Суд или судья освободить гражданина от уплаты государственной пошлины а не может б может

Обновлено: 27.03.2024

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 6 000 рублей;

4) при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 600 рублей;

6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 4 500 рублей;

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 4 500 рублей;

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 2 000 рублей;

8) при подаче заявления по делам особого производства - 300 рублей;

9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

10) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 2 250 рублей;

12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 300 рублей;

13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 2 250 рублей;

14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 6 000 рублей;

16) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении - 300 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.

Государственная пошлина - это плата юридически заинтересованного лица за совершение правосудия по его заявлению или за отдельное действие (например выдачу копий судебных документов). Все вопросы, связанные со взиманием государственной пошлины, являются предметом регулирования налогового законодательства РФ.

Существуют следующие виды государственной пошлины:

- простая, взимаемая в твердых, заранее установленных ставках в рублях;

- пропорциональная, ее ставки определяются в процентах от цены иска;

- комбинированная, когда сочетаются простая и пропорциональная пошлина. Размер госпошлины тем больше, чем больше цена иска; при подаче кассационных жалоб он составляет половину от суммы, уплачиваемой при подаче иска, и т.д.

Размер государственной пошлины может быть уменьшен судом (мировым судьей) как для физического, так и для юридического лица. По их ходатайству им может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины на срок до одного года.

Учитывая имущественное положение гражданина, суд (мировой судья) может освободить его от уплаты пошлины.

Уплаченная государственная пошлина может быть возвращена (частично или полностью) в случае:

- уплаты в большем размере, чем это предусмотрено законом;

- возвращения судом заявления, жалобы или иного обращения;

- отказа в принятии судом заявления, жалобы или иного обращения;

- отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;

Примечание. Невозвращенная сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска (если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения, а к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате).

- прекращения производства по делу;

- оставления заявления без рассмотрения судом;

Примечание. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

- отказа плательщика пошлины от совершения юридически значимого действия до обращения в соответствующий уполномоченный орган (к должностному лицу);

- отказа в выдаче паспорта гражданина РФ, проездного документа беженца.

Не возвращается государственная пошлина, уплаченная за:

- государственную регистрацию заключения брака;

- государственную регистрацию перемены имени;

- внесение исправлений (изменений) в записи актов гражданского состояния.

- государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним (в случае отказа в регистрации).

Примечание. При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании заявлений сторон договора им возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

Возврат госпошлины производится по заявлению плательщика, поданному (в течение трех лет со дня уплаты) в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Необходимые документы

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются :

- решения, определения и справки судов (соответствующих органов, должностных лиц) об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата;

- акты налоговых проверок организаций и должностных лиц (в соответствующих случаях);

- платежные поручения или квитанции, подтверждающие уплату пошлины.

Примечание. Если пошлина возвращается полностью - с подлинной отметкой банка, если частично - копии.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии - присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека - семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.

Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Барсегян А. Г., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Обухова Н. В., Прибыткова М. В., Рижская М. П., Родюшкин С. П., Трошина Т. А.

ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека

ВС РФ - Верховный Суд РФ

Вуз - Организация высшего образования

ГВЭ - Государственный выпускной экзамен

ГД - Государственная Дума

ГИА - Государственная итоговая аттестация

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГК - Гражданский кодекс

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс

ГЭК - Государственная экзаменационная комиссия

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ - Единый государственный экзамен

ЕДВ - Ежемесячная денежная выплата

ЖК - Жилищный кодекс

ЖСК - Жилищно-строительный кооператив

ЗК - Земельный кодекс

ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии

КАС - Кодекс административного судопроизводства

КИМ - Контрольные измерительные материалы - комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА

КС РФ - Конституционный Суд РФ

МВД - Министерство внутренних дел

МРОТ - Минимальный размер оплаты труда

МСЭ - Медико-социальная экспертиза

НДФЛ - Налог на доходы физических лиц

НК - Налоговый кодекс

ОГЭ - Основной государственный экзамен

ОСАГО - Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарии к ст. 105 АПК РФ

Перечень льгот по оплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд по сравнению с судом общей юрисдикции невелик. Это вполне объяснимо, поскольку экономический характер споров существенным образом отличается от общегражданского оборота, предполагает иной субъектный состав участников.

В соответствии со ст. 333.37 НК от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождены:

- прокуроры, государственные органы и органы местного самоуправления, если они обращаются с требованиями в защиту государственных или общественных интересов, то есть в защиту интересов других лиц;

- истцы по требованиям, предъявляемым в интересах ребенка;

- общественные организации инвалидов, выступающие в качестве как истцов, так и ответчиков по делу;

- истцы, являющиеся инвалидами первой и второй групп.

Чаще всего указанными льготами пользуются прокуроры, призванные оберегать государственные интересы от засилья частных интересов. Прокуроры инициируют судебное разбирательство, выступая так называемыми процессуальными истцами, не подменяющими собой сторону в судебном процессе.

Государственные органы и органы местного самоуправления обращаются в защиту государственных или общественных интересов гораздо реже. Выступая от своего имени, обращая внимание на специфику своих функций, они пытаются убедить арбитражный суд в том, что любое их обращение осуществляется в защиту интересов государства и общества, что далеко не всегда соответствует действительности. Под защитой государственных и общественных интересов законодатель понимает исключительно обращения в пользу иных лиц, а не своих собственных.

Если имеются достаточные основания для освобождения указанных категорий лиц от оплаты государственной пошлины, то процессуальные льготы действуют во всех судебных инстанциях .

См.: п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. N 117.

Права и законные интересы ребенка являются объектом защиты чаще всего в судах общей юрисдикции. Однако с передачей в исключительную компетенцию арбитражных судов корпоративных споров возникли основания для рассмотрения смежных с ними правовых вопросов, включая те, что затрагивают имущественные права и интересы несовершеннолетних детей.

Инвалиды нетрудоспособных групп в качестве истцов, а общественные организации инвалидов - в качестве истцов и ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины только при наличии дополнительного условия в виде цены иска, не превышающего сумму в один миллион рублей. В противном случае они частично освобождаются от уплаты государственной пошлины, которая определяется из цены иска в указанном размере, и оплачивают государственную пошлину в оставшейся части по правилам, изложенным в подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК.

Следует помнить о том, что освобождение в силу закона от оплаты государственной пошлины вовсе не равнозначно освобождению от судебных издержек, имеющих иное, по сравнению с оплатой государственной пошлины, функциональное назначение.

Не является льготой особый порядок решения вопроса об оплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, который связан с уменьшением размера ее оплаты сообразно имущественному положению заявителя, а также с предоставлением отсрочки и рассрочки.

Возможность уменьшения арбитражным судом размера государственной пошлины предусмотрена п. 2 ст. 333.22 НК. Отсрочка и рассрочка в оплате государственной пошлины осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК.

Чаще всего заинтересованные лица, являющиеся участниками экономических отношений, обращаются с ходатайством о предоставлении отсрочки в оплате государственной пошлины, поскольку ее обоснование намного проще, чем обоснование уменьшения размера государственной пошлины либо предоставления рассрочки. Уменьшение размера государственной пошлины традиционно связывается с обращением в арбитражный суд по так называемому праву бедности.

Для предоставления отсрочки заявителю необходимо обратиться к арбитражному суду с ходатайством в виде заявления. Подобное ходатайство может содержаться и в иске (заявлении, жалобе). Форма его подачи правового значения не имеет. Важен набор документов, которые должны быть приложены к ходатайству. Он определен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине", которое сохраняет актуальность в части, не противоречащей более позднему законодательству о налогах и сборах.

В частности, заинтересованное лицо представляет в арбитражный суд справку налогового органа, в которой содержатся сведения обо всех его банковских счетах, где бы они ни находились.

Вместе со справкой налогового органа заявитель должен представить в арбитражный суд банковские выписки об остатках денежных средств по каждому счету.

Для большей убедительности заявитель иногда предоставляет сведения о наличии картотеки неисполненных обязательств по банковским счетам, но это уже излишняя информация.

Заявитель не обязан представлять документальное подтверждение остатка денежных средств в кассе предприятия либо индивидуального предпринимателя, сведения об отсутствии ликвидного имущества, которое можно было бы продать в целях оплаты государственной пошлины. Он не обязан представлять объяснения даже по поводу перечисления денежных средств накануне оформления банковской справки об их остатках.

От уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции освобождены:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;

2) истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

3) истцы - по искам о взыскании алиментов;

4) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

5) истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

6) организации и физические лица - за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

7) стороны - при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

8) организации и физические лица - при подаче в суд:

- заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

- административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

- частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

9) истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

10) граждане - при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы - при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) граждане при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

14) истцы - при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

15) административные истцы - по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

16) истцы - по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

17) авторы результата интеллектуальной деятельности - по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

18) истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы;

19) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

20) истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

21) истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Условия предоставления льгот по уплате государственной пошлины

При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, перечисленные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 миллион рублей.

.Лица, имеющие льготы по уплате государственной пошлины, должны приложить документ, подтверждающий обстоятельство, с которым закон связывает такое право, к обращению в суд (статья 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 126 Кодекса административного судопроизводства).

Этими документами могут быть, например, копия справки об инвалидности, копия пенсионного удостоверения и т.д. в зависимости от категории льготников.

Каков порядок взыскания госпошлины с проигравшего ответчика в гражданском процессе?

Если истец при обращении в суд уплатил госпошлину, то требования о возмещении ответчиком понесенных расходов могут быть включены в исковое заявление, поданы в качестве уточнения к иску при рассмотрении дела или предъявлены после вынесения решения судом. Размер возмещения зависит, как правило, от размера удовлетворенных судом требований.

Под государственной пошлиной (далее - госпошлина) понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц установленных юридически значимых действий. В частности, госпошлина может взиматься при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям (п. 1 ст. 333.16, п. 1 ст. 333.17, ст. ст. 333.19, 333.20 НК РФ).

Госпошлина, уплаченная истцом при обращении в суд, является частью судебных расходов, обязанности по несению которых распределяются между сторонами по определенным правилам, с учетом в том числе результата рассмотрения гражданского дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ; п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1).

Основные правила распределения между сторонами расходов по оплате государственной пошлины

По общему правилу в гражданском процессе судебные расходы подлежат возмещению лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу. Исходя из этого при удовлетворении заявленного истцом требования в полном объеме сумма уплаченной им госпошлины взыскивается с ответчика в полном объеме.

Если же иск удовлетворен частично, то госпошлина взыскивается с ответчика в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований (ч. 1 ст. 98 ГПК РФ; п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1).

Изложенные правила относятся также к распределению расходов на оплату госпошлины, понесенных истцом в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (ч. 2 ст. 98 ГПК РФ).э

При пропорциональном распределении госпошлины суд исходит из размера требований, поддерживаемых истцом на момент принятия решения по делу (п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №

Вместе с тем правило о пропорциональном распределении госпошлины не подлежит применению при разрешении следующих споров (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1):

• иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда);

• иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения);

• требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, получением кредитором необоснованной выгоды.

В указанных случаях госпошлина также взыскивается в полном объеме (апелляционные определения Московского городского суда от 10.11.2020 по делу № 2-359/2019, от 30.08.2019 по делу № 33-32338/2019).

Если истец был освобожден от уплаты госпошлины, то она взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет, а не в пользу истца (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ; апелляционное определение Московского городского суда от 28.10.2020 по делу № 33-412937/2020).

Если истец освобожден от уплаты госпошлины частично, то госпошлина взыскивается с ответчика частично в пользу истца, а частично в доход бюджета (ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ; апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2020 № 33-414538/2020).

Если проигравший ответчик освобожден от уплаты госпошлины, то она не может быть взыскана ни в пользу истца, ни в доход бюджета (апелляционные определения Московского городского суда по делу № 2-6178/2020, от 16.11.2020 по делу № 2-1741/2019).

Уплаченная истцом госпошлина взыскивается с ответчика в случае отказа истца от заявленных требований ввиду их добровольного удовлетворения ответчиком после предъявления иска. Госпошлина подлежит взысканию с ответчика также, если ответчик добровольно удовлетворил исковые требования после обращения истца в суд и суд принял решение по такому делу (ч. 1 ст. 101 ГПК РФ; п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1).

При предъявлении иска к нескольким ответчикам распределение судебных расходов, в том числе госпошлины, производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (ст. 40 ГПК РФ; п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1).

Если ответчики являются солидарными должниками, судебные расходы, в том числе госпошлина, возмещаются ими в солидарном порядке (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 от 21.01.2016 № 1).

Порядок взыскания государственной пошлины с ответчика

По общему правилу вопрос взыскания госпошлины против проигравшего ответчика разрешается в самом судебном решении, принятом судом по результатам рассмотрения спора. В связи с этим требование о взыскании госпошлины с ответчика, как правило, заявляется на стадии предъявления искового заявления (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ).

Если требование о взыскании госпошлины не было заявлено в момент предъявления искового заявления, то о нем можно заявить в ходе рассмотрения дела путем уточнения исковых требований (ч. 1 ст. 39 ГПК РФ).

В случае увеличения размера исковых требований необходимо произвести доплату госпошлины и заявить требование о взыскании госпошлины в измененном размере одновременно с уточнением иска (ч. 2 ст. 92 ГПК РФ).

Суд также может разрешить вопрос о распределении судебных расходов без заявления истцом соответствующего требования (ч. 1 - 3 ст. 98 ГПК РФ).

Если вопрос о взыскании госпошлины не был разрешен в итоговом решении суда, то истец вправе обратиться в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, с заявлением о взыскании госпошлины с ответчика.

Такое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела. Если трехмесячный срок был пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом (ст. 103.1, ч. 1 ст. 112 ГПК РФ).

Вопрос о взыскании с проигравшего ответчика госпошлины, не решенный в рамках основного процесса, разрешается судом в отдельном судебном заседании после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, на которое может быть подана частная жалоба (ст. ст. 104, 166 ГПК РФ; п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1).

Порядок исполнения судебного акта о взыскании госпошлины

В случае неисполнения судебного акта о взыскании с ответчика госпошлины в добровольном порядке указанные требования подлежат принудительному исполнению.

Для принудительного исполнения решения или определения суда о взыскании с ответчика госпошлины потребуется получить исполнительный лист, который выдается в суде на основании заявления истца. Также по ходатайству истца исполнительный лист направляется судом для исполнения в службу судебных приставов (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ; ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Оригинал исполнительного листа вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства предъявляется судебному приставу-исполнителю по месту жительства, месту пребывания должника-гражданина или месту нахождения его имущества. Если должником является организация, то заявление с исполнительным листом подается судебному приставу по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала (ч. 1 ст. 30, ч. 1, 2 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В рамках возбужденного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принимаются меры по принудительному взысканию госпошлины (ст. ст. 64, 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Также если взыскателю известно место получения должником периодических платежей (например, заработной платы, пенсии), банк или кредитная организация, в которых должнику открыты счета, то исполнительный лист о взыскании госпошлины может быть предъявлен непосредственно в организацию или лицу, выплачивающим должнику периодические платежи (если денежные требования не превышают в сумме 100 000 руб.), в банк или иные кредитные организации (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2021)

Также см. следующую публикацию: Взыскание судебных расходов на оплату услуг представителя: судебная практика - Подробнее ➤

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: