Суд независимый от влияния от каких либо государственных и общественных структур это

Обновлено: 19.04.2024

Судебная система представляет собой самостоятельную и независимую ветвь власти, имеющую огромное значение для правового государства. Конституционные суды были образованы во многих странах для контроля за соответствием принимаемых нормативных актов положениям основного закона.

В России этот юридический механизм позволяет обеспечить практическое применение Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , соблюдение гражданских прав и свобод, регулирует процесс формирования и деятельность органов государственной власти.

Структура Конституционного суда РФ

Порядок работы и полномочия Конституционного суда По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд (полномочия) подробнее определены статьей 125 Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Особенности ведения дел в Конституционном Суде РФ. подробнее от 21 июля 1994 года.

В этом органе высшей судебной власти работают 19 судей. Они назначаются по представлению Президента России решением Совета Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее . Согласно вышеупомянутому закону, прежде чем стать судьей Конституционного суда, кандидат на эту должность обязан проработать не менее 15 лет в правовой сфере и достичь, как минимум, 40-летнего возраста. Полномочия судей не ограничены конкретным сроком.

Судья Конституционного суда не имеет права быть членом какой-либо политической организации, участвовать в избирательных кампаниях, а также руководить общественным объединением, независимо от его направленности. Данное должностное лицо не может публично высказываться, выступая перед любой аудитории или в СМИ, по вопросам государственного устройства, работы властных структур или другим темам, которые могут стать предметом рассмотрения Конституционного суда. Этот высший орган судебной власти и все его члены должны оставаться вне политики, сохраняя нейтралитет, и руководствоваться в своей деятельности исключительно положениями основного закона нашей страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституционный суд России По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд Российской Федерации подробнее работает по двухпалатной системе. Состав этих палат формируется на основании результатов жеребьевки. Руководство деятельностью данного учреждения осуществляет Председатель Конституционного суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд РФ подробнее .

Полномочия Конституционного суда РФ

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд РФ рассматривает следующие вопросы:

  1. соответствие конституций республик и уставов субъектов РФ Конституции России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая охрана Конституции РФ подробнее ;
  2. толкование Конституции РФ;
  3. соблюдение порядка выдвижения обвинения против Президента России в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления;
  4. утверждение посланий Конституционного суда
  5. законодательная инициатива в рамках своего ведения.

Все остальные вопросы, отнесенные к полномочиям Конституционного суда, обсуждаются на заседаниях палат. К ним относятся:

  1. соответствие законов и иных нормативных актов, принятых федеральными и региональными органами власти, положениям Конституции РФ;
  2. экспертиза международных договоров, которые планирует ратифицировать Российская Федерация;
  3. споры между органами государственной власти различного уровня об их компетенции;
  4. проверка конституционности закона по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод, а также по судебным запросам.


Решения Конституционного суда РФ

Конституционный суд принимает следующие решения:

  1. постановление;
  2. заключение;
  3. определение.

Остановимся на каждом из них подробнее.

  1. Постановление Конституционного суда представляет собой итоговое решение по большинству вопросов, рассмотрение которых относится к ведению этой высшей судебной инстанции. Речь идет о соответствии всех принимаемых в стране нормативно-правовых актов и законов требованиям Конституции РФ, о разграничении полномочий органов государственной власти различного уровня, о толковании положений главного документа страны.
  2. Заключение Конституционного суда также является итоговым решением. Оно принимается в случае выдвижения депутатами Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее официального обвинения против Президента РФ в государственной измене или в ином тяжком преступлении. В заключении содержится результат проверки на соблюдение установленного порядка предъявления таких обвинений главе государства.
  3. Определение Конституционного суда – это решение по организационным вопросам деятельности данного органа высшей судебной власти. Например, об избрании Председателя или его заместителя, утверждении регламента, а также об отказе в принятии к рассмотрению отдельных обращений граждан или судебных запросов. Приостановление действия оспариваемого нормативного акта или процесса ратификации какого-либо международного договора до принятия итогового решения по данным вопросам также оформляется в форме определения Конституционного суда.

Юридическое значение решений Конституционного суда РФ

Конституционный суд занимает исключительное место в системе политической власти. Он выступает одним из действенных механизмов обеспечения основных гражданских прав и свобод в нашей стране.

Этот высший орган судебной власти непосредственно влияет на деятельность Президента России и административных структур разного уровня, лишая юридической силы документы, не соответствующие Конституции РФ, разрешая возникающие споры о разграничении полномочий, а также толкуя положения основного закона страны. Тем самым, Конституционный суд формирует правовую доктрину, обязательную для исполнения любыми государственными органами.

Все принятые Конституционным судом решения немедленно вступают в силу, не требуют подтверждения или согласования с другими властными структурами, действуют непосредственно на всей территории России. Постановления, заключения и определения Конституционного суда обязательны для исполнения всеми должностными лицами государства, гражданами и общественными объединениями.

Нормативно-правовые акты, а также их отдельные статьи и положения, принятые любыми органами власти, утрачивают свою силу и не могут применяться, если Конституционный суд признал их несоответствующими основному закону страны. А решения других судебных инстанций, основанные на признанных неконституционными нормативных актах, должны быть пересмотрены и не подлежат исполнению.

Правительство России и органы власти субъектов РФ должны внести исправления в принятые ими законы в течение 3 месяцев после принятия соответствующего решения Конституционным судом.

О роли и значении этого высшего органа судебной власти свидетельствует и тот факт, что он рассматривает вопрос о соответствии установленному порядку предъявленного Президенту РФ обвинения в государственной измене или ином тяжком преступлении. С подобной инициативой в Конституционный суд может обратиться только Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее .

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 17.03.2016

Анна Михайловна Самсонова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не противоречить им.

В основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей:законодательной, исполнительной, судебной.

Все ветви (отрасли) власти должны быть разграничены, разделены, обособлены, чтобы не допустить соединения властей в едином органе.

С помощью разделения властей государство организуется и функционирует в правовом режиме: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти.

Важнейшее условие функционирования правового государства - независимый суд.Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого-либо влияния, от каких-либо государственных и общественных структур.

Одна из важнейших задач государственной власти в условиях правового государства - это соблюдение и охрана прав и свобод человека: права на жизнь, права на свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища и др.

При этом важно, что правовое государство, утверждая верховенство закона, устанавливает равенство граждан, должностных лиц перед законом и судом.

Речь идет о юридическом равенстве (равноправии). Существует реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития. (Разрешено все, что не запрещено законом).

Современное правовое государство - это демократическое государство,в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей).

Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе.

В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т.п.

Таким образом, правовое государство -это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Отдельным вопросом следует рассмотреть такую общественную организацию как церковь.

Церковь - общественная организация, объединяющая людей, придерживающихся определенной религиозной веры или конфессии.

Политическая система большинства обществ формально исключает церковь из своего состава. Таким образом, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституциями, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вмешивалась в государственную жизнь, в политику[365]. В таком взаимодействии реализуется принцип свободной совести, вероисповедания, секуляризации политики и автономии религии.

Вообще в истории отношений государства и церкви немало драматических страниц: соперничества и открытого противоборства, стремления церковной власти подчинить себе государственную власть и борьба государства за выход из под влияния и контроля церкви.

Соотношение светской и церковной властей красной нитью проходит через историю многих государств. Эта идея послужила основой для разработки различных философских теорий, модификации общественных представлений о социальных функциях религиозной идеологии.

В последнее время влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось[366]. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа.

Рассматривая положение церкви в государственно-организованном обществе, надо отметить, что уже в раннеклассовых государствах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления, административного и идеологического лидерства - городская община, дворец и храм. Храмы выступали как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы[367].

Во все последующие времена церковь играла важную роль в обществе. Она являлась энергичной проводницей и опорой феодальных порядков, утверждения феодальной собственности, идеологического обоснования верховенства власти в государстве. Церковь оказывала большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения, на межгосударственные отношения.

Становление буржуазных общественных отношений сопровождалось, как правило, требованием отделения церкви от государства, созданием светской юрисдикции, отстранением церкви от вмешательства в государственную жизнь, в том числе в правовое регулирование. Отношение к церкви, к религии провозглашалось частным делом каждого гражданина.

Выдающийся русский юрист и философ И.А. Ильин (1883-1954 гг.) следующим образом определял соотношение государства и церкви: "Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны. В этом смысле церковь "аполитична", задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг"[368].

Непосредственным результатом "разведения" государства и церкви в сфере социальных отношений в рассматриваемый период стал режим отделения церкви от государства - важнейший принцип, получивший признание во многих странах и закрепление в их конституциях.

Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве[369]:

- государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями;

- режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви.

Для статуса государственной церкви характерны следующие особенности[370]:

1. В сфере экономических отношений - признание за церковью права собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. Во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 г. Русская Православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей. По данным 1905г., Православной Церкви и монастырям принадлежало около 3 млн. десятин земельных угодий.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная церковь получала крупные субсидии от государства. В 1907 г. на содержание церковного аппарата из казны был отпущен 31 млн. руб., т.е. столько же, сколько и Министерству народного образования[371].

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачносемейные отношения.

4. В области политических отношений устанавливается право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Во многих странах все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.).

5. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

6. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании обучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью.

В некоторых странах установлено формальное равенство всех церквей, что является признаком демократичности общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 г. правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии в выполнении идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.

Содержание режима отделения церкви от государства характеризуется следующими особенностями[372]:

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями;

3) государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;

4) церковь не выполняет каких-либо государственных функций, не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы[373].

Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов.

При регламентации правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания[374], т.е. права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям. Так, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18) каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, которая включает, свободный выбор религии и убеждений, свободу единолично или сообща с другими публичным или частным порядком в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Свобода совести подлежит лишь ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, а также прав и свобод других лиц[375].

Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В Конституции ФРГ 1949 г. за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателями из зарплаты только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь, государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и др.

Согласно Конституции РФ Россия является светским государством (ст. 14). Светское государство - конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности[376]. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Вместе с тем в понятие светского государства входит и ряд его признаков, прямо указанных в нескольких статьях Конституции РФ или вытекающих их этих статей. Это запрещение разжигания религиозной розни (ст. 13) , ненависти или вражды (ст. 29), свобода совести (ст. 28), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19), недопущение принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или к отказу от них (ст. 29).

Светский характер присущ и многим другим высокоразвитым демократическим правовым государствам.

В некоторых других демократических странах устанавливаются государственные официальные или традиционные религии, количественно преобладающие, но не ограничивающие религиозной свободы иных вероисповеданий. Такое положение занимают, например, англиканская церковь в Великобритании, евангелическая - в Скандинавских странах, мусульманская - в Египте, иудейская - в Израиле и т.д.

Конституция РФ, провозглашая светский характер российского государства, запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной (ч. 1 ст. 14).

Совершенствование финансовых отношений недропользователей с государством[435]

Совершенствование финансовых отношений недропользователей с государством[435] В настоящее время сложилась ситуация, когда в сфере недропользования одновременно действует две системы отношений:1) отношения собственно недропользования, которые выражаются в том, что

3. Цены, регулируемые государством

3. Цены, регулируемые государством Правовые основы государственного регулирования цен составляют: Федеральный закон от 10 марта 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Указ Президента РФ от 28 февраля

12.3. Взаимоотношение федеральных и региональных органов государственной власти

12.3. Взаимоотношение федеральных и региональных органов государственной власти Участие субъектов РФ в решении общефедеральных вопросов проявляется в следующем:— верхняя палата федерального парламента — Совет Федерации — является палатой регионов, в которой на

2. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством

2. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством Административно-правовой статус общественных объединений реализуется ими во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, которые в

СТАТЬЯ 16. Виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством

СТАТЬЯ 16. Виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)(1) Государством гарантируются:неотложная психиатрическая помощь;консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая,

СТАТЬЯ 8. Защита государством прав донора

СТАТЬЯ 8. Защита государством прав донора Государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, а также предоставляет ему меры социальной поддержки.Должностные лица организаций здравоохранения обязаны проинформировать донора о донорской функции и

Глава IV Церковь

Глава IV Церковь Религия всегда составляла и составляет существенную принадлежность человеческих обществ. Понятие об абсолютном, как уже было объяснено выше, искони присуще человеческому разуму как необходимое предположение и как связь всего познаваемого.

Статья 73. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством

Статья 73. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством 1. В случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий


Цель: способствовать формированию у учащихся представлений о сущности и признаках правового государства и его роли в жизни общества и каждого человека.

Понятие и признаки правового государства.

Проблемы и пути формирования правового государства.

Гарантии прав и свобод человека.

Ход занятия

Изучение нового материала.

Лекция учителя с элементами беседы и практическими заданиями для учащихся.

(Использован материал из книги: Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы / под ред. Академ. О.Е.Кутарина).

Понятие и признаки права.

Правовое государство – это продукт нового времени. Ни древность, ни Средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают, некоторые юристы, идеи его уходят в античное общество.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И.Канта (1724-1804 гг.), французского просветителя и правоведа Л.Монтескье (1689-1755), других ученых XVIII века.

Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (Кант называл его государством произвола) должно прийти правовое государство, основной идеей которого была идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми правами.

Правовое государство характеризуется господством права, верховенством закона.

Господство (верховенство) права. Устанавливая правовые нормы, государство обязано и само соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан.

Правовое государство характеризуется не только связанностью правом, но и верховенством закона.

Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не противоречить им.

Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связанностью власти правом, но и тем, как она организована, в каких формах и какими органами осуществляется. (Теория разделения властей, использовалась в идейной борьбе с абсолютизмом. Для того, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви (отрасли) власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

Важнейшее условие функционирования правового государства – независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого-либо влияния, от каких-либо государственных и общественных структур.

Одна из важнейших задач государственной власти в условиях правового государства – это соблюдение и охрана прав и свобод человека: права на жизнь, права на свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища и др. При этом важно, что правовое государство, утверждая верховенство закона, устанавливая равенство граждан, должностных лиц перед законом и судом. Речь идёт о юридическом равенстве (равноправии)

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе.

Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей.

Проблемы и пути формирования правового государства в России

Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906-1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы с процессом её перехода к конституционному строю.

В 1917 году процессы, происходящие в государственной жизни страны, получили новое направление, новое содержание: возникло Советское государство. Его первая Конституция 1918 года закрепляла диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства. В этих условиях вопрос о правовом государстве, о господстве права, верховенстве закона был неуместен.

В теории и практике советского государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления Советским государством. Лишь в конце 1980-х гг. стало возможным сколько-нибудь серьёзно вести речь о необходимости создания правового государства.

1.В основе этих преобразований – принцип разделения властей, закреплённый впервые у нас в ст. 13 Декларации о государственном суверенитете РФ от 12 июня 1990 г.

Новая Конституция РФ (ст.10) закрепляет это разделение. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют: Президент РФ (согласно ст.80 Конст. РФ – он глава государства); Федеральное Собрание – состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (это парламент РФ – представительный и законодательный орган РФ); Правительство РФ и суды РФ.

2.Узловое условие функционирования РФ как демократического правового государства состоит в проведении судебной реформы: утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

3.В правовом государстве человек, его права и свободы – высшая ценность. Крупнейший русский философ Н.Бердяев после октябрьских событий 1917 г. отметил, что идея класса убила в России идею человека. Человек рассматривался как винтик огромной машины – административно- управленческой системы.

4.В качестве одной из важнейших задач, связанных с формирование правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы. Приняты законодательные акты: Декларация о государственном суверенитете РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12 декабря 1993 гола путём всенародного голосования была принята Конституция РФ, которая заложила основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России.

Подведение итогов.

Задание на дом: подобрать материал из периодической печати об обеспечении государством прав человека.

Правовая культура — это уважительное отношение к праву, как к определенной социальной ценности, как к инструменту упорядочивания и стабилизации общественной жизни, как к средству защиты прав и свобод человека.

Правовая культура общества — это определенное качественное состояние правовой жизни общества, выражающиеся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также, а степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности.

8. Правовое государство.
Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

К основным признакам правового государства от­носятся: верховенство права, верховенство закона, разделение вла­стей, признание и утверждение прав и свобод че­ловека и гражданина высшей ценностью, независимый суд.

Верховенство права — один из важнейших принципов правового государства.

Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органом позволено только то, на что их уполномочил закон. В РФ примат права выражается в верховенстве Конституции и свя­занности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юриди­ческую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Рос­сийской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, долж­ностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, государственная власть ограничена правом.

Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые в государстве, должны соответствовать законам и не противоречить им.

Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связанности власти правом, но и тем как она организована, в каких формах и какими органами она осуществляется. И здесь целесообразно обратиться к теории разделения властей, которая была обоснована в работах англичанина Джона Локка а также француза Шарля Луи Монтескье. Согласно ей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви власти должны быть разделены.

В РФ осуществляется разделение властей на за­конодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства: Федеральное Со­брание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации.

С другой стороны, по вертикали, и проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ор­ганами государственной власти ее субъектов.


    • Признание и утверждение прав и свобод че­ловека и гражданина высшей ценностью

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражаю­щаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответ­ственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права иметь его (ст. 6 Конститу­ции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он при­влекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство - неотчуждаемое право человека.

В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значе­ние. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные - то есть соответствующие нормам права , требованиям за­конов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправо­мерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, ак­тах, нарушающих право, противных ему. Правонарушения различны по степени вредности и поэтому различны по степени общественной опасности. Именно по этому критерию и проис­ходит разделение правонарушений на преступления и проступки. Прес­тупление характеризует большая степень общественной опасности, что не исключает, однако, наличие отдельных административных, трудовых, гражданских проступков весьма высокой степени общественной опасности.

Таким образом, правонарушение - это сознательный волевой акт общественно опасного противоправного поведения. Общественная опасность, вредность правонарушения характеризует их как отрицательные социальные явления. Отрицательной оценки заслу­живает и лицо, совершившее правонарушения. Порицание справедливо, оправданно и возможно при условии безупречного поведения, то есть такого действия или бездействия, которое явилось результатом сознания, воли.

Одним ив методов борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушения - необходимый элемент, характеризующий их. Меры ответственности устанавливаются или конкретно за каждое опреде­ленное правонарушение (например, за преступления, или за некоторые административные, гражданские, хозяйственные нарушения в форме штра­фа, неустойки, пени ), или в форме перечня санкции, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учетом обстоятельств де­ла.

Если в результате каких-либо действий нарушается закон, но за его нарушение не установлена какая-либо санкция, то такое действие утрачивает характер правонарушения и переходит в разряд иных проти­воправных деяний.

В нашей стране, как и во многих других государствах, действует принцип презумпции невиновности. Он означает, что только суд может назвать человека преступником, определив ему меру наказания. Определению вины предшествует кропотливая работа правоохранительных органов.

Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспо­собных и вменяемых, т.е. всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Малолетние и психически больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно разрешать те или иные жизненные ситуации: дети - вследствие недостаточного психического и физического развития, а душевнобольные - вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания (душев­ная болезнь).

Закон устанавливает различные возрастные границы ответственности. Так, уголовная ответственность наступает по дости­жении 16 лет, а за отдельные виды преступлений - с 14 лет; админист­ративная ответственность - с 16 лет; ответственность по трудовому праву - с момента заключения трудового договора, т.е. с 16 лет, и в исключительных случаях с 15 лет; по граж­данскому законодательству ответственность в полном объеме возникает с 18 лет и частичная - с 15 лет.

Неодинаковый возраст ответственности устанавливается с учетом степени общественной опасности правонарушений, значимости тех благ, на которые они посягают. Вместе с тем, имеет смысл установить новые, более четкие крите­рии разграничения преступлений от сходных административных проступ­ков, то есть должны быть учтены такие обстоятельства, которые, зна­чительно повышая степень общественной опасности правонарушения, действительно превращают его в преступление. Так, например, в Указе ПВС РСФСР от 21.11.88г. "нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности" считается административным проступком, а "нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожа­ра, причинение вреда здоровью людей или крупный ущерб" - преступле­нием. Это позволит законодательству стать более стабильным, менее подверженным всякого рода изменениям.

Преступление от любого поступка отличают три признака:

- совершенное должно быть очень опасным, вредным для человека, общества и государства;

- деяние должно быть противоправным, т.е. нарушающим уголовные нормы права.

В уголовном кодексе должно быть указано такое деяние;

- человек должен быть виновен в совершенном. Без вины нет преступления.

10. Заключение
Многие выдающиеся люди размышляли на тему права, формулировали принципы правового государства. Право – такая же великая общечеловеческая ценность, как и мораль. Когда человек рождается, он получает определённые права, вместе с тем у него появляются и обязанности. Все наши права определены и записаны в известных правовых документах – Всеобщей декларации прав человека, Международной хартии прав человека, а также в Конституции Российской Федерации и других юридических документах. Авторы французской Декларации прав человека и гражданина утверждали, что единственной причиной «общественных бедствий и порчи правительства» является забвение прав человека.

Уже в глубокой древности, когда утвердилось государство, народ хорошо почувствовал на себе его беспощадную силу. Поэтому в античном Риме родилось частное право, оно было гуманным и закрепляло естественные права гражданина. Ценности частного права не признавались в нашем обществе вплоть до 80-х годов прошлого столетия. Только теперь это право стало возрождаться. Жизнь сейчас очень меняется. Россия встала на демократический путь развития, впервые в стране поставлена цель создать правовое государство. Правовое государство признаёт за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно. Это говорит о том, что право играет в нашей жизни значительную, а может быть и главную роль.

11. Список литературы.
1. Конституция РФ.

2. Теория государства и права, под ред. М.Н. Марченко, М: 1996 г

3. Кудрявцев В.Н. "Закон, поступок, ответственность". М., 1984.

4. Введение в обществознание под редакцией Л. Н. Боголюбова.

5. Малышева А.Ж. «Конституция России» учебное пособие под общей ред. Т. А. Морщаковой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: