Судебная практика комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Обновлено: 19.04.2024

1. Настоящее примерное положение (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273).

3. Настоящее Положение определяет порядок создания и организации работы Комиссии, её функции и полномочия, регламент работы, порядок принятия и оформления решений Комиссии.

4. Настоящее Положение принято с учётом мнения совета обучающихся (протокол от _________________ N ________) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (далее - совет родителей) (протокол от ____________ N ____).

5. Изменения в Положение могут быть внесены только с учётом мнения совета обучающихся и совета родителей, а также по согласованию с профсоюзным комитетом организации.

6. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом N 273, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, локальными нормативными актами образовательной организации, коллективным договором и настоящим Положением.

II. Порядок создания и работы Комиссии

7. Комиссия создаётся приказом руководителя организации из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся (при их наличии), представителей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и представителей работников организации в количестве не менее 3 (трёх) человек от каждой стороны.

8. Делегирование представителей участников образовательных отношений в состав Комиссии осуществляется соответственно советом обучающихся, советом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и профсоюзным комитетом организации.

9. Срок полномочий Комиссии - __________________ (устанавливается сторонами).

10. Досрочное прекращение полномочий члена Комиссии предусмотрено в следующих случаях:

1) на основании личного заявления члена Комиссии об исключении из её состава;

2) по требованию не менее 2/3 членов Комиссии, выраженному в письменной форме;

3) в случае прекращения членом Комиссии образовательных или трудовых отношений с организацией.

11. В случае досрочного прекращения полномочий члена Комиссии в её состав делегируется иной представитель соответствующей категории участников образовательных отношений в порядке, установленном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Члены Комиссии осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

13. Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

14. Координацию деятельности Комиссией осуществляет председатель, избираемый простым большинством голосов членов Комиссии из числа лиц, входящих в её состав.

15. Председатель Комиссии осуществляет следующие функции и полномочия:

1) распределение обязанностей между членами Комиссии;

2) утверждение повестки заседаний Комиссии;

3) созыв заседаний Комиссии;

4) председательство на заседаниях Комиссии;

5) подписание протоколов заседаний и иных исходящих документов Комиссии;

6) общий контроль за исполнением решений, принятых Комиссией.

16. Заместитель председателя Комиссии назначается решением председателя Комиссии из числа её членов.

17. Заместитель председателя Комиссии осуществляет следующие функции и полномочия:

1) координация работы членов Комиссии;

2) подготовка документов, вносимых на рассмотрение Комиссии;

3) выполнение обязанностей председателя Комиссии в случае его отсутствия.

18. Секретарь Комиссии назначается решением председателя Комиссии из числа её членов.

19. Секретарь Комиссии осуществляет следующие функции:

1) регистрация заявлений, поступивших в Комиссию;

2) информирование членов Комиссии в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания Комиссии о дате, времени, месте и повестке заседания;

3) ведение и оформление протоколов заседаний Комиссии;

4) составление выписок из протоколов заседаний Комиссии и предоставление их лицам и органам, указанным в пункте 41 настоящего Положения;

5) обеспечение текущего хранения документов и материалов Комиссии, а также обеспечение их сохранности.

20. Члены Комиссии имеют право:

1) участвовать в подготовке заседаний Комиссии;

2) обращаться к председателю Комиссии по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

3) запрашивать у руководителя организации информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

4) в случае предполагаемого отсутствия на заседании Комиссии доводить до сведения Комиссии своё мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое оглашается на заседании и приобщается к протоколу;

5) выражать в случае несогласия с решением, принятым на заседании Комиссии, особое мнение в письменной форме, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Комиссии;

6) вносить предложения по совершенствованию организации работы Комиссии.

21. Члены Комиссии обязаны:

1) участвовать в заседаниях Комиссии;

2) выполнять функции, возложенные на них в соответствии с настоящим Положением;

3) соблюдать требования законодательства при реализации своих функций;

4) в случае возникновения у них конфликта интересов сообщать об этом председателю Комиссии и отказываться в письменной форме от участия в соответствующем заседании Комиссии.

22. Члены Комиссии не вправе разглашать сведения и соответствующую информацию, полученную ими в ходе участия в работе Комиссии, третьим лицам.

III. Функции и полномочия Комиссии

23. При поступлении заявления от любого участника образовательных отношений Комиссия осуществляет следующие функции:

1) рассмотрение жалоб на нарушение участником образовательных отношений:

а) правил внутреннего распорядка обучающихся и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, устанавливающих требования к обучающимся;

б) образовательных программ организации, в том числе рабочих программ учебных предметов, курсов;

в) иных локальных нормативных актов по вопросам реализации права на образование, в том числе установления форм, периодичности и порядка проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

2) установление наличия или отсутствия конфликта интересов педагогического работника**;

3) справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогическими работниками;

4) рассмотрение обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

24. Комиссия не вправе осуществлять рассмотрение и урегулирование споров участников образовательных отношений с другими участниками отношений в сфере образования - федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями.

25. По итогам рассмотрения заявлений участников образовательных отношений Комиссия имеет следующие полномочия:

1) установление наличия или отсутствия нарушения участниками образовательных отношений локальных нормативных актов по вопросам реализации права на образование, а также принятие мер по урегулированию ситуации;

2) принятие решения в целях урегулирования конфликта интересов педагогического работника при его наличии;

3) установление наличия или отсутствия нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, принятие при наличии указанного нарушения мер по урегулированию ситуации, в том числе решения о целесообразности или нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания;

4) отмена или оставление в силе решения о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания;

5) вынесение рекомендаций различным участникам образовательных отношений в целях урегулирования или профилактики повторного возникновения ситуации, ставшей предметом спора.

IV. Регламент работы Комиссии

26. Заседания Комиссии проводятся на основании письменного заявления участника образовательных отношений, поступившего непосредственно в Комиссию или в адрес руководителя организации, с указанием признаков нарушений прав на образование и лица, допустившего указанные нарушения.

27. В заявлении указываются:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, а также несовершеннолетнего обучающегося, если заявителем является его родитель (законный представитель);

2) оспариваемые действия или бездействие участника образовательных отношений, а в случае обжалования решения о применении к обучающемуся дисциплинарного взыскания - оспариваемые действия или бездействие совета обучающихся и (или) совета родителей;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) участника образовательных отношений, действия или бездействие которого оспаривается, а в случае обжалования решения о применении к обучающемуся дисциплинарного взыскания - указание на приказ руководителя организации, который обжалуется;

4) основания, по которым заявитель считает, что реализация его прав на образование нарушена;

5) требования заявителя.

28. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к заявлению соответствующие документы и материалы либо их копии.

29. Заявление, поступившее в Комиссию, подлежит обязательной регистрации с письменным уведомлением заявителя о сроке и месте проведения заседания для рассмотрения указанного заявления, либо отказе в его рассмотрении в соответствии с пунктом 32 настоящего Положения.

30. При наличии в заявлении информации, предусмотренной подпунктами 1-5 пункта 27 настоящего Положения, Комиссия обязана провести заседание в течение 10 дней со дня подачи заявления, а в случае подачи заявления в каникулярное время - в течение 10 дней со дня завершения каникул.

31. При отсутствии в заявлении информации, предусмотренной подпунктами 1-5 пункта 27 настоящего Положения, заседание Комиссии его рассмотрению не проводится.

32. Участник образовательных отношений имеет право лично присутствовать при рассмотрении его заявления на заседании Комиссии.

В случае неявки заявителя на заседание Комиссии заявление рассматривается в его отсутствие.

33. При необходимости и в целях всестороннего и объективного рассмотрения вопросов повестки Комиссия имеет право приглашать на заседание руководителя организации и (или) любых иных лиц.

34. По запросу Комиссии руководитель организации в установленный Комиссией срок представляет необходимые документы.

35. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не менее 2/3 (двух третей) членов Комиссии.

V. Порядок принятия и оформления решений Комиссии

36. По результатам рассмотрения заявления участника образовательных отношений Комиссия принимает решение в целях урегулирования разногласий.

37. В случае установления факта нарушения права на образование Комиссия принимает решение, направленное на его восстановление, в том числе с возложением обязанности по устранению выявленных нарушений на обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и (или) работников организации.

38. Решение Комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов Комиссии, принявших участие в заседании. В случае равенства голосов решение принимается в пользу участника образовательных отношений, действия или бездействие которого оспаривается, а в случае обжалования решения о применении к обучающемуся дисциплинарного взыскания - в пользу обучающегося.

39. Решения Комиссии оформляются протоколами заседаний, которые подписываются всеми присутствующими членами Комиссии.

40. Решения Комиссии в виде выписки из протокола заседания в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его проведения предоставляются заявителю и лицу, на которого Комиссией возложены обязанности по устранению выявленных нарушений (в случае установления факта нарушения права на образование), руководителю организации, а также при наличии запроса совету обучающихся, совету родителей и (или) профсоюзному комитету организации.

41. Решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации и подлежит исполнению в срок, предусмотренный указанным решением.

42. В случае если заявитель не согласен с решением Комиссии по своему обращению, то он может воспользоваться правом на защиту и восстановление своих нарушенных прав и законных интересов в судебном порядке.

43. Срок хранения документов и материалов Комиссии в организации составляет 3 (три) года.

* В соответствии со статьями 381-382 Трудового кодекса Российской Федерации неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются комиссией по трудовым спорам.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних обеспечивается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

** В соответствии с пунктом 33 части первой статьи 2 Федерального закона N 273 конфликт интересов педагогического работника - это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по урегулированию споров в образовательном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Комиссия по урегулированию споров в образовательном учреждении

Судебная практика: Комиссия по урегулированию споров в образовательном учреждении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 23.08.2019 по делу N 33-13613/2019
Требование: О признании не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию сведений, изложенных в заявлении на имя прокурора, иных лиц, обязании опровергнуть сведения, взыскании компенсации морального вреда, расходов на проведение лингвистического исследования.
Обстоятельства: Указано, что ответчики - родители несовершеннолетних, посещающих спортивную секцию, руководимую истцом, обратились с заявлением в различные органы исключительно с намерением причинить вред истцу, согласно заключению специалиста в заявлении в форме утверждений содержится информация о незаконном, недобросовестном поведении истца.
Решение: В удовлетворении требования отказано. Сами заключения специалистов оценены судом первой инстанции согласно требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом всех объяснений сторон, письменных доказательств, показаний свидетелей и опроса несовершеннолетних, в защиту интересов которых выступили ответчики. Переоценка подателем апелляционной жалобы заключений специалистов, свидетельских показаний, протокола комиссии по урегулированию споров в образовательном учреждении, характеристики опрошенного ребенка одного из ответчиков не свидетельствует о судебной ошибке. С учетом перечисленных доказательств, вопреки доводам апелляционной жалобы, опрос детей ответчиков не выступил в качестве основного контрдоказательства против исковых требований. Достаточного обоснования для вызова и опроса в судебном заседании иных детей, которые не имеют родственных связей с ответчиками, истцом не приведено.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Комиссия по урегулированию споров в образовательном учреждении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовые возможности урегулирования конфликтов в системе высшего образования
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 1) Действующее правовое регулирование на первый взгляд предоставляет возможность использования переговорных технологий в рамках определенной процедуры. Речь идет о том, что в Законе об образовании предусматривается создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ст. 43, 45, 47). Так, законодательно закреплено, что комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование (ч. 2 ст. 45). Казалось бы, законодательная основа для прекращения конфликтов в сфере образования посредством именно мирного урегулирования создана.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Учителя и ученики: права и обязанности"
(выпуск 15)
(Духанина Л.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2019) Кроме этого, педагогический работник вправе обращаться в комиссию образовательной организации по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (п. 12 ч. 3 ст. 47 данного Закона).

Нормативные акты: Комиссия по урегулированию споров в образовательном учреждении

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
"Об образовании в Российской Федерации" 3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 3. Обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучающихся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

16 февраля 2016 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Курносовой О.А.

при секретаре Акаевой И.М.-Т.

с участием представителя истца, представителей ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

по иску Б. к МГТУ им. Н.Э. Баумана о признании нелегитимным состава комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, утвержденного Приказом ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана № * от ***, признании незаконным решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от ***, признании конфликтом интересов педагогического работника – преподавателя кафедры РК-3 З.

выставление заведомо необъективной неудовлетворительной оценки студенту Б.

на экзамене по предмету «Детали машин» ***, признании незаконным решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от ***, признании конфликтом интересов педагогического работника – заведующего кафедрой РК-3 З. манипуляции с баллами, выставленными студенту Б. за рубежи по курсовому проекту по предмету «Детали машин», обязании пересмотреть оценку студента Б. по курсовому проекту по предмету «Детали машин», набравшего в сумме по трём рубежам и защите курсового проекта – * баллов,

Б. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к МГТУ им. Н.Э. Баумана о признании нелегитимным состава комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, утвержденного Приказом ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана № * от ***, признании незаконным решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от ***, признании конфликтом интересов педагогического работника – преподавателя кафедры РК-3 З. выставление заведомо необъективной неудовлетворительной оценки студенту Б. на экзамене по предмету «Детали машин» ***, признании незаконным решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от ***, признании конфликтом интересов педагогического работника – заведующего кафедрой РК-3 З. манипуляции с баллами, выставленными студенту Б. за рубежи по курсовому проекту по предмету «Детали машин», обязании пересмотреть оценку студента Б. по курсовому проекту по предмету «Детали машин», набравшего в сумме по трём рубежам и защите курсового проекта – * баллов.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что преподаватель кафедры РК-3 З., из чувства личной неприязни к истцу, решил добиться отчисления истца из Университета по причине неуспеваемости последнего в связи с чем неудовлетворительно оценил ответ истца в ходе экзамена по предмету «Детали машин» ***. По мнению истца, его ответ заслуживал положительной оценки. Истец указывает, что вследствие конфликта интересов педагогического работника кафедры РК-3 З. было нарушено право истца на получение бесплатного высшего образования, однако, комиссия МГТУ им. Н.Э.

Баумана данный факт не признала в связи с чем решение комиссии является незаконным.

Истец также указывает, что со стороны заведующего кафедрой РК-3 З.

имели место манипуляции с баллами, выставленными студенту Б. за рубежи по курсовому проекту по предмету «Детали машин», что свидетельствует о конфликте интересов данного преподавателя в связи с чем решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от *** является незаконным, а выставленные с нарушениями баллы должны быть исправлены.

Представитель истца в судебное заседание явился, иск поддержал.

Представители ответчика в судебное заседание явились, просили в иске отказать по доводам письменных возражений.

Выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, студентом группы * МГТУ им. Н.Э. Баумана Б. подано заявление (вх. № * от ***) о несогласии с решением апелляционной комиссии и направлении вопроса об оспаривании оценки по предмету «Детали машин», выставленной З., на рассмотрение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Приказом ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана № * от *** создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Распоряжением ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана от *** № *** для рассмотрения поставленных в заявлении Б. вопросов утвержден состав комиссии: председатель комиссии – П. – первый проректор по учебной работе; члены комиссии: С. – проректор по административной и правовой работе, Ю. – проректор по безопасности; для участия в комиссии привлечены: З. – заведующий кафедрой «РК-3», З. – заместитель заведующего кафедрой «РК-3», Б. – председатель студенческого профкома, Д. – председатель студенческого совета; рассмотрение заявления Б. назначено на ***.

Решением комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от ***. Б. отказано в признании факта конфликта интересов педагогического работника – З., что подтверждается протоколом от ***, с указанным решением истец ознакомлен под роспись ***.

Согласно ст. 45 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; 3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Таким образом, регулирование собственно процедурных вопросов функционирования комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений отнесено к компетенции самих образовательных учреждений.

Довод истца о том, что комиссия, рассмотревшая заявление истца ***, состояла только из работников МГТУ им. Н.Э. Баумана суд находит несостоятельным, поскольку как следует из Распоряжения ректора МГТУ им.

Н.Э. Баумана от *** № *** для рассмотрения поставленных в заявлении Б.

вопросов утвержден состав комиссии в которую входят: первый проректор по учебной работе; проректор по административной и правовой работе, проректор по безопасности; заведующий кафедрой «РК-3», заместитель заведующего кафедрой «РК-3», председатель студенческого профкома, председатель студенческого совета.

Таким образом, при вынесении решения комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от *** интересы студента были представлены участием в заседании комиссии председателя студенческого профкома, председателя студенческого совета.

Состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, утвержденный Приказом № *** от ***, прав и законных интересов студента Б. не нарушает, поскольку заявление истца было рассмотрено комиссией, в составе которой присутствовали в том числе представители обучающихся.

С учетом изложенного требование истца о признании нелегитимным состава комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, утвержденного Приказом ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана № *** от ***, удовлетворению не подлежит.

Довод истца о том, решение комиссии от *** является незаконным, поскольку истцу было отказано в проведении экспертизы экзаменационных листов суд также находит несостоятельным, т.к. предметом рассмотрения комиссии являлся конфликт интересов преподавателя кафедры РК-3 З., а не обоснованность выставленной им оценки. Кроме того, Б. воспользовался правом на апелляцию результатов экзамена по курсу «Детали машин».

По смыслу действующего законодательства сущность конфликта интересов заключается в противоречии между личным интересом и профессиональной обязанностью педагогического работника.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что у преподавателя кафедры РК-3 З. отсутствовал личный интерес при принятии экзамена у студента Б., который бы противоречил профессиональной обязанности, а именно, выставлению объективной оценки студенту Б. на экзамене по предмету «Детали машин» ***.

В судебном заседании установлено, что распоряжением ректора МГТУ им.

Н.Э. Баумана от *** № *** для рассмотрения поставленных в заявлении Б.

вопросов утвержден состав комиссии: председатель комиссии – П. – первый проректор по учебной работе; члены комиссии: С. – проректор по административной и правовой работе, Ю. – проректор по безопасности; для участия в комиссии привлечены: Ш. – декан факультета «РК», Б. – председатель студенческого профкома, Д. – председатель студенческого совета; рассмотрение заявления Б. назначено на ***.

Решением комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от *** Б. отказано в признании факта конфликта интересов педагогического работника – заведующего кафедрой РК-3 З., что подтверждается протоколом от ***.

При вынесении решения комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от *** интересы студента были представлены участием в заседании комиссии председателя студенческого профкома, председателя студенческого совета в связи с чем требование истца о признании незаконным решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от *** в связи с нелегитимностью состава комиссии, рассмотревшей заявление Б. ***, удовлетворению не подлежит.

Согласно п. 1.1 Положения о модульно-рейтинговой системе в МГТУ им.

Н.Э. Баумана, утвержденного ректором в феврале 2012г., Положение определяет применение модульно-рейтинговой системы для оценки индивидуальных результатов обучения студента при модульной организации учебного процесса в университете.

В силу п. 1.3 Положения в МГТУ им. Н.Э. Баумана устанавливается единое максимальное число баллов по дисциплине, равное 100, которое может быть начислено студенту за выполнение обязательных учебных работ.

Согласно п. 1.5 Положения мониторинг результатов обучения студента производится в системе «Электронный университет», в которой публикуется рейтинг студентов.

В соответствии с п. 2.2 Положения баллы по результатам текущего контроля студентов в семестре, просуммированные по всем видам выполненных учебных работ, являются основой оценки за освоение модулей дисциплины.

Согласно п. 2.3 Положения итоговая аттестация по дисциплине (экзамен, дифференцированный зачет, зачет) проводится после выполнения студентом запланированного объема учебных работ и получения по каждому модулю оценки, не ниже минимально установленной. В результате проведения текущего контроля при наборе студентом по сумме всех модулей по дисциплине 60 и более баллов выставляется зачет или соответствующая набранным баллам оценка.

В силу п. 3.3 Положения основными видами контроля знаний, умений и навыков в течение каждого модуля являются лабораторные работы, домашние задания, контрольные работы, рубежные контроли и т.п.

Согласно п. 3.4 Положения за каждое контрольное мероприятие и за модуль в целом выставляются оценки в баллах, которые вводятся в «Электронный университет».

В соответствии с п. 3.10 Положения студент, сдавший все контрольные мероприятия, получает итоговую оценку по дисциплине за семестр в соответствии со шкалой: 0-59 – неудовлетворительно (не зачет); 60-70 – удовлетворительно (зачет); 71-84 – хорошо (зачет); 85-100 – отлично (зачет).

Согласно п. 3.14 Положения по результатам итоговой аттестации студенту не может быть выставлена итоговая оценка по дисциплине ниже оценки, набранной в течение семестра по модулям.

В соответствии с п. 3.15 Положения результат по дисциплине за семестр определяется как сумма баллов, полученных за все модули и баллов за итоговый контроль по дисциплине (при его наличии). Таким образом, 70 баллов студент может набрать за работу в семестре и 30 - по результатам итогового контроля.

Согласно п. 4.2 Положения преподаватели, в том числе, своевременно обеспечивают внесение набранных баллов за модули по дисциплине в систему «Электронный университет».

Истцом представлены суду скриншоты, сделанные им из личного кабинета системы «Электронный университет», содержащие информацию о выставленных студенту Б. баллах по дисциплине «Детали машин».

Так, по состоянию на *** истцу были выставлены баллы: *, *, *, * всего *, по состоянию на *** – *, *, *, * всего *.

Однако, учитывая, что ранее (***) истцу было выставлено * баллов, то по состоянию на *** количество баллов не должно было измениться в сторону уменьшения.

Таким образом, по состоянию на *** у Б. должно было быть: *, *, *, *, а всего * баллов, что соответствует оценке «отлично».

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что баллы не фиксируются на бумажном носителе, а сразу вносятся в систему «Электронный университет».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку ранее выставленные преподавателем баллы не могли измениться в сторону уменьшения, то требование Б. об обязании МГТУ им. Н.Э. Баумана выставить Б. оценку по курсовому проекту по дисциплине «Детали машин» в соответствии с баллами, набранными студентом по трём рубежам и защите курсового проекта в размере * баллов, подлежит удовлетворению.

Суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда в части выставления Б. оценки по курсовому проекту по дисциплине «Детали машин» в соответствии с баллами, набранными студентом по трём рубежам и защите курсового проекта в размере * баллов, установив, что решение в этой части должно быть исполнено в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Поскольку, согласно Положению о модульно-рейтинговой системе в МГТУ им.

Н.Э. Баумана, утвержденному ректором в феврале 2012г., обязанность по обеспечению внесения набранных баллов за модули по дисциплине в систему «Электронный университет» возложена на преподавателя, учитывая, что З.М.

занимает должность заведующего кафедрой РК-3, то довод истца о наличии у З.М. конфликта интересов, представляющего собой манипуляции с баллами, выставленными студенту Б. за рубежи по курсовому проекту по предмету «Детали машин», суд находит несостоятельным.

В силу ст. 98 ГПК РФ с МГТУ им. Н.Э. Баумана в пользу Б. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере *** руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Обязать МГТУ им. Н.Э. Баумана в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу выставить Б. оценку по курсовому проекту по дисциплине «Детали машин» в соответствии с баллами, набранными студентом по трём рубежам и защите курсового проекта в размере * баллов.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с МГТУ им. Н.Э. Баумана в пользу Б. расходы по оплате государственной пошлины в размере *** руб.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья О.А. Курносова Решение в окончательной форме составлено 30 марта 2016г.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании недействительной сделки по отчуждению комнаты

З. обратилась в суд с иском к У., У. о признании недействительной сделки по отчуждению комнаты, прекращении права собственности.Истец указывает, что в момент возбуждения исполнительного производства № *** – *** в собственности ответчика У.находила.

Решение суда о признании договоров купли- продажи ценных бумаг от ***

Л. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к НБ «ТРАСТ» (ОАО), ЗАО «Управляющая компания «ТРАСТ» о признании договоров купли-продажи ценных бумаг от ***, договора брокерского обслуживания от ***, договора об оказан.

В целях создания оптимальных условий для урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам нарушения ими локальных нормативных актов, устанавливающих требования к обучающимся, объем, содержание и планируемые результаты образования, формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации, нормы профессиональной этики педагогических работников и т.д., Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования (далее - Профсоюз) подготовили примерное положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее - Положение), создание которой в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрено частью 2 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Минпросвещения России и Профсоюз предлагают:

разместить Положение на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");

рекомендовать в отраслевых соглашениях на региональном уровне руководствоваться Положением при разработке работодателями локальных нормативных актов о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

разместить локальные нормативные акты о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработанные с учетом Положения, на официальных сайтах соответствующих организаций в сети "Интернет".

Кроме того, Минпросвещения России и Профсоюз обращают внимание на необходимость ознакомления педагогических работников с локальными нормативными актами о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании следующих положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ):

работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (абзац десятый части второй статьи 22 ТК РФ);

при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (часть третья статьи 68 ТК РФ).

Заместитель Министра просвещения

Председатель Профессионального союза

работников народного образования

и науки Российской Федерации

к письму Минпросвещения России

и Общероссийского Профсоюза образования

от _________ 2019 г. N ___

(наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность)

(наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность)

Протокол от _________________ N ______

Приказ от _______________ N _______

о комиссии по урегулированию споров между участниками

I. Общие положения

1. Настоящее примерное положение (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273).

В соответствии со статьями 381 - 382 Трудового кодекса Российской Федерации неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются комиссией по трудовым спорам.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних обеспечивается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. Настоящее Положение определяет порядок создания и организации работы Комиссии, ее функции и полномочия, регламент работы, порядок принятия и оформления решений Комиссии.

4. Настоящее Положение принято с учетом мнения совета обучающихся (протокол от _______ N ___) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (далее - совет родителей) (протокол от _________ N ___).

5. Изменения в Положение могут быть внесены только с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей, а также по согласованию с профсоюзным комитетом организации.

6. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом N 273, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, локальными нормативными актами образовательной организации, коллективным договором и настоящим Положением.

II. Порядок создания и работы Комиссии

7. Комиссия создается приказом руководителя организации из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся (при их наличии), представителей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и представителей работников организации в количестве не менее 3 (трех) человек от каждой стороны.

8. Делегирование представителей участников образовательных отношений в состав Комиссии осуществляется соответственно советом обучающихся, советом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и профсоюзным комитетом организации.

9. Срок полномочий Комиссии - __________ (устанавливается сторонами).

10. Досрочное прекращение полномочий члена Комиссии предусмотрено в следующих случаях:

1) на основании личного заявления члена Комиссии об исключении из ее состава;

2) по требованию не менее 2/3 членов Комиссии, выраженному в письменной форме;

3) в случае прекращения членом Комиссии образовательных или трудовых отношений с организацией.

11. В случае досрочного прекращения полномочий члена Комиссии в ее состав делегируется иной представитель соответствующей категории участников образовательных отношений в порядке, установленном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Члены Комиссии осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

13. Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

14. Координацию деятельности Комиссией осуществляет председатель, избираемый простым большинством голосов членов Комиссии из числа лиц, входящих в ее состав.

15. Председатель Комиссии осуществляет следующие функции и полномочия:

1) распределение обязанностей между членами Комиссии;

2) утверждение повестки заседаний Комиссии;

3) созыв заседаний Комиссии;

4) председательство на заседаниях Комиссии;

5) подписание протоколов заседаний и иных исходящих документов Комиссии;

6) общий контроль за исполнением решений, принятых Комиссией.

16. Заместитель председателя Комиссии назначается решением председателя Комиссии из числа ее членов.

17. Заместитель председателя Комиссии осуществляет следующие функции и полномочия:

1) координация работы членов Комиссии;

2) подготовка документов, вносимых на рассмотрение Комиссии;

3) выполнение обязанностей председателя Комиссии в случае его отсутствия.

18. Секретарь Комиссии назначается решением председателя Комиссии из числа ее членов.

19. Секретарь Комиссии осуществляет следующие функции:

1) регистрация заявлений, поступивших в Комиссию;

2) информирование членов Комиссии в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания Комиссии о дате, времени, месте и повестке заседания;

3) ведение и оформление протоколов заседаний Комиссии;

4) составление выписок из протоколов заседаний Комиссии и предоставление их лицам и органам, указанным в пункте 41 настоящего Положения;

5) обеспечение текущего хранения документов и материалов Комиссии, а также обеспечение их сохранности.

20. Члены Комиссии имеют право:

1) участвовать в подготовке заседаний Комиссии;

2) обращаться к председателю Комиссии по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

3) запрашивать у руководителя организации информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

4) в случае предполагаемого отсутствия на заседании Комиссии доводить до сведения Комиссии свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое оглашается на заседании и приобщается к протоколу;

5) выражать в случае несогласия с решением, принятым на заседании Комиссии, особое мнение в письменной форме, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Комиссии;

6) вносить предложения по совершенствованию организации работы Комиссии.

21. Члены Комиссии обязаны:

1) участвовать в заседаниях Комиссии;

2) выполнять функции, возложенные на них в соответствии с настоящим Положением;

3) соблюдать требования законодательства при реализации своих функций;

4) в случае возникновения у них конфликта интересов сообщать об этом председателю Комиссии и отказываться в письменной форме от участия в соответствующем заседании Комиссии.

22. Члены Комиссии не вправе разглашать сведения и соответствующую информацию, полученную ими в ходе участия в работе Комиссии, третьим лицам.

III. Функции и полномочия Комиссии

23. При поступлении заявления от любого участника образовательных отношений Комиссия осуществляет следующие функции:

1) рассмотрение жалоб на нарушение участником образовательных отношений:

а) правил внутреннего распорядка обучающихся и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, устанавливающих требования к обучающимся;

б) образовательных программ организации, в том числе рабочих программ учебных предметов, курсов;

в) иных локальных нормативных актов по вопросам реализации права на образование, в том числе установления форм, периодичности и порядка проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

2) установление наличия или отсутствия конфликта интересов педагогического работника ;

В соответствии с пунктом 33 части первой статьи 2 Федерального закона N 273 конфликт интересов педагогического работника - это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

3) справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогическими работниками;

4) рассмотрение обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

24. Комиссия не вправе осуществлять рассмотрение и урегулирование споров участников образовательных отношений с другими участниками отношений в сфере образования - федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями.

25. По итогам рассмотрения заявлений участников образовательных отношений Комиссия имеет следующие полномочия:

1) установление наличия или отсутствия нарушения участниками образовательных отношений локальных нормативных актов по вопросам реализации права на образование, а также принятие мер по урегулированию ситуации;

2) принятие решения в целях урегулирования конфликта интересов педагогического работника при его наличии;

3) установление наличия или отсутствия нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, принятие при наличии указанного нарушения мер по урегулированию ситуации, в том числе решения о целесообразности или нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания;

4) отмена или оставление в силе решения о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания;

5) вынесение рекомендаций различным участникам образовательных отношений в целях урегулирования или профилактики повторного возникновения ситуации, ставшей предметом спора.

IV. Регламент работы Комиссии

26. Заседания Комиссии проводятся на основании письменного заявления участника образовательных отношений, поступившего непосредственно в Комиссию или в адрес руководителя организации, с указанием признаков нарушений прав на образование и лица, допустившего указанные нарушения.

27. В заявлении указываются:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, а также несовершеннолетнего обучающегося, если заявителем является его родитель (законный представитель);

2) оспариваемые действия или бездействие участника образовательных отношений, а в случае обжалования решения о применении к обучающемуся дисциплинарного взыскания - оспариваемые действия или бездействие совета обучающихся и (или) совета родителей;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) участника образовательных отношений, действия или бездействие которого оспаривается, а в случае обжалования решения о применении к обучающемуся дисциплинарного взыскания - указание на приказ руководителя организации, который обжалуется;

4) основания, по которым заявитель считает, что реализация его прав на образование нарушена;

5) требования заявителя.

28. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к заявлению соответствующие документы и материалы либо их копии.

29. Заявление, поступившее в Комиссию, подлежит обязательной регистрации с письменным уведомлением заявителя о сроке и месте проведения заседания для рассмотрения указанного заявления, либо отказе в его рассмотрении в соответствии с пунктом 32 настоящего Положения.

30. При наличии в заявлении информации, предусмотренной подпунктами 1 - 5 пункта 27 настоящего Положения, Комиссия обязана провести заседание в течение 10 дней со дня подачи заявления, а в случае подачи заявления в каникулярное время - в течение 10 дней со дня завершения каникул.

31. При отсутствии в заявлении информации, предусмотренной подпунктами 1 - 5 пункта 27 настоящего Положения, заседание Комиссии его рассмотрению не проводится.

32. Участник образовательных отношений имеет право лично присутствовать при рассмотрении его заявления на заседании Комиссии.

В случае неявки заявителя на заседание Комиссии заявление рассматривается в его отсутствие.

33. При необходимости и в целях всестороннего и объективного рассмотрения вопросов повестки Комиссия имеет право приглашать на заседание руководителя организации и (или) любых иных лиц.

34. По запросу Комиссии руководитель организации в установленный Комиссией срок представляет необходимые документы.

35. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 (двух третей) членов Комиссии.

V. Порядок принятия и оформления решений Комиссии

36. По результатам рассмотрения заявления участника образовательных отношений Комиссия принимает решение в целях урегулирования разногласий.

37. В случае установления факта нарушения права на образование Комиссия принимает решение, направленное на его восстановление, в том числе с возложением обязанности по устранению выявленных нарушений на обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и (или) работников организации.

38. Решение Комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов Комиссии, принявших участие в заседании. В случае равенства голосов решение принимается в пользу участника образовательных отношений, действия или бездействие которого оспаривается, а в случае обжалования решения о применении к обучающемуся дисциплинарного взыскания - в пользу обучающегося.

39. Решения Комиссии оформляются протоколами заседаний, которые подписываются всеми присутствующими членами Комиссии.

40. Решения Комиссии в виде выписки из протокола заседания в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его проведения предоставляются заявителю и лицу, на которого Комиссией возложены обязанности по устранению выявленных нарушений (в случае установления факта нарушения права на образование), руководителю организации, а также при наличии запроса совету обучающихся, совету родителей и (или) профсоюзному комитету организации.

41. Решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации и подлежит исполнению в срок, предусмотренный указанным решением.

42. В случае если заявитель не согласен с решением Комиссии по своему обращению, то он может воспользоваться правом на защиту и восстановление своих нарушенных прав и законных интересов в судебном порядке.

43. Срок хранения документов и материалов Комиссии в организации составляет 3 (три) года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: