей, предусмотренных п.2 Инструкции, со ссылкой на действующее законодательство, судебную практику, анализом доказательственной базы по дел

12. Участие представителей органа (подразделения) в гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах осуществляется в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве и законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

13. Сотрудник, выступающий в деле в качестве представителя, обязан активно пользоваться процессуальными правами и добросовестно относиться к процессуальным обязанностям, имея своей целью осуществление надлежащей защиты интересов, предотвращение наступления неблагоприятных последствий органа (подразделения).

14. При необходимости участия в деле представителя подразделения, с деятельностью которого связанно предъявление иска, либо сотрудников подразделений, деятельность которых затрагивает сферы применения отдельных отраслей законодательства, указанное докладывается руководителю органа (подразделения) для принятия решения о поручении представления интересов в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей Инструкции.

15. В случае если в рамках представления интересов, исходя из принципа предотвращения (минимизации) неблагоприятных последствий, установлен факт необходимости (возможности) заключения мирового соглашения и для реализации указанного соглашения имеются законные основания, данная информация докладывается сотрудником, представляющим интересы, руководителю органа (подразделения), которым принимается соответствующее решение. Заключение мирового соглашения осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве и законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

16. При вынесении решения суда не в пользу органа (подразделения) и при наличии законных оснований судебные акты обжалуются в установленном порядке вплоть до высшей судебной инстанции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: