Судебная система европейских сообществ основные принципы судопроизводства

Обновлено: 28.03.2024

Суд Европейского Союза (Европейский суд справедливости, ЕСС) — судебный институт Европейского союза, осуществляющий разрешение дел, связанных с толкованием и применением Договоров; правоприменение и правотворчество посредством толкования Договоров; рассмотрение дел, направленных как государствами, так и физическими и юридическими лицами. Гарант незыблемости правовой системы ЕС. Один из важнейших элементов европейской интеграции.

Главное предназначение Суда ЕС — обеспечение единообразного понимания и применения учредительных договоров и правовых актов, изданных на их основе.

При этом Суд ЕС претендует на большую роль, нежели может показаться из анализа статей Договоров, что выражается, в частности, в расширительном толковании Судом объема своих полномочий.

Одной из основных проблем в этой вязи остается вопрос о «конституционной» роли Суда в ЕС. Может ли Суд ЕС, в условиях развивающейся правовой системы Европейского Союза, при этом самостоятельно формулируя объем собственной компетенции, претендовать на роль «конституционного» суда, решения которого могут основываться на политических мотивах, на представлениях о том, «comme il faudrait», а не на правовых предписаниях.

Необходимо добавить, что модель функционирования Суда ЕС, основанная на правовых нормах о его компетенции, рассмотренных нами в настоящей главе, показала, что способна работать без сбоев лишь при условии соблюдения принципов, изложенных в Учредительных Договорах. Именно в этом заключается ключ к эффективности деятельности Сообщества, его правовой системы.

2. Структура и состав Суда Европейского Союза.

3. Содержание и объём юрисдикции Суда Европейского Союза.

Юрисдикция Европейского суда справедливости делится на прямую и косвенную (преюдициальной).

К прямой относится:

К прямой юрисдикции отнесены публично-правовые дела, в которых к ответственности за нарушение права ЕС привлекаются либо государства-члены, либо другие институты, органы и учреждения самого Союза. Подобные дела в учредительных документах ЕС подразделяются на несколько категорий правовых споров (видов исков), важнейшими из которых являются следующие:

1. Иски о нарушении обязанностей к государствам-членам (ст. 258–260 ДФЕС). Нарушение государством-членом любого положения Договоров, а равно регламентов, директив, других юридически обязательных актов ЕС является его правонарушением перед Союзом, за которое оно должно нести ответственность. Данное правонарушение может быть выражено как в форме действия, так и бездействия. При этом государство-член лишено возможности ссылаться на что-либо, оправдывая своё нарушение. Так что обязанностью Суда является лишь указать на такое нарушение, а не разбираться в его причинах.

Государство-член привлекается к ответственности перед Судом ЕС независимо от срока давности и независимо от того, какие национальные органы, учреждения или должностные лица совершили действия (бездействия), противоречащие праву ЕС (законодательные исполнительные или судебные, центральные, региональные или муниципальные).

Обращаться в Суд с данной категорией исков имеет право Европейская Комиссия (ст. 258 Договора о функционировании ЕС). В порядке исключения обращаться может и государство-член, но с предварительным запросом Комиссии, на который та должна ответить в течение трех месяцев. Если ответа не было, то обращаться всё равно можно (ст. 259 Договора о функционировании ЕС).

В случае удовлетворения данного иска, государство-член должно принять меры, требуемые для его исполнения. Однако санкций за невыполнение этого по общему правилу нет, хотя Комиссия может по собственной инициативе обратиться в Суд ЕС (как в момент подачи первоначального иска, так и после его удовлетворения) с требование установить пенни или фиксированной суммы. Последнее слово в данном случае опять за Судом (ст. 260 Договора о функционировании ЕС).

2. Иски об аннулировании к институтам, органам и учреждениям ЕС (ст. 263–264 ДФЕС). Любые акты ЕС, его институтов, органов и учреждений (кроме рекомендаций и заключений) могут быть оспорены в Суде ЕС «в связи с отсутствием компетенции, нарушением существенных процедурных требований, нарушением Договоров или любой нормы права, относящейся к их применению, либо злоупотреблением полномочиями (ст. 263 Договора о функционировании ЕС).

Срок давности по этим искам составляет два месяца, отсчитываемых «с момент опубликования акта, с момента уведомления о нем истца или – при отсутствии такого опубликования или уведомления – со дня, когда истец узнал о данном акте» (ст. 263 Договора о функционировании ЕС).

Обращаться в Суд с данной категорией исков имеют право государства-члены, Европарламент, Совет ЕС, Еврокомиссия; Счетная палата ЕС, ЕЦБ, Комитет регионов в целях защиты своих прерогатив; а также физические и юридические лица против актов, адресатами которых они являются (там же).

В случае удовлетворения данного иска, оспариваемый акт становится ничтожным и не имевшим места (ст. 264 Договора о функционировании ЕС). Институт, орган или учреждение ЕС, от которых исходит аннулированный акт, «обязаны принять меры, требуемые для исполнения решения Суда ЕС» (ст. 266 Договора о функционировании ЕС).

Согласно ст. 268 Договора о функционировании ЕС иски, подаваемые в Суд ЕС «не имеют приостанавливающего действия. Однако, если Суд ЕС считает, что этого требуют обстоятельства, он может распорядиться об отсрочках исполнения оспариваемого акта».

3. Иски из бездействия к институтам, органам и учреждениям ЕС (ст. 265 ДФЕС). Правовой режим исков из бездействия, в том числе круг истцов и срок исковой давности, является сходным с исками об аннулировании. Особенностью является то, что перед подачей в Суд ЕС иска из бездействия потенциальный истец должен сначала обратиться к соответствующему институту, органу, учреждению ЕС с предложением совершить необходимое действие: "В случае, если в нарушение Договоров Европейский парламент, Совет, Комиссия или Европейский центральный банк воздерживается от принятия решения, то государства-члены и другие институты Союза могут обращаться в Суд Европейского Союза с целью обеспечить констатацию этого нарушения. Настоящая статья применяется на аналогичных условиях к органам и учреждениям Союза, которые воздерживаются от принятия решения.

Подобный иск может быть принят к рассмотрению, только если соответствующему институту, органу или учреждению было сначала предложено совершить действие. Если по истечении двухмесячного срока с момента такого предложения институт, орган или учреждение не определили своей позиции, то иск может быть подан в пределах следующего двухмесячного срока.

Любое физическое или юридическое лицо на условиях, предусмотренных в предыдущих абзацах, может обжаловать в Суде Европейского Союза нарушение каким-либо из институтов, органов или учреждений Союза своих обязанностей тем, что ими не был принят в адрес этого лица акт, кроме рекомендации или заключения" (ст. 265 ДФЕС).

В случае удовлетворения иска институт, орган или учреждение ЕС, "бездействие которых было признано противоречащим Договорам, обязаны принять меры, требуемые для исполнения решения Суда Европейского Союза" (ст. 266 ДФЕС).

4. Иски об оспаривании штрафов, наложенных на предприятия Европейской комиссией или ЕЦБ (ст. 261 ДФЕС). В соответствии со ст. 261 ДФЕС, если законодательные акты Европейского парламента и Совета ЕС в форме регламентов наделяют другие институты, органы, учреждения ЕС полномочиями налагать меры ответственности (санкции), то одновременно с этим они "могут наделять Суд Европейского Союза всеобъемлющей юрисдикцией в отношении предусмотренных в этих регламентах санкций".

Иски об оспаривании штрафов по своему правовому режиму сходны с исками об аннулировании (истец может требовать отмены решения о наложении штрафа). Отличие заключается в том, что при рассмотрении исков об аннулировании Суд ЕС, при наличии оснований, может только отменить оспариваемый акт или отдельные его положения.

Напротив, при рассмотрении иска об оспаривании штрафа Суд ЕС наделяется, как указано в ст. 261 ДФЕС, "всеобъемлющей юрисдикцией". Это означает, что Суд ЕС может не только отменить оспариваемое решение, но и изменить (сократить или увеличить) размер штрафа.

5. Иски о возмещение вреда (ст. 268 ДФЕС). Рассмотрение исков о внедоговорной ответственности Союза, т.е. исков о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) его институтов и их должностных лиц, является еще одним видом дел прямой юрисдикции, подсудных Суду ЕС на основании ст. 268 ДФЕС.

Характер и размер убытков и соответствующей компенсации определяется Судом ЕС в соответствии с общими принципами права, которые сложились по данному вопросу в правовых системах государств-членов. Это означает, в частности, что возмещению подлежит не только реальный ущерб, но и упущенная выгода.

Причиненные убытки возмещаются, по общему правилу, из бюджета ЕС, а соответствующие иски подаются к институту, органу или учреждению ЕС, действиями (бездействием) которого причинен вред (в качестве действия могут рассматриваться и правовые акты, изданные институтом, органом, учреждением).

Обращаться в Суд с данной категорией исков имеют право любые субъекты права, в том числе физические и юридические лица. Для подачи подобных исков установлен длительный срок исковой давности – пять с момента наступления обстоятельства, дающего основание для их предъявления. Течение срока приостанавливается подачей либо искового заявления в Суд, либо предварительного ходатайства, которое пострадавшее лицо может адресовать компетентному институту Союза. В последнем случае исковое заявление в Суд должно быть подано в течение двухмесячного срока, предусмотренного в статье 263 Договора о функционировании Европейского Союза", т.е. с момента уведомления об отклонении ходатайства или, при отсутствии ответа, – со дня, когда истец узнал об этом факте (ст. 46 Статута Суда Европейского Союза).

К преюдициальная относится:

Дела, связанные с нарушением права ЕС частными лицами (в том числе гражданско-правовые споры и уголовные дела), рассматриваются и разрешаются национальными судами, которые при необходимости обращаются в Суд ЕС с преюдициальными запросами.

Итак, преюдициальная юрисдикция Суда ЕС включает в себя полномочия рассматривать запросы судебных органов государств-членов, связанные с толкованием и применением права ЕС. Подобные запросы оформляются определениями национальных судов, которыми они приостанавливают рассмотрение дела и формулируют в адрес Суда ЕС "преюдициальные вопросы", один или несколько. Согласно ст. 267 ДФЕС Суд ЕС полномочен выносить решения в преюдициальном порядке о: a) толковании Договоров; b)действительности и толковании актов институтов, органов или учреждений Союза.

На практике запросы об официальном толковании права ЕС во многих случаях ставят целью установить соответствие или несоответствие внутригосударственного права праву ЕС. Если национальный суд самостоятельно установил факт противоречия, то согласно принципу верховенства права ЕС он "откладывает в сторону" закон или иной внутригосударственный акт, не соответствующий праву ЕС. Однако если факт противоречия неочевиден (имеются сомнения), то он может обратиться за разъяснениями в Суд ЕС.

Решение Суда ЕС, констатирующее факт противоречия или отсутствие такового, также имеет нормативный характер. Исходя из сформулированных в нем правовых позиций, в дальнейшем будет оцениваться соответствие (несоответствие) праву ЕС аналогичных норм и предписаний, действующих во всех государствах-членах.

По общему правилу, обращение в Суд ЕС с преюдициальным запросом – это право любого национального суда, которое он реализует как по собственной инициативе, так и по инициативе сторон, иных участвующих в деле лиц. Запрос может касаться правового положения не только государств-членов, граждан и юридических лиц Союза, но и граждан, юридических лиц третьих стран, которых источники права ЕС (в том числе международные соглашения Союза) наделяют субъективными правами и обязанностями. В случае если дело рассматривается высшими судебными органами государств-членов, направление преюдициального запроса является обязательным.

Кроме того, поскольку многие правовые споры в государствах-членах разрешаются органами правосудия, не входящими в судебную ветвь власти, преюдициальные запросы в Суд ЕС также могут направлять квазисудебные юрисдикционные органы при условии, что они уполномочены разрешать определенные виды дел на основании законодательства государства-члена.

Прежде всего следует сказать, что в компетенцию этого суда входит рассмотрение споров не только по торгово-экономическим делам, но по всей гамме правоотношений, регулируемых так называемым Европейским правом (право ЕС). В это право включаются следующие нормативные источники:

- "первичное право ЕС" - это учредительные акты, на основе которых зиждется ЕС: договоры о создании ЕЭС (Римский договор 1957 г.) и договоры о ЕОУС (1951 г.) и Евратоме (1957 г.), а также последующие договоры, в том числе: Брюссельский договор 1965 г., Люксембургский компромисс 1966 г., Единый Европейский акт 1986 г., Маастрихтский договор 1992 г., Амстердамское соглашение 1997 г., Ниццкое соглашение 2001 г., договоры и акты о приеме новых членов в ЕС и др.;

- "вторичное право": сотни и тысячи правовых актов, издаваемых полномочными органами Евросоюза;

- соглашения ЕС с третьими странами, одобренные Советом ЕС.

Вспомогательными источниками считаются:

- правила процедуры органов ЕС;

- общие принципы права и другие традиционные вспомогательные источники, как доктрина, судебные прецеденты.

Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.

Суд ЕС (высшая инстанция). Состоит из 15 судей, практически они назначаются с общего согласия по одному от каждой страны-члена. Кроме того, назначаются 9 генеральных адвокатов (иначе - советников) на уровне судей по оплате и квалификации. И те и другие - на 6 лет, полностью независимые и не связанные с какой-либо государственной службой. Каждые 3 года состав судей и генеральных адвокатов обновляется с правом оставления на повторный срок. Судьи и генеральные адвокаты могут быть отрешены от должности только по единодушному мнению остальных судей и генеральных адвокатов, и только по основаниям несоответствия должности.

Председатель Суда избирается судьями на 3 года.

Суд ЕС, как правило, заседает в полном составе, но может в определенных случаях образовывать из своего состава палаты по 3, 5 и 7 человек для рассмотрения дел некоторых категорий и для других процессуальных действий.

Генеральные адвокаты изучают поступившие на рассмотрение Суда ЕС дела и подготавливают персональные независимые и мотивированные заключения для рассмотрения Судом. Суд может не согласиться с этими заключениями.

Суд ЕС по определенным категориям дел является первой и единственной инстанцией. Это иски государств-членов, институций ЕС и Европейского центрального банка, а также запросы, поступающие в Суд в преюдициальном порядке. Решения Суда окончательны и не подлежат обжалованию. Суд также выполняет роль второй инстации для созданного в 1989 г. Суда первой инстанции. Причиной его возникновения была необходимость разгрузить Суд ЕС от слишком большого наплыва дел менее существенного значения.

Суд первой инстанции состоит также из 15 судей. В нем нет генеральных адвокатов, и он также может работать как в пленарном составе, так и в камеральном - по палатам из 3 и 5 судей. В компетенцию суда первой инстанции входят, в частности, определенные иски: о возмещении вреда, о бездействии органа ЕС, об отмене его акта, споры между ЕС и его персоналом.

Принудительное исполнение решений Суда ЕС и Суда первой инстанции осуществляется по правилам, действующим в соответствующих государствах-членах.

В Суд ЕС и в Суд первой инстанции могут обращаться (rationae personae) государства-члены ЕС, национальные суды государств-членов, органы ЕC, физические и юридические лица по следующим основаниям (rationae materiae):

1. Рассмотрение дела в преюдициальном порядке. Такие обращения принимаются от национальных судов, если требуется толкование норм Европейского права, легитимности того или иного акта органа Сообщества, применимости соответствующих норм и актов к национальной правовой системе. Мнение Суда ЕС рассматривается как обязательное и правообразующее для национального суда, который при решении соответствующего судебного дела обязан руководствоваться мнением Суда ЕС.

2. Иски. Это могут быть иски государств и органов ЕС к государствам же и к Сообществу. В частности, к Сообществу могут предъявляться иски (в том числе физическими и юридическими лицами) об отмене неправомерно принятого акта или, наоборот, о бездействии, о принятии надлежащего акта. Это могут быть иски о возмещении вреда и о невыполнении договорных обязательств. Иски физических и юридических лиц рассматриваются, как правило, Судом первой инстанции.

Иски о принудительном исполнении. Обычно подаются Комиссией ЕС, либо государствами-членами к другим государствам-членам в связи с претензиями о несоблюдении Права ЕС.

3. Апелляции в связи с применением санкций на основе Права ЕС.

4. Рекомендательные заключения относительно толкования или применения норм Европейского права, или проектов актов или договоров. Обычно обращения исходят от государств-членов или от органов ЕС. Рекомендации Суда носят консультативный характер. Однако невыполнение рекомендации Суда, например, при заключении договора от имени Сообщества может стать поводом для приостановления вступления его в силу до приведения в соответствие с ним определенных норм Права ЕС.

В ходе полувековой истории ЕС роль его Суда оказалась весьма значительной в обеспечении соблюдения и единообразного толкования норм Европейского права, при этом Суд сохранял репутацию беспристрастного, свободного от политических влияний фактора укрепления интеграционного механизма ЕС. Надо заметить вместе с тем, что ЕС, в частности, в связи с вступлением в него в 2004 г. новых 10 государств, ожидают значительные институционные изменения, которые, возможно, коснутся и Суда ЕС.

Суд ЕС в юридико-техническом и концептуальном отношении является уникальным по своей компетенции: это и международный суд (по межгосударственным спорам), и конституционный (по делам толкования и соблюдения Европейского права), и административный (по внутрисоюзным делам, по трудовым и т.п. спорам). Разумеется, все в рамках Европейского права.

Возбуждение дела начинается с подачи письменного заявления, направляемого секретарю Суда ЕС. Такое заявление должно в обязательном порядке включать в себя :

1) имя или полное наименование и постоянный адрес заявителя;

2) указание стороны (или сторон), против которой направлено заявление;

3) определение предмета спора и суммарное описание причин, его вызвавших;

4) текст оспариваемого акта;

5) выводы, к которым приходит истец, а также перечень доказательств, если они имеют место.

Все необходимые дополнительные процес суальные документы, в том числе свидетельства и другие акты, включаются в досье , прилагаемое к заявлению. Принятие заявления к рассмотрению сопровождается указанием инстанции, которая будет рассматривать дело по существу. Судебная процедура состоит из двух стадий :

1) письменная – включает в себя обмен документами и заявлениями между спорящими сторонами. На этой стадии Суд может запрашивать дополнительную документацию и заключение экспертов. Дело ведет со стороны Суда специально назначаемый судьядокладчик или его заместитель. Обобщенную оценку дела подготавливает специально назначенный для его изучения генеральный адвокат. В порядке исключения он может выступить и по делу, которое слушается в СПИ. В СПИ его функции могут быть возложены на одного из судей, однако в этом случае в вынесении решения он не участвует;

2) устная – включает в себя изложение материалов судьейдокладчиком и претензий, заявленных заинтересованными сторонами. Они могут сопровождаться вопросами со стороны судей, адресуемыми адвокатам или иным представителям спорящих сторон. Соответствующие акты определяют, кто именно может выступать в качестве адвоката, советника или официального представителя, и их статус. Суд может, при условии согласия спорящих сторон и по рекомендации генерального адвоката, принять решение, не прибегая к устной стадии рассмотрения дела, или заслушать дело, не прибегая к помощи генерального адвоката.

Язык , используемый в ходе рассмотрения дела, может быть любым из официальных языков ЕС. По общему правилу им является язык защищающейся стороны.

Решение по существу рассматриваемого дела выносится судом (Большой палатой или палатой, реже единоличным судьей, а в исключительных случаях– пленумом) в закрытом порядке . Постановление Суда ЕС является окончательным и обжалованию не подлежит. Пересмотр может иметь место только по вновь открывшимся обстоятельствам и в течение 10 лет со дня принятия решения. Постановления СПИ могут быть обжалованы в кассационном порядке в Суд ЕС в течение двух месяцев после принятия решения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Что такое «право Европейского Союза»?

1. Что такое «право Европейского Союза»? Право Европейского Союза (англ. European Union Law; франц. droit de l’Union europйenne) — самостоятельная правовая система, возникшая в результате усилий по строительству «единой Европы».Будучи интеграционным по своему характеру, право Европейского

8. Кем создается право Европейского Союза?

8. Кем создается право Европейского Союза? Право Европейского Союза — результат нормотворческой деятельности организации Европейский Союз.Субъектами этой деятельности выступают государства — члены Союза, действующие совместно, и его руководящие органы (институты), в

58. Как формируются суды Европейского Союза?

58. Как формируются суды Европейского Союза? Суд Европейских сообществ включает две категории членов: 27 судей (по одному от каждого государства-члена) и восемь генеральных адвокатов.Судьи — полноправные члены Суда, участвующие в рассмотрении и разрешении дел.

§ 7. Сравнительно-правовой анализ международно-правовых моделей Европейского Союза и Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

§ 7. Сравнительно-правовой анализ международно-правовых моделей Европейского Союза и Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана Для раскрытия основных характеристик международно-правовой модели Европейского Союза необходимо более подробно остановиться на

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ЕС В ПРОСТРАНСТВЕ

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ЕС В ПРОСТРАНСТВЕ Европейское право объединяет правовые установления европейской системы защиты прав человека и интеграционное право ЕС. Право ЕС образует ведущую и наиболее многоплановую

КОНСТИТУЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

КОНСТИТУЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Конституция ЕС синтезирует в себе Договор о ЕС и Договор о Сообществе в единое целое и одновременно включает ряд новых положений , связанных с конституционным оформлением ЕС. Она состоит из преамбулы и четырех частей. Каждая, в свою

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Принцип верховенства. Вопрос о соотношении права Евросоюза и национального права возник в самые первые годы существования Евросоюза. Возникла проблема применения норм права Евросоюза странами-участницами с дуалистической системой

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Совет ЕС – это ведущий институт ЕС, который призван обеспечить согласование национальных интересов государствчленов с достижением целей и выполнением задач, стоящих перед интеграционными объединениями. В состав Совета ЕС входят полномочные

СУД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ (СПИ)

СУД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ (СПИ) Суд ЕС состоит из одного судьи от каждого государства-члена, а СПИ состоит «по крайней мере, из одного судьи из каждого государства-члена».Главные требования , предъявляемые к кандидатам, – это высокая профессиональная

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Основная масса нормативноправовых актов принимается в одностороннем порядке институтами ЕС. Разрабатывая и принимая нормативно-правовые акты, институты ЕС обязаны придерживаться принципов пропорциональности и

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И СВОБОДЫ ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И СВОБОДЫ ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Права человека и свободы включены в Хартию ЕС. В основу классификации прав и свобод в Хартии положен не предмет субъективного права, а ценности, на защиту которых оно направлено: человеческое достоинство, свобода,

ТОРГОВОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТОРГОВОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Торговое право ЕС – совокупность правовых норм, принятых в целях формирования и реализации общей торговой политики ЕС. Торговое право формируется и развивается в тесной взаимосвязи с таможенным правом. Если в сферу таможенного права

Суд Европейских сообществ (Суд), призванный обеспечить единообразное понимание и применение европейского права, сумел утвердиться в качестве высокоавторитетного и беспристрастного органа. Действуя в пределах своей юрисдикции, Суд сформулировал многие жизненно важные для развития интеграционного процесса концептуальные положения. Такова, например, созданная им концепция независимости и самостоятельности права ЕС как автономной правовой системы.

Суд сформулировал основные квалификационные признаки права ЕС. Посредством судебного толкования он восполнил многие пробелы и уточнил содержание многих постановлений учредительных договоров и актов вторичного права. Согласно Ниццскому договору 2001 г. и приложенному к нему Уставу Суда ЕС с последующими поправками существенно изменяются структура судебной системы и статус судебных учреждений ЕС. Эти изменения состоят в создании практически трехзвенной судебной системы ЕС :

2) Суд первой инстанции (СПИ);

3) специализированные судебные палаты.

В соответствии с реформой Суд ЕС приобретает статус высшего судебного органа ЕС .

Он рассматривает по первой инстанции сравнительно ограниченную категорию дел, решение которых имеет существенно важное значение для обеспечения единства и целостности европейского права. За ним в основном сохраняется преюдициальная юрисдикция. Он выполняет функции кассационного и конституционного судов.

СПИ становится самостоятельной судебной инстанцией . К его подсудности отнесена основная масса дел прямой юрисдикции. Он выступает кассационной инстанцией по отношению к специализированным судебным палатам (ССП).

ССП призваны оказывать содействие СПИ при рассмотрении некоторых дел, выделенных в особую категорию. Это, например, споры между Сообществами и их служащими или споры, представляющие особую сложность в силу технических причин (проблемы интеллектуальной собственности, патентного права и т. п.).

Более четко структурирует судебную систему Конституция ЕС. Эта система включает три самостоятельные судебные инстанции :

2) Суд общей юрисдикции;

3) специализированные суды, являющиеся не просто вспомогательными палатами, а самостоятельной судебной инстанцией.

Одновременно Конституция вносит изменения в порядок формирования и юрисдикцию судебных учреждений.

Судебная защита прав и интересов субъектов права ЕС осуществляется не только судами, действующими на уровне ЕС, но и национальными судебными учреждениями государствчленов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Что такое «право Европейского Союза»?

1. Что такое «право Европейского Союза»? Право Европейского Союза (англ. European Union Law; франц. droit de l’Union europйenne) — самостоятельная правовая система, возникшая в результате усилий по строительству «единой Европы».Будучи интеграционным по своему характеру, право Европейского

8. Кем создается право Европейского Союза?

8. Кем создается право Европейского Союза? Право Европейского Союза — результат нормотворческой деятельности организации Европейский Союз.Субъектами этой деятельности выступают государства — члены Союза, действующие совместно, и его руководящие органы (институты), в

27. Как изменится система правовьх актов институтов Европейского Союза после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г.?

27. Как изменится система правовьх актов институтов Европейского Союза после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г.? Одним из главных правовых последствий вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза станет упрощение внутреннего

Раздел VII СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Раздел VII СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 45. Какую роль играет судебная власть в Европейском Союзе? Европейский Союз с самых первых лет своего существования располагает самостоятельной и авторитетной ветвью судебной власти, на вершине которой находится Суд

46. Сколько звеньев включает судебная система Европейского Союза?

46. Сколько звеньев включает судебная система Европейского Союза? Долгое время Суд Европейских сообществ являлся единственным судебным институтом организации. Количество поступающих дел было небольшим, и он оперативно справлялся с их рассмотрением. Однако постепенно

§ 7. Сравнительно-правовой анализ международно-правовых моделей Европейского Союза и Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

§ 7. Сравнительно-правовой анализ международно-правовых моделей Европейского Союза и Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана Для раскрытия основных характеристик международно-правовой модели Европейского Союза необходимо более подробно остановиться на

§ 1. Институциональная система Европейского Союза и виды актов, принимаемых Европейским Союзом

§ 1. Институциональная система Европейского Союза и виды актов, принимаемых Европейским Союзом Институциональная система Европейского Союза – понятие, характеризующее систему существенных элементов Европейского Союза как международной межправительственной

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ЕС В ПРОСТРАНСТВЕ

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ЕС В ПРОСТРАНСТВЕ Европейское право объединяет правовые установления европейской системы защиты прав человека и интеграционное право ЕС. Право ЕС образует ведущую и наиболее многоплановую

КОНСТИТУЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

КОНСТИТУЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Конституция ЕС синтезирует в себе Договор о ЕС и Договор о Сообществе в единое целое и одновременно включает ряд новых положений , связанных с конституционным оформлением ЕС. Она состоит из преамбулы и четырех частей. Каждая, в свою

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Принцип верховенства. Вопрос о соотношении права Евросоюза и национального права возник в самые первые годы существования Евросоюза. Возникла проблема применения норм права Евросоюза странами-участницами с дуалистической системой

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Совет ЕС – это ведущий институт ЕС, который призван обеспечить согласование национальных интересов государствчленов с достижением целей и выполнением задач, стоящих перед интеграционными объединениями. В состав Совета ЕС входят полномочные

СУД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ (СПИ)

СУД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ (СПИ) Суд ЕС состоит из одного судьи от каждого государства-члена, а СПИ состоит «по крайней мере, из одного судьи из каждого государства-члена».Главные требования , предъявляемые к кандидатам, – это высокая профессиональная

Суд ЕС состоит из одного судьи от каждого государства-члена, а СПИ состоит «по крайней мере, из одного судьи из каждого государства-члена».

Главные требования , предъявляемые к кандидатам, – это высокая профессиональная квалификация и независимость. До вступления в должность на первом открытом заседании Суда вновь избранный член приносит торжественную присягу. В отличие от Европейского Суда по правам человека, в котором отдельные судьи могут заявлять о своей особой позиции и несогласии с решением большинства судей, в рамках Суда ЕС и СПИ сохраняется абсолютная секретность судейских дебатов, мнения каждого из судей и результатов внутреннего голосования. Решение выносится от имени Суда в целом и никакому публичному оспариванию со стороны судей или генеральных адвокатов не подлежит.

Обновление Суда происходит наполовину каждые три года. Какихлибо ограничений для переизбрания на новый срок не установлено. СПИ разрабатывает свой Внутренний регламент , который подлежит утверждению Советом, принимающим решение квалифицированным большинством голосов. Статус судей СПИ, порядок их назначения, срок полномочий судейипорядок обновления состава аналогичен принятому в Суде ЕС. При СПИ создаются в качестве особых судебных инстанций специализированные судебные палаты. Члены таких судебных палат должны отвечать требованиям, предъявляемым для выполнения высших судебных функций.

Сроком на три года избирается Председатель , который руководит работой Суда и деятельностью его служб. Рассмотрение дел в суде ЕС и СПИ осуществляется палатами . Согласно Уставу (ст. 16) это могут быть палаты из трех или пяти судей, а равно Большая палата, состоящая из 11 судей. Возможно проведение пленарных заседаний. Председатели палат избираются самими судьями. Решение по существу выносится не менее чем тремя судьями в палатах из трех или пяти судей. В Большой палате – семью судьями из 11. Персональный состав палат определяется ежегодно.

Решения выносятся нечетным числом судей . Однако в тех случаях, когда в силу каких-либо причин это число оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен воздержаться от участия в принятии решения (кроме случая, если это судья докладчик). Суд назначает сроком на шесть лет грефье (постоянного секретаря), который работает под руководством председателя Суда ЕС. В аппарат Суда входит лингвистическая служба . Она состоит из экспертов, представляющих определенную правовую культуру и обладающих знанием ряда языков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Что такое «право Европейского Союза»?

1. Что такое «право Европейского Союза»? Право Европейского Союза (англ. European Union Law; франц. droit de l’Union europйenne) — самостоятельная правовая система, возникшая в результате усилий по строительству «единой Европы».Будучи интеграционным по своему характеру, право Европейского

8. Кем создается право Европейского Союза?

8. Кем создается право Европейского Союза? Право Европейского Союза — результат нормотворческой деятельности организации Европейский Союз.Субъектами этой деятельности выступают государства — члены Союза, действующие совместно, и его руководящие органы (институты), в

13. Как развивалась «европейская идея» после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза?

13. Как развивалась «европейская идея» после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза? Наиболее крупный проект начала XX в. — это проект Соединенных Штатов Европы, появившийся в годы Первой мировой войны. Он предлагал перестроить

58. Как формируются суды Европейского Союза?

58. Как формируются суды Европейского Союза? Суд Европейских сообществ включает две категории членов: 27 судей (по одному от каждого государства-члена) и восемь генеральных адвокатов.Судьи — полноправные члены Суда, участвующие в рассмотрении и разрешении дел.

§ 7. Сравнительно-правовой анализ международно-правовых моделей Европейского Союза и Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

§ 7. Сравнительно-правовой анализ международно-правовых моделей Европейского Союза и Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана Для раскрытия основных характеристик международно-правовой модели Европейского Союза необходимо более подробно остановиться на

53. Страхование в странах Европейского союза

53. Страхование в странах Европейского союза Страны Европейского союза (ЕС) имеют собственные системы правового регулирования страхования, которые действуют на условиях координации на уровне директив ЕС.Цель принятия таких директив состоит прежде всего в ликвидации

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ЕС В ПРОСТРАНСТВЕ

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ЕС В ПРОСТРАНСТВЕ Европейское право объединяет правовые установления европейской системы защиты прав человека и интеграционное право ЕС. Право ЕС образует ведущую и наиболее многоплановую

КОНСТИТУЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

КОНСТИТУЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Конституция ЕС синтезирует в себе Договор о ЕС и Договор о Сообществе в единое целое и одновременно включает ряд новых положений , связанных с конституционным оформлением ЕС. Она состоит из преамбулы и четырех частей. Каждая, в свою

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Принцип верховенства. Вопрос о соотношении права Евросоюза и национального права возник в самые первые годы существования Евросоюза. Возникла проблема применения норм права Евросоюза странами-участницами с дуалистической системой

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Совет ЕС – это ведущий институт ЕС, который призван обеспечить согласование национальных интересов государствчленов с достижением целей и выполнением задач, стоящих перед интеграционными объединениями. В состав Совета ЕС входят полномочные

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Суд Европейских сообществ (Суд), призванный обеспечить единообразное понимание и применение европейского права, сумел утвердиться в качестве высокоавторитетного и беспристрастного органа. Действуя в пределах своей юрисдикции, Суд

ТОРГОВОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТОРГОВОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Торговое право ЕС – совокупность правовых норм, принятых в целях формирования и реализации общей торговой политики ЕС. Торговое право формируется и развивается в тесной взаимосвязи с таможенным правом. Если в сферу таможенного права

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: