Судебная власть в системе разделения властей конституционные принципы правосудия

Обновлено: 19.04.2024

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, предусмотренные принципом разделения властей. Осуществление судебной власти и правосудия на территории Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее производится при помощи целого ряда государственных органов, которые именуются судебной системой. Проще говоря, судебная система представляет собой упорядоченную законодательством совокупность судов различных уровней, имеющая целью осуществление правосудия.

Конституционные основы деятельности судебной власти в России

  • от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе",
  • от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах",
  • от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации",
  • от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации",
  • от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации",
  • от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционный суд Российской Федерации подробнее "

Принципы организации судебной системы Российской Федерации

Так как судебная система является динамической по своему характеру, необходимо обеспечивать ее стабильность и единство. Для этих целей законодательством установлен ряд принципов, на которых базируется деятельность судов в России. Ученые подразделяют эти принципы на три самостоятельные группы в зависимости от сферы влияния:

Готовые работы на аналогичную тему

1) принципы, регулирующие отношения между судом и индивидом;

2) принципы, регулирующие непосредственно организацию судебной системы;

3)принципы, касающиеся функционирования судебной системы.

Принципы организации судебной системы и их характеристика

1. Самостоятельность судов и независимость судей

Судебная власть осуществляется судами самостоятельно и обособленно, подчиняясь в своей деятельности только закону. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и федеральным законом.

2. Обязательность судебных постановлений

Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

3. Равенство всех перед законом и судом

Все равны перед законом и судом.

Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Гражданство Российской Федерации подробнее имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

5. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Структура судебной системы в РФ

1. Федеральные суды

Конституционный суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд РФ подробнее

  • Верховный суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее
  • Верховный суды субъектов РФ
  • Суды городов федерального значения
  • Суды автономных областей и автономных округов
  • Районные суды
  • Военные и специализированные суды
  • Арбитражные суда округов
  • Арбитражные апелляционные суды
  • Арбитражные суды субъектов РФ
  • Специализированные арбитражные суды

2. Суды субъектов РФ

1) Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2) Конституционные (уставные) суды субъектов

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 11.03.2016

Анна Михайловна Самсонова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

В соответствие с теорий разделения властей, единая государственная власть разделяеться на 3 самостаятельных ветви (законодательная, исполнительная, судебная) и в соответствии с этим разделением создаются государственные органы , которые с амостоятельн о и независимо друг от друга выполняют возложенные на них задачи, однако, в заимодействуют друг с другом в форме, предусмотренной законодательством.

Судебная власть - Разновидность государственной власти, осуществляемая самостоятельными независимыми судами на основе Закона, путем конституционного, гражданского, уголовного судопроизводства.

Признаки судебной власти .

1) Является разновидностью государственной власти, которая установлена законодательством – ст.10,11 К РФ

2) Исключительность .

Судебная власть принадлежит судам, образующим судебную систему РФ (Конституционному суду РФ, конституционным уставным судам РФ, судам общей юрисдикции и арбитражным судам).

Судебная власть реализуется в деятельности профессиональных судей, а так же привлекающихся к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей – непрофессиональных судей.

3) Подзаконность .

Реализуется в трех направлениях:

1. Все суды организованны в соответствии с К РФ и другими Законами.

Например: организация Конституционного суда РФ предусмотрена ст.125 К РФ, ст.4,18 ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96г. с изменениями и ФКЗ «О Конституционном суде» от 21.07.94г. с изменениями.

Реорганизация и ликвидация судов возможна только на основании Закона.

2. Компетенция всех судов определяется только Законами.

Например: компетенция арбитражных судов предусмотрена в ФКЗ «Об арбитражных судах РФ» от 28.04.95г. с изменениями и в арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002г. с изменениями.

3. При разрешении дел, судьи руководствуются К РФ и ФЗ, поэтому, если какой-то подзаконный акт или закон субъекта РФ им противоречит, то судья не должен применять эти нормативные акты.

4) Самостоятельность и независимость .

Различают внешнюю независимость судов и внутреннюю независимость судей.

Внешняя самостоятельность судов означает, что они не подчинены какому-либо руководству со стороны органов законодательной и независимой властей, иных государственных и негосударственных органов, не входят в систему каких-либо государственных органов, а образуют самостоятельную, обособленную систему.

Однако, суды взаимодействуют с органами законодательной, исполнительной власти и другими органами.

Наприме р: КС РФ осуществляет проверку нормативных актов на предмет их соответствия К РФ.

Внутренняя независимость судей проявляется во взаимоотношениях между вышестоящими и нижестоящими судами, между судьями одного и того же суда, между судьями и участниками судебного процесса.

Законодательством предусмотрены определенные гарантии такой независимости.

Например : уголовная ответственность за вмешательство в судебную деятельность, несменяемость и неприкосновенность судей.

Однако в значительной степени независимость судьи зависит от морально-деловых качеств самого судьи, от его способности противостоять какому-либо воздействию и руководствоваться в своей деятельности только Законом.

5) Правоприменительный характер.

Судьи в своей деятельности по разрешению дел не создают новых норм права, а применяют действующие нормы права.

6) Судебная власть реализуется в четырех формах судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное.

7) Полнота власти .

Она характеризуется компетенцией судебных органов, а так же обязательностью для исполнения, вступивших в силу судебных постановлений.

Формирование судебной власти в РФ характеризуется постоянной компетенцией судов, а так же появлением новых видов судов.

5.Понятие и признаки правосудия .

Судебная власть –осуществляется деятельностью судов и главным видом такой деятельности является осуществление правосудия.

Правосудие-Осуществляемая в процессуальном порядке деятельность суда или судьи по рассмотрению и разрешению на основе Закона гражданских, уголовных и иных дел с применением мер государственного принуждения к правонарушителю.

Признаки правосудия .

1) Осуществление правосудия только судом.

Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с К РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», т.е. судами, входящими в судебную систему.

Создание чрезвычайных судов запрещается . Правосудие может осуществлять судья единолично, либо суд в коллегиальном составе.

Только по приговору суда , вступившего в законную силу, лицо может быть признано виновным в совершении преступления и подвергнуто мерам уголовного наказания .

Только деятельность государственных судов по рассмотрению гражданских и административных дел является правосудием , а деятельность иных органов по рассмотрению правовых конфликтов, например, третейских судов, не является правосудием .

Правосудие осуществляется судами при рассмотрении дел по существу, т.е. когда выносится приговор или решение, а так же при проверке уже вынесенных судебных актов.

2) Осуществление правосудия способами, указанными в Законе .

1. Конституционное правосудие – осуществляется КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

Эти суды в пределах своей компетенции, проверяют, соответствуют ли законы и другие правовые акты положениям К РФ, К республик, либо уставу иного субъекта РФ, а так же выполняют некоторые другие полномочия.

2. Правосудие по уголовным делам, осуществляется только судами общей юрисдикции в связи с совершением преступления.

Большинство уголовных дел, возбуждаются органами предварительного расследования преступления и после проведения дознания или предварительного следствия, дело передается в суд для решения вопроса о виновности подсудимого.

3. Правосудие по гражданским делам .

Осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Арбитражные суды рассматривают дела в сфере предпринимательства или иной экономической деятельности, а суды общей юрисдикции рассматривают все остальные категории гражданских дел.

Гражданское дело возбуждаются судьей после подачи в суд истцом искового заявления (иска) к ответчику.

4. Правосудие по административным делам .

Осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

A. по делам об оспаривании правовых актов, изданных различными государственными и иными органами, либо должностными лицами.

3) Осуществление правосудия на основе Закона

Для разрешения любого дела суды применяют нормы материального права, например : уголовного, гражданского, семейного, жилищного, административного и др. отраслей права.

В этих нормах установлены права, обязанности и ответственность участников различных правоотношений.

Решение суда по гражданскому делу может основываться на нормах права, которые закреплены в различных законах и подзаконных актах , а в случае пробела в правовом регулировании для разрешения дела можно применять аналогию права или аналогию закона .

Применяя норму права в гражданском деле, суд делает вывод о том, кто прав в споре и что должна делать, либо не делать, виновная сторона.

Приговор по уголовному делу может основываться только на нормах УК РФ, а разрешение уголовных дел по аналогии запрещено.

Применяя УК суд делает вывод о преступном характере деяния, о виновности, либо не виновности, обвиняемого в преступлении, о виде и размере наказания виновного и т.д.

Конституционный суд РФ для разрешения дел применяет К РФ, ФКЗ о КСРФ, а так же может применять международные договоры РФ.

4) Осуществление правосудия в процессуальной форме.

Деятельность судов по рассмотрению дел регламентируется нормами процессуального законодательства (ГПК РФ, УПК, АПК, К РФ об административных нарушениях (КоАК), ФКЗ о КС, Законы субъектов РФ «О конституционных (уставных) судах этих субъектов).

Процессуальные законодательства подробно регламентируют следующие вопросы:

1. Стадии судебного процесса, т.е. определяется последовательность рассмотрения дела.

2. Участники судебного процесса, которые подразделяются на три группы:

A. суд (определяет судебный орган и судебный состав),

B. заинтересованные лица, которые имеют личную, служебную или иную юридическую заинтересованность в определенном исходе дела – истцы, ответчики, их представители, подсудимый, его защитники, потерпевший, его представители, обвинитель и и.д.,

C. лица, способствующие осуществлению правосудия, которые юридически не заинтересованы в исходе дела – свидетели, эксперты, специалисты

3. Права и обязанности всех участников судебного процесса

4. Все, что связанно с доказательствами, например: виды доказательств, порядок их исследования, оценки и т.д.,

5. Порядок вынесения судебных актов, а так же их обжалование и пересмотр в вышестоящих судебных инстанциях.

Существенное нарушение процессуальной формы влечет за собой отмену судебных актов.

5) Суды могут применять меры государственного принуждения к правонарушителю.

Осуждая подсудимого по уголовному делу, суд может применять различные меры уголовного наказания, предусмотренные за совершение определенного преступления.

Например: штраф, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и т.д.

По гражданским делам суд принуждает обязанную сторону к определенному поведению.

Например: уплачивать алименты на несовершеннолетних детей.

Конституционный суд может признать ненормативный акт, противоречащий конституционному. Этот акт утрачивает свою законную силу и дальнейшему применению не подлежит.

6. Конституционные принципы правосудия – понятие и сущность .

Конституционные принципы правосудия – это закрепленные в К РФ и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства правосудия и судебной власти с учетомнациональных особенностей судебнойсистемы России.

1) Играют важную роль в развитии законодательства в суде, в решении задач обеспечения и защиты прав человека.

2) Являются правовыми нормами, регулирующими организацию и деятельность суда.

3) Обязательны для исполнения всеми, кого они касаются, прежде всего судьями и другими участниками судебного процесса.

4) Их нарушение влечет за собой вынесение неправосудных судебных актов, которые подлежат безусловной отмене вышестоящим судом.

5) Воплощаются в тех отраслях права, которые регулируют построение и деятельность суда – в судоустройственном, гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

6) В нормах о судоустройстве и нормах процессуального права часто закреплены в виде формулировок конкретных статей закона.

7) Некоторые принципы не формулируются в отраслевом законодательстве в виде отдельных норм или статей закона. Их содержание раскрывается через иные нормативные положения соответствующей отрасли, а понятие выявляется в процессе научного исследования и ходе реализации многих ее норм и институтов.

Особенность – почти все принципы правосудия закреплены в К и отраслевом законодательстве виде конкретных норм.

1) Это обусловленные характером самого общества идейные основы права и правосудия. Принципы-идейные основы формируются на базе идеологического многообразия и исторического опыта народа.

2) Указанные принципы суть политические основы правосудия и права, т.к. право само является политической категорией, поскольку затрагивает интересы значительного числа людей

3) Это руководящие нормы права. Направляют развитие права данного гос-ва

4) В правовом гос-ве концентрированно выражают демократизм права, суда и правосудия

5) Закрепляют специфику судебной власти, ее отличие от исполнительной и законодательной, а также национальные особенности российского права в судебной системе.

1) Конституционные (сформулированы непосредственно в К)

2) Принципы, вытекающие из положений К, но не закрепленные в ней

Принципы, закрепленные в конституции:

1) Единство судебной системы

3) Осуществление правосудия только судом

4) Доступность судебной защиты прав

5) Осуществление правосудия на началах равенства сторон перед законом и судом

6) Коллегиальность рассмотрения дел в судах

7) Участие граждан в суде первой инстанции (арбитражные и присяжные заседатели)

8) Открытое разбирательство дел во всех судах

9) Обеспечение обвиняемому право на защиту

10) Неприкосновенность судей и др.

Поскольку организация и деятельность суда в основном регулируется нормами о судоустройстве и нормами отраслей процессуального права - уголовного, гражданского и арбитражного, то и принципы правосудия закрепляются в данных отраслях права. При этом если принципы закреплены лишь в одной из отраслей и только в ней реализуются, то речь идет о специфически отраслевых принципах.

Большинство принципов правосудия закре­плены во всех отраслях права, регулирующих правосудие, т. е. в нормах и о судоустройстве, и о судопроизводстве. Поэтому они являются межотраслевыми принципами, свойственными и организации, и деятельности суда, а по­тому выступают принципами судебной власти и правосу­дия в целом.

Судебная власть – подсистема государственной власти, основными функциями которой является осуществление правосудия (разрешения конфликтов на основе законов). Правосудие – вид государственной деятельности, неправленой на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законном "О судебной системе РФ" (31 декабря 1996 г.), что обеспечивает ее единство, которое устанавливается следующими путями:

· соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных правил судопроизводства;

· применением всеми судами Конституции РФ федеральных конституционных законов;

· законодательного закрепления единства статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Конституционные принципы:

1. осуществление правосудия только судом. Суд властно осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. законность. В неукоснительности соблюдении Конституции РФ и законов, которыми регламентируется организация и порядок их практики.

3. независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральным законам. Суды осуществляют свою власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции.

5. состязательность и равноправие сторон.

6. гласность судебного разбирательства. За исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.

7. принцип государственного языка судопроизводства.

8. презумпция невиновности – основополагающее начало уголовного судопроизводства. Принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана

9. недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ);

10. право на пользование квалифицированной юридической помощью.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ(Конституционный Суд, Верховный Суд (суды общей юрисдикции), Высший Арбитражный Суд) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ (Конституционный (уставные суды), Мировые судьи)

Конституционный Суд РФ – судебной орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности определяются Конституцией РФ (ст. 125) и №1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г. Судья (всего их 19) назначается сроком на 15 лет; второй срок не допускается. В своей деятельности суд руководствуется принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

1. разрешает дела о соответствии Конституции РФ;

2. разрешает споры о компетенции между: - федеральными органами государственной власти; - федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов; - высшими государственными органами субъектов Федерации.

3. проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном дел, по запросам судов;

4. рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан;

5. дает заключение по запросу Совета Федерации и соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6. дает толкование Конституции РФ по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов

Суды общей юрисдикции:

Основное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции. Им подспудны все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных только к компетенции Конституционного Суда или арбитражных судов, а также уголовные дела и иные дела.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающими под общую юрисдикцию. Возглавляет систему судов общей юрисдикции. Рассматривает дела: - в качестве суда первой инстанции (уголовные дела особой сложности, любые гражданские дела); - в кассационном порядке (по жалобам и протестам на приговоры, решения судов, не вступившие в законную силу); - в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам Генерального прокурора и других уполномоченных законами должных лиц на приговоры, решения судов).

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, т.е. суды общей юрисдикции, правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам. Они рассматривают дело по первой (по жалобе стороны) и по второй (по протесту прокурора) инстанции.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды:

Арбитражные суды решают споры между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, государственными органами в сфере экономики и управления Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят: а) федеральные арбитражные суды округов (проверяют в кассационной инстанции); б) арбитражные суды республики, краев, областей.

Федеральный арбитражный суд РФ рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных документов органов государственной власти субъекта РФ, МСУ конституции (уставу) субъекта РФ. Финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

17 декабря 1998 г. принят федеральный закон "О мировых судьях в РФ". Мировые судьи осуществляют свою власть на участках от 15 до 30 тыс. человек. Рассматривают: - уголовные дела о преступлениях (сроком не более 2-х лет); - дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; - дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; - дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ и другие дела.

. Судьи Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном ФЗ. .

Третейские суды РФ создаются для рассматривания экономических споров в деловом мире, предлагает альтернативное решение в расчете на добровольное исполнение обязательств по сделкам.

Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Функции прокуратуры:

- надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами;

- обеспечение верховенства законов, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина;

- осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

- проведение расследования по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции; -участие в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров.

Адвокатура – это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, которая осуществляется за вознаграждение. Задача – оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Первоначально понятие «судебная власть» появляется в 1787 году в Конституции США. Что касается первых отечественных конституций, принятых в 1925 и 1937 годах, категорию «суд» упоминали только по причине закрепления прав граждан страны свободно использовать родной язык в суде.

В российском праве глава, которую посвятили суду, в первый раз появилась в Конституции РСФСР 1978 года (глава 21 «Суд и арбитраж»). Вышедшая в 1993 году Конституция РФ, уже содержала главу, названную «Судебная власть» (7 глава). Содержание этой главы конкретизировали несколько федеральных конституционных законов:

  • «О судебной системе Российской Федерации»,
  • «О Конституционном Суде РФ»,
  • «Об арбитражных судах в РФ»,
  • «О судах общей юрисдикции в РФ»,
  • ФЗ № 30 «Об органах судейского сообщества в РФ».

Судебная власть — это полностью независимая ветвь власти в стране. Ее осуществляют судебные органы с помощью гласного, состязательного и коллегиального рассмотрения и разрешения различных споров на судебных заседаниях. Цель состоит в защите гражданских прав и свобод.

Признаки, задачи и функции судебной ветви

Судебная власть в системе разделения властей наделена всеми признаками государственной власти, включая публичность, принудительность и общеобязательность решений. Для нее характерны особые признаки, которые отличают ее от прочих ветвей власти в стране (исполнительной и законодательной).

В состав данных специфических признаков можно включить:

  • цель, которая состоит в разрешении споров для защиты свобод и прав;
  • субъекты достижения цели, которые представлены судебными органами;
  • организационные формы решения задач, включая все виды судопроизводства (административное, конституционное, гражданское, уголовное);
  • следование процессуальной форме разрешения споров, что дает гарантию справедливости и законности решений, принимаемых судебными органами;
  • следование принципам гласности, состязательности и коллегиального рассмотрения и разрешения споров в рамках судебного заседания.

Отметим, что любое решение органов судебной власти не вправе пересматривать органы других ветвей.

В состав основных функций судебной власти входит: правозащитная и правовосстановительная функция, осуществление правосудия.

Ведущее направление работы судебных органов представлено правосудием. Оно означает определенный порядок и результат разрешения споров, соответствующие всем законодательным требованиям и используемый для защиты прав и свобод граждан.

Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти

Судебная власть представляет собой одну из 3 видов власти в государстве. С остальными ветвями она взаимодействует определенным образом.

Существует несколько форм взаимодействия, характерных для судебной, законодательной и исполнительной власти:

  • Определение законодательной ветвью власти на основе конституционных положений судебной системы, юридического статуса судей, процессуальной формы рассмотрения дел. Она осуществляет финансовый и бюджетный контроль. Назначение судьей высших судов производится законодательной властью, а именно Советом Федерации ФС РФ.
  • Подготовка (переподготовка) судебного персонала исполнительной властью, обеспечение материальной основы судов и их работу.
  • Назначение Президентом судей высших судебных органов, назначение всех федеральных судей нижестоящих судов, осуществление права помилования, участие в деятельности судебной ветви власти.
  • Невозможность вмешательства законодательной и исполнительной власти в дела судебной власти.
  • Наличие у судебной власти права проверки НПА, которые выпускают органы исполнительной власти, разрешение конфликтных ситуаций, возникающих между органами страны, субъектами России, рассмотрение жалоб организаций и физических лиц (граждан).

В 2002 году посредством ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» учредили новый для нашей страны правовой институт – судейское сообщество.

Оно было сформировано судьями федеральных судов всех уровней и видов, судьями судов субъектов России, которые включены в судебную систему РФ.

Судьи федеральных судов и судов субъектов включены в состав членов судейского сообщества с того времени, как ими была принесена присяга, и до того, как вступило в силу решение о прекращении полномочий судьи. Исключением являются случаи, когда полномочия прекращаются по причине почетного ухода или почетного удаления в отставку.

Судья, поступивший в отставку, должен сохранять собственную принадлежность к обществу судей. До окончания времени отставки он может привлекаться с согласия к работе в судейском сообществе. Судья, будучи в отставке, не наделен правом выбирать участников квалификационных коллегий судей и сам не может быть избранным в их состав.

Создание и действие органов судейского сообщества происходит в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Это осуществляется с целью выражения интересов судей в качестве носителей судебной власти.

В состав органов судейского сообщества в нашей стране можно включить:

  • Всероссийский съезд;
  • конференцию субъектов РФ;
  • Совет судей государства;
  • советы судей, находящиеся в субъектах РФ;
  • общие собрания судей судов;
  • Высшую квалификационную коллегию судей РФ;
  • квалификационные коллегии судей в субъектах РФ;
  • Высшую экзаменационную комиссию, принимающую квалификационный экзамен на должность судьи;
  • экзаменационную комиссию субъектов РФ, призванную принимать квалификационный экзамен на должность судьи.

Регулирование работы органов судейского сообщества осуществляется с помощью актов (регламентов, положений), которые ими принимаются.

Для органов судейского сообщества предусмотрено несколько задач:

  • помощь в улучшении судопроизводства и судебной системы;
  • защита законных интересов и прав, предусмотренных для судей;
  • участие в обеспечении деятельности судов (организационной, кадровой, ресурсной);
  • установление авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, которые предъявляются кодексом судейской этики.

В качестве принципов организации и работы органов судейского сообщества выступают: гласность, коллегиальность, независимость судей и невмешательство в работу суда.

Организация советов судей и квалификационных коллегий производится на основе принципов: выборность, сменяемость, подотчетность органам, которые их избрали. Квалификационные коллегии судей не могут быть подотчетны за принятые решения органам, которые избрали их.

Помимо судей в квалификационные коллегии судей включены представители общественности. В состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ происходит назначение 10 членов коллегии, представителей общественности. Они назначаются Советом Федерации, один член коллегии является представителем Президента РФ и назначается им.

В состав полномочий квалификационных коллегий входит процесс рассмотрения заявок претендентов на должности:

Сущность судебной власти и основные направления ее деятельности

Судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, защищающая конституционный строй, права, свободы и законные интересы граждан, государственных органов, учреждений, предприятий, организаций, объединений. разрешающая конфликты субъектов правоотношений.

Судебная система является самостоятельным социально-политическим институтом в системе государственной власти. Судебная власть является системным образованием, это одна из государственных ветвей власти, представляющая собой систему государственных судебных органов.

Основные направления деятельности судебной власти:

  • охрана правопорядка от правонарушений и преступных деяний;
  • охрана прав, свобод и интересов граждан;
  • контроль за деятельностью государственных органов.

Судить правосудие от имени государства могут только суды. Никто не имеет права вмешиваться в деятельность судебной системы по вопросам осуществления правосудия. Решения судов обязательны для граждан, их объединений и организаций, государственных и муниципальных органов, высших органов государственной власти и управления.

Сущность судебной власти разные правоведы характеризуют по-разному:

  • судебная власть — это система судебных органов или учреждений государства, призванных к применению закона в порядке судебного производства;
  • судебная власть — это совокупность функций и полномочий судебных органов.

Судебная система обладает исключительными полномочиями на разрешение конфликтов с использованием установленной законом процедуры, реализуемыми в формах конституционного, административного, гражданского, уголовного, арбитражного судопроизводства.

Судебная власть является базовой характеристикой общества, необходимым элементом общественной организации, без которого невозможны функционирование и жизнеспособность общества. Судебная власть регулирует взаимоотношения между государственно-правовыми, общественными институтами и гражданами. Современное государство и общество испытывают потребность в такой судебной власти, которая могла бы осуществлять свою деятельность независимо от политических приоритетов и пристрастий иных ветвей власти, в соответствии с государственными целями достижения и сохранения социального благополучия и мира правовыми методами, контролировать сохранение баланса личности и власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная власть в системе разделения властей

Разделение властей — это политико-правовая доктрина, лежащая в основе организации власти демократического государства и выступающая одним из основополагающих принципов, на которых строится политическая демократия.

Основное значение теории разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в рамках одного института, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и осуществляющего наказание.

Судебная власть является важнейшей составной частью власти в концепции разделения властей. Каждой из ветвей государственной власти характерны: особая система органов, выполняющая строго определенные функции; особые формы осуществления полномочий и возложенных функций.

Принцип разделения властей — это организация механизма государственной власти, которая состоит из трех самостоятельных ветвей (законодательной, исполнительной, судебной), действующих на основе баланса и взаимного контроля, взаимодействия и сотрудничества, системы сдержек и противоречий, направленных на решение стоящих перед государством задач для обеспечения прав, свобод и интересов граждан.

Самостоятельность каждой ветви власти не должна приравниваться в абсолютизации властных полномочий соответствующих органов или к ее автономности в государственном механизме. Смысл принципа разделения властей во взаимодействии всех ветвей власти, а не в обособленности.

Системой органов, выполняющей строго определенные функции судебной власти, являются:

  • суды (вся совокупность судебной системы) — созданная в законодательном порядке жестко структурированная система, деятельность которой осуществляется в детально и строго регламентированной процедуры;
  • правосудие — особая форма деятельности, направленная на разрешение разного рода конфликтов и споров (политических, экономических и т.д.) на основе действующего права, участниками которых являются граждане и их объединения, юридические лица, муниципальные органы и собственно само государство.

Кадровым составом судебной системы являются судьи, образующие специальный профессиональный слой — судейский корпус, обладающий особым правовым статусом. Судебная власть является независимой и самостоятельной, но, в тоже время, она тесно связана с другими ветвями власти. Законодательная власть обуславливает структуру судебной системы, статус судей, компетенцию судебных органов, размеры государственного финансирования. Законодательная власть принимает участие в формировании судейского корпуса. От исполнительной власти зависит создание необходимых условий для деятельности судов, подготовка кадров и др.

Конституционные обязанности законодательной и исполнительной власти в отношении судебной власти ограничиваются организационными аспектами (формирование структуры и судейского корпуса). После назначения судьи ни один из уполномоченных органов законодательной или исполнительной власти не может вмешиваться в деятельность судьи, сместить его с должности, не может оказывать влияние на правоприменительную деятельность как отдельного суда, так и в целом всей судебной системы.

Одной из основных целей демократизации общества является идея создания правового государства, когда судебная власть должна стать важнейшим элементом структуры государственной власти совместно с законодательной и исполнительной ветвями. Правовое государство без судебной власти не может реализовывать функции охраны правопорядка, защиты прав, свобод и интересов граждан. Признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о ее самостоятельности указывает, что государство признает необходимость самоограничения власти, реализация которого реализуется посредством системы разделения властей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: