Суд в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо

Обновлено: 23.04.2024

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Комментарий к ст. 22.1 КоАП РФ

Комментируемая ст. 22.1 КоАП РФ посвящена судьям и органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

1. В части первой комментируемой ст. 22.1 КоАП РФ в общем виде закреплен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Первыми среди них названы судьи (мировые судьи). В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ) в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

О распределении полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях между различными судами см. комментарий к ст. 23.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон N 120-ФЗ) в систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят, в частности, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Подробнее об их компетенции см. комментарий к ст. 23.2 КоАП РФ.

Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, являются федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Следует отметить, что комментируемый Кодекс зачастую не указывает прямо, какие органы государственной власти уполномочены рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, а использует формулировки типа "органы, осуществляющие государственной контроль и надзор в определенной сфере". Для определения соответствующих государственных органов необходимо руководствоваться Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и положениями о данных органах, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации либо постановлениями Правительства Российской Федерации.

С одной стороны, обозначение общих названий является положительным моментом, т.к. такой подход исключает влияние постоянных изменений структуры федеральных органов исполнительной власти. С другой стороны, это может вызвать затруднения при определении конкретного федерального органа исполнительной власти, о котором идет речь в КоАП РФ (Махров И.Е. Административная юрисдикция органов исполнительной власти // Право и экономика. 2002. N 12).

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделен Банк России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 КоАП РФ.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделены также государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. В части второй комментируемой статьи закреплен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Вопрос о полномочиях органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта РФ решается с учетом Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кроме того, КоАП РФ наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по созданию административных комиссий и иных коллегиальных органов, которые могут наделяться полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, наделены:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;

- административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;

- государственные учреждения, подведомственные соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Следует иметь в виду, что Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2004 г. по делу N 47-Г03-30 указал, что органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти.

Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А., 2019. Издательство "РосБух"

КАС РФ Статья 22. Подача административного искового заявления по месту жительства, адресу административного ответчика

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Административное исковое заявление об оспаривании решения Федеральной службы судебных приставов, принятого в автоматическом режиме, подается в суд по месту совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо по месту ведения исполнительного производства, по которому принято оспариваемое решение.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

2. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

3. Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по адресу организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Подборка наиболее важных документов по запросу Район деятельности судебного пристава (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Район деятельности судебного пристава

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 33 "Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" "Возвращая административное исковое заявление, суд исходил из необходимости предъявления административного искового заявления по месту исполнения судебным приставом-исполнителем своих обязанностей; порядок определения места совершения исполнительных действий закреплен в статье 33 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", при этом район деятельности судебного пристава-исполнителя может не совпадать с местом нахождения территориального органа ФССП России."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 12 "Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора" Федерального закона "О противодействии коррупции" "Из материалов дела следует, что 27.01.2020 Б., являясь начальником ОГПС Подпорожского района, находящегося по адресу: , в нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не сообщил о заключении трудового договора с ФИО5, ранее замещавшим должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Волковского отдела судебных приставов Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга УФССП России по г. Санкт-Петербургу, включенную в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N, с которой уволен ДД.ММ.ГГГГ."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Район деятельности судебного пристава

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как подать заявление о прекращении исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2022) Вопрос о прекращении исполнительного производства рассматривает суд, в районе деятельности которого исполняет обязанности судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 440 ГПК РФ, ч. 3 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как подать в суд заявление о замене стороны (должника, взыскателя) в исполнительном производстве
(КонсультантПлюс, 2022) Если спор рассматривал суд общей юрисдикции, посмотрите, где находится подразделение ФССП России, возбудившее производство, и к району какого суда оно относится. Если это тот же суд, который выдал исполнительный лист, смело обращайтесь в него. Если исполнительный лист выдал другой суд, то определить подсудность непросто. Мы рекомендуем подать заявление в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50, ст. 440 ГПК РФ). Однако есть риск, что ваше заявление вернут. Некоторые суды со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 указывают, что заменять сторону производства должен суд, который выдал исполнительный лист (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.11.2018 по делу N 33-50525/2018). Если суд вернет заявление, проще и быстрее обратиться в суд, который указан в определении о возврате. Подавая новое заявление, не забудьте приложить копию этого определения. Если такой вариант вас не устраивает, обжалуйте возврат, однако учтите, что это может занять несколько месяцев (ч. 1 ст. 331, ч. 4 ст. 333, ст. 327.2 ГПК РФ).

Нормативные акты: Район деятельности судебного пристава

Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность административного иска к судебному приставу-исполнителю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Подсудность административного иска к судебному приставу-исполнителю

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 33 "Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" "Исходя из положений статьи 33 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при определении подсудности административного искового заявления правовое значение имеет не место нахождения судебного пристава-исполнителя, на исполнение которому поступил исполнительный документ, подразделения службы приставов, в котором осуществляет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, а место осуществления действий по исполнению требований исполнительного документа, которые определяются местом нахождения должника в исполнительном производстве или принадлежащего ему имущества."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 22 "Подача административного искового заявления по месту жительства, адресу административного ответчика" КАС РФ
(О.М. Кабанов) Предъявленный в суд по месту нахождения службы приставов административный иск должника по сводному исполнительному производству о признании незаконным постановления главного судебного пристава Российской Федерации об отказе в удовлетворении его жалобы в порядке подчиненности, признании незаконными постановления о возбуждении сводного исполнительного производства, а также действий и бездействия судебного пристава-исполнителя возвращен на основании ст. 22 КАС РФ, ст. 33 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в связи с неподсудностью дела данному районному суду, так как подсудность административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов в связи с исполнением исполнительного документа определяется местом совершения исполнительных действий по исполнению требований конкретного исполнительного документа, а не местонахождением службы приставов, в котором осуществляет свои обязанности должностное лицо; фактически полномочия указанных органов распространяются на территорию, подведомственную другому суду.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Подсудность административного иска к судебному приставу-исполнителю

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Участие в судебном процессе об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (на примере исполнительных производств о взыскании алиментов)
(Гусаков С.Ю.)
("Практика исполнительного производства", 2019, N 2) Вместе с тем указанная возможность выбора подсудности исключена по административным искам, подаваемым в связи с деятельностью судебного пристава-исполнителя. Такие административные иски могут быть предъявлены только по месту нахождения структурного подразделения, в котором судебный пристав-исполнитель исполняет свои обязанности (ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Участие адвоката в цивилистическом процессе: учебное пособие для магистрантов"
(под ред. Н.А. Чудиновской)
("Статут", 2020) Территориальная подсудность рассматриваемой категории дел в гражданском процессе является альтернативной: административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) или ненормативного акта субъекта публичной власти (за исключением судебных приставов-исполнителей) может быть подано в суд по месту нахождения административного ответчика или по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим КАС РФ, также по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Нормативные акты: Подсудность административного иска к судебному приставу-исполнителю

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.06.2022) Постановления Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

1. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

2. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

3. Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по адресу организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Комментарий к ст. 22 КАС РФ

В положениях ст. 22 КАС РФ, устанавливающей в качестве основного правила территориальной подсудности административных дел подачу административного искового заявления по месту жительства, месту нахождения административного ответчика, прежде всего использована аналогия со ст. 28 ГПК РФ, предусматривающей следующее: иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика; иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Статья 35 АПК РФ аналогично устанавливает, что иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика.

В ч. 1 ст. 22 КАС РФ первоначально было также перенесено положение ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, устанавливавшее (в ред. Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ ), что заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо. Однако соответствующее положение из ч. 1 ст. 22 КАС РФ исключено Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ , принятым в рамках создания территориальных органов ФССП России межрегионального уровня.

СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4845.

Наряду с этим в положениях ст. 22 КАС РФ использован тот же подход, на котором были основаны следующие разъяснения, данные в п. 14 Постановления Пленума ВС России 2009 г. N 2 в отношении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих:

- заявления по делам данной категории, подсудные районным судам и гарнизонным военным судам, подаются в суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) органа государственной власти, органа военного управления, органа местного самоуправления, должностного лица, в том числе воинского должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются;

- если место нахождения органа или лица не совпадает с территорией, на которую распространяется их компетенция (например, местная администрация расположена вне границ данного муниципального образования), то заявление подается в суд, в районе деятельности которого исполняют свои обязанности указанные орган или лицо.

В пункте 8 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 разъяснено следующее:

- в случае если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (ч. 2 ст. 22 КАС РФ);

- указанные положения применяются также при оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей;

- административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Как отмечено в письме ФССП России от 20 февраля 2017 г. N 00074/17/15291-ТИ "Аналитическая справка по результатам анализа судебной практики по применению положений статьи 22 КАС РФ" , подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России определяется судами в большинстве случаев по месту исполнения судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей, поскольку часть 2 ст. 22 КАС РФ содержит правило, согласно которому в случае несовпадения места нахождения органа государственной власти и территории, на которую распространяются полномочия должностного лица, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо; при этом, как следует из положений ч. ч. 4 и 10 ст. 30, ч. ч. 6 и 7 ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве", территория, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, может не совпадать с местом нахождения территориального органа ФССП России.

Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2017. N 4.

Месту жительства гражданина посвящена ст. 20 части первой ГК РФ, которой наряду с прочим предусмотрено следующее: местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1); местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В отношении места нахождения юридического лица в п. 2 ст. 54 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ ) предусмотрено следующее: место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования); государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: