Судебная полиция франции где заседает

Обновлено: 23.04.2024

Решение PàS указано в разделе Википедии: Техническое слияние . Это техническое слияние, а не голосование за или против слияния.

Вы только что прикрепили модель > , выполните следующие действия:

Прикрепите баннер к другим страницам, которые необходимо объединить . Важно : имя должно совпадать с названием статьи, которую предлагается удалить (решение PàS).

Используйте этот текст:

Важно : добавьте раздел в Technical Fusion .

Используйте этот текст:

Областное управление судебной полиции префектуры полиции в Париже (иногда сокращенно DRPJ Париж или DYP ) является направление прикрепляется к штаб - квартире полиции в Париже , который расположен в 36, Rue Du Бастион в Париже 17 - го . Вплоть до сентябрь 2017 , его головной офис располагался по адресу : quai des Orfèvres, 36 на острове Сите ( 1- я улица Парижа ).

Резюме

История

Создание

В современном виде управление судебной полиции (ДПЯ) префектуры полиции было создано постановлением 1 - го августа 1913 и постановление префектуры о 3 августа 1913 г. . Указ был подписан Селестеном Hennion , префект полиции в то время. Это творение преследовало три цели:

  1. упразднение научно-исследовательского управления;
  2. создание управления судебной полиции;
  3. создание службы общей информации и игр (часто сокращенно «РГ»).

Двигаться

Если головной офис находится с момента его создания (1913 г.) по 2017 г. по адресу 36, quai des Orfèvres , услуги распространяются на восемнадцать различных участков.

В сентябрь 2017 , Все службы (кроме BIS ) перенесены на 36 Rue du Bastion в 17- м округе Парижа , рядом с Парижским двором , два здания соединены между собой. Этот переезд обеспечивает дополнительную площадь 5000 м 2 и более современные помещения.

Логотип


Бывший логотип DRPJ Paris до 2017 года . На заднем плане - 36 quai des orfèvres.


Текущий логотип DRPJ Paris с 2017 года . Особо представлены окна 36 rue du Bastion .

По случаю смены штаб-квартиры был изменен логотип. Действительно, новый логотип стилизованно представляет новое здание, расположенное по адресу: rue du Bastion, 36 . Также появляется цифра «36», подчеркивая преемственность, потому что старое сиденье имело тот же номер.

Навыки и умения

Территория

Миссия

DPJ отвечает за борьбу с преступностью и организованной или специализированной преступностью, за внедрение и контроль технических и научных ресурсов полиции и судебно-медицинской экспертизы, ИТ-инструментов и оперативной документации для помощи в расследованиях.

Организационная структура


Бронетранспортер бригады по исследованию и оперативному вмешательству префектуры полиции Парижа припаркован в одном из дворов здания суда Парижа .

DRPJ имеет следующую структуру:

  • Сотрудники DRPJ ;
  • суб-управление Центральными бригад :
    • преступная бригада (BC или Крим ' ),
    • бригада по борьбе с наркотиками (BS или Stups ),
    • бригада для подавления бандитизма (BRB),
    • команда подавления сутенеров (BRP или La Mondaine ),
    • исследования и вмешательства бригады (BRI или Antigang ),
    • бригады по защите несовершеннолетних (BPM или Несовершеннолетние ),
    • бригада для исполнения судебных решений (BeDJ);
    • финансовый отряд ,
    • проницательная команда по борьбе с преступностью,
    • бригада мошенничества со средствами платежа,
    • отряд по борьбе с экономическими преступлениями,
    • бригада по пресечению правонарушений против личности,
    • отдел расследования мошенничества в сфере
    • 1 - й ДПЯ ( в том числе 1 - го , 2 E , 3 E , 4 - я , 8 - я , 9 - я , 16 - я , 17 - е районов - центральный и западный Париж ) , состоящих из судебной поддержки ячейки и две секции: -criminal, общие и финансовые расследования; -группа по подавлению бандитизма, инициатив и наркотиков
    • 2 - й ДПЯ ( в том числе 10 - я , 11 - я , 12 - я , 18 - я , 19 - я , 20 - е округов, то есть север и к востоку от Парижа),
    • 3 - й ДПЯ ( в том числе 5 - й , 6 - й , 7 - й , 13 - й , 14 - й , 15 - й округов, все из округов в « левом берегу Парижа »),
    • СДПЖ О-де-Сен (92),
    • СДПЯ Сен-Сен-Дени (93),
    • СДПЯ Валь-де-Марна (94),
    • на региональные группы вмешательства Парижа, О-де-Сен, Валь-де-Марн и Сен-Сен-Дени;
    • областная судебно - медицинская служба идентичности ,
    • областная криминальная служба документации ,
    • служба оперативного управления (оборудование, человеческие ресурсы, недвижимость и финансы, обучение).

    Примечания и ссылки

    Заметки

    1. ↑ Аббревиатура от «региональное управление судебной полиции Парижа».
    2. ↑ Аббревиатура от «направление судебной полиции».

    Рекомендации

    1. ↑ a и b« Региональное управление судебной полиции - Париж » , на сайте service-public.fr (по состоянию на 30 июня 2020 г. ) .
    2. ↑« После« Тигровых бригад », созданных в 1907 году, была учреждена судебная полиция -« Судебная полиция » » , на сайте Government.fr (по данным 22 мая 2017 г. ) .
    3. ↑« Презентационный буклет DRJP Paris » , на interieur.gouv.fr , 2017 г. (по состоянию на 31 августа 2017 г. ) .
    4. ↑« Мифический Quai des Orfèvres направляется к улице rue du Bastion , 36» , на lefigaro.fr( дата последней консультации будет предоставлена ​​после проверки ) .
    5. ↑« Organigramme de la DRPJ »[PDF] , на interieur.gouv.fr (по состоянию на 4 марта 2020 г. ) , стр. 3.

    Смотрите также

    Библиография

    Во Франции , то судебный пристав определяется статьей 14 Уголовно - процессуального кодекса : «Он несет ответственность, в соответствии с различиями , установленными в настоящем разделе, к преступлениям , нотных против уголовного права , чтобы собрать доказательства и представить доказательства найти авторов. » . Таким образом, она отличается от административной полиции , начиная с Уголовно- исполнительного кодекса 1795 года.

    Резюме

    Принцип действия

    Статья 12 Уголовно-процессуального кодекса: «Судебная полиция осуществляется под руководством прокурора должностными лицами, должностными лицами и агентами, назначенными в соответствии с этим названием» .

    Операции

    Судебная полиция может вмешаться на основании судебного или полицейского расследования . Полицейское расследование может представлять собой расследование явных фактов , запланированных в отношении преступлений, совершение которых продолжается или только что завершилось, или предварительное расследование , что является наиболее частым случаем. Существуют также специальные режимы для расследований, инициированных с целью установления причин смерти или травм, а также для расследования тревожных исчезновений.

    Персонал и компетентность

    Судебная полиция осуществляется национальной жандармерией , национальной полицией , таможней , мэрами и их заместителями, муниципальной полицией , а также некоторыми органами государственных служащих , обладающих особыми полномочиями. Например: инспекторы труда , то инспекторы охраны окружающей среды , сотрудники налоговой администрации ( DNEF ), то сельская полиция , как частные охранники и т. д.

    Список агентов и их прерогатив закреплен в каждой статье Уголовно-процессуального кодекса, касающейся соответствующего качества. Персонал делится на сотрудников судебной полиции (OPJ), сотрудников судебной полиции (APJ), помощников сотрудников судебной полиции (APJA) и сотрудников судебной таможни (ODJ).

    До 1993 года префект обладал полномочиями судебной полиции. Эти полномочия были отменены законом от 4 июня 1993 г. .

    Сотрудники судебной полиции и судебной таможни для осуществления полномочий, связанных с их качествами, должны быть назначены на должность с миссиями судебной полиции; и должны получить разрешение от генерального прокурора юрисдикции, в которой они работают.

    Офицеры судебной полиции обладают общей компетенцией судебной полиции и, в отличие от APJ и APJA, обладают исключительными правами в отношении наиболее важных мер, таких как заключение под стражу или личные поборы. Судебные таможенники обладают компетенцией атрибуции и обладают теми же полномочиями, что и сотрудники судебной полиции (OPJ).

    Компетенция сотрудников и агентов судебной полиции находится в пределах территории. Тем не менее, они могут иметь исключения в определенных случаях (например: служба, имеющая юрисдикцию над несколькими высокими судами (TGI) и, следовательно, подпадающая под юрисдикцию нескольких прокуроров, таких как региональная транспортная полиция в регионе Парижа или региональные группы вмешательства., Которые объединяют несколько администраций часто в нескольких отделениях). Судебные таможенники обладают юрисдикцией на всей территории страны.

    Мелешко Александр

    Судебная юрисдикция
    Рассмотрение дела в судах ассизов. Преступления в узком смысле слова (crimes) рассматриваются судами ассизов по первой инстанции с участием 3 профессиональных судей и 6 присяжных.

    Присяжными могут быть несудимые граждане, достигшие 23 лет (ст. 255 УПК Франции), умеющие читать и писать, владеющие французским и обладающие политическими правами. Имеется широкий круг лиц, которые не могут быть присяжными. Помимо судимых, это отстраненные от исполнения обязанностей должностные лица, агенты государства и коммун и др.

    Список присяжных составляется ежегодно для каждого суда ассизов. В него входят 1800 лиц для суда Парижа и 1300 – для других департаментов. Указанный ежегодный список формируется на основании предварительных списков, составляемых мэром каждой коммуны на основании списка избирателей в результате публичной жеребьевки (ст. 260, 261 УПК Франции). Данный лист поступает в суд ассизов, где соответствующая комиссия, возглавляемая президентом суда апелляционной инстанции и, помимо иных чиновников, включающая председателя адвокатского образования соответствующей территории, проверяет его и составляет на его основе окончательный ежегодный лист присяжных и специальный лист запасных присяжных.

    За 30 дней до открытия судебной сессии из ежегодного списка присяжных председатель апелляционного суда или президент трибунала высокой инстанции (или уполномоченное ими лицо) публично по жребию избирают 39 присяжных для сессии соответствующего суда ассизов (ст. 266 УПК Франции). Также из специального списка запасных присяжных избираются запасные присяжные. Выбранные таким образом присяжные вызываются в конкретное судебное заседание.

    Предоставляется право на мотивированные и немотивированные отводы. Немотивированных отводов у подсудимого не более четырех, а у стороны обвинения – не более трех (ст. 297, 298 УПК РФ).

    Подсудимые могут договориться о порядке реализации своего права. Если этого не происходит, они путем жребия определяют, в какой очередности каждый из них заявляет отводы. В таком случае в отношении каждого из присяжных в этой установленной очередности подсудимыми заявляются отводы до тех пор, пока общее количество немотивированных отводов, предоставленное стороне защиты, не будет исчерпано (ст. 300 УПК Франции).

    Подсудимый вправе пригласить адвоката. Если он не имеет возможности сделать это, председатель назначает защитника. Как специально подчеркнуто в ст. 274 УПК Франции, возможности назначить защитника у председательствующего нет, если подсудимый пригласил своего адвоката. В исключительных случаях председательствующий может допустить в качестве советника родственника или друга обвиняемого.

    Как и в России, в процессе могут принимать участие потерпевший, представители гражданского истца (гражданская сторона).

    Специально подчеркивается, что, общаясь с обвиняемым, адвокат вправе принести в место свидания с ним все необходимые материалы дела. Их копии бесплатно предоставляются каждому из обвиняемых, а также гражданской стороне.

    Не менее чем за 24 часа до начала слушания сторона обвинения и сторона защиты раскрывают друг другу список свидетелей и лиц, подлежащих вызову (ст. 281 УПК Франции).

    Если обвинения в отношении подсудимого не связаны между собой, председательствующий имеет право отложить рассмотрение одного или нескольких таких обвинений.

    Разбирательство носит публичный характер. Исключительно по ходатайству потерпевшего председательствующий назначает заседание при закрытых дверях, если дело касается тяжких преступлений, связанных с той или иной формой сексуального насилия или эксплуатации. Однако, как и в России, решение по существу провозглашается публично.

    По сравнению с англосаксонской моделью председательствующий играет более существенную роль, на что в свое время обращал внимание еще А.Ф. Кони. Председательствующий начинает заседание с изложения фактов обвинения, как они сообщены в решении о передаче дела, принятом следственным судьей. Излагает он и правовые вопросы, применимые к данным фактам (ст. 327 УПК Франции).

    Далее председательствующий разъясняет подсудимому права и допрашивает его (ст. 328 УПК Франции). После этого допрашиваются вызванные свидетели. В случае неявки свидетеля его могут подвергнуть приводу. Не явившийся без уважительных причин свидетель может быть оштрафован на сумму до 3750 евро. Перед допросом свидетелей суд предпринимает меры, чтобы они не общались между собой.

    Присяжные имеют право задавать вопросы свидетелям и подсудимым с разрешения председательствующего. Однако они обязаны воздерживаться от выражения своего мнения. Адвокат вправе ставить вопросы непосредственно перед обвиняемым, свидетелями, гражданским истцом. Обвиняемый задает вопросы через председательствующего.

    Свидетели могут быть допрошены о личности и нравственном облике обвиняемого (ст. 331 УПК Франции).

    Свидетели дают присягу говорить только правду и ничего кроме правды (de dire toute la vérité, rien que la vérité). Без присяги допрашиваются близкие родственники, обвиняемые или осужденные по делам, связанным с рассматриваемым делом, а также некоторые иные лица, указанные в законе. К ним относятся не только близкие родственники, определенные ст. 5 УПК РФ, но и бывший супруг (супруга). Однако и эти лица могут быть допрошены под присягой, если ни одна из сторон не возражает против этого.

    Свидетели вправе, как и в нашем процессе, пользоваться письменными заметками с разрешения председательствующего.

    После дачи показаний свидетели остаются в зале судебных заседаний. Однако согласно ст. 338 УПК Франции по ходатайству сторон суд должен удалить давшего показания свидетеля для того, чтобы после показаний других свидетелей решить вопрос о его повторном допросе, в том числе в виде конфронтации (confrontation).

    Статья 339 УПК Франции дает возможность председательствующему допросить обвиняемых по процессуальным вопросам без участия присяжных.

    Свидетелям и подсудимому в ходе дачи ими показаний могут предъявляться вещественные доказательства.

    После исследования доказательств проводятся прения, в которых последнее слово всегда принадлежит адвокату и подсудимому.

    В случае если подсудимый, гражданская сторона (потерпевший, гражданский истец), свидетель не владеют французским языком, председательствующий приглашает переводчика.

    УПК Франции детально регулирует порядок постановки вопросов перед присяжными.

    Также закон дословно описывает, каким должно быть напутственное слово председательствующего (ст. 353 УПК Франции), хотя его значение, очевидно, носит формальный характер. Ведь присяжные совещаются тайно вместе с профессиональными судьями, обсуждая и вопрос наказания. Голосование производится бюллетенями.

    Решения, неблагоприятные для подсудимого, должны быть приняты большинством, составляющим не менее 6 голосов из 9 (8 голосов из 12 для апелляционной инстанции).

    Протокол судебного заседания составляется и подписывается в течение 3 суток с момента провозглашения решения.

    Решение суда ассизов по вопросам права или факта может быть обжаловано в апелляционный суд ассизов, заседающий в составе 3 профессиональных судей и 9 присяжных. Такой состав апелляционной инстанции появился относительно недавно – он введен после реформы уголовного процесса 2000-х годов. К слову, готовность Французской Республики обеспечить обвиняемому полноценное повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции с участием присяжных резонирует с апелляционным производством в наших судах, где институт проверки доказательств носит формальный характер.

    Положение осужденного не может быть ухудшено апелляционным судом по его жалобе. Апелляция рассматривается другим судом ассизов. Он определяется апелляционным судом, а в случае несогласия сторон с его выбором – палатой по уголовным делам Кассационного суда Франции (ст. 380-14 УПК Франции).

    Высшая инстанция для обжалования – Кассационный суд Франции, решающий вопросы права.

    Судебное рассмотрение дел о деликтах. Дела о деликтах разбираются коррекционными трибуналами, заседающими в составе 3 профессиональных судей. Если дело может обернуться затяжным слушанием, по решению президента трибунала высокой инстанции назначаются дополнительные судьи, которые могут заменить выбывшего до вынесения решения судью, чтобы не нарушать принцип непосредственного исследования доказательств.

    В отношении специально предусмотренных в УПК Франции деликтов рассмотрение может осуществляться судьей единолично (дела о причинении вреда здоровью на транспорте, мошенничества со своим имуществом после выдачи чека другому лицу, экологические деликты и др.).

    В УПК Франции предусмотрена процедура признания вины, когда при подтверждении подсудимым фактов, положенных в основу обвинения, наказание в виде заключения под стражу не может превышать одного года от половины предусмотренного срока лишения свободы.

    В отношении специально предусмотренных законом деликтов по решению президента трибунала может быть осуществлена упрощенная процедура назначения наказания. В этом случае наказание в виде лишения свободы вынесено быть не может. Ограничен и размер штрафа. Упрощенная процедура возможна с согласия на нее подсудимого.

    По делам о деликтах в коррекционных трибуналах доказательства оцениваются по внутреннему убеждению (intime conviction). Провозглашается принцип непосредственного исследования доказательств. Судья должен основывать свое решение только на доказательствах, исследованных в судебном заседании; решение не может быть основано на доказательствах, не исследованных в судебном процессе (ст. 427 УПК Франции).

    В ст. 428 УПК Франции провозглашается принцип свободной оценки доказательств. Указано, что признание, как и иные доказательства, оценивается судьями свободно.

    Применительно к отдельным видам доказательств особо подчеркивается, что протокол допроса должен содержать вопросы, на которые отвечал допрашиваемый. Отмечается, что любой протокол, рапорт не имеет доказательственной ценности, если он составлен не в предусмотренной форме, а автор документа, действуя в официальном качестве, лично не воспринимал описанные в нем события (ст. 429 УПК Франции). Как тут не вспомнить формулировки наших приговоров: «Вина подсудимого подтверждается рапортом о совершении преступления».

    Вместе с тем, несмотря на принцип свободной оценки доказательств, сохранены отголоски формальной теории доказывания. Так, в ст. 431 УПК Франции говорится о том, что в случае, когда закон наделил сотрудников судебной полиции специальными полномочиями по фиксации деликтов протоколами или рапортами, такие документы опровергаются свидетелями или другими письменными доказательствами.

    Также специально отмечено, что переписка с адвокатом не может быть письменным доказательством (ст. 433 УПК Франции).

    При необходимости суд имеет право назначить экспертизу.

    Перед допросом свидетелей председательствующий допрашивает подсудимого. В этом смысле наш процесс, предоставляя подсудимому возможность дать показания в любой момент с разрешения председательствующего, более либерален.

    Допрашиваемые свидетели дают клятву говорить только правду. Дети до 6 лет клятву не приносят, равно как и близкие родственники подсудимого. После допроса свидетеля судья вправе по ходатайству сторон удалить его из зала судебных заседаний с тем, чтобы впоследствии в случае необходимости допросить его повторно или провести очную ставку (ст. 454 УПК Франции).

    Допрашиваемые в качестве свидетелей журналисты не обязаны раскрывать источники информации.

    В ходе судебного заседания могут исследоваться вещественные доказательства, по поводу которых в случае необходимости задаются вопросы.

    Предусмотрена возможность выехать на место происшествия для более полного выяснения обстоятельств дела (ст. 456 УПК Франции).

    После допроса свидетелей проводятся прения, в которых последнее слово принадлежит защитнику и обвиняемому.

    Рассмотрение дел о проступках. Проступки пятого класса разбираются по существу полицейским трибуналом в составе председателя, прокурора и секретаря. Остальные проступки рассматриваются единолично мировым судьей (juge de proximite).

    Дела поступают из прокуратуры, так как предварительное расследование необязательно. Если судья выявляет, что совершен не проступок, а деликт или преступление, материал возвращается прокурору.

    По общему правилу производство по нарушениям (проступкам) носит упрощенный заочный характер, если судья не решит, что необходим состязательный процесс (ст. 525 УПК Франции). Тогда он возвращает дело прокурору. Если дело рассмотрено в упрощенном порядке и вынесено решение, оно направляется прокурору и лицу, совершившему проступок. Эти лица, получив извещение, могут высказать свои возражения против упрощенного порядка. В этом случае применяются общие правила рассмотрения дела, предусмотренные для деликтов.

    По делам данной категории рапорты и протоколы, составленные сотрудниками полиции, презюмируются достоверными, пока обратное не доказано свидетельскими показаниями или письменными доказательствами (ст. 537 УПК Франции).

    Особые положения
    УПК Франции, помимо традиционной специфики, связанной с судопроизводством по военным делам, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, по делам с международным элементом, по запросам о выдаче и правовой помощи, по делам, касающимся безопасности государства, обязательствам, связанным с членством в ЕС (Европейский ордер на арест и т.д.), регламентирует производство по делам об отдельных преступлениях, в том числе в сфере наркотиков или организованной преступности.

    Например, по делам по незаконному обороту наркотиков так называемая проверочная закупка санкционируется не как в России, руководителем того же органа, который ее проводит (что, кстати, вызывает критику ЕСПЧ), а прокурором либо следственным судьей (ст. 706-32 УПК Франции). При этом, как прямо указано в законе, такие действия не должны инициировать совершение преступления.

    Французский уголовно-процессуальный закон предусматривает также возможность пересмотра окончательного решения, если после обвинительного приговора открылся новый факт или новый элемент, неизвестный на день вынесения решения и способный поставить под сомнение виновность осужденного (ст. 622 УПК Франции).

    Ответственность юридических лиц
    Юридические лица привлекаются к публично-правовой ответственности в порядке, установленном УПК Франции. К ним применяются общие санкции в виде штрафа и специфические санкции, связанные с принудительной ликвидацией, запретом деятельности и т.д. Сумма штрафа увеличивается в пять раз по сравнению с размером штрафа, установленного для физического лица, совершившего аналогичное правонарушение. Если штраф за правонарушение для физического лица не установлен, его сумма определена в размере до 1 млн евро. Процедура судопроизводства в отношении юридических лиц в целом аналогична общему порядку, действующему в отношении лиц физических.

    Надеюсь, читатель обратил внимание, что у нашего и французского уголовно-процессуального закона много «общих мест» и неслучайных, как надо думать, совпадений. Однако во Франции немало идей, не нашедших отражения в нашем законе. Полагаю, что дальнейшее изучение и осмысление зарубежного опыта позволит нам улучшить качество правового регулирования уголовно-процессуальных отношений и достигнуть желаемых результатов правоприменения.

    P.S. Хочу выразить благодарность петербургскому адвокату Владиславу Вадимовичу Лапинскому, который подал идею этого очерка и своими советами помог воплотить ее в жизнь. Использовано законодательство Франции по состоянию на май 2017 г. с портала правовой информации legifrance.gouv.fr.

    Мелешко Александр

    В последнее время участники уголовно-процессуальных отношений, включая автора этого очерка, все чаще вспоминают древнюю мудрость о тяготах жизни в эпоху перемен. Бесконечное мелкое и не очень реформирование уголовно-процессуального законодательства заставляет нас задуматься о том, к чему нас ведет законодатель и где в конце концов мы хотим оказаться. В этой связи особую актуальность приобретает изучение зарубежного процессуального опыта. Это касается и стран англо-американской модели правосудия, и стран континентального права, с которыми у нас исторически сложились более тесные отношения в плане восприятия и реализации правовых идей. В области уголовного процесса это касается, наверное, в первую очередь уголовно-процессуального законодательства Франции, которому и посвящен этот очерк.

    Уголовный процесс Франции основан на разделении форм судопроизводства в зависимости от вида совершенного правонарушения. Вид правонарушения определяет подведомственность дела определенному суду при рассмотрении его по существу (des juridictions de jugement) и необходимую форму досудебного производства по нему (des juridictions d`instruction).

    Французское уголовное право разделяет все уголовно наказуемые деяния на три вида:
    нарушения (или проступки) (contravention) – те правонарушения, за которые установлено максимальное наказание в виде штрафа до 3000 евро (ст. 131.13 УК Франции). Они разделяются на пять классов. Рассматриваются мировыми судьями, а правонарушения пятого класса – полицейскими трибуналами.
    деликты (delites) – те правонарушения, за которые установлено максимальное наказание до 10 лет лишения свободы (ст. 131.4 УК Франции). Рассматриваются коррекционными трибуналами, входящими на правах палаты в трибуналы высокой инстанции.
    преступления (crimes) – те правонарушения, за которые установлено наказание в 10 и более лет лишения свободы вплоть до пожизненного заключения (ст. 131.1 УК Франции).

    Суды, рассматривающие дела по существу
    Полномочия и компетенция суда определяются как УПК Франции, так и Кодексом организации судопроизводства.

    Суды ассизов. Рассматривают преступления (crimes). Они организованы в Париже и в каждом департаменте Франции (ст. 232 УПК Франции). В состав входят 3 профессиональных судьи и 6 присяжных заседателей. В апелляционной инстанции – 3 профессиональных судьи и 9 присяжных. Решения против подсудимого принимаются квалифицированным большинством голосов – в 6 голосов для первой инстанции и 9 голосов для апелляционной инстанции соответственно.

    Коррекционные трибуналы (le tribunal correctionnel). Рассматривают деликты (ст. 381 УПК Франции) в составе председательствующего судьи и двух судей (ст. 398 УПК Франции). Решения коррекционного трибунала может быть обжаловано в апелляцию, которая также заседает в составе трех судей (ст. 510 УПК Франции).

    Коррекционные трибуналы организационно входят в трибуналы высокой инстанции (le tribunal de grand instance) в виде палаты (chamber). Например, Трибунал высокой инстанции в Париже имеет 15 коррекционных палат. Трибуналы высокой инстанции имеются в каждом департаменте Франции.

    Кроме того, в состав трибунала высокой инстанции организационно входят следственные судьи и судьи по свободам и задержанию, о которых речь пойдет ниже и которые по существу дело не рассматривают.

    Полицейские трибуналы. К их компетенции относятся правонарушения (проступки) пятого класса. С июля 2017 г. будут рассматривать все правонарушения во исполнение Закона от 18 ноября 2016 г. Дела рассматриваются судьей единолично. Организованы в каждом департаменте Франции и в крупных кантонах.

    Мировые судьи (juge de proximite) рассматривают нарушения (проступки), за исключением проступков пятого класса. С июля 2017 г. мировые судьи перестанут рассматривать уголовные дела.

    Интересно, что мировой судья не является в полном смысле профессиональным судьей и назначается из практикующих юристов сроком на 7 лет. Такой судья проходит некоторую профессиональную подготовку до начала выполнения своих обязанностей.

    Иные участники судопроизводства
    Судебная полиция. В УПК Франции определен уголовно-процессуальный статус судебной полиции, представленной жандармерией, национальной и муниципальной полицией. Судебная полиция проводит неотложные следственные действия при обнаружении преступления, предварительное дознание до возбуждения уголовного дела, под контролем прокурора отвечает за сбор доказательств и поиск лиц, причастных к преступлению. Судебная полиция по открытому (возбужденному) делу выполняет поручения следственного судьи.

    Прокуратура (ministère public). Прокурор республики. Прокуратура отнесена к стороне обвинения и осуществляет публичные полномочия, направленные на соблюдение закона на основе принципа беспристрастности, а также на надлежащее выполнение судебных решений. Ее представители участвуют в рассмотрении уголовного дела по существу в качестве обвинителей, все судебные решения провозглашаются в присутствии сотрудников прокуратуры. Как специально отмечается в законе, прокуратура ответственна за выработку аргументов, направленных на надлежащее отправление правосудия (ст. 31–33 УПК Франции).

    Прокурор республики определяется как должностное лицо, лично или через своих заместителей представляющее прокуратуру в отправлении ее функций. В рамках судебной юрисдикции он участвует в заседаниях судов ассизов, трибуналов высокой инстанции, полицейских трибуналов и при необходимости мировых судей (ст. 39 УПК Франции).

    Следственный судья (juge d`instruction). Является знаковой фигурой французского уголовного процесса на досудебной стадии. Он организует предварительное расследование и структурно входит в трибунал высокой инстанции. Однако формально следственный судья независим. В узком (российском) смысле слова правосудие он не отправляет и не может принимать участие в рассмотрении по существу дел, в которых участвовал в качестве следственного судьи. Независимость следственного судьи не означает бесконтрольность.

    Его действия подконтрольны соответствующей палате (палата расследований) при апелляционном суде. Этот суд является вышестоящим по отношению к трибуналу высокой инстанции, к которому принадлежит следственный судья. Указанная палата рассматривает жалобы участников процесса на действия следственного судьи. В случае поступления такой жалобы дело передается следственным судьей в палату (ст. 173 УПК Франции). Прокурор дает свое заключение по жалобе (ст. 194 УПК Франции), после чего палата выносит свое решение, имея возможность полностью или в части аннулировать действия следственного судьи (ст. 174 УПК Франции).

    Для обеспечения гарантий независимости правосудия от предшествующего ему предварительного расследования следственный судья и судьи апелляционной инстанции, контролирующие в той или иной форме расследование, организационно входят в палаты (палаты расследований), не занимающиеся рассмотрением дел по существу. Таким образом, при сохранении судебного контроля за следствием на формальном институционном уровне исключается возможность какой-либо предвзятости в отношении подсудимого со стороны судей первой и апелляционной инстанций, рассматривающих дело по существу.

    Судья по свободам и содержанию под стражей (juge des libertes et la detention). Этот институт введен Законом от 15 июня 2000 г. о презумпции невиновности. Организационно такие судьи также входят в трибуналы высокой инстанции. Они тоже не слушают дела по существу, что является компетенцией судей других палат. Например, в состав Суда высокой инстанции Парижа входят как судьи коррекционных палат, слушающие уголовные дела о деликтах по существу, так и судья по свободам и задержанию. Их компетенции при этом в известной степени не пересекаются.

    Что наиболее важно, судья по свободам и содержанию под стражей должен обладать рангом президента или вице-президента соответствующего суда (ст. 137-1 УПК Франции), то есть быть одним из наиболее подготовленных и профессиональных судей. Неслучайно в одном из интервью David Peyron, судья по свободам и содержанию под стражей Трибунала высокой инстанции Парижа, сообщил, что «пост судьи по свободам и задержанию находится в сердце уголовного правосудия», будучи на передовой столкновения публичных и частных интересов.

    Решения такого судьи относительно меры пресечения могут быть обжалованы в апелляционном порядке. При этом жалобу будут рассматривать судьи особой палаты по свободам и задержанию при соответствующем апелляционном суде, не участвующие в рассмотрении дела по существу.

    Подозреваемый, обвиняемый. Во французском уголовном процессе на стадии предварительного расследования лицо, привлекаемое к ответственности, может иметь два статуса. Первый статус именуется timion assiste – нечто среднее между свидетелем и обвиняемым (подозреваемый). С него не берется клятва о даче правдивых показаний. Такое лицо по своей инициативе вправе потребовать для себя права обвиняемого, обратившись с соответствующим заявлением к следственному судье. В этом случае он получает такие права и считается обвиняемым.

    Второй статус – mise en examen, что более или менее соответствует отечественному понятию «обвиняемый». Обвинение согласно ст. 80.1 УПК Франции предъявляется тому и только тому лицу (под угрозой недействительности этого обвинения), в отношении которого существуют веские или взаимосвязанные улики того, что он мог участвовать в совершении преступления.

    Адвокат. Выступает на стороне как подозреваемого и обвиняемого, так и потерпевшего. В своей деятельности в области уголовного правоприменения адвокат должен руководствоваться не только УПК Франции, но и Кодексом профессиональной этики (Code de déontologie des avocats), последний из которых (ныне действующий) вступил в силу 4 ноября 2005 г. Данный Кодекс принят законодательным актом – Декретом премьер-министра Французской Республики (Доминика де Вильпена) от 12 июля 2005 г. № 2005-790. Поэтому в отличие от российского КПЭА, принятого профессиональным сообществом и обязательного только внутри него, французский Кодекс этики адвоката является важным элементом всей системы судопроизводства. Он обязывает (в силу публично-властного характера своего происхождения) всех участников уголовного процесса соблюдать и уважать закрепленные в Кодексе основы адвокатской профессии: свободу, независимость и достоинство при осуществлении им профессиональной деятельности.

    Впервые официально признанная декретом Филиппа XI Валуа в 1327 г. адвокатура была упразднена во время Французской революции в 1791 г. и восстановлена в 1810 г. С 1971 г. адвокаты получили монополию в большинстве сфер юридической деятельности перед другими представителями юридической профессии, в том числе по вопросам представительства в суде. Однако за исключением некоторых судов (Кассационный суд Франции) стороны могут выступать в суде лично, без участия адвоката. Доступ к профессии предполагает сдачу экзамена в одной из школ адвокатов. Для поступления в школу также сдается теоретический экзамен. Поступить в школу могут лица, получившие степень мастера права (минимум 4 года обучения на юридическом факультете). Обучение в таких школах длится 2 года.

    Каждый адвокат должен состоять в бюро, действующем при Трибунале большой инстанции. Адвокаты таких бюро выбирают членов совета своего адвокатского образования и батонье – координатора адвокатов, приписанных к бюро. На уровне всей Франции адвокаты представлены Национальным советом бюро адвокатов.

    Потерпевший, гражданский истец, «гражданская сторона» (partie civile) – участвует в судебной и досудебной юрисдикциях. На досудебной стадии он может обращаться с заявлением о совершении преступления, подавать заявления и ходатайства, обжаловать действия следственного судьи. На судебной стадии ему предоставлены права участия в судебном разбирательстве, в том числе право участвовать в прениях сторон.

    P.S. Хочу выразить благодарность петербургскому адвокату Владиславу Вадимовичу Лапинскому, который подал идею этого очерка и своими советами помог воплотить ее в жизнь. Использовано законодательство Франции по состоянию на май 2017 г. с портала правовой информации legifrance.gouv.fr.


    Правоохранительная деятельность во Франции имеет долгую историю, восходящую к 570 году нашей эры, когда системы ночного наблюдения были обычным явлением. Полицейская деятельность централизована на национальном уровне. Недавно законодательство разрешило местным органам власти нанимать собственных полицейских, которых называют « муниципальной полиции » .

    Существуют две национальные полицейские силы, которые называются « Национальная полиция » и « Национальная жандармерия » . Префектура полиции Парижа предоставляет полицию услуги непосредственно в Париж в качестве подразделения французского министерства внутренних дел . В рамках этих национальных сил только определенные уполномоченные сотрудники полиции имеют право проводить уголовные расследования, которые контролируются следственными судьями .

    СОДЕРЖАНИЕ

    Организации

    Национальные агентства

    Во Франции есть две национальные полицейские силы :

    • Национальная полиция , ранее называвшаяся Sreté , считается гражданской полицией. Его истоки восходят к 1812 году, и он был создан Эженом Франсуа Видоком . В 1966 году его название было официально изменено на « Национальная полиция ». Он несет основную ответственность за крупные города и крупные городские районы. Police Nationale находятся под контролем Министерства внутренних дел; его численность составляет примерно 150 000 человек.

    На обочине дороги на переднем плане - французские жандармы, а на заднем - еще двое с жандармским фургоном.

    • Национальная жандармерия входит в состав вооруженных сил Франции. Он несет основную ответственность за охрану небольших городов и сельских районов, а также вооруженных сил и военных объектов, безопасности аэропортов и морских портов. Как военная сила, жандармерия имеет высокоцентрализованную организационную структуру. Он находится под контролем как Министерства обороны, так и Министерства внутренних дел (в том, что касается его гражданских обязанностей). История жандармерии восходит к 1306 году, когда король Филипп Ле Бель (Филипп Прекрасный) сформировал первую конную военную полицию, получившую название « Maréchaussée ». Между 1697 и 1699 годами король Людовик XIV утвердил свою власть над полицией во Франции, и Мареша стала официальной правоохранительной ветвью страны. В феврале 1791 года революционное правительство Франции переименовало его в национальную жандармерию . Сегодня во Франции около 105 000 жандармов .

    Другие агентства

    Национальный уровень


    • Главное управление по вопросам внутренней безопасности ( направление женераль де ла sécurité intérieure ( DGSI )) возникла в 2008 году, первоначально в качестве Главного управления внутренней разведки ( направление Центральный дю renseignement intérieur ( DCRI )). DCRI объединил две службы штаб-квартиры национальной полиции. Главное управление общей разведки ( Direction Centrale де Renseignements Généraux ( RG )) была поставлена задача сбора разведывательных данных, классификации и анализа. Управление по надзору за территорией ( Direction - де - ла наблюдения дю в территориях ( DST )) была эксплуатационная служба штатское поставлена задача контрразведка, борьба с терроризмом и экономической безопасности. В 2014 году DCRI был выведен из структуры Национальной полиции и напрямую подчинен Министерству внутренних дел в качестве отдельного агентства, а название DCRI было изменено на Главное управление внутренней разведки. Служба неофициально известна как RG по аббревиатуре бывшего Центрального управления общей разведки.
    • Direction générale des douanes et droits indirects , в настоящее время гражданская таможенная служба, более известная как «Дуан », подчиняетсяминистру бюджета, государственного бухгалтерского учета и государственных служащих; его численность составляет примерно 17000 человек. Он работает в основном в иных рамках, чем другие агентства;


    Капитан Национального управления лесов измеряет пойманную черепаху перед тем, как выпустить ее на природу в 2008 году.

    • Национальное управление лесов и другие государственные природоохранные агентства являются продолжением военной корпорации по водным ресурсам и лесам, основанной в 1291 году и сегодня подчиняющейся какМинистерству окружающей среды, такиМинистерству сельского хозяйства. У них есть особые правоохранительные и полицейские полномочия по охране окружающей среды, которые варьируются от загрязнения окружающей среды, охоты, рыбалки, лесных продуктов до охраны природы. В 2007 году его численность составляла примерно 10 000 человек, не считая Национального управления лесов;
    • Корпус надзорного персонала тюремной администрации , созданныйуказомот 14 апреля 2006 года. Задачи тюремных надзирателей заключаются в обеспечении исполнения приговоров, помощи в интеграции или реинтеграции заключенных, обеспечении общественной безопасности при соблюдении интересов заключенных. общество, права потерпевших и права задержанных.

    Местный уровень


    Муниципальные полицейские могут заметить все нарушения, но не могут расследовать их. В сельской местности также есть местная полиция, а для сельских полицейских управления полиции как такового не существует. Обратите внимание на неоднородность местной полиции как по средствам, так и по оснащению.

    • Муниципальная полиция - это местная полиция городов Франции. Французская муниципальная полиция находится в прямом подчинении мэра и может быть вооружена, а может и не быть вооружена по усмотрению местного мэра.
      • Муниципальной полиции Парижа является Париж префектуры полиции , отделение полиции Nationale, которые оказывают помощь « Направление де ла ПРОФИЛАКТИКА, де ла Sécurité и де ла защиты » (DPSP) (предотвращение, безопасности и Директората защиты) состоит агентов с полномочиями муниципальной полиции под названием inspecteurs de sécurité (инспекторы безопасности).

      Полиция и жандармерия

      Руководство обоих агентств централизовано, и у них обоих есть обычные обязанности по контролю отклонений, соответственно, за исключением разных географических точек во Франции. Police Nationale отвечает за Париже и других городских районах , в то время как жандармерия отвечает за малых городов и сельских районов с населением менее 20000 жителей. Существование двух национальных полицейских сил со схожими целями и полномочиями, но несколько разными зонами деятельности, временами создавало трения или соперничество между ними. Иногда предлагалось их слияние.

      По мере развития пригородных жилищ этого все больше и больше становилось недостаточно. Кроме того, перевод города из зоны полиции в зону жандармерии часто вызывает споры, поскольку, как правило, подразделения жандармерии обслуживают обширную территорию.

      Таким образом, было принято решение о перераспределении полномочий, которое было осуществлено в период с 2003 по 2005 годы. В настоящее время большие мегаполисы полностью находятся в ведении полиции. Сельские и пригородные районы, а также некоторые небольшие города с населением от 5 000 до 16 000 человек находятся в ведении жандармерии .

      Кроме того, у полиции и жандармерии есть определенные зоны полномочий:

      • полиция занимается вопросами о допуске, контроле и продолжении пребывания иностранцев (пограничная полиция);
      • жандармерия обрабатывать все вопросы , касающиеся военных, полицейских в море, безопасность аэропортов и безопасность некоторых общественных зданий ( Республиканская гвардия ).

      Французские полицейские юрисдикции

      Во французском языке термин « полиция» относится не только к силам, но и к общему понятию «поддержание правопорядка» (полицейская деятельность).

      В этом общем смысле есть два типа полиции:

      • административная полиция ( административная полиция ), поддержание общественного порядка, проверка безопасности и контроль дорожного движения, помощь людям, находящимся в непосредственной опасности, обязанности по защите и т. д.
      • судебная полиция ( police judiciaire ), осуществляющая уголовное преследование и расследование преступлений и тяжких преступлений под руководством магистрата ( Procureur de la République ) в каждом случае.

      Кроме того, мэр ( le maire ) наделен полномочиями административной полиции в коммуне (муниципалитете), что означает, что он или она может приказать полиции обеспечить соблюдение муниципальных постановлений.

      Судья наделен полномочиями полиции в зале суда (т.е. он или она может приказать исключить людей, которые срывают судебное разбирательство).

      До 1984 года национальная полиция участвовала в догоспитальных спасательных операциях и транспортировке раненых (так называемые полицейские службы безопасности ). Догоспитальная помощь теперь оказывается пожарными ; однако горные спасательные работы делятся между PGHM жандармерии (pelotons de gendarmerie de haute montagne , высокогорные взводы жандармерии) и CRS национальной полиции ( compagnies républicaines de sécurité ; республиканские [национальные] охранные компании).

      Многие другие страны последовали французской модели и создали отдельные полицейские агентства с той же ролью, но с другой юрисдикцией.

      Местный участок «национальной полиции» (называемый комиссариатом ) или «национальной жандармерии» (называемый бригадой ) может быть не в состоянии проводить сложные расследования. По этой причине и полиция, и жандармерия имеют региональные службы, занимающиеся уголовными расследованиями ( police judiciaire ); они известны как «региональные службы судебной полиции» ( Services régionaux de la Police judiciaire ) в полиции, «исследовательские секции» ( Sections de recherche de la Gendarmerie nationale ) в жандармерии. Кроме того, и полиция, и жандармерия имеют лаборатории, предназначенные для криминалистики . Служба судебно-медицинской экспертизы полиции называется Police Technique et scientifique (Техническая и научная полиция). Это эквивалент американских единиц CSI.

      Национальная полиция также имеет несколько центральных офисов с национальной юрисдикцией, которым поручены определенные задачи, например, национальное антитеррористическое подразделение.

      И в полиции, и в жандармерии есть полицейские тактические подразделения . У жандармерии есть самый передовой и самый известный, GIGN ; у полиции есть группы RAID и BRI . Жандармерия также имеет бронетанковые и десантные эскадрильи.

      И у полиции, и у жандармерии есть силы по борьбе с массовыми беспорядками : CRS ( C ompagnies R épublicaines de S écurité) для полиции, мобильная жандармерия для жандармерии. Они вмешиваются по всей стране.

      Одна из причин для поручения вооруженным силам решать вопросы гражданской полиции заключается в том, что военным не разрешается проводить забастовки, в отличие от гражданских государственных служащих, таких как персонал полиции, что позволяет правительству всегда иметь инструмент правоохранительных органов. под рукой.

      Еще одно преимущество жандармерии состоит в том, что, будучи кадровыми солдатами, они имеют право применять вооруженную силу гораздо менее ограниченно, чем полиция (в популярной культуре это так называемая лицензия на убийство ).

      Жандармы имеют бесплатное жилье внутри своих соответствующих бригад (участков) жандармерии или живут в казармах ( казармах ), что не относится к полиции.

      Процедуры


      Административная полиция

      В полиции административных включает ряд действий , осуществляемых под руководством и контролем исполнительной власти , в частности префект , полиции и жандармерии сил провести ряд действий , обеспечивающих общественный порядок . Они включают:

      • управление дорожным движением
      • проведение уличных демонстраций
      • размещение сил по борьбе с беспорядками (CRS или мобильная жандармерия )

      Судебная полиция

      В judiciaire полиции включают в себя ряд действий , осуществляемых под руководством и контролем судебных органов . Они включают:

      • преследование и арест подозреваемых
      • допрос подозреваемых на некоторых этапах судебного расследования
      • сбор доказательств
      • выдача ордеров на обыск

      Эти действия должны соответствовать правилам, изложенным в статьях 12–29 Уголовно-процессуального кодекса ( Code de procédure pénale ).

      Для более эффективного выполнения этих задач Главное управление судебной полиции Французской национальной полиции объединяет все подразделения, специализирующиеся на расследовании уголовных преступлений. Жандармерия аналогом являются разделы научно-исследовательский (научно - исследовательские секции).

      Права и ограничения


      Полномочия французской полиции и жандармерии ограничены статутом. Правила процедуры зависят от стадии расследования:

      • Преступления, совершенные на месте преступления , когда подозреваемый был обнаружен в совершении преступления, или преследовался свидетелями, или у него были обнаружены предметы, связанные с преступлением, или по другой вероятной причине .
      • Предварительное расследование: неясно, было ли совершено преступление или какое преступление, но есть веские основания полагать, что это могло иметь место.
      • Судебная информация: следственный судья (судья, не относящийся к полиции) осуществляет надзор за расследованием дела, в котором достоверно или, по крайней мере, очень вероятно, что преступление было совершено.

      В частности, за исключением преступлений на месте преступления , правоохранительные органы не могут проводить обыски или аресты без специального поручения следственного судьи. В зависимости от правового статуса дел не все сотрудники правоохранительных органов могут действовать; некоторые полномочия ограничены лицами с особыми правовыми квалификациями (см. следующий раздел).

      Офицеры и агенты судебной полиции


      Процедуры, которым следуют сотрудники полиции и жандармерии при проведении уголовных расследований, устанавливаются Уголовно-процессуальным кодексом ( Code de procédure pénale ) и применимой судебной практикой. Уголовные расследования проводятся под надзором судебных органов (в зависимости от этапа, под надзором прокурора или следственного судьи).

      Существует три судебных квалификации: «офицер судебной полиции» ( Officier de police judiciaire или OPJ), «агент судебной полиции» ( agent de police judiciaire или APJ) и «агент помощника судебной полиции» ( присоединенный APJ ). Квалификации OPJ и APJ могут быть реализованы только в том случае, если они связаны с должностью, где они необходимы, а для OPJ - номинальным решением генерального прокурора их района. Эти прерогативы временно приостанавливаются, когда они организованными силами участвуют в операциях по поддержанию общественного порядка (т. Е. Борьбе с беспорядками).

      • Мэры и заместители мэров являются OPJ. Такое расположение используется редко.
      • В Национальной полиции они квалифицируются как OPJ:
        • комиссары и выше;
        • титулярные члены командного корпуса, номинально перечисленные в совместном решении министров юстиции и внутренних дел;
        • члены Corps d'encadrement et d'application , проработавшие три года и номинально перечисленные в совместном решении министров юстиции и внутренних дел.
        • офицеры
        • унтер-офицеры, проработавшие три года службы, номинально назначенные совместным решением министров юстиции и обороны.

        Эти решения о выдвижении кандидатур на должности министров могут быть приняты только после утверждения конкретной комиссией. Действующие правила также требуют завершения экзамена по правовым вопросам.

        Большинство других членов национальной полиции и жандармерии являются APJ. Остальные сотрудники национальной полиции, а также члены муниципальной полиции являются помощниками APJ.

        Только OPJ могут обслуживать обыск (в том числе любой поиск, более инвазивный, чем внешняя пальпация) и помещать кого-либо под стражу («garde à vue») на 24 часа; APJ могут только помочь им в этих задачах. В случае, если подозреваемый был задержан APJ, он или она должны быть доставлены в OPJ, который, в свою очередь, должен сообщить об этом государственному обвинителю. Согласно закону, любой гражданин может задержать виновника преступления или правонарушения, которое может быть наказано тюремным заключением ( арест гражданина ), и привести его или ее в ОПС. Однако это проблематично в случае «простого» гражданина из-за оценки того, что может быть наказано тюремным заключением или нет, и из-за возможных злоупотреблений (злоупотребления являются ограничением личной свободы и могут быть привлечены к ответственности за незаконное заключение) .

        Должностное лицо судебной полиции может быть отозвано судебной властью, если сотрудник вел себя ненадлежащим образом. Генеральный прокурор выставляет оценки OPJ, и эти оценки принимаются во внимание при возможном продвижении по службе.

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: