Суда специального назначения это

Обновлено: 23.04.2024

Судно специального назначения — общее название судов, предназначенных для выполнения строго определенных работ или задач. К судам специального назначения обычно относят буксиры, ледоколы, спасательные, пожарные, исследовательские, экспедиционные и другие суда. EdwART. Толковый… … Морской словарь

Судно — (англ. vessel, ship, craft) по законодательству РФ о торговом мореплавании самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыбопромыслового флота в КТМ РФ* понимаются обслуживающие… … Энциклопедия права

судно — плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных состязаний, а также для военных целей. В праве рассматривается в качестве производственной единицы пароходства или другого предприятия … Большой юридический словарь

Имандра (судно) — «Имандра» Имандра Флаг … Википедия

Воздушное судно — Airbus A380 самый большой серийный авиалайнер в мире. У этого термина существуют и другие значения, см. Воздушный корабль (значения). Воздушное судно, в соответстви … Википедия

Научно-исследовательское судно — или экспедиционное судно – морское, озёрное или речное судно, используемое для исследования водных масс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. Научно исследовательские суда (НИС) строятся не только по специальному проекту, но и… … Википедия

Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского — Эта статья о высшем учебном заведении, существовавшем до 1998 года. О ныне существующем вузе см. Военно морской инженерный институт Военно морской инженерный институт (ВМИИ) Год основания 1998 Студенты … Википедия

Перегудов, Владимир Николаевич — Владимир Николаевич Перегудов Дата рождения: 28 июня 1902(1902 06 28) Место рождения: город Балаково, Саратовская область Д … Википедия

Владимир Николаевич Перегудов — Дата рождения: 28 июня 1902 Место рождения: Россия, Балаково Дата смерти: 19 сентября 1967 Гражданство … Википедия

Владимир Перегудов — Владимир Николаевич Перегудов Дата рождения: 28 июня 1902 Место рождения: Россия, Балаково Дата смерти: 19 сентября 1967 Гражданство … Википедия



Служебно-вспомогательные суда представляют относительно небольшую по тоннажу, но весьма многочисленную по номенклатуре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории.

вспомогательные суда


К вспомогательным судам относят: буксиры, перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят плавучие пристани и дебаркадеры.




Буксиры, относящиеся к классу вспомогательных судов не имеют принципиальных отличий от транспортных буксиров. Их разделяют на морские и рейдовые, портовые и для внутренних водоемов.
Буксиры, особенно портовые, отличаются малой длиной, обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и большой остойчивостью.

служебные суда


Служебные суда подразделяются на суда специального назначения, обслуживающие суда и административно-служебные суда.

суда специального назначения


Суда специального назначения это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся научно-исследовательские суда, экспедиционные суда, гидрографические суда и учебные суда.


В число научно-исследовательских входят суда для комплексных океанических исследований и для проведения геофизических и гидробиологических исследований. Научно-исследовательские суда бывают различных типов и размеров.


Учебные суда служат для проведения учебной плавательной практики курсантов и студентов морских учебных заведений. Эти суда бывают парусными, парусно-моторными и с механическим двигателем.



обслуживающие суда


Обслуживающие суда включают ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах), медико-санитарные (плавучие госпитали, медицинские суда), плавучие гостиницы, суда-выставки, спасательные суда, пожарные суда, лоцманские суда, плавучие маяки и посыльно-разъездные суда.



Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути.


Ледоколы имеют два-три кормовых винта и нередко один-два носовых. Носовые винты несколько ухудшают ходовые качества ледокола на свободной воде, однако при ходе по льду они засасывают воду из-подо льда, облегчая тем самым его продавливание (ледоколы форсируют лед толщиной более 1 метра, продавливая его носовой частью, имеющей наклонный подрез).


Корпус ледокола отличается особой прочностью. Для освобождения ледокола, зажатого льдами, его раскачивают с помощью перекачки воды в специальные креновые и дифферентные цистерны, расположенные по бортам и в оконечностях судна.


Наиболее эффективными являются атомоходы, которые практически не имеют ограничений в районе плавания. Ледокол несет на борту вертолет, выполняя, таким образом, самостоятельную ледовую разведку.


Спасательные суда служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки.


Пожарные суда - это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.


Лоцманские суда - это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.


Плавучие маяки - специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.

административно-служебные суда




Административно-служебные суда включают инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные суда и правительственные яхты.



Основным признаком отечественной классификации судов является его назначение. Все гражданские суда, в зависимости от их назначения, подразделяют на транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда технического флота.

ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА


Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные транспортные суда.

типы грузовых судов


Грузовые суда разделяют на два основных класса - сухогрузные и наливные, к которым, в свою очередь, относятся суда различных типов и назначений.

ТИПЫ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ


Класс сухогрузных судов включает сухогрузные суда общего назначения и специализированные суда - для перевозки определенных грузов.


СУХОГРУЗНЫЕ СУДА общего назначения предназначены для перевозки генеральных грузов и являются наиболее распространенным типом судов.




Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда - однопалубные, большие - двух- и трехпалубные). Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один-два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм - для удобства погрузочно-разгрузочных работ.


К СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ СУХОГРУЗНЫМ СУДАМ относятся рефрижераторные, контейнерные, трейлерные суда, суда для перевозки навалочных грузов, лесовозы, суда для перевозки автомашин, скота и др.




РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ СУДА предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С.


Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов.


Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.


КОНТЕЙНЕРНЫЕ СУДА (контейнеровозы) предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов.


Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах.


Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами - портальными кранами.


ТРЕЙЛЕРНЫЕ СУДА служат для перевозки грузов, находящихся в так называемых трейлерах автоприцепах (суда типа Ро-Ро). Груз, размещенный в колесных прицепах, можно погрузить (или выгрузить), вкатывая или выкатывая трейлеры на судно и обратно в течение очень короткого времени - за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузе. Грузоподъемность трейлерных судов составляет от 1000 до 10000 тонн, скорость хода 20-26 узлов. Как и контейнерные, трейлерные суда в последнее время получают большое распространение. Некоторые новые суда этого типа приспосабливают для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе). Такие суда называют контрейлерными.


СУДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрении, строительных материалов, зерна и т. п. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспортного флота.




Суда для навалочных грузов (балкеры) подразделяют на рудовозы, суда, перевозящие наиболее тяжелый груз, суда для легкого груза и универсальные. Некоторые из этих судов могут иметь двойное назначение, например, в одном направлении перевозят навалочный груз, а в обратном - автомобили, или туда - руду, а обратно - нефть (нефтерудовозы).


Суда данного типа - однопалубные, с машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме. От других сухогрузных судов они отличаются большой грузоподъемностью до 150000 тонн и относительно невысокой скоростью хода около 14-16 узлов.


Грузовые трюмы имеют, как правило, в нижней и верхней частях наклонные стенки, обеспечивающие самораспределение груза (самоштивку) как в продольном, так и в поперечном направлении. Цистерны, находящиеся между этими стенками и бортом, предназначены для приема водяного балласта, количество которого обычно значительно больше, чем на сухогрузных судах общего назначения. Некоторые суда имеют в грузовых трюмах продольные переборки, уменьшающие крен при смещении груза на борт, а второе дно имеет утолщенный настил и подкрепления, позволяющие производить грузовые операции грейфером.


Подавляющее число судов для навалочных грузов не имеет грузовых устройств и их грузят и разгружают портовыми средствами; на остальных применяют либо поворотные, либо катучие козловые краны. Некоторые суда оборудуют ленточными транспортерами, позволяющими автоматически выгружать груз из трюма (саморазгружающиеся суда).


ЛЕСОВОЗЫ предназначены для перевозки лесных грузов - круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием - независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес.


Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия обеспечивают перевозку значительного количества груза (около трети) на открытой палубе. Лесовозы обычно даже в полном грузу принимают водяной 6алласт (около 10 процентов от грузоподъемности) для обеспечения остойчивости, поэтому они имеют балластные отсеки большой емкости.


Существуют и безбалластные лесовозы, но при рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В последнее время лес начинают перевозить в пакетах. Такой способ перевозки позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями. Лесовозы-пакетовозы имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (краны поворотные или катучие козловые, краны стрелы).

ТИПЫ НАЛИВНЫХ СУДОВ

Тип наливных судов разделяют на: танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов (мазута, бензина, дизельного топлива, керосина и тому подобное), суда для перевозки сжиженных газов (газовозы), химикалиев (кислоты, расплавленной серы и прочее) - химовозы, а также прочих жидких грузов (водолеи, виновозы, цементовозы).


Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов на их долю приходится около 40% мирового тоннажа транспортного флота.




Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который танкер всегда принимает в обратном рейсе.


Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами.


Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами.


Грузоподъемность танкеров колеблется в больших пределах от 1000 тонн у танкеров-раздатчиков до 400000 тонн у гигантских супертанкеров, являющихся крупнейшими в мире судами. Размеры танкеров зависят от их грузоподъемности. Речные танкеры имеют грузоподъемность от 150 до 5000 тонн и скорость хода 10-20 км/ч. Грузоподъемность речных наливных барж достигает 12000 тонн.


Газовозы предназначены для перевозки сжиженных природных и нефтяных, т.е. выделяющихся при добыче нефти газов - метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы, являющиеся превосходным топливом и ценным сырьем для химической промышленности, перевозят в сжиженном состоянии, в охлажденном состоянии (в изолированных цистернах) или под давлением.


В отличие от танкеров, грузовые танки которых образуют элементы конструкции корпуса, газовозы имеют вкладные грузовые цистерны - цилиндрические (вертикальные или горизонтальные), сферические или прямоугольные. Газовозы, предназначенные для перевозки сжиженного природного газа метана, который перевозятся в охлажденном состоянии (до -161,5° С), имеют только прямоугольные цистерны с надежной изоляцией.


Для выполнения грузовых операций газовозы оборудуют грузовой системой, состоящей из насосов, компрессоров, трубопроводов и промежуточной цистерны. Так как в грузовые цистерны принимать водяной балласт запрещается, на газовозах оборудуют балластные цистерны (в двойном дне или по бортам).


Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной взрывоопасностью груза. Во избежание образования взрывоопасных газо-воздушных смесей на газовозах предусмотрена надежная вентиляция и компрессорных отделений, располагаемых в носу, и сигнализация об образовании опасных концентраций газа. Для тушения пожаров обычно применяют углекислотную систему.


В настоящее время быстро развивается класс комбинированных судов, то есть судов, приспособленных дли перевозки нескольких определенных родов груза, что очень выгодно при встречных морских перевозках, так как исключает порожние балластные пробеги. К этому классу грузовых судов относятся нефтерудовозы, хлопколесовозы и тому подобные.

типы пассажирских и грузопассажирских судов


Класс пассажирских судов включает суда, предназначенные для перевозки пассажиров. Иногда пассажирские каюты предусматривают и на обычных грузовых судах, но пассажирским судно считается в том случае, если оно берет на борт более 12 пассажиров. Если же на таком судне принятый груз составляет более 40 процентов от общей грузоподъемности, то судно называют грузопассажирским.



типы судов для обслуживания регулярных пассажирских линий


Это пассажирские суда, совершающие рейсы между заданными портами по определенному расписанию. Особый интерес здесь представляют трансокеанские пассажирские лайнеры, рассчитанные на 2000-3000 пассажиров водоизмещением до 100000 тонн и скоростью хода 30 узлов.

суда для туристских путешествий


Речные пассажирские суда обслуживающие регулярные линии или используемые для речных прогулок размещают на борту до 600 пассажиров и имеют скорость хода около 27 км/час.


На современных океанских пассажирских судах всем пассажирам предоставляют одно-, двух-, трех-, четырехместные каюты или пентхаусы со всеми удобствами. Для отдыха и развлечений пассажиров имеются салоны, комнаты игр, спортивные залы, плавательные бассейны, рестораны, кафе, тематические клубы и прочее.


Отличительной особенностью крупных пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, и многоярусной развитой надстройке. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности плавания - спасательным средствам, противопожарным мероприятиям, обеспечению непотопляемости. Практически все пассажирские суда оборудуются успокоителями качки.

типы специальных транспортных судов




МОРСКИЕ ПАРОМЫ бывают железнодорожные, железнодорожно-автомобильные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров на паромных переправах, связывающих сухопутные дорожные артерии. Кроме того, широкое распространение получили автомобильно-пассажирские паромы - для морских путешествий.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПАРОМЫ имеют одну грузовую палубу, а автомобильные паромы - одну-две. Но так как погрузка автомобилей на палубу осуществляется обычно с берега на уровне одной из палуб, то для перевода их на другую палубу используют лифт или наклонные съезды - пандусы.


Грузоподъемность современных паромов колеблется от 200 до 60000 тонн. Средний АВТОМОБИЛЬНО-ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОМ вмещает около 200 автомашин и 1000 пассажиров, железнодорожный - до 50 вагонов.




ТРАНСПОРТНЫЕ БУКСИРЫ И БУКСИРЫ-ТОЛКАЧИ служат движущим средством для самоходных и несамоходных судов, в основном на внутренних водных путях, где грузы перевозят на баржах, лихтерах, секционных составах и прочее.


В отличие от транспортных буксиров буксиры-толкачи осуществляют движение несамоходных судов методом толкания и буксировки.

общее название судов, предназначенных для выполнения строго определенных работ или задач. К судам специального назначения обычно относят буксиры, ледоколы, спасательные, пожарные, исследовательские, экспедиционные и другие суда.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Смотреть что такое "Судно специального назначения" в других словарях:

Судно специального назначения — ч) судно специального назначения самоходное судно с механическим двигателем, которое в силу своего назначения имеет на борту специальный персонал более 12 человек, включая пассажиров;. Источник: Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N… … Официальная терминология

Судно — (англ. vessel, ship, craft) по законодательству РФ о торговом мореплавании самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыбопромыслового флота в КТМ РФ* понимаются обслуживающие… … Энциклопедия права

судно — плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных состязаний, а также для военных целей. В праве рассматривается в качестве производственной единицы пароходства или другого предприятия … Большой юридический словарь

Имандра (судно) — «Имандра» Имандра Флаг … Википедия

Воздушное судно — Airbus A380 самый большой серийный авиалайнер в мире. У этого термина существуют и другие значения, см. Воздушный корабль (значения). Воздушное судно, в соответстви … Википедия

Научно-исследовательское судно — или экспедиционное судно – морское, озёрное или речное судно, используемое для исследования водных масс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. Научно исследовательские суда (НИС) строятся не только по специальному проекту, но и… … Википедия

Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского — Эта статья о высшем учебном заведении, существовавшем до 1998 года. О ныне существующем вузе см. Военно морской инженерный институт Военно морской инженерный институт (ВМИИ) Год основания 1998 Студенты … Википедия

Перегудов, Владимир Николаевич — Владимир Николаевич Перегудов Дата рождения: 28 июня 1902(1902 06 28) Место рождения: город Балаково, Саратовская область Д … Википедия

Владимир Николаевич Перегудов — Дата рождения: 28 июня 1902 Место рождения: Россия, Балаково Дата смерти: 19 сентября 1967 Гражданство … Википедия

Владимир Перегудов — Владимир Николаевич Перегудов Дата рождения: 28 июня 1902 Место рождения: Россия, Балаково Дата смерти: 19 сентября 1967 Гражданство … Википедия

Корабли и суда обеспечения военно-морских сил — вспомогательные корабли и суда для обслуживания мест базирования и обеспечения повседневной деятельности боевых кораблей ВМФ. Суда обеспечения не предназначены для непосредственного участия в боевых действиях и поэтому имеют либо легкое оборонительное вооружение (зенитные установки, пулеметы), либо не имеют его вообще.

Содержание

Типы и проекты

Ввиду большого разнообразия кораблей и судов обеспечения обычно применяется их упрощенная классификация. К настоящему моменту некоторые из указанных образцов устарели и списаны.





Транспортные суда

Предназначены для обеспечения кораблей топливом, боеприпасами, продуктами питания, водой, утилизацией отходов и т. д., а также для транспортировки грузов и людей.

    снабжения (пр. 160, 577, 577Д, 1541, 1545, 1559В[1] , 1593)
  • Морской транспорт вооружения (пр. 323, 323А, 323В, 1791, 1823, 1824, 10680, 11570, 21130)
  • Корабль комплексного снабжения (пр. 1833 [2] )
  • Транспортный плавучий док (пр. 769, 769А, 1753, 1757, 1769, 20230)
  • Транспортное судно (пр. 740)
  • Пограничный транспортный корабль (пр. 1595)
  • Разъездной катер (пр. 376, 14670)

Транспортный плавучий док. Служит для транспортирования кораблей небольшого водоизмещения к месту проведения ремонтных работ. Может использоваться на реках, озёрах и мелководьях для транспортирования подводных лодок и надводных кораблей с большой осадкой.

Морской транспорт вооружения. Обеспечивает доставку боеприпасов, минного, ракетного, торпедного оружия и различного оборудования к боевым кораблям, находящимся вне пунктов базирования.

Разъездной катер (катер связи). Быстроходный катер с хорошей остойчивостью и маленьким водоизмещением. Служит для оперативного перемещения людей, документов и малых грузов на небольшие расстояния.





Спасательные суда

Спасение терпящих бедствие кораблей и их личного состава.

  • Морской буксир (пр. A-202, 563, 712 [3] , 714 [4] , 733, 745, 5757)
  • Спасательное судно (пр. 527 [5] , 527М, 536, 537 [6] , 1452, 1453)
  • Спасательная подводная лодка (пр. 940 [7] )
  • База для подводных исследований (пр. 05360, 05361)
  • Судоподъемное судно (пр. 530)
  • Морское водолазное судно (пр. 535 [8] ) (пр. 364, 1893 [9] , 1993, 14613) (пр. 320, 320П)

Судоподъемное судно. Предназначено для подъема кораблей с грунта с целью их возможного последующего восстановления или утилизации, а также для расчистки фарватера, рейда, акватории порта.

Водолазное судно. Судно, построенное или оборудованное специально для обеспечения водолазных работ. На борту имеет водолазный комплекс с системой подачи воздуха, средства для спуска водолазов в воду, лебедки и другое оборудование.

Госпитальное судно. Предназначено для оказания квалифицированной медицинской помощи в походных условиях и транспортирования больных и раненых. Также может быть использовано для организации отдыха экипажей военных кораблей.





Суда обеспечения пунктов базирования

Специальные виды работ по обслуживанию кораблей и мест их базирования: установка заграждений, мертвых якорей, подъем из воды тяжестей, прокладка и ремонт кабелей, электромагнитная обработка кораблей.

    (пр. 141 [10] , 145)
  • Портовый ледокол (пр. 97, 97А, 97Б)
  • Рейдовый буксир (пр. 498, 737)
  • Судно размагничивания (пр. 130, 219, 523, 1799, 1799А, 1799Э)
  • Судно контроля физических полей (пр. 1806, 18061)
  • Кабельное судно (пр. 1112, 1122, 1172, 1175) (пр. 688)

Портовый ледокол. Выполняет расчистку фарватеров ото льда, проводку кораблей в ледовых условиях вблизи мест их базирования.

Кабельное судно. Служит для прокладки, ремонта и подъема кабелей в воде. Может работать на глубинах в несколько километров.

Килектор. Судно, оборудованное мощными грузоподъемными устройствами. Предназначено для подъема и опускания тяжестей в воду. Служит для установки мертвых якорей, бонов, противолодочных заграждений и других работ. Способен работать в открытом море.

Судно размагничивания. Служит для выполнения специальных работ, связанных с уменьшением собственных магнитных полей кораблей и судов.





Плавбазы и доки

Обслуживание кораблей вне мест их постоянного базирования и другие работы.

    (пр. 310, 310А, 1886, 1886М)
  • Плавучая ремонтно-техническая база (пр. 2001) (пр. 326М, 1798) (пр. 300, 301Т, 303, 304, 304М, 725, 725А) (пр. 28, 28Б, 28К, 823, 1758, 1760, 1769, 2121, 10090, 18530, 19650)
  • Плавучий док — эллинг (пр. 1777, 1780, 13560)

Плавучий док. Предназначен для осмотра и ремонта подводной части корпуса корабля как в пунктах базирования, так и вне их. При необходимости может использоваться для транспортирования корабля на небольшое расстояние.

Плавучий док — эллинг [11] . Док закрытого типа, внутреннее пространство которого полностью защищено от воздействия внешней среды. Благодаря возможности создания микроклимата с заданными параметрами обеспечивает особые условия для проведения работ. В частности, может использоваться для ремонта специального противогидроакустического покрытия подводных лодок.

Плавучая база. Предназначена для обслуживания кораблей вне мест их постоянного базирования, несложного ремонта вооружения и техники, хозяйственно-бытового обслуживания личного состава.





Гидрографические и разведывательные суда

Сбор и обработка различной информации.

  • Экспедиционное океанографическое судно (пр. 850, 852 [12][13][14] , 862 [15] , 873, 976, 16611, 19910) (пр. 513М, 860, 861, 870, 871, 872)
  • Катер экологической разведки (пр. 1415)
  • Разведывательный корабль (пр. 394, 503М, 861М, 0862.1, 0862.2, 864, 994, 1826, 1908, 1909, 1914, 1914.1, 1941 [16] , 10221)

Океанографическое (гидрографическое) судно. Выполняет работы по картографии, метеорологии, определению геофизических, океанологических и прочих характеристик Мирового океана, установке и обслуживанию навигационного оборудования [17] .

Разведывательный корабль, корабль измерительного комплекса. Используется для сбора и обработки различной, в том числе и разведывательной, информации с помощью специальной контрольно-измерительной аппаратуры. Может использоваться для контроля перемещения объектов в океане, в атмосфере, в космосе.

Суда атомного технологического обслуживания

Обеспечение безопасной эксплуатации кораблей атомного флота и утилизация радиоактивных отходов.

  • Плавучая техническая база (пр. 2020)
  • Транспорт для перевозки и переработки радиоактивных отходов (пр. 11510)
  • Технический танкер (1783А)
  • Плавучая контрольно-дозиметрическая станция

Плавучая техническая база. Перезарядка ядерных реакторов. Сбор, хранение и выдача радиоактивных отходов с надводных кораблей и подводных лодок с ЯЭУ.

Транспорт для перевозки и переработки . Сбор, хранение, переработка и выдача жидких и твёрдых радиоактивных отходов.

Технический танкер. Сбор, хранение и выдача жидких радиоактивных отходов.

Плавучая контрольно-дозиметрическая станция. Контроль радиационной обстановки.





Корабли специального назначения

  • Учебный корабль (пр. 887 [18] , 888)
  • Катер-мишень (пр. 183, 1392, 1784)
  • Торпедолов (пр. 368Т, 1388)

Учебный корабль. Предназначен для прохождения практики для курсантов различных специальностей.

Катер-мишень. Служит для проведения учебных стрельб противокорабельным оружием. Может быть несамоходным или телеуправляемым. На катерах-мишенях может устанавливаться специальное оборудование для имитации различных ситуаций, возникающих при поиске и идентификации цели (уголковые отражатели, теплоимитаторы и т. д.).

Торпедолов. Осуществляет поиск и подъем из воды выстреленных учебных и боевых торпед.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: