Судебная трасологическая экспертиза узлов и петель понятие объекты задачи методы и средства

Обновлено: 18.04.2024

Узлы и петли, а реже их следы, поступают на экспертизу в следующих случаях:

– при совершении убийства или самоубийства путем повешения или удушения;

– при связывании и истязании потерпевшего;

– при обнаружении упакованных преступником вещей, предметов и т.д.;

­– при незаконном проникновении в помещения через окна и балконы, с верхних этажей и крыш зданий;

– при изъятии у подозреваемого основы с завязанными узлами и петлями, которая могла быть использована в качестве орудия преступления.

В связи с этим перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

К какому виду относится данный узел?

Не является ли представленный узел профессиональным, если да, то в какой сфере деятельности он может использоваться?

Не относятся ли несколько представленных на исследование узлов (пе­тель) к одному виду?

Каков характер заделки или оплётки концов исследуемой верёвки, каната или шнура?

Не свидетельствуют ли особенности заделки (оп­лётки) концов веревки о привычных или профессиональных навыках конкретного лица?

Мог ли пострадавший сам завязать, закрепить и затянуть узел или петлю, учитывая характер странгуляционной борозды и особенности вязки узлов и петель?

Каким способом и насколько надёжно завязаны узлы и петли?

Мог ли человек сам себя связать верёвкой?

Не оставлены ли следы на оконной замазке данным узлом?

Не оставлены ли следы, изъятые с разных мест происшествий одним и тем же узлом?

При поступлении материалов на экспертизу следует осмотреть упаковку, изучить постановление о назначении экспертизы и уяснить вопросы, которые поставлены на разрешение эксперта. После вскрытия упаковки следует убедиться в том, что представленные на экспертизу объекты соответствуют описанным в постановлении, а поставленные в отношении них вопросы являются корректными с точки зрения трасологических исследований.

Если на исследование представлены узлы и петли, то первоначально описывают морфологические признаки основы: вид изделия (трос, проволока, электропровод, радиотелефонный шнур и т.п.), цвет, диаметр (или длину окружности), материал, состав (наличие оболочки, оплетки, сердцевины) и др. Следует помнить, что согласно действующему ГОСТу тросы, изготовленные из волокон растительного происхождения, различаются по длине окружности поперечного сечения, все остальные - по их диаметру. Для измерения длины окружности используют нить, которой охваты­вают трос или верёвку, и в месте стыковки - обрезают. Затем нитку прикладывают к измерительной линейке.

Для канатно-веревочных изделий устанавливаются: способ изготовления (кручение или плетение), вид изделия (канат, веревка, шпагат, линь, шнур), разновидность (шнур сквозного плетения, шнур-чулок и др.), количество прядей, количество ниток или каболок в одной пряди, направление скрутки в отдельных прядях и в самом изделии. По возможности устанавливается вид сырья, использованного для пряжи (волокна хлопка, шелковые нитки, синтетические волокна, бумага и др.).

Затем переходят к описанию узлов и петель. Указываются объемные размерные характеристики узла (петли), направление ходового и коренного концов основы, их длина. Выполняются масштабные фотоснимки объектов, поступивших на исследование: основы в сложенном виде и детальный снимок узла или петли в том виде, в котором они поступили на исследование.

Если вопросы, поставленные перед экспертом не требуют проведения идентификационных исследований, узел расслабляется и исследуется его конструкция. Определяются остальные классификационные признаки: степень сложности завязывания, функциональные особенности, состав элементов, входящих в узел и др. Сравнением со справочными данными либо с натурными образцами, имеющимися в распоряжении эксперта, и с учетом проведенных исследований устанавливается название узла, области его применения и возможные профессиональные навыки исполнителя. Проводится масштабная фотосъемка расслабленного узла и изображения аналогичного узла (желательно незатянутого) из справочного пособия (натурной коллекции).

В случае назначения идентификационной экспертизы на исследование поступают узлы (петли) и их следы отображения, с вопросом об установлении тождества конкретного узла (петли). Могут также поступить несколько следов-отображений, с вопросом об установлении общности происхождения данных следов. В этом случае экспертные исследования проводятся по традиционной методике и не имеют каких-либо особенностей. Необходимо иметь в виду, что следы узлов гораздо более информативны, чем следы основы.

Образец 16. Экспертиза узлов и петель

На экспертизу представлены:

1. Петля, сопряженная с узлом, изъятые при осмотре места про­исшествия по адресу: ул. . дом № . кв. .

Перед экспертом поставлены вопросы:

1. К какому типу относится представленный на исследование узел?

2. Относится ли представленный на исследование узел к профес­сиональным узлам и в какой сфере деятельности он может быть использован?

Объект поступил на исследование упакованным в конверт корич­невого цвета, размерами . х . мм. Клапан конверта заклеен и опе­чатан круглой печатью " . РОВД города . ". На конверте нанесен рукописный пояснительный текст, выполненный красителем синего цвета: "Вещ. док-ва по уг. делу № . ", а также подписи следователя и двух понятых. Упаковка нарушений не имеет. При вскрытии конверта из него извлечена петля, сопряженная с узлом. Петля перерезана, концы ее связаны тонкой шелковой ниткой. Внешний вид и состояние объекта соответствуют описанию в постановлении о назначении экспе­ртизы.

Поступившая на исследование петля, сопряженная с узлом, имеет основу, которая представляет собой шнур белого цвета, диаметром . мм и длиной обноса . мм. По способу изготовления основа является шнуром сквозного плетения, состоящая из . (указать количество) мононитей искусственного происхождения. Коренной конец основы имеет длину . мм, хо­довой конец - . мм (фото 1). Торцевые участки обеих концов оплавлены и представляют собой глянцевые полусферические поверхности темно-коричневого цвета с диаметром равным диаметру основы. В пределах длин каждого из отрезков коренного и ходового концов целостность мононитей основы не нарушена. На поверхности шнура на расстоянии . мм от торца ходового конца имеются два пятна бурого цвета, первое - диаметром . мм, второе - . мм.

Узел, представленный на исследование, находится в затянутом состоянии и имеет размеры: наибольшая длина . мм, наименьшая длина . мм; наибольшая толщина . мм, наименьшая толщина . мм; наибольшая ширина . мм, наименьшая ширина . мм (фото 1). Для исследования структуры узла и его составных элементов, узел был расслаблен и сфотографирован (фото 2). Представленный на исследование узел состоит из следующих элементов: открытая петля, закрытая петля, обнос, полуштык, а также элементы простого и прямого узлов, и относится к комбинированным незатягивающимся узлам.

Результаты визуального исследования составных элементов узла и их взаиморасположения, а также сравнение его с узлом, имеющим аналогичное структурное строение (фото 3), имеющимся в справочных материалах (указать источники), позволяют сделать категорический положительный вывод о том, что представленный на исследование узел является "беседочным" и относится к профессиональным узлам. Данный узел может быть использован в морском деле (яхтсмены), а также при строповке различных грузов (такелажники).

В процессе исследования применялись: линейка измерительная, штангенциркуль; использовались: фотоаппарат "Зенит-122", фотоп­ленка чувствительностью 64 единицы, фотоустановка "Уларус", фо­тобумага.

1. Представленный на исследование узел является "беседочным".

2. Представленный на исследование узел относится к профессиональным узлам. Данный узел может быть использован в морском деле, а также при строповке различных грузов.

К настоящему заключению эксперта прилагается фототаблица на двух листах со следующими фотоснимками: фото 1. Общий вид узла, сопряженного с петлей, поступившего на исследование; фото 2. Изображение узла, поступившего на исследование, в расслабленном виде; фото 3. Изображение “беседочного” узла, представленного в справочном издании “ . ” (указать название).

1. Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза: Учебник. - М., 2002.

2. Kaнтop И.B. Экcпepтизa cлeдoв opyдий взлoмa. - Boлroгpaд, 1993.

3. Калякин А.В., Морозов Б.Н., Столбушкин В.А., Родионова М.П. Описание объектов трасологической экспертизы и образцы заключения эксперта: Учебное пособие. Саратов: СЮИ МВД России, 2000.

4. Kopyxoв Ю.Г. Tpacoлoгичecкaя диarнocтикa. - M., 1981.

5. Kpиминaлиcтичecкaя экcпepтизa: Вып. 6. - M., 1968.

6. Kpиминaлиcтичecкaя экcпepтизa. Tpacoлoгичecкaя экcпepтизa: Kypc лeкций / Под ред Б.П. Смагоринского/ Вып. 1. - Boлroгpaд: BЮИ MBД Poccии, 1996.

7. Майлис Н.П. Судебная трасология. - М., 2003.

8. Мухин Н.Г. Узлы и петли. М., 1976.

9. Hecтepoв H.И., Жeлeзнякoв A.И. Kpиминaлиcтичecкoe иccлeдoвaниe зaмкoв. -Boлгoгpaд, 1993.

10.Ocмoтp мecтa пpoиcшecтвия: Cпpaвoчник cлeдoвaтeля: - M., 1982.

11.Пpopoкoв И.И. Kpиминaлиcтичecкaя экcпepтизa cлeдoв. – Boлгoгpaд, 1980.

12.Скрягин Л.Н. Морские узлы. М., 1994.

13. Справочник криминалиста. Часть 1 (описание предметов).- М., 1966.

14.Степанов Г.Н., Бронников А.И. Трасология. Справочник криминалиста (в 2 т.). - Волгоград: ВЮИ МВД России, 1997.

15.Скоморохова А.Г., Майлис Н.П. Механоскопическая экспертиза производственно-технологических следов. М., 1996.

16.Трасология и трасологическая экспертиза: Учебник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

17. Чугунов А.М., Морозов Б.Н. Запорно-пломбировочные устройства и их криминалистическое исследование: Учебное пособие. Саратов, 2001.

Калякин Александр Владимирович

Демина Римма Евгеньевна

Киселев Александр Александрович

Образцы заключений трасологической экспертизы

[1] Разрушение материала - макроскопическое нарушение его сплошности в результате тех или иных воздействий на него с образованием видимых следов.

Предметом судебно-трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.

По предмету и используемым специальным методикам различают 4 вида трасологических экспертиз: гомеоскопические (следы человека), механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов: гомеоскопические – экспертизы следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека; механоскопические – экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств; транспортные – экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта; экспертизы следов животных – экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков), экспертиза тавра (клейма).

Подготовка и аттестация экспертов в СЭУ Минюста России осуществляется по двум экспертным специальностям: 6.1 «Исследование следов человека» и 6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств

Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя (суда) и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические. Идентификационные задачи в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления тождества и груп­повой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях. Решение диагностических задач направлено на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление излома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств (ТС), способ вскрытия пломбы и т.п.), установление последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов (исправность замка, диагностика холодного оружия и т.д.).

В последние годы появились возможности решения новых задач – ситуалогических реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ). Установление ФКВ представляет собой интегративную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении (в момент соприкосновения), но и через другие объекты, например в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

Нередко экспертам необходимо установить механизм происшествия, например механизм взлома преграды и действий преступника на месте происшествия. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных. Для решения их эксперты используют ситуационный анализ, который позволяет исследовать не только следы, имеющиеся на месте происшествия, но и особенности его вещной обстановки в целом, физическое состояние участвовавших в нем людей, их действия и другие ситуалогические факторы. Исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов-трасологов, медиков, баллистов, материаловедов и др.

Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.

Виды и подвиды трасологической экспертизы

  • имеются ли на представленных объектах следы рук;
  • какой рукой (правой или левой) и какими пальцами оставлены следы;
  • что можно сказать о строении кисти человек;
  • принадлежат ли следы одному человеку или нескольким;
  • как давно оставлены следы;
  • каков пол и возраст человека оставившего следы и т.п.
  • определение вида и размера обуви;
  • вида и особенностей чулок, (носков), отобразившихся в следах;
  • размера и особенностей босой ноги, оставившей след;
  • физические свойства человека, оставившего след (пол, рост, особенность походки и др.);
  • в каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек на месте происшествия;
  • каков механизм образования следов и др.
  • зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы;
  • какими конкретно зубами оставлены следы;
  • каковы особенности, строения зубного аппарата человека, оставившего следы;
  • оставлены ли следы зубными протезами;
  • каков механизм образования следов и др.
  • пригодны ли следы для идентификации;
  • каков механизм образования следов;
  • каковы особенности губ человека, отобразившиеся в следе и др.
  • имеются ли на представленном объекте следы кожи человека, (лба, носа, губ и т.д.);
  • пригодны ли они для идентификации;
  • каким участком кожи головы человека они оставлены;
  • каков механизм образования следов;
  • имеются ли в следах признаки, свидетельствующие о поле и возрасте человека, оставившего следы и др.
  • имеются ли следы орудий и инструментов;
  • каково направление движения орудия (инструмента);
  • с какой стороны (снаружи или изнутри) была взломана преграда;
  • каково взаимное положение объектов в момент следообразования;
  • какова последовательность образования следов;
  • каков механизм образования следов в целом и т.д.
  • имеются ли на объекте повреждения;
  • каков механизм образования повреждений;
  • каким предметом (объектом) они образованы;
  • не образованы ли они ножом (топором, отверткой, шилом и т.п.), и если да, то каковы характеристики этого орудия и т.д.
  • имеются ли на объекте узлы и петли;
  • каков механизм их завязывания;
  • необходимы ли для завязывания узлов профессиональные и специальные навыки;
  • является ли человек, завязавший узлы, правшой или левшой и т.д.
  • исправен ли замок;
  • пригоден ли замок для отпирания и запирания;
  • имеются ли на замке признаки, свидетельствующие о его взломе (попытке взлома);
  • не отпирался ли замок с помощью отмычек и т.д.

Возможности трасологической экспертизы

Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.

Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:

  • оптического (люминесцентного);
  • метода термовакуумного напыления (TBH);
  • выявление следов с помощью клея "Циакрин ЭО", позволяющего выявлять "старые" следы (многомесячной давности).

Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.

Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.

Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).

Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).

Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.

Понятие и объекты криминалистического исследования узлов и петель, классификация экспертных задач. Осмотр, фиксация и изъятие объектов, носителей информации об узлах и петлях. Описание раздельного и сравнительного испытания, формулирование выводов.

Подобные документы

Общее понятие криминалистического исследования почерка, его признаки и характеристика. Классификация совокупности идентификационных свойств почерка, практика различных методов его исследования. Поисковая деятельность следователя и проведение экспертиз.

курсовая работа, добавлен 29.07.2010

Следы в криминалистике: классификация и особенности исследования. Правила обнаружения, фиксации и оформления следов. Нетрадиционные методы практического следоведения. Методы генной идентификации и психологического портрета. Криминалистическая одорология.

курсовая работа, добавлен 29.01.2011

Осмотр документов и криминалистические правила обращения с вещественными доказательствами. Изучение основных задач следственного обследования деловых бумаг. Понятие и способы подделки документации. Проведение исследования оттисков печатей и штампов.

курсовая работа, добавлен 18.03.2017

Холодное оружие: характеристика понятия и классификация, его оборот в Российской Федерации. Холодное оружие как объект криминалистического исследования: этапы экспертизы, методика исследования, анализ результатов и формулировка выводов, их оформление.

курсовая работа, добавлен 04.07.2010

Рассмотрение приемов и методов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Анализ положений криминалистической техники. Изучение субъектов, форм и правовых оснований ее применения. Обнаружение, фиксация, изъятие и исследование доказательств.

реферат, добавлен 14.01.2016

Понятие трасологии и ее значение для расследования преступлений. Обнаружение и особенности осмотра следов на месте происшествия. Общие правила осмотра и изъятия следов. Механизм образования следов рук и способы их обнаружения. Фиксация следов ног и обуви.

курсовая работа, добавлен 10.11.2013

Понятие и задачи криминалистического исследования документов. Методы технико-криминалистической экспертизы документации. Способы изменения первоначального содержания деловых бумаг и методы их обнаружения. Особенность обследования печатей и штампов.

дипломная работа, добавлен 19.06.2015

Сущность, классификация и основные методы криминалистического исследования следов. Научные основы криминалистической идентификации, ее субъекты и объекты, стадии, виды и формы. Понятие криминалистической профилактики и прогнозирования преступлений.

контрольная работа, добавлен 13.11.2015

Понятие и значение технико-криминалистического исследования документов с целью установления их подлинности. Объекты, задачи, средства и методы криминалистического исследования. Правила осмотра и обращения с документами – вещественными доказательствами.

курсовая работа, добавлен 03.09.2011

Основы создания судебной баллистики, ее объекты и задачи ее исследования. Криминалистическое изучение огнестрельного оружия, патронов и следов выстрела. Обнаружение, фиксация и изъятие следователем комплекса объектов, могущих иметь отношение к взрыву.


Предметом трасологической экспертизы является изучение различных следов в целях установления оставившего их объекта и определение механизма (условий) образования следов.

Объекты

  • следы человека (следы ног, следы обуви, следы одежды, следы кожных покровов и частей тела, следы зубов и как отдельный самостоятельный вид следы рук и следы босых ног человека, то есть дактилоскопическая экспертиза в данном разделе не рассматривается);
  • механоскопия (следы орудий взлома и инструментов, следы производственных механизмов, изделия массового производства, запирающие механизмы и запорно-пломбировочные устройства);
  • повреждения на одежде (исключая огнестрельные повреждения, повреждения, образованные в результате применения взрывчатых веществ и взрывных устройств, повреждения, образованные в результате воздействия объемным взрывом, а также в результате жизнедеятельности биологических организмов);
  • транспортно-трасологические (повреждения на одежде, причиненные в результате ДТП; следы транспортных средств);
  • следы животных.

Задачи

  • идентификационные;
  • диагностические;
  • классификационные;
  • ситуационные.

Идентификационные – установление групповой принадлежности, индивидуального тождества по отображенным в следах свойствам и признакам, целое по частям.

Диагностические – реконструкционные (наличие следов, механизм их образования, свойства объектов, наличие навыков, пригодность следов для идентификации; реконструкция объектов по частям).

Классификационные – отнесение представленных объектов к определенному общепринятому классу.

Ситуационные – комплексное изучение следов и механизма их образования, направленное на реконструкцию события.

К трасологической экспертизе относятся:

  • экспертиза следов зубов человека;
  • экспертиза следов ног и обуви;
  • экспертиза следов транспортных средств;
  • экспертиза повреждений одежды;
  • экспертиза следов орудий взлома и инструментов;
  • экспертиза замков и предохранительных устройств;
  • экспертиза пломб, запорно-пломбировочных устройств (зпу), закруток;
  • экспертиза установления целого по частям;
  • экспертиза изделий массового производства;
  • экспертиза монет;
  • экспертиза узлов и петель;
  • экспертиза по установлению уничтоженных (измененных) рельефных знаков;
  • экспертиза следов ног (лап) животных;
  • экспертиза пробирных клейм на изделиях из драгоценных металлов и их сплавов (ювелирные изделия).

Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

При использовании материалов Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
© Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь


Предметом трасологической экспертизы является изучение различных следов в целях установления оставившего их объекта и определение механизма (условий) образования следов.

Объекты

  • следы человека (следы ног, следы обуви, следы одежды, следы кожных покровов и частей тела, следы зубов и как отдельный самостоятельный вид следы рук и следы босых ног человека, то есть дактилоскопическая экспертиза в данном разделе не рассматривается);
  • механоскопия (следы орудий взлома и инструментов, следы производственных механизмов, изделия массового производства, запирающие механизмы и запорно-пломбировочные устройства);
  • повреждения на одежде (исключая огнестрельные повреждения, повреждения, образованные в результате применения взрывчатых веществ и взрывных устройств, повреждения, образованные в результате воздействия объемным взрывом, а также в результате жизнедеятельности биологических организмов);
  • транспортно-трасологические (повреждения на одежде, причиненные в результате ДТП; следы транспортных средств);
  • следы животных.

Задачи

  • идентификационные;
  • диагностические;
  • классификационные;
  • ситуационные.

Идентификационные – установление групповой принадлежности, индивидуального тождества по отображенным в следах свойствам и признакам, целое по частям.

Диагностические – реконструкционные (наличие следов, механизм их образования, свойства объектов, наличие навыков, пригодность следов для идентификации; реконструкция объектов по частям).

Классификационные – отнесение представленных объектов к определенному общепринятому классу.

Ситуационные – комплексное изучение следов и механизма их образования, направленное на реконструкцию события.

К трасологической экспертизе относятся:

  • экспертиза следов зубов человека;
  • экспертиза следов ног и обуви;
  • экспертиза следов транспортных средств;
  • экспертиза повреждений одежды;
  • экспертиза следов орудий взлома и инструментов;
  • экспертиза замков и предохранительных устройств;
  • экспертиза пломб, запорно-пломбировочных устройств (зпу), закруток;
  • экспертиза установления целого по частям;
  • экспертиза изделий массового производства;
  • экспертиза монет;
  • экспертиза узлов и петель;
  • экспертиза по установлению уничтоженных (измененных) рельефных знаков;
  • экспертиза следов ног (лап) животных;
  • экспертиза пробирных клейм на изделиях из драгоценных металлов и их сплавов (ювелирные изделия).

Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

При использовании материалов Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
© Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: