Суд соломона что посылала судьба царю соломону

Обновлено: 27.03.2024


Начать книгу с суда праведного, краеугольного камня правосудия, сам Бог велел. О суде Соломона, как некоем эталоне мудрого, правого и скорого суда, говорят без малого три тысячи лет.

Третий царь Израильско-Иудейского государства Соломон (Шломо от евр. «мирный», «благодатный»; ок. 965—928 г. до н.э.) признается и ныне величайшим «солнцеподобным» мудрецом, творцом «золотого века» Израиля. По Библии страна в правление Соломона процветала. Только одного золота монарх получал в год 666 талантов (свыше 30 т) — для небольшого государства это фантастическое количество. Недаром «три шестерки» стали заветным числом идолопоклонников.
Царь — это законодатель, высший правитель и судья людям, и именно по его судейским делам о нем судят, как о праведном или, напротив, неправедном государе.

Чаще всего библейскую историю о двух женщинах и младенце пересказывают своими словами, но все же лучше процитировать короткий, как и сам суд, отрывок из Священного писания.

«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;
на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;
и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;
и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;
утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд».
(Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16—28)

Какой разительный контраст суду современному, долгому, погрязшему в макулатуре дел, показаниях свидетелей и словах участников процесса, часто безучастных к выявлению истины и к судьбе осуждаемых! Недаром суд Соломона был запечатлен на фресках и в живописных полотнах Рафаэлем, Н. Пуссеном, Рубенсом, Г. Доре, К. Флавицким, Н. Ге и др., стал фольклорным сюжетом многих народов мира. В России XVI—XVII вв., например, было множество лубочных картинок и рукописных сборников нравоучительной литературы на эту тему, а в мире выражение «Соломонов суд» стало крылатым.

Соломон наглядно показал изначальный и единственный смысл суда — справедливость, для чего собственно только и пишутся в суде законы. Гладко на бумаге, а вот в жизни закон часто бывает «дышлом», отчего и возникла расхожая фраза «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов). Вопрос непраздный, т.к. именно судья наделен в суде правами казнить или миловать — не только по прениям сторон, но и по своей совести. Собственно, с Соломона и пошло, что главной фигурой любого суда является судья, и именно он определяет качество и результат установления истины.

P.S. Не правда ли, «Соломоново решение» куда милосерднее, справедливее и изящнее, чем «Казнить нельзя помиловать»?


Рис.
Жан-Батист Жозеф Викар «Суд Соломона», 1785, Музей изящных искусств, Лилль, Франция.

Ох, и большой же кровью даётся справедливость.
Более тридцати лет постигаю это как юрист.
С уважением к автору.

Что посылала судьба царю Соломону? Какой выбор сделал царь Соломон? Впишите пропущенные слова.

Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос.

«Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»

Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьёй».

2. Модель

Дополните модель обложки.

Суд Соломона модель обложки

Пометка для родителей: На форзаце Рабочей тетради нет условного обозначения темы «о людях», поэтому предлагается взять для библейского предания о царе Соломоне белый цвет и рядом с моделью обложки дополнить условные обозначения белым цветом.

3. Точное слово

Какие слова говорят о любви настоящей матери? Какое решение принял царь Соломон? Подчеркните ответы разными цветами.

Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему рядом:

– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной женщине, а другую половину другой.

Первая женщина испугалась и закричала:

Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его! Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!

А другая сказала:

– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок ни ей, ни мне!

Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:

Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!

4. Сравнение

Какими в предании показаны герои? Запишите.

Царь Соломон – мудрый, справедливый, милосердный

Первая женщина – любящая, правдивая, добрая

Вторая женщина – лживая, завистливая, жестокая.

Царь Соломон правил в Иерусалиме. Правил мудро. А еще Соломон вершил суд. Каждый день на площади перед дворцом он принимал иски и жалобы у своих подданных и всегда мудро разрешал их. Не было равных Соломону по мудрости.

Жили в то время в Иерусалиме две женщины: Сара и Рахиль. Жили без мужчины, но был у них мальчик, сын одной из женщин, они растили его вместе и чей именно он сын никто не знал. Но однажды Сара собралась уехать из города и хотела забрать мальчика с собой, но Рахиль ей этого не позволила сказав что мальчик это ее сын и Сара не имеет на него никаких прав. Женщины поссорились, дело дошло даже до драки и проходивший мимо патруль городской стражи арестовал обеих и привел на городскую площадь где как раз Соломон вершил свой суд.

- К мудрости твоей взываю, о Соломон - воскликнула Сара.

- Рассуди нас, владыка - воскликнула Рахиль.

- Что вас тревожит, достойные женщины? - спросил их Соломон.

- Эта женщина не отдает мне моего сына - сказала Сара.

- Это мой сын - сказала Рахиль.

- И я, значит, должен установить чей это сын - задумчиво сказал Соломон - Ну что же, начнем. Вы готовы поклясться, что это действительно ваш сын?

- Клянусь - сказала Рахиль.

- Клянусь - сказала Сара

- Есть ли у мальчика какие нибудь особые приметы на теле?

- У него на попке родимое пятно в виде сердечка - сказала Рахиль.

- У него на левой ноге шрам, он лазал по деревьям и напоролся на сучок - сказала Сара.

Соломон сделал знак начальнику стражи чтобы он проверил слова женщин. Стражник осмотрел мальчика и сказал, что все верно.

- Значит по простому решить не получится - промолвил Соломон - Тогда устроим испытание. Стражник, начерти на земле круг.

Стражник добытым из кармана мелком начертил на камнях мостовой круг.

- Теперь поставьте в круг мальчика - повелел судья.

Мальчика поставили в круг и он стоял там растерянно оглядываясь по сторонам.

- Теперь вы, женщины подойдите и возьмите мальчика за руки - сказал Соломон. Женщины так и сделали - Теперь по команде начинайте тянуть его каждая в свою сторону, а мы посмотрим, кто победит.

- Начали! - махнул рукой стражник.

Женщины ухватились покрепче и стали тянуть. Мальчика качнуло вправо, влево, но потом усилия сравнялись и он застыл распятый между двумя соперницами. Сара упрямо наклонив голову тянула изо всех сил. Рахиль же смотрела на мальчика. А он разрываемый напополам откинул назад голову, раскрыл рот в беззвучном крике и из глаз его текли слезы. Рахиль неожиданно отпустила руку и села на землю закрыв лицо руками чтобы не видеть как ее соперница уводит мальчика. Сара торжествующе улыбаясь подошла к Соломону.

- Вот, это мой сын - сказала она.

- Вижу - ответил Соломон - Как тебе удалось победить?

- Мать никогда не отпустит свое дитя - ответила Сара.

- Рахиль, подойди сюда - позвал Соломон.

Женщина тяжело поднялась и подошла к судье. Голова ее была опущена, плечи поникли.

- Почему ты перестала бороться? - спросил царь - Я же видел, что силы не оставили тебя.

- Ему было больно - ответила женщина.

- А разве тебе не горько, что ребенок достанется другой?

- Но ему же больно! - воскликнула Рахиль не понимая как может мудрец не видеть таких простых вещей.

- Да, ему было больно - задумчиво казал Соломон - Слушайте все - возвысил он голос - Настоящая мать этого мальчика - стоящая здесь Рахиль. Кто усомнится в этом - усомнится во мне, царе вашем!

- Что я слышу! - вскричала Сара - Неужели ты, Соломон нарушишь слово свое?

- Когда это я нарушил свое слово? - грозно спросил царь.

- Ты же сказал, что победившая будет считаться матерью.

- Разве я так сказал - усмехнулся судья - Я сказал, что мы посмотрим, кто победит. Мы и посмотрели. Ты победили несмотря на боль которую причиняла мальчику. Настоящая мать никогда не сделает больно своему ребенку. Не любовь двигала тобой, а зависть и злоба. Уйди прочь с глаз моих! - Слушайте все!- провозгласил Соломон - эта женщина именуемая Сарой должна до заката покинуть город. Если же она после заката попадется страже, ей как воровке отрубят руку и как клятвопреступнице зальют в горло горячую смолу. Вы все слышали!

И Сара с позором бежала с площади. Больше в городе ее никто не видел.

А Рахиль стояла крепко прижав к себе сына, гладила его по голове и никак не могла поверить, что все уже кончилось.

Питер Пауль Рубенсн, «Суд Соломона» (фрагмент), 1617 г.

«И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого, а не просил долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить… вот я даю тебе сердце мудрое и разумное…» (Библия, Третья книга Царств, гл. 3, ст. 11−12).

Как пример мудрости царя — его решение: кому отдать ребенка. Пришли к нему две проститутки с просьбой рассудить их: они родили мальчиков с промежутком в три дня, жили они в одном доме, но одна из них заспала своего ребенка и подложила мертвого своей соседке, а живого забрала себе.

Первое, что обращает на себя внимание: царь (!) принимает к рассмотрению просьбу проституток (!). То есть он — первая и последняя судебная инстанция для любого (!) подданного.

Итак, обе они перед царем. Сам судебный процесс был предельно коротким: царь приказал разрубить дитя пополам и отдать каждой из матерей по половинке. Решение жестокое, безмерно жестокое! И тут настоящая мать живого ребенка произносит:

«О господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого, не умерщвляйте его».

«И отвечал царь и сказал: «отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его; она его мать» (Библия, Третья книга Царств, гл. 3, ст. 26, 27).

Этот библейский рассказ иллюстрировали многие художники прошлого, в том числе и Питер Пауль Рубенс (на сайте музея указывается, что оригинал картины находился в Брюсселе, но сгорел, что перед нами — копия, выполненная в мастерской Рубенса).

Что произошло после этого:

«И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя; ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (Библия, 3 Книга Царств, гл. 3, ст. 28).

А теперь — коротко о сути.

1. Две проститутки, которые живут в одном доме. Этот дом — притон? Публичный дом? Скорее последнее — забеременеть и выносить ребенка в притоне, надо полагать, невозможно. Обе забеременели одновременно (или почти одновременно) и почти одновременно родили. Логично предположить, что кроме них в этом доме жили и другие проститутки.

2. Поменять ребенка с минимумом подозрений можно, пожалуй, только вскоре после родов.

3. Если проститутки живут в публичном доме, их быт кто-то должен обслуживать: стирать, готовить еду, убирать.

Но вернемся к картине. Естественно, что художник в меру своей фантазии изобразил библейскую легенду, стараясь донести суть. Мог ли он дотошно воспроизвести происходившее без малого две тысячи лет до него? Мог ли он вообразить все подробности быта этих жриц любви?

Ответ отрицательный: нет! Но у него перед глазами была жизнь его современниц, были публичные дома, бывали разгульные компании (я думаю, были и случаи, похожие на библейский). Поэтому младенцы у Рубенса — примерно годовалые. Наряды бедных соискательниц справедливости — почти аристократические. И старушка справа — либо хозяйка борделя, либо служанка, которая должна была принести на суд чистое белье для младенца.

Картина в целом — очень светлая, можно сказать, оптимистическая, хотя события в ней радостными не назовешь. Почему у Рубенса такой колорит? Скорее всего — из-за его веры в торжество справедливости.

Суд Соломона. (1710). Автор: Луи Булонь младший.

Мы часто слышим словосочетание - "Соломоново решение", ставшее крылатым выражением. Из глубины веков до наших дней дошел образ царя Соломона как персонажа множества легенд и притч. Во всех сказаниях он выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, прославившийся своим хитроумием. Однако среди историков до сих пор ведутся споры: одни считают, что сын Давидов жил на самом деле, другие уверены, что мудрый правитель – это библейская фальсификация.

Соломон. (15 век). Автор: Юстус ван Гент.

Однако не только священное писание является основным источником сведений о жизни и правлении Соломона - третьего еврейского царя, правителя объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета, а именно Х века до нашей эры. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности.

 Соломон - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства.

И кроме того, Соломон является неотъемлемым персонажем как христианской, так и исламской религий, оставивший глубокий след в культуре разных народов. Шломо, Соломон, Сулейман – это имя в разных своих звучаниях известно не только каждому иудею, христианину и мусульманину, оно знакомо практически всем, даже далеким от религии. Так как этот образ всегда привлекал литераторов и поэтов, художников и скульпторов, воспевших его мудрость и справедливость в своих произведениях и донесших до наших дней историю жизни этого удивительного человека.

Царь Давид. Автор: Гвечино.

Соломон являлся младшим сыном Царя Давида, который до восшествия на престол был простым воином при царе Сеуле. Но проявив себя благонадежным, смелым и находчивым, стал вторым еврейским царем. А матерью была прекрасная Вирсавия, с первого взгляда покорившая царя своей красотой. Ради нее Давид совершил большой грех, за который расплачивался всю жизнь: он завладел ею, а потом отправил на верную гибель ее мужа, дабы взять Вирсавию себе в жены.

Вирсавия. (1832). Третьяковская галерея. Автор: Карл Брюллов.

Царь Давид умер в 70-летнем возрасте, передав престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Но такова была воля Всевышнего.

Царь Давид передает скипетр Соломону. Автор: Корнелис де Вос.

Нередко Соломону приписывали фантастические качества: понимание языка зверей, власть над джиннами. Сцены из жизни и деяний Соломона встречаются в миниатюрах еще византийских рукописей, в витражах и скульптурах средневековых храмов, на живописных полотнах, а так же в произведениях литераторов.

«Все проходит»

Хотя великий царь Соломон и обладал огромной мудростью и хитроумием, жизнь у него не была спокойной. Поговаривают, что царь носил волшебное кольцо, которое в жизненных бурях приводило его в равновесие и действовало как исцеляющий раны эликсир. На кольце была высечена надпись: «Всё проходит. », которая имела продолжение с внутренней стороны: «Пройдет и это».

Кольцо Соломона.

Особенно много легенд сохранилось про его удивительные остроумные решения в различных судебных делах. Он всегда находил ловкий выход из трудного или щекотливого положения. В Ветхом Завете описано событие легшее в основу притчи о мудром судье и матери, которая готова была отдать собственного ребенка лишь бы сохранить ему жизнь.

Суд Соломона – праведный, мудрый суд

 Суд царя Соломона. (1854 г.). Автор : Николай Ге

Как-то к царю Соломону, пришли за советом две женщины, с просьбой разрешить их спор. Одна из них рассказала, что они живут в одном доме, и что было у них по младенцу, которых совсем недавно обе родили. И в прошлую ночь соседка во сне нечаянно придавила своего дитя и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. И что теперь эта женщина опровергает это обвинение и утверждает, что живой ребенок принадлежит именно ей. И пока одна рассказывала эту историю, другая пыталась доказать в споре, что ребенок действительно ее.

Суд Соломона. (1710). Автор: Луи Булонь младший.

Выслушав их обеих, царь Соломон приказал принести меч, что немедленно и было исполнено. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил: "Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца."
Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась: "Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!" Другая же, напротив, согласилась с решением царя: "Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне" , - решительно сказала она.

Суд Сломона. (1854г.) Новгородский государственный музей. Автор: К. Флавицкий.

Тут же царь Соломон изрек: "Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать". Конечно, мудрый царь и не думал губить младенца, но таким хитрым способом он узнал, кто из них двух говорит неправду.

Соломон всегда вкладывал в свои решения справедливость по любым спорам. Собственно, с Соломона и пошло, что главной фигурой любого суда является судья, и именно он должен определять степень вины и наказания для торжества истины.

Правила жизни великого царя Соломона. Мудрость, проверенная веками

Царь Соломон в преклонных годах. Автор: Гюстав Доре

Ко всем благодетелям царя Соломона он еще и был автором источника поэтического мастерства - книги «Песнь песней» и сборника философских размышлений - «Книги Екклесиаста». В современной интерпретации правила Соломона, выверенные мудростью, выглядят так:

Проходя мимо нищих - делись.
Проходя мимо юных - не злись.
Проходя мимо старых - склонись.
Проходя мимо кладбищ - присядь.
Проходя мимо памяти - вспомни.
Проходя мимо матери - встань.
Проходя мимо родичей - помни.
Проходя мимо знаний - возьми.
Проходя мимо лености - вздрогни.
Проходя мимо праздных - твори.
Проходя мимо павших - запомни.
Проходя мимо мудрых - постой.
Проходя мимо глупых - не слушай.
Проходя мимо счастья - ликуй.
Проходя мимо щедрых - откушай.
Проходя мимо чести - храни.
Проходя мимо долга - не прячься.
Проходя мимо слова - держи.
Проходя мимо чувств - не стесняйся.
Проходя мимо женщин - не льсти.
Проходя мимо славы - не тешься.
Проходя мимо правды - не лги.
Проходя мимо грешных - надейся.
Проходя мимо страсти - уйди.
Проходя мимо ссоры - не ссорься.
Проходя мимо лести - молчи.
Проходя мимо совести - бойся.
Проходя мимо пьянства - не пей.
Проходя мимо гнева - смиряйся.
Проходя мимо горя - всплакни.
Проходя мимо боли - мужайся.
Проходя мимо лжи - не молчи.
Проходя мимо вора - не крадься.
Проходя мимо наглых - скажи.
Проходя мимо сирых - потраться.
Проходя мимо власти - не верь.
Проходя мимо смерти - не бойся.
Проходя мимо жизни - живи.
Проходя мимо Бога - откройся.

Грех царя Соломона

Идолопоклонство Соломона. (1668г.). Автор: Джованни Писсаро

Однако, как говорится, и на "старуху бывает проруха". Согласно писаниям Библии, Соломон был весьма любвиобилен и имел семьсот жен и триста наложниц. И на склоне лет случилось так, что Соломон в угоду одной из любимых жен, построил языческий жертвенник и несколько капищ в Иерусалиме, нарушив тем самым обет данный Богу - служить ему верой и правдой.

Царь Соломон приносит жертвоприношение идолам.( 17 век). Автор: Себастьян Бурдон.

Именно этот обет был залогом мудрости, богатства и славы Соломона. Гнев Всевышнего отразился на благополучии объединенного царства и вскоре после смерти 52-летнего царя начался экономический и политический кризис, после чего страна распалась на две части.

Один из библейских образов, окутанный множеством мифов и легенд - образ Марии Магдалины , до сих пор вызывает среди исследователей отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, и почему ей приписывалось прошлое блудницы - в обзоре.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: