Суд толпы как называется

Обновлено: 24.04.2024

Все знают, что такое « Суд Линча » и смысл этого выражения. По основной из версий, суд Линча получил название в честь американского судьи Чарльза Линча , практиковавшего линчевание во время Войны за независимость. Эта была вынужденная практика возникшая, когда часть освобожденных распоясавшихся рабов стали жестоко мстить своим бывшим хозяевам. Включился ответный механизм, конечно не для всех черных, а тех, кто проявили непомерную жестокость.

Однако под него попадали и другие, независимо от расы и национальности, пойманные с поличным при совершении тяжких преступлениях.

(2) По второй версии выражение пошло от фамилии капитана Уильяма Линча , который ввёл в Пенсильвании « закон Линча » о бессудных телесных наказаниях (но не смертной казни) в 1780 году.

(3) Однако есть еще один третий, более ранний источник – Джейм Линч , бургомистр Ирландского города Голуэй, живший в конце 15-м века. О его случае мало кто помнит и этот прецедент категорически отличается от общепринятого сегодня смысла " суда Линча " в полностью противоположную сторону.

Сама история Джемса Линча очень трагическая и стоит рассказа. Кроме того она способна сломать мозг кое-кому. Читайте до конца, если не боитесь.

Надо отметить, что сама история возникла в 17-м веке, хотя ее герой жил в 15-м. Возможно какие-то детали из истории уже утеряны, а какими-то художественными она обросла. Возможно это легенда, но он все-равно полезна и поучительна, коль она осталось в истории.

Линч – хранитель Голуэя

Джеймс Линч – богатый и уважаемый торговец, был мэром Голуэя в 1493 году. Тогда Ирландия была еще свободна от влияния Англии и активно торговала с Испанией. Джеймс Линч совершил несколько рейсов в Испанию, а вернувшись из своего последнего визита, привез с собой сына своего испанского партнера по имени Гомес, в ответ на радушное гостеприимство его отца в Испании. Гомес конечно же стал другом своего ровесника Уолтера Линча – единственного сына мэра. Гомес обладал хорошими манерами, осанкой и незаурядным умом, что несомненно вызывало восхищение им.

Одно, кое-что тяготило Джеймса Линча, как и отца самого юноши – он был склонен к либертарианским идеям. Однако теперь мэра больше занимали мысли о судьбе его собственного сына.

Он заметил его интерес к одной молодой особе из хорошей и довольно богатой семьи и мэр организовал вечер с обручением, на которой конечно же был приглашен Гомес. Однако на вечере Уолтеру стало казаться, что его будущая невеста уделяет больше внимание Гомесу, чем ему самому. Постепенно в нем стала зарождаться огонь ревности. На следующей встрече с своей возлюбленной он напрямую укорил ее и обвинил в неверности. Они расстались в ссоре.

Однажды вечером Уолтер проходил мимо дома своей невесты и заметил как Гомес покидает ее дом. Отец невесты, тоже очарованный манерами и умом молодого человека, пригласил его провести время в совместной беседе.

Охваченный пламенем ревности с возгласами ярости он бросился за Гомесом. Тот не разглядел своего друга и бросился убегать от разъяренного человека в строну берега. Когда Гомес стал замедляться перед кромкой воды, Уолтер настиг его, вонзил кинжал в своего друга и столкнул его в воду.

К утру мертвое тело прибило обратно к берегу. Гомеса нашли и опознали.

Несчастный убийца, осознав, что он совершил, попытался спрятаться в лесу неподалеку. Проведя ночь в душевных терзаниях, в конце концов он решил отдать себя правосудию. На рассвете он решил вернуться в город. Там его встретила толпа, среди которой был его, еще ничего не подозревающий, отец в окружении служителей закона.

Когда Уолтер во всеуслышание сообщил, что он является убийцей Гомеса, сердце отца неописуемо разрывалось между любовью к своему сыну, тем фактом, что убит его личный гость и сын его лучшего друга, и своим долгом главы магистрата, наделенный высшим правом судить и наказывать, силой жизни и смерти.

Уолтер был арестован, а через через несколько дней над ним состоялся суд. Своего единственного сына судил его же отец Джеймс Линч. Все происходило в провинциальном городе Ирландии, в котором в то время проживало не более трех тысяч жителей.

Что творилось в душе судьи не поддается описанию. Не говоря о том что на не него влияли мать и сестры подсудимого (его жена и дочери), но и жители города находились в величайшем волнении с самыми разными требованиями, к среди простой публики, так и ходатайства влиятельных граждан.

Трудно представить себя современного человека на его мести. А это был мир, похожий на античный полис, полностью самоуправляемый. И хоть где-то далеко в столице был король, но даже он, находясь в здравом уме не возьмет на себя моральную ответственность в таком непростом случае. Он лучше устранится.

Что нужно в таком случае? Разум, мудрость, справедливость? Нет, ничего из этого в конкретном случае не поможет. Есть только одно высшее, но очень редкое качество – « праведность ».

Мог ли даже всеми уважаемый торговец, дослужившийся до должности бургомистра иметь или претендовать на это качество? Судите сами!

Прерывая всеобщий гвалт, судья Джеймс Линч стучит молотком и объявляет вердикт:

— Уолтер Линч приговаривается мной к повешению!

Что было потом с трудом поддается описанию. Толпа пробовала штурмовать дом Линча, который частично служил тюрьмой. Его праведность пришлась не по вкусу вульгарной толпе. Его поносили и проклинали.

В ночь, предшествующую роковому дню, назначенному для казни Уолтера Линча, этот необыкновенный человек вошел в темницу своего сына, держа в руке фонарь и в сопровождении священника. Преступник спросил, есть ли у него что-то, на что можно надеяться? Мэр ответил:

— Нет, сын мой, твоя жизнь утрачена по законам, и после восходе солнца ты должен умереть! Я всегда молился за тебя и за твою благополучную судьбу, но это конец, тебе придется проститься с этим миром. Твоя беда в том, что никто иной, как ты сам превратил своего несчастного отца в судию, пославшего тебя на смерть.

— Я могу оплакать судьбу моего ребенка и выпрашивать ему снисхождения, хоть он и запятнан злодейским убийством своего друга. Теперь единственная твоя надежда в том, чтоб небеса проявили милосердие и врата Рая не закрылись пред тобой навечно. Вмести с этим добрым священником мы обратимся к Богу о даровании тебе этой надежды, а я приму твое наказание как наказание себе и уйду в отставку.

После этого он призвал священнослужителя вознести свои объединенные молитвы о Божьем Прощении его несчастному сыну, и что он может быть укреплен, перед встречей с приближающейся катастрофой. Молодой преступник присоединился к молитве и больше не говорил о жизни и ее заботах.

Утром, когда прозвучал сигнал к казни, на площадь вышли все трое. Отец и священник вели молодого человека за руки, сопровождая его на улицу. Они так и стояли взявшись за руки, когда палач накидывал петлю на шею преступника. Но тут Джеймса Линча ждало другое потрясение.

Его несчастная жена, видя что ничего не помогло спаси его сына, пошла против главы семьи Она призвала окружающих защитить ее достоинство её семьи от бесчестья, чинимого ее мужем. Присутствующие обнажили оружие, поскольку не обладали той силой воли и духа, которые была у их бургомистра.

Джеймс Линч призвал их подчиниться законам своей страны. Но когда он понял, что все его усилия бесполезны для достижения цели правосудия в привычном месте и обычными руками, он отчаянно одержав победу над родительскими чувствами, решил принести жертву, которую он поклялся заплатить. Все еще удерживая своего несчастного сына за руку, он поднялся с ним по извилистой лестнице внутри здания, а за ними волочился свободный конец веревки.

Подбежав к окну на втором этаже, он распахнул его и увидел зачарованную толпу на улице. Отец привязал конец веревки за какую-то скобу у окна, тепло обнял в последний раз сына и вытолкнул его в окно вечности.

Толпа охнула. Бесстрашный судья ждал своей неминуемой смерти от ярости населения. Но люди казались настолько переполненными или смешанными в своих чувствах. став свидетелями невиданного до селе действия. Они сами были напуганы непредсказуемостью и каким-то непонятным величием произошедшего. Неожиданно они стали расходиться по домам.

Говорят, что жена мэра, неосознанно ставшая причина этого печальной финала, вскоре умерла от горя. А несчастный отец Уолтера Линча в течение оставшейся части своей жизни изолировал себя от общества, за исключением его скорбящей семьи.

Его дом до сих пор существует на Ломбард-стрит в Голуэе, который еще известен под названием « Переулок мертвеца », а над входной дверью виден череп и скрещенные кости, выполненные из черного мрамора, с девизом:

Линчевание или суд Линча - что это? Кто такой Чарльз Линч, в память о котором так называют бессудные расправы? Линчевание негров в Америке. Когда в последний раз линчевали темнокожего и как наказали убийц.

Фото Суд Линча и линчевание - что значит и откуда пошло это выражение?

Суд Линча или линчевание - это бессудная казнь, убийство толпой подозреваемого в преступлении или нарушении обычаев. С юридической точки зрения такой самосуд - безусловное убийство.

В США линчевание чернокожих приобрело массовые масштабы после Гражданской войны - во второй половине XIX и начале XX века. Сегодня суд Линча распространен в странах с высоким уровнем преступности и низким доверием к полиции и судам - в Бразилии, Гватемале, ЮАР и т.п.

Синонимы к выражению «суд Линча»: самосуд, расправа, казнь, убийство.

Откуда пошло выражение «суд Линча»?

Термин пришел из английского языка - Lynch law.

Наиболее убедительная версия связывает слово «линчевать» с именем виргинского плантатора Чарльза Линча (1736-1796). Полковник Линч, участник войны за независимость США, был мировым судьей, членом сената Вирджинии.

Во время войны за независимость он судил в ускоренном порядке лоялистов - предполагаемых сторонников английского короля. Дела Линч рассматривал без участия защиты, приговаривая людей к наказанию плетьми и конфискации имущества.

На сомнительную честь называться «тем самым Линчем» позднее претендовал капитан Уильям Линч (1742-1820), который также жил в Вирджинии. Утверждалось, что Уильям Линч заключил с соседями соглашение о бессудных расправах над преступниками. Американские исследователи, однако, сомневаются в первенстве Уильяма Линча.

Ни Уильям, ни Чарльз Линч не казнили людей. Также они не преследовали чернокожих по расовому признаку.

Еще реже суды Линча связывают с именем Джемса Фицстефена Линча , мэра ирландского города Гальвэ, который в 1493 году якобы повесил своего сына за убийство «в добрый пример» для потомства. Лингвисты, однако, не верят в связь этой легендой с реальным выражением.

Еще одна версия связывает «суд Линча» с устаревшим англосаксонским глаголом linch (бичевать, избивать). Но никаких доказательств связи этого слова с позднейшим выражением не прослеживается.


Суд Линча в Америке

Выражение «суд Линча» стало популярным в США в XIX веке: чаще всего с подозреваемыми расправлялись на рабовладельческом юге и на Диком Западе.

После Гражданской войны и отмены рабства в южных штатах белые регулярно без суда казнили чернокожих - бывших рабов. Казни негров практиковал Ку-Клукс-Клан - расистское тайное общество, организованное бывшими солдатами-южанами. Нередко это делали не в наказание за реальное или мнимое преступление, а для запугивания других чернокожих.

Линчеватели продолжали бесчинствовать и в первой половине XX века. На юге США тогда действовали законы и неписаные правила, которые ущемляли права темнокожих. Жертвами судов Линча становились негры, заподозренные в преступлениях против белых (убийстве, изнасиловании, грабеже) или нарушавшие с егрегацию (разделение между белыми и цветными).


Порой в суде Линча участвовали мэри, шерифы и судьи, а толпа имитировала законную процедуру - с предъявлением обвинения и оглашением «приговора». Чаще всего «суд» заканчивался повешением, реже - сожжением. Иногда подозреваемого подвергали пыткам.

Американцем называет себя белый, который даже еврея считает чернокожим, негру не подает руки; увидев негра с белой женщиной, негра револьвером гонит домой; сам безнаказанно насилует негритянских девочек, а негра, приблизившегося к белой женщине, судит судом Линча, т. е. обрывает ему руки, ноги и живого жарит на костре.

В.В. Маяковский. «Мое открытие америки»

Участники расправ не стеснялись позировать на фото рядом с телами убитых. Власти почти не вели борьбы с линчевателями, случаи их наказания были единичными.


Линчеванию могли подвергнуть и белого человека, однако такие случаи были значительно реже.

Всего в США с 1882 по 1968 год зафиксировано линчевание 3446 негров и 1297 белых (источник). Большинство бессудных казней совершено до 1930-х годов. Затем федеральное правительство США начало борьбу с линчеванием. После Второй мировой войны, а также после отмены дискриминационных законов практика судов Линча сошла на нет.

Последний случай линчевания чернокожего, как считается, был зафиксирован в 1981 году в городе Мобил в Алабаме. Тогда два члена Ку-Клукс-Клана похитили и повесили темнокожего Майкла Дональда. Оба преступника были арестованы: один умер в тюрьме, другой был казнен.

Азербайджанцев · Американцев · Арабов · Армян · Австралийцев · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Англичан · Французов · Немцев · Igbo · Indian · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Японцев · Евреев · Малайцев · Мексиканцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Цыган · Румын · Русских · Шотландцев · Сербов · Славян · Украинцев · Турок

Атеизм · Бахаи · Католичество · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения

Аболиционизм · Антифа · Гражданские права · ЛГБТ-движение · Женское / Всеобщее избирательное право · Феминизм · Маскулизм · Права мужчин (англ.) · Отцовские права (англ.) · Права ребёнка · Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Спесиецизм · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Триумфализм · Экономическая дискриминация

Портал Дискриминация

Под судом Линча или линчеванием (англ. lynching, the Lynch law ), в честь нескольких американских исторических лиц по фамилии Линч (один, Чарльз, судья, практиковал линчевание во время Войны за независимость; другой, Уильям, капитан, ввёл в Пенсильвании «закон Линча» о бессудных телесных наказаниях — но не смертной казни — в 1780 году), подразумевается убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и без следствия, обычно уличной толпой.

Действия судьи Чарльза Линча (в отличие от Уильяма Линча) во-первых, не носили выраженного расового подтекста, а во-вторых, им предшествовало обязательное рассмотрение существа дела судьей лично, без участия обвинения и защиты. В целом действия Чарльза Линча были направлены на поддержание общественного порядка в условиях общественно-политической нестабильности и по сути являлись упрощенным правосудием военного времени, с той лишь разницей, что вердикт выносился гражданским судьей.

Бессудное убийство распространено в обществах всех времён и народов, однако и сам термин, и суд Линча как особое общественное явление, параллельное формальному правосудию, сложились в США в XIX веке и первой половине XX века. 85 % американских случаев суда Линча пришлось на южные штаты.


Карикатура в миннесотской газете, угрожающая северянам-карпетбеггерам виселицей. 1868. Осёл, символ Демократической партии, несёт на себе аббревиатуру Ку-Клукс-Клана

Возникновение суда Линча как систематической практики надо относить к концу 1860-х, когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера; земли подвергались массовой скупке со стороны северных дельцов, т. н. карпетбеггеров, а чернокожее население, объявленное в ходе войны совершенно свободным от рабства, мстило своим бывшим хозяевам. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация Ку-Клукс-Клан, члены которой широко практиковали бессудные убийства. Этот (так называемый Первый) Ку-Клукс-Клан был решительно разгромлен федеральным правительством в 1870-е, но террор против негров не прекратился. На смену рабству пришла сегрегация, закреплённая законодательно (т. н. Законы Джима Кроу), а также неписаный этикет, который должны были соблюдать негры. За подозрение в каких-либо преступлениях против общего закона (убийство, грабёж, изнасилование белых), законов Джима Кроу или неписаных правил поведения негр мог подвергнуться линчеванию; часто обвинение в убийстве или изнасиловании могло быть просто предлогом, чтобы избавиться от неугодного человека. Линчеванию подвергались и участники забастовок, негры-фермеры (с целью присвоить их участок) и другие лица, угрожавшие экономическим интересам белого большинства. Пик количества линчеваний пришёлся на 1892 год (151 жертва), новые всплески на 1910-е годы; тогда же был учреждён второй Ку-Клукс-Клан, воспетый Гриффитом в фильме «Рождение нации».

Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые англо-американцы, а также другие меньшинства, прежде всего итальянцы (по подозрению в сотрудничестве с мафией), евреи, англоязычные католики.


Линчевание осуществлялось обычно через повешение, однако могло сопровождаться пытками или сожжением на костре. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы, иногда устраивались шоу, как в цирке. В 1900-е в моду вошли открытки с изображением повешенных негров, рядом с которыми позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча; они посылали их родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в 1908, но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х.

Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от «бесчинств» негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Борьбу с линчеванием под давлением общественного мнения начали президенты-демократы (хотя Демократическая партия США традиционно была связана как раз с рабовладельческим Югом, а многие её деятели и с Ку-Клукс-Кланом) Ф. Д. Рузвельт (который в 1936 не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн. После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежащей расследованию. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение негров в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против негров правовой поддержки.

Австралийцев · Азербайджанцев · Американцев · Англичан · Арабов · Армян · Грузин · Евреев · Игбо · Индийцев · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Кавказофобия · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Малайцев · Мексиканцев · Немцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Румын · Русских · Сербов · Славян · Турок · Украинцев · Французов · Цыган · Шотландцев · Японцев ·

Атеизм (англ.) русск. · Бахаи (англ.) русск. · Католичество (англ.) русск. · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения

Арианизм · Группы ненависти · Каханизм · Ку-клукс-клан · Нативизм · Неонацизм · Фашизм · Американская нацистская партия · Национальная партия (ЮАР) · Русское Национальное Единство (РНЕ) · Зырянский Союз (ЗС) · Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) · Рубеж Севера (РС) · Славянский Союз (СС) ·

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ.)

Видовая дискриминация · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Супремасизм · Триумфализм · Экономическая дискриминация

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 1 декабря 2012.

Суд Ли́нча (линчева́ние, англ. lynching, the Lynch law ) — убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и без следствия, обычно уличной толпой.

По одной из версий, получил название в честь американского судьи Чарльза Линча, практиковавшего линчевание во время Войны за независимость [источник?] . По другой — от фамилии капитана Уильяма Линча, который ввёл в Пенсильвании «закон Линча» о бессудных телесных наказаниях — но не смертной казни — в 1780 году [источник?] .

Действия судьи Чарльза Линча (в отличие от Уильяма Линча), во-первых, не носили выраженного расового подтекста, а во-вторых, им предшествовало обязательное рассмотрение существа дела судьей лично, без участия обвинения и защиты. В целом действия Чарльза Линча были направлены на поддержание общественного порядка в условиях общественно-политической нестабильности и по сути являлись упрощенным правосудием военного времени, с той лишь разницей, что вердикт выносился гражданским судьей.

Бессудное убийство распространено в обществах всех времён и народов, однако и сам термин, и суд Линча как особое общественное явление, параллельное формальному правосудию, сложились в США в XIX веке и первой половине XX века. 85 % американских случаев суда Линча пришлось на южные штаты.



Карикатура в алабамской газете, угрожающая северянам-карпетбеггерам виселицей. 1868. Осёл, символ Демократической партии, несёт на себе аббревиатуру Ку-Клукс-Клана

Возникновение суда Линча как систематической практики надо относить к концу 1860-х, когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера; земли подвергались массовой скупке со стороны северных дельцов, т. н. карпетбеггеров, а чернокожее население, объявленное в ходе войны совершенно свободным от рабства, мстило своим бывшим хозяевам. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация Ку-Клукс-Клан, члены которой широко практиковали бессудные убийства. Этот (так называемый Первый) Ку-Клукс-Клан был решительно разгромлен федеральным правительством в 1870-е, но террор против негров не прекратился. На смену рабству пришла сегрегация, закреплённая законодательно (т. н. Законы Джима Кроу), а также неписаный этикет, который должны были соблюдать негры. За совершение преступлений против общего закона (убийство, грабёж, изнасилование белых), законов Джима Кроу или неписаных правил поведения негр мог подвергнуться линчеванию. Линчеванию подвергались и участники забастовок, негры-фермеры и другие лица, угрожавшие экономическим интересам белого большинства. Пик количества линчеваний пришёлся на 1892 год (151 жертва), новые всплески на 1910-е годы; тогда же был учреждён второй Ку-Клукс-Клан, воспетый Гриффитом в фильме «Рождение нации».

Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые англо-американцы, а также другие меньшинства, прежде всего итальянцы (по подозрению в сотрудничестве с мафией), евреи (известность получило линчевание еврея Лео Франка в 1915 году), англоязычные католики.



Линчевание осуществлялось обычно через повешение, однако могло сопровождаться пытками или сожжением на костре. Более мягким наказанием было предание обвиняемого позору, для чего его обмазывали дегтем, вываливали в перьях, сажали верхом на бревно и в таком виде проносили через весь город. После этого осужденный получал свободу, но из города обычно изгонялся. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы, иногда устраивались шоу, как в цирке. В 1900-е в моду вошли открытки с изображением повешенных негров, рядом с которыми позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча; они посылали их своим родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в 1908, но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х.

Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от многочисленных бесчинств негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Борьбу с линчеванием под давлением общественного мнения (которое чётко выразила знаменитая песня Билли Холидей «Strange Fruit») начали президенты-демократы, Ф. Д. Рузвельт (который в 1936 не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн. После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежащей расследованию.

В настоящее время суд Линча уже не существует. В американском обществе исчезла моральная поддержка этой практики. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение негров в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против негров правовой поддержки.

Азербайджанцев · Американцев · Арабов · Армян · Австралийцев · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Англичан · Французов · Немцев · Igbo · Indian · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Японцев · Евреев · Малайцев · Мексиканцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Цыган · Румын · Русских · Шотландцев · Сербов · Славян · Украинцев · Турок

Атеизм · Бахаи · Католичество · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения

Аболиционизм · Антифа · Гражданские права · ЛГБТ-движение · Женское / Всеобщее избирательное право · Феминизм · Маскулизм · Права мужчин (англ.) · Отцовские права (англ.) · Права ребёнка · Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Спесиецизм · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Триумфализм · Экономическая дискриминация

Портал Дискриминация

Под судом Линча или линчеванием (англ. lynching, the Lynch law ), в честь нескольких американских исторических лиц по фамилии Линч (один, Чарльз, судья, практиковал линчевание во время Войны за независимость; другой, Уильям, капитан, ввёл в Пенсильвании «закон Линча» о бессудных телесных наказаниях — но не смертной казни — в 1780 году), подразумевается убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и без следствия, обычно уличной толпой.

Действия судьи Чарльза Линча (в отличие от Уильяма Линча) во-первых, не носили выраженного расового подтекста, а во-вторых, им предшествовало обязательное рассмотрение существа дела судьей лично, без участия обвинения и защиты. В целом действия Чарльза Линча были направлены на поддержание общественного порядка в условиях общественно-политической нестабильности и по сути являлись упрощенным правосудием военного времени, с той лишь разницей, что вердикт выносился гражданским судьей.

Бессудное убийство распространено в обществах всех времён и народов, однако и сам термин, и суд Линча как особое общественное явление, параллельное формальному правосудию, сложились в США в XIX веке и первой половине XX века. 85 % американских случаев суда Линча пришлось на южные штаты.


Карикатура в миннесотской газете, угрожающая северянам-карпетбеггерам виселицей. 1868. Осёл, символ Демократической партии, несёт на себе аббревиатуру Ку-Клукс-Клана

Возникновение суда Линча как систематической практики надо относить к концу 1860-х, когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера; земли подвергались массовой скупке со стороны северных дельцов, т. н. карпетбеггеров, а чернокожее население, объявленное в ходе войны совершенно свободным от рабства, мстило своим бывшим хозяевам. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация Ку-Клукс-Клан, члены которой широко практиковали бессудные убийства. Этот (так называемый Первый) Ку-Клукс-Клан был решительно разгромлен федеральным правительством в 1870-е, но террор против негров не прекратился. На смену рабству пришла сегрегация, закреплённая законодательно (т. н. Законы Джима Кроу), а также неписаный этикет, который должны были соблюдать негры. За подозрение в каких-либо преступлениях против общего закона (убийство, грабёж, изнасилование белых), законов Джима Кроу или неписаных правил поведения негр мог подвергнуться линчеванию; часто обвинение в убийстве или изнасиловании могло быть просто предлогом, чтобы избавиться от неугодного человека. Линчеванию подвергались и участники забастовок, негры-фермеры (с целью присвоить их участок) и другие лица, угрожавшие экономическим интересам белого большинства. Пик количества линчеваний пришёлся на 1892 год (151 жертва), новые всплески на 1910-е годы; тогда же был учреждён второй Ку-Клукс-Клан, воспетый Гриффитом в фильме «Рождение нации».

Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые англо-американцы, а также другие меньшинства, прежде всего итальянцы (по подозрению в сотрудничестве с мафией), евреи, англоязычные католики.


Линчевание осуществлялось обычно через повешение, однако могло сопровождаться пытками или сожжением на костре. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы, иногда устраивались шоу, как в цирке. В 1900-е в моду вошли открытки с изображением повешенных негров, рядом с которыми позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча; они посылали их родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в 1908, но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х.

Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от «бесчинств» негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Борьбу с линчеванием под давлением общественного мнения начали президенты-демократы (хотя Демократическая партия США традиционно была связана как раз с рабовладельческим Югом, а многие её деятели и с Ку-Клукс-Кланом) Ф. Д. Рузвельт (который в 1936 не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн. После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежащей расследованию. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение негров в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против негров правовой поддержки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: