Судебная система особенности конституционного контроля в сша

Обновлено: 22.04.2024

Исторически в Америке сложилась судебная система, которая состоит из нескольких уровней и предполагает, что в каждом штате будут присутствовать федеральные суды и суды данного штата.

Конституцией Америки были заложены основы единой централизованной федеральной судебной системы, состоящей и 3 звеньев:

  • районные суды;
  • окружные суды;
  • Верховный суд.

Судьи в данные инстанции должны назначаться непосредственно Президентом Соединенных Штатов Америки и одобряться сенатом. Помимо этого, в системе федеральных судов можно наблюдать такой орган, как специализированный суд, который имеет отдельную компетенцию и право выносить приговоры и решения (налоговые суды, суды по делам военнослужащих, суды по таможенным и патентным делам, претензионные суды).

В районных судах могут рассматриваться уголовные и гражданские дела, как в суде первой инстанции. Апелляционными (окружными) судами осуществляется проверка решений, вынесенных районными судами и рассматриваются жалобы на решения некоторый административных (квазисудебных) органов (к примеру, Национальное управление трудовых отношений).

Верховный суд – это высшая судебная и апелляционная инстанция в США, в состав которого входят 9 судей. Как суд первой инстанции данный суд может выступать по всем спорам, который совершаются между двумя и более штатами, между Союзом и штатом, в делах, которые возбуждаются одним штатом против граждан другого или иностранцев. Также суд проверяет решения и приговоры, вынесенные нижестоящими судами.

В Верховном Суде зачастую применяется письменная процедура рассмотрения дела, которая не требует, чтобы присутствовали стороны, свидетели и другие обязательные для судебной процедуры действия.

На основании Конституции президент назначает судей с одобрения сената на пожизненный срок. Их могут сместить с должностей исключительно как результат процедуры импичмента. Верховным Судом используются его дискреционные функции – право на принятие к производству дела на собственное усмотрение, которое содержит «федеральные вопросы».

Верховным Судом был внесен огромный вклад в дело по защите гражданских прав, в ликвидацию расовой дискриминации.

Судебная система штатов

Судебная система членов Федерации является довольно разнообразной, так как в каждом из штатов она может определяться, основываясь на собственной конституции и местных законах. Компетенция судов штатов распространяется на все виды гражданских дел и дел о преступлениях, которые нарушают закон каждого из штатов.

В состав судебной системы США входят три или четыре инстанции:

  • низовый суд (мировой суд, полицейский суд и другие), который занимается рассмотрением мелких уголовных и гражданских дел;
  • суд первой инстанции (суд графства, округа, городской суд и другие), которые занимаются рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел;
  • апелляционный суд, которым осуществляется надзорная функция нижестоящих судов, его решения являются окончательными;
  • высший (верховный) суд, высшая судебная инстанция штата, который имеет апелляционную юрисдикцию по решениям нижестоящего суда, а также им осуществляется предварительный конституционный надзор.

Помимо этого, в судебную систему штатов включены специальные суды штатов (по делам наследства, опеки и семейным делам).

Особенности федерализма США

Классический федерализм Северной Америки, который построен на основании симметрии конституционного статуса субъектов Федерации, насчитывает историю сроком более 200 лет. Отцами-основателями американской национальной государственности, во время преобразования конфедерации в федерацию, основанием для будущего устройства государства усматривали максимальную интеграцию каждой самостоятельной части государства, основываясь на принципе «дискреционного надзора», который предполагал, что активные участники федеративных отношений это не только штаты, но и в большинстве случаев граждане. Центральный элемент федерализма США – правомочия отдельных штатов на определение собственной политической структуры, как и самой политики, включая воздействие на центральные органы государственной власти.

В Американскую федерацию входят 50 штатов и федеральный округ Колумбия. Суверенитет США распространяется на зависимые территории, которые обладают особым статусом.

Во время проведения анализа федерализма США должен учитываться императивный характер каждого принципа и требования, которые обеспечивают эффективное функционирование данной формы государственного строя. Такими традиционными чертами являются:

  • наличие безусловного приоритета федеральной Конституции и федеральных законов над правовым установлением штатов;
  • два уровня управления (Федерация и ее субъекты), распределение для каждого из данных уровней финансовых годовых доходов;
  • наличие одинакового равноправного конституционного статуса субъектов Федерации штатов (отсутствует классификация штатов на основании национального состава);
  • наличие четкого разграничения полномочий Союза и штатов (законодательная сфера, в которой компетенция Федерация имеет четкую формулировку, состоящую из полномочий конгресса). У иных полномочий Федерации имеется исключительный характер, а у полномочий штатов – остаточный: вопросы, которые касаются принятия индивидуальной конституции, определения региональной система органов гос. власти, административное деление, вопросы уголовного права, избирательное законодательство. Предметы исключительного ведения штатов не перечислены в Конституции преднамеренно, это вопросы, которые напрямую не относятся к ведению Федерации. Конституцией Америки предполагается правовая возможность посредством издания обычных законов конгрессом влиять на расширение конституционно установленного круга предметов, которые находятся в исключительном ведении на основании 8 раздела 1 статьи, что на постоянной основе может использоваться в политической практике США;
  • наличие конституционных гарантий территориальной целостности Федерации (в Конституции отсутствует право на сецессию, другими словами выход штата из Федерации), которое подтверждено на основании нескольких решений Верховного Суда Америки; все вопросы, которые касаются защиты целостности государство от посягательства от внешнего и внутреннего врага, относятся только к юрисдикции Федерации: у американского конгресса есть исключительное право набора и содержание армии, флота, издания правил управления и организации вооруженных сил, объявление войны, определения порядка призыва на службу в правоохранительные органы для того, чтобы обеспечивать законы Союза, подавление восстаний и отражение вторжения на его территорию противников.

Государственное устройство США на основании различных факторов

Помимо основного разделения государственного устройства Америки, также существуют его особенности на историческом, географическом, этническом и других уровнях:

  • выделение особого региона – федерального округа Колумбия, у которого имеется специальный статус столичного округа, по отношению к которому на основании Конституционных законов, у конгресса присутствуют исключительные законодательные полномочия. Выделение статуса можно объяснить тем, где находится правительство и его органы, а также тем, где сосредоточены основные финансовые и административные ресурсы, что дает данной территории статус особого положения;
  • наличие широкого круга полномочий штатов во внутренней политике (самостоятельное определение «своего электората», установление обязательных требований к тому, как партийные кандидаты должны проходить на госудаственные посты посредством праймериза (первичных выборов)); другими штатами самостоятельно может быть создан однопалатный парламент (как, например в штате Небраска), осуществляться прием законов, на основании которых суды и члены кабинета должны быть избраны (назначение на федеральном уровне); у отдельных штатов есть право на принятие законов о проведение петиционного референдума;
  • наличие особого статуса судебной системы, которая включает в себя федеральные суды и суды штатов.

Помимо всего этого, устанавливается особый статус для территорий, которые инкорпорированы (Пуэрто-Рико, Гуам, Федеративные Штаты Микронезии, Виргинские острова, Восточное Самоа и т.д.). При этом необходимо учитывать тот факт, что при наличии статуса ассоциированных государств, в Конституции Америки они не определены в качестве субъектов Федерации: они являются примыкающими территориями, которые имеют совещательный голос и при желании могут прекратить или приостановить действие привилегированных отношений с Вашингтоном.

В статье III конституции записано: "Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом" (разд. 1).

Члены Верховного суда и другие федеральные судьи назначаются президентом США ("по совету и с согласия сената") и пребывают в должности "пока ведут себя безупречно" и их жалованье "не может быть уменьшено во время их пребывания в должности" (ст. Ill разд. 1). Указанные конституционные положения призваны обеспечить независимость судей.

Формулировка "пока ведут себя безупречно" практически обеспечивает судьям пожизненное пребывание в должности. Члены Верховного суда и другие федеральные судьи могут быть смещены с должности только в порядке импичмента.

Во главе федеральной судебной системы поставлен Верховный суд США. Он состоит из 9 членов. В качестве суда первой инстанции Верховный суд выступает "по всем делам, касающимся послов, других официальных представителей и консулов, а также по тем, в которых штат является стороной" (разд. 2 ст. III).

В основном же он выполняет апелляционную юрисдикцию. Однако, наибольшую известность Верховный суд США приобрел, выполняя функцию конституционного контроля, т.е. осуществляя судебный надзор за соответствием законов и иных нормативно-правовых актов основному закону страны. Указанные полномочия судов конституция прямо не закрепляет. Они оформились на основании судебного толкования конституции.

Данный судебный прецедент появился впервые в 1803 г. По конкретному судебному делу Верховный суд вынес решение, в котором обосновал следующие положения: во-первых, конституция есть закон, подлежащий судебному толкованию, как и любой другой закон; во-вторых, суды вправе толковать конституцию для того, чтобы решать дела в соответствии с ней;

в-третьих, в случае возникновения противоречий между конституцией и законом, суды обязаны применять конституцию как "высший закон" страны или те законы, которые соответствуют ей. Данный судебный прецедент стал правовой основой для утверждения конституционного контроля в США.

Содержание конституционного контроля в США включает следующие правомочия судов: властное толкование конституции, проверка конституционности законов Конгресса и легислатур штатов, нормативно-правовых актов исполнительной власти, а также установление норм права в форме судебных прецедентов. Толкуя и дополняя по своему усмотрению юридическую конституцию 1787 г., Верховный суд создает новые правовые установления в фактическом основном законе страны. Крылатые слова бывшего главного судьи Ч.Хьюза: "Конституция – это то, что говорят о ней судьи", – полностью подтверждается вековой практикой Верховного суда США.

Особенностями конституционного контроля в США являются:

во-первых, вопрос о неконституционности закона или другого

акта возникает, когда эти акты уже опубликованы и вступили в силу. Во-вторых, Верховный суд рассматривает вопрос о конституционности акта не вообще, не в самостоятельном производстве, а лишь в связи со слушанием какого-либо судебного дела, решая таким образом "судьбу закона на основе дела". В-третьих, в случае, если акт будет признан неконституционным, то он теряет юридическую силу. За 190 лет Верховный суд США признал неконституционными более 122 положений федеральных законов (полностью или частично). Конституционный контроль в США порожден принципом "верховенства права" и служит реализации системы "сдержек и противовесов" в государственном механизме страны.

Верховный суд США стоит во главе всей судебной системы страны. Закон о судоустройстве 1789 г. установил трехзвенную федеральную судебную систему; Верховный суд, апелляционные и окружные суды.

Окружные суды (94) – рассматривают дела общей юрисдикции на основе федеральных законов по первой инстанции. В округе существуют также специальные суды: налоговый, таможенный, претензионный (по искам к правительству).

Апелляционные суды (12) рассматривают жалобы на решения окружных судов, а также на решения налоговых и претензион-ных судов. По таможенным делам имеется специальный апелляционный суд. Отдельную систему образуют военные суды.

Наряду с федеральной судебной системой в каждом штате существуют свои суды. Они функционируют параллельно, что следует из системы американского федерализма.

Судебные системы в штатах весьма разнообразны. "Нет двух штатов с одинаковым судоустройством, каждый штат в этом отношении уникален"*. Единственно общее: в каждом штате во главе судебной системы стоит Верховный суд штата. Наиболее простая судебная система сложилась в штате Западная Виргиния:

полицейские суды, окружные суды и Верховный суд штата. Все судьи избираются населением по партийным спискам. Способы формирования судов в штатах разнообразны: избираются населением или легислатурой штатов; назначаются губернаторами самостоятельно или с согласия сенатов или специальных комиссий, муниципальными властями, мэрами, председателями вышестоящих судов.

Судебная власть в США. Характеристику государственных органов США следует начать с анализа судебной власти. В Конституции США закреплено: “Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом” (разд. 1 ст. III). Организация и деятельность судов регулируется кроме Конституции также Законом о судебной системе 1789 г. Судебная власть основана на таких принципах, как независимость судей и подчинение их только закону, состязательность процесса, равенство сторон и других, традиционных для демократического правосудия.

Следует отметить, что судебная система США достаточно сложна. Выделяются два уровня органов правосудия:

  • федеральная судебная система и
  • судебная система штата,

Федеральная судебная система состоит из трех звеньев:

  • Верховного суда США, возглавляющего всю федеральную судебную систему и являющегося высшей судебной инстанцией,
  • апелляционных судов и
  • окружных судов.

Низовым звеном судебной системы США являются федеральные окружные суды. Вся территория страны разделена на судебные округа (иногда их называют районами). Границы этих округов не должны пересекать границы штатов. В каждом штате образовано от одного до четырех округов. Всего создано 95 окружных судов, в каждом из которых насчитывается от одного до 32 судей. Окружные суды рассматривают уголовные и гражданские дела, относящиеся к федеральной юрисдикции.

Федеральные апелляционные суды рассматривают апелляции на решения окружных судов. Вся страна поделена на 12 апелляционных округов. Дела в апелляционной инстанции рассматриваются коллегией в составе трех судей, один из которых назначается главным.

К ведению Верховного суда США относится разрешение всех дел, касающихся послов и иных представителей иностранных государств, споров, стороной в которых являются США, споров между штатами и др.

К числу важнейших полномочий Верховного суда США относится конституционный контроль.

Особенности судебного конституционного контроля в США состоят в том, что,

  • во-первых, конституционный контроль осуществляют все суды США и конституционное правосудие не выделяется из общего правосудия.
  • Во-вторых, конституционный контроль носит универсальный характер, т.е. распространяется на любой нормативный акт любого органа или должностного лица.
  • В-третьих, конституционный контроль носит деконцентрированный и казуальный характер, т.е. он осуществляется судом любого уровня при рассмотрении конкретного дела, в котором затронут законный интерес гражданина.
  • Наконец, конституционный контроль имеет относительный характер, т.е. решения суда о признании неконституционным какого-либо акта не являются общеобязательными, и признанная неконституционной норма не отменяется, а просто не применяется.

Установлена жестко регламентированная процедура рассмотрения дел в Верховном суде. Участники процесса должны соблюдать регламент.

В США действуют и специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные и т.д.

Судебная система штатов отличается большим разнообразием: в каждом штате существует своя судебная система. Судьи штата могут назначаться губернатором штата, могут избираться, т.е. способы формирования судов самые различные. Сроки их полномочий – от пожизненного до нескольких лет.

Конституция США не предусматривает института конституционного контроля. Как пишут некоторые исследователи, Верховный Суд самостоятельно присвоил себе полномочия по конституционному контролю, а так как прецедентная система, то вот так и получилось…

Особенности конституционного контроля:

1. Только конкретный конституционный контроль, отсутствует абстрактный: проверяются только акты, которые применяются в конкретном деле, и проверяются тем же судом, который и применяет эти акты.

2. Решения конституционного суда в порядке конституционного контроля имеют значение только для конкретного дела и признанная неконституционной норма не утрачивает силу.

3. В законодательстве США нет единого перечня субъектов, которые могут обращаться в порядке конституционного контроля в суд. Такой перечень обычно имеется в абстрактном контроле, а в конкретном только сторона, участвующая в деле.

Порядок рассмотрения дел в общих судах смотреть в 3 (третьем) вопросе. Общий суд рассматривает какое-то уголовное или гражданское дело. Одна из сторон, если считает, что к ней в этом процессе (в уголовном или гражданском) применяется не конституционный акт, то она подаёт заявление о проверке конституционности этого акта в этом же суде этому же судье, которое рассматривает это же уголовное или гражданское дело. Тогда суд приостанавливает рассмотрение уголовного/гражданского дела и начинает рассмотрение дела в порядке конституционного контроля. Рассматривает это дело суд по общим правилам гражданского процесса, то есть там участвуют стороны, свидетели, эксперты, которые могут устные и письменные доказательства предоставлять, и суд выносит решение о соответствии или несоответствии Конституции проверяемого акта. После этого возобновляет рассмотрение уголовного или гражданского дела, которое было приостановлено и, соответственно, применяет или не применяет акт, который проверил на соответствие Конституции. Имеет силу только в конкретном деле.

Особенности конституционного контроля во Франции.

Его осуществляет Конституционный Совет – квазисудебный орган. Его полномочия регулируются разделом 7 Конституции Французской республики и органическим законом «О Конституционном Совете» 1958 года (того же года, что и Конституция).

В него входят 9 членов, + все бывшие президенты, если они не занимаются политикой.

3 назначает президент, и по 3 председатели палат парламента.

Члены Конституционного Совета назначаются на 9 (девять) лет. Каждые 3 (три) года на треть ротация – изменяется на треть состав.

Полномочия Конституционного Совета:

1. Конституционный Совет рассматривает нормативные акты до вступления их в силу, то есть осуществляет предварительный конституционный контроль. Он проверяет органические законы, регламенты палат парламента в обязательном порядке, а обычные законы – по запросам уполномоченных субъектов. Делает он это после того, как законы приняты парламентов и до промульгации их президентом. То есть Конституционный Совет проверяет законы до вступления их в силу.

2. Конституционный Совет Франции проверяет жалобы, связанные с выборами в парламент, проверяет конституционность проведения выборов и референдума, определение их результатов.

Во Франции Государственный Совет также осуществляет конституционный контроль.

Государственный Совет проверяет на соответствие Конституции акты органов исполнительной власти, он является одновременно высшей судебной инстанцией по системе административных судов.

Конституция Франции не предоставляет права гражданам обращаться в Конституционный Совет.

С 1990 года граждане вправе в Конституционный Совет после того, как они обратились в административные суды и обжаловали это решение вплоть до Государственного Совета (который является высшей инстанцией по административным судам) и после этого, будучи недовольными этим решением административных судов, они могут обратиться в Конституционный Совет, если их права и свободы нарушаются каким-либо актом, законом…

Это случай последующего контроля, то есть проверяются уже действующие законы.

Это конкретный контроль.

Конституционный контроль в Германии.

Конституционный контроль в Германии осуществляет Федеральный Конституционный Суд.

Его полномочия отражены в статьях 92 и 94 Основного закона ФРГ и в федеральном законе «О Конституционном суде» 1951 года.

Федеральный Конституционный суд состоит из 16 судей, которые делятся на две палаты, которые ещё называются «сенаты».

8 судей избираются бундестагом, 8 судей – бундесратом избираются.

Кандидат на должность судьи должен получить 2/3 голосов (квалифицированное большинство). При этом трое (3) судей должны быть избраны из состава судей высших судов (в Германии нет единого высшего суда), а ещё пять человек должны быть не моложе 40 лет и иметь юридическое образование.

Они избираются палатами, а потом это избрание оформляется декретом президента.

Полномочия федерального Конституционного Суда в Германии очень близки к нашему суду.

Полномочия Федерального Конституционного Суда в Германии:

1. Толкование Конституции.

2. Проверка нормативных актов на соответствие Конституции.

3. Разрешение споров между федерацией и землями, а также земель друг с другом.

4. Рассмотрение жалоб граждан на нарушение их конституционных прав.

5. Рассмотрение жалоб органов местного самоуправления на нарушение их прав.

6. Лишение граждан конституционных прав и свобод (такого ни разу не было).

7. Запрет деятельности политических партий, признавая неконституционность их деятельности. Конституционный суд запретил деятельность коммунистической и неофашистской партий.

С 1 по 4 пункты есть и у нашего Конституционного Суда.

Конституционные суды в землях.

В землях существуют свои конституции и действуют свои конституционные суды. Они проверяют нормативно-правовые акты земель (законы, акты исполнительной власти земель…) на соответствие и федеральному законодательстве, и законодательству земли.

Они (суды) действуют на временной основе, то есть не на постоянной – они собираются для рассмотрения конкретного дела, если появляется запрос, жалоба…

Судебная система США отличается от судебных систем других стран. Ее специфика заключается в том, что в стране существуют 2 судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются Верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Судебная система США в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из 3 звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их 12) и окружных судов (94). Военные суды составляют особое звено федеральной системы.

Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно (разд. 1 ст. III).

В судах штатов судьи избираются. Политические партии выдвигают кандидатов на имеющиеся вакансии, затем они избираются или нет на общих выборах. Кроме того, в ряде штатов суд формируется по системе, называемой Миссурийский план. По этой системе губернатор назначает судей, адвокатов и присяжных заседателей.

Дела по первой инстанции с применением Федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам). В округах существуют также специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные по искам к правительству США и др. Апелляционные суды рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых и претензионных судов. Для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд. Процесс в апелляционных судах проходит, как и процесс по первой инстанции (с вызовом свидетелей, представлением документов).

Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам. Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов - по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам, в прибрежных штатах – морские суды и т.д.

В учреждениях есть административный судья, назначаемый начальником учреждения. Он выносит лишь предварительные решения по жалобам граждан.

В США традиционно значительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три вида приказов федерального судьи: habeas corpus; mandamus – судебный приказ, обязывающий должностное лицо совершить действие или издать акт, входящие в его компетенцию; injunction – судебный приказ, запрещающий должностному лицу совершать действие или издавать акт.

Во главе судебной системы каждого штата стоит Верховный суд штата.

Одновременно (в том числе и по территории каждого штата) действует федеральная судебная система, в структуру которой входят окружные суды – их 94; апелляционные – их 12; а также Верховный суд США. В каждом штате в зависимости от количества населения действует несколько окружных судов (1, 2, 3 и т. д.). Территория округа не совпадает с территорией штата. Территория одного апелляционного суда охватывает территорию 3-5 штатов.

Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд США, состоящий из 9 судей. Судьи Верховного суда назначаются пожизненно президентом США с согласия Сената.

Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации. С 1803 г. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу (разд. 2 ст. III). Конституционный контроль в США оформился в результате судебного прецедента. Верховный суд толкует Конституцию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права (судебные прецеденты). Закон (или его часть), признанный неконституционным, формально судом не отменяется (суд не имеет такого права), остается в сборниках законов, но не применяется судами, т.е. лишается юридической защиты.

В США начиная с 1803 г. господствует правовая доктрина, согласно которой конституция и любой закон при необходимости подлежат толкованию; данное толкование осуществляют суды и судьи. В этой связи получило широкое распространение высказывание о том, что «конституция (закон) – это то, что говорят судьи».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: