Судебная практика получения ветерана труда

Обновлено: 25.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Стаж для получения ветерана труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Стаж для получения ветерана труда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 15 "Размеры страховых пенсий" Федерального закона "О страховых пенсиях"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и принимая во внимание, что в обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", при этом в соответствии с записями в трудовой книжке стаж работы составляет 41 год 10 месяцев 11 дней, полагает, что размер получаемой страховой пенсии по старости ответчиком рассчитан неверно, так как расчет пенсии должен быть произведен согласно расчету пенсии для ветерана труда со всеми льготами, суд правомерно отказал в перерасчете пенсии по старости, указав, что оснований для перерасчета получаемой истцом страховой пенсии не имеется, размер пенсии определен верно, истец не ссылается на нарушение каких-либо норм права ответчиком либо на применение незаконной формулы, в соответствии с которой произведен расчет, учитывая, что контррасчет истцом не представлен, в установленном законом порядке не опровергнут.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Стаж для получения ветерана труда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как получить льготы и субсидии по оплате коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Например, в г. Москве женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, имеющим страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, либо звание "Ветеран труда" или "Ветеран военной службы", получившим в установленном порядке статус в целях предоставления им дополнительных мер социальной поддержки, плата за жилое помещение и коммунальные услуги устанавливается в размере 50% (п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона г. Москвы от 26.09.2018 N 19; п. п. 1.1, 1.2, 1.4 Порядка, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 29.12.2018 N 1713-ПП).

Нормативные акты: Стаж для получения ветерана труда

Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 N 17-О
"По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе является положение пункта 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как допускающее для лиц, приобретших право на получение трудовой пенсии по старости до вступления в силу названного Федерального закона, имеющих трудовой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии по старости в полном объеме, а также являющихся инвалидами II группы, ветеранами труда и тружениками тыла, установление суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости в размере, меньшем, чем уровень прожиточного минимума пенсионеров в субъекте Российской Федерации.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Минобороны России от 13.09.2021 N 182/4/2359
Разъяснения вопросов назначения страховых пенсий по старости, в том числе по порядку расчета трудового (страхового) стажа лицам из числа ветеранов боевых действий, можете получить в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо в Минтруде России, в функции которого в соответствии с Положением об указанном федеральном органе исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, входят выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты граждан и ветеранов.

Крайнов Н.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о признании решения от дд.мм.гггг. об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, отмене ре.

Истец Куц Л.О. обратилась в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону с настоящим исковым заявлением, сославшись на то, что она является получателем пенсии по старости, свою трудовую деятельность начала с дд.мм.гггг, трудовой стаж составляет более.

Вахреева С.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что она, награжденная приказом Министерства здравоохранения РФ №. от дата. почетной грамотой за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд, в дата. об.

Гулиев А. Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на замену удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, мотивир.

Ишбулатов Н. Ш. обратился в суд с иском к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ишбулатова Наиля Шамилевича к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о присвоении звания «В.

Мадиярова Т. А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании решения Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отказе в.

ФИО4 обратилась в суд к министерству социальной защиты населения с иском о признании незаконным решение комиссии в части отказа в присвоении ФИО4 звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда». Требования обосновала т.

Сизых С.И. обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения № от дд.мм.гггг. об отказе в присвоении звания «Ветеран труд.

Фомина Т.Н. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указав, что в годы Великой Отечественной Войны в период с 01 июня 1943 года по 30 сентября 1943 года и с 01 июня 1944 года по 30 сентября 1944 года она, будучи десятилетним ребенком, ра.

Рахимова Ш. С. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании решения Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отказе в .

Истец Мащенко Н.А. обратился в суд с иском о признании заключения не соответствующим нормативным правовым актам, нарушающим права и законные интересы, компенсации морального вреда.В обоснование вышеуказанных требований истец указал, что он обратил.

Хайрова Р.К. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на присвоение звания "Ветеран труда". В обоснование исковых требований указано, что с 1987 г. истец работает в филиале.

Петина С.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», указав что дд.мм.гггг ей было отказано в п.

Якубовская А.Д. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что является медицинским работником учреждения здравоохранения и награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации за заслуги в области .

Представитель ответчика Пилипенко И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме и просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое з.

Представитель ответчика Пилипенко И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме и просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое з.

Представитель ответчика Пилипенко И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме и просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое з.

Представитель ответчика Пилипенко И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме и просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое з.

Давлетова З.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о присвоении звания «Ветеран труда», мотивируя свои требования тем, что она с 27.07.1970 г. по 03.01.1987 г. работала в.

Кутлиахметова В.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о присвоении звания «Ветеран труда», мотивируя свои требования тем, что она с 1980 г. по 2000 г. работала на Уфимск.

04.07.2017г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лобановой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Нахапетян И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3011/17 по исковому заявлению Романов А.В. к Министерству социально-демографической и семейной политики адрес о признании незаконным отказа и признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

Романов А.В. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, дата. им был получен ответ из Министерства социально-демографической и семейной политики адрес согласно, которому было отказано в присвоении ему звания «Ветеран труда», так как в его военном билете запись о награждении нагрудным знаком оформлена ненадлежащим образом. Так же, приложенная архивная справка о награждении его нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» данный факт не подтверждает. Полагает, что факт награждения его нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» подтверждается военным билетом, так как он в дата. проходил службу в рядах Советской Армии и был награжден Приказом командира войсковой части полевая почта №. №. от дата. Знаком отличия «Отличник Советской Армии».В связи с изложенным просит суд признать незаконным отказ Министерства Социально-Демографической и семейной политики адрес от дата. в присвоении звания «Ветеран труда»; обязать Министерство Социально-Демографической и семейной политики адрес присвоить званиеРоманову А.В. «Ветеран труда».

дата. определением Октябрьского районного суда адрес производство по делу в части исковых требований о признании незаконным отказ Министерства Социально-Демографической и семейной политики адрес от дата. в присвоении звания «Ветеран труда» прекращено, в связи с отказом от иска.

В судебном заседании истец Романов А.В. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что просит установить факт его награждения нагрудным знаком "Отличник Советской Армии".

Представитель ответчика - Министерства социально-демографической и семейной политики адрес в судебное заседание не явился, о дате и времени извещался надлежащим образом, согласно представленного отзыва, просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении исковых требований истца.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан. Перечень юридических фактов, содержащийся в части 2 статьи 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим, согласно пункту 10 части 2 статьи 264 ГПК РФ суд рассматривает дела и об установлении других имеющих юридическое значение фактов.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно п.«ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Согласно ст. 7 названного Закона, ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";

2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Во исполнение ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", дата было принято постановление Правительства Москвы N 443-ПП об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда". Согласно п. 3 данного Положения, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются следующие документы: - о награждении орденами или медалями либо о присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо о награждении за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации; - трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин). Решение о присвоении звания "Ветеран труда" принимается районным управлением социальной защиты населения в день подачи претендентом заявления и правоустанавливающих документов и утверждается руководителем этого управления (п. 6).

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

адрес закона от дата №. -ГД «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории адрес», которым постановлено, что в качестве ведомственных знаков отличия в труде учитываются знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято руководством министерств и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации. Документами, подтверждающими факт награждения, являются удостоверения к орденам, медалям, почетным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации либо документы, подтверждающие награждение ведомственными знакамиотличия в труде. В случае отсутствия удостоверения к награде либо документа,подтверждающего награждение ведомственным знаком отличия в труде, учитываются правильно оформленные записи в трудовой книжке, содержащие сведения о награждении указанными наградами со ссылкой на орган, принявший решение о награждении, дату и номер документа, подтверждающего данное решение, либо справки, подтверждающие факт награждения указанными наградами, выданные в установленном порядке органами государственной власти или уполномоченными организациями на основании архивных данных.

В соответствии с п. 1 указа Президента от дата №. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Судом установлено, что истец обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Министерство социально-демографической и семейной политики адрес.

дата. Министерство социально-демографической и семейной политики адрес отказало истцу в присвоении звания «Ветерана труда», сославшись на то, что в военном билете запись сделана ненадлежащим образом, архивной справкой награждение не подтверждено, в связи с чем, присвоить Романову А.В. звание «Ветеран труда» на основании приложенных документов не представляется возможным.

Нагрудный знак "Отличник Советской Армии" учрежден приказом министра обороны СССР от 17.04.1957 г. N 67 "Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил", следовательно, является основанием для присвоения звания "Ветеран труда".

Согласно п. 7 Положения о нагрудных знаках "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота" и "Отличник Военно-Воздушных Сил", утвержденного приказом министра обороны СССР от 17.04.1957 г. N 67 о награждении солдат, матросов, сержантов и старшин нагрудными знаками объявляется приказом командира, начальника, имеющего право награждать, с внесением награды в служебную книжку военнослужащего, а при увольнении в запас - в военный билет.

Нагрудные знаки вручаются лично командирами и начальниками, подписавшими приказ о награждении, или по их поручению командирами частей и начальниками учреждений, в которых состоят на службе награжденные (абз. 2 п. 7 Положения о нагрудных знаках). Следовательно, основанием для награждения знаком "Отличник Советской Армии" является приказ командира или начальника, уполномоченного на подписание такого приказа.

В судебном заседании установлено, что с дата по дата Романову А.В. проходил военную службу в рядах Советской Армии в в/ч полевая почта №.

Согласно военному билету на имя Романова А.В. НП №. он награжден нагрудным знаком «Отличник СА», о чем имеется запись.

Согласно архивной справке от дата. №. следует, что рядовой, стрелок Романову А.В., дата г.р. в приказах командира войсковой части полевая почта №. по общим вопросам за дата. вручение Романову А.В. нагрудного знака «Отличник Советской Армии» не отражено. В приказе командира войсковой части полевая почта №. №. от дата. «Итоги боевой и политической подготовки и выполнение социалистических обязательств за летний период обучения 1978 г.» значится: Считать Отличником Советской Армии … ряд. Романова А.В…» Основание: ЦА МОРФ, фонд №.

В судебном заседании обозревалась фотография, на которой изображен Романов А.В. в военной форме, где видно, что на форменной одежде, на груди имеется нагрудный знак «Отличник».

Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает установленным факт награждения заявителя нагрудным знаком «Отличник Советской Армии», что подтверждается записью в военном билете (поскольку присвоение звания «Отличник Советской Армии» неразрывно связано с награждением значком «Отличник Советской Армии»).

Факт наличия у истца на день обращения в Министерство социально-демографической и семейной политики необходимого трудового стажа для присвоения ему звания «Ветеран труда», ответчиком не оспаривается.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ, и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от дата, адрес от дата №. -ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от дата, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца об установлении факта награждения его нагрудным знаком "Отличник Советской Армии" и признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда» подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковое заявление Романов А.В. удовлетворить.

Установить факт награждения Романов А.В. нагрудным знаком "Отличник Советской Армии" в соответствии с приказом командира войсковой части полевая почта №. признав за ним право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики адрес выдать Романову А.В. «Ветеран труда» по установленной форме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяцасо дня вынесения решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 10.07.2017г.

Решения судов:

Решение суда об оспаривании решения

Карпычев Н.С. обратился с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области об оспаривании решения. В обоснование требований ссылается на то, что 14.11.2016г обратился с заявлением в комиссию по присвоению звания «Ветеран труда» на те.

Решение суда о присвоении звания «Ветеран труда»

Арчибасова О.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, Калининскому управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска о возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда».В обосн.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Феоктистов Д.В. к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа, о присвоение звания «Ветеран труда»,

Феоктистов Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», о возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что является получателем пенсии за выслугу лет. За время службы он был награжден медалью «За отличие в службе». При обращении с заявлением в Центральное управление социальной защиты населения Администрации города Челябинска, ей было отказано в присвоение звания «Ветеран труда». С данным отказом истец не согласился, за защитой нарушенного права обратился в суд.

Истец – Феоктистов Д.В., в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика - Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Феоктистов Д.В. подлежат удовлетворению в силу следующего.

Как установлено в судебном заседании, Феоктистов Д.В. является получателем пенсии за выслугу лет, как проходивший службу в органах внутренних дел.

На основании приказа начальника ГУВД по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с истец был награжден медалью «За отличие в службе» 3 степени. Приказом начальника ГУВД по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с истец был награжден медалью «За отличие в службе» 2 степени.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно ст. 7 указанного Закона ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопросы о том, какие ведомственные знаки отличия дают право на присвоение звания «Ветеран труда», кто принимает решение об их награждении, отнесены к полномочиям федерального органа исполнительной власти, в данном случае - МВД России.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 481, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, учреждены ведомственные знаки отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» К ним отнесены нагрудный знак МВД России «Почетный сотрудник МВД», медаль МВД России «За трудовую доблесть», медаль МВД России «За безупречную службу в МВД», медаль МВД России «За отличие в службе» I и II степени. Этим же приказом установлено, что награждение знаками отличия МВД России осуществлять в порядке, установленном приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 989 "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Согласно пункту 7 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ награждение ведомственными знаками отличия производится Министром внутренних дел Российской Федерации. Пунктом 10 Положения о ведомственных знаках отличия МВД России полномочия по принятию решения о награждении медалью МВД России "За отличие в службе" Министром внутренних дел Российской Федерации делегировано, в том числе, руководителям территориальных органов МВД России.

В соответствии с пунктом 4 ст. 7 названного Федерального Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Челябинской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определения постановлением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области».

Согласно Положению, звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии или за выслугу лет (п.2 Положения).

Подпунктом 1 пункта 4 Положения установлено, что к заявлению гражданина о присвоении звания «Ветеран труда» должны прилагаться удостоверения (дубликаты удостоверений) к орденам, медалям, почетным званиям СССР или Российской Федерации, документы к ведомственным знакам отличия в труде.

Согласно ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I) за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел в числе прочих предусматриваются виды поощрений, в том числе награждение нагрудным знаком.

В соответствии с пп. 7, 11, 14 Правил предоставления к награждению медалью МВД России «За отличие в службе», утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении медали МВД России «За отличие в службе», медали «За отличие в службе» I, II и III степеней являются ведомственными знаками отличия в труде, утвержденными в установленном порядке на федеральном уровне. Награждение медалями «За отличие в службе» до вступления в силу Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 481, осуществлялось в соответствии и в порядке, утвержденном Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 641, в силу которого награждение медалью производилось следующими лицами:

- министром внутренних дел РФ;

- лицами, которым разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку;

-заместителем министра - главнокомандующим внутренними войсками МВД России - военнослужащих.

Таким образом, награждение медалью сотрудников МВД России может производиться как непосредственно по распоряжению министра внутренних дел РФ, так и лицами, которым в соответствии с их компетенцией разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку (то есть прямыми начальниками).

Начальник ГУВД Челябинской области такими полномочиями наделен (подп. «а» п. 17.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). В связи с чем он, издавая приказ о награждении, действовал в рамках своей компетенции, на основании полномочий, делегированных ему МВД России.

Положение, утвержденное Губернатором Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, устанавливало перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», ввиду отсутствия такого регулирования в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ. В настоящее время такое регулирование существует.

Таким образом, нормы Положения, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, вступили в противоречие с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ в его новой редакции. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти – МВД России учреждены именно те ведомственные знаки отличия, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда», установлен порядок награждения ими, в том числе посредством принятия решения об этом руководителями территориальных органов МВД, которые к числу руководителей федеральных органов исполнительной власти не отнесены.

В связи с этим требование ответчика о том, что приказ о награждении медалью должен был исходить исключительно от имени министра внутренних дел РФ, незаконно и противоречит порядку награждения данной медалью, установленному действующим законодательством, а также необоснованно сужает круг лиц, уполномоченных производить награждение этим ведомственным знаком отличия.

В соответствии с Законом для признания лица ветераном труда необходимым условием является наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет, и награды установленного вида, без дополнительных условий и ограничений.

Из подпункта 1 пункта 2 Постановления Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно справке ГУМВД России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № Феоктистов Д.В. имеет выслугу лет свыше 20 лет в календарном исчислении, который достаточен для назначения пенсии по выслуге лет.

Следовательно, условия, необходимые для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда», предусмотренные статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», соблюдены, и отказ в выдаче удостоверения ветерана труда по мотиву отсутствия сведений, подтверждающих федеральный уровень награждения, нарушает права заявителя, предоставленные федеральным законом, в связи с чем является незаконным.

В силу пункта 7 и 8 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о присвоении звания «Ветеран труда» оформляется путем включения лица в ведомость на присвоение звания «Ветеран труда», которая подписывается Министром социальных отношений Челябинской области и утверждается заместителем Губернатора Челябинской области по курируемому направлению. Лицам, которым в соответствии с настоящим Положением присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда».

Таким образом, требования истца о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», о возложении на ответчика обязанности по присвоению звания «Ветеран труда», подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования Феоктистов Д.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социальных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Феоктистов Д.В. в присвоении звания «Ветеран труда».

Возложить обязанность на Министерство социальных отношений Челябинской области по присвоению Феоктистов Д.В. звания «Ветеран труда» путем включения в ведомость на присвоение звания «Ветеран труда» и оформлению удостоверения «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий п\п И.И.Мотина

Копия верна. Решение в законную силу не вступило.

Копия верна. Решение вступило в законную силу «___»___________201__ года.

Решения судов:

Решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение и признании права на присвоение звания «Ветеран труда»

Решетова Л.Х. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений об установлении факта награждения медалью «70 лет Вооруженных сил», о возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда».В основании предъявленных требований истец.

Решение суда о возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда»

Савельев Н.В. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений о возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда».В основании предъявленных требований истец указал, что является получателем пенсии за выслугу лет. За время про.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Пошехнова В.А. и Симонова А.Н. - Беленького А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя губернатора Свердловской области Тертышного А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

В Положение неоднократно вносились изменения, в том числе указом губернатора Свердловской области от 20 мая 2016 года N 280-УГ, официально опубликованным в установленном порядке в "Областной газете" от 27 мая 2016 года, "Собрании законодательства Свердловской области" от 29 июня 2016 года N 5, были внесены изменения, согласно пункту 2 названного указа вступившие в силу с 1 июля 2016 года, в результате которых пункт 6 данного положения был изложен в следующей редакции:

"6. К ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда" гражданам, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято:

1) Президентом Российской Федерации;

2) Председателем Правительства Российской Федерации;

3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;

5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;

6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

7) Генеральным прокурором Российской Федерации;

8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания "Ветеран труда" указанной категории граждан, также относятся награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также знак "Победитель социалистического соревнования. года" либо знак "Ударник. пятилетки", знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности".

При этом не учитываются награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства, почетные грамоты, учрежденные Советом Министров СССР, РСФСР за достижения в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции, знак "Ударник коммунистического труда", юбилейная почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции", знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, дипломы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии, юбилейные и памятные знаки, значки, медали.".

Симонов А.Н. и Пошехнов В.А. обратились в суд с административными исками о признании не действующим в части приведенного выше пункта 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области (в указанной редакции).

Определением Свердловского областного суда от 27 ноября 2017 года административные дела по административным исковым заявлениям Симонова А.Н. и Пошехнова В.А. объединены для совместного рассмотрения в одно производство.

Административные истцы, уточнив свои требования, в совместном заявлении от 29 декабря 2017 года просили признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда в части пункт 6 Положения, а именно:

- в абзаце первом части 1 слова "К ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1" и "особые", "и продолжительный добросовестный труд";

- в части 2 слова "награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу)";

- в части 3 слова "знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба".

Решением Свердловского областного суда от 22 января 2018 года в удовлетворении административных исков отказано.

В апелляционной жалобе Симонов А.Н. и Пошехнов В.А. просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Основного Закона Российской Федерации).

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, Федеральный закон "О ветеранах"), в статье 10 которого содержится положение аналогичное приведенной выше норме.

Пунктом 1.1 этой же статьи предусмотрено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4).

Законом Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются нормативным правовым актом Свердловской области, издаваемым губернатором Свердловской области (статья 11).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах своей компетенции, в соответствии с установленным порядком и с соблюдением предусмотренной процедуры, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права заявителей не нарушает.

Такие выводы суда первой инстанции являются правильными в отношении оспариваемого пункта 6 Положения в приведенной выше редакции от 20 мая 2016 года в части слов, содержащихся в абзаце первом части 1 и в части 2 названного пункта, поскольку в данной части оспариваемая норма по существу воспроизводит приведенные выше положения федерального закона и не может рассматриваться как противоречащая ему и нарушающая права заявителей. Судебная коллегия при таком положении не находит оснований не согласиться с суждением суда о том, что оспариваемый пункт в данной части не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

В свою очередь, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый пункт 6 Положения в части слов "знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба" соответствует федеральному законодательству, издан губернатором Свердловской области в пределах предоставленных полномочий и не нарушает права административных истцов, является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.

В силу положений статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут определяться порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Критерии, в соответствии с которыми лица могут быть отнесены к категории "Ветеран труда", определены данным федеральным законом.

К таким критериям Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ относит награждение лица ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе), продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Следовательно, административный ответчик, исключая знаки отличия министерств и ведомств, в которых предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, из перечня ведомственных знаков отличия в труде (службе), учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", превысил свои полномочия, сократив круг граждан, имеющих право на присвоение данного звания в силу положений федерального закона.

Суд первой инстанции указанные противоречия не учел, оставив без внимания, что оспариваемые положения ограничивают права граждан, работающих (работавших) в министерствах и ведомствах, в которых предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба по трудовому договору, государственных гражданских служащих, проходящих (проходивших) такую службу по контракту, и награжденных в данных организациях знаками отличия, а также граждан, которые по состоянию на 30 июня 2016 года имели право на присвоение звания "Ветеран труда".

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда в части отказа в признании не действующим пункта 6 Положения в части слов "знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба" является незаконным и подлежит отмене.

В административном иске Пошехнов В.А. заявил ходатайство, поддержанное его представителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции, о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего административного дела, в размере 50 000 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Процессуальный закон предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителей (статьи 103, 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 111 названного выше кодекса стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных процессуальным законом.

В силу положений статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 10 и 11 постановления от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснил, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

В подтверждение понесенных судебных расходов административный истец представил договор оказания юридических услуг от 9 октября 2017 года, расписку о получении денежных средств за оказание юридических услуг в размере 50 000 рублей, квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Учитывая характер настоящего дела, объем оказанных представителями Пошехнова В.А. юридических услуг, продолжительность их участия в судебных заседаниях, Судебная коллегия, частично удовлетворяя апелляционную жалобу административных истцов, приходит к выводу о чрезмерности предъявленного к возмещению размера расходов и, исходя из принципа разумности и обоснованности судебных расходов, считает возможным заявленное ходатайство удовлетворить частично, взыскав с губернатора Свердловской области в пользу Пошехнова В.А. расходы на оплату услуг представителей в размере 25 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 112, 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Признать пункт 6 названного Положения в части слов "знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба" не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Свердловского областного суда от 22 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Симонова Анатолия Николаевича, Пошехнова Вячеслава Анатольевича без удовлетворения.

Взыскать с губернатора Свердловской области в пользу Пошехнова Вячеслава Анатольевича за счет казны Свердловской области судебные расходы на оплату услуг представителей в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: