Суд и правосудие источники права ханские ярлыки как источники феодального права

Обновлено: 19.04.2024

Судебная система Золотой Орды до сих пор не стала объектом самостоятельного исследования ни историков-востоковедов, ни юристов - историков права. Вопрос об организации суда и процесса Золотой Орды лишь затрагивался в работах, посвященных истории этого государства, в частности в исследовании Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение, а также в сочинении Г.В. Вернадского «Монголы и Русь» Вернадский Г. В. История России: Монголы и Русь 1 .

Американский исследователь Д. Островски в статье, посвященной сравнению золотоордынских и русских государственно-правовых институтов, ограничивается кратким упоминанием о верховном суде Золотой Орды Островски Д. Монгольские корни российских государственных учреждений Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология. Самара, 2001. С. 159..

Органами, осуществляющими правосудие в Монгольской империи являлись: суд великого хана, суд курултая - съезда представителей правящего рода и военачальников, суд специально назначенных лиц - судей-дзаргучи Скрынникова Т. Д. Судопроизводство в Монгольской империи Altaica VII - М., 2002. С. 163-174.. Все эти органы действовали и в Золотой Орде.

Как и в Монгольской империи, высшей судебной инстанцией являлись правители Золотой Орды, которые во второй половине XIII в. получили сначала фактическую, а затем и официальную независимость и приняли ханский титул. Правосудие в качестве одной из функций ханской власти было унаследовано монголами от древних тюрков: уже в Тюркском каганате в VI-IX вв. хаган - высшая судебная инстанция.

Центральное правительство в Монголии признало право фактического основателя Золотой Орды - Бату (Батый, правил в 1227-1256 гг.) на суд над подчиненными ему нойонами и чиновниками, - правда, с оговоркой, что «судьей Бату является каан».

Последующие ханы Золотой Орды тоже активно осуществляли судебные функции. Именно при Менгу-Тимуре, внуке Батыя, в 1269г. Золотая Орда официально стала самостоятельным государством, а ее правители - суверенными государями, одним из неотъемлемых признаков власти которых было осуществление функции верховного судьи.

На основании каких правовых норм ханы выносили судебные решения? Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов были так называемые ясы (законы) Чингисхана (в совокупности именовавшиеся Великой Ясой) и его преемников - великих ханов. Великая Яса основателя империи и ясы его преемников составляли главный источник права для всех органов, осуществлявших правосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам.

Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки.

Другой важный источник - ярлыки самих ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя - хана и обладавший определенными признаками (имел определенную структуру, снабжался алой печатью - тамгой, адресовался лицам, стоявшим по положению ниже издавшего его лица, и т.д.). Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Далеко не все ярлыки являлись источниками права, которыми руководствовались при осуществлении правосудия. Например, не могли служить источниками права для ханов (и нижестоящих улусных судей) ярлыки-послания, которые были не юридическими, а дипломатическими документами; не были источниками для суда также ярлыки - жалованные и охранные грамоты, в большом количестве выдававшиеся дипломатам и частным лицам 1 .

Однако существовали и другие ярлыки, которые можно считать источниками права, и которыми руководствовались ханы Золотой Орды и подчиненные им судьи - это упоминаемые в исторических хрониках и летописях указы правителей различных государств Чингизидов (например, приведенные Рашид ад-Дином «фирманы» персидского ильхана Газана «Об устранении мошенничества и неосновательных исков», «О пожаловании должности казия», «Об исках тридцатилетней давности»), дошедшие до нас в латинском и итальянском переводах ярлыки-договоры с Венецией. В сочинении Мухаммеда ибн-Хиндушаха Нахичевани (приближенного правителей Ирана Джелаиридов) «Дастур ал-Катиб» (XIV в.) приводятся ярлыки, в которых описываются порядок назначения «эмира яргу» (т. е. судьи) и его полномочия.

Логично предположить, что хан, являясь творцом права (он подтверждал или отменял постановления своих предшественников, издавал собственные ярлыки и иные нормативные и индивидуальные акты), не был связан какими-либо нормами. Ханы в принятии решений руководствовались не только своей волей, но и писаными документами - ясами и ярлыками Чингис-хана и его преемников.

Различие между этими источниками права заключалось в том, что ясы являлись постоянно действующими законами, изменять которые последующим правителям было запрещено, тогда как каждый ярлык действовал лишь в течение жизни (правления) издавшего его хана, а следующий хан уже мог по своему усмотрению либо подтвердить, либо отменить его действие.

Суд хана являлся лишь одной, хотя и высшей, судебной инстанцией. Помимо суда хана существовали и другие суды, которым по мере надобности он передавал судебные полномочия. Есть сведения о том, что курултаи осуществляли правосудие и в Золотой Орде, также как и в Монголии.

Упоминания о суде курултая в источниках встречаются довольно редко. Можно предположить, что его судебная функция была лишь данью древнемонгольской традиции и вскоре была сведена на нет, как, впрочем, и другие его функции. Это связано с тем, указанные функции перешли в начале XIV в. к карачибеям - родовым князьям, которые стали при хане Золотой Орды чем-то вроде «государственного совета» 1 .

Помимо князей, судебные функции выполняли также и даруги - наместники областей Золотой Орды.

Источниками права, на основании которых князья и даруги осуществляли правосудие, являлись ясы и ярлыки, которые были обязательны и для самого хана. Кроме того, князья в значительной степени могли руководствоваться и собственным усмотрением, которое соотносили с политической ситуацией и личной позицией хана.

Следующей судебной инстанцией был, также как и в Монгольской империи, собственно суд - «дзаргу» (или «яргу»). Правовой основой деятельности судов-дзаргу были в первую очередь ясы и ярлыки великих ханов и ханов Золотой Орды.

В ярлыках, назначающих на должность судей (дзаргучи), прямо предписывается выносить решения на основе Ясы. Решения полагалось записывать в особые грамоты «яргу-намэ» (это, в принципе, соответствует распоряжению Чингис-хана: «Пусть записывают в Синюю роспись “Коко Дефтер-Бичик”, связывая затем в книги. судебные решения», что осуществлял специальный штат писцов - «диван яргу». Исследователи не без основания полагают, что подобный порядок существовал и в Золотой Орде.

Таким образом, эти «Синие росписи» - еще один источник, которым руководствовались судьи Золотой Орды. Судьи-кади, появившиеся в Золотой Орде после того, как ислам стал официальной религией (в 1320-е гг.), опирались на традиционные для мусульман источники права - шариат и фикх (доктрину).

Наконец, следует рассмотреть еще один судебный институт, возникновение которого можно объяснить лишь международными связями Золотой Орды: совместный суд представителей власти Золотой Орды и других государств, который действовал в областях, где существовали оживленные отношения между купцами Золотой Орды и иных государств, дипломатами и пр.

В первую очередь это относится к Причерноморью, задолго до возникновения Золотой Орды ставшему центром международной торговли и дипломатии. Особый статус этого региона заключался в том, что его население проживало и вело дела, как правило, не только по законам того государства, которое считалось его сюзереном (каковым в XIII-XV вв. формально являлась Золотая Орда), но и в соответствии с исторически сложившимися нормами международного права, обычаями делового оборота, представлявшими собой некую смесь византийской, тюркской, персидской, арабской и других правовых систем, представители которых имели интересы в регионе. Соответственно, властям Золотой Орды приходилось учитывать эти реалии в своей законодательной и судебной практике.

Опираясь на общие принципы Великой Ясы, а также на конкретные ярлыки ханов, судьи «международных судов» в значительной степени руководствовались и собственным усмотрением, которое, подобно придворным князьям, соотносили с текущей политической ситуацией и личной позицией хана или своего непосредственного начальника - даруги, а представители итальянских республик, соответственно, - своего консула и правительства республик.

Собственное усмотрение судей отражало тенденцию, распространенную в ту эпоху в судопроизводстве итальянских торговых республик: судьи (официальные и третейские) выносили решения, соответствующие особенностям момента, отдавая предпочтение общественному мнению и сложившейся ситуации 1 .

В большей степени оно отражало и принятый в мусульманском праве принцип иджтихада - свободного усмотрения судьи (впоследствии - ученого-правоведа) в случае молчания по данному вопросу общепризнанного источника права.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношение низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому общества находящемуся в самой начальной стадии феодализма.

Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.

Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатив выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми. В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника вoзлaгалcя на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня 1 .

Источниками феодального права были обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские нормативно - правовые акты, издаваемые королем, кодификации, римское право, городские судебники.

Краткая характеристика каждого из них:

1. Основным и наиболее распространенным источником права в период V - XIII вв. были обычаи, сложившиеся в данной местности или феодальной курии. Обычаи бывали писаные и не писаные, регулировавшие отношения между благородными (ленное право), и неблагородными, (земское право).

Одним из вариантов обычного права были судебники, представлявшие собой систематизацию местных обычаев, включавшие нормы гражданского, семейного, наследственного, уголовного права.

Примером ранних судебников являются многочисленные варварские правды (1), которые содержали обычаи сложившиеся у европейских народов в период становления раннефеодальной государственности (Салическая правда, Лангобардская правда, Остготская правда, англо-саксонские правды и др.).

Основными источниками права в эпоху феодализма являлись обычаи, кутюмы (11), отдельных провинций, районов, городов. Иногда приходилось доказывать существование обычая в судебном порядке, привлекая для этого сторонних людей. В XIII в. появляются сборники обычного права, составляемые практикующими юристами. Среди этих сборников популярностью пользовался труд Бонамуара «Кутюмы Бовези».

В этот же период происходит укрепление королевской власти, и появляется вторая волна систематизации местных обычаев, которая производилась по инициативе королей. Появляются такие судебники, как Саксонское зерцало и Швабское зерцало.

2. В Англии основным источником права, начиная с XII в. стал судебный прецедент (16). С этого времени здесь стали записывать в особые книги - свитки тяжб - судебные решения, вступившие в силу, сложилось правило, в соответствии с которым судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело. Совокупность прецедентов в своей основе составила общее право (14) Англии, которое отличалось эластичностью, строгой формальностью. Было выработано 39 так называемых приказов, под которые судьи подводили все возможные варианты исковых притязаний. Когда это не удавалось, отказывали в иске. Поэтому в начале XV в. в Англии возникают суды справедливости. Первым из них был суд лорда-канцлера. Суд справедливости не был связан не только нормами общего права, но и никакими нормами права вообще.

Решения лорда-канцлера имели значение прецедента, но для судов справедливости. Так возникли две системы прецедентного права.

3. Одним из юридических источников в Англии стала юридическая доктрина: трактаты известных английских юристов, по вопросам права.

Авторитетом пользовались трактат Брактона «О законах и обычаях Англии» (XV в.) «Институции законов Англии» Э. Кока (XVI в.)

4. Начиная с XV в. в связи с оживлением правотворчества главы государства развивается королевское право. Нормы и правила, содержавшиеся в актах королевской власти (ордонансы, прокламации).

В Англии юридическая доктрина осуждала единоличное правотворчество короля. Издаваемые им прокламации имели значение подзаконных актов. Высшей юридической силой обладали статуты - акты парламента, получившие санкцию короля. С XV в. появляются систематические собрания законов, действие которых распространяются на всю страну. Большой ордонанс "Каролина", Прусское земское уложение (1794 г.)

5. Так как римско-католическая церковь и ее глава являлись субъектами правотворчества, то логично выделить такой источник права как церковные кодексы, в которых содержались нормы канонического (церковного права). Первый кодекс канонического права был составлен в XII в. монахом Грацианом. Он представлял собой системное уложение институтов, регулировавших положение церкви, ее служителей, имущества, семейные, брачные отношения. Источниками канонического права официально считалось, кроме кодекса Грациана, Библия и священное предание (труды великих отцов церкви, постановления церковных соборов, распоряжения папы Римского).

6. Самостоятельным источником права в середине века было римское право. С XII в. ранее преданное забвению римское право стало преподаваться в европейских университетах и развивалось как учебная и научная дисциплина. Создаются обширные руководства по изучению и применению римского права, из которых особенную известность приобрели сочинения профессора Аккурция.

7. Развитие и рост городов в XI –XII в. добившихся политической и правовой автономии повлек за собой развитие особой правовой системы: городского права, которое регулировало различные отношения в черте города. Нормы городского права содержались в городских статутах, судебниках, хартиях, уставах цехов и гильдий. В них содержались постановления о полиции, рынке, обязанностях по отношению к собственнику земли, об уголовном и гражданском праве. Обычным было то, что один город заимствовал право у другого. В Германии в этом отношении образцом служили статуты Кельна, Магдебурга, Любека.

Источники права: 1. Обычаи и традиции; 2. Великая Яса Чингисхана; 3. Нормы Шариата; 4. Ханские грамоты и ярлыки; 5. Сокровенные сказания. Гражданское право было не развитым, в следствии отсутствия денег. Семейное право. Брак мог заключаться между детьми. Существовало многоженство (4 жены). Неограниченное количество наложниц. Наследственное право. Старший сын наследовал большую часть имущества, а юрта, утварь и остаток скота доставались младшему сыну. Обычай требовал выкупа жены у ее родителей. Имуществом после смерти мужа управляла главная жена до тех пор, пока сыновья не достигнут совершеннолетия. Уголовное право – нарушение любого закона. Основным видом наказания была смертная казнь. С особой жестокостью наказывались воинские преступления. Процесс носил открытый и состязательный характер. Помимо свидетельских показаний, клятвы, поединка применялась пытка, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.

Судебные органы Золотой Орды.

Судебные органы. В Золотой Орде был специальный диван яргу, т.е. судебный диван, во главе которого стоял главный судья. На местах находились яргучи — судьи. Стороны, обращавшиеся в суд, должны были платить судье и его писцу определенные пошлины и сборы. При решении дел яргучи исходили из законодательных распоряжений ханов, норм, зафиксированных в Великой Ясе и обычного права монголов. В первой половине XIV в., когда ислам стал господствующей религией в Золотой Орде, дела о религиозных преступлениях стали рассматриваться мусульманскими судьями — кадиями, которые руководствовались мусульманским правом — шариатом. Высшей судебной инстанцией по делам о религиозных преступлениях был главный кади. Яргучи и кади были крупными земельными собственниками, наживавшимися и за счет доходов от суда и всяких незаконных поборов (взятки, вымогательства и т. д.). Судьи были тесно связаны с местными правителями и поэтому о какой-либо независимости суда, говорить не приходится.

Предпосылки образования русского централизованного государства.

В XIV-XVI веках шел процесс образования и развития Русского централизованного многонационального государства. Предпосылки: 1. Выгодное геополитическое положение Москвы. 2. Распад Золотой Орды. 3. Покровительство Русской Православной Церкви московским князьям. 4. Перенос Метрополии в Москву. 5. Активная военная и дипломатическая политика московских князей. Усиление закрепощения крестьян.

Судебная система Золотой Орды до сих пор не стала объектом самостоятельного исследования ни историков-востоковедов, ни юристов - историков права. Вопрос об организации суда и процесса Золотой Орды лишь затрагивался в работах, посвященных истории этого государства, в частности в исследовании Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского, а также в сочинении Г.В. Вернадского «Монголы и Русь». 14

Американский исследователь Д. Островски в статье, посвященной сравнению золотоордынских и русских государственно-правовых институтов, ограничивается кратким упоминанием о верховном суде Золотой Орды6.

Органами, осуществляющими правосудие в Монгольской империи являлись: суд великого хана, суд курултая - съезда представителей правящего рода и военачальников, суд специально назначенных лиц - судей-дзаргучи. Все эти органы действовали и в Золотой Орде.

Как и в Монгольской империи, высшей судебной инстанцией являлись правители Золотой Орды, которые во второй половине XIII в. получили сначала фактическую, а затем и официальную независимость и приняли ханский титул. Правосудие в качестве одной из функций ханской власти было унаследовано монголами от древних тюрков: уже в Тюркском каганате в VI–IX вв. хаган - высшая судебная инстанция.

Центральное правительство в Монголии признало право фактического основателя Золотой Орды - Бату (Батый, правил в 1227–1256 гг.) на суд над подчиненными ему нойонами и чиновниками, - правда, с оговоркой, что «судьей Бату является каан».

Последующие ханы Золотой Орды тоже активно осуществляли судебные функции. Именно при Менгу-Тимуре, внуке Батыя, в 1269г. Золотая Орда официально стала самостоятельным государством, а ее правители - суверенными государями, одним из неотъемлемых признаков власти которых было осуществление функции верховного судьи.

Другой важный источник - ярлыки самих ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя - хана и обладавший определенными признаками (имел определенную структуру, снабжался алой печатью - тамгой, адресовался лицам, стоявшим по положению ниже издавшего его лица, и т.д.). Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства. 15

Далеко не все ярлыки являлись источниками права, которыми руководствовались при осуществлении правосудия. Например, не могли служить источниками права для ханов (и нижестоящих улусных судей) ярлыки-послания, которые были не юридическими, а дипломатическими документами; не были источниками для суда также ярлыки - жалованные и охранные грамоты, в большом количестве выдававшиеся дипломатам и частным лицам.

Логично предположить, что хан, являясь творцом права (он подтверждал или отменял постановления своих предшественников, издавал собственные ярлыки и иные нормативные и индивидуальные акты), не был связан какими-либо нормами. Ханы в принятии решений руководствовались не только своей волей, но и писаными документами - ясами и ярлыками Чингис-хана и его преемников. 16

Различие между этими источниками права заключалось в том, что ясы являлись постоянно действующими законами, изменять которые последующим правителям было запрещено, тогда как каждый ярлык действовал лишь в течение жизни (правления) издавшего его хана, а следующий хан уже мог по своему усмотрению либо подтвердить, либо отменить его действие.

Суд хана являлся лишь одной, хотя и высшей, судебной инстанцией. Помимо суда хана существовали и другие суды, которым по мере надобности он передавал судебные полномочия. Есть сведения о том, что курултаи осуществляли правосудие и в Золотой Орде, также как и в Монголии. Упоминания о суде курултая в источниках встречаются довольно редко. Можно предположить, что его судебная функция была лишь данью древнемонгольской традиции и вскоре была сведена на нет, как, впрочем, и другие его функции. Это связано с тем, указанные функции перешли в начале XIV в. к карачибеям - родовым князьям, которые стали при хане Золотой Орды чем-то вроде «государственного совета». Помимо князей, судебные функции выполняли также и даруги - наместники областей Золотой Орды.

Источниками права, на основании которых князья и даруги осуществляли правосудие, являлись ясы и ярлыки, которые были обязательны и для самого хана. Кроме того, князья в значительной степени могли руководствоваться и собственным усмотрением, которое соотносили с политической ситуацией и личной позицией хана. 17

Таким образом, эти «Синие росписи» - еще один источник, которым руководствовались судьи Золотой Орды. Судьи-кади, появившиеся в Золотой Орде после того, как ислам стал официальной религией (в 1320-е гг.), опирались на традиционные для мусульман источники права - шариат и фикх (доктрину).

Наконец, следует рассмотреть еще один судебный институт, возникновение которого можно объяснить лишь международными связями Золотой Орды: совместный суд представителей власти Золотой Орды и других государств, который действовал в областях, где существовали оживленные отношения между купцами Золотой Орды и иных государств, дипломатами и пр.

В первую очередь это относится к Причерноморью, задолго до возникновения Золотой Орды ставшему центром международной торговли и дипломатии. Особый статус этого региона заключался в том, что его население проживало и вело дела, как правило, не только по законам того государства, которое считалось его сюзереном (каковым в XIII–XV вв. формально являлась Золотая Орда), но и в соответствии с исторически сложившимися нормами международного права, обычаями делового оборота, представлявшими собой некую смесь византийской, тюркской, персидской, арабской и других правовых систем, представители которых имели интересы в регионе. Соответственно, властям Золотой Орды приходилось учитывать эти реалии в своей законодательной и судебной практике. 18

Вне меньшей степени оно отражало и принятый в мусульманском праве принцип иджтихада - свободного усмотрения судьи (впоследствии - ученого-правоведа) в случае молчания по данному вопросу общепризнанного источника права.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям — основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании. 19

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство.

Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношение низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому общества находящемуся в самой начальной стадии феодализма. 20

Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми. 21

Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатив выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми. В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки.

Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана, принятая в 1206 г. («яса» - приказ, закон). Она представляла собой свод законов и уставов, составленный на основе обычного права по распоряжению основателя монгольской империи Чингисхана в качестве назидания его преемникам. Яса состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. К сожалению, она не дошла до нашего времени в подлинном списке, и известна лишь в отрывках или в сокращенном изложении. Нет возможности установить первоначальный порядок отделов и статей подлинной Ясы и таким образом судить о размахе правовой мысли ее творцов. Как утверждают специалисты, в позднейшие периоды Яса была дополнена нормами шариата.

Великая Яса Чингисхана заключала в себе постановления и нормы, относящиеся, прежде всего, к уголовному и административному праву. Но в ней содержались также нормы, относящиеся к международному, государственному семейному, наследственному и судебному праву.

Ясой утверждалось, что верховная власть сосредоточена в лице хана, а ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Только монголы составляли государственно-дееспособный народ в империи, но только в период междуцарствия они могли в полной мере осуществлять свои политические права, принимая участие в избрании нового хана. С избранием хана политическая роль народа кончалась.

Уголовному правубыло посвящено большинство статей Великой Ясы Чингисхана. Основной его задачей являлось обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Яса предписывала: «Любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, почитать старших и нищих; и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти». В целом уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью, что проистекало из самой природы военно-феодального строя, деспотического характера власти хана и его преемников, суровости отношений и низкой общей культуры, присущей скотоводческому обществу, находящемуся в начальной стадии феодализма.

Система преступлений по Ясе включала следующие их виды:

преступления против религии, нравственности и установленных обычаев;

преступления против хана и государства;

преступления против жизни, свободы и интересов частных лиц.

К первой группе относились: притеснение любой из существующих церквей или духовенства; намеренная ложь (вероятно, лжесвидетельство); оскорбление ритуалистического характера (осквернение воды, пепла); убой скота в нарушение установленного монгольского обычая; прелюбодеяние; содомия и зоофилия.

Во вторую группу входили: злоупотребление властью со стороны военных и гражданских начальников; нарушение крепостного устава; нарушения воинской дисциплины; нарушение Ясы вообще.

Третья группа преступлений включала: преступления против жизни и свободы частных лиц; увод или принятие чужого раба или пленника; конокрадство и увод скота; злостное банкротство.

Яса определяла и систему наказаний. Основной целью наказания являлось физическое уничтожение преступника. В качестве дополнительных целей признавались: временное устранение преступника от общества путем тюремного заключения, ссылки или разжалования по службе, и устрашение преступника путем телесного наказания или денежного штрафа (пени). Причем ответственность за некоторые виды преступлений распространялась не только на преступника, но и на членов его семьи.

За большинство преступлений назначалась смертная казнь, и в частности: за измену хану, неповиновение хану, феодалам и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. За бегство с поля сражения хотя бы одного воина подвергался смертной казни весь десяток. Смертная казнь полагалась также за убийство (в некоторых случаях), супружескую неверность, скотоложество, подсматривание за поведением других, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел, ложь перед старшими в суде, за третье банкротство и т.д.

За конокрадство смертная казнь назначалась в случае, если виновный не в состоянии уплатить пеню в десятикратном размере: виновный в краже лошади должен был вернуть не только краденую лошадь, но и отдать сверх того десяток своих лошадей. Если у вора не было лошадей, он обязан был продать своих детей и на вырученные деньги купить лошадей для пострадавшего.

Смертная казнь приводилась в исполнение, как правило, публично, самыми различными способами: переламывали спины, «резали как овец», удавливали веревкой, привязанной к шее верблюда или лошади, привязывали к лошадям и разрывали на части.

Применялись и другие виды наказаний. Так, к заключению и ссылке приговаривались лица ханской крови за нарушение Ясы. Каждый военачальник подлежал наказанию разжалованием за упущения в его части. Телесному наказанию подлежали воины и охотники за мелкие нарушения воинского или охотничьего устава. Пеня (штраф) налагалась за некоторые убийства: 40 золотых монет за убийство мусульманина, цена осла – за убийство китайца. Штрафом наказывались и преступления против собственности.

Великая Яса Чингисхана включала крепостной устав, в котором все население обязывалось службой государству, каждый занимал свое место в войске и податной системе, и с этого места он не мог уйти (кстати, этот принцип вXVI-XVIIвв. был заимствован московской властью).

Однако, отдельные группы населения были изъяты из общей крепостной и податной повинности: церковь (и мусульманская, и православная), ремесленники, врачи, юристы (по соображениям особой ценности для государства). Изъятие осуществлялось на основе ханских ярлыков, которые должны были возобновляться при каждой смене власти в Золотой Орде.

Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого требуется равное напряжение и не позволяется, ни на кого возлагать чрезмерных тягостей. Равенство в труде требует равенства в пище, поэтому Яса воспрещала, кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.

Одним из основных разделов Ясы являлся воинский устав. Устанавливалось, что:

а) военная подготовка (упражнение в бое саблями и копьями, стрельба из лука) есть обязанность каждого монгола;

б) армия должна быть организована единообразно, по десятичной системе; категорически запрещается самовольный переход из одной части в другую;

в) в случае мобилизации воины должны являться в полном снаряжении, с комплектом оружия и рабочих инструментов; если мужчина уклоняется от повинности, его заменяет жена или другая женщина из его рода;

г) дисциплина должна поддерживаться неукоснительно: за каждое упущение положено взыскание; каждый военачальник должен беспрекословно подчиняться приказу хана, будь то приказ о смертной казни его самого;

д) работу в армии между людьми необходимо распределять справедливо.

Основной задачей международного правамонголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле хана или, при отказе их от подчинения, путем войны.

Имущественные отношенияв Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. Владельцы поместий должны были нести вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.

В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным, поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Однако юрт (дом) отходил младшему сыну, который, и, женившись, продолжал жить с родителями. Остальное имущество делилось в равных долях между всеми сыновьями. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын.

Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом их матерей в семье отца. Дети, рожденные от наложниц (рабынь) считались законными и получали по распоряжению отца долю в наследстве. В ссылке на распоряжении отца можно видеть уже начало наследования по завещанию, выдвигавшегося на место простого распределения имущества согласно нормам обычного права.

Семейно-брачное правомонголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено. У мусульман законных жен могло быть не более четырех. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некотором преимуществе сыновей от старших жен и законных жен у мусульман.

Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого явилось действительное или обрядовое похищение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупал невесту из семьи или рода последней. В свою очередь родственники невесты обязаны были выделить ей приданное. Размер выкупа и приданного, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родичей жениха и невесты.

О судебном процессев Золотой Орде имеются весьма скудные сведения. Известно, что в уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В одном из фрагментов Ясы отмечается, что «для силы словесного утверждения требовалось три свидетеля». При наличии письменных документов правила были, вероятно, другие. Очевидно, что судебный процесс носил состязательный характер (допускались поединки, различные испытания). Розыск необнаруженного или скрывшегося преступника возлагался на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня, т.е. использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.

Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, его должны были увещевать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он и после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали до тех пор, пока он не раскается.

По мысли Чингисхана одобренный им свод законов должен быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Каждый новый хан, правил ли он империей или только своим улусом, должен был начинать царствование подтверждением Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы», – таков был указ первого хана Золотой Орды.

Наличие Ясы, как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законотворчества. Но оно имело лишь вспомогательное значение, и было направлено на удовлетворение местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В таком порядке ханы Золотой Орды издавали большое количество устных и письменных распоряжений и предписаний, известных под названием ярлыков. Они были обязательны для всего населения,в том числе для феодальной знати, и подлежали немедленному и беспрекословному исполнению. Среди них можно выделить указы, требовавшие возвращения беглого раба законному собственнику, регламентировавшие работу ямской (почтовой) службы, проведение переписей, установление податных титулов. Однако, все ярлыки прямо ссылались на Великую Ясу как основной источник правоспособности ханов.

Монгольское право не оказало прямого влияния на формирование русского законодательства. Однако влияние ордынской системы правления отразилось в некоторых принципах, а также духе нового Московского права. Так, в русском законодательстве появились черты жестокости (увечащие наказания, коллективная ответственность за преступления), ранее ему несвойственные. В сфере административного, финансового, военного законодательства также было заметно монгольское влияние (понятия «казны», регламентация подушных сборов, переписи населения, ямской службы и т.п.). Но больше всего это влияние проявилось в области государственного управления, усилив в нем черты централизации и авторитарности.

Правовая система, принесенная Чингисханом и его преемни­ками, была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило ее, поскольку шариат был примером развитого феодального права. У покоренных народов завоеватели сохраняли их собственные правовые системы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: