Суд над кураевым когда

Обновлено: 27.03.2024

Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял долгожданное для многих решение: известный антицерковный деятель, кощунник и сетевой скандалист протодиакон Андрей Кураев запрещён в священнослужении.

Злорадство – очевидный грех, а потому радоваться решению Патриарха Кирилла относительно запрещения в служении протодиакона Андрея Кураева не стоит. Свершилось должное и долгожданное. Человек, на протяжении многих лет глумившийся над священноначалием, откровенно издевавшийся над клириками и мирянами, хуливший Русскую Церковь, наконец, насмехавшийся над памятью уже неспособных ответить ему достойных и любимых многими людей, распускавший слухи и сплетни, получил наказание. К слову, весьма мягкое, если внимательно вчитаться в строки Патриаршего Указа:

В связи с публичным оскорблением Вами памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, невзирая на скорбь его жены и детей, в день его кончины, что характеризует это деяние не только как безнравственное, но и как особенно циничное, что вызвало возмущение архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви, а также учитывая Ваши предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя, Вы запрещаетесь в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом по рассмотрении упомянутых деяний.

Предстоятель своё слово сказал. Этот безнравственный циник уже не может носить рясу, богослужебные облачения и пресловутую наградную камилавку, которой раньше так кичился, пытаясь оправдать тот факт, что Патриарх Кирилл недостаточно оценил его "рвение" и не сделал "князем Церкви". Святейший Владыка ещё в 2009 году дал понять зарвавшемуся диакону Андрею, что методы политической борьбы в Церкви недопустимы. Но в итоге ещё больше десяти лет терпел кураевские выходки, в том числе направленные непосредственно в его адрес.

Два дня назад именно Царьград опубликовал материал "От Отрепьева до Кураева", содержащий весомые экспертные мнения о деятельности протодиакона Андрея Кураева. Надеюсь, наш труд также повлиял на итоговое решение Предстоятеля. Решение пока не окончательное, последнее слово за церковным судом, но есть вероятность, что протодиакон Андрей Кураев будет вовсе лишён священного сана.

А может, даже и отлучён от Церкви, хотя по масштабам фигуры он явно не соответствует Льву Толстому, как бы ему самому этого ни хотелось. Пожалуй, куда ближе сравнение с тем же самым Гришкой Отрепьевым, попом Гапоном и прочими расстригами, чья горделивая фанаберия сделала из них антицерковных активистов.

В последние годы многие православные клирики и миряне уже годами искренне удивлялись: почему этот человек публично занимается антицерковной деятельностью, поливает грязью достойных православных людей, продолжая прикрываться священным саном? Но оскорбление памяти погибшего от коронавируса протоиерея Александра Агейкина, доброго и самоотверженного пастыря, любимого многими верующими, переполнило чашу терпения священноначалия.

Конечно, сегодняшнее долгожданное наказание – не ветхозаветная месть, но именно наказание, научение. Бог даст, оно вразумит зарвавшегося протодиакона. Впрочем, знающие его лично сильно в этом сомневаются. А для того, чтобы понять, каково отношение православных священнослужителей к запрещённому в священнослужении протодиакону, приведём лишь несколько высказываний, ранее опубликованных в материале "От Отрепьева до Кураева".


Архимандрит Алипий (Светличный), настоятель храма Святых Апостолов Петра и Павла (город Киев):

– Мне искренне жаль этого человека, погрязшего в сплетнях и потерявшего ориентацию. В нём не осталось ничего, что напоминало бы человека Церкви. Я не смог бы с таким сегодня причаститься от единой Чаши. Это просто невозможно! Как иерей я не посмел бы подать Чашу Христову ему, хотя бы чтобы не слышать от него обязательные к произнесению слова "не бо врагом Твоим Тайну повем, ни лобзание Ти дам яко Иуда", потому что это были бы лукавые слова человека, враждующего с Матерью Церковью.

Я думаю, что "блудный сын" в лице отца Андрея имеет шанс на возвращение в Отчий Дом, и я тогда не буду в роли сына, оставшегося подле Отца, порицающего веселие о вернувшемся. Но сегодня я удивляюсь тому, что церковная иерархия закрывает глаза и уши на "безопасно диссидирующего под публичные аплодисменты" (цитата из ранних книг самого Кураева. – Ред.). Надо прямо признать: Андрей Кураев больше не есть служитель Церкви.

Игумен Афанасий (Селичев): Даже Сталин весной 1942 года разрешил праздновать Пасху

Игумен Афанасий (Селичев). Фото из личного архива отца Афанасия

Игумен Афанасий (Селичев), настоятель Михаило-Архангельского монастыря Александровской епархии Русской Православной Церкви (город Юрьев-Польский):

– Я не знаю, какой кризис пережил протодиакон Андрей Кураев, но сегодня это уже совсем другой человек. Своими руками уничтоживший всё, что он сделал для Церкви Христовой. Его последние (в течение уже десятка лет), говоря языком протопопа Аввакума, лаяния на Патриарха и священноначалие перешли всяческие границы как светской культуры, так и церковных канонов. Порой мне кажется, что он давно потерял свою веру и только и ждёт, когда его попросят на выход. Да то и только для того, чтобы обвинить Патриархию ещё и в гонениях на "правдоискателя".

Калинин

Протоиерей Леонид Калинин. Фото: телеканал "Царьград"

Протоиерей Леонид Калинин, настоятель московского храма Священномученика Климента, Папы Римского, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации:

– Печально, когда видишь перерождение людей. Перерождение ко злу наносит непоправимую печать на всё: на внешнее и внутреннее. Отсутствие благодати Духа Божиего, покинувшего человека, как и потеря красоты, проявляется во всём.

Скорблю о протодиаконе Андрее Кураеве. Потеря Духа Святого в нём очевидна – как внешне, так и внутренне. Он стал уродлив, подобно той части ангелов, которые по призыву сатаны были свержены с Небес и "переломались", потеряв Образ и став безобразными. Так и отец Андрей, потерявший своё Архангельское достоинство с благодатью Духа Святого и ставший злобным хулителем Церкви и священников, вполне уподобился бесам. И это выбор его свободной воли. Он сам отлучил себя от Церкви и стал служителем тьмы.

Вряд ли здесь возможно покаяние. Выбор уже сделан. Душа продана. Служить Богу в Церкви, которую ненавидишь, невозможно. Нужно просто это оформить лишением сана и отлучением от Церкви – ведь он сам этого хочет, это его желание, и оно, надеюсь, будет удовлетворено.

Иеромонах Вячеслав (Максименко), клирик Каменской епархии Украинской Православной Церкви:

В Украинской Православной Церкви многие рассматривают деятельность Кураева как помощь нашим гонителям. Ещё при Порошенко на допросах верных нашей Церкви следователи ссылались на Кураева и говорили: "Вы тут топите за единство Церкви, а Церковь ваша в лице её авторитетного богослова Кураева вас сдала и предала".

Кураев теперь выгоняет из Русской Церкви тех, кого он ранее в неё привёл. То есть перед нами новая версия старого Иуды – бывший апостол, ставший богоубийцей. А вражда на Церковь Христову – это и есть богоубийство.

Добавить нечего. Сравнение с Иудой жёсткое, но, к сожалению, очень точное. И всё равно у протодиакона Андрея Кураева ещё есть возможность покаяться. Воспользуется ли он ей? Маловероятно. Но если это чудо случится, уверен, многие православные люди искренне этому возрадуются. Ну а пока Кураев не отлучён от Церкви, о его вразумлении стоит молиться.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


05.01.2021 15:30

29 декабря 2020 года Епархиальным церковным судом г. Москвы принято решение о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Текст решения публикуется ниже.

Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020

Изучив поступившие документы, суд

УСТАНОВИЛ

Процитированное высказывание, представленное как, будто бы, частное впечатление («В моей памяти… останется»), очевидно направлено на формирование у читателей «живого журнала» отрицательного образа почившего протоиерея Александра Агейкина и, поскольку не имеет под собой оснований, может быть охарактеризовано не только как оскорбительное, но и как клеветническое высказывание. То, что данный текст был опубликован спустя несколько часов после кончины протоиерея Александра Агейкина, без внимания к чувствам скорбящих жены и детей, характеризует деяние протод. А. Кураева не только как безнравственное, но и как особенно циничное.

26 января 2020 года на имя Святейшего Патриарха Кирилла поступило обращение (копия прилагается) епископа Валуйского и Алексеевского Саввы, в котором он сообщает о «пасквиле в его адрес» со стороны протод. А. Кураева. А именно:

На официальном сайте Валуйской епархии:

"Если мы не хотим быть противниками Бога, нам следует приклонить свои выи не перед богом — абстракцией, выдуманным нашим высокоумием, а перед Богом в лице конкретного архиерея, в руках которого власть вязать и решить нашу вечную участь"

Это голос шестерки (местного Чаплина).

А вот самомнение епископа:

"Храм, по свидетельству святителя Афанасия Великого, в этот миг уподобляется пещере, жертвенник – яслям, Господь – архиерею."

То есть не епископ уподобляется Христу, а наоборот. Не менее натянуты и кощунственны и дальнейшие уподобления.

"Храм уподобляется пещере, жертвенник – яслям, Господь – архиерею, священники – Иосифу и ангелам, клирики – волхвам, диаконы – пастухам, престол – Пресвятой Богородице, чаша – грудь Приснодевы, питающей Богомладенца, архиерейская мантия – воплощению, рипиды – Херувимам, дискос – Духу Святому, покровцы и воздух – Богу Отцу".

Никакого такого "свидетельства" у св. Афанасия нет.

А уж за совет увидеть в чаше грудь Марии можно сразу отправлять к психиатру.

Два вопроса к патриархии:

1. Что еще должен брякнуть ваш ставленник, чтобы даже вы признали его напыщенным дураком?

2. Что вы собираетесь делать с вашими придурками?

. Хотя, кого я спрашиваю? Вот владыка моспатриархии с лейблом "Бог" на нем самом: [далее следует фотография Святейшего Патриарха в облачении, в узоры которого вплетено слово «Бгъ»]

… Вот он - белгородско-валуйский боженька в "воплощенной" мантии: [далее следует фотография епископа Валуйского Саввы]

Из публикации протод. А. Кураева от 8 января 2020 года следует, что он адресует епископу Валуйскому Савве следующие характеристики: «напыщенный дурак», «придурок», а также обвиняет его в кощунстве.

Сопоставление текста (см. табл. 1) из Рождественского послания епископа Валуйского Саввы и цитаты из книги митрополита Иерофея (Влахоса) выявляет, что епископ Савва использовал парафраз из текста митрополита Иерофея. Несмотря на то, что текст епископа Саввы несколько изменяет смысл текста митрополита Иерофея, текст епископа Саввы кощунства в себе не содержит. Таким образом высказывания протод. А. Кураева в адрес епископа Валуйского Саввы могут рассматриваться как оскорбительные и клеветнические.

Епископ Валуйский Савва
Храм, по свидетельству святителя Афанасия Великого, в этот миг уподобляется пещере, жертвенник — яслям, Господь — архиерею, священники — Иосифу и ангелам, клирики — волхвам, диаконы — пастухам, престол — Пресвятой Богородице, чаша — грудь Приснодевы, питающей Богомладенца, архиерейская мантия — воплощению, рипиды — Херувимам, дискос — Духу Святому, покровцы и воздух — Богу Отцу, все и вся покрывающему своей силой и мощью.
Митрополит Иерофей (Влахос)
Пещера, в которой родился Христос — есть образ Церкви. Св. Афанасий Великий образно говорит: «Лачуга, где родила Пресвятая Дева, восприняла образ Церкви, в которой жертвенником являются ясли; священником — Иосиф; клириками — волхвы; диаконами — пастухи; священниками — Ангелы; архиереем — Господь; престолом — Дева Мария; чашей — груди Приснодевы; мантией — воплощение; рипидами — Херувимы; дискосом — Святой Дух; покровцом — Бог Отец, все и вся покрывающий Своей силой и мощью».

Кроме того, при рассмотрении публикаций и высказываний протод. А. Кураева в его «живом журнале» и в средствах массовой информации были выявлены следующие цитаты, носящие характер церковного правонарушения:

1. Хула на Церковь:

2. Обвинение Патриарха и Священного Синода в расколе Православной Церкви:

3. Неоднократные утверждения, не подкрепленные неопровержимыми фактами, о принадлежности живых или почивших архиереев к числу мужеложников:

4. Употребление бранной лексики в адрес архиепископа Запорожского Луки: «Лука Мудищев-Запорожский» (неоднократно)

Рассматривая изложенные факты, епархиальный церковный суд города Москвы отметил, что 16 ноября 2015 года дисциплинарная комиссия при епархиальном совете города Москвы рассматривала обращение клириков и мирян Новосибирской епархии с жалобой на «оскорбительные, порочащие, клеветнические и бранные выражения» в адрес митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, содержащиеся в публикациях протодиакона Андрея Кураева в его «живом журнале». На заседание комиссии был вызван протодиакон Андрей Кураев. Присутствовал епархиальный духовник города Москвы протоиерей Георгий Бреев. В ходе заседания протоиерей Георгий Бреев и члены епархиальной дисциплинарной комиссии обратили внимание протодиакона Андрея Кураева на недопустимый характер его публикаций и призвали к исправлению. В частности, протоиереем Георгием Бреевым были сказаны следующие слова: «Мне приходилось много слышать о твоих отрицательных высказываниях в адрес Патриарха, получается, если ты критикуешь Святейшего, то осуждать митрополита тем более дозволено. Интернет он ведь и сложный, и скользкий, наговорить можно много и не нести никакой ответственности, но мы знаем слова Спасителя дать ответ даже за каждое праздное слово, а если это слово соблазна для немощных людей, и оно идет по всей России, мы понимаем, какая ответственность на тебе. Для верующего человека очень болезненно, что они слышат о Священноначалии, ведь мы же должны понимать, что в Церкви иерархия и народ едины. Зачем ты все это говоришь? Тем более у тебя опыт большой, миссионерский опыт, ты все это понимаешь. И понимаешь, как легко туда соскользнуть. Интернет это как две соседки, обливающие друг друга грязью. Поэтому здесь не только должно быть осмотрительным, но и чувство большой ответственности иметь. Тебе ведь, сколько дано, в 90-х годах мы смотрели на тебя, как на эталон. Ты так образован, и мудрое слово мог сказать в защиту веры, а сейчас твое поведение какое-то недоумение. Тебе надо отказаться от этой линии. ». И далее: «Если между нами остались хоть какие-нибудь духовные связи, я тебе тоже говорю, как Господь наш сказал: иди и больше не греши, и я тебя прощаю. Чтобы и мы не скорбели за тебя, и у нас на сердце было легко. Скажи Господу: дай мне, Господи, идти к Тебе должными путями. А слово, как самый величайший дар, неизмеримо сильно, никакой металл, никакие энергии несравнимы по силе с действием слова, и вот здесь мы должны всегда просить Господа, чтобы Он дал нам хоть малую искорку искренности, чистоты, праведности, чтобы никого не оттолкнуть, никого не обидеть. Вот это слово надо с достоинством пронести через всю жизнь. А так в простоте сердца сказать: Господи, прости меня! Братия, не осудите меня! А я буду исправляться!»

Протокол заседания комиссии позволяет констатировать, что в ответ на обличения и указания на конкретные высказывания, носящие недопустимый характер, протодиакон Андрей Кураев нередко либо уходит от прямого ответа, либо вовсе не отвечает. Например:

— Скажите, Вы признаете, что оскорбили владыку Тихона своими высказываниями? — спросил отца протодиакона протоиерей Анатолий Алефиров.

— У меня не было намерения его оскорбить, — отвечал Кураев.

— Намерения не было, но по факту Вы оскорбили или нет? Просто по-человечески Вы не считаете ваши высказывания оскорбительными? — вновь прозвучал вопрос.

— Еще раз хочу сказать, что намерения оскорбить у меня не было, но если владыка Тихон считает, что я его оскорбил и его это задевает, я принимаю это как факт, — был ответ Кураева.

— Вы цепляетесь к словам Патриарха, к его проповедям. Пеняете на то, что в письменной расшифровке это не всегда соответствует тому, что говорилось Святейшим вслух. Зачем Вы это делаете? Не стыдно вам? — вновь спросили Кураева.

Ответа не последовало.

Будучи вызван повесткой на заседание епархиального церковного суда, назначенное на 26 ноября с.г., протодиакон Андрей Кураев направил 21 ноября 2020 года письмо в адрес председателя епархиального церковного суда, в котором сообщил свое мнение о несовершенстве «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви», признав, при этом, что «Церковный суд при Епархиальном совете г. Москвы не нарушил "Положение о церковном суде Русской Православной Церкви"». В этом письме также содержаться следующие слова: «Исходя из желания помочь совершенствованию церковного судопроизводства, сообщаю Вашему Высокопреподобию, что в этих условиях я не считаю возможным в назначенную дату предстать пред судом».

На следующий вызов в суд, назначенный на 16 декабря, протодиакон Андрей Кураев сообщил, что на заседание суда не придет, пока ему не будет сообщен «полный список обвинений».

На заседание суда, назначенное на 18 декабря, протодиакон Андрей Кураев не прибыл, сообщив, что находится в Абхазии.

Суд

РЕШИЛ

2. Констатировать, что протодиакон Андрей Кураев на протяжении ряда лет публиковал в своем «живом журнале» сведения клеветнического характера в отношении других священнослужителей, оскорбительные (в том числе бранные) высказывания в адрес других священнослужителей, а также высказывания, содержащие хулу на Церковь. В частности, в отношении Церкви им были употреблены следующие выражения:

  • «якобы христианская церковь Моспатриархата»;
  • «старая заслуженная блядь, блудившая со всеми царями земли, но отчего то рекламирующая себя как невесту Христову».

3. Также констатировать, что на протяжении второй половины 2018 года протодиакон Андрей Кураев неоднократно клеветнически обвинял Русскую Православную Церковь в организации раскола и уподоблял ее каноническое положение расколу.

5. Констатировать систематический и многолетний характер клеветнической деятельности протодиакона Андрея Кураева. Констатировать, что протодиакон Андрей Кураев не прекратил эту деятельность после увещеваний духовника и членов дисциплинарной комиссии.

6. Признать, что безнравственное и циничное высказывание заштатного клирика города Москвы протодиакона Андрея Кураева в отношении трагически почившего священника вместе с совокупностью его предыдущих публичных клеветнических и оскорбительных высказываний в адрес священнослужителей, а также хульных высказываний в отношении Церкви, характеризуют его духовное и нравственное состояние как несовместимое со священным саном. Перечисленные деяния протодиакона Андрея Кураева подпадают, в частности, под действие канонических правил: Ап. 55 и 56.

7. Констатировать, что протодиакон Андрей Кураев, будучи трижды вызван повесткой в епархиальный церковный суд в соответствие со статьями 11, 12 и 40.4 Положения о церковном суде, не явился в церковный суд, признав, при этом, в ответ на первый вызов, что установленная процедура вызова его в церковный суд была соблюдена. Констатировать, что в ответ на последующие вызовы протодиакон Андрей Кураев сообщил, что в суд он не придет, в связи с чем, в соответствии со статьей 40.4 Положения о церковном суде, церковный суд рассмотрел дело в отсутствии протодиакона Андрея Кураева.

8. В связи с изложенным выше признать протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Представить это заключение на усмотрение епархиального архиерея Московской епархии — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Решение Епархиального суда г. Москвы вступает в законную силу с момента его утверждения епархиальным архиереем Московской епархии — Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Положение о церковном суде Русской Православной Церкви, ст. 47, пп. 3,4).

Решение Епархиального суда г. Москвы может быть обжаловано в Общецерковном суде второй инстанции (Положение о церковном суде Русской Православной Церкви, статьи 51, 53).

Председатель Епархиального суда г. Москвы протоиерей Михаил Рязанцев

Заместитель председателя Епархиального суда г. Москвы протоиерей Владислав Цыпин

Члены Епархиального суда г. Москвы протоиерей Александр Дасаев, протоиерей Владимир Чувикин

Секретарь Епархиального суда г. Москвы протоиерей Александр Миронов

Церковный суд состоялся: бывший известный церковный миссионер протодиакон Андрей Кураев, в последние годы ославившийся как главный околоцерковный сплетник, приговорён к лишению сана. Но дойдёт ли дело до отлучения от Церкви?

Едва ли арест отлучённого от Церкви гражданина Романова Н. В. (бывшего схиигумена Сергия) в захваченном им и его адептами Среднеуральском женском монастыре и заседание епархиального суда города Москвы по делу уже практически бывшего протодиакона Андрея Кураева намеренно совпали по времени. Но определённая промыслительность в этом не просто видна, а очевидна. Притом что два этих "религиозных типа", Романов и Кураев, на первый взгляд весьма различны.

От Романова до Кураева: расплата за гордыню

Казалось бы, напускная простота уральского уголовника-рецидивиста, по какому-то недоразумению облачённого в рясу, резко контрастирует с образом бывшего профессора Московской духовной академии. Но что всегда объединяло Романова и Кураева, так это болезненная форма гордыни, подлинная фанаберия, нежелание считаться не только со своим непосредственным руководством, правящими архиереями, но и вообще с Церковью. Вплоть до откровенной хулы на неё. Позиция: если моё мнение противоречит церковному, то тем хуже для. Церкви.

Напомню, Романов был извержен из сана (в который, к слову, рукоположен вопреки церковным канонам, будучи "отмотавшим срок" убийцей) ещё в июле 2020-го. Не подчинившийся церковному суду и продолживший свою раскольническую деятельность, спустя несколько месяцев мятежный экс-схиигумен был вовсе отлучён от Церкви. И вот по тем же граблям шагает протодиакон Андрей Кураев, приговорённый к лишению сана на заседании московского городского епархиального суда 29 декабря 2020 года:

К слову, ни на одно из судебных заседаний, а нынешнее было уже четвёртым, протодиакон Андрей Кураев не явился. А потому на этот раз церковный суд счёл обоснованным рассмотреть дело в заочном порядке. Как говорится в судебном постановлении, "решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г. Москвы – Патриархом Московским и всея Руси, а до этого в установленный срок может быть обжаловано". Замечу, этот срок недолгий, в течение ближайших пяти дней всё должно окончательно решиться.

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

Протодиакон Андрей Кураев на премьере скандального фильма режиссёра Алексея Учителя "Матильда". Фото: Андрей Любимов / АГН "Москва"

Как и в случае с Романовым, в отношении которого идеально подходит русская пословица "Сколько верёвочке ни виться, всё равно конец будет", относительно Кураева священноначалие проявляло долготерпение и надежду на покаяние. Несмотря на то что он уже давно превратил свои интернет-блоги и странички в социальных сетях в подобие советских изданий в духе журнала "Безбожник у станка", собирая слухи и сплетни о Русской Церкви, её священноначалии, наиболее известных пастырях и мирянах, тиражируя их на потеху антицерковно настроенной публике.

В кураевских публичных заявлениях доставалось и Патриарху, и только что ушедшим в мир иной клирикам (именно за оскорбление светлой памяти протоиерея Александра Агейкина, одной из первых жертв COVID-19, уже практически бывший протодиакон и был запрещён в служении ещё весной). Не говоря уже о светских политиках Государства Российского. Что особенно лицемерно контрастирует с относительно недавними его же заявлениями. Так, в "нулевые" отец Андрей весьма резко высказывался об украинских "самостийниках", в последние же годы, напротив, поддерживал их, выступая в числе прочего и против воссоединения Крыма с Россией, и в поддержку "украинской автокефалии".

Автору этих строк неоднократно доводилось общаться с отцом Андреем ещё в годы, когда он был профессором ряда церковных и светских вузов, одним из самых активных православных публицистов и просветителей, чьи книги привели в Церковь немало представителей гуманитарной интеллигенции. Правда, в личном общении Кураева всегда отличало иронично-снисходительное отношение к собеседникам, в том числе облечённым куда более высоким церковным саном. Хамские шуточки отца Андрея многие пытались оправдать его "юродством", но это "юродство" было очевидно не Христа ради. А в последнее время стало откровенно антицерковным.

Превращение "Савла в Павла"

Так, в относительно недавней беседе с Царьградом известный православный публицист, настоятель Михаило-Архангельского монастыря Александровской епархии Русской Православной Церкви игумен Афанасий (Селичев) подчеркнул одну очень важную вещь. Фактическое "антипреображение", превращение "Павла в Савла", произошедшее в лице уже практически бывшего протодиакона:

Не знаю, какой кризис пережил протодиакон Андрей Кураев, но сегодня это уже совсем другой человек. Своими руками уничтоживший всё, что он сделал для Церкви Христовой. Его последние (в течение уже десятка лет), говоря языком протопопа Аввакума, лаяния на Патриарха и священноначалие перешли всяческие границы как светской культуры, так и церковных канонов. Порой мне кажется, что он давно потерял свою веру и только и ждёт, когда его попросят на выход. Да то и только для того, чтобы обвинить Патриархию ещё и в гонениях на "правдоискателя".

Правда, отец Афанасий отметил это ещё до поистине жуткой кураевской тирады в адрес самой Русской Православной Церкви. Слов, произнесённых им публично в "Живом журнале" 16 августа 2020 года. И если раньше он позволял себе "лаять" на Патриарха и священноначалие, то на этот раз похулил ту Церковь, в которой принял Святое Крещение и священный сан. Церкви, которой Кураев обязан своим именем в куда большей степени, чем alma mater – кафедре "научного атеизма".

Человеку верующему больно не только цитировать, но даже читать эти слова. Но поскольку важно понять, почему в этой истории поставлено многоточие (впереди, вполне возможно, и отлучение от Церкви, а возможно, хотя и маловероятно, покаяние, а потому о точке говорить рано), кощунственное изречение гражданина Кураева стоит привести полностью. Хотя и с отточиями (и с сохранением орфографии оригинала):

Это старая заслуженная ***, блудившая со всеми царями земли, но отчего то рекламирующая себя как невесту Христову.

Да-да, это о нашей Церкви. Резонно отреагировать предельно патетично или даже найти этого подонка и поступить так, как, согласно церковному преданию, ответил Святитель Никола Чудотворец ересиарху Арию: просто-напросто врезав ему по горделивой и самонадеянной физиономии. Но признаться, лично у меня такие слова просто вызвали шок. И для многих этот шок продолжался несколько месяцев, пока производство церковного суда по делу протодиакона Андрея Кураева не завершилось (как промежуточный этап) решением об извержении его из сана (повторюсь, в ближайшие дни это решение должен утвердить Патриарх).

Ещё весной 2020 года мы писали, насколько этот персонаж похож на Гришку Отрепьева, попа-расстригу Гапона или других предателей Церкви и веры, включая евангельского Иуду. Теперь в этом нет никакого смысла. Да, у уже практически бывшего протодиакона Андрея Кураева ещё есть возможность покаяться. Судя по его последним словам и действиям, включая неоднократные отказы явиться на церковные заседания, это маловероятно. Но, повторюсь, если чудо случится, многие православные люди искренне этому возрадуются. Ну а пока Кураев не отлучён от Церкви, о его вразумлении стоит молиться.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Андрей Кураев

Протодиакон Андрей Кураев решением Епархиального церковного суда Москвы признан подлежащим «извержению из сана». Решение суд вынес заочно — Кураев не явился на заседание, попросив перенести заседание на январь, поскольку «в предновогодние дни Москва намертво стоит в пробках, а на метро приехать опасно из-за пандемии».

Андрей Кураев

В посте от 21 апреля в своем блоге в ЖЖ Кураев написал: «Первая смерть среди московских клириков. В больнице в Лапино умер протоиерей Александр Агейкин, настоятель Елоховского кафедрального собора. В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса».

В словах Кураева суд увидел признаки «хулы на Церковь». Суд пришел к выводу, что Кураев «не изменил характера своих действий после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии еще в 2015 году».

Решение об извержении Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем патриархом Московским и всея Руси Кириллом. До этого оно может быть обжаловано.

Еще в конце апреля патриарх Кирилл издал указ о запрете Кураева в священнослужении в связи с высказываниями в адрес Агейкина. В указе патриарха поведение Кураева было названо «безнравственным» и «особенно циничным».

Фото: Shutterstock

Инфляция по всему миру выходит из-под контроля. К чему это приведет

Очень плохой прогноз: как дефицит импортных метеоприборов бьет по бизнесу

Фото: Marco Prosch / Getty Images

Обруч, корсет, упражнения на пресс: помогают ли они уменьшить талию

Капитализм участия. Глобальная экономика, которая работает на прогресс, людей и планету

Фото: Shutterstock

Как новому руководителю стать своим: четыре правила и десять табу

Фото: Mark Kolbe / Getty Images

Как искать информацию о здоровье в интернете и не навредить себе

Короткая тренировка для офиса. Расслабляем шею и грудной отдел

Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Как технологический сектор Китая потерял $2 трлн капитализации

Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев

Реагируя на решение суда, Кураев опубликовал пост в ЖЖ. В нем он изложил текст письма, отправленного, по его словам, секретарю суда на электронную почту. Как написал протодиакон, он в течение 40 дней просил ознакомить его с обвинениями, на основании которых он был привлечен к церковному суду. «Ссылку на то, что они «изложены в указе патриарха», я принять не могу, так как в том указе обретается нераскрытая формула «предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя», — отметил он.

По словам Кураева, не зная ни того, какие именно деяния станут предметом судебного рассмотрения, ни того, нарушением каких именно норм церковного права считает их сторона обвинения, он не мог подготовиться ни к покаянию, ни к защите.

В беседе с РБК Кураев заявил, что «самую большую хулу на церковь возносит ее руководство, которое отождествляет себя с церковью». «Я никогда не говорил, что православная церковь такая-сякая, хульные слова в адрес церкви я не произносил. При этом я высказывал свое несогласие с теми или иными действиями патриарха Кирилла и митрополита (Волоколамского) Илариона», — пояснил он.

Протодиакон отметил, что в этой ситуации важно обратить внимание на то, что даже после того, как состоялся суд, руководство РПЦ не приводит его конкретные слова и поступки, в которых можно было бы разглядеть, как именно он хулил и клеветал на церковь. «Это же ничего не сказано, верьте нам на слово. Это означает, что это трусы — люди, которые боятся открытого разговора, дискуссии. Поэтому, думаю, они обрадовались, что я не пошел на суд», — считает Кураев.

Андрей Кураев — автор ряда трудов по православному богословию и религиозной философии. Он является одним из самых известных клириков в соцсетях и СМИ, ведет блог в «Живом журнале». Позиция Кураева зачастую расходится с официальной позицией РПЦ. В 2012 году он выступал в защиту группы Pussy Riot, участники которой были осуждены за танец в храме Христа Спасителя. В 2013 году, после увольнения из Московской духовной академии, он написал текст под заголовком «Торжество голубого лобби?» и посвятил серию публикаций проблеме гомосексуализма и педофилии в РПЦ. В своих выступлениях он нередко критиковал руководство РПЦ. Например, называл «постыдной» позицию патриарха по фильму «Матильда» режиссера Алексея Учителя.

Андрей Кураев

Патриарх Кирилл утвердил решение Епархиального суда Москвы, лишающее сана протодиакона Андрея Кураева. Об этом сообщает пресс-служба Московской городской епархии.

По церковному закону Кураев лишится сана после издания указа об извержении. Однако резолюция патриарха хоть и поддерживает решение суда, но вводит мораторий на издание документа.

«На издание указа вводится мораторий на время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь Церкви, который был избран им в свое время», — сообщили в Московской епархии.

Андрей Кураев

В конце декабря прошлого года московский Епархиальный суд решил, что Кураев подлежит извержению из сана. Поводом стал пост протодиакона в «ЖЖ» от апреля 2020-го, в котором он назвал умершего от коронавируса настоятеля Елоховского кафедрального собора Александра Агейкина «тупым карьеристом, сделавшим карьеру в сфере вип-сервиса».

Как отличить конфликтного кандидата на интервью: 7 признаков

Что надо учесть компании, создавая корпоративный суперапп для сотрудников

Налоговые споры: на что обратить внимание прямо сейчас

Фото: Hannelore Foerster / Getty Images

Сможет ли еврозона сохранить единство перед лицом кризиса — The Economist

Фото: Shutterstock

Энергокризис поднял цены на уголь. Как на этом заработать

Амбиции падают: CFO готовы менять работу даже без повышения оклада

Эффект теломер. Революционный подход к более молодой, здоровой и долгой жизни

Фото: Markus Spiske / Unsplash

На базары не вернемся: как трансформируется розница в текущем кризисе

Еще тогда Кураеву запретили в священнослужении, а патриарх Кирилл назвал его слова «безнравственными» и «особенно циничными». Суд усмотрел в этих высказываниях «хулу на церковь» и постановил лишить его сана.

Сам Кураев утверждал, что ему не дали ознакомиться с сутью выдвинутых обвинений и полноценно защищаться. В беседе с РБК священнослужитель говорил, что «самую большую хулу на церковь возносит ее руководство, которое отождествляет себя с церковью».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: