Суд во франции как называется

Обновлено: 18.04.2024

Судебная система — это совокупность судебных органов власти, которые имеют общие задачи, функционируют на территории определенной страны на единых принципах и реализуют судебную власть посредством осуществления правосудия.

Из определения следует, что одной из наиболее важных функций судебной власти является осуществление правосудия, т. е. осуществление в принятом на законодательном уровне процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению дел уголовного, административного, а также гражданско-правового характера, различного рода экономических споров с целью защиты прав и интересов граждан, хозяйствующих субъектов и в целом общества.

Функция контроля судебной системы реализована на сегодняшний день прежде всего в виде контроля за соответствием действующего федерального и регионального законодательства положениям закона, обладающего наивысшей юридической силой. Данные полномочия реализуются в РФ в первую очередь Конституционным Судом РФ.

На современном этапе развития функции контроля, осуществляемые судебной властью, также реализуются в виде контроля за соответствием действующему законодательству решений региональных, а также муниципальных органов власти посредством:

  • рассмотрения поступающих жалоб граждан и хозяйствующих субъектов на действия и решения представителей государственных органов власти, должностных лиц, нарушения их законных прав и интересов, жалоб на вынесенные постановления по делам о правонарушениях административного характера;
  • проведения проверок при рассмотрении уголовных дел, например, для анализа качества предварительного расследования;
  • рассмотрения поступающих жалоб о признании незаконными принятых нормативно-правовых актов управления;
  • проведение проверок при рассмотрении дел уголовного, административного, гражданского характера, а именно законности и дисциплины в деятельности правоохранительных органов, учреждения, а также принимающих участие в таких делах должностных лиц, законности нормативно-правовых актов управления, которые используются в рамках разрешения споров и дел.

Готовые работы на аналогичную тему

Также под контрольной деятельностью судебных органов власти следует понимать:

  • предоставление гарантий обеспечения исполнения вынесенных приговоров и прочих судебных решений;
  • проведение разбирательств и разрешения дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
  • обязательное разъяснение действующих нормативно-правовых и законодательных актов в рамках вопросов судебной практики;
  • контроль за законностью и обоснованностью реализуемых действий и принимаемых решений всех исполнительных органов и государственных органов, правоохранительных органов в рамках выявления и раскрытия совершенных преступных деяний, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, которые непосредственно связаны с ограничением различных прав и свобод человека.

Судебная система Франции

Если говорить о судебной системе современной Франции, то в ее состав на сегодняшний день входят:

  1. Кассационный суд.
  2. Апелляционный суд.
  3. Судебные органы власти, на которые возложен функционал рассмотрения и разрешения различного рода дела по первой инстанции.

Кассационный суд является главенствующим в судебной системе Франции, т. е. он возглавляет систему общих судов, а также является одним из старейших учреждений Франции. Следует отметить, что кассационный суд функционировал как при «старом режиме», который существовал вплоть до революции 1789 года, а свое современное название получил в 1790 году.

На сегодняшний день Кассационный суд Франции расположен в Париже и после осуществленной в 1967 году реформы состоит из шести палат, пять из которых занимаются рассмотрением гражданских дел, а одна – уголовных.

Принципы функционирования современной судебной системы Франции регламентируется VIII разделом Конституции «О судебной власти». В рамках положений Конституции Франции Президент выступает в качестве гаранта независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законодательством, а непосредственно судьи являются несменяемыми.

На современном этапе развития французское правосудие базируется прежде всего на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, обеспечиваемых гарантиями со стороны государства. Так, например, все затраты на осуществление правосудия при рассмотрении дел гражданского и административного, уголовного характера в соответствии с действующим законодательством возложены на государство. Также в качестве наиболее важных принципов судебной системы Франции можно назвать принцип равенства перед правосудием и нейтральность судей, возможность публичного рассмотрения дела, а также двойного рассмотрения дела. Также на законодательном уровне предусматривается возможность кассационного обжалования.

Можно говорить о том, что судебная система Франции является многоступенчатой и ее можно разделить условно на две ветви, а именно, на судебную систему и систему так называемых административных судов. При этом низший уровень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции, в которых все дела в обязательном порядке рассматриваются лично судьей. В рамках возложенных на него полномочий трибунал малой инстанции рассматривает дела только с небольшими суммами, а вынесенные им решения апелляционному обжалованию не подлежат. Уголовные дела рассматривает так называемый трибунал полиции.

Если говорить об апелляционный суде, то такой суд всегда выносит решения коллегиально.

Общая структура французской судебной власти во Франции составлена из двух независимых ветвей – из судов общей юрисдикции и административных судов. Чтобы разобраться в сути обеих этих институций, стоит распределить все исполнительные органы в зависимости от их иерархии.

Как строится иерархия французской судебной системы

Суды общей юрисдикции имеют следующую составную иерархию:

  1. трибуналы касательно малых инстанций – главным их заданием является рассмотрение незначительных гражданских и уголовных дел. Чаще всего они расположены в местных департаментах.
  2. трибуналы больших инстанций – процесс касается тех же гражданских и уголовных дел, но уже среднего уровня сложности;
  3. апелляционные суды;
  4. суды ассизов – они являются подобием суда присяжных в европейских судах, однако они подключаются только в тех случаях, если рассматриваются уголовные дела с лишением свободы больше, чем на 5 лет. В суд присяжных входит три профессиональных судьи и девять ассизов;
  5. специальные суды – составными административными единицами являются коммерческие и трудовые организации;
  6. кассационный суд – именно эта инстанция является гарантом системы судов в Франции.

Что касается административных судов, схема включает в себя следующие исполнительные органы:

  • региональные административные суды составляют низшее звено иерархии;
  • административные апелляционные суды;
  • высшим звеном в данном случае выступает государственный совет.

Независимые законодательные структуры

Франция также имеет два отдельно созданных законодательных органа, которые не рассматриваются как судебная власть Франции. Их целью создания был суд и вынесение приговора для высших чиновников. Первый – это Суд правосудия, который занимается рассмотрением дел по обвинению министров. Другим же выступает Высокий суд правосудия – здесь происходит пересмотр обвинений касательно совершения государственных измен против президента (не предусмотрен адвокат).

Во Франции нет такого законодательного органа, как специализированный конституционный суд – его функцию полностью выполняет квазисудебный суд, или другими словами, Конституционный совет.

Совет, выполняющий функции конституционного суда, состоит из:

  • бывших президентов республики – право быть частью совета им дается пожизненно;
  • девять членов, трое из которых назначается президентом, другие же выбираются непосредственно квази судом;
  • председателя Национального собрания;
  • председателей Сената.

Каждый член совета может быть назначен на срок не более девяти лет, не считая президентов. Повторное избрание в данном случае не представляется возможным, при этом, раз в три года заменяется треть состава Конституционного совета.

Почему Франция считается унитарным государством?

Функцию базового административно-территориального органа выполняет департамент. Франция, как метрополия, континентально разделена на 96 департаментов. Следующая территориальная единица – это коммуна; каждый департамент разделен на несколько сотен коммун, при этом по всей территории на сегодняшний день насчитывается около 37 тысяч таких единиц.

Численность населения одной коммуны может быть довольно разной – одни насчитывают около 50 человек, в других может быть больше нескольких тысяч.

Чтобы еще больше усовершенствовать управление административными единицами, были созданы регионы – это наивысший территориальный уровень во Франции. В состав региона входит около четырех или пяти отдельных департаментов, сейчас общее их количество составляет 22 региона. Страна разделена на три уровня административного управления, при этом регулированием каждого процесса занимаются отдельные органы. К примеру, мэр совета коммуны избирается населением каждой коммуны отдельно.

Особенности региональных органов управления

В департаментах и регионах представительные органы избираются отдельно, поэтому каждая единица имеет генеральный совет и региональный совет соответственно. После этого уже созданные представительные органы избирают своих председателей. Особенность здесь состоит в том, что в судебной системе Франции нет четкого разделения власти, поэтому председатели в совете одновременно выполняют функцию главы представительного органа. Каждый департамент также должен иметь своего префекта или комиссара республики. Его назначением занимается непосредственно Совет министров, и он рассматривается как представитель центрального правительства. Если комиссар занимает должность в самом большом департаменте, он также представляет интересы правительства в целом регионе, а не только в своем департаменте. Также в состав французских административно-территориальных единиц входят заморские коллективы.

Заморские коллективы представляют собой территории, которые раньше были колониями, присоединившимися впоследствии к Франции; это острова, которые разбросаны по всему миру, однако являются частью республики.

Схема заморских коллективов

Всего существует три заморских структуры: это заморские департаменты, заморские территории и территории с особым статусом.

  • Заморскими департаментами считаются территории, которые раньше было тесно связаны с Францией в плане права и политики, однако рассовые различие и отдаленное территориальное расположение относительно Франции сделало их отдельными единицами. Сегодня таких департаментов всего четыре – Гваделупа, Мартиника, Гвиана и Реюньон.
  • В отличие от заморских департаментов, заморские территории являются более автономными территориальными единицами, так как не имеют столь тесных правовых и политических связей. Таких структур также четыре – сюда входят Французская Полинезия (мелкие острова на юге Тихого океана), Новая Каледония(также тихоокеанский остров с поселениями индейцев), Уоллис и Фортуна, а также Арктические земли;
  • Территориями с особым статусом называют те острова, которые отделены от республики океаном, однако они продолжают активно эволюционировать, как независимые государства. Таких участков всего два – ими считаются Майотта (остров в Индийском океане), а также острова Сен-Пьер и Микелон около Канады.

Корсика получила статус автономной республики – она считается единственной автономной структурой во Франции, при этом остров является важной частью метрополии, т.к. она не отделена океаном, и поэтому не относится ни к одной из выше описанных территориальных единиц. Избирательным органом на Корсике считается Собрание, сформированное из исполнительного комитета.

При этом прав у такого органа намного больше по сравнению с континентальным департаментом, но меньше, чем в случае с заморскими территориями. Париж же считается особым департаментом в французской административно-территориальной структуре.

Судебная власть во Франции включает в свой состав суды общей юрисдикции и административные суды. Помимо этого, существуют и квазисудебные органы в виде Конституционного и Государственного совета Последний может являться во Франции высшим органом административной юстиции. Прокуратура, как и в РФ, в числе задач имеет поддержку государственного обвинения. Она работает при суде и обладает независимостью.

Низшей ступенью судов общей юрисдикции являются трибуналы малой инстанции, рассматривающие дела с несущественными в сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела в сфере преступлений небольшой тяжести.

Следующим уровнем считается трибунал большой инстанции. С его помощью по первой инстанции рассматривается большая часть уголовных и гражданских дел. Те уголовные дела, по которым приговор предусматривает тюремное заключение от 5 лет, рассматривают суды ассизов (в их составе 3 профессиональных судьи и 9 присяжных). Присяжные и профессиональные судьи представляют одну коллегию, принимая участие в определении наказаний и решении прочих вопросов права. Эти суды названы исправительными судами. Суды общей юрисдикции находятся под управлением кассационного суда.

Судебная власть Франции наряду с судами общей юрисдикции включает специализированные суды (трибуналы), работающие в области как гражданско-цивилистического (трудовые споры, морские торговые суды), так и уголовного права (дела несовершеннолетних граждан).

В большей части гражданских судов работают не судьи-профессионалы, а судьи, которые избираются или назначаются из отраслей хозяйства и управления, где возникают споры. Таким образом, они более глубоко понимают суть вопроса.

Апелляционными судами рассматриваются дела во второй инстанции в качестве обычных и специализированных судов.

Судебная система Франции

Франция является страной с развитой административной юстицией, здесь административные суды могут разрешать административные споры, определяя заключение в отношении юридического аспекта конфликтов. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет.

Особенность судебной системы Франции заключаетися в существовании Трибунала по конфликтным ситуациям. Он предназначен для разрешения споров о компетенции двух ветвей судебной власти. Трибунал включает представителей Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Министр юстиции здесь номинально выступает в качестве председателя.

Судебная система не включает Конституционный совет, который обладает специальным статусом в качестве органа конституционного надзора, который имеет право осуществлять лишь превентивный конституционный контроль. Любые законопроекты могут быть переданы президентом в Конституционный совет с целью проверки, соответствуют ли они Конституции Франции. В случае, когда орган конституционного надзора может признавать законодательный акт в качестве противоречащего Конституции, его нельзя признать как закон, обнародованный и введенный в действие.

Конституционный совет призван осуществлять наблюдение за ходом проведения выборов президента и парламента, общенационального референдума. Ему принадлежит важное значение в стабилизации конституционных и политических отношений, включая установку законности во Франции.

Особенности местного и регионального управления

Франция — это децентрализованная унитарная страна, где право принимать законы имеет общенациональный парламент.

Здесь государственная политика Республики проводится только общенациональным правительством. Территориальные коллективы Французской Республики представлены коммунами, департаментами и заморскими территориями (ст. 72 Конституции Франции). В число государственной территории включено 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента, включая Мартинику, Гваделупу, Гвиану, Реюньон, 2 территории, обладающие особым статусом (Сен-Пьер и Микелон, Майотта) и 4 заморских территории, включая Полинезию, Новую Каледонию, Уоллис и Футуну, Южную и антарктические территории. Административная организация и законодательный режим заморских департаментов меняются в соответствии с их особым положением. Статуты этих территорий определяются органическими законами.

Территориальные образования включают местные территориальные коллективы. Управление над ними ведется посредством выборных органов, а административные единицы, служащие структурной опорой для служб государства.

Законодательство подробно регламентирует компетенцию выборных органов территориальных коллективов.

Нижнее звено административного территориального деления страны представлено коммунами (около 37 тыс.), жители которых избирают муниципальный совет на 6 лет. Совет одновременно является низовым органом власти государства и местного самоуправления. Из собственного состава Муниципальный совет избирает большинством голосов мэра в качестве представителя исполнительной власти.

Объединение нескольких коммун представляет собой кантон, вводимый для удобства управления делами государства. В нем работают должностные и ответственные лица, включая судью, нотариуса, руководителя жандармерии и др.

Французский округ включает 100-150 коммун, которых в общей сложности около 300. Главу округа (субпрефекта) назначает правительство.

Следующее звено управления выступает в виде департамента, который включает около 400 коммун (35 кантонов). Его работой руководит Генеральный совет, в который каждый кантон должен избирать одного своего представителя в виде генерального советника. Главой Генерального совета является префект, назначаемый президентом. Он решает не только общие вопросы, но и осуществляет руководство всей полицией департамента.

Крупнейшая административно-территориальная структура представлена регионом, в состав которого в метрополии включено 2-8 департаментов. Заморские департаменты формируют также отдельный регион. Органы регионального уровня планируют и осуществляют деятельность по экономическому развитию и обустройству территорий. Сформированные как административные единицы в 1961 г. регионы приобретают позже статус публичных правовых структур, в в дальнейшем статус местных коллективов, которые находятся под управлением выборного органа (регионального совета). Во главе выборных органов стоит председатель. Наряду с этим регион является административной единицей, которая возглавляется префектом региона.

Управленческая система во Франции характеризуется сочетанием местного самоуправления и государственного управления различных форм. Одна из подобных форм представлена административной опекой, которая состоит в том, что решения органов местного самоуправления не вступают в силу до момента их одобрения со стороны назначенного государством местного администратора. Другая форма представлена административным надзором проверки законности решений органов самоуправления на местах. В этом случае администрацией могут оспариваться решения только в судебном порядке.

Подобная система имеет в основе сочетание выборных местных органов и назначаемых правительством полномочных представителей, которые ведут административный надзор их работы. В стране была проведена реформа в 1982 году, чем был смягчен надзор. Тем не менее, суть системы осталась такой же. Представитель республики в лице Комиссара ведет наблюдение за правильным осуществлением полномочий департаментами. С помощью административного суда он способен аннулировать акты коммунального, департаментного и регионального уровня.

Модель местного самоуправления во Франции характеризуется сильным и достаточно эффективным контролем государства через назначаемых президентом Республики префектов. Именно они осуществляют контроль избираемых населением коммунальных и региональных советов. Они в своей работе руководствуются принципом «разрешено все, что не запрещено законом», поэтому имеют право обжаловать напрямую президенту действия префекта. При этом их собственные нелегитимные акты отменяются только через решение административного суда.

Унитарные государства осуществляют общий контроль местных органов через центральное правительство, работающее в лице одного или нескольких министров. Во Франции за это отвечает Министерство внутренних дел.

Административный контроль отражает права власти в государстве утверждать определенные акты и вводить санкции на определенные действия местных органов, смещая должностных лиц. Также существуют вопросы (предметы ведения), по которым на местах представительные органы не вправе самостоятельно принимать решения. Часто это относится к некоторым категориям финансов, налогов, проблем реализации и приобретения земельной собственности, сделок по муниципальному имуществу, застройке населенных пунктов.

Закон рассматривает к местным органам определенные санкции в ситуации ненадлежащего исполнения ими функций, что включает отстранение от должности главы администрации, муниципального служащего, наложение взыскания, отмену актов местных органов, передачу определенных полномочий агентам правительства и др. Например, префект вправе отстранять от должности избранных мэров сроком на 1 месяц. Серьезный рычаг воздействия на местное самоуправление представлен финансовыми мерами: использование более жестких условий бюджетного кредитования, отказ от финансовой помощи местным бюджетам в случае несоблюдения соответствующих условий. Во Франции максимально радикальной из существующих санкций является роспуск местных органов.

3. суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

Кассационный суд, возглавляющий систему общих судов, - одно из старейших государственных учреждений Франции. Он существовал еще при "старом режиме", предшествовавшем революции 1789 г., а свое нынешнее название получил в 1790 г. Кассационный суд находится в Париже и ныне, после реформы 1967 г., включает в себя шесть палат: пять по гражданским делам и одну по уголовным.

Судебная система Франции регламентируется в VIII разделе Конституции «О судебной власти». Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы.

Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования.[10]

Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т. д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды. Наверху системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает в себя генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции.

Судебная система Франции регламентируется в разделе VIII Конституции «О судебной власти». Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы.

Французское правосудие основывается на принципах: коллегиальности, профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также, важным принципом является равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования. [10]

Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т. д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды. Наверху системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: