Суд республики во франции это

Обновлено: 28.03.2024

Во Франции , парламент , во время встречи в Верховном суде , отвечает за произнесение увольнения от Президента Республики , «в случае нарушения его обязанностей явно несовместимых с осуществлением его мандата», в соответствии со статьей 68 из Конституция. от Пятой республики , текущий проект которого датируется 2007 г. и в органическом законе обнародованного в 2014 г. это не означает , однако, юрисдикция , в том смысле , что парламентарии не являются делегаты, по случаю их встречи в Высокий суд любой судебной власти. Таким образом, заседание парламента в Высоком суде следует отличать от института, которым является трибунал Суда Республики , исключительной французской юрисдикции, компетентной рассматривать преступления или правонарушения, совершенные членами французского правительства ( министрами и государственных секретарей ) при выполнении своих функций.

Резюме

История

Высокий национальный суд (конституционная монархия)

Статья 23 конституции 1791 года предусматривает, что Высокий национальный суд, состоящий из членов Верховного суда и высоких присяжных, будет рассматривать преступления министров и главных агентов исполнительной власти, а также преступления, которые могут нанести ущерб общему состоянию безопасности. когда законодательный орган вынес постановление об обвинении. Местопребывание суда находилось в Орлеане . Самым известным обвиняемым был Луи Эркюль Тимолеон де Коссе-Бриссак .

Высокий суд справедливости (Справочник)


Конституция 5 фрюктидора года III ( 22 августа 1795 г. ) при организации режима Справочника учреждается Высокий суд.

Его роль состоит в том, чтобы рассматривать обвинения, выдвинутые Законодательным органом , как против его собственных членов, так и против членов Исполнительного Директора.

Он состоит из пяти судей и двух национальных обвинителей, избранных из числа членов Кассационного суда , и высоких присяжных, назначаемых избирательными собраниями департаментов.

Высокий суд, учрежденный конституцией III года, только один раз заседал в Вандоме , чтобы судить Гракха Бабефа и его сообщников Заклинания Равных . Встречается 13 Фруктидора года IV ( 30 августа 1796 г. ), но дебаты начались только 2-го года Ventôse V ( 20 февраля 1797 г. ). Приговор был вынесен 7 прерий V года (г. 26 мая 1797 г. ). Бабеф и Дарте были приговорены к смертной казни; Пятеро обвиняемых, в том числе Буонаротти, были приговорены к депортации. Все остальные обвиняемые были оправданы, в том числе 18 заочно. Бабеф и Дарте были гильотинированы на следующий день, 8 прерий V года ( 27 мая 1797 г. ).

Высший Императорский Суд (Первая Империя)

Раздел XIII конституции XII года в 32 статьях имеет дело с Высоким императорским судом. Это отвечает за:

  • личные преступления, совершенные членами императорской семьи, обладателями высоких санов империи, министрами и государственным секретарем, высшими офицерами, сенаторами, государственными советниками;
  • преступления, нападения и заговоры против внутренней и внешней безопасности государства, личности императора и наследника империи;
  • преступления, связанные с ответственностью ex officio, совершенные министрами и государственными советниками, специально ответственными за часть государственного управления;
  • уловки и злоупотребления властью, совершаемые либо генерал-капитанами колоний, колониальными префектами и командирами французских владений за пределами континента, либо генеральными администраторами, нанятыми на чрезвычайных условиях, либо сухопутными или морскими генералами; без ущерба в отношении них к судебному преследованию военной юрисдикции в случаях, определенных законом;
  • из-за непослушания сухопутных или морских генералов, нарушающих их инструкции;
  • сотрясения мозга и растрата, в которых начальники внутренних дел виновны при исполнении своих функций;
  • конфискации или обвинения, которые могут быть понесены апелляционным судом, уголовным судом или членами Кассационного суда;
  • обвинения в произвольном задержании и нарушении свободы печати.

Он возглавляется архиканцлером Империи и состоит из принцев, обладателей высоких санов и великих офицеров Империи, Верховного судьи, министра юстиции, шестидесяти сенаторов, шести президентов секций Государственного совета. , четырнадцать государственных советников и двадцать членов Кассационного суда.

В Высшем Императорском суде есть генеральный прокурор, пожизненно назначаемый императором. Он осуществляет общественное служение, ему помогают три трибуна и три магистрата, назначенные императором.

Палата пэров (Реставрация и июльская монархия)


Конституционная хартия 4 июня 1814 определяет в своих статьях 33 и 34 Роль Палаты пэров в юрисдикционных вопросах. Она знает о преступлениях государственной измены и посягательствах на государственную безопасность. Она единственная, кто может остановиться и осудить сверстника.

Выражение «Chambre des Pairs, учрежденное как суд пэров» использовалось с 1820 года.

Палата пэров заседала в Суде пэров несколько раз, в частности, для маршала Нея в 1815 году, Луи Пьера Лувеля в 1820 году, министров Карла X в 1831 году, Луи-Наполеона Бонапарта в 1840 году.

Высокий суд справедливости ( II е Республика)

Во времена Второй республики Верховный суд был учрежден конституцией от 4 ноября 1848 года в главе VIII, касающейся судебной власти.

Высокий суд справедливости без апелляции или кассационной инстанции рассматривает обвинения, выдвинутые Национальным собранием против президента Республики и министров, ответственных за все действия правительства и администрации. «Преступление государственной измены» определяется как «любая мера, с помощью которой Президент Республики распускает Национальное собрание, прерывает его или препятствует осуществлению его полномочий». В этом случае смещается президент и собирается Высокий суд.

Высокий суд также судит лиц, обвиняемых в преступлениях, нападениях или заговоре против внутренней или внешней безопасности государства, которые Национальное собрание передало ему своим указом.

В состав Высокого суда входят:

  • пять приглашенных судей избираются из числа членов Кассационного суда ;
  • тридцать шесть присяжных избираются из числа членов общих советов департаментов ;
  • что магистраты выполняющие функции общественного служения назначаются Президентом Республики, а также , в случае обвинения президента или министров, Национальным собранием.

Верховный суд Второй республики заседал дважды: с 7 марта к 3 апреля 1849 г. в Бурже , чтобы судить виновных в демонстрации 15 мая 1848 г . ; и 12 октября к 15 ноября 1849 г. в Версале , чтобы судить виновных в день 13 июня 1849 года .

Высокий суд справедливости (Вторая империя)


В статье 54 Конституции 1852 г. указывается, что суд высшей судебной инстанции без апелляции или обращения в кассационную инстанцию ​​судит всех лиц, обвиняемых в преступлениях, нападениях или заговорах против Президента Республики, а также против внутренних или внешних властей. безопасность государства. Его члены выбираются из высшей магистратуры.

Высший суд справедливости, единственный уполномоченный судить принца из семьи Императора, собрался в Туре на 21 марта 1870 г. судить Пьера-Наполеона Бонапарта , обвиняемого в убийстве журналиста Виктора Нуара .

Сенат сформирован Судом справедливости ( III е республика)


В соответствии с конституционными законами 1875 года Сенат может считаться Судом справедливости.

Он может судить либо Президента Республики (ответственного только в случае государственной измены), либо министров (за преступления, совершенные при исполнении своих функций), которым должна быть предъявлена ​​обвинительная жалоба Палатой депутатов . Кроме того, указом президента Республики, изданным Советом министров, он может быть учрежден как суд для судебного преследования любого лица, обвиняемого в посягательстве на безопасность государства.

Верховный суд (французское государство)

К конституционному закону от 30 июля 1940 года французское государство (правительство Виши) распорядилось об отмене этой компетенции Сената (статья 1), чтобы создать трибунал « чью организация, компетенция и порядок будет регулироваться законом» . Фактически, по закону 30 июля 1940 г. , Верховный суд отвечает за судебное преследование руководителей государства в случае проступков, преступлений «или предательства своих служебных обязанностей». в 8 августа в тексте указано, что Верховный суд заседает в Риоме.

Испытание Riom является единственным легальным дело рассматривается Верховным Судом.

Высокий суд (Временное правительство Французской Республики)


в 18 ноября 1944 г. , То Временное правительство Французской Республики воссоздает Высокий суд в Распоряжении.

Действия Высокого суда, вписанные в политику правовой очистки, получают миссию судьи: глава государства , глава правительства , министры, генеральные комиссары, жители , генерал-губернаторы и высшие должностные лица .

Возглавить свою комиссию (отвечающую за Инструкцию) генерал де Голль вызвал Пьера Бушардона, который уже расследовал все крупные шпионские процессы и политические процессы Первой мировой войны. Помимо своего престижа, Бушардон был одним из немногих магистратов, которые не принесли присягу маршалу Петену .

Высокий суд ( IV - й Республика)

Конституция от 27 октября 1946 предусматривает , что Президент Республики (ответственность только в случае государственной измены) и министры (ответственные за преступления и проступки , совершенные при исполнении ими своих функций) могут быть предъявлены обвинения по национальному законодательству Ассамблеи и передано в Высокий суд. Высокий суд избирается Национальным собранием в начале каждого законодательного собрания.

Под V - й Республики

В первоначальном составлении Конституции V - й Республики , Верховный суд роли юстиции будет судить президента в случае « государственной измене », члены правительства за действия , совершенные при исполнении своих функций и квалифицируемые как преступления или правонарушениям в момент их совершения, а также их сообщникам «в случае заговора против безопасности государства».

Органический закон предусматривает, что Высокий суд состоит из двадцати четырех титульных судей. Сенат и Национальное Собрание избирает из себя двенадцати титульных судей, на каждом из их обновления. При каждом обновлении половины своего состава Высокий суд собирается для избрания своего президента и двух вице-президентов. Обвинение возбуждается постановлением обоих собраний путем одинакового голосования, открытого голосования и абсолютным большинством голосов. Следственный комитет (состоящий из пяти судей, назначаемых из числа магистратов места пребывания Кассационного суда) выполняет все действия, которые он считает полезными для установления истины. Он выдает решение о направлении к специалисту, в котором оценивается, имеются ли достаточные доказательства существования изложенных фактов. Затем заседает Высокий суд, который выносит решение о виновности обвиняемых и вынесении им приговора.

В 1993 году была внесена поправка в конституцию, согласно которой члены правительства теперь рассматриваются Судом Республики , чьи дела и расследование проводились магистратами.

Парламент в форме Высокого суда (с 2014 г.)

В 2007 году была внесена поправка в конституцию, согласно которой «Президент Республики может быть отстранен от должности только в случае нарушения его обязанностей, явно несовместимого с выполнением его мандата. Увольнение объявляется Парламентом в составе Высокого суда. Его возглавляет Председатель Национального собрания. Аппарат Высокого суда состоит из двадцати двух членов, назначаемых из их числа и в равном количестве аппаратами Национального собрания и Сената, его цель - подготовить работу Высокого суда.

Органический закон, обнародованный в 2014 году, предусматривает, что обвинение возбуждается решением двух собраний. Инструктивный комитет (состоящий из шести вице-президентов Национального собрания и шести вице-президентов Сената) отвечает за сбор всей необходимой информации. Он имеет прерогативы, признанные парламентскими комиссиями по расследованию . Он составляет отчет, который распространяется среди членов Высокого суда, доводится до сведения президента Республики и премьер-министра и предается гласности. Затем созывается Высокий суд, который выносит решение об увольнении в течение одного месяца. Дебаты публичные.

Примечания и ссылки

Конституция 1958 года и органические законы

Первый источник статьи - Конституция от 4 октября 1958 года . Также можно сослаться на статью Конституции Франции от 4 октября 1958 г. в Википедии , на статьи по каждой статье Конституции и на связанные с ними ссылки.

Судебная власть во Франции включает в свой состав суды общей юрисдикции и административные суды. Помимо этого, существуют и квазисудебные органы в виде Конституционного и Государственного совета Последний может являться во Франции высшим органом административной юстиции. Прокуратура, как и в РФ, в числе задач имеет поддержку государственного обвинения. Она работает при суде и обладает независимостью.

Низшей ступенью судов общей юрисдикции являются трибуналы малой инстанции, рассматривающие дела с несущественными в сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела в сфере преступлений небольшой тяжести.

Следующим уровнем считается трибунал большой инстанции. С его помощью по первой инстанции рассматривается большая часть уголовных и гражданских дел. Те уголовные дела, по которым приговор предусматривает тюремное заключение от 5 лет, рассматривают суды ассизов (в их составе 3 профессиональных судьи и 9 присяжных). Присяжные и профессиональные судьи представляют одну коллегию, принимая участие в определении наказаний и решении прочих вопросов права. Эти суды названы исправительными судами. Суды общей юрисдикции находятся под управлением кассационного суда.

Судебная власть Франции наряду с судами общей юрисдикции включает специализированные суды (трибуналы), работающие в области как гражданско-цивилистического (трудовые споры, морские торговые суды), так и уголовного права (дела несовершеннолетних граждан).

В большей части гражданских судов работают не судьи-профессионалы, а судьи, которые избираются или назначаются из отраслей хозяйства и управления, где возникают споры. Таким образом, они более глубоко понимают суть вопроса.

Апелляционными судами рассматриваются дела во второй инстанции в качестве обычных и специализированных судов.

Судебная система Франции

Франция является страной с развитой административной юстицией, здесь административные суды могут разрешать административные споры, определяя заключение в отношении юридического аспекта конфликтов. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет.

Особенность судебной системы Франции заключаетися в существовании Трибунала по конфликтным ситуациям. Он предназначен для разрешения споров о компетенции двух ветвей судебной власти. Трибунал включает представителей Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Министр юстиции здесь номинально выступает в качестве председателя.

Судебная система не включает Конституционный совет, который обладает специальным статусом в качестве органа конституционного надзора, который имеет право осуществлять лишь превентивный конституционный контроль. Любые законопроекты могут быть переданы президентом в Конституционный совет с целью проверки, соответствуют ли они Конституции Франции. В случае, когда орган конституционного надзора может признавать законодательный акт в качестве противоречащего Конституции, его нельзя признать как закон, обнародованный и введенный в действие.

Конституционный совет призван осуществлять наблюдение за ходом проведения выборов президента и парламента, общенационального референдума. Ему принадлежит важное значение в стабилизации конституционных и политических отношений, включая установку законности во Франции.

Особенности местного и регионального управления

Франция — это децентрализованная унитарная страна, где право принимать законы имеет общенациональный парламент.

Здесь государственная политика Республики проводится только общенациональным правительством. Территориальные коллективы Французской Республики представлены коммунами, департаментами и заморскими территориями (ст. 72 Конституции Франции). В число государственной территории включено 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента, включая Мартинику, Гваделупу, Гвиану, Реюньон, 2 территории, обладающие особым статусом (Сен-Пьер и Микелон, Майотта) и 4 заморских территории, включая Полинезию, Новую Каледонию, Уоллис и Футуну, Южную и антарктические территории. Административная организация и законодательный режим заморских департаментов меняются в соответствии с их особым положением. Статуты этих территорий определяются органическими законами.

Территориальные образования включают местные территориальные коллективы. Управление над ними ведется посредством выборных органов, а административные единицы, служащие структурной опорой для служб государства.

Законодательство подробно регламентирует компетенцию выборных органов территориальных коллективов.

Нижнее звено административного территориального деления страны представлено коммунами (около 37 тыс.), жители которых избирают муниципальный совет на 6 лет. Совет одновременно является низовым органом власти государства и местного самоуправления. Из собственного состава Муниципальный совет избирает большинством голосов мэра в качестве представителя исполнительной власти.

Объединение нескольких коммун представляет собой кантон, вводимый для удобства управления делами государства. В нем работают должностные и ответственные лица, включая судью, нотариуса, руководителя жандармерии и др.

Французский округ включает 100-150 коммун, которых в общей сложности около 300. Главу округа (субпрефекта) назначает правительство.

Следующее звено управления выступает в виде департамента, который включает около 400 коммун (35 кантонов). Его работой руководит Генеральный совет, в который каждый кантон должен избирать одного своего представителя в виде генерального советника. Главой Генерального совета является префект, назначаемый президентом. Он решает не только общие вопросы, но и осуществляет руководство всей полицией департамента.

Крупнейшая административно-территориальная структура представлена регионом, в состав которого в метрополии включено 2-8 департаментов. Заморские департаменты формируют также отдельный регион. Органы регионального уровня планируют и осуществляют деятельность по экономическому развитию и обустройству территорий. Сформированные как административные единицы в 1961 г. регионы приобретают позже статус публичных правовых структур, в в дальнейшем статус местных коллективов, которые находятся под управлением выборного органа (регионального совета). Во главе выборных органов стоит председатель. Наряду с этим регион является административной единицей, которая возглавляется префектом региона.

Управленческая система во Франции характеризуется сочетанием местного самоуправления и государственного управления различных форм. Одна из подобных форм представлена административной опекой, которая состоит в том, что решения органов местного самоуправления не вступают в силу до момента их одобрения со стороны назначенного государством местного администратора. Другая форма представлена административным надзором проверки законности решений органов самоуправления на местах. В этом случае администрацией могут оспариваться решения только в судебном порядке.

Подобная система имеет в основе сочетание выборных местных органов и назначаемых правительством полномочных представителей, которые ведут административный надзор их работы. В стране была проведена реформа в 1982 году, чем был смягчен надзор. Тем не менее, суть системы осталась такой же. Представитель республики в лице Комиссара ведет наблюдение за правильным осуществлением полномочий департаментами. С помощью административного суда он способен аннулировать акты коммунального, департаментного и регионального уровня.

Модель местного самоуправления во Франции характеризуется сильным и достаточно эффективным контролем государства через назначаемых президентом Республики префектов. Именно они осуществляют контроль избираемых населением коммунальных и региональных советов. Они в своей работе руководствуются принципом «разрешено все, что не запрещено законом», поэтому имеют право обжаловать напрямую президенту действия префекта. При этом их собственные нелегитимные акты отменяются только через решение административного суда.

Унитарные государства осуществляют общий контроль местных органов через центральное правительство, работающее в лице одного или нескольких министров. Во Франции за это отвечает Министерство внутренних дел.

Административный контроль отражает права власти в государстве утверждать определенные акты и вводить санкции на определенные действия местных органов, смещая должностных лиц. Также существуют вопросы (предметы ведения), по которым на местах представительные органы не вправе самостоятельно принимать решения. Часто это относится к некоторым категориям финансов, налогов, проблем реализации и приобретения земельной собственности, сделок по муниципальному имуществу, застройке населенных пунктов.

Закон рассматривает к местным органам определенные санкции в ситуации ненадлежащего исполнения ими функций, что включает отстранение от должности главы администрации, муниципального служащего, наложение взыскания, отмену актов местных органов, передачу определенных полномочий агентам правительства и др. Например, префект вправе отстранять от должности избранных мэров сроком на 1 месяц. Серьезный рычаг воздействия на местное самоуправление представлен финансовыми мерами: использование более жестких условий бюджетного кредитования, отказ от финансовой помощи местным бюджетам в случае несоблюдения соответствующих условий. Во Франции максимально радикальной из существующих санкций является роспуск местных органов.

Общая структура французской судебной власти во Франции составлена из двух независимых ветвей – из судов общей юрисдикции и административных судов. Чтобы разобраться в сути обеих этих институций, стоит распределить все исполнительные органы в зависимости от их иерархии.

Как строится иерархия французской судебной системы

Суды общей юрисдикции имеют следующую составную иерархию:

  1. трибуналы касательно малых инстанций – главным их заданием является рассмотрение незначительных гражданских и уголовных дел. Чаще всего они расположены в местных департаментах.
  2. трибуналы больших инстанций – процесс касается тех же гражданских и уголовных дел, но уже среднего уровня сложности;
  3. апелляционные суды;
  4. суды ассизов – они являются подобием суда присяжных в европейских судах, однако они подключаются только в тех случаях, если рассматриваются уголовные дела с лишением свободы больше, чем на 5 лет. В суд присяжных входит три профессиональных судьи и девять ассизов;
  5. специальные суды – составными административными единицами являются коммерческие и трудовые организации;
  6. кассационный суд – именно эта инстанция является гарантом системы судов в Франции.

Что касается административных судов, схема включает в себя следующие исполнительные органы:

  • региональные административные суды составляют низшее звено иерархии;
  • административные апелляционные суды;
  • высшим звеном в данном случае выступает государственный совет.

Независимые законодательные структуры

Франция также имеет два отдельно созданных законодательных органа, которые не рассматриваются как судебная власть Франции. Их целью создания был суд и вынесение приговора для высших чиновников. Первый – это Суд правосудия, который занимается рассмотрением дел по обвинению министров. Другим же выступает Высокий суд правосудия – здесь происходит пересмотр обвинений касательно совершения государственных измен против президента (не предусмотрен адвокат).

Во Франции нет такого законодательного органа, как специализированный конституционный суд – его функцию полностью выполняет квазисудебный суд, или другими словами, Конституционный совет.

Совет, выполняющий функции конституционного суда, состоит из:

  • бывших президентов республики – право быть частью совета им дается пожизненно;
  • девять членов, трое из которых назначается президентом, другие же выбираются непосредственно квази судом;
  • председателя Национального собрания;
  • председателей Сената.

Каждый член совета может быть назначен на срок не более девяти лет, не считая президентов. Повторное избрание в данном случае не представляется возможным, при этом, раз в три года заменяется треть состава Конституционного совета.

Почему Франция считается унитарным государством?

Функцию базового административно-территориального органа выполняет департамент. Франция, как метрополия, континентально разделена на 96 департаментов. Следующая территориальная единица – это коммуна; каждый департамент разделен на несколько сотен коммун, при этом по всей территории на сегодняшний день насчитывается около 37 тысяч таких единиц.

Численность населения одной коммуны может быть довольно разной – одни насчитывают около 50 человек, в других может быть больше нескольких тысяч.

Чтобы еще больше усовершенствовать управление административными единицами, были созданы регионы – это наивысший территориальный уровень во Франции. В состав региона входит около четырех или пяти отдельных департаментов, сейчас общее их количество составляет 22 региона. Страна разделена на три уровня административного управления, при этом регулированием каждого процесса занимаются отдельные органы. К примеру, мэр совета коммуны избирается населением каждой коммуны отдельно.

Особенности региональных органов управления

В департаментах и регионах представительные органы избираются отдельно, поэтому каждая единица имеет генеральный совет и региональный совет соответственно. После этого уже созданные представительные органы избирают своих председателей. Особенность здесь состоит в том, что в судебной системе Франции нет четкого разделения власти, поэтому председатели в совете одновременно выполняют функцию главы представительного органа. Каждый департамент также должен иметь своего префекта или комиссара республики. Его назначением занимается непосредственно Совет министров, и он рассматривается как представитель центрального правительства. Если комиссар занимает должность в самом большом департаменте, он также представляет интересы правительства в целом регионе, а не только в своем департаменте. Также в состав французских административно-территориальных единиц входят заморские коллективы.

Заморские коллективы представляют собой территории, которые раньше были колониями, присоединившимися впоследствии к Франции; это острова, которые разбросаны по всему миру, однако являются частью республики.

Схема заморских коллективов

Всего существует три заморских структуры: это заморские департаменты, заморские территории и территории с особым статусом.

  • Заморскими департаментами считаются территории, которые раньше было тесно связаны с Францией в плане права и политики, однако рассовые различие и отдаленное территориальное расположение относительно Франции сделало их отдельными единицами. Сегодня таких департаментов всего четыре – Гваделупа, Мартиника, Гвиана и Реюньон.
  • В отличие от заморских департаментов, заморские территории являются более автономными территориальными единицами, так как не имеют столь тесных правовых и политических связей. Таких структур также четыре – сюда входят Французская Полинезия (мелкие острова на юге Тихого океана), Новая Каледония(также тихоокеанский остров с поселениями индейцев), Уоллис и Фортуна, а также Арктические земли;
  • Территориями с особым статусом называют те острова, которые отделены от республики океаном, однако они продолжают активно эволюционировать, как независимые государства. Таких участков всего два – ими считаются Майотта (остров в Индийском океане), а также острова Сен-Пьер и Микелон около Канады.

Корсика получила статус автономной республики – она считается единственной автономной структурой во Франции, при этом остров является важной частью метрополии, т.к. она не отделена океаном, и поэтому не относится ни к одной из выше описанных территориальных единиц. Избирательным органом на Корсике считается Собрание, сформированное из исполнительного комитета.

При этом прав у такого органа намного больше по сравнению с континентальным департаментом, но меньше, чем в случае с заморскими территориями. Париж же считается особым департаментом в французской административно-территориальной структуре.

Во Франции , суды судебной системы особенно компетентны регулировать отношения между обществом и индивидуальным ( уголовным правом) или между физическими лицами между собой ( гражданское правом в широком смысле этого слова ). Они могут вмешиваться либо в спорные вопросы (для урегулирования определенных споров), либо в мягкие дела (в случае разрешения, запрошенного у суда, например, изменения режима супружества ).

В порядке исключения судебные суды могут также рассматривать определенные споры, которые возникают между государством или другим публичным лицом и отдельными лицами . Это имеет место, например, в вопросах экспроприации, когда экспроприируемая сторона не согласовывает размер своей компенсации, в случае дорожно-транспортного происшествия, когда одно из транспортных средств принадлежит администрации, а жертва - частное лицо, или судить о регулярности проверки личности .

Часто бывает два уровня юрисдикции , где дела рассматриваются по факту (например, по уголовному: совершил ли обвиняемый то, в чем его обвиняют?) И по закону (например, также по уголовному делу: если он это сделал, то какие правила закона применяются?). Кассационный суд , который рассматривает жалобы на приговоры и постановления этих судов, судей только в законе.

Резюме

Эволюция после революции

Французская судебная организация была впервые создана законом от 16 и 24 августа 1790 года, в соответствии с которым были учреждены мировые судьи, а также окружные суды, которые иногда осуществляют свою деятельность в первой инстанции, иногда в апелляционной инстанции по ротационной системе. Этим же законом предусмотрены и коммерческие суды. Для рассмотрения уголовных дел создаются уголовные суды в составе присяжных заседателей .

Датировано Диета Юрисдикционная организация Прокуроры
1790 Судьи апелляционной инстанции
Судьи первой инстанции и окружные судьи
Мировые судьи
Королевские комиссары
1804-1814 гг. Первая Империя Суд кассационной
инстанции Апелляционные суды Суды по
уголовным
делам Другие суды
Имперские генеральные прокуроры и имперские прокуроры
1958 г. Пятая республика Кассационные
суды, апелляционные
суды первой инстанции и мировые
суды Другие суды
Генеральные прокуроры и прокуроры

Реформа VIII года сохраняет мировых судей, но разделяет суды первой инстанции и апелляционные суды, которые порождают апелляционные суды. Первые промышленные трибуналы были созданы в 1806 году. В уголовных делах суд присяжных выносится за преступления.

В 1958 году мировые судьи были упразднены в пользу районных судов (также полицейских судов) и высоких судов (также уголовных судов). Местные суды были созданы в 2002 году, но, наконец, упразднены после нескольких отсрочек из 1 - го июля 2017 . Закон модернизации справедливости XXI - го века в 18 ноября 2016 г. также организует упразднение некоторых судов, специализирующихся на социальных вопросах, начиная с 1 - го января 2019 .

Гражданские суды первой инстанции


Специфика гражданских судов первой степени состоит в том, что они делятся на несколько дел (коммерческие, социальные, сельские): тогда они обладают монополией в этом вопросе. Другие имеют общую юрисдикцию, но делятся по ставке пружины, в зависимости от требований истца.

Это справедливо для следующих юрисдикций:

В случае, если спор не был специально отнесен текстом к другой юрисдикции, суд большой инстанции будет компетентен рассматривать споры на сумму более 10 000 евро или споры, связанные с законодательством о недвижимости, окружной суд будет компетентен споры на сумму до 10 000 евро.

В зарубежных общинах , суд первой инстанции осуществляет общую юрисдикцию первой степени гражданской юрисдикции.

Четности суд для сельской аренды отвечает за часть сельской тяжбы.

Социальные суды

Коммерческие суды

Суды по социальному обеспечению и социальной помощи

Эти юрисдикции отменяются 31 декабря 2018 г. в пользу специализированных формирований трибунала большой инстанции.

Гражданская юрисдикция несовершеннолетних

Несовершеннолетних судья , в соответствии со статьей 151-3 в коде судоустройстве , компетентен «по всем вопросам , касающимся образования помощи мер в условиях , предусмотренных в статьях 375 и след. Из гражданского кодекса » .

Уголовные суды первой инстанции


Есть две категории уголовных судов : следственные суды и суды первой инстанции. Это различие, в частности, закреплено в Уголовно-процессуальном кодексе , который, однако, не определяет, как отличить одно от другого. Разницу сделать тем более сложно, поскольку во французском процессуальном праве суды первой инстанции обладают следственными полномочиями.

Следственный суд - это суд, который наделен полномочиями проводить уголовное расследование и проводить или проводил различные расследования: заслушивание свидетелей, заслушивание гражданского истца, обыск, опечатывание, назначение эксперта, помещение подозреваемого в предварительное заключение. судебное задержание или под судебным надзором, а также решение различных вопросов, возникающих в ходе уголовного расследования (например, возврат печатей).

Суд первой инстанции имеет те же полномочия, но обычно использует их лишь в ограниченном объеме, поскольку его основная функция состоит в том, чтобы вынести решение о виновности лица в соответствии с уголовным законодательством и, если это лицо было осуждено, вынесение приговора.

Только уголовные суды компетентны рассматривать правонарушения, но они также являются судьями по гражданским последствиям совершения правонарушения.

Следственные суды первой степени

Суды первой инстанции

Полицейский суд рассматривает нарушения . Уголовный суд рассматривает правонарушения . Суд присяжных и уголовный суд (Сен-Пьер-и-Микелон) рассматривают преступления в зависимости от того, где они были совершены. Морской суд является исключительной юрисдикцией , состав которой был изменен решением Конституционного Совета Российской Федерации. 2 июля 2010 г. тогда порядок 2 ноября 2012 г. .

Суды первой инстанции

Судья отвечает за применение наказаний и суд для применения наказаний принимают решения о применении штрафных санкций, в частности , в отношении задержанных.

Восемь региональных судов по вопросам содержания под стражей объявляют меры содержания под стражей по окончании срока тюремного заключения в отношении лиц, осужденных за определенные тяжкие преступления и считающихся все еще опасными.

Военные суды

Об упразднении Парижского трибунала вооруженных сил , последнего военного трибунала мирного времени, было объявлено на 2011 год в пользу уголовного суда общего права. Сделано эффективным при 1 - го января 2012 по закону 13 декабря 2011 г. .

Уголовные суды для несовершеннолетних

Преступления, совершенные несовершеннолетними, оцениваются по степени тяжести, а также в зависимости от возраста несовершеннолетнего, судьи по делам несовершеннолетних, суда по делам несовершеннолетних или суда присяжных по делам несовершеннолетних .

Апелляционные суды


Апелляционный суд

Апелляционный суд повторно рассматривает по существу споры, уже рассмотренные в первой инстанции (см. Двойную юрисдикцию ).

Существует объединение судебного процесса с апелляционным судом: каждый суд рассматривает гражданские дела, а также уголовные дела в разных палатах, количество которых может варьироваться в зависимости от количества рассмотренных дел ( роли ). Однако по-прежнему существуют апелляционные палаты по гражданским, социальным, коммерческим и исправительным делам.

По всей Франции действует 36 апелляционных судов .

В этих апелляционных судах в случае уголовного спора:

  • исследования камеры является обращение расследования суд;
  • коррекционная Апелляционная палата является судом апелляционного суда, в отношении проступков и правонарушений (в последнем случае суд состоит из единственного президента палаты);
  • палата исполнения наказаний является апелляционным судом в отношении применения наказаний, в частности лишения свободы.

Высший апелляционный суд

Апелляционные уголовные суды

Специальная форма апелляции (известная как «поворотный момент») была предусмотрена с момента принятия закона Гигу от 2000 года в отношении решений судов присяжных, уголовного суда и трибунала вооруженных сил: апелляция рассматривается другим уголовным судом, состоящим из большее количество присяжных (в случае суда присяжных или уголовного суда), присяжных (на Майотте). Однако, когда апелляция подается на приговор уголовного суда заморского департамента Новой Каледонии , Французской Полинезии , Уоллис-и-Футуна или Сен-Пьер-и-Микелон , апелляционное решение суда может быть тем, которое вынесло решение первой инстанции, но в остальном составлено.

Национальная юрисдикция по превентивному заключению

Национальный суд по превентивному заключению , в состав которого входят три советника Кассационного суда, рассматривает апелляционные решения о помещении в предварительное заключение заключенных, которые отбыли наказание, но считаются опасными.

Национальный суд по делам о недееспособности и расценках на страхование от несчастных случаев на производстве

Этот суд, апелляционный судья по делам об инвалидности и несчастных случаях на производстве, иногда называемый «техническим судебным разбирательством» Службы социального обеспечения, должен был быть упразднен 31 декабря 2018 г. в пользу специально назначенных апелляционных судов.

Окончательно упразднение этого суда было отложено как минимум на два года, а самое позднее - до 31 декабря 2022 г. .

Высокая юрисдикция: кассационный суд

Кассационный суд не представляет собой третью инстанцию ​​юрисдикции, потому что, в отличие от апелляционных судов, он занимается только формой решения (отсюда термин «судьи по существу» для обозначения судей первой и второй степени, которые мы иногда встречаются в приговорах кассационной инстанции).

Кассационный суд выносит решение двух типов: подтверждающее или недействительное. Если он выносит подтверждающее решение, он подтверждает решение, вынесенное Апелляционным судом (или другим судом, если решение было вынесено в первой и последней инстанции). Судебный процесс теоретически окончен, и все средства правовой защиты были исчерпаны. Тем не менее, можно сослаться на другие юрисдикции, такие как Европейский суд по правам человека, но эти случаи остаются редкими. Если он выносит решение о признании недействительным, предыдущее решение (или решение) отменяется и отменяется. Тогда есть несколько возможностей:

  • Приговор отменяется и возвращается в суд той же степени, что и предыдущее, но в другом городе.
  • Решение отменяется и возвращается к той же юрисдикции, что и предыдущее, но в другом составе.
  • Решение отменяется без направления.

Если дело передано, то и форма, и содержание будут рассмотрены повторно. Вынесенное новое решение может снова стать основанием для кассационной жалобы. Во избежание длительных разбирательств Кассационный суд прекращает дело без направления или суд низшей инстанции подчиняется полномочиям Кассационного суда, вынося решение в соответствии с ним.

В отличие от апелляционных судов, Кассационный суд уникален и находится в Париже.

Конституционная власть во Франции

15 судей в том числе 6 депутатов , 6 сенаторов и 3 магистратов из седла в Кассационном суде (один из которых является президентом СЖРА)

Суд Республики ( СЖР ) является исключительными французскими юрисдикциями компетентны судьями преступлений или правонарушений , совершенных членами правительства при исполнении ими своих функций. В отношении действий, совершенных вне их функций, компетентны традиционные суды общего права .

Суд Республики был создан в 1993 году. Статут Суда Республики и его полномочия закреплены в Конституции ; Суд Республики имеет пятнадцать судей в его формировании суждения: двенадцать парламентариев ( в том числе шести депутатов и шесть сенаторов ) и три судей из седла в Кассационном суде , один из которых является президентом Суда. Парламентарии избираются Национальным собранием и Сенатом после каждого общего или частичного возобновления этих собраний. Мировые судьи избираются Кассационным судом. У каждого судьи есть заместитель, избираемый на одинаковых условиях.

Резюме

История юрисдикционного статуса министров


С 1789 по 1993 годы неприкосновенность или судебное решение парламента

При Ancien Régime Жака Кера в 1453 году, Семблансея в 1527 году и Николя Фуке в 1661-1664 годах судили специальные суды и в соответствии с особыми процедурами за преступления, совершенные при исполнении ими своих функций.

С 1789 по 1940 год в большинстве конституций предусматривалась особая процедура для установления уголовной ответственности министров, но чаще всего применялась к политической ответственности . Подсчитано, что по крайней мере восемь министров стали жертвами своей лояльности Ancien Régime во время революции . Во время Консульства , Первой Империи, затем Реставрации , ни один министр не был направлен. В 1830 году суд над министрами Карла X в Палате пэров, учрежденной Высоким судом, признал их виновными в государственной измене. В конституционные законы 1875 г. предусматривают , что «министры могут быть предъявлены обвинения в Палате депутатов за преступления , совершенные при исполнении ими своих функций». Затем их судит Сенат . Так будет, например, с Луи Мальви и Жозефом Кайо . Чарльза Байхаута в Панамском скандале судит суд общей юрисдикции.

Созданный постановлением от 18 ноября 1944 г., Высокий суд правосудия отвечает за судейство членов «правительств или псевдоправительств, штаб-квартиры которых находились на территории метрополии с 17 июня 1940 г. до учреждения на континентальной территории». Временного правительства Французской Республики за преступления и проступки, совершенные при исполнении или в связи с выполнением своих функций ». Она вынесла несколько смертных приговоров, трое из которых были казнены: Пьер Лаваль и Жозеф Дарнан в 1945 году и Фернан де Бринон в 1947 году.

В Конституции 1946 года и в первоначальной редакции Конституции 1958 года члены правительства несут уголовную ответственность за действия, совершенные при исполнении своих функций и квалифицируемые как преступления или правонарушения. Их судит Высокий суд , состоящий только из парламентариев. В период с 1980 по 1992 год его комитет по инструкциям подвергался арестам десять раз (в том числе в 1987 году против Кристиана Нуччи в деле « Carrefour du développement» , в 1992 году против Лорана Фабиуса , Джорджины Дюфуа и Эдмона Эрве в « зараженной крови» ); но Суд так и не был собран.

Создание Суда Республики

В 1993 году в контексте загрязненным дела крови и распространением политико-финансовых дел в конце с Франсуа Миттерана на второй срок , то Консультативный комитет по пересмотру конституции под председательством Ж. Ведель предложил новый суд , состоящий из судей и депутатов . Это предусмотрено конституционным законом Российской Федерации. 27 июля 1993 г. . Отныне «члены правительства несут уголовную ответственность за действия, совершенные при исполнении ими своих функций, а также квалифицируемые преступления или проступки в то время, когда они были совершены. Их судит Суд Республики. »А Высокий суд правомочен только рассматривать правонарушения, совершенные Президентом Республики при исполнении им своих функций.

Конституционный закон 4 августа 1995 г. указывает, что эти положения применяются к действиям, совершенным до 1993 года.

Предложения о замене судом общего права

Суд Республики регулярно подвергается критике за его недостаточную скорость и предполагаемое самоуспокоение по отношению к бывшим министрам. Иногда требуется разделение одного и того же дела, когда должны быть осуждены родственники министров («министерская часть» и «не министерская часть»). Некоторые бывшие члены комиссии Веделя признали, что создание этого суда было ошибкой, и, по словам Дениса Барангера , отделение его решений от тех, которые могут быть вынесены обычным судьей по уголовным делам, проблематично, как и присутствие парламентариев. В 2012 году комиссия по обновлению и этике общественной жизни под председательством Лионеля Жоспена предусматривает упразднение Суда. Для этого в марте 2013 года в Совет министров вносится конституционный законопроект, но он не обсуждается в парламенте. Поскольку CJR продолжает подвергаться критике, его удаление снова предлагается несколькими кандидатами на президентских выборах 2017 года ( Николя Дюпон-Эньян и Жан-Люк Меланшон ). Проект конституционной реформы «для обновления демократической жизни» , который обсуждался в 2018 году, а затем ожидает решения в 2019 году, предусматривает, что члены правительства будут преследоваться и предстать перед компетентными органами, состоящими из профессиональных судей, судебной коллегии Париж.

Состав суда

Суд Республики состоит из пятнадцати судей: двенадцати парламентариев, избираемых из своего числа и в равном количестве Национальным собранием и Сенатом после каждого общего или частичного возобновления этих собраний и трех магистратов из места пребывания Суда кассационная жалоба , одна из которых председательствует в Суде Республики.

Судьи Парламента в Суде Республики избираются большинством голосов; бюллетень тайный; мировые судьи избираются на три года из числа магистратов неиерархической должности в Кассационном суде всеми этими магистратами; для каждого действующего президента избирается заместитель на тех же условиях.

Функции парламентских судей заканчиваются:

  • одновременно с полномочиями Национального собрания или при каждом частичном обновлении Сената, в зависимости от собрания, к которому они принадлежат;
  • когда они перестают принадлежать Национальному собранию или Сенату;
  • в случае добровольной отставки.

С 1999 года парламентские судьи в качестве магистратов во время судебных процессов носят черные мантии .

Прокурор на суде Республики осуществляет прокуратура в Кассационный суд , которому помогает начальник главного юрисконсульта и двух генеральных прокуроров обозначенном. Регистратор суда Кассационный, по праву, клерка Суда Республики. Персонал, необходимый для функционирования Суда Республики, предоставляется в распоряжение этого суда регистратором Кассационного суда.

Следственный комитет состоит из трех полноправных членов и трех замещающих членов, назначаемых на три года из числа магистратов неиерархической должности в Кассационном суде всеми этими магистратами. Его председатель избирается в такой же форме из числа полноправных членов.

Комиссия по петициям в Суде Республики состоит из трех магистратов неиерархической должности в Кассационном суде, двух государственных советников и двух главных советников Счетной палаты, назначаемых на пять лет. Магистраты Кассационного суда избираются всеми магистратами неиерархической резиденции Суда. Один из них назначается в той же форме председателем комитета. Государственные советники назначаются общим собранием Государственного совета. Главные советники Счетной палаты назначаются палатой совета. Таким же образом каждая из этих юрисдикций назначает альтернативного члена.

Процедура

Нововведение конституционной поправки заключается в передаче дела в этот суд, который был «депарламентским» и открытым.

Инициатива принадлежит любому лицу, утверждающему, что ему был причинен вред в результате преступления или правонарушения, совершенного членом правительства при исполнении своих функций, и генеральному прокурору Кассационного суда . Жертвы не могут стать гражданскими сторонами , о чем сожалеет адвокат Сеголен Руаяль .

Комиссия по рассмотрению жалоб оценивает приемлемость жалоб, классифицирует их без дальнейших действий или передает их Генеральному прокурору Кассационного суда, действующему в качестве прокурора, который может передать дело в CJR. Акты комиссии по рассмотрению жалоб не подлежат обжалованию.

Генеральный прокурор Кассационного суда также может по должности передать следственный комитет с согласия комитета по запросам.

Следственный комитет несет ответственность за расследование дела . Он закрыл свое заявление приказом об увольнении или увольнении . Это может переклассифицировать факты. Решения следственной комиссии могут быть обжалованы в кассационном порядке на пленуме Кассационного суда . В случае отмены оспариваемого решения дело передается в следственную комиссию, состоящую из полных или замещающих членов, кроме тех, кто вынес отмененное решение.

Как только решение о передаче дела становится окончательным, Председатель Суда Республики назначает по запросу Генерального прокурора дату начала производства по делу. После окончания дебатов члены CJR голосуют по каждому пункту подсчета абсолютным большинством голосов тайным голосованием. Затем, если обвиняемый признан виновным, он голосует по применению приговора, который будет назначен.

Решения CJR могут быть предметом кассационной жалобы, подаваемой на пленарное собрание Кассационного суда, у которого есть три месяца для принятия решения. Если решение отменяется , дело передается в Суд, в состав которого входят титулярные или замещающие судьи, кроме тех, кто вынес отмененное решение.

Бюджет

Бюджет Суда входит в миссию «публичных полномочий», в которую входят Президент Республики , Национальное собрание , Сенат и Конституционный совет . Особенность этих пяти учреждений заключается в том, что они сами определяют средства, необходимые для их работы.

Запрошенное ассигнование на 2020 год составляет 861 500 евро. Почти половина этой суммы предназначена для аренды здания, расположенного по адресу: rue de Constantine, 21, в 7- м округе Парижа. Планируется, что Суд переедет в историческое здание суда на острове Сите . Остальная часть состоит из компенсаций магистратам и эксплуатационных расходов.

Дела решены

С момента своего создания в 1993 году до 2019 года следственный комитет открыл семнадцать частей информации: по некоторым из них было вынесено решение о передаче дела до формирования суда, другие закончились увольнением, вынесением приговора о некомпетентности, приговором, в котором отмечалось прекращение публичного действия или отбытие наказания.

В 2021 году расследуются три дела:

  • благоприятные условия, определенные Эриком Вертом , по назначению Бернара Тапи после арбитража 2008 года по делу Тапи - Лионский кредит (предъявлено обвинение в сотрясении мозга );
  • руководство пандемии Covid-19 по Édouard Philippe , Оливье Веран и Agnès Buzyn ;
  • обращение Эрика Дюпона-Моретти в Генеральную инспекцию юстиции по нескольким делам, касающимся его (обвиняемого в незаконном присвоении процентов).

С момента создания Суда судебная коллегия заседала восемь раз.

Некоторые решения CJR были обжалованы в кассационном порядке, но все они были отклонены.

Правопреемство председателей Суда Республики

Президенты
Личность Период
Начинать Конец
Луи Гондре ( d ) 1994 г. 1997 г.
Кристиан Ле Гунехек ( d ) 1997 г. 2000 г.
Анри-Клод Ле Галль ( d ) 2000 г. 2011 г.
Жан-Пьер Фейдо ( d ) 2011 г. 2012 г.
(умер в офисе ( в ) )
Мартин Ракт-Маду 19 ноября 2012 г. 2017 г.
Жан-Батист Парлос ( d ) 26 января 2018 г. 2019 г.
Доминик Пауте 2019 г. В ходе выполнения

Действующие члены Суда Республики

Суд Республики состоит из трех структур и канцелярии. Генпрокурор вблизи следственных и судебных образований в настоящее время представлена Франсуа Molins , Генеральный прокурор в Кассационном суде и, Филипп Лагош, Генеральный адвокат . Секретариат Суда возглавляет Анни Риаллот.

Формирование суждения

Президентом, избранным Кассационным судом, с 2019 года является Доминик Пауте .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: