Суд от своего имени интерактивный метод обучения

Обновлено: 22.04.2024

Под учебным судом (далее – суд) понимается один из методов обучения права, заключающийся в том, что в учебных целях проводится игровой суд, на котором рассматривается специально подготовленное учебное дело. Чаще проводится в виде сокращенного судебного процесса, нецелесообразные с точки зрения обучения действия реального процесса не проводятся, для экономии времени и ресурсов участников.

Содержимое публикации

Учебный суд как метод обучения: общие положения

Под учебным судом (далее – суд) понимается один из методов обучения права, заключающийся в том, что в учебных целях проводится игровой суд, на котором рассматривается специально подготовленное учебное дело. Чаще проводится в виде сокращенного судебного процесса, нецелесообразные с точки зрения обучения действия реального процесса не проводятся, для экономии времени и ресурсов участников. Какие действия предусмотренные УПК РФ стоит убрать, а какие оставить, решается организатором исходя из целевой аудитории участвующей в учебном суде. [1]

Можно различать несколько видов учебных судов:

1) школьный учебный суд (цель: получить основные знания из области материального и процессуального права, познакомиться с устройством организации суда, его деятельности, деятельности правоохранительных органов);

2) суд, проводимый на 1 курсе юридического ВУЗа в рамках дисциплины «Введение в специальность» (похоже на школьный вариант, но в зависимости от знаний участников процесс можно усложнить);

3) суд, проводимый в рамках дисциплины «Судебная риторика» (может также называться «Ораторское красноречие») (акцент ставится на проведении прений сторон);

4) суд, проводимый в рамках дисциплины «Уголовный процесс» (учитывая, что данная дисциплина читается на старших курсах ВУЗа, участники обладают основными знаниями, акцент ставится на компетенции в материальном и процессуальном праве, умении работы с учебным делом, нормативно-правовой базой; можно рассматривать его как тренировку перед реальным судебным заседанием);

5) суд, проводимый среди профессиональных юристов (необходим для оттачивания отдельных элементов, особенно может быть эффективен для начинающих юристов, которые еще не обладают достаточным опытом для работы в суде; может применяться для знакомства профессионального сообщества с новыми элементами, например, как это было после введения в России института присяжных заседателей);

6) суд, проводимый в рамках дисциплины «История права и государства», цель судебного заседания в данном случае, – это реконструкция реального судебного заседания прошлого (например, по делу В. Засулич) или мнимого, не существовавшего в реальности, но основанного на действующих прежде нормах материального и процессуального права. Последний вариант суда, автору представляется наиболее сложным. Помимо знаний и навыков, необходимо разбираться в памятниках права и обладать «чувством эпохи», т.е. думать, ощущать, видеть, как человек прошлого. Поэтому полная реконструкция процесса прошлого, если можно выразиться его духовной основы, в настоящем времени не возможно. Но для знакомства с эпохой, организации суда после судебной реформы 1864 г., исторический судебный процесс весьма полезен.

Сам метод основан на том, что обучение навыкам и усвоение материала происходит во время игры, игра одновременно выступает и фактором, который вызывает интерес участников к процессу обучения. В ходе деловой игры по модели учебного суда участники могут примерить на себя разнообразные роли: истца, ответчика, их представителей в гражданском судопроизводстве; потерпевшего, подсудимого, их представителей или стороны государственного обвинения в уголовном судопроизводстве; судьи, членов коллегии присяжных заседателей; секретаря судебного заседания, судебного пристава; свидетелей.

Если говорить о школьной модели, то задачей педагога в осуществлении учебного суда является направление учащихся советом, помощь в работе с нормативно-правовой базой и судебной практикой, ответы на сложные вопросы. Перед осуществлением суда учащимся должны быть прочитаны лекции по материальному и процессуальному праву, в зависимости от характера дела; судебной риторики и этике, органам, участвующим в отправлении на территории Российской Федерации правосудие – правоохранительные органы, суд, а также адвокатуре. Несмотря на то, что ряд тем рассматривается в школьном курсе, установочные лекции должны даваться, ввиду того, что для участия в деловой игре участники должны обладать более глубокими знаниями, которые должны быть структурированы и могли применяться в практической работе. Целесообразно к подготовке к деловой игре привлечь дипломированного юриста или студента юридического факультета старших курсов, он также может играть роль «судьи» или оценивать деловую игру. Материалы для учебного суда, как и критерии его оценки можно разрабатывать самостоятельно или воспользоваться готовыми моделями.

К целям данного метода применяемого в рамках школы является воспитательная цель, наглядное знакомство учащегося с примерной формой судебного заседания, закрепление на практике знаний по ряду тем изучаемых на обществознании (например, правоохранительные органы), выработки навыков по работе с нормативно-правовыми источниками, отстаивание собственной позиции, ведение грамотной речи.

1. Копьяк А.С. Учебно-методический комплекс // Формирование гражданских качеств учащихся: Методические материалы участников Всероссийского конкурса. Пермь, 2014. С. 4-12.

Новое время определяет новые цели образования. И можно с уверенностью сказать, что использование в работе интерактивных технологий – это уже веление времени.

Но что же означает термин «интерактивное обучение»?

Само слово «интерактив» образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. Это значит, что слово «интерактивный» будет означать «способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)».

Таким образом, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Сам термин «интерактивность» предполагает особую позицию учителя в системе «учитель-ученик». Если в рамках «традиционной» системы обучения роль учителя сводилась к основному источнику информации, то в системе интерактивного обучения учитель – это скорее фасилитатор, менеджер, определяющий направление, цели и время работы ученика с материалом, что способствует развитию навыка самостоятельного поиска информации учеником, т.е. формирует его информационную компетентность.

Противопоставлять «традиционную» систему обучения «интерактивной» было бы ошибочным. Они скорее дополняют друг друга, как дополняют и иные техники.

Традиционные методы обучения носят универсальный характер, интерактивные же методы, проектные технологии и д.р. носят узкоспециализированный (или проблемный) характер.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Существует большое количество технологий интерактивного обучения, которые можно применять как в учебной, так и во внеклассной деятельности.

1. Работа в парах.

2. Ротационные (сменные) тройки.

4. Работа в малых группах.

6. Незаконченное предложение.

7. Мозговой штурм.

8. Броуновское движение.

9. Дерево решений.

10. Суд от своего имени.

11. Гражданские слушания.

12. Ролевая (деловая) игра.

15. Займи позицию.

Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Данную технологию не только можно, но и нужно использовать в школе, ведь ее применение активирует процесс мышления детей, развивает способность выражать свои мысли при помощи слов и правильно строить при этом предложения.

Технология «Открытое пространство» (Open Space) — это методика проведения конференций и встреч, которая позволяет индивидам и группам эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения. Она очень проста и одновременно очень мудра, основываясь на естественных законах взаимодействия между людьми. Технология способна раскрыть знания, опыт и инновации в организации, которые трудно обнаружить в менее открытых процессах. Изобретатель технологии - Харрисон Оуэн.

Чтобы лучше понять дух этой технологии, стоит познакомиться с ее принципами:

1.Все кто пришли – это правильные люди (единственные, кто мог прийти).

2.Что бы ни случилось - это единственное, что может произойти.

3.Когда бы это ни началось – это правильное время (напоминает людям, что процесс творчества неуправляем).

4.Когда это закончится – тогда это закончится (поощряет людей продолжать разговор так долго, как этого требует необходимость и присутствующая энергия. Занятие может завершиться быстрее, чем предполагалось, но может идти и дольше отведенного времени).

Кейс-метод (разбор ситуаций) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.

• Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.

• Вносит в обучение элемент загадки, тайны.

• Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Классификации методов интерактивного обучения

• Правильно или требует изменений

• Преимущества и недостатки

• Исследование и отчет

Творческие задания.

Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

• не имеет однозначного и односложного ответа или решения

• является практическим и полезным для учащихся

• связано с жизнью учащихся

• вызывает интерес у учащихся

• максимально служит целям обучения

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Ранжирование - это прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них.

Рейтинг, подобно ранжированию, требует oт учащихся рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний.

Правильно или требует изменений. При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным.

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этапы и правила мозгового штурма:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.

Правила для этого этапа:

• Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

• Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

• Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Основная задача дискуссии - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Диспут от латинского (disputare) – рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории.

• дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи)

• в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), развивать навыки критического мышления.

Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед большой аудиторий в течение 20-90 минут с применением следующих активных форм обучения:

• Фасилитация - повышение эффективности обучения личности в условиях присутствия других учеников

• Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа

• Модерация - вовлечение всех участников во все стадии общей работы

• Демонстрация слайдов или учебных фильмов

• Мотивационная речь - обращение к классу в целом, чтобы повысить его мотивацию, когда мы не можем использовать индивидуальный подход к каждому

• Кейс-метод (разбор ситуаций)

В своей практике для реализации различных задач: формирование информационной компетенции, развития творческого мышления и т.д. я использую элементы следующих современных методов обучения:

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодейстии.

«Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс» (по В. Болотову)

«При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок. » (по Г.А. Цукерману).

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока [8, с. 26].

Технологии интерактивного обучения.

Ротационные (сменные) тройки.

Работа в малых группах.

Суд от своего имени.

Ролевая (деловая) игра.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них -, «мозговой штурм», «дебаты», «аквариум»,. «ромашка качеств» и др.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ ( работа в группах).

Знание о мифах как жанрах устного народного творчества ; знание новых слов: «кифара», «певцы-рапсоды»; умение составлять краткие записи по содержанию литературоведческой статьи ; формирование интереса к содержанию мифов ; умение сотрудничать позволяет получить этот метод.

Ресурсы : 6 листов белой бумаги А-4, 6 маркеров (ручек), учебник литературы.

1 шаг . Ученики подбирают слова, ассоциирующиеся со словом МИФ, и оформляют запись на доске в форме «Солнышка». В диске солнца записывают слово МИФ, а на лучах – слова-ассоциации.

2 шаг . Ученики делятся на 6 групп и записывают на лист белой бумаги А-4 ответ на вопрос: что такое мифы? При этом используется следующий план (заранее записанный на доске):

1. Из какого языка пришло слово «миф» и что оно обозначает

2. Кто был создателем мифов?

3. О чем рассказывалось в мифах?

3 шаг . Ученик от каждой группы читает краткую запись. Остальные слушают.

4 шаг . Ученики в группах знакомятся со статьей учебника «Мифы Древней Греции», обсуждают ее содержание и дописывают новую информацию на листе белой бумаги А-4.

5 шаг . Ученик от одной из групп зачитывает дописанную информацию, остальные слушают, обсуждают, добавляют.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается представить себя на месте жителя Древней Греции и сочинить историю, объясняющую одно из данных явлений (по вариантам):

1)Как возник мир и что его наполняет?

2)Откуда берется отголосок в лесу, точно повторяющий в тишине каждое громко сказанное слово?

ИНТЕРВЬЮ . ( работа в парах или групповая).

Этот метод поможет получить поможет ученикам повторить сведения относительно прямой речи и диалога, закрепит навыки постановки знаков препинания при прямой речи, поможет развитию речи, пополнит знания о значении грамотности для развития каждого человека.

Ресурсы : 5 листов белой бумаги А-4, 5 листов анкеты с вопросами (См. Приложение), 5 маркеров.

1 шаг. Ученики делятся на 5 групп или работаю в паре. Каждая группа получает 1 лист белой бумаги А-4, маркер, лист анкеты с вопросами :

2 шаг. В группе выбирается (по желанию или жеребьевке) ученик – интервьюер, который будет задавать вопросы анкеты каждому ученику группы, и записывать ответы.

3 шаг . После того, как в каждой группе было проведено интервью и записаны ответы на вопросы, ученики каждой группы оформляют ответы на каждый вопрос, используя следующие схемы: А : “ П”. “П” , - а. А: “ П ?” “П ?” - а. Ответы записываются на листы бумаги А-4 и вывешиваются по периметру класса. (А – автора, «П» - прямая речь).

4 шаг. Все учащиеся ходят по классу и знакомятся с работами друг друга.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается составить диалог с одним из одноклассников на тему? “Что бы ты изменил в своей школе для того, чтобы образование было качественным?”

ДВА, ЧЕТЫРЕ – ВСЕ ВМЕСТЕ ( работа в парах, четверках).

Данный вид деятельности позволяет самостоятельно вывести правило о написании гласной в приставках ПРЕ - и ПРИ -, формирует навык правописания слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-, развивает способность к анализу и синтезу.

Ресурсы : карточка с текстом на пару учеников, тетрадь и ручка – на каждого ученика.

1 шаг . Ученики класса делятся на пары и получают карточку с заданием и таблицей.

2 шаг . Ученики в парах читают текст стихотворения и выбирают слова с приставками ПРЕ - и ПРИ - и распределяют их в таблице, ищут закономерности и составляют правило написания гласных в приставках ПРЕ - и ПРИ -.

3 шаг . Пары объединяются в четверки и корректируют, дополняют таблицы.

4 шаг . На каждое значение слов с приставками ПРЕ - и ПРИ - читаются от группы слова. Остальные слушают, дополняют

В качестве домашнего задания ученикам предлагается продолжить работу над таблицей, подобрать и записать по три слова на каждый случай написания слов с приставками ПРЕ - и ПРИ –. Можно не указывать значения слов с приставками, а ученики сами, исходя из слов, встречающихся в тексте, определят их.

ПРЕ - или ПРИ -, ПРЕ- или ПРИ- ?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной.

Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ - , несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что пишется ПРИ - обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой –

ПРЕ - мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным – дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ -,

Да только ПРЕ- ставить надо

Заполни таблицу, выписав соответствующие по смыслу слова из текста.

Значение приставки в этих словах

Слова с приставкой ПРЕ-

Значение приставки в этих словах

сходно со значением слова очень

сходно со значением ПЕРЕ –

ДЕБАТЫ (работа в группах ).

Данная стратегия формирует навык ведения дебатов, умение вести спор, приводить нужные доказательства, воспитывает любовь и уважение к близким людям. Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель», её гуманизм. Общечеловеческая тема «блудных детей».

1 шаг . Класс делится на 2 группы.

2 шаг . Ученики одной группы обсуждают и записывают аргументы в пользу («за») положительного ответа на проблемный вопрос, записанный на доске, ученики второй группы – в пользу отрицательного ответа («против»).

«Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?»

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать сочинение-рассуждение, определяя свое отношение к следующей фразе: »Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья».

РОМАШКА КАЧЕСТВ .

Данная стратегия помогает ученикам научиться анализировать литературный образ и давать оценочную характеристику, развивает речь учеников, формировать чувство сотрудничества на примере анализа повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Время : 30 минут.

Ресурсы : портрет писателя Н.В.Гоголя, бумажные круги с надписями героев повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» (диаметр 4 см): Чуб, Вакула, Оксана, Солоха, Пузатый Пацюк, черт, царица Екатерина 2; 5 самоклеющихся разноцветных полосок в форме лепестков ромашки (длина 5 см), фломастер (ручка) – на каждого ученика. Скотч, булавки.

1 шаг. Каждому ученику выдается бумажный круг с надписью одного из героев повести и пять лепестков ромашки.

2 шаг. На каждом из лепестков ромашки ученики записывают по одному слову, которое характеризует одного из персонажей повести (например: смелый, красивая, хитрая и т.п.).

3 шаг . Ученики встают, двигаясь по классу, образуют динамические пары и наклеивают на круг с названием героя повести соответствующий лепесток.

4 шаг . Когда ромашки образовались из пяти лепестков, ученики образуют группы по общему названию героя повести и составляют его литературный образ.

5 шаг . Ученик от каждой группы рассказывает о своем герое, используя оценочную характеристику ромашки. Остальные слушают, дополняют.

В качестве домашнего задания Ученикам предлагается подготовить рассказ о приключениях кузнеца Вакулы в Петербурге.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

контролирует ход работы в группах;

отвечает на вопросы;

регулирует споры, порядок работы;

в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

Необходимо отметить, что все формы требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов, а также возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Интерактивы позволяют сформировать у школьника круг необходимых компетенций, предусмотренных ФГОС, основой которых является обогащение лексикона (словарного запаса) обучающихся.

Итак, в чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В. А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Преимущества интерактивных методик обучения в том, что они:

• пробуждают у обучающихся интерес;

• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

• обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

• формируют у обучающихся мнения и отношения;

• формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

- развитие личностной рефлексии;

- осознание включенности в общую работу;

становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

- развитие навыков общения;

- принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

- повышение познавательной активности.

- формирование класса как групповой общности;

- повышение познавательного интереса;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

-формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности ,решают ряд важных задач:

  • развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • решают информационные задачи;
  • развивают общие учебные умения и навыки(анализ, синтез,постановка целей и т.д.).
  • обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;
  • способствуют релаксации, снятию нервной нагрузке, переключению внимания, смене форм деятельности и т.д.

Метод 1. «Работа в парах»

Метод 2. «Ротационные (сменные тройки)»

Метод 3. «Карусель»

Метод 4. «Ажурная пила»

Метод 5. «Аквариум»

Метод 6. «Незаконченное предложение»

Метод 7. «Микрофон»

Использование современных образовательных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся, позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса в школе и формирования у обучающихся личностных компетентностей.

ВложениеРазмер
interaktivnye_metody_v_vd.docx 17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности ,решают ряд важных задач:

  • развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • решают информационные задачи;
  • развивают общие учебные умения и навыки(анализ, синтез,постановка целей и т.д.).
  • обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;
  • способствуют релаксации, снятию нервной нагрузке, переключению внимания, смене форм деятельности и т.д.

Метод 1. «Работа в парах» – содействует положительному отношению к обучению, развивает умение приспособиться к работе в группах.

Метод 2. «Ротационные (сменные тройки)»- содействуют активному обсуждению нового материала с целью его осмысления, усвоения и запоминания.

Метод 3. «Карусель» - применяют для обсуждения любой острой проблемы, для проверки объема и глубины знаний.

Метод 4. «Ажурная пила» - дает возможность работать вместе, изучать большое количество материала за короткое время.

Метод 5. «Аквариум» - применяют, когда обучающие уже имеют определенные навыки групповой работы, эффективны для развития общения, умения дискутировать.

Метод 6. «Незаконченное предложение» - дает возможность у учащихся развивать связную речь, собственные высказывания, сравнивать их с другими, отрабатывать умение говорить коротко, но по сути.

Метод 7. «Микрофон» - технология группового обсуждения, которая дает возможность каждому обучающему в определенном порядке что-то быстро сказать, при этом высказать свою мысль.

Метод 8. « Мозговой штурм» - все участники размышляют над одной и той же проблемой и «идут на нее в атаку».

Метод 9. «Броуновское движение»- предполагает движение обучающихся по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Метод 10. «Дерево решений» - является вариантом решения проблемы помогает проанализировать и лучше понять механизм принятия решений.

Метод 11. «Суд от своего имени»- судебный процесс с участием 3-х лиц: судьи, которая будет слушать обе стороны и принимать решения, истца и ответчика.

Метод 13. «Ролевая (деловая игра) - позволяет через разыгрывание ситуации показать взаимосвязь с жизнью.

Метод 14. « Дискуссия» - обсуждение спорного вопроса на собрании, в беседе, целями которых могут быть: обучение, тренинг, диагностика и др.

Метод 15. «Пустое кресло» - позволяет найти ответ на четко поставленный вопрос путем обмена мнениями, развивает критическое мышление, учит аргументировать, учит культуре дискуссии.

Поэтому, использование современных образовательных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся, позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса в школе и формирования у обучающихся личностных компетентностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности.

Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"

Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе.

Презентация на тему "Внеурочная деятельность в начальной школе. Метод проектов".

Данная презентация объясняет цели, задачи, методы внеурочной деятельности в рамках ФГОС. На примере работы с учебниками "Учусь создавать проект" авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова даётся объяснение, как .


Методы, формы , средства организации деятельности учащихся начальной школы МБОУ «Баргузинская СОШ»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей.

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Культура сохранения здоровья». Сборник «Содержание внеурочной деятельности в начальной школе в свете требований ФГОС», Смоленск,2017, ГАУ ДПО СОИРО, стр. 44-51


Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности в начальной школе.

Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности ,решают ряд важных задач:развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;решают и.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описана классификация современных технологий обучения, определено в ней место интерактивных методов обучения.Уделено внимание использованию интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы в школе. Обобщен опыт работы по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: "Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы"»

Использование интерактивных методов обучения на уроках

русского языка и литературы

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея г. Узловая

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно - и подчиняются основные задачи современного образования. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разных типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. У каждого учителя этот набор свой. Учитель строит урок, основываясь на особенностях каждого класса индивидуально. Среди моделей обучения выделяют:

Пассивную. СЛАЙД 3.


Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.


Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Интерактивную.


Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. При реализации интерактивного обучения все обучающиеся вовлекаются в процесс познания, организуется их совместная деятельность с другими школьниками. В ходе диалогового общения дети учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Местo учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он выступает равноправным субъектом обучающего процесса. Он не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Вчерашнее кредо педагога: «Я над вами» - уходит и сменяется на: «Я рядом с вами».

Сущность этого подхода можно выразить словами китайской притчи:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Что же «дать сделать» ребенку, чтобы выполнить главную задачу современной школы – воспитать духовно развитую личность. Необходимо организовать познавательно – учебную деятельность обучающегося таким образом, чтобы ученик, опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания, самостоятельно разрешал определённые ситуации и проблемы.

Именно в основе интерактивного обучения и его проблемно – поисковых методов лежит организация творческо-исследовательской деятельности обучающихся. В процессе этой деятельности у обучающихся возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, мобильность, гибкость мышления, личный жизненный опыт. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать своё мнение, сопоставлять свою и чужую точки зрения.

Но во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени доверять учителю, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Поэтому целесообразно поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?”. Вместо этого сделать основной упор на взаимодействие учащихся между собой.

На мой взгляд, принципиальное отличие интерактивных методов обучения и преимущество их в том, что они стимулируют выражение своего «Я» и таким образом освобождают ученика от страха получения плохой оценки. Как правило, оценки за урок всегда положительные. А значит максимально раскрывается его творческий потенциал.

Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:

1) Благодарить их за высказанные мнения.

2) Не говорить, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся.

3) Стараться выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: