Суда газовозы россии где

Обновлено: 18.04.2024

На судостроительном комплексе «Звезда» в Большом Камне – очередное важное событие в рамках строительства серии танкеров-газовозов сжиженного природного газа (СПГ) ледового класса Arc7. В сухом доке пока ещё строящейся супер-верфи состоялась закладка третьего газовоза.

Закладная доска танкера-газовоза «Сергей Витте» / Фото: Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС)

Закладная доска танкера-газовоза «Сергей Витте» / Фото: Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС)

Серия из 15 танкеров-газовозов высокого ледового класса строится для обслуживания арктических проектов «Новатэка». Главным образом, проекта «Арктик СПГ 2», запуск которого запланирован через два года.

Третий газовоз, заложенный 10 декабря под заводским номером 043, получил наименование «Сергей Витте». Первое (пилотное) судно серии – «Алексей Косыгин» должно быть сдано в марте 2023 года. Его строительство ведётся с ноября 2020 года. На свежих фотографиях с площадки «Звезды» можно видеть кормовую часть формируемого корпуса пилотного газовоза.

Закладная секция третьего газовоза «Сергей Витте». На заднем фоне видна кормовая часть танкера «Алексей Косыгин» / Фото: ДЦСС

Закладная секция третьего газовоза «Сергей Витте». На заднем фоне видна кормовая часть танкера «Алексей Косыгин» / Фото: ДЦСС

Ледокольный танкер-газовоз имеет следующие основные технические характеристики:

  • дедвейт – 81 тыс. тонн;
  • длина – 300 м;
  • ширина – 48,8 м;
  • пропульсивная мощность – 45 МВт;
  • ледопроходимость – до 2,1 м;
  • ледовый класс – Arc7.

Строительство серии ледокольных газовозов ведётся при активном участии иностранных компаний. В данном случае технологическим партнёром выступает южнокорейский судостроительный гигант Samsung Heavy Industries (SHI).

Эта же компания указана и в качестве разработчика проекта SN2366, по которому строятся газовозы. Контракт на разработку проекта между SHI и «Звездой» был заключен в 2019 году.

Привлекать технологических партнёров для строительства сложных судов, а газовозы СПГ как раз к таковым относятся, для «Звезды» является нормой. Так, серия нефтеналивных танкеров типоразмера «Афрамакс» строится в партнёрстве с южнокорейской Hyundai Heavy Industries (HHI). Наиболее сложные части корпусов первых судов формировались в Южной Корее и морем доставлялись в Большой Камень. При этом с каждым судном увеличивается объём работ, произведённых на «Звезде».

Параллельно работники российской верфи приобретают опыт работы со сложным оборудованием. Так, в газовозах СПГ используется система хранения мембранного типа Mark III, разработанная французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz (GTT) – мировым лидером в области криогенных мембранных систем. Ранее верфь «Звезда» получила лицензию GTT на установку таких систем.

Что касается локализации оборудования, то можно упомянуть винторулевые колонки, которые выпускаются на заводе «Сапфир» – совместном предприятии «Звезды» и General Electric в Большом Камне.

Интересно, что флот для «Арктик СПГ 2» создаётся не только в России. Шесть танкеров для данного проекта, параллельно с серией из пятнадцати единиц на «Звезде», строятся на южнокорейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Видимо, таким образом участники проекта снижают риски затягивания сроков.

С прошлой недели разворачивается интересная ситуация с танкерным флотом ледового класса для обслуживания арктического газового проекта "Ямал СПГ". 25 сентября министерство финансов США объявило о включении двух компаний группы Cosco Shipping Tanker в санкционный список из-за предполагаемого участия в поставках в Иран.

Опасения некоторых наблюдателей о том, что теперь проект "Ямал СПГ" может остаться без танкерного флота, поспешил развеять "Новатэк" (основной владелец проекта). 30 сентября газовая компания заявила , что проект обладает необходимыми возможностями для обеспечения поставок СПГ в соответствии с контрактными обязательствами и сроками.

Независимо от того, поставят ли американские санкции часть арктических газовозов на прикол, происходящее – хороший повод изучить довольно сложную структуру владения флотом для обслуживания проекта "Ямал СПГ".

Итак, с 2014 года на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) строится серия из 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 типа "Ямалмакс" (Yamalmax).

По данным "Новатэка", на начало октября 2019 года в состав флота, обслуживающего проект "Ямал СПГ", входило 13 танкеров ледового класса Arc7. Оставшиеся два судна должны быть введены в эксплуатацию до конца 2019 года.

Собственниками "Ямалмаксов" являются разные компании. Загрузку судов на арктических проектах гарантируют тайм-чартерные контракты между судовладельцами и "Новатэком". Почти все суда носят имена российских полярных исследователей.

Согласно открытым данным, газовозы между судовладельцами распределились следующим образом.

Российская компания "Совкомфлот" имеет в собственности один "Ямалмакс":

Крупнейшим судовладельцем "Ямалмаксов" является совместное предприятие Teekay LNG и Cosco . Четыре танкера СП уже работают в Арктике:

  • "Эдуард Толль";
  • "Рудольф Самойлович";
  • "Николай Евгенов";
  • "Владимир Воронин".

До конца года к ним должны присоединиться:

Следующим крупным владельцем является консорциум греческой Dynagas и китайских компаний. Им управляются пять газовозов:

  • "Борис Вилькицкий";
  • "Федор Литке";
  • "Георгий Брусилов";
  • "Борис Давыдов";
  • "Николай Зубов".

Тремя оставшимися "Ямалмаксами" владеет СП японской MOL и опять-таки китайских компаний:

  • "Владимир Русанов";
  • "Владимир Визе";
  • "Николай Урванцев".

Как видно, схема достаточно сложная и запутанная. Видимо, это объясняется высокой стоимостью "Ямалмаксов" (порядка 330 млн долларов за одно судно).

Возможно, опыт газовозов для проекта "Ямал СПГ" будет учтён при строительстве следующей партии из 15 танкеров для проекта "Арктик СПГ 2". Пока что достоверно известно только то, что пилотный газовоз из новой партии будет строиться на дальневосточной суперверфи "Звезда" и принадлежать "Совкомфлоту".

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о первом российском гибридном коммерческом судне.

Будущее флота СПГ-танкеров в России: подводный атомный танкер в перспективе


Львиная доля мирового производства танкеров для перевозки сжиженного природного газа принадлежит Южной Корее. Она выпустила примерно две трети всех существующих в мире судов СПГ-флота. В России эта отрасль судостроения находится в зачаточном состоянии. Но сейчас, когда в нашей стране начинает развиваться производство сжиженного природного газа и расширяется география его экспорта, появилась заинтересованность и в создании отечественных морских судов, приспособленных для перевозки этого вида топлива.


Уже есть определенные наработки, позволяющие утверждать, что сегодня Россия стоит на пороге создания собственного флота для перевозки сжиженного природного газа.

СПГ-танкеры арктической зоны

4 сентября прошлого года на Восточном экономическом форуме российские компании «Новатэк» и «Совкомфлот» подписали контракт на создание совместного предприятия «Современный морской арктический транспорт» (СМАРТ). Задача нового предприятия – постройка и дальнейшая эксплуатация флота для перевозки продукции завода по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ-2».

Предполагается, что создание такого флота обойдется в 5,5 млрд долларов. Эти средства предоставит ВЭБ по лизинговой схеме. Помимо этого, организаторы не возражают против привлечения в проект сторонних инвесторов.

В рамках проекта планируется создать 17 судов класса Arc7, способных ходить по Северному морскому пути. Они будут курсировать между Ямалом и портами перевалки. В западном направлении конечный пункт будет в Мурманске, а в восточном – на Камчатке. Там сжиженный газ будут перегружать на обычные СПГ-танкеры. Такие рейсы будут продолжаться непрерывно, круглый год.

По оценкам специалистов, запасы ископаемого топлива Ямала составляет примерно 13 триллионов кубометров, поэтому любой проект, касающийся природных ресурсов этого региона, планируется на длительный срок.

Создание новых танкеров поручено российскому судостроительному предприятию «Звезда». Их передача в эксплуатацию запланирована на 2023-2025 год.


Танкеры для завода «Арктик СПГ-2» конструктивно будут отличаться от судов, созданных для «Ямал-СПГ», которые предназначались для плавания и через льды, и по открытой воде. В отличие от них, Arc7 предполагается использовать только в Арктике. Поэтому они станут более узкими и мощными, чтобы лучше проходить через льды.

Подводный атомный СПГ-танкер

На пути СПГ-судостроения Россия не занимает позицию догоняющего, а идет своим путем, предлагая нестандартные новаторские решения. Ярким примером тому является создание судов класса Arc7, о которых говорилось выше. Наша страна начала реализацию проекта, учитывая российскую специфику, и приступила к созданию специализированных танкеров для перевозки сжиженного газа через льды Арктики.

Другой проект российских судостроителей и вовсе является уникальным. Они начали работу над созданием первого в мире атомного подводного СПГ-танкера. Этой разработкой занялось Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Работы начались весной прошлого года.

Подводная лодка-газовоз разрабатывается для иностранного заказчика. Ее планируют использовать для перевозки газа, добываемого в северных месторождениях, по восточному маршруту.

Информация об этом появилась в виде отчета компании на корпоративном портале.

Последние несколько десятилетий основной специализацией «Малахита» является создание атомных подводных лодок для Военно-морского флота России, поэтому эту организацию и выбрали для разработки СПГ-субмарины.

Морской флот переходит на газ

В последнее время степень загрязнения нашей планеты заставляет ужесточать требования экологической безопасности во всех отраслях, в том числе и на транспорте. В первую очередь обратили внимание на автомобильный транспорт, как на один из самых значительных источников загрязнения атмосферы. Теперь очередь дошла и до других видов транспорта, в том числе и морского.

В частности, Международная морская конвенция заметно ужесточила требования по выбросу вредных веществ в атмосферу.

Поэтому судовладельцам приходится устанавливать сажеуловители, фильтры и другое оборудование для очистки. Из-за этого многие задумались об использовании на судах природного газа, который является одним из самых экологически чистых видов топлива.

Пионером этого направления стала Норвегия, использующая сжиженный газ в качестве топлива для судов уже около 20 лет. За ней последовали Финляндия и Германия. Недавно появились «газовые» разработки и у китайцев. Сейчас таких судов в мире около 150, не менее половины из которых принадлежит Норвегии.

В России тоже начинает развиваться это направление. В частности, известно о проекте постройки Выборгским судостроительным заводом четырех ледоколов для «Атомфлота», мощность которых составит 45 МВт. Их планируют оснастить энергетическими установками, способными работать и на дизельном топливе, и на СПГ.

Испытания СПГ-танкера "Владимир Русанов":

Перспективы создания судов-бункеровщиков СПГ

Кроме того, с появлением судов, работающих на СПГ, появляется и необходимость создания судов-заправщиков. Вероятность создания судов-бункеровщиков (заправщиков) рассматривала одна из дочерних структур «Газпром нефти».

Стало известно, что КГНЦ (Крыловский государственный научный центр) по собственной инициативе начал рассматривать возможность бункеровки СПГ еще в 2012 году. Поводом для этого стала информация о том, что введение более жёстких требований по вредным выбросам для морских судов стало неизбежным. А в 2013-2014 году уже в рамках госзаказа специалистами научного центра был создан проект небольшого бункеровщика на 3 тысячи кубометров. Проект даже был представлен на нескольких международных выставках.

Помимо этого, КГНЦ разработал целую серию проектов самоходных и буксируемых бункеровщиков и провел модельные испытания. На начальном этапе, пока рынок бункеровки еще не стал большим, разработчики предложили выпускать баржи со съемными грузовыми модулями, чтобы их можно было быстро перепрофилировать в бункеровщики и обратно.

Таким образом, Россия готовит почву, чтобы своевременно отреагировать на массовый переход морских судов на СПГ-топливо.

Похоже, у Российской Федерации появляется возможность занять собственную нишу в СПГ-судостроении, найдя свою специализацию, а не пытаясь копировать достижения лидеров в этой отрасли. Наша страна просто вынуждена это делать, ведь завоевывать новые рынки на других континентах для отечественного газа без собственного флота СПГ-танкеров просто невозможно.

В рамках сотрудничества в области энергетики между Японией и Россией обсуждалось расширение проекта "Сахалин 2" (Sakhalin-2). Однако Южно-Киринское (South Kirinskoye) газовое месторождение в настоящее время попадает под санкции США из-за своих нефтяных резервов. Поэтому у компании "Газпром" могут возникнуть затруднения с поиском потенциальных инвесторов на Западе для реализации проекта.

Компанией "Новатэк" был предложен план по расширению мощностей и реализации проекта "Арктик СПГ-2" (Arctic LNG-2), который мог бы производить дополнительно 19,8 млн т СПГ в год. Пуск первой линии проекта "Арктик СПГ-2" запланирован на 2023 г. с выходом на полную мощность в 2026 г.


Trans-shipment terminal for 8 million tones of LNG per year - Зебрюгге, Бельгия терминал для поставок 8 млн т СПГ в год; Suez Canal – Суэцкий канал; Arctic LNG2: Russia’s LNG producer Novatek plans to build second Arctic LNG plant on Gydan Peninsula – проект "Арктик СПГ-2": российский производитель "Новатек" планирует построить второй завод Арктик СПГ на Гыданском полуострове ; Sakhalin-2: Russia’s sole LNG plant. Capacity: 10 m tones of LNG per year – "Сахалин-2": единственный российский завод по производству СПГ. Производительность: 10 млн т СПГ в год; Arctic circle – полярный круг; North Pole - Северный полюс; Atlantic Ocean – Атлантический океан; U.S. – США; CANADA – Канада; RUSSIA - Россия; Icebreking LNG carriers – газовозы СПГ ледового класса; Conventional LNG carriers – традиционные газовозы СПГ; China: Yamal expected to provide more than 80% of China LNG demand – Китай: ожидается что Ямал будет обеспечивать более 80% спроса Китая на СПГ; Yamal LNG: Owned by Novatek (50,1%), China’s CNCP and France Total (20% each), and China’s Silk Road Fund (9,9%) – "Ямал СПГ": во владении "Новатека" (50,1%), китайской компании CNCP и французской компании Total (20% каждая), и китайского фонда Silk Road Fund (9,9%).

В настоящее время интерес к проекту проявляют французская компания Total SA, китайская компания CNPC, японская корпорация Marubeni Corporation и компания из Саудовской Аравии Saudi Aramco. Однако, согласно мнению специалистов института Institute of Energy Economics по ситуации на рынке СПГ, к середине 2020 г. спрос и предложение достигнут баланса на уровне примерно 400 млн т. В период между 2020 г. и 2025 г., Океания и Северная Америка планируют начать работу своих терминалов СПГ. К 2030 г. уже не будет нехватки поставок СПГ, поскольку намечаемые к постройке объекты в соответствии с планом мировых поставок СПГ дадут 370 млн т. В этой ситуации будет трудно найти покупателей и привлечь дополнительные инвестиции.


Year-round – круглогодично; Summer – в летний период; Baltic LNG 10 mtpa Gazprom – Балтика СПГ 10 млн т в год "Газпром"; Pechora LNG 10 mtpa Rosneft/Alltek – Печора СПГ 10 млн т в год "Роснефть"/ Alltek; Yamal LNG 16,5 mtpa Novatec Total CNCP – "Ямал СПГ" 16,5 млн т в год "Новатек", Total, CNCP; 30 bcma Altai – 30 млрд т в год Алтай; 38 bcma Power of Siberia – 38 млрд т в год "Сила Сибири"; Far Eastern LNG 5-10 mtpa Rosneft/ExxonMobil – Дальний восток СПГ 5-10 млн т в год "Роснефть"/ ExxonMobil ; Sakhalin-2 10-15 mtpa SEIC – "Сахалин-2" 10-15 млн т в год Центр SEIC; Vladivostok LNG 10-15 mtpa Gazprom – Владивосток СПГ 10-15 млн т в год "Газпром".

Оценка перспективности комплекса "Ямал-СПГ"

Комплекс "Ямал СПГ", совладельцами которого являются российская компания "Новатэк", французская Total SA, китайская компания CNPC и фонд Silk Road Fund, часто называют "окном в Азиатско-Тихоокеанский регион. Предполагается, что СПГ с данного комплекса будет поставляться на Азиатско-Тихоокеанский и европейский рынки круглый год. В реальности на периодичность поставок СПГ с данного комплекса, видимо, будут влиять ограничения по погодным условиям Арктики. В период с декабря по апрель Северный морской путь, соединяющий полуостров Ямал и Азиатско-Тихоокеанский бассейн, закрыт для судоходства. В этом случае поставки могут идти только на западные европейские рынки. В зимний период поставки СПГ для азиатских стран менее выгодны и требуют больших затрат времени. Например, плавание с грузом СПГ до Японии займет 72 дня. Это примерно в 4 раза превышает срок поставки СПГ из Австралии (16 дней). Только с мая по ноябрь, когда спрос на энергию обычно несколько снижается, суда смогут доставлять СПГ и на европейские, и на Азиатско-Тихоокеанские рынки.

Комплекс "Сахалин-2", первый проект по производству СПГ в России, который круглогодично способен экспортировать СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион. В 2016 г. комплекс удовлетворил 6% спроса на СПГ в Азии. В частности, поставки СПГ в Японию и Южную Корею покрыли 8,6% и 8% национального спроса соответственно.


All year round to Europe and Latin America – круглогодичные поставки в Европу и Латинскую Америку; During summer to Asia – в течение летнего периода в Азию; During winter to Asia - в течение зимнего периода; Average number of days for round trip – среднее количество дней затрачиваемых на круговой рейс; Yamal LNG – "Ямал СПГ".

Высокий уровень зависимости от Китая

К 2035 г. российское правительство рассчитывает увеличить долю в Азиатско-Тихоокеанской торговле природным газом до 33%. При этом в основном имеются в виду поставки газа в КНР. Участие Китая в российских газовых проектах уже является весьма значительным. Китайские инвесторы уже обеспечили 12 млрд долл. из общей суммы в размере 27 млрд долл., необходимой для работы комплекса "Ямал СПГ". Когда комплекс будет выведен на полную мощность в 2019 г., планируется ежегодно поставлять в КНР 4 млн т СПГ. Ранее в мае 2014 г. Россия заключила сделку с КНР на 30-летний период. По мнению экспертов портала Global Risk Insights, если все будет развиваться в соответствии с планом, то к 2030 г. мощность сибирских и алтайских газопроводов суммарно составит 68 млрд куб. м газа ежегодно (billion cubic meters per annum-bcma), по сравнению с 80 млрд куб. м, поставляемыми в Европу.

Газовозы СПГ и проблемы их постройки

Современный газовоз СПГ является сложным техническим объектом. Освоение технологии постройки судов данного класса требует времени и соответствующей подготовки. Постройка подобных газовозов СПГ ледового класса, предназначенных для работы в арктических условиях, задача еще более сложная.


Рис.4. Внешний вид газовоза ледового класса "Vladimir Rusanov" для поставок СПГ с комплекса "Ямал СПГ". Источник

Принципы и технология постройки газовозов СПГ

Наиболее важным компонентом газосодержащей системы при постройке газовоза СПГ являются танки для хранения сжиженного газа. В настоящее время существует несколько типов таких танков. Это танки сферической конструкции типа MOSS и танки мембранной конструкции. Последние являются наиболее современными и перспективными. Конструкции танков разрабатываются всего 2-3 компаниями, ведущими в данной области, запатентованы, и танки СПГ во всем мире строятся по лицензиям этих компаний.


Сейчас на строящихся газовозах СПГ ледового класса для комплекса "Ямал СПГ" используются танки мембранной конструкции NO 96GW компании GTT.


Сварочный процесс: плазменно-дуговая сварка (Plasma Arc Welding - PAW) и вольфрамово-дуговая сварка в газовой среде (Gas Tungsten Arc Welding - GTAW).


Primary invar membrane - первичная мембрана из сплава Инвар; Secondary invar membrane – вторичная мембрана из сплава Инвар; Inner tube – внутренняя труба; Inner hull – внутренний корпус судна; Resin ropes – прокладки из эпоксидной мастики; Insulation box – короб изоляции; Coupler base – стяжка.

Конструкция танков СПГ NO 96 GW является усовершенствованием конструкции NO 96. В данной конструкции стекловолокно заменяет перлит в качестве изоляционного материала первичных и вторичных изоляционных коробов. Конструкция снижает уровень испарения СПГ до 0,125% - 0,13% в день.

Однако компанией GTT уже разработана конструкция следующего поколения NO 96 LO3. В данной конструкции используются три слоя изоляции, причем первые два слоя изолируются стекловолокном, а короба третьего слоя изоляции используют жесткую полиуретановую пену (reinforced polyurethane foam - RPUF).

Технологии, необходимые для изготовления танков СПГ

Для производства танков СПГ особое значение имеет сварочное оборудование и высококачественная технология сварки. Сварка ведется автоматически в среде инертного газа, для получения высококачественных сварных швов, исключающих возможности утечек.

Полностью автоматизированная сварка плавящимся электродом в среде инертного газа (Fully-Automatic single wire MIG welding).


Рис. 8. Качественный сварной шов, полученный автоматизированной сваркой плавящимся электродом в среде инертного газа. Источник

Замедление в 2020 году темпов мировой торговли сжиженным природным газом (СПГ), вызванное пандемией, привело к снижению спроса на морские танкеры — СПГ-газовозы. Наряду с вводом в эксплуатацию большого количества новых судов это привело к избытку предложения СПГ-танкеров на рынке морских перевозок. В 2021 году ситуация в отрасли кардинально изменилась.

gazovozy-spg.jpg

Соотношение глобального экспорта СПГ к количеству газовозов дает представление о среднем объе-ме сжиженного газа, перевозимом одним судном в течение одного года. С 2011 года по 2020 год это соотношение снизилось с 0,73 млн т до 0,59 млн тонн. То есть за 2020 год один СПГ-газовоз транспортировал в среднем 0,59 млн т, отмечают эксперты Offshore Energy.

Трёхлетний рекорд

За последние три года ввод в эксплуатацию новых СПГ-газовозов достиг рекордного уровня. По данным агентства Seanews, в строй вступили 134 судна. В результате к началу 2021 года на мировом рынке работало более 600 морских танкеров-газовозов.

По данным Форума стран — экспортёров газа (Gas Exporting Countries Forum), четыре действующих газо­воза были введены в эксплуатацию в 1970-х годах, 10 судов — в 1980-х, 54 — в 1990-х, 244 — в 2000-х и 294 — в 2010-х годах.

Вместимость от 166 тыс. до 182 тыс. куб. м имеют 219 газовозов. Средняя вместимость газовоза в 2020 году составляла 158 тыс. куб. м, тогда как в 2000 году — только 120 тыс. кубометров. Эксперты отмечают, что увеличение вместимости новых газовозов приводит к снижению спроса на строительство новых судов.

Инфографика_Морская-транспортировка_правки_.jpg

Ввод в эксплуатацию новых газовозов уравновесит мировой рынок СПГ

В начале нынешнего 2021 года спрос на СПГ восстановился, в связи с чем у отраслевых экспертов возник вопрос о том, будет ли достаточное количество танкеров-газовозов в краткосрочной и среднесрочной перспективах? Участники рынка морских СПГ-перевозок считают, что ввод в эксплуатацию новых танкеров-газовозов в краткосрочной и среднесрочной перспективах уравновесит мировой рынок.

В период с 2021 года по 2025 год 142 недавно заказанных судна должны войти в строй. Из них 46 — должны быть сданы в эксплуатацию в 2021 году и еще 38 — в 2022 году, сообщило агентство Seanews.

Самый большой портфель заказов на строительство газовозов находится у южнокорейских верфей. По данным Gas Exporting Countries Forum, компании Hyundai, Samsung и Daewoo планируют построить 110 газовозов, российский СКК «Звезда» имеет заказы на 15 судов, а китайский Hudong — на 11 газовозов.

Крупнейший проект в истории отрасли СПГ

В середине прошлого года Qatar Petroleum зарезервировала мощности судостроительных предприятий Южной Кореи на строительство более 110 танкеров по перевозке СПГ. На весь проект Qatar Petroleum выделила $19 миллиардов. Контракты заключены с южнокорейскими судостроительными компаниями — Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, Hyundai Heavy Industries Holdings и Samsung Heavy Industries. По договору корейские судостроители зарезервируют значительную часть своих мощностей для Qatar Petroleum до 2027 года включительно.

К 2027 году около 60% мировых мощностей по строительству судов для перевозки СПГ будут сосредоточены в Южной Корее. Отраслевые аналитики отмечают, что это может привести к сужению рынка судостроения СПГ-танкеров, что следует учитывать другим судоходным компаниям, планирующим заказывать новые танкеры-газовозы.

Как отмечают эксперты, проект Qatar Petroleum по строительству 110 танкеров для перевозки СПГ — самый крупный в истории таких судов. Ранее ни одна компания не заказывала такого количества танкеров сразу. Заказанные суда получат низкооборотные двухтопливные двигатели последнего поколения, которые в качестве топлива используют и СПГ.

Грандиозный проект требует такой же флотилии

Увеличение флота Катара по перевозке СПГ в таком масштабе связано с расширением месторождения Северное. Северное/Южный Парс — крупнейшее нефтегазовое место­рождение, находящееся в центральной части Персидского залива в территориальных водах Катара (Северное) и Ирана (Южный Парс).

В 2017 году Катар отменил мораторий на освоение крупнейшего газового месторождения Северное, расположенного на северо-востоке от побережья Катара.

Кроме того, в апреле 2020 года Qatar Petroleum договорилась с Китаем о резервировании мощностей на строительство газовозов для перевозки СПГ, подписав контракт на сумму более чем $3 миллиарда.

В настоящее время Катар располагает мощностями для производства 77 млн т СПГ в год. К 2024 году планируется увеличить их до 110 млн тонн. Наращивание мощностей предусматривает строительство еще четырёх технологических линий по производству СПГ.

В конце 2019 года Qatar Petroleum объявила о решении увеличить производство СПГ более чем на 60% — до 126 млн т в год к 2027 году, по данным Offshore Energy. Расширение еще на 16 млн т в год планируется обеспечить за счет строительства 2 дополнительных линий мощностью 8 млн т в год каждая.

Чтобы доставлять этот объем на мировые рынки, потребуется новый флот газовозов. Катарская компания Nakilat считается сегодня одним из лидеров мирового рынка транспортировки сжиженного природного газа со своими 69 танкерами для перевозки СПГ общей вместимостью более 4 млн тонн.

СПГ-танкеры для Арктики

Наибольшая доля мирового производства танкеров для перевозки сжиженного природного газа принадлежит Южной Корее. Она выпустила примерно две трети всех существующих в мире судов СПГ-флота.

Россия также планирует расширять свои мощности по сжижению природного газа и географию его экспорта. Для этого потребуется дополнительный флот танкеров-газовозов. «Совкомфлот» заказал российскому судостроительному предприятию СКК «Звезда», технологическим партнером которой является Samsung Heavy Industries, танкеры-газовозы ледового класса. Их передача в эксплуатацию запланирована на 2023–2025 год. Одно судно будет полностью принадлежать «Совкомфлоту», а еще 14 — совместно с «НОВАТЭКом».

«НОВАТЭК» и «Совкомфлот» договорились о совместном управлении строительством и эксплуатацией 17 судов ледового класса Arc7 для СПГ-завода «Арктик СПГ-2», которые должны быть способны ходить по Северному морскому пути. Они будут курсировать между Ямалом и портами перевалки. В западном направлении конечный пункт запланирован в Мурманске, а в восточном — на Камчатке. Там сжиженный газ будут перегружать на обычные СПГ-танкеры. Такие рейсы будут продолжаться непрерывно, круглый год.

Строительство СПГ-танкеров на российских верфях

Танкеры для завода «Арктик СПГ-2» конструктивно будут отличаться от судов, созданных для «Ямал-СПГ», которые предназначались для плавания и через льды, и по открытой воде. В отличие от них Arc7 предполагается использовать только в Арктике. Поэтому они станут более узкими и мощными, чтобы лучше преодолевать ледо­вые преграды.

В частности, каждый газовоз будет оснащен тремя винторулевыми колонками. Мощность пропульсивной установки газовозов, строящихся на ССК «Звезда», составит 45 МВт. Для сравнения: мощность атомного ледокола типа «50 лет Победы» составляет 55 МВт, мощность первого в мире атомохода «Ленин» — 32,4 МВт.

Конструкция судна-газовоза Arc7 позволяет самостоятельно преодолевать лед толщиной около 2 метров. Длина судна — 300 м, ширина — 48,8 м, вместимость грузовых СПГ-танков — 172,6 тыс. кубометров. Данные суда отличаются повышенной экологической безопасностью.

Эти газовозы позволят доставить СПГ покупателям в Азии за 15 дней по Северному морскому пути, сократив транспортные расходы и время в пути вдвое. Как отмечают эксперты, это будет первый опыт строительства СПГ-танкеров на российских верфях.

По оценкам специалистов, запасы ископаемого топлива Ямала составляют примерно 13 трлн куб. м, поэтому любой проект, касающийся природных ресурсов этого региона, планируется на длительный срок.

СПГ-газовозы в качестве топлива будут использовать СПГ

В настоящее время в мире более 117 судов уже используют сжиженный природный газ в виде топлива, примерно две трети из них задействованы в Европе. Доверие к использованию СПГ-энергии на флоте нарастает так, что уже через считаные годы, согласно совместному докладу южнокорейского банка Korea Development Bank и агентства по содействию торговле и инвестициям Korea Trade-Investment Promotion Agency, опубликованному в конце апреля 2020 года, к 2025 году около 60,3% мирового портфеля заказов на строительство судов будет предоставлено СПГ-судам.

В докладе, который основывается на данных глобальной исследовательской фирмы по судоходству и судостроению Clarksons и британского классификационного общества Lloyd’s Register, прогнозируется, что к 2025 году в мире должны быть дополнительно введены в эксплуатацию 1962 морских судна различной специализации, использующих в качестве топлива СПГ.

Международная морская конвенция ужесточила требования по выбросу вредных веществ в атмосферу. Поэтому владельцам танкеров приходится устанавливать сажеуловители, фильтры и другое оборудование для очистки. Всё это приводит к использованию на танкерах природного газа, который является одним из самых экологически чистых видов топлива.

В Норвегии сжиженный газ используется в качестве топлива для судов уже около 20 лет. Затем такое же применение СПГ нашлось в Финляндии и Германии. Недавно в этом списке появился Китай.

В России у строящихся танкеров-газовозов СПГ ледового класса Arc7, предназначенных для перевозки сжиженного природного газа в арктических условиях, основным топливом также будет СПГ.

Помимо этого известно о проекте строительства Выборгским судостроительным заводом в кооперации с финской Arctech Helsinki Shipyard ледоколов для «Атом­флота», мощность которых составит 45 МВт. Их планируют оснастить энергетическими установками, способными работать и на дизельном топливе, и на СПГ.

Без СПГ-бункеровщиков не обойтись

Перевод флота на альтернативные источники энергии требует формирования инфраструктуры для бункеровки соответствующим топливом. С появлением судов, работающих на СПГ, появляется и необходимость создания судов-бункеровщиков (заправщиков). Таким образом, порты, чтобы обеспечить растущий объем спроса на бункеровочные операции СПГ-топливом, стали концентрироваться на этом быстрорастущем сегменте бункеровки.

В частности, показательной стала деятельность сингапурского судостроительного предприятия Keppel Offshore & Marine, которое объявило о заключении дочерней компанией контракта на строительство первого в Сингапуре двухтопливного танкера-бункеровщика, работающего на СПГ. Контракт был подписан между дочерней Keppel O&M Keppel Singmarine и Mitsui & Co с частичным финансированием со стороны правительства Сингапура. Танкер будет принадлежать оператору Sinanju Tankers Holdings Pte Ltd. на основе финансового соглашения с Mitsui AP. Бункеровщик спущен на воду в середине 2020 года.

Первый в России бункеровщик для заправки судов сжиженным природным газом «Дмитрий Менделеев» в ближайшее время начнет переход в Балтийское море к месту постоянной работы. «Газпром нефть» завершила финальный этап его строительства, на котором испытывались газовое и криогенное оборудование судна.

Бункеровщик обеспечит транспортировку и заправку кораблей сжиженным газом в портах Финского залива и Балтийского моря — в Санкт-Петербурге, Усть-Луге, Приморске, Калининграде и Выборге. Стометровое судно с цифровой интегрированной системой управления, благодаря которой им может управлять один человек, имеет хранилище на 5,8 тыс. куб. м СПГ и усиленный корпус ледового класса, благодаря которому сможет преодолевать однолетние льды толщиной до 0,8 метра. Газовое оборудование корабля сертифицировано по экологическому стандарту ECO-S.

Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) — один из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования рассматривает возможность бункеровки СПГ с 2012 года. Поводом для этого стала информация о том, что введение более жёстких требований по вредным выбросам для морских судов стало неизбежным. А в 2013–2014 годах уже в рамках госзаказа специалистами научного центра был создан проект небольшого бункеровщика на 3 тыс. кубометров. Проект демонстрировался на нескольких международных выставках. Таким образом постепенно Россия занимает нишу в СПГ-судостроении.

Что такое современный танкер-газовоз?

4_3.jpg

Современный типовой танкер-газовоз (СПГ-танкер или метановоз) имеет грузоподъемность в среднем 155–220 тыс. куб. м сжиженного природного газа, из чего может быть получено порядка 95–135 млн куб. м природного газа в результате регазификации.

Танкеры-газовозы это — привилегированный, быстроходный класс углеводородных судов. Если скорость нефтеналивного танкера составляет около 14 узлов, то танкера-газовоза не в ледовых условиях — до 20 узлов. Загрузка и разгрузка газовозов сложна, но занимает относительно немного времени, в среднем 12–18 часов.

На случай аварии СПГ-танкеры имеют двухкорпусную структуру, обеспечивающую недопущение утечек и разрывов.

СПГ перевозится при атмосферном давлении и температуре –162 °C в специальных термоизолированных резервуарах (танках) внутри внутреннего корпуса танкера-газовоза. Судно оборудовано холодильными установками для охлаждения газа.

Система хранения СПГ состоит из танка или резервуара для хранения, слоя изоляции, вторичной оболочки, предназначенной для недопущения утечек, и еще одного слоя изоляции.

В случае повреждения первичного резервуара вторичная оболочка не допустит утечки. Все поверхности, контактирующие с СПГ, изготавливаются из материалов, стойких к чрезвычайно низким температурам.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: