Судебная практика предоставление жилья ветеранам

Обновлено: 27.03.2024

Дёмский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Салишевой А.В.

при секретаре Давлетшиной Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.К.М. к Администрации Демского района ГО г.Уфа о признании незаконным отказа Администрации ГО г.Уфа, о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включении в Единый список ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших ) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

С.К.М. обратилась в суд с учетом уточнений с исковым заявлением к Администрации Демского района ГО г.Уфа о признании незаконным отказа Администрации ГО г.Уфа, о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включении в Единый список ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших ) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В обоснование иска указано, что С.К.М. является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, вдовой ветерана участника Великой Отечественной войны. Истец нуждается в постороннем уходе, собственного жилья не имеет. В настоящее время проживает в жилом помещении общей площадью 29,0 кв.м. по адресу: совместно с внучатыми племянницами Я.Д.Б. и Я.Н.Б., обеспеченность жилым помещением составляет 9,66 кв. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как ветеран и вдова участника ВОВ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано на том основании, что ее внучатой племяннице Я.Д.Б., у которой она проживает, также принадлежит на праве долевой собственности ? доли жилого дома общей площадью 84,9 кв.м. по адресу: РБ, , в связи с чем семья обеспечена нормой жилой площади – на каждого приходится по 23,81 кв.м. Считая данный отказ незаконным, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением

Истица, представитель ответчика и третьи лица Я.Д.Б., Я.Н.Б. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истца Габделхаков И.Х. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации N 714 от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).

Такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлена пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах".

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом ветеранов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий.

Из анализа вышеназванных нормативных актов следует, что необходимым условием реализации данного права является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующих учет.

Статья 51 ЖК РФ содержит перечень граждан, признающихся нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ; иностранные граждане, лица без гражданства, в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные ФЗ "О ветеранах".

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что С.К.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ветераном Великой отечественной войны 1941-1945 годов и вдовой участника Великой отечественной войны 1941-1945 годов, проживает в доме, расположенном по адресу: , принадлежащего ее внучке Я.Д.Б., площадью 29 кв. м.

Как усматривается из материалов дела, С.К.М. не имеет в собственности жилья.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа РБ" установлена учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв. м общей площади на одного человека.

Поскольку истец С.К.М. с членами семьи проживает в жилом помещении, в котором на каждого приходится по 9,6 кв. м. (29/3) жилого помещения, т.е. она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, в силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ ее следует признать нуждающейся в жилом помещении.

Не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что истец обеспечена учетной нормой жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих ее внучке Я.Д.Б.

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Истец в жилое помещение, принадлежащее Я.Д.Б., расположенное по адресу: РБ, не вселялась и в нем не проживала, следовательно, истец права пользования указанным жилым помещением не имеет. Она не приобрела права пользования им и по другим правовым основаниям (по гражданско-правовым сделкам). Такие доказательства суду не представлены. Поэтому данное жилое помещение не может быть учтены при определении размера площади жилого помещения, приходящейся на долю С.К.М.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Признать отказ Демского района Городского округа г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать Администрацию Демского района Городского округа г.Уфы поставить С.К.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Демского района Городского округа г.Уфы включить С.К.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в Единый список ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в апелляционном порядке через Демский районный суд г.Уфы в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Салишева А.В.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о защите прав потребителей

Р.Н.Р. обратился в суд с иском к ООО «Крона», указав, что дд.мм.гггг между Истцом и ООО «Комфорт» был заключен договор № уступки прав (требования) по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома № от дд.мм.гггг (основной Договор).

Решение суда о защите прав потребителя

С.А.К. обратилась с иском в суд к ООО «УфаСтройЗаказчик», указав, что дд.мм.гггг между ООО «УфаСтройЗаказчик» и С.А.К. был заключен договор участия в долевом строительстве №.Согласно п.1.4. объектом долевого строительства является: жилое помещение.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2012 г. N 53-В12-4 Суд оставил без изменения ранее принятые по делу судебные решения, поскольку, отказывая в иске о включении в наследственную массу единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, суд исходил из того, что предоставленная в рамках реализации права на обеспечение жильем участника войны единовременная денежная выплата является способом реализации такого права, неразрывно связана со статусом участника войны и не подлежит включению в состав наследства


Обзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2012 г. N 53-В12-4 Суд оставил без изменения ранее принятые по делу судебные решения, поскольку, отказывая в иске о включении в наследственную массу единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, суд исходил из того, что предоставленная в рамках реализации права на обеспечение жильем участника войны единовременная денежная выплата является способом реализации такого права, неразрывно связана со статусом участника войны и не подлежит включению в состав наследства

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Горшкова В.В., судей Пчелинцевой Л.М., Момотова В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Киселевой И.Г. к Министерству социальной политики Красноярского края о включении в наследственную массу единовременной выплаты на приобретение жилого помещения по надзорной жалобе Киселевой И.Г. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 23 марта 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 июня 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В., объяснения представителя Министерства социальной политики Красноярского края Садовской Е.Ю., возражавшей против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Киселева И.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просила включить единовременную выплату на приобретение жилого помещения в состав наследства, открывшегося после смерти ее отца, Пакулева Г.П.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 23 марта 2011 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 июня 2011 г., в иске отказано.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. отказано в передаче надзорной жалобы Игнатьева Е.А., представителя Киселевой И.Г., для рассмотрения в судебном заседании

Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В надзорной жалобе Киселевой И.Г., поданной 27 декабря 2011 г., ставится вопрос об отмене судебных постановлений.

Надзорная жалоба подана 27 декабря 2011 г. и в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в ГПК Российской Федерации» рассматривается по правилам, установленным ГПК Российской Федерации, действовавшим на момент ее подачи.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2012 г. надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в надзорной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных постановлений, состоявшихся по данному делу.

В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких нарушений судами первой и кассационной инстанций не допущено.

Отказывая в иске, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствовался ст. 1112 ГК Российской Федерации и исходил из того, что предоставленная в рамках реализации права на обеспечение жильем участника войны Пакулева Г.П. единовременная денежная выплата не может быть включена в состав наследства, так как является способом реализации такого права и неразрывно связана со статусом участника войны, в связи с чем не подлежит включению в состав наследства.

Указанный вывод суда соответствует материалам дела и требованиям материального закона, доводами надзорной жалобы не опровергается.

В соответствии со ст. 1112 ГК Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

По смыслу указанной статьи в состав наследства входит только то, не связанное с личностью наследодателя имущество, которое принадлежало наследодателю на день открытия наследства, т.е. наследодатель должен обладать соответствующими имущественными правами и обязанностями при жизни.

Социальные льготы в соответствии с действующим законодательством по наследству не переходят.

Таким образом, при разрешении настоящего спора юридически значимым являлось установление того, была ли реализована социальная льгота по приобретению жилого помещения, возникли ли у наследодателя права и обязанности, переходящие по наследству, относительно жилого помещения, с какого момента.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Законом Красноярского края от 18 февраля 2010 г. № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Пакулев Г.П. имел право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

Социальная поддержка, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714, направлена на обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов жильем и на территории Красноярского края может выражаться в форме приобретения жилого помещения в собственность ветеранов субъектом Российской Федерации, предоставления жилья по договору социального найма, предоставления единовременно денежной выплаты на строительство или приобретения жилого помещения самим ветераном. При выборе последнего варианта, как было сделано Пакулевым Г.П., ветеран самостоятельно приобретает в собственность жилое помещение (что в соответствии с действующим законодательством происходит только после заключения и государственной регистрации договора купли-продажи), после чего уже реализуется его право на социальную поддержку, осуществляемую путем перечисления денежных средств на счет продавца.

При обеспечении жильем ветеран приобретает право пользования или собственности только на жилое помещение, но не на ресурсы, используемые субъектом Российской Федерации для обеспечения его возможности улучшить жилищные условия путем предоставления мер социальной поддержки.

В данном случае права на жилое помещение возникали с момента регистрации договора купли-продажи квартиры, после чего реализовывалось право ветерана на получение мер социальной поддержки в виде перечисления денежных средств на счет продавца по заключенному договору.

Денежные средства, предоставляемые в качестве меры социальной поддержки на обеспечение жильем, в собственность гражданина не переходят, а принадлежат государству до момента перечисления их на счет продавца по заключенному договору купли-продажи и не включаются в наследственную массу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Пакулев Г.П. - ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждался в улучшении жилищных условий.

22 ноября 2010 г. между Киселевым Н.С., действующим от имени Пакулева Г.П., и индивидуальным предпринимателем П. заключен договор, по которому последняя обязалась оказать услуги по приобретению объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: г. . (л.д. 16), собственником которой является П.

В этот же день между Киселевым Н.С. и П. заключен предварительный договор купли-продажи указанного жилого помещения, по которому продавец получил задаток в сумме . руб. (л.д. 17-18).

Согласно п. 6 названного договора подписание основного договора купли-продажи назначается не позднее 22 декабря 2010 г.

23 ноября 2010 г. Пакулевым Г.П. выдана доверенность на имя Киселева Н.С. на приобретение квартиры, расположенной по адресу: г. .

17 декабря 2010 г. приказом Министерства социальной политики Красноярского края № 605-ОД в рамках реализации мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Пакулеву Г.П. предоставлена единовременная выплата на приобретение жилого помещения в сумме . руб. . коп., которая подлежала перечислению на счет продавца приобретаемого жилого помещения (л.д. 7).

28 декабря 2010 г. Пакулев Г.П. умер.

Договор купли-продажи жилого помещения заключен не был.

Довод надзорной жалобы о том, что Пакулевым Г.П. был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры и основной договор не был заключен по уважительной причине в связи со смертью покупателя, не может явиться основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений.

Предварительный договор купли-продажи от 22 ноября 2010 г. был заключен Киселевым Н.С. от лица Пакулева Г.П. до выдачи на его имя соответствующей доверенности, имеющейся в материалах дела, и в соответствии с п. 6 прекратил свое действие 22 декабря 2010 г., поскольку основной договор купли-продажи заключен не был.

Ввиду того, что условия для предоставления единовременной выплаты на приобретение жилого помещения выполнены не были (не представлен договор купли-продажи жилого помещения), данная выплата не могла быть перечислена при жизни Пакулева Г.П. на счет продавца.

Поскольку предоставление единовременной выплаты Министерством социальной политики Красноярского края носило не технический характер, а предполагало совершение определенных действий со стороны Пакулева Г.П., которые исполнены не были, то данная выплата в состав наследственного имущества входить не могла.

С учетом изложенного доводы надзорной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены в порядке надзора обжалуемых судебных постановлений, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не свидетельствуют о существенном нарушении судом норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Кроме того, одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок существенного и непреодолимого характера. Между тем при рассмотрении дела судом таких нарушений норм материального или процессуального права, которые, позволяют отменить вступившие в законную силу судебные постановления и нарушить принцип правовой определенности, не допущено.

С учетом изложенного Судебная коллегия признает обжалуемые судебные постановления судов первой и кассационной инстанций законными и обоснованными и не находит предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации оснований для удовлетворения надзорной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Центрального районного суда г. Красноярска от 23 марта 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 июня 2011 г. оставить без изменения, надзорную жалобу Киселевой И.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий Горшков В.В.
Судьи Пчелинцева Л.М.
Момотов В.В.

Обзор документа

Гражданка обратилась в суд, потребовав включить единовременную выплату на приобретение наследодателем-участником ВОВ жилья в состав наследства.

СК по гражданским делам ВС РФ сочла, что оснований для этого нет, и указала следующее.

По смыслу норм ГК РФ в состав наследства входит только то, не связанное с личностью наследодателя имущество, которое принадлежало ему на день открытия наследства (т. е. он должен обладать соответствующими имущественными правами и обязанностями при жизни).

Социальные льготы в соответствии с законодательством по наследству не переходят.

Таким образом, при разрешении подобного рода спора юридически значимым является установление того, была ли реализована социальная льгота по приобретению жилья, возникли ли у наследодателя права и обязанности, переходящие по наследству, относительно такого помещения, с какого момента.

Исходя из указа Президента РФ об обеспечении жильем ветеранов ВОВ, соцподдержка может выражаться в определенных формах.

Это приобретение помещения в собственность таких лиц регионом, предоставление по договору соцнайма, перечисление единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья самим ветераном.

При выборе последнего варианта (как это было сделано в данном деле) ветеран сам приобретает в собственность жилье (что по законодательству происходит только после заключения и госрегистрации договора купли-продажи). После этого уже реализуется его право на соцподдержку, т. е. на счет продавца перечисляются деньги.

При обеспечении жильем ветеран приобретает право пользования или собственности только на жилье, но не на ресурсы, используемые регионом для этого.

Поэтому в указанном случае права на жилье возникают с момента регистрации договора купли-продажи квартиры. После этого реализуется возможность получить меры соцподдержки.

В данном деле ветеран-наследодатель при жизни не успел заключить такой договор, т. е. условия для предоставления выплаты выполнены не были.

Соответственно, оснований для удовлетворения иска нет.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение жильем ветеранов боевых действий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Обеспечение жильем ветеранов боевых действий

Судебная практика: Обеспечение жильем ветеранов боевых действий

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 16 "Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий" Федерального закона "О ветеранах" "Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь положениями статьи 6, подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", частью 2 статьи 6 Федерального закона от 9 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьей 3, пунктом 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", пунктом 12 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 14 июля 2011 г. N 990-О-О, исходил из того, что С. является ветераном боевых действий, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди до 1 января 2005 г., и у него с 1 января 2004 г. возникло право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем как ветерана боевых действий."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 16 "Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий" Федерального закона "О ветеранах"
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право") Наличие статуса ветерана боевых действий не свидетельствует о наличии у него права на получение социального жилья при отсутствии нуждаемости в нем. Как следует из подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, предусмотренная данной нормой права мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем ветеранов боевых действий предоставляется нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Статья 23.2. Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем

(введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

1. Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2018 N 47-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О мерах по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, см. Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714.

2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и лиц, награжденных знаком "Житель осажденного Севастополя";

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

(см. текст в предыдущей редакции)

ветеранов боевых действий;

членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 3 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 153-ФЗ)

3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.12.2009 N 327-ФЗ)

3.2. По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 16.10.2012 N 169-ФЗ)

4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют:

в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и стоимость предоставляемого или приобретаемого жилья;

в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и размер занимаемой площади жилого помещения.

Дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 461-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

9. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения (в части переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства (в части переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий), Счетной палатой Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона.

10.2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

11. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

(п. 11.1 в ред. Федерального закона от 16.10.2012 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение жильем инвалидов вов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Обеспечение жильем инвалидов вов

Судебная практика: Обеспечение жильем инвалидов вов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 21 "Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий" Федерального закона "О ветеранах" "Доводы кассационной жалобы Я. о необходимости обеспечения ее жильем независимо от ее имущественного положения на основании Федерального закона "О ветеранах" не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" исключается лишь необходимость признания членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны малоимущими в целях последующего предоставления им жилых помещений в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обеспечение жильем инвалидов вов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Наследование субсидий, выделяемых ветеранам и членам их семей для приобретения жилья (комментарий к Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 37-КГ20-2-К1)
(Рассказова Н.Ю.)
("Закон", 2020, N 12) Закон Орловской области от 06.02.2006 N 573-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон Орловской области) и Постановление правительства Орловской области от 04.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области" (далее - Постановление правительства Орловской области).

Нормативные акты: Обеспечение жильем инвалидов вов

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
(ред. от 26.03.2022)
"О ветеранах" 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Минстроя России от 24.02.2016 N 108/пр
(ред. от 21.09.2018)
"О мониторинге состояния жилищной сферы" II. Информация об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов и участников Великой Отечественной войны

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: