Судебная система какого скандинавского государства имеет административную юрисдикцию

Обновлено: 19.04.2024

Скандинавское право — в сравнительном правоведении выделяется как самостоятельная правовая семья, в которую включаются Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия . Римское право сыграло несомненно менее заметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во Франции и в Германии. В северных государствах нет и не было кодексов, подобных Гражданскому кодексу Франции или Германскому гражданскому уложению. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы. В то же время, право Скандинавии нельзя отнести и к англо-американской системе общего права, поскольку в Скандинавии почти нет таких характерных признаков общего права, как правило прецедента, техника различий, особая роль процессуального права.

Несмотря на то, что страны Северной Европы — Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия географически куда более близки странам романо-германской правовой семьи, чем Латинская Америка или Япония, тем не менее при отнесении их права к данной семье возникает значительное количество сложностей, а некоторые европейские авторы вообще отрицают их принадлежность к этой семье, утверждая самобытность и автономность скандинавского права.

Большинство ученых-юристов считают скандинавское право разновидностью (причем особой) романо-германской правовой семьи или отдельной сферой континентальной системы права. Дело в том, что право стран Северной Европы активно пользуется юридическими конструкциями и понятиями романо-германской правовой семьи. Скандинавское право придерживается принципа верховенства закона. Норма права в скандинавских странах имеет более общий характер, чем норма англо-американского права. Эти особенности правовых систем Скандинавии и используются в качестве решающих аргументов в пользу отнесения права стран Северной Европы к романо-германской семье. Многие компартивисты настаивают на «промежуточном» положении скандинавского права. А.Мальмстрём помещает его между романо-германской правовой семьей и общим правом. А Ф.Шмидт, разделяя эту позицию, ссылается на то, что европейское континентальное право более догматично по сравнению с правовыми системами Скандинавских стран, а англо-американское право более прагматично. Третьи юристы относят право стран Северной Европы к «третьей системе» западного права. А.Юзинг утверждает, что нордическое право все же ближе к общему праву, чем к романо-германской правовой семье. Наконец, некоторые ученые-юристы считают споры по поводу классификации скандинавского права совершенно бесполезными. Действительно, есть некоторые обстоятельства, побуждающие к такого рода выводам. Римское право сыграло несомненно менее заметную роль в развитии правовых систем в Скандинавских странах, чем во Франции и в Германии. В северных государствах нет и не было кодексов, подобных Гражданскому кодексу Франции или Германскому гражданскому уложению. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы.

К англо-американской системе общего права скандинавское право также отнести нельзя. Историческое развитие правовых систем северных стран происходило совершенно независимо от английского права. К тому же скандинавское право почти не имеет таких особенностей общего права, как правило прецедента, техника различий, особая роль процессуального права. Однако нельзя полностью исключать и недооценивать воздействие на скандинавское право английского общего права и романо-германской правовой семьи. Оно было различным на протяжении истории и по-разному проявлялось применительно к различным отраслям права.

Содержание

История развития

Собственным путем, по большей части независимо от факторов, действовавших в континентальной Европе, шло развитие права в Скандинавии. Для исторического развития этих стран были характерны следующие особенности: относительная неразвитость управленческой иерархии; наличие свободных крестьян; демократические формы учета интересов различных слоев населения в рамках церковного прихода, что вело к компромиссным средствам решения возникающих социальных конфликтов; постоянное приспособление экономического развития к условиям патриархального общества; — в связи с чем в Скандинавии возникает централизованная система права, распространяющая свою легислатуру на всю территорию государства.

Ранний период



Начиная с XIII в. в Швеции происходит письменное оформление норм законодательства. В середине XIV в. издаются два закона, один из которых регулировал отношения в сельской местности, а другой — в городах. Эти акты действовали в Швеции на протяжении 400 лет. За это время они неоднократно изменялись и дополнялись. Важную роль в процессе приспособления названных законов к новым условиям общественной жизни играли суды. В XVII столетии шведская судебная практика восприняла многие конструкции и принципы римского права, вследствие чего эти римские элементы стали неотъемлемой частью шведского права.

Следует отметить однако, что рецепция римского права затронула Скандинавские страны незначительно, и её главным последствием стало установление более тесных связей с юридической наукой континентальной Европы, чем с английской. Тесные взаимосвязи северных правовых систем объясняются тем, что в Скандинавии всегда исторически существовали прочные политические, экономические и культурные связи. Правда, полное объединение трех королевств — Дании, Норвегии и Швеции — носило лишь временный характер. Оно было оформлено как Кальмарская уния и просуществовало с 1397 по 1523 г. Но связи между Швецией и Финляндией и между Данией, Норвегией и Исландией оказались гораздо более прочными и сохранялись веками. В XII—XIII вв. Финляндия была завоевана Швецией и входила в состав Шведской империи до 1809 г., когда Швеция уступила её России. Российское государство предоставило Финляндии значительную автономию как самостоятельному Великому княжеству, и царская администрация почти не вмешивалась в её правовую систему. Поэтому, когда Финляндия отделилась от России в 1917 г. и провозгласила свою независимость в 1918 г., её правовое единство со Швецией не было ослаблено. Дания, Норвегия и Исландия находились под централизованным управлением датской королевской семьи более четырёх веков, с конца XIV в., так что датское право, по существу, действовало также в Норвегии и Исландии. В 1814 г. Дании пришлось уступить территорию Норвегии Швеции, но норвежцы смогли добиться значительной самостоятельности в составе Швеции и получить полную автономию в 1906 г. И, наконец, в 1918 г. независимым государством стала Исландия, хотя она и оставалась под датской короной до конца Второй мировой войны. Общей исторической базой скандинавского права служило старогерманское право. Но в каждой северной стране развивались, разумеется, свои местные особенности. Уже с первых актов центральной власти осуществлялся процесс объединения и унификации права. В Швеции в XIV в. удалось объединить право отдельных местностей в единое земельное право, а право народов — в единое городское право.

Период XVII—XVIII вв



В течение XVII—XVIII вв. стартовой чертой формирования правовых систем Скандинавии стали два законодательных акта: первый — Кодекс короля Христиана V («Danske Lov»), принятый в Дании в 1683 г. (в 1687 г. его действие было распространено на Норвегию под названием «Норвежское право» — «Norske Lov»), и второй — Свод законов Шведского государства 1734 г. («Sveriges rikes lag»).

Датский кодекс состоит из следующих разделов:

  • о судопроизводстве;
  • о церкви;
  • о светских сословиях, торговле и семейном праве;
  • о морском праве;
  • о вещном и наследственном праве;
  • об уголовном праве.

В Шведском кодексе 1734 г. девять разделов:

  • о браке;
  • о родителях и детях;
  • о наследовании;
  • о недвижимости;
  • о строительстве;
  • о торговле;
  • о преступлениях (уголовный кодекс);
  • об исполнении судебных решений;
  • о судопроизводстве и судоустройстве.

Свод насчитывает 1300 параграфов. Также как и Датский кодекс, он был написан простым народным языком, и в интересах более полного конкретного регулирования в нём отказались от теоретических обобщений и поучающих понятий в том виде, в каком они внедрялись на Европейском континенте в XVIII в. Влияние римского права на Шведский кодекс 1734 г. было незначительно. Авторы Кодекса обратились к традициям старого шведского земельного и городского права. Это можно понять по его структуре, стилю, языку и по отсутствию обобщающих норм.

XIX в. по настоящее время

Историческая и культурная общность Скандинавских стран, развитие торговых и транспортных связей, родство скандинавских языков привели к близкому сотрудничеству этих стран в законодательной сфере. Скандинавское право представляет собой единую систему не только в силу сходства исторических путей развития права, особенностей законодательства, источников права. Особую роль здесь играет то, что Скандинавские страны сотрудничают в области законотворчества, и этот процесс, начавшийся в конце XIX в., привел к появлению большого числа унифицированных актов, равно действующих во всех государствах-участниках. Юридическое сотрудничество северных стран началось в 1872 г., когда скандинавские юристы собрались на съезд, с целью унификации скандинавского права. С тех пор сотрудничество стало характерной чертой правотворчества в области брачно-семейного, договорного, деликтного права, права, касающегося компаний и интеллектуальной собственности. Однако в публично-правовой сфере, в уголовном праве и процессе, в налоговом праве, в праве собственности на недвижимость, то есть в областях, с достаточно сильными местными традициями, такая кооперация выражена гораздо слабее.

В 1880 г. одновременно в трех странах — Швеции, Дании и Норвегии — вступил в силу единый закон об оборотных документах. В последующие годы основное внимание уделялось унификации торгового права (законы о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах, закон о чеках) и морского права. В конце XIX в. появились ещё более грандиозные унификаторские планы. В 1899 г. датский профессор Б.Ларсен предложил унифицировать все частное право, чтобы в итоге прийти к единому Скандинавскому гражданскому кодексу. И хотя правительства скандинавских государств были согласны с этим предложением, но создание проекта единого Гражданского кодекса было отложено, а предпочтение отдано унификации отдельных институтов права собственности и обязательственного права. Результатом этих усилий явился проект закона о продаже движимого имущества. В Швеции и Дании он вступил в силу в 1906 г., в Норвегии — в 1907 г. и в Исландии — в 1922 г. Очередным достижением унификаторов стал закон о договорах и других законных операциях в праве собственности и обязательственном праве. В Швеции, Дании и Норвегии он вступил в силу в период с 1915 по 1918 г., а в Финляндии — в 1929 г. На основе этих и многих других законов в Скандинавии сложилось, по существу, единое договорное право.

Скандинавские страны активно сотрудничали и в области семейного права, хотя здесь различия между законодательствами стран региона выражены сильнее, чем в обязательственном праве. Следует отметить, что многие вопросы, по которым в континентальной Европе реформы были проведены лишь после Второй мировой войны, в скандинавском праве были решены гораздо раньше. Достаточно упомянуть равенство мужа и жены, отказ от принципа вины как главного основания расторжения брака, уравнение в правах детей, рождённых вне брака.

Шведский и Датский кодексы составили основу дальнейшего развития обеих ветвей скандинавского права — датской и шведской. Развитие это происходило, разумеется, не изолированно от континентальной Европы. Однако попытки реформирования законодательства, которые структурно затрагивали бы сложившуюся систему права, делались на определенных этапах (в первой половине XIX в. обсуждались проекты принятия общего закона, аналогичного Французскому гражданскому кодексу), но не увенчались успехом.

Однако эти законодательные акты нельзя было рассматривать как кодексы даже на момент их принятия: их следует рассматривать как своды действующего законодательства, поскольку отдельные части этих законодательных актов никак не связаны между собой. Более того нельзя признать их кодексами теперь, когда они включают лишь малую часть действующих законодательных положений. И если шведский закон 1734 г. все же выполняет практическую роль — роль определенного интегрирующего фактора позитивного шведского права, то Кодекс Христиана V превратился в «музейный экспонат», хотя формально он и продолжает действовать.

Продолжающий действовать и по сей день шведский закон 1734 г. практически не включает положений, входивших в него в момент принятия. Ряд разделов подверглись полной переработке:

  • в 1920 г. был принят новый раздел о браке;
  • в 1948 г. — о судебном разбирательстве;
  • в 1959 г. в результате переработки старого раздела «О наследовании» в закон был включен раздел под таким же названием, а ещё раньше, в 1949 г., из этого раздела был выделен отсутствовавший до того раздел о родителях;
  • в 1970 г. был полностью обновлен раздел о недвижимости.

В остальных разделах осталось незначительное число старых норм. Большинство ранее действовавших положений заменено отдельными законами, нормы которых составляют ядро правового регулирования отношений в соответствующих сферах. В настоящее время законодательство, не укладывающееся в систематику закона 1734 г., охватывает многие отрасли шведского права: трудовое и акционерное право, законодательство об охране промышленной собственности и о социальном обеспечении, об охране окружающей среды, многие разделы административного права — то есть те нормы, которые стали результатом социально-экономического развития страны начиная с середины XIX в. Хотя число законодательных предписаний, выходящих за рамки закона 1734 г., значительно превысило систематизированную в соответствии с этим актом часть шведского законодательства, практическое значение этого закона Шведского государства ещё велико. Этого нельзя сказать о Датском кодексе, который сохранен, в основном, как исторический памятник. Кодифицированное законодательство представляет далеко не большую часть действующего права страны. И здесь, и в Норвегии отчетливо прослеживается позиция, придающая важное значение судебной практике как источнику права. Немаловажна роль судебной практики и в Швеции, что отличает скандинавское право от романо-германской правовой семьи, сближая его в какой-то мере с общим правом. Многовековое действие Шведского кодекса 1734 г. и Датско-Норвежского кодекса 1683—1687 гг. ярко показывает, что со временем закон применяется все реже и постепенно вообще перестает действовать под тяжестью развивающейся на его основе прецедентной практики. Эта закономерность правового развития относится в том числе к Гражданскому кодексу Франции 1804 г. и Германскому гражданскому уложению.

Особенности Скандинавской системы права

Правовые системы в Скандинавии обычно делят на две группы. Первая включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на основе почти идентичных по своему содержанию компиляций датского и норвежского права, осуществленных во второй половине XVII в. Во вторую группу входят Швеция и Финляндия, где в 1734 г. был введен закон Шведского государства. Несмотря на то, что в соответствии с Фридрихсгамским мирным договором 1809 г., завершившим русско-шведскую войну 1808—1809 гг., Швеция передала Финляндию России, влияние шведского права в этой стране остается значительным и до настоящего времени. Взаимная интеграция права скандинавских стран объясняется следующими причинами:

  • длительные взаимные исторические связи и этническая близость данных государств;
  • почти полное отсутствие во всех этих странах рецепции римского права, оказавшего существенное влияние на развитие правовых систем стран континентальной Европы;
  • отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права так, как это было сделано в романо-германской правовой семье;
  • проходящий уже более 100 лет процесс унификации права стран Скандинавии.

Анализ правовых систем Скандинавских стран показывает определенную общность скандинавского и романо-германского права. Прежде всего это сходство источников правового регулирования. В скандинавских странах закон является основным источником права, и суды формально не могут, разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы. В этом вопросе обнаруживается существенное различие между системами скандинавского и общего права. Однако в Скандинавских странах традиционно весьма значительна роль суда. Никогда функции судьи не сводились здесь исключительно к применению норм законодательства. Судья в Скандинавских странах обладает большой свободой в толковании положений, содержащихся в законах и договорах. В Швеции суды низших инстанций практически во всех случаях неукоснительно следуют решениям, принимаемым вышестоящими судебными органами, в первую очередь — решениям Верховного суда, признавая их авторитетным изложением действующего права. Роль судебной практики в последние годы заметно растет. В Швеции, согласно закону 1971 г., Верховный суд рассматривает такие дела, которые представляют интерес с точки зрения установления определенных направлений правоприменительной деятельности. Таким образом, признается обязательность решений Верховного суда для всей судебной системы. В конечном счете, к расширению дискреционных правомочий судей приводит получающая все большее распространение практика включения в законы неопределенных норм. В Швеции они получили название «общих оговорок». Сами шведские юристы оценивают развитие законодательной техники «общих оговорок» как «разновидность делегирования законодательной власти судебным органам». Указанная тенденция отчетливо просматривается в эволюции системы источников права во всех странах романо-германской семьи. Скандинавское право использует общие юридические концепции романо-германского права. Система подготовки юридических кадров сходна с системой высшего юридического образования, принятой в континентальной Европе. Все это результат влияния римского, а затем французского и германского права. В первые десятилетия XIX столетия сильное воздействие на право стран Северной Европы оказывала французская правовая система.

Объединяет скандинавское и общее право прагматический подход к праву, правовым понятиям и конструкциям. Это последнее обстоятельство в определенной степени и объясняет успех, которым пользуются в Скандинавских странах после Второй мировой войны американские концепции школы правового реализма. Растущее воздействие американского права проявляется также в заимствовании в последнее время отдельных юридических конструкций, понятий из американского права, например, в сфере деликтной ответственности, страхования и т. д.

сильное влияние общеконтинентального права;
сильное влияние скандинавского гражданского права;
сильное влияние французского гражданского права;
сильное влияние германского и швейцарского гражданского права.

3. В период новейшего времени правовая доктрина применяешься при разработке новых нормативных актов во всех отраслях права в:

англосаксонской правовой системе
мусульманской правовой системе;
японо-китайской правовой системе
романо-германской правовой системе.

4. К источникам французского права НЕ относятся…

организационные законы
правительственные декреты;
органичные законы;
ордонансы;
5. Система источников скандинавского права характеризуется…

преимуществом указов президентов перед законами;
отсутствием конституционных актов;
особой ролью судебной практики верховных судов.
преимуществом кодифицированных актов перед законами;

6. К частному праву в правовой системе Германии НЕ относят…

гражданское право;
корпоративное право.
торговое право;
трудовое право;

7. Судебная система какого скандинавского государства имеет административную юрисдикцию…
Дании;
Норвегии;
Швеции;
Исландии.

8. Правовая система РФ относится к следующей правовой семье:
семье общего права
правовым системам Скандинавских стран
романо-германской правовой семье
семье социалистического права
мусульманской правовой семье

9. К публичному праву в правовой системе Германии НЕ относится
уголовное право;
страховое право;
государственное право;
экологическое право.
10. К частному праву правовая доктрина Нидерландов относит:
медицинское право;
уголовно-процессуальное право.
международное частное право;
налоговое право;

Помогите пожожо щас умру

1 финансовое право 2 сильное влияние общеконтинентального права 3 романо-германской правовой системе. 4 правительственные декреты; 5 особой ролью судебной практики верховных судов. 6 гражданское право; 7 Исландии. 8 романо-германской правовой семье 9 страховое право; 10 международное частное право;

Скандинавская правовая семья объединяет национальные правовые системы Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии (некоторые авторы к этой группе относят правовые системы государств Балтии — Эстония, Латвия, Литва).

Скандинавскую правовую семью называют еще «северной» и «североевропейской», что связанно с географическим расположением скандинавских государств.

Вопрос о природе и месте скандинавского права на правовой карте мира является дискуссионным. В современной компаративистике существуют различные мнения о связях скандинавского права с основными правовыми семьями современности. Мнение одних ученых сводится к тому, что скандинавское право является самостоятельной правовой семьей, поскольку имеют место их общие исторические, политические, экономические и культурные основы формирования и развития, отличные от других правовых систем (К. Цвайгерт, X. Кётц). Применительно к данной точке зрения скандинавская правовая семья является самостоятельной правовой семьей, находящейся между системами общего и ро- мано-германского права (К. Осакве).

Некоторыми компаративистами скандинавская правовая семья вообще не выделяется в качестве самостоятельной, и включает правовые системы этих государств в романо-германскую правовую семью (Р. Давид). Другие же считают, что скандинавская правовая семья является смешанным типом права, поскольку она имеет общие черты в формировании и развитии, схожие с другими правовыми семьями, в частности с романо-германской правовой семьей и с правовой семьей общего права (О.Ф. Скакун).

Как справедливо отмечает О.Ф. Скакун, скандинавскую правовую семью можно охарактеризовать как смешанный (конвергентный) тип правовой системы, под которой понимается совокупность национальных правовых систем, имеющих общие закономерности развития и сходные признаки, сложившиеся как на основе местных источников права, так и широкого заимствования элементов правовых систем романо-германского, а также англо-американского типа.

В качестве признаков скандинавского права как смешанного (конвергентного) типа правовой системы она выделяет доминирование нормативно-правового акта как формального источника права; использование судебного прецедента наравне с нормативно-правовым актом; признание деления права на частное и публичное; отвод норме права (образец поведения) основную роль в регулировании общественных отношений; проведение кодификации законодательства; соблюдение иерархии нормативно-правовых актов и существование паритета процессуального и материального права[279].

В начале рассмотрим соотношение скандинавского права и романо-германского права. В скандинавских государствах возникла интересная комбинация средневековых воззрений и институтов, с одной стороны, и национальных традиций — с другой, которая стала возможной в значительной степени потому, что, например, в Швеции до конца XVI в., в отличие от большинства государств средневековой Европы, почти не было юристов с университетским образованием, чье мышление обуславливалось римскими правовыми образами и чье влияние постепенно возрастало[280].

Влияние римского права на формирование и развитие правовых систем скандинавских государств менее значительно, чем на процесс формирования романо-германской правовой семьи. Основная причина в том, что территория скандинавских'государств никогда не входила в Римскую империю.

Римское право оказало значительное влияние на характер и сущность скандинавского права через романо-германское право и носит опосредованный характер. Некоторые положения римского права, в частности деление права на публичное и частное, а также роль закона в качестве основного источника права, были восприняты скандинавским правом через романо-германское право. Это влияние усилилось в XVII в., когда в этих государствах сложились свои национальные системы права.

Национально-правовые системы скандинавских государств никогда не знали кодексов французского и германского образца. Кодификация в скандинавских государствах, как уже отмечалось, носила комплексный характер.

Что касается соотношения скандинавского и общего права, то

необходимо подчеркнуть, что историческое развитие скандинавских государств происходило независимо от общего права. Однако, роль судебной практики в правовых системах этих государств значительнее, чем в государствах романо-германского права.

Так, в правовой системе Дании отдельные институты гражданско-правовых отношений регулируются нормами прецедентного права. Законодательство этих государств допускает решение многих вопросов по судейскому усмотрению. Однако, это не является основанием относить скандинавскую правовую семью к семье общего права.

По мнению А.Х. Саидова, скандинавское и общее право объединяет прагматический подход к праву, правовым понятиям и конструкциям. Растущее воздействие американского права проявляется также в заимствовании в последнее время отдельных юридических конструкций, понятий, например, в сфере деликтной ответственности, страховании и т.д.1

Итак, скандинавская правовая семья, заимствуя многие правовые положения у других правовых семей, занимает самостоятельное место на правовой карте мира.

Важное место среди источников скандинавского права принадлежит делегированному законодательству. Удельный вес нормативных актов, принятых в рамках делегированного законодательства, превышает количество законов, принятых законодательными органами этих государств.

Следующим источником скандинавского права является судебная практика. Ее роль в качестве источника права в скандинавских государствах, как уже отмечалось, более заметна, чем в странах романо-германского права, хотя и различна в разных странах Скандинавии. В таких государствах, как Дания и Норвегия при регулировании некоторых вопросов ее роль является не вспомогательной, а основной. В частности, отдельные институты гражданско-правовых отношений, как уже отмечалось, регулируются только нормами прецедентного права. Однако, «применение судебных прецедентов в Дании не регулируется столь жесткими и строгими правилами, как это предусмотрено, скажем английским правом»1.

Особое место судебной практики в качестве источника скандинавского права объясняется тем обстоятельством, что законы позволяют судьям при разрешении отдельных вопросов действовать более свободно по судейскому усмотрению, что расширяет возможности судебных органов при применении и толковании норм права. Также судьи обязаны руководствоваться решениями, принятыми по аналогичным делам вышестоящих судебных органов. Однако, необходимо отметить, что судебные решения носят конкретный характер, что затрудняет их использование в дальнейшем.

Согласно норвежскому законодательству, решения Верховного суда и иногда других судебных инстанций, принятые по конкретному делу, имеют силу «убеждающего прецедента», которыми необходимо руководствоваться в ходе судебного разбирательства судебным органам.

Роль судебной практики как источника права в правовой системе Швеции менее заметна, чем в Дании и Норвегии. Несмотря на отсутствие в законодательстве данного государства норм,

признающих судебные решения в качестве источника права, они иногда выступают в качестве такового (прежде всего, это решения верховных судебных органов).

Обычай в качестве источника скандинавского права играет вспомогательную роль и, в основном, затрагивает области торгового и морского права. Он часто служит дополнением к действующему конституционному законодательству. Иногда ссылка на обычай в качестве источника права содержится в тексте соответствующих договоров. Необходимо отметить, что имеются некоторые исключения, в частности, на автономной территории Гренландии в сфере гражданско-правовых отношений кроме датских законов действуют местные обычаи. Это распространяется и на уголовно-правовые отношения. Более того, до принятия Данией в 1954 г. Уголовного кодекса в Гренландии отсутствовали писаные уголовные нормы, и в данной сфере действовали только обычаи.

Доктрина, как и в романо-германском праве, считается вспомогательным источником скандинавского права. При вынесении судебных решений, а также обсуждении проектов нормативноправовых актов, доктрина позволяет выявить истинные намерения законодателя.

Правовые принципы для разрешения конкретных дел, при применении аналогии права, а также при толковании права также могут выступать в качестве источника скандинавского права.

Международно-правовые акты признаются источником скандинавского права. Однако, общепризнанные принципы международного права, заключаемые договоры, пакты, к которым эти государства присоединились, должны быть имплементированы в текущее законодательство. '

Институт имплементации международно-правовых норм в национальные правовые системы служит созданию государством необходимых правовых условий для реализации взятых на себя международных обязательств. Суверенным является решение государства о том, каким образом будет выполнено взятое обязательство, какая процедура будет избрана для реализации между- народно-правовых норм в национальном законодательстве.

Например, когда правительство вносит в Риксдаг на ратификацию международный договор или пакт, к которому Швеция

присоединяется, то одновременно с ним вносится в Парламент проект закона, содержащий нормы о рецепции положений договора либо пакта в национальное законодательство1.

Скандинавское право — в сравнительном правоведении выделяется как самостоятельная правовая семья, в которую включаются Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия . Римское право сыграло несомненно менее заметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во Франции и в Германии. В северных государствах нет и не было кодексов, подобных Гражданскому кодексу Франции или Германскому гражданскому уложению. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы. В то же время, право Скандинавии нельзя отнести и к англо-американской системе общего права, поскольку в Скандинавии почти нет таких характерных признаков общего права, как правило прецедента, техника различий, особая роль процессуального права.

Большинство ученых-юристов считают скандинавское право разновидностью (причем особой) романо-германской правовой семьи или отдельной сферой континентальной системы права. Дело в том, что право стран Северной Европы активно пользуется юридическими конструкциями и понятиями романо-германской правовой семьи. Скандинавское право придерживается принципа верховенства закона. Норма права в скандинавских странах имеет более общий характер, чем норма англо-американского права. Эти особенности правовых систем Скандинавии и используются в качестве решающих аргументов в пользу отнесения права стран Северной Европы к романо-германской семье. Многие компартивисты настаивают на «промежуточном» положении скандинавского права. А.Мальмстрём помещает его между романо-германской правовой семьей и общим правом. А Ф.Шмидт, разделяя эту позицию, ссылается на то, что европейское континентальное право более догматично по сравнению с правовыми системами Скандинавских стран, а англо-американское право более прагматично. Третьи юристы относят право стран Северной Европы к «третьей системе» западного права. А.Юзинг утверждает, что нордическое право все же ближе к общему праву, чем к романо-германской правовой семье. Наконец, некоторые ученые-юристы считают споры по поводу классификации скандинавского права совершенно бесполезными.

К англо-американской системе общего права скандинавское право также отнести нельзя. Историческое развитие правовых систем северных стран происходило совершенно независимо от английского права. К тому же скандинавское право почти не имеет таких особенностей общего права, как правило прецедента, техника различий, особая роль процессуального права. Однако нельзя полностью исключать и недооценивать воздействие на скандинавское право английского общего права и романо-германской правовой семьи. Оно было различным на протяжении истории и по-разному проявлялось применительно к различным отраслям права.

Правовые системы в Скандинавии обычно делят на две группы. Первая включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на основе почти идентичных по своему содержанию компиляций датского и норвежского права, осуществленных во второй половине XVII в. Во вторую группу входят Швеция и Финляндия, где в 1734 г. был введен закон Шведского государства. Несмотря на то, что в соответствии с Фридрихсгамским мирным договором 1809 г., завершившим русско-шведскую войну 1808—1809 гг., Швеция передала Финляндию России, влияние шведского права в этой стране остается значительным и до настоящего времени. Взаимная интеграция права скандинавских стран объясняется следующими причинами:

· длительные взаимные исторические связи и этническая близость данных государств;

· почти полное отсутствие во всех этих странах рецепции римского права, оказавшего существенное влияние на развитие правовых систем стран континентальной Европы;

· отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права так, как это было сделано в романо-германской правовой семье;

· проходящий уже более 100 лет процесс унификации права стран Скандинавии.

Анализ правовых систем Скандинавских стран показывает определенную общность скандинавского и романо-германского права. Прежде всего это сходство источников правового регулирования. В скандинавских странах закон является основным источником права, и суды формально не могут, разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы. В этом вопросе обнаруживается существенное различие между системами скандинавского и общего права. Однако в Скандинавских странах традиционно весьма значительна роль суда. Никогда функции судьи не сводились здесь исключительно к применению норм законодательства. Судья в Скандинавских странах обладает большой свободой в толковании положений, содержащихся в законах и договорах. В Швеции суды низших инстанций практически во всех случаях неукоснительно следуют решениям, принимаемым вышестоящими судебными органами, в первую очередь — решениям Верховного суда, признавая их авторитетным изложением действующего права. Роль судебной практики в последние годы заметно растет. В Швеции, согласно закону 1971 г., Верховный суд рассматривает такие дела, которые представляют интерес с точки зрения установления определенных направлений правоприменительной деятельности. Таким образом, признается обязательность решений Верховного суда для всей судебной системы. В конечном счете, к расширению дискреционных правомочий судей приводит получающая все большее распространение практика включения в законы неопределенных норм. В Швеции они получили название «общих оговорок». Сами шведские юристы оценивают развитие законодательной техники «общих оговорок» как «разновидность делегирования законодательной власти судебным органам». Указанная тенденция отчетливо просматривается в эволюции системы источников права во всех странах романо-германской семьи. Скандинавское право использует общие юридические концепции романо-германского права. Система подготовки юридических кадров сходна с системой высшего юридического образования, принятой в континентальной Европе. Все это результат влияния римского, а затем французского и германского права. В первые десятилетия XIX столетия сильное воздействие на право стран Северной Европы оказывала французская правовая система.

Объединяет скандинавское и общее право прагматический подход к праву, правовым понятиям и конструкциям. Это последнее обстоятельство в определенной степени и объясняет успех, которым пользуются в Скандинавских странах после Второй мировой войны американские концепции школы правового реализма. Растущее воздействие американского права проявляется также в заимствовании в последнее время отдельных юридических конструкций, понятий из американского права, например, в сфере деликтной ответственности, страхования и т.д.

Правовые системы в Скандинавских странах принято делить на две группы. Первая включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на основе почти идентичных по своему содержанию компиляций датского и норвежского права, осуществленных во второй половине XVII в. Во вторую группу входят Швеция и Финляндия, где в 1734 г. был введен закон шведского государства. Несмотря на то что в соответствии с Фридрихсгамским мирным договором 1809 г., завершившим русско-шведскую войну 1808–1809 гг., Швеция потеряла Финляндию, влияние шведского права в этой стране остается значительным и до настоящего времени.

Взаимопроникновение правовых систем обеих этих групп очевидно. Это объясняется следующими причинами:

1)длительные взаимные исторические связи и этническая близость данных государств;

2)почти полное отсутствие во всех этих странах рецепции римского права, оказавшего существенное влияние на развитие правовых систем стран континентальной Европы;

3) отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права так, как это было сделано в романо-германской правовой семье;

4) проходящий уже более 100 лет процесс унификации права стран Скандинавии.

Анализ современных правовых систем Скандинавских стран показывает некоторую общность скандинавского и романо-германского права. Прежде всего она проявляется в сходстве источников правового регулирования. В скандинавских странах закон является основным источником права, а суды формально не могут, разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы. В этом вопросе обнаруживается наиболее существенное различие между системами скандинавского и общего права.

Вместе с тем следует признать, что роль суда в Скандинавских странах традиционно весьма значительна. Никогда функции судьи не сводились здесь исключительно к применению норм законодательства. Судья в Скандинавских странах обладает большой свободой в толковании положений, содержащихся в законах и договорах.

В Швеции суды низших инстанций практически во всех случаях неукоснительно следуют решениям, принимаемым вышестоящими судебными органами, в первую очередь решениям Верховного суда, признавая их авторитетным изложением действующего права.

Роль судебной практики в последние годы заметно растет. В Швеции, согласно закону 1971 г., Верховный суд рассматривает такие дела, которые представляют интерес с точки зрения установления определенных направлений правоприменительной деятельности. Таким образом, признается обязательность решений Верховного суда для всей судебной системы. В конечном счете к расширению дискреционных правомочий судей приводит получающая все большее распространение практика включения в законы неопределенных норм. В Швеции они получили название «общих оговорок». Сами шведские юристы оценивают развитие законодательной техники «общих оговорок» как «разновидность делегирования законодательной власти судебным органам». Указанная тенденция отчетливо просматривается в эволюции системы источников во всех странах романо-германской семьи.

Скандинавское право использует общие юридические концепции романо-германского права. Система подготовки юридических кадров сходна с системой высшего юридического образования, принятой в континентальной Европе. Все это результат влияния римского, а затем французского и германского права.

В первые десятилетия XIX столетия сильное воздействие на право стран Северной Европы оказывала французская правовая система Швеции в 1826 г. был даже подготовлен проект Гражданского ко-1екса, составленный по образцу Кодекса Наполеона, но он так и не стал действующим актом.

В конце XIX – начале XX в. потребности модернизации права заставили скандинавских юристов обратиться к опыту Германии. Практически все шведские профессора права получали в этот период профессиональную подготовку в германских университетах. Однако теоретические взгляды пандектистов не были восприняты скандинавскими юристами. Скандинавские страны отказались от кодификации гражданского права по образцу ГГУ, так как последнее содержало большое число отвлеченных понятий, чуждых традиционному функциональному подходу к праву скандинавских юристов. Вскоре здесь преобладало социологическое направление, получила поддержку теория социальных функций, разработанная главным образом французскими юристами.

Ряд характерных особенностей скандинавскою права отличает его от романо-германской семьи. Во-первых, скандинавскому праву неизвестно деление права на публичное и частное, а также на отрасли. В этом оно похоже на правовую семью общего права. Во-вторых, скандинавское право не кодифицировано. Формально в этих странах продолжают действовать законы, первоначально охватывавшие весь нормативный материал, но по названным выше причинам их никак нельзя отождествлять с кодификациями в странах романо-германской правовой семьи.

Некоторые элементы правовых систем Скандинавских стран, пожалуй, ближе к системе общего права, чем к романо-германской правовой семье. В частности, законодатель в Скандинавских странах долгое время избегал пользоваться нормами с высоким уровнем обобщения. Гражданский процесс и уголовный регламентируются здесь одними и теми же правилами.

Объединяет скандинавское и общее право прагматический подход к праву, правовым понятиям и конструкциям. Это последнее обстоятельство в определенной степени и объясняет успех, которым пользуются в Скандинавских странах после Второй мировой войны американские концепции школы правового реализма. Растущее воздействие американского права проявляется также в заимствовании в последнее время отдельных юридических конструкций, понятий из американского права, например в сфере деликтной ответственности, страхования и т.д. Да и методы преподавания юридических дисциплин и университетах Скандинавии все сильнее напоминают американскую систему правового образования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: