Суд второй инстанции как называется

Обновлено: 28.03.2024

Судебный процесс состоит из нескольких этапов. Четыре из них — стадии пересмотра решения (апелляция, первая и вторая кассации, надзор). Причем лишь в некоторых случаях на апелляции дело может пересматриваться по существу, а на последующих проверяют только законность принятого решения. В каждую из инстанций подается жалоба в определенные сроки.

Прохлопали ушами и пропустили срок — упустили возможность обжаловать решение. Также закон предъявляет ряд требований к содержанию и списку документов, которые нужно приложить к жалобе. Без знания всех вышеперечисленных нюансов ваше обращение просто не будет рассмотрено судом.

Любой судебный процесс требует знания его тонкостей. Профессиональные юристы знают, что недостаточно просто прочесть закон, чтобы понять, как действовать. Если вы хотите, чтобы ваши требования в суде были удовлетворены, лучше сразу обратиться к опытному специалисту. Особенно это касается обжалования приговоров.

Обжалование решений судов общей юрисдикции

Любое решение любого суда (за исключением тех, что приняты высшей инстанцией) можно обжаловать: по гражданскому, административному, уголовному делу или экономическим спорам. С последними, если вы предприниматель, нужно идти в арбитражный суд. В зависимости от конкретной инстанции, различается срок подачи и порядок обжалования.

Как подать апелляционную жалобу

Первый этап судебного процесса — рассмотрение дела в суде первой инстанции. Это могут быть как мировые суды, так и районные, суды уровня субъекта и даже Верховный Суд (его Судебные коллегии по гражданским, уголовным, административным делам, Апелляционная коллегия, Президиум), в зависимости от характера спора. Подавляющее большинство гражданских, уголовных и административных дел начинаются в мировых и районных судах.

С момента, как судья в первой инстанции принял решение, оно еще не имеет законной силы, пока не пройдет срок для его обжалования. Только после этого оно начинает действовать, и обжаловать его в апелляционной инстанции будет нельзя. Это ее главная особенность: пересмотр решений, не вступивших в законную силу.

Сначала их рассматривают в неполной апелляции — то есть проверяют на предмет того, не допустил ли суд первой инстанции ошибку при рассмотрении дела и вынесении решения. Если этот факт установлен, судья переходит к полной апелляции — пересмотру дела по правилам первой инстанции. Это то, к чему стремится каждый податель апелляционной жалобы.

Самое главное — знать сроки, в которые можно подать такую жалобу по разным видам дел. Статья 321 Гражданского процессуального кодекса говорит, что обжаловать судебный акт можно в течение месяца с момента, как он был вынесен. То же правило установлено и статьей 298 Кодекса административного судопроизводства, а также статьей 259 Арбитражного процессуального кодекса.

Из их ряда выбивается статья 389.4 Уголовного процессуального кодекса, в которой установлен десятидневный срок обжалования для всех, кроме лиц, находящихся под стражей: они могут сделать это исключительно в день вынесения приговора.

Но любой срок может быть восстановлен, если был пропущен по уважительной (с точки зрения суда) причине. Решение того, насколько уважительной была причина пропуска, принимается на усмотрение судьи. Примером такой причины является, например, допущение ошибки в определении срока в судебном акте, поскольку здесь нет вашей вины.

Итак, срок для апелляционного обжалования решения не истек: как подготовить саму жалобу? Требования процессуальных кодексов к форме этого документа единообразны — согласно статьям 322 ГПК, 260 АПК, 389.6 УПК и 299 КАС, жалоба должна содержать:

  • наименование суда апелляционной инстанции;
  • данные о подателе жалобы, его место нахождения или место проживания, а УПК требует также указывать его процессуальное положение;
  • данные обжалуемого решения (реквизиты), а АПК и УПК требуют также указывать сведения о суде, вынесшем его;
  • ваши требования и основания, по которым вы считаете, что вынесенное судом решение некорректно — АПК требует делать ссылки на нормативные правовые акты, а по правилам УПК нужно указать одно из оснований, перечисленных в его статье 389.15;
  • перечень документов-приложений.

Апелляционную жалобу не подают напрямую в суд одноименной инстанции. Это делают через судебный орган, принявший решение, которое вы собрались обжаловать: через мировой в районный суд и через арбитражный суд субъекта в апелляционный арбитражный суд. Это самый простой случай.

Если по первой инстанции решение вынесено районным судом, то оспаривать его нужно в судебной коллегии по гражданским, уголовным или административным делам суда уровня субъекта (краевого, областного и т.д.).

А если по первой инстанции дело рассматривалось одной из указанных коллегий, то судебный акт можно обжаловать только в соответствующей коллегии уже Верховного Суда РФ. Если же вдруг ваше дело в качестве суда первой инстанции рассматривала одна из коллегий ВС РФ, то апелляционное обжалование будет происходить в Апелляционной коллегии ВС РФ.

Несколько иначе дела обстоят в системе арбитражных судов (отдельной от судов общей юрисдикции), над которой также обособленно стоит ВС РФ. Учтите — если ваше дело по первой инстанции рассматривалось в окружном арбитражном суде, то обжаловать в апелляции судебное решение не получится, так как оно сразу вступит в законную силу. Но обжаловать его можно все равно — правда, уже в кассационной инстанции.

Если вы собираетесь обжаловать решение суда по гражданскому, арбитражному или административному делу, обязательно приложите к жалобе квитанцию об уплате государственной пошлины (если таковая требуется в вашем конкретном случае). Потребуется доверенность, если жалоба подается доверенным лицом. АПК РФ требует прикладывать копию оспариваемого решения. С апелляционной жалобы и приложений к ней должны быть сняты копии и направлены прочим лицам, участвующим в деле.

Особые указания имеет по отношению к апелляционной жалобе УПК РФ. Если вы хотите, чтобы доказательства, представленные при рассмотрении в суде первой инстанции, были исследованы в апелляции, об этом обязательно нужно заявить в тексте жалобы. Приведите также перечень лиц, которых, по вашему мнению, нужно вызвать на заседание: свидетелей, экспертов и т.д. Если вы были осуждены и хотите участвовать в апелляционном процессе, обязательно укажите это в жалобе.

Как подать кассационную жалобу

Следующий за апелляцией этап — кассация. Их две, они последовательны — первая и вторая. Это обжалование вступившего в законную силу судебного акта. Здесь дело по существу уже не рассматривается, а производится проверка законности принятого решения. Поводом для его отмены в кассации служит, например, неправильное применение судьей норм материального и процессуального права.

  • мировой или районный суд — первая кассация в Президиум суда уровня субъекта, вторая в Судебную коллегию по гражданским, уголовным или административным делам ВС РФ;
  • судебная коллегия по гражданским, уголовным либо административным делам суда уровня субъекта или ВС РФ — оспорить в кассации нельзя (как и в апелляции), нужно сразу идти в надзорную инстанцию.

Сроки кассационного обжалования составляют 2 месяца с момента, как обжалуемое решение вступило в законную силу, и полгода по гражданским и административным делам. Сроки подачи кассационной жалобы не ограничены для осужденных, но ограничены годом для тех, кто требует ухудшения положения осужденного или оправданного.

То, что от вас требуется указать в кассационной жалобе, будет мало чем отличаться от того, что вы писали в апелляционной жалобе. Только теперь вам нужно указать, какой суд рассматривал дело в апелляции, первой кассации (если имело место), и какие решения были приняты (понадобятся их копии). В остальном, требования те же: направление копий жалобы и приложений по числу лиц, участвующих в деле, список приложений и т.д.

Как подать надзорную жалобу

Пересмотром всех решений в порядке надзора занимается ВС РФ. Этот процесс предполагает пересмотр вступивших в законную силу решений, принятых второй кассацией или апелляцией самого ВС. На этом этапе происходит формальная проверка законности: не нарушил ли суд при вынесении решения нормы Конституции РФ, например? Перескочить нельзя: только пройдя все описанные нами выше этапы, можно дойти до надзора.

Куда подавать надзорную жалобу? Казалось бы, понятно: в ВС РФ. Но он имеет сложную структуру, каждое звено которой рассматривает те или иные дела, как мы уже заметили. Правда, в отличие от предыдущих случаев, здесь все гораздо проще: если вы хотите оспорить решение по гражданскому, уголовному или административному делу, то надзорная жалоба всегда подается в Президиум ВС РФ. Правило работает так же, если вы являетесь участником экономического спора. Подавать жалобу нужно непосредственно в Президиум.

В какие сроки можно оспорить решение в порядке надзора? Статья 391.2 ГПК, статья 308.1 АПК и статья 333 КАС говорят, что это можно сделать в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Учтите — если вы являетесь осужденным, сроки надзорного обжалования для вас не ограничены. А вот если вы хотите обжаловать приговор в отношении другого лица в сторону ужесточения его положения, сделать это можно только в течение года.

Содержание надзорной жалобы аналогично содержанию апелляционной и кассационной жалобы. Вы также должны перечислить все пройденные вами ступени обжалования и указать принятые ими решения. К жалобе по уголовному, гражданскому или административному делу нужно приложить оригиналы указанных актов (потом их вам вернут).

Надзорная жалоба по экономическому спору может быть направлена в электронном виде на сайте ВС РФ через личный кабинет Госуслуг: на портале ВС кликните на кнопку регистрация, и откроется окно, в которое нужно ввести данные с Единого портала госуслуг.

Под обжалованием решения суда подразумеваются процессы сразу в нескольких судебных инстанциях: апелляционной, кассационной (первой, второй) и надзорной. Они последовательны — нельзя перескочить через одну, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законом. Один из ключевых моментов — соблюдение сроков обжалования. Они единообразны для гражданских, административных дел и экономических споров, а в отношении уголовных дел действуют специальные правила.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции. Так, подверглась реформированию система обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу, соответственно этому претерпела изменению и система судов апелляционной и кассационной инстанций. Как заявлялось ранее, целью реформирования системы судов общей юрисдикции явилась необходимость обеспечения беспристрастности в рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций.

В постановлении Пленума ВС РФ от 13.07.2017 г. № 28 указано, что в настоящее время возникла объективная необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловлена потребностью в функционировании в рамках подсистемы судов общей юрисдикции организационно обособленных судебных инстанций в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

Как подчеркивается в указанном постановлении Пленума ВС РФ, реформа позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. При этом ВС РФ ссылается на положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций в системе арбитражных судов.

Сама идея разделения судов апелляционной и кассационной инстанций от «привязки» их к определенной территории не нова. Впервые она нашла свое воплощение в Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г., утвержденной в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., которой предлагалась трехуровневая система федеральных судов общей юрисдикции: мировой судья и федеральный районный суд как суды первой инстанции (районные суды обладали компетенцией рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей); федеральные окружные суды как апелляционная инстанция для районных судов и кассация при рассмотрении жалоб на судебные акты мировых судей; Верховный суд РСФСР как высшая кассационная и надзорная инстанция. Тут надо иметь в виду, что наряду с федеральной системой судов предполагалось введение республиканской системы, входящей в ведение республик в составе федерации.

Предложенная в настоящее время система судов общей юрисдикции близка по своим характеристикам к существующей системе арбитражных судов, в которой наиболее полным образом реализован принцип «один суд- одна инстанция». В СОЮ этот принцип наиболее последовательно реализован только в кассационных судах: в качестве единой кассационной инстанции, рассматривающей «первую» кассационную жалобу выступает кассационный суд общей юрисдикции, «обслуживающий» соответствующий судебный кассационный округ, который состоит из нескольких субъектов РФ. Апелляционная инстанция включает в себя районные (городские) суды, суды субъектов РФ и апелляционные суды общей юрисдикции. На наш взгляд, законодатель не пошел по дальнейшему окончательному претворению в жизнь принципа «один суд- одна инстанция» в системе судов общей юрисдикции из практических соображений и в целях защиты интересов физических лиц как стороны процесса: в существующих реалиях передача полномочий рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей и районных (городских) судов отдельной апелляционной инстанции, находящейся в другом регионе, привела бы к ущемлению процессуальных прав стороны спора, которая в этом случае понесла бы существенные транспортные расходы.

Порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов в соответствии с ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г.


Реформированный порядок обжалования судебных актов судов общей юрисдикции в соответствии с положениями ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г. можно представить в виде схемы:

Как видно, верховные суды республики, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее- суд субъекта) остаются судами апелляционной инстанции для рассмотрения жалобы на решения районный (городских) судов ОЮ. Апелляционные жалобы на судебные акты мировых судей по-прежнему остаются на рассмотрении районных (городских) судов.

Кассационный суд ОЮ рассматривает кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения судов субъекта РФ, судебные акты апелляционного суда ОЮ.

Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, судов субъекта, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции, направляются в Судебную коллегию ВС РФ (2 кассация).

Апелляционный суд ОЮ рассматривает апелляционные жалобы на судебные акты судов субъектов, принятые ими в качестве суда первой инстанции.

Согласно ФКЗ № 1-ФКЗ кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.

На основании данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке предусмотрено создание 9 кассационных судов ОЮ.


1 кассационный суд ОЮ- г. Саратов Саратовской области;

2 кассационный суд ОЮ- г. Москва;

3 кассационный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

4 кассационный суд ОЮ- г. Краснодар Краснодарского края;

5 кассационный суд ОЮ- г. Пятигорск Ставропольского края;

6 кассационный суд ОЮ- г. Самара Самарской области;

7 кассационный суд ОЮ- г. Челябинск Челябинской области;

8 кассационный суд ОЮ- г. Кемерово Кемеровской области;

9 кассационный суд ОЮ- г. Владивосток Приморского края;

кассационный военный суд- г. Новосибирск Новосибирской области.

Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Всего, предусмотрено создание 5 апелляционных судов ОЮ.


1 апелляционный суд ОЮ- г. Москва;

2 апелляционный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

3 апелляционный суд ОЮ- г. Сочи Краснодарского края;

4 апелляционный суд ОЮ- г. Нижний Новгород Нижегородской области;

5 апелляционный суд ОЮ- г. Новосибирск Новосибирской области;

апелляционный военный суд- г.о. Власиха Московской области.

Согласно ст. 7 ФКЗ № 1-ФКЗ настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, в самом законе предусмотрена возможность наступления ситуации, когда апелляционные и кассационные суды формируются неравномерно, когда в одних регионах уже рассматривают судебные споры «по новому», тогда как в других еще действует «прежние» положения по обжалованию. Или когда кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда ОЮ, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, т.к. суд кассационной инстанции не успел сформироваться. Очевидно, что такая ситуация, пусть даже и гипотетическая, никак не связывается с целями проведенной реформы.

Изменения в системе судов общей юрисдикции предполагают внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство. В настоящее время ВС РФ в ГД РФ подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений в ГПК РФ, КАС РФ (постановление Пленума ВС РФ № 20 от 21.06.2018 г.), КоАП РФ (постановление Пленума ВС РФ № 22 от 21.06.2018 г.).

Подборка наиболее важных документов по запросу Суд второй инстанции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Суд второй инстанции

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 75 "Недопустимые доказательства" УПК РФ "Вопреки указанным требованиям суд второй инстанций в апелляционном постановлении как на доказательство виновности осужденного сослался на его заявление о признании вины, составленное в отсутствие адвоката. При этом обстоятельства, изложенные в нем, Л. в судебном заседании не подтверждал, настаивая на своей непричастности к совершению преступления.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 6.1 "Разумный срок уголовного судопроизводства" УПК РФ С учетом установленных обстоятельств по делу размер компенсации суд второй инстанции установил в размере 40000 рублей."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Суд второй инстанции

Путеводитель по трудовым спорам. Спорные ситуации при увольнении в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения Вывод и обоснование суда: Увольнение правомерно. В удовлетворении требований работника отказано. Решение суда второй инстанции оставлено без изменения.

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения В рассматриваемом случае суд второй инстанции в порядке, предусмотренном в статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, дал толкование подпункту 3.2.4 договора, согласно которому заказчик при расторжении договора обязан оплатить не более 35 процентов сметной стоимости по настоящему договору, и пришел к правильному выводу о том, что стороны установили твердый размер компенсации, подлежащей выплате заказчиком подрядчику при расторжении договора, что не противоречит действующему законодательству. Оснований для признания данных выводов неправомерными не имеется.

Нормативные акты: Суд второй инстанции

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ
(ред. от 16.04.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации" 1) рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации;

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2004 г. № 237-О, право на судебную защиту, закрепленное нормами статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Одной из таких гарантий является право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, в том числе судов, чем предопределяется предоставление заинтересованным лицам возможности добиваться исправления допущенных судами ошибок и создание в этих целях процедур проверки вышестоящими судами законности и обоснованности решений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями.

Органы законодательной и исполнительной власти не осуществляют проверочные функции в отношении судебных актов, в связи с чем судебные акты могут подвергаться предметной оценке только вышестоящими судебными инстанциями, а именно, апелляционной, кассационной и надзорной.

Одним из видов обжалования в вышестоящую судебную инстанцию решений, приговоров, определений и постановлений суда, не вступивших в законную силу, является апелляция (от лат. appellatio - «обращение»), также именуемая второй инстанцией.

В Российской Федерации апелляция как форма обжалования восстановлена (после отмены в 1917 году) с принятием Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации в 1995 году.

Принцип инстанционности, к примеру, отражен в статье 323 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), в соответствии с которым приговор, постановление мирового судьи о прекращении уголовного дела и иные его постановления могут быть обжалованы в районный суд для рассмотрения в апелляционном порядке.

При этом в отдельных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, итоговый судебный акт может быть отменен судом, его вынесшим. Например, статья 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) регулирует такой порядок в отношении судебного приказа. Так, судебный приказ может быть отменен мировым судьей, который ранее его и постановил, если от должника в установленный срок поступят возражения. В настоящее время такой срок составляет десять дней со дня вручения должнику данного судебного акта (статья 128 ГПК РФ).

На современном этапе становления процессуального права апелляцию принято различать на полную и неполную.

При полной апелляции рассмотрение дела состоит в новом разбирательстве дела по существу, то есть стороны вправе представлять суду апелляционной инстанции новые доказательства в подтверждение своей позиции, при этом суд апелляционной инстанции не ограничивается только проверкой правильности обжалуемого судебного акта, а вновь рассматривает дело на тех же началах, что и суд первой инстанции. К примеру, в дореволюционной России была полная апелляция.

При неполной апелляции процесс доказывания сконцентрирован в суде первой инстанции, то есть представление новых доказательств в суд апелляционной инстанции либо недопустимо (как правило), либо допускается в определенных законом случаях, например, если у сторон имеются «уважительные причины» непредставления ранее таких доказательств в суд первой инстанции.

На сегодняшний день в Российской Федерации в большей степени преобладает модель смешанной апелляции, которая, в свою очередь, сочетает в себе признаки полной и неполной апелляции.

Между тем третьей по иерархии инстанцией судоустройства и второй по обжалованию судебных актов (приговоров, определений и решений судов), вступивших в законную силу, является кассация (от лат. quasso - «разрушаю, разбиваю»).

В порядке кассационного производства подлежат проверке не факты, а соблюдение судом первой и второй инстанций норм права. Такая форма обжалования в правовой среде получила название «чистая» или «формальная» кассация.

Последней, четвертой инстанцией, рассматривающий дело в порядке надзора и именуемой как надзорное производство, является Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорное производство представляет собой исключительную стадию судопроизводства, где проверяется законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке надзора служат только фундаментальные нарушения норм права нижестоящими судами. Это могут быть право на доступ к правосудию, на справедливое судебное разбирательство. К фундаментальным нарушениям норм права также следует относить нарушения единообразия толкования и применения судами норм права.

Помимо вышеуказанных видов обжалования существует так называемый и четвертый вид обжалования - пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу.

В соответствии с ГПК РФ ко вновь открывшимся обстоятельствам относятся, к примеру, существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. К новым обстоятельствам ГПК РФ относит в том числе отмену судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного решения по данному делу.

В свете вышеизложенного прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что 2018 год запомнился для судебной системы нашей страны двумя принятыми важнейшими нормативными правовыми актами, а именно, подписанные Президентом Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» и Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Первый документ вступил в силу 30 июля 2018 года и действует за исключением ряда положений, вступающих в силу в иные сроки, второй нормативный документ вступает в силу не позднее 1 октября 2019 года с момента принятия решения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Данное событие дает основания полагать, что в Санкт-Петербурге не позднее осени 2019 года должны начать свою работу Второй апелляционный суд общей юрисдикции и соответственно Третий кассационный суд общей юрисдикции.

По информации, размещенной на официальных сайтах указанных судов, Второй апелляционный суд общей юрисдикции будет расположен по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 9, лит. А, а Третий кассационный суд общей юрисдикции - по адресу: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26.

Таким образом, апелляционные и кассационные жалобы на решения Санкт-Петербургского городского суда и Ленинградского областного суда будут рассматриваться на территории Санкт-Петербурга.

Во Втором апелляционном суде общей юрисдикции будут обжаловаться судебные акты Верховного Суда Республики Карелия, Верховного Суда Республики Коми, Архангельского областного суда, Вологодского областного суда, Курганского областного суда, Ленинградского областного суда, Мурманского областного суда, Свердловского областного суда, Тюменского областного суда, Челябинского областного суда, Санкт-Петербургского городского суда, суда Ненецкого автономного округа, суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

В Третий кассационный суд общей юрисдикции подлежат обжалованию судебные акты судов Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа, а также судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов.

В результате, новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу. Также в их компетенцию будут входить дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

По судебным актам первой инстанции - мирового судьи и районного суда апелляционная инстанция останется прежней: судебные акты мирового судьи подлежат обжалованию в районном суде, а судебные акты районного суда обжалуются в городской, областной или равные им суды.

В последующем жалобу можно будет подать в кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а после этого обжаловать судебный акт в профильную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (вторая кассация).

В случае, если дело по первой инстанции рассматривал городской, областной или равные им суды, то апелляционную жалобу нужно будет подать в новый апелляционный суд общей юрисдикции, а кассационную жалобу - в кассационный суд общей юрисдикции.

Последней судебной инстанцией для всех дел, как и ранее, остается Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Также, исходя из особенностей вносимых изменений в федеральное законодательство, целесообразно обозначить и то, что в гражданском и административном процессах вводится принцип «сплошной кассации», когда судья должен будет принять к своему производству любую жалобу, которая формально соответствует требованиям закона.

Срок обращения с жалобой в кассационный суд общей юрисдикции будет составлять три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта вместо шести, как принято в настоящее время.

Кассационную жалобу необходимо будет подавать через суд первой инстанции. Сейчас жалоба направляется непосредственно в суд кассационной инстанции.

В гражданском судопроизводстве представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

В арбитражном судопроизводстве представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Требования, предъявляемые к указанным представителям, не распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, перечисленных в федеральном законе.

В целом, за основу модели функционирования новых созданных в Российской Федерации пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции взята система арбитражных судов, которая, как отмечают некоторые специалисты в области процессуального права, зарекомендовывала себя с положительной стороны.

Кроме того, до начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы, а также представления будут рассматриваться теми же судами, что и в настоящее время.

Таким образом, в ходе проведенной реформы будет исключена ситуация, когда проверка судебного акта осуществляется в том же суде, в котором дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции.

Подводя итог, следует сделать некоторые теоретические обобщения:

во-первых, возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в том числе процессуальных актов судебных органов, является залогом и гарантией эффективной судебной защиты нарушенных прав и свобод;

во-вторых, нововведения, внесенные в федеральное законодательство Российской Федерации, будут способствовать оптимизации судебной нагрузки, что в целом положительно отразится на совершенствовании судебной системы;

в-третьих, унификация судебных инстанций как фактор эффективности правосудия должна качественно повлиять на противодействие коррупции в органах судебной власти.

Но в то же время в той или иной инстанции правосудие должно заканчиваться. Завершение судебного процесса с вынесением итогового судебного акта еще не означает полное восстановление нарушенных прав и свобод, если вступившее в законную силу решение суда не исполняется.

В связи с чем и сегодня, как и более двух тысяч лет назад актуальны высказывания Аристотеля о том, что «не было бы никакой пользы в правосудии, если бы решения суда не приводились в исполнение…».

ГПК РФ Статья 14. Состав суда

1. Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение дел в кассационном или апелляционном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей.

Рассмотрение дел в надзорном порядке осуществляется Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в составе, определяемом в соответствии с Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".

(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Состав суда для рассмотрения каждого дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.

(часть 4 введена Федеральным законом от 11.06.2022 N 179-ФЗ)

5. Замена судьи или нескольких судей возможна в случае:

1) заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном настоящим Кодексом, самоотвода или отвода судьи;

2) длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, учебы или служебной командировки;

3) прекращения или приостановления полномочий судьи по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

4) перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

(часть 5 введена Федеральным законом от 11.06.2022 N 179-ФЗ)

6. В случае замены судьи или нескольких судей в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство производится с самого начала. Решение вопроса о принятии искового заявления к производству, отложение судебного разбирательства, рассмотрение заявления об обеспечении иска и совершение иных процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не являются заменой судьи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: