Судебная система днр список литературы

Обновлено: 19.04.2024

Список литературы:

1. Постановление Совета Министров ДНР от 22.10.2014 № 40-1 «О создании судебной системы»

2. Байдуков, В. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / В. А. Байдуков, В. М. Бозров, Е. Р. Ергашев [и др.]. – М.: Норма, 2008.

3. Правоохранительные органы: учебник для вузов / под ред. О. А. Галустьяна. – М.: Юнити-Дана, 2008.

4. Правоохранительные органы: сб. нормативных актов / сост. В. П. Божьев. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

5. Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы: учебник для вузов / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. – М.: Зерцало, 2007.

6. Правоохранительные органы: учебник / под ред. В. П. Божьева. – М.: Высшее образование, 2007.

7. Савюк, Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. – М.: Юристъ, 2006.

Новые понятия: Верховный Суд, кассация, апелляция, арбитражный суд

Практическое занятие №5:

Контрольные вопросы:

1.Что входит в состав судебной системы ДНР? Каким нормативным актом это регулируется?

2.Институт народных заседателей.

3.Требования, предъявляемые к судье.

4. Раскройте понятие апелляции и кассации?

5.Полномочия Верховного Суда ДНР т его состав

6.Суды общей юрисдикции.

7.Пленум Верховного Суда.

8.Компетенция районного суда.

9.Состав районного суда.

10. Задачи аппарата суда.

Понятийный диктант: кассация, аппелляция, Верховный Суд, суд общей юрисдикции, арбитраж.

Рефераты:

1. Дать понятие местных судов.

2. Исполнение судебных решений – важный шаг в судебной деятельности.

Практическое занятие №6.

Тестирование по теме.

Решение задач к теме.

По результатам проверки законности распределения жилья на одном из унитарных государственных предприятий прокурором в районный суд был предъявлен иск о признании документов, выданных администрациями районов города, недействительными. Судье, принявшему дело к производству, позвонил сотрудник аппарата администрации области и сообщил, что указанные в исковом заявлении квартиры были с согласия администрации области предоставлены высококвалифицированным специалистам, приглашенным для монтажа и последующей эксплуатации сложного оборудования на предприятии. В администрации считают нецелесообразным удовлетворение иска прокурора, так как такое решение, в конечном счете, противоречило бы интересам предприятия и всей области.

Что такое независимость судей и каковы ее пределы? Раскройте содержание принципа независимости судей и подчинения их закону. Как понимать положение о том, что судьи «подчиняются закону»? По каким основаниям полномочия судьи могут быть досрочно прекращены, и в каком порядке? Назовите гарантии независимости деятельности судьи. Как должен поступить судья в данном случае?

Задача №2.

В Федеральном суде общей юрисдикции Томского района Томской области рассматривалось уголовное дело по обвинению группы несовершеннолетних подростков в совершении ряда квартирных краж и грабежей личного имущества граждан. Родственники обвиняемых обратились к председательствующему по этому делу судье с просьбой разрешить им присутствовать во время судебного разбирательства. Судья отказал им в этой просьбе, ссылаясь на то, что дело будет рассматриваться в кабинете судьи, поскольку залы судебных заседаний заняты. В кабинете же нет возможности разместиться всем желающим. Он также объяснил, что дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются в закрытом судебном заседании, и сослался на ст.241 УПК РФ.

Раскройте содержание принципа гласности судебного заседания. В чем значение принципа гласности? В каких случаях суд обязан рассмотреть дело в закрытом заседании? В каких случаях допускается закрытое заседание по определению суда? Какими критериями руководствуется суд при решении этого вопроса? Правильно ли поступил судья?

Задача №3.

В судебном заседании в Федеральном суде общей юрисдикции Кировского района г. Томска рассматривалось уголовное дело по обвинению группы студентов, обучающихся в разных ВУЗах города, в незаконном хранении, приобретении и сбыте наркотических средств, а также склонении к употреблению наркотических веществ (ст.ст. 228, 230 УК РФ). Один из обвиняемых Г., узбек по национальности, как на предварительном следствии, так и в суде, заявлял ходатайства о предоставлении ему возможности пользоваться услугами переводчика, поскольку он не в полной мере владеет русским языком и многие юридические термины ему не понятны. Следователь и суд отказали в удовлетворении заявленных ходатайств, мотивируя свое решение тем обстоятельством, что если бы Г. не владел в достаточной степени русским языком, он не смог бы обучаться в ВУЗе, преподавание в котором ведется на русском языке.

Раскройте содержание и значение принципа языка судопроизводства при осуществлении правосудия в уголовном, гражданском, арбитражном, конституционном и административном судопроизводстве. Найдите правила использования государственных языков республик, входящих в состав РФ, при осуществлении правосудия. Оцените законность и обоснованность решений следователя и суда.

Задача №4.

Федеральный суд общей юрисдикции Кемеровской области осудил Н. за умышленное убийство из корыстных побуждений и назначил наказание пятнадцать лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строго режима.

Кто и в какую инстанцию может обжаловать или внести представление на приговор: а) не вступивший в законную силу; б) вступивший в законную силу; в) на приговор, пересмотренный в кассационной инстанции и оставленный без изменения.

Донецкий национальный университет

Донецкий национальный университет



Вы здесь

Появлению факультета предшествовала специальность «Правоведение», которая открылась в Донецком (тогда ещё государственном) университете в 1981 году. Именно тогда началась целенаправленная подготовка для создания собственного экономико-правового факультета, в состав которого в 1953 году, кроме специальности «Правоведение, вошли ещё две специальности» - «Экономическая кибернетика» и «Документоведение и информационная деятельность».

За годы своего существования коллектив факультета накапливал опыт, постоянно придерживался современной образовательной стратегии, разрабатывал и внедрял новые методики и формы организации учебного процесса. В 2001 году был открыт новый учебный корпус факультета. Несмотря на свой сравнительно молодой возраст, юридический факультет оправдано занимает одно из ведущих мест в структуре ДонНУ.

Юридический факультет, как и Донецкий национальный университет в целом, постоянно демонстрирует большую динамичность, в ответ на изменения в общественной и социально-экономической жизни. Именно на экономико-правовом факультете были созданы Центр практического обучения студентов-юристов, в состав которого вошли 18 юридических клиник и 3 интернатуры, а также единственный на Украине молодёжный центр правовых исследований. Значительное место уделяется научно-исследовательской работе. Сотрудники кафедр выполнили ряд научных разработок по заказу министерств, в том числе по проблемам повышения ответственности в хозяйственных отношениях, охраны собственности, рационального и бережного использования материальных ресурсов.

После В.Д. Волкова факультет возглавляли д-р юрид. наук, профессор Р.Ф. Гринюк (2008–2012), д-р юрид. наук, профессор А.Г. Бобкова (2013–2014), канд. юрид. наук Н.А. Бардашевич (2014–2017). С 2017 г. юридический факультет возглавляет канд. юрид. наук, доцент Н.В. Асеева.

Важнейшим звеном успеха в деле подготовки конкурентоспособных кадров на каждом факультете является кафедра. На пяти кафедрах юридического факультета в настоящее время работают 76 преподавателей, из них 2 доктора наук, профессора, 25 кандидатов наук, доцентов, 29 старших преподавателей и 20 ассистентов.

Кафедра конституционного и международного права – одна из старейших кафедр факультета. С сентября 1972 г. по июнь 1978 г. кафедрой (которая тогда называлась кафедрой советского права) руководил доцент А.П. Лапай. От него эстафету руководства принял основатель факультета В.Д. Волков – один из самых известных и уважаемых преподавателей-юристов Донетчины и Украины (с июня 1978 г. по сентябрь 2007 г.). 26 мая 2000 года кафедру переименовали в кафедру конституционного и международного права. В настоящее время кафедру возглавляет кандидат юридических наук Л.Ю. Одегова.

Обеспечение учебного процесса необходимой учебно-методической литературой – главная задача кафедры, над решением которой из года в год кропотливо работает педагогический коллектив. За последние годы издано более 70 учебных пособий. С переходом учебного процесса на Болонскую систему была пересмотрена методика самостоятельной работы студентов, разработаны новые её виды, методическое рекомендации по организации учебных занятий, а также критерии оценивания их работы и многое другое. Кафедра занимается разработкой научной темы «Международно-правовые аспекты Евразийского сотрудничества».

Кафедра гражданского права и процесса создана в 2000 году. Первым заведующим был доцент Александр Николаевич Новошицкий. Сейчас кафедру возглавляет кандидат юридических наук, доцент Н.В. Асеева.

Кафедра активно участвует в подготовке специалистов всех образовательно-квалификационных уровней. Кроме того, преподавателями разработан широкий перечень специальных дисциплин по выбору студентов. Многие из них разработаны и читаются юристами-практиками со значительным опытом работы. Благодаря этому студенты получают не только теоретические знания, но и много ценных практических рекомендаций.

Кафедра активно занимается разработкой научной темы «Правовое обеспечение интеграции в Евразийское содружество государств».

Много внимания уделяется методическому обеспечению дисциплин. Преподаватели ежегодно обновляют его с целью приведения в соответствие с постоянно изменяющимся законодательством и новыми требованиями к организации учебного процесса.

В начале третьего тысячелетия на кафедре создался своеобразный сплав опыта и молодости. Много лет трудится на кафедре канд. экон. наук, доцент В.А. Будянский, благодаря которому в ДонНУ, впервые, начиная с 1998 г., ведётся преподавание права интеллектуальной собственности, как самостоятельной учебной дисциплины.

Ещё одним ветераном кафедры является доцент А.Н. Новошицкий, опубликовавший более 60 научных работ. На протяжении 15 лет Александр Николаевич выполнял функции эксперта Госарбитража СССР и Госарбитража Совета Министров России; более 5 лет – функции эксперта в спорах о взыскании убытков при Госарбитраже Донецкой области. К представителям старшего поколения относится и доцент Е.И. Толстая, которая 10 лет посвятила работе в экспертно-криминалистическом отделе УВД Донецкой области, является инициатором создания и внедрения в практику дактилоскопической системы поиска преступников «Узор» и автором более 50 научных и учебно-методических работ.

Свой жизненный опыт старшее поколение преподавателей передаёт своим воспитанникам – молодым педагогам, вчерашним выпускникам, стремящимся к вершинам мастерства.

Кафедра уголовного права и процесса, основанная в 2000 г., прошла путь становления и развития как звена вуза, непосредственно осуществляющего подготовку юристов высшей квалификации. С дня основания и до 2008 г. кафедру возглавлял один из самых известных и опытных юристов, доцент В.Н. Чичко. В 2011 г. Владимира Никифоровича сменил на этой должности д-р юрид. наук, профессор А.М. Моисеев. Сегодня кафедру возглавляет канд. юрид. наук, доцент О.А. Левендаренко. Под его руководством преподаватели кафедры занимаются разработкой научной темы «Борьба с преступностью: уголовно-правовой и уголовно-процессуальный аспекты».

Важной задачей, решаемой преподавателями кафедры, является усиление практической направленности учебного процесса. Для достижения поставленной цели широко используется так называемый «кейс-метод», при котором теоретические знания студентов проверяются и закрепляются на практических занятиях путём детального анализа реальных уголовных дел, конфликтных ситуаций, возникающих в практической деятельности органов расследования, прокуратуры, суда и адвокатуры. Кафедра накопила значительный опыт по разработке инновационных материалов и их использованию в учебном процессе. Создан архив уголовных дел, рассмотренных судами, срок хранения которых в судебных органах истёк, а также архив материалов видеосъёмки следственных и процессуальных действий, произведённой органом дознания, следователем в ходе досудебного расследования уголовных дел.

Большое внимание на кафедре уделяется обеспечению студентов современными научно-техническими средствами для качественного изучения дисциплин. В 2011 г. открыта учебная лаборатория криминалистики имени Н.Д. Вороны, оборудованная в соответствии с современными требованиями, на базе которой создан научно-исследовательский и учебный Центр проблем расследования и профилактики преступлений, криминалистики и судебной экспертизы. В 2012 г. открыты специализированный кабинет имени доцента В.Н. Чичко, по направлению «прокурор-следователь» и специализированный кабинет имени Г.Е. Жирного, по направлению «следователь-эксперт-судья». Оборудование кабинетов составляют локальная сеть, мультимедийный проектор и экран, планшеты для групповой работы студентов.

Кабинеты и учебные центры факультета предоставляют возможность проводить учебные занятия в форме деловых игр, максимально приближённых к реальной работе будущих специалистов. На базе научно-исследовательского центра им. Н.Д. Вороны проводятся юридические соревнования, круглые столы, конференции и симпозиумы.

Кафедра теории и истории государства и права (до марта 2012 г. – кафедра государственно–правовых дисциплин) играет важную роль в приобщении вчерашних абитуриентов к университетской жизни. С 1992 г. по 2003 г. коллективом кафедры государственно-правовых дисциплин руководил профессор А.А. Чувпило, ушедший из жизни в 2006 г. Ныне в память о первом докторе юридических наук, защитившемся во время работы на ЭПФ, одна из аудиторий факультета носит его имя. В настоящее время кафедрой заведует канд. истор. наук, доцент Е.В. Щербинина.

С первых дней создания специальности «Правоведение» лекции для студентов-первокурсников по истории государства и права, истории отечества читает канд. истор. наук, доцент В.А. Рыбалко. Представитель среднего поколения, доцент И.И. Лещенко читает историю государства и права зарубежных стран. Начиная с 2003 г. она опубликовала 15 учебно-методических пособий, общим объёмом 150 печатных листов. Книги подготовлены с учётом специфики обучения студентов очной, заочной и ускоренной форм обучения.

Большое внимание на кафедре уделяется подготовке учебных пособий. Начиная с 2000 года преподавателями кафедры опубликовано более 120 научных статей, вышло в свет 9 монографий.

Преподаватели кафедры принимают самое активное участие в разработке проектов законов Донецкой Народной Республики и комментариев к ним, конференциях различного уровня, привлекают к этой работе студентов и выпускников.

Кафедра административного и финансового права является самой молодой кафедрой факультета. Она начала работать 1 сентября 2012 года. Педагогический коллектив кафедры сформирован из преподавателей факультета, специализирующихся в области административного и финансового права. Возглавляет кафедру доктор юрид. наук, профессор Е.М. Сынкова.

Главная цель деятельности кафедры – подготовка высококвалифицированных, компетентных кадров, отвечающих требованиям государственной и правоохранительной службы, конкурентоспособных на рынке труда. Кафедра активно участвует в подготовке специалистов всех образовательно-квалификационных уровней «бакалавр» и «магистр». Научная тема, разработкой которой занимается коллектив кафедры, – «Развитие административного и финансового права в условиях Евразийской интеграции».

Кроме основных задач, на кафедру административного и финансового права, как выпускающую кафедру, возлагается: координация полного цикла образовательного процесса по направлению подготовки (административное, финансовое право и государственное управление); ведение учебно-методической работы по соответствующему направлению подготовки; координация и контроль ресурсного обеспечения образовательной программы по направлению подготовки (специальности): «Административное и финансовое право». Направление научной деятельности кафедры: «Административно-правовые аспекты Евразийской интеграции», «Административно-правовая ответственность», «Институт налогового права и организации системы контрольных отношений в финансовой сфере», «Финансовая система Донецкой Народной Республики».

Профессорско-преподавательский состав факультета стремится создавать все условия для того, чтобы будущий выпускник успешно мог применить полученные знания на практике. К учебному процессу привлекаются опытные практики: судьи, адвокаты, руководители органов прокуратуры и юстиции, руководители предприятий и организаций. В частности, на факультете в качестве совместителей работают практические сотрудники из числа руководителей профильных министерств и ведомств, Верховного Суда ДНР, заместитель Председателя Верховного Суда и Генеральной прокуратуры ДНР.

Большую помощь в подготовке высококвалифицированных специалистов факультету оказывают российские коллеги, доктора юридических наук, профессора московских вузов С.Н. Бабурин, О.А. Сауляк, А.Д. Керимов, Ю.В. Голик и В.Б. Исаков, а также профессор, декан юридического факультета Самарского государственного университета Т.А. Серебрякова и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека при Президенте Российской Федерации, канд. юрид. наук, доцент Д.С. Петренко.

Юридический факультет

И.о. декана – кандидат юридических наук, доцент, Наталия Васильевна Асеева

Как было указано автором работы ранее, помимо функций правопорядка суды осуществляют не только правосудие, но и надзор, тем самым ограничивая сферу влияния двух других (законодательной и исполнительной) ветвей власти. В современном информационном пространстве цивилизованного общества судебная власть постепенно расширяет свои полномочия, решая спорные вопросы между органами различных ветвей государственной власти.

Для успешного функционирования государства в целом все ветви власти должны иметь самостоятельность, влияние в обществе, иметь хорошую кадровую подготовку и обеспечение, а также функционировать в соответствии процессуальным порядком, а также действовать в рамках правосудия. Также, для нормальной деятельности судебная власть должна использовать самостоятельные механизмы воздействия на социальные отношения и эффективное государственное регулирование организации судебной системы[42].

В связи с тем фактом, что образование Донецкой Народной Республики произошло менее 5 лет назад формирование судебной системы в республике происходит и по сей день. На момент написания работы, основополагающими документами, которые регламентируют функционирование судебной системы в ДНР являются Конституция Донецкой Народной Республики[43] и закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.[44], необходимо отметить, что данный нормативный документ вступает в законную силу с 1 января 2019 года. Также, деятельность судов Донецкой Народной Республики не должна противоречить Конституции ДНР, а также требованиям нормативно-правовых актов, действие которых распространяется на территории республики.

В соответствии с нормами Конституции ДНР и другими правовыми актами республики решения судебных споров в Донецкой Народной Республике осуществляется исключительно судами через судей, с возможным привлечением народных заседателей в установленном законом порядке. Что обозначает, что иные организации или лица не вправе принимать на себя функции осуществления правосудия на территории ДНР в соответствие со ст. 80 Конституции ДНР[45] и ст. 4 закона ДНР «О судебной системе»[46].

Также, при в Донецкой Народной Республике позиционируется независимость судебной власти от законодательной и исполнительной.

Основополагающим принципом в мировой практике является единство судебной власти, которое в ДНР обеспечивается:

- установление судебной системы в соответствии с требованиями Конституции и других нормативно-правовых актов, принятых в Донецкой Народной Республике, а также применения требований указанных норм в судебной практике.

- суды обязаны строго придерживаться всех процессуальных процедур, которые предусмотрены законодательством ДНР;

- обязательность выполнения органами и гражданами, которые находятся на территории Донецкой Народной Республики решений суда вступивших в законную силу закреплены в ст.6 закона ДНР «О судебной системе». Также данная статья указывает на то, что выполнение решений судебных инстанций иностранных государств и международных судов обусловлено действием международных договоров на территории Донецкой Народной Республики.

Принцип самостоятельности судебной системы в Донецкой Народной Республике реализуется в ст. 5 закона ДНР «О судебной системе», которая гласит, что правосудие осуществляемое судами ДНР не зависит от чьей-либо воли и выполняет требования исключительно нормативно-правовых документов, которые действуют на территории Донецкой Народной Республики. Независимость суда подкрепляется тем, что согласно закону[47] не могут быть приняты законодательные акты уменьшающие значимость независимости судов или судей.

Следует отметить, что при несоответствии актов государственных органов или органов местного самоуправления, или отдельных должностных лиц Конституции ДНР, нормативно-правовым актам ДНР или документам права международного уровня судьи ДНР обязаны принимать решение в соответствии с требования правового акта, который имеет наибольшую юридическую силу на территории Донецкой Народной Республики.

Следующим характерным принципом, который должен быть основополагающим для судебной системы цивилизованного государства, и также присущ судебной системе республике - это «принцип равенства». Данный принцип предполагает, что при судебном разбирательстве не должно быть предпочтения по каким-либо признакам, которые не прописаны на законодательном уровне. Равенство каждого человека перед законом прописано в ст. 13 Конституции ДНР[48].

Немаловажным принципом, реализованным на территории ДНР является публичность и присутствие граждан при осуществлении правосудия. Граждане принимают участие в судебном процессе на территории Донецкой Народной Республики в качестве народных заседателей, в соответствии с порядком установленным законом, что является для таковых граждан выполнением гражданского долга. Данное положение закреплено в ст. 5 закона ДНР «О судебной системе»[49].

Важный принцип судебной власти ДНР – это гласность в правосудии, который предусмотрен ст. 5 закона ДНР «О судебной системе»[50]. Гласность, с точки зрения законодательной базы Республики предусматривает открытый доступ в зал заседания суда, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Также, следует отметить, что судопроизводство в Донецкой Народной Республике осуществляется на русском языке и тем, кто не владеет должно быть обеспечено право использовать услуги переводчика.

Если рассматривать принадлежность судебной системы ДНР в соответствии с классификацией предложенной в предыдущей главе, то наиболее близкой по числу особенностей является романо-германская модель судебной системы. Автором работы был сделан данный вывод при помощи метода исключения. Было полностью исключено соответствие мусульманской модели[51], в связи с недоминирующим распространением исламской веры на территории Донецкой Народной Республики. Социалистическая модель не может быть основополагающей ввиду невыборности судей и присяжных. Судебную систему также не стоит относить к англосаксонской модели, несмотря на тот факт, что в судебной системе ДНР есть единая системой судов, которую возглавляет Верховный суд ДНР, однако, в судебной системе ДНР прецедент не является основополагающим фактором при принятии судебного решения по делу. В результате проведенного анализа автор работы пришел к точке зрения, что наиболее соответствующей моделью судебной системы в мировой практике, которая имеет наибольшее количество схожих особенностей функционирования, является наиболее распространенная континентальная модель. Общими характеристиками для указанных судебных систем следует считать[52]:

- имеют место специализированные суды судов, у которых есть высшие органы контроля и обжалования решений судов низшей инстанции;

- судебный прецедент не имеет юридического значения, и в ряде случаев может быть даже запрещен;

- Судья принимает участие, как в оценке, так и сборе доказательств.

При этом в отличие, от классической модели романо-германской судебной системы у которой, обычно нет четко выраженной единой судебной системы, организация судебной системы в Донецкой Народной Республике имеет единую и четкую структуру, которая на сегодняшний день проходит этап формирования и налаживания нормативно правовой основы судебной системы Донецкой Народной Республики

Таким образом, принципы судебной системы Донецкой Народной Республики отвечают требованиям цивилизованного демократического государства, которое ставит в приоритет права и блага людей, которые проживают на его территории[53]. Необходимо обратить внимание на то, что в судопроизводстве ДНР закреплены все принципы обеспечивающие объективность решения судебных споров, а именно: равенство, гласность, единство, публичность, самостоятельность. Несмотря на тот факт, что судебная система Донецкой Народной Республики была сформирована и функционирует достаточно недавно ее нормативно-правовая составляющая разработана на примере передовых систем современных государств.

Несмотря на молодость Донецкой Народной Республики, история которой началась 11 мая 2014 года[54], государство успело не только восстановить инфраструктуру после военных действий, сформировать государственность, но и четко обозначить, функции, рамки и схему действия судебной системы и ее органов.

При формировании судебных органов был учтен передовой опыт современных государств.

Структура органов судебной власти Донецкой Народной Республики включает в себя в соответствии с Законом ДНР «О судебной системе»[55]:

1) Конституционный Суд Донецкой Народной Республики, который является высшим органом судебн6ой власти и контролирует законность и соответствие конституционным принципам ДНР издаваемых нормативно -правовых актов Народным Советом.

2) Верховный Суд Донецкой Народной Республики – решает наиболее сложные судебные разбирательства.

3) Апелляционный суд Донецкой Народной Республики – проводит разбирательство по принятым решениям судов первой инстанции, в случаях поступления жалоб.

4) Арбитражный суд Донецкой Народной Республики и суды первой инстанции, в которые входят: районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики.

5) Военный суд Донецкой Народной Республики – специализированный судебный орган, который проводит разбирательства в отношении военнослужащих ДНР.

Конституционный Суд Донецкой Народной Республики

В соответствии со ст. 18 закона ДНР «О судебной системе»[56], Конституционный Суд Донецкой Народной Республики выполняет функции контролирующего органа конституционных норм, а также самостоятельно выполняет судебные полномочия при помощи конституционного судопроизводства.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики

Данный судебный орган, согласно ст. 19 упомянутого выше нормативно-правового акта[57] определен как высший орган, который вправе рассматривать судебные споры в следующих сферах: гражданской, арбитражной, уголовной, административной, которые переданы подсудным делам судам и сформированы в соответствие с нормативно-правовой базой ДНР. Также данная статья определяет, что Верховный Суд ДНР должен осуществлять надзор, процессуально четко определенный, за принятыми решениями в гражданские, арбитражные, уголовные, административные дела. А также выполняет свои функции, как апелляционный и кассационный суд.

Характерной особенностью является то, что Верховный Суд ДНР рассматривает дела своей подсудности как суд первой инстанции, если в данном деле обнаружены новые или вновь открывшиеся обстоятельства. Также, для однообразного применения нормативно-правовых актов в судебной практике на территории Донецкой Народной Республики, Верховный Суд ДНР дает объяснения и разрабатывает инструкции (постановления пленума Верховного Суда ДНР), которые касаются особенностей судебной практики.

Апелляционный суд Донецкой Народной Республики

Функционирование Апелляционного суда определено требованиями ст. 20 Закона ДНР «О судебной системе»[58]. В рамках данной статьи указано, что Апелляционный суд ДНР вправе принимать решения по делам, которые входят в его юрисдикцию, как суд первой инстанции, а в случае появления новых и вновь открывшихся обстоятельств как вторая инстанция. Следует рассматривать орган Апелляционного суда, как вышестоящую инстанцию для Арбитражного суда ДНР, районных, городских, межрайонных судов ДНР, а также для военного суда ДНР.

Арбитражный суд Донецкой Народной Республики

Суть данного заключается в том, что его полномочия, как судебного органа первой инстанции, распространяются на дела, в которых были открыты новые или вновь открывшиеся обстоятельства, данные функции изложены в ст.21 упомянутого выше Закона ДНР[59].

Районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики

Полномочия районных, городских и межрайонных судов ДНР изложены в ст. 22 Закона ДНР «О судебной системе»[60], которые выступают судами первой инстанции при рассмотрении большинства судебных споров.

Как специализированная инстанция судебной инстанции ДНР выполняет функции судебного органа в воинских формированиях и в тех организациях, где предусматривается прохождение воинской службы, данное требование определено ст. 23 Закона ДНР «О судебной системе»[61]. Военный суд ДНР рассматривает дела, которые отнесены к его компетенции в качестве суда первой инстанции.

Необходимо обратить внимание на то, что полномочия, порядок формирования и функционирования всех перечисленных выше судебных органов будут установлены отдельными законодательными документами. Однако, настоящие нормативно–правовые акты находятся в стадии разработки или законопроекта[62].

Следует отметить, что аппараты Конституционного Суда Донецкой Народной Республики и Верховного Суда Донецкой Народной Республики координируют функционирование указанных судов. Судебный департамент при Верховном Суде ДНР занимается обеспечением деятельности судебных органов общей юрисдикции.

В связи с тем, что на сегодняшний день продолжается формирование государственности, в целом, и судебной системы, в частности существуют определенные фактические трудности, которые планируются устранить в течении ближайшего периода, но не позднее трех лет.

Среди наиболее актуальных вопросов по функционированию судебной системы в Донецкой Народной Республике нужно выделить проблематику деятельности Апелляционного суда ДНР, который начнет осуществлять свои полномочия только в день своего образования, которое планируют осуществить до 1 января 2022 года[63].

В соответствии с заключительными положениями Закона ДНР «О судебной системе» было установлено, что Апелляционная палата Верховного Суда ДНР будет осуществлять следующие функции, до выхода соответствующих нормативно правовых актов о статусе Верховного Суда Донецкой Народной Республики, а именно:

1. В случае необходимости повторного рассмотрения при подаче апелляции проводит судебное разбирательство в пределах своей компетенции, осуществляя функции Верховного Суда ДНР, как вторая инстанция, а также как первая инстанция при необходимости принятия решения судебными палатами Верховного Республики, согласно с процессуальными документами ДНР.

2. Вправе принимать решения в рамках своей процессуальной компетенции по делам, в которых возникли новые или вновь открывшиеся обстоятельства.

До момента полного формирования аппарата и начала функционирования Апелляционного суда ДНР ее функции будут возложены на Апелляционную палату Верховного Суда ДНР.

В заключительных и переходных положениях данного закона, отмечено, что до вступления в законную силу Закона ДНР «О судебной системе» судами первой инстанции и общей юрисдикции считать городские, районные и межрайонные суды ДНР, Военный суд Народной Республики и Арбитражный суд ДНР. Также, указанные выше суды, считать подчиненными Апелляционному суду ДНР[64].

На сегодняшний день фактически, в Донецкой Народной Республике действуют и осуществляют решение спорных вопросов в судебной порядке – Верховный Суд ДНР, 15 судов общей юрисдикции и специализированный военный суд[65].

Исходя из изложенного в данном подразделе, можно сделать выводы о том, что формирование органов судебной власти в Донецкой Народной Республике продолжается. На момент написания работы функционирование судебной системы в рамках республике происходит, по большей части, на уровне первой инстанции с обязательным контролем вышестоящих органов судебной системы. Следует обратить внимание на тот факт, что несмотря на напряженную военно-политическую обстановку Народный Совет ДНР принимает ключевые нормативно-правовые документы регламентирующие работу судебной системы Республики, в целом.

Список использованной литературы:

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. учеб. пособие для вузов. М.: Юрист, 2009. С. 99.

2. Большая юридическая энциклопедия / сост. А. Б. Барихин. М., 2010. С. 82.

3. Твердунова О. В. Осуществление правосудия в современных судебных системах мира // Молодой ученый. СПб. — 2015. — №10. — С. 942-945.

4. Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. Пегас.М., переизд.. 2014. С. 53.

5. Шиянов А. В. Судебные системы зарубежных стран. Ростов.Ростов н/Д, пер.2016. С.11–12.

6. Власова Г. Б. Перспективы развития судебной власти в России. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 4(23). СПб. - 2012. С.93.

7. Изварина А. Ф. Судебная власть в Российской Федерации: правовые проблемы организации и развития. // Государственная власть и местное самоуправление. Ростов н/Д. 2011. С.11.

8. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник /В.Е. Чиркин. — Юрист. М. 2003 – С.62.

9. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) Ст. 46

10. Монтескье Ш.–Л. О духе законов / Ш.–Л. Мотескье; Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. — М.: Мысль, 2013. — 672с.

12. Цвік М.В., Дашковська О.Р. Про сучасне трактування теорії розподілу влад // Проблеми законності. – Основа. Х., 2013. – С.10 – 15.

13. Масликов И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: Дис. …канд. юрид. наук: 12.00.02 / М., 2010. – 217с.

14. Скрипнюк О. Демократія як механізм державного управління / О.Скрипнюк // Вісник Академії правових наук України. — 2006. — № 3 (46). — С. 3—7.

15. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. / В.В. Лазарев, Юрист/ М. 2013. – 502с

16. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. / Е.Б. Абросимова, - М.: Институт права и публичной политики, 2012. – С.12

17. Куцин М.М. Судова влада в системі розподілення влади // Адвокат.- 2015.- № 12.- С.2 – 12

18. Куцин М.М. Судова влада в системі розподілення влади // Адвокат.- пер. 2015.- № 12.- С.3.

19. Семьянов Е.В. Судебное правотворчество (вопросы общей теории права): дис. . кандидата юрид. наук: 12.00.01 / Семьянов Е.В. - М., пер.2017. - 193 с.

21. Конституция ДНР (С изменениями, внесенными Законами от 27.02.2015 года № 17-ІНС, от 29.06.2015 года № 63-ІНС, от 11.09.2015 года № 92-ІНС, от 29.12.2017 года № 205-IНС

22. Закон ДНР «О судебной системе»

23. Официальный сайт ДНР

24. Официальный сайт Верховного суда ДНР

[1] Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. учеб. пособие для вузов. М.: Юрист, 2009. С. 99.

[2] Большая юридическая энциклопедия / сост. А. Б. Барихин. М., 2010. С. 82.

[3] Твердунова О. В. Осуществление правосудия в современных судебных системах мира // Молодой ученый. СПб. — 2015. — №10. — С. 942-945.

[4] Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. Пегас.М., переизд.. 2004. С. 53.

[5] Шиянов А. В. Судебные системы зарубежных стран. Ростов.Ростов н/Д, 2006. С.11–12.

[6] Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. МосиздатМ., 2010. С.99–100.

[7] Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Мосиздат. М., 2010. С.87-89.

[8] Власова Г. Б. Перспективы развития судебной власти в России. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 4(23). СПб. - 2012. С.93.

[9] Изварина А. Ф. Судебная власть в Российской Федерации: правовые проблемы организации и развития. // Государственная власть и местное самоуправление. Ростов н/Д. 2011. С.11.

[10] Твердунова О. В. Осуществление правосудия в современных судебных системах мира // Молодой ученый. СПб. — 2015. — №10. — С. 942-945.

[11] Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник /В.Е. Чиркин. — Юрист. М. 2003 – С.62.

[12] Твердунова О. В. Осуществление правосудия в современных судебных системах мира // Молодой ученый. СПб. — 2015. — №10. — С. 900.

[13] Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. учеб. пособие для вузов. М.: Юрист, 2009. С. 10.

[14] «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) Ст. 46

[15] Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. Пегас.М., переизд.. 2004. С. 10.

[16] Изварина А. Ф. Судебная власть в Российской Федерации: правовые проблемы организации и развития. // Государственная власть и местное самоуправление. Ростов н/Д. 2011. С.5.

[17] Монтескье Ш.–Л. О духе законов / Ш.–Л. Мотескье; Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. — М.: Мысль, 2013. — С. 290.

[18] Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. Пегас.М., переизд.. 2004. С. 10.

[19] Изварина А. Ф. Судебная власть в Российской Федерации: правовые проблемы организации и развития. // Государственная власть и местное самоуправление. Ростов н/Д. 2011. С.5.

[21] Общая теория государства и права / Под редакцией доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева. – Юристъ. М., 2012. – С.12.

[22] Цвік М.В., Дашковська О.Р. Про сучасне трактування теорії розподілу влад // Проблеми законності. – Основа. Х., 2013. – С.10 – 15.

[23] Масликов И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: Дис. …канд. юрид. наук: 12.00.02 / М., 2010. – С.35.

[24] Скрипнюк О. Демократія як механізм державного управління / О.Скрипнюк // Вісник Академії правових наук України. — 2006. — № 3 (46). — С. 3—7.

[25] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. / В.В. Лазарев, Юрист/ М. 2013. C. 12.

[26] Шиянов А. В. Судебные системы зарубежных стран. Ростов.Ростов н/Д, 2006. С.67.

[27] Твердунова О. В. Осуществление правосудия в современных судебных системах мира // Молодой ученый. СПб. — 2015. — №10. — С. 21.

[28] Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. / Е.Б. Абросимова, - М.: Институт права и публичной политики, 2012. – С.12

[29] Куцин М.М. Судова влада в системі розподілення влади // Адвокат.- 2015.- № 12.- С.2 - 12

[30] Монтескье Ш.–Л. О духе законов / Ш.–Л. Мотескье; Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. — М.: Мысль, 2013. С. 56.

[31] Монтескье Ш.–Л. О духе законов / Ш.–Л. Мотескье; Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. — М.: Мысль, 2013. С. 56

[32] Куцин М.М. Судова влада в системі розподілення влади // Адвокат.- пер. 2015.- № 12.- С.3.

[33] Большая юридическая энциклопедия / сост. А. Б. Барихин. М., 2010. С. 783.

[34] Семьянов Е.В. Судебное правотворчество (вопросы общей теории права): дис. . кандидата юрид. наук: 12.00.01 / Семьянов Е.В. - М., пер.2017. - 19 с.

[35] Власова Г. Б. Перспективы развития судебной власти в России. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 4(23). СПб. - 2012. С.10.

[36] Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. Пегас.М., переизд.. 2014. С. 72.

[38] Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. – Лань. СПб., 2011. – С.30.

[39] Твердунова О. В. Осуществление правосудия в современных судебных системах мира // Молодой ученый. СПб. — 2015. — №10. — С. 945.

[40] Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. учеб. пособие для вузов. М.: Юрист, 2016. С. 104.

[41] Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. учеб. пособие для вузов. М.: Юрист, 2009. С. 110.

[42] Власова Г. Б. Перспективы развития судебной власти в России. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 4(23). СПб. - 2012. С.8.

[43] Конституция ДНР (С изменениями, внесенными Законами от 27.02.2015 года № 17-ІНС, от 29.06.2015 года № 63-ІНС, от 11.09.2015 года № 92-ІНС, от 29.12.2017 года № 205-IНС

[44] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[45] Конституция ДНР (С изменениями, внесенными Законами от 27.02.2015 года № 17-ІНС, от 29.06.2015 года № 63-ІНС, от 11.09.2015 года № 92-ІНС, от 29.12.2017 года № 205-IНС

[46] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[47] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[48] Конституция ДНР (С изменениями, внесенными Законами от 27.02.2015 года № 17-ІНС, от 29.06.2015 года № 63-ІНС, от 11.09.2015 года № 92-ІНС, от 29.12.2017 года № 205-IНС

[49] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[50] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[51] Шиянов А. В. Судебные системы зарубежных стран. Ростов.Ростов н/Д, пер.2016. С.32.

[52] Шиянов А. В. Судебные системы зарубежных стран. Ростов.Ростов н/Д, пер.2016. С.28.

[53] Конституция ДНР (С изменениями, внесенными Законами от 27.02.2015 года № 17-ІНС, от 29.06.2015 года № 63-ІНС, от 11.09.2015 года № 92-ІНС, от 29.12.2017 года № 205-IНС

[54] Официальный сайт ДНР

[55] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[56] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[57] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[58] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[59] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[60] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[61] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[62] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[63] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

[64] Закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: