Суд и ошибка осторожно яд
Обновлено: 24.04.2024
Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.
Еще один сборник из серии «Золотой век английского детектива», в который вошли романы Энтони Беркли «Суд и ошибка», Trial and Error , 1937 г., и «Осторожно:яд», Not to Be Taken, 1937 г.
Оба романа связаны одной темой – оба они об ошибках, допущенных следствием.
Роман первый, «Суд и ошибка». Смертельно больной мистер Тодхантер решает умереть не просто так, а с толком – нужно совершить благое дело и убить какого-то никчемного человека, чья смерть принесет облегчение многим людям. По некоторым субъективным и объективным причинам мистер Тодхантер отверг кандидатуры Муссолини и Гитлера, и, в результате, его выбор пал на некую Джин Норвуд, актрису.
Увы, мистер Тодхантер так искусно замел следы, что в убийстве актрисы обвинили совсем другого человека. И не просто обвинили, а уже осудили и приговорили к смертной казни. И вот бедный мистер Тодхантер пытается сделать все возможное и невозможное, чтобы именно его, Тодхантера, признали виновным в убийстве мисс Норвуд…
Да, это не совсем обычный детектив. И, наверное, понравится далеко не всем.
Его (роман) очень сложно пересказать в двух-трех словах. Потому что этот роман нужно читать – произведение просто изумительное, в духе Вудхауса (которому, кстати, и посвящено).
Роман второй, «Осторожно: яд». Судя по всему, редакторы АСТ особо не утруждают себя придумыванием оригинальных названий к английским детективам – точно такое же название дали роману Хейер, который в оригинале тоже называется совсем по другому. Ну, зачем же голову-то ломать? – раз и в том и в другом романе речь идет об отравлении, то вполне можно оставить то же самое, уже полюбившееся и родное название, знаки препинания только изменить. Впрочем, это я так, отвлеклась что-то…
Роман «Осторожно: яд» написан от первого лица, от лица некоего Дугласа Сьюэлла. Который и рассказывает нам историю смерти своего соседа, Джона Уотерхауса.
Английская деревня. Друзья и соседи, жены и любовницы – каждый имел возможность подсыпать мышьяк мистеру Уотерхаусу…
Отличный язык! Достойный перевод.
Об издании.. Бумага белая, тонкая (просвечивает шрифт). Шрифт среднего размера, очень удобный для чтения. Иллюстрации в тексте отсутствуют. Оформление обложки - традиционное для серии "Золотой век английского детектива".
Выкладываю для ознакомления изображения нескольких первых страниц обоих романов.
Можно ли пойти на убийство ради высшей справедливости? Да, решает мистер Тодхантер, узнав, что ему самому жить осталось каких-то пару месяцев. Разработав план "идеального" преступления, он приступает к его осуществлению. Но… внезапно все идет не так, и под подозрением оказывается невиновный…
Тихое, спокойное течение жизни в английской глубинке неожиданно нарушает смерть главы добропорядочного семейства Джона Уотерхауса. Казалось бы, это роковая случайность, мистер Уотерхаус просто "съел что-то не то". Поначалу именно такое заключение дает и местный доктор. Однако Дуглас Сьюэлл, друг и сосед несчастного, не сомневается: Джон Уотерхаус был убит кем-то из самого ближайшего окружения. И он берется это доказать во что бы то ни стало.
Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.
Еще один сборник из серии «Золотой век английского детектива», в который вошли романы Энтони Беркли «Суд и ошибка», Trial and Error , 1937 г., и «Осторожно:яд», Not to Be Taken, 1937 г.
Оба романа связаны одной темой – оба они об ошибках, допущенных следствием.
Роман первый, «Суд и ошибка». Смертельно больной мистер Тодхантер решает умереть не просто так, а с толком – нужно совершить благое дело и убить какого-то никчемного человека, чья смерть принесет облегчение многим людям. По некоторым.
Еще один сборник из серии «Золотой век английского детектива», в который вошли романы Энтони Беркли «Суд и ошибка», Trial and Error , 1937 г., и «Осторожно:яд», Not to Be Taken, 1937 г.
Оба романа связаны одной темой – оба они об ошибках, допущенных следствием.
Роман первый, «Суд и ошибка». Смертельно больной мистер Тодхантер решает умереть не просто так, а с толком – нужно совершить благое дело и убить какого-то никчемного человека, чья смерть принесет облегчение многим людям. По некоторым субъективным и объективным причинам мистер Тодхантер отверг кандидатуры Муссолини и Гитлера, и, в результате, его выбор пал на некую Джин Норвуд, актрису.
Увы, мистер Тодхантер так искусно замел следы, что в убийстве актрисы обвинили совсем другого человека. И не просто обвинили, а уже осудили и приговорили к смертной казни. И вот бедный мистер Тодхантер пытается сделать все возможное и невозможное, чтобы именно его, Тодхантера, признали виновным в убийстве мисс Норвуд…
Да, это не совсем обычный детектив. И, наверное, понравится далеко не всем.
Его (роман) очень сложно пересказать в двух-трех словах. Потому что этот роман нужно читать – произведение просто изумительное, в духе Вудхауса (которому, кстати, и посвящено).
Роман второй, «Осторожно: яд». Судя по всему, редакторы АСТ особо не утруждают себя придумыванием оригинальных названий к английским детективам – точно такое же название дали роману Хейер, который в оригинале тоже называется совсем по другому. Ну, зачем же голову-то ломать? – раз и в том и в другом романе речь идет об отравлении, то вполне можно оставить то же самое, уже полюбившееся и родное название, знаки препинания только изменить. Впрочем, это я так, отвлеклась что-то…
Роман «Осторожно: яд» написан от первого лица, от лица некоего Дугласа Сьюэлла. Который и рассказывает нам историю смерти своего соседа, Джона Уотерхауса.
Английская деревня. Друзья и соседи, жены и любовницы – каждый имел возможность подсыпать мышьяк мистеру Уотерхаусу…
Отличный язык! Достойный перевод.
Об издании.. Бумага белая, тонкая (просвечивает шрифт). Шрифт среднего размера, очень удобный для чтения. Иллюстрации в тексте отсутствуют. Оформление обложки - традиционное для серии "Золотой век английского детектива".
Выкладываю для ознакомления изображения нескольких первых страниц обоих романов. Скрыть
В нашей электронной библиотеки можно онлайн читать бесплатно книгу Энтони Беркли - Суд и ошибка. Осторожно: яд! (сборник), Энтони Беркли .
Суд и ошибка. Осторожно: яд! (сборник) книгу читать онлайн
Можно ли пойти на убийство ради высшей справедливости? Да, решает мистер Тодхантер, узнав, что ему самому жить осталось каких-то пару месяцев. Разработав план «идеального» преступления, он приступает к его осуществлению. Но… внезапно все идет не так, и под подозрением оказывается невиновный…
Тихое, спокойное течение жизни в английской глубинке неожиданно нарушает смерть главы добропорядочного семейства Джона Уотерхауса. Казалось бы, это роковая случайность, мистер Уотерхаус просто «съел что-то не то». Поначалу именно такое заключение дает и местный доктор. Однако Дуглас Сьюэлл, друг и сосед несчастного, не сомневается: Джон Уотерхаус был убит кем-то из самого ближайшего окружения. И он берется это доказать во что бы то ни стало.
Перевод: Л. Мордухович, Эвелина Меленевская
Суд и ошибка. Осторожно: яд! (сборник)
Посвящается П.Г. Вудхаузу
– «Святость человеческой жизни сильно преувеличена», – процитировал Феррерс. – Только подумать, какое мужество требуется, чтобы произнести такое перед сборищем убежденных сентименталистов, причем некоторые из них – сентименталисты профессиональные.
– И вы верите, что так и есть? – осведомился преподобный Джек Дэнни.
– Конечно, так и есть.
– А! Ну что ж, вы – журналист, а журналисту причитается быть циничным. – Священник улыбнулся и пригубил свой портвейн.
Феррерс, улыбнувшись учтиво, поправил элегантный узел своего черного галстука. Он был не журналист, – если, конечно, не считать журналистом литературного редактора одного из самых старых и самых почтенных литературных еженедельников в Лондоне; и он распознал колкость в риторическом приеме преуменьшения. Они с Джеком Дэнни были давние противники.
– Так же, Джек, как человеку вашей профессии причитается быть сентиментальным, – не без вызова парировал он.
– Пожалуй, пожалуй, – мирно отозвался священнослужитель.
Сидевшие напротив военный и чиновник, отслуживший свое в Индии, обсуждали Новую Молодежь.
Майор Баррингтон, высокий, привлекательный джентльмен с седыми усами щеточкой, вскоре после войны вышел в отставку из регулярной армии, чтобы принять дипломатическое назначение, и не так давно женился на одной из сравнительно Новых Молодых, так что, можно было надеяться, кое-что об этой биологической разновидности знал. Дейла, чиновника, который вернулся из колонии в довоенном состоянии ума, Новые Молодые ввергали в откровенное замешательство: они даже изъяснялись на наречии, разительно отличавшемся от языка Старых Молодых, к коим когда-то принадлежал он сам.
Уловив отголосок разговора на другом конце стола, Дейл воспользовался им, чтобы подкрепить собственные аргументы.
– «Святость человеческой жизни»! – хмыкнул он, взъерошив седую гриву, которая падала на лоб, делая его похожим на шотландскую овчарку. – Вот именно. Примета времени. Как раз то, о чем я говорил. Они теперь так высоко ставят свои бесценные шкуры, что по сравнению с этим все остальное не важно. Но разумеется, приходится прикрываться велеречивой фразой вроде «святости человеческой жизни».
– Справедливости ради скажу, что они осмотрительны и тогда, когда дело касается чужих шкур, – вступился майор. – Нет, не думаю, что все упирается в эгоизм.
Мистер Тодхантер, как положено доброму хозяину, не упустил шанса сделать разговор общим. Вытянув вперед свою маленькую лысую голову, которая венчала его костлявое тело, как картофелина, не поместившаяся в мешок, сквозь стекла очков он уперся взглядом в чиновника.
– Значит, вы согласны с Феррерсом, Дейл, что человеческой жизни придается слишком большое значение? – спросил он.
– Ну, я выразился не вполне так.
– Но имели в виду именно это, – указал Феррерс. – Признайтесь, будьте мужчиной!
– Ну хорошо. Пожалуй.
– Разумеется. Всякий здравомыслящий человек так думает. Только сентименталисты вроде нашего Джека делают вид, что верят, будто жизнь всякого болвана священна. А, майор?
– Думаю, надо уточнить предмет спора, – заметил тот. – За или против обычной глупости я бы свидетельствовать не стал; но если вы скажете, что подразумеваете ту глупость, которая представляет собой угрозу, я целиком с вами.
– Вот видите, Джек! – Феррерс улыбнулся своей позапрошлого века улыбкой и изобразил легкий поклон. Феррерс был воплощенный восемнадцатый век. – Майор – смелый человек, как, впрочем, и полагается воину. Смелость нужна, чтобы высказать напрямую то, о чем мы все думаем, а именно: лучшее, что могло произойти с этим идиотом-автомобилистом, к примеру, – это что он погибнет как можно скорей, врезавшись в телеграфный столб, нам всем на благо. Или вы настаиваете на том, что его жизнь, которую он расходует нам во вред, священна?
– Конечно, настаиваю, – откинувшись на спинку стула, спокойно откликнулся маленький пухлый священник и улыбнулся соседу с той ласковой уверенностью в своей правоте вопреки всем доказательствам и всякой логике, которая так раздражает всякого, кто имеет глупость ввязаться в спор с духовенством.
Майор Баррингтон повертел в пальцах ножку бокала.
– Я-то даже не об этом бестолковом автомобилисте. А вот возьмите, к примеру, какого-нибудь государственного деятеля, который собирается ввергнуть страну в войну. Предположим, он один способен ее предотвратить и не делает этого. Он может стать причиной гибели сотен тысяч жизней, священных или нет, уж как вам угодно. И предположим, является некий патриотически настроенный убийца и из лучших побуждений стирает его с лица земли. Скажете вы тогда, что это деяние гнусное? Будете вы по-прежнему думать, что жизнь этого политика священна сама по себе, независимо от того, как он ею воспользовался?
– Добрая старая армия, – любезно пробормотал Феррерс. – Он поймал вас, Джек.
– «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?» [1] , – произнес священник, глядя сквозь свой бокал. – Что ж, это весьма старая проблема, не так ли?
– Несомненно, – кивнул Феррерс. – Но давайте послушаем, что вы о ней думаете.
– Вот я, знаете ли, часто думал, что это и впрямь лучший способ предотвратить войну, – раздался неуверенный голос с другого конца стола. – Пригрозить одному-двум ведущим политикам, что их убьют, если они объявят ее. Но разумеется, надо сделать так, чтобы они в угрозу поверили.
– Похоже, вы невысокого мнения о политиках, – улыбнулся священник.
– Сдается мне, мы все теперь этого мнения, не так ли? – так же робко отозвался мистер Эмброуз Читтервик.
– Да, – сказал мистер Тодхантер, – но я склонен согласиться с вами, майор, в том, что скорее тот способ, каким мы используем жизнь, нежели чем сам факт существования, вводит в силу представление о святости жизни. Но отсюда следует любопытный вопрос. Каким именно способом лучше всего истратить свою жизнь?
Его вежливо выслушали, как положено слушать хозяина, но общее мнение, очевидно, заключалось в том, что поставленный вопрос в силу своей очевидности не делает чести мистеру Тодхантеру.
– Уж конечно, – вступил священник, – на этот счет не может быть никаких сомнений.
– Вы хотите сказать, служа человечеству?
– Да, конечно. Но служа в каком именно направлении? Ведь в наличии, как вы понимаете, два, широко говоря, позитивный и негативный. Распространение блага и уничтожение зла. И что лучше: взять за цель благо всего человечества или значительной его части, к примеру, нации, причем риск здесь велик, ибо неведомо, попадешь или промахнешься, – или же сосредоточиться на значительно меньшем числе людей и соответственно повысить вероятность добиться желаемого?
В нашей электронной библиотеки можно онлайн читать бесплатно книгу Энтони Беркли - Суд и ошибка. Осторожно: яд! (сборник), Энтони Беркли .
Суд и ошибка. Осторожно: яд! (сборник) книгу читать онлайн
Можно ли пойти на убийство ради высшей справедливости? Да, решает мистер Тодхантер, узнав, что ему самому жить осталось каких-то пару месяцев. Разработав план «идеального» преступления, он приступает к его осуществлению. Но… внезапно все идет не так, и под подозрением оказывается невиновный…
Тихое, спокойное течение жизни в английской глубинке неожиданно нарушает смерть главы добропорядочного семейства Джона Уотерхауса. Казалось бы, это роковая случайность, мистер Уотерхаус просто «съел что-то не то». Поначалу именно такое заключение дает и местный доктор. Однако Дуглас Сьюэлл, друг и сосед несчастного, не сомневается: Джон Уотерхаус был убит кем-то из самого ближайшего окружения. И он берется это доказать во что бы то ни стало.
Суд и ошибка. Осторожно: яд! (сборник)
TRIAL AND ERROR
NOT TO BE TAKEN
© The Society of Authors, 1937
© Anthony Berkeley, 1938
© Перевод. Э.Д. Меленевская, 2012
© Перевод. Л.Г. Мордухович, 2013
© Издание на русском языке AST Publishers, 2014
Печатается с разрешения The Society of Authors и литературных агентств Campbell Thompson & McLaughlin Ltd и The Marsh Agency Ltd.
Посвящается П.Г. Вудхаузу
– «Святость человеческой жизни сильно преувеличена», – процитировал Феррерс. – Только подумать, какое мужество требуется, чтобы произнести такое перед сборищем убежденных сентименталистов, причем некоторые из них – сентименталисты профессиональные.
– И вы верите, что так и есть? – осведомился преподобный Джек Дэнни.
– Конечно, так и есть.
– А! Ну что ж, вы – журналист, а журналисту причитается быть циничным. – Священник улыбнулся и пригубил свой портвейн.
Феррерс, улыбнувшись учтиво, поправил элегантный узел своего черного галстука. Он был не журналист, – если, конечно, не считать журналистом литературного редактора одного из самых старых и самых почтенных литературных еженедельников в Лондоне; и он распознал колкость в риторическом приеме преуменьшения. Они с Джеком Дэнни были давние противники.
– Так же, Джек, как человеку вашей профессии причитается быть сентиментальным, – не без вызова парировал он.
– Пожалуй, пожалуй, – мирно отозвался священнослужитель.
Сидевшие напротив военный и чиновник, отслуживший свое в Индии, обсуждали Новую Молодежь.
Майор Баррингтон, высокий, привлекательный джентльмен с седыми усами щеточкой, вскоре после войны вышел в отставку из регулярной армии, чтобы принять дипломатическое назначение, и не так давно женился на одной из сравнительно Новых Молодых, так что, можно было надеяться, кое-что об этой биологической разновидности знал. Дейла, чиновника, который вернулся из колонии в довоенном состоянии ума, Новые Молодые ввергали в откровенное замешательство: они даже изъяснялись на наречии, разительно отличавшемся от языка Старых Молодых, к коим когда-то принадлежал он сам.
Уловив отголосок разговора на другом конце стола, Дейл воспользовался им, чтобы подкрепить собственные аргументы.
– «Святость человеческой жизни»! – хмыкнул он, взъерошив седую гриву, которая падала на лоб, делая его похожим на шотландскую овчарку. – Вот именно. Примета времени. Как раз то, о чем я говорил. Они теперь так высоко ставят свои бесценные шкуры, что по сравнению с этим все остальное не важно. Но разумеется, приходится прикрываться велеречивой фразой вроде «святости человеческой жизни».
– Справедливости ради скажу, что они осмотрительны и тогда, когда дело касается чужих шкур, – вступился майор. – Нет, не думаю, что все упирается в эгоизм.
Мистер Тодхантер, как положено доброму хозяину, не упустил шанса сделать разговор общим. Вытянув вперед свою маленькую лысую голову, которая венчала его костлявое тело, как картофелина, не поместившаяся в мешок, сквозь стекла очков он уперся взглядом в чиновника.
– Значит, вы согласны с Феррерсом, Дейл, что человеческой жизни придается слишком большое значение? – спросил он.
– Ну, я выразился не вполне так.
– Но имели в виду именно это, – указал Феррерс. – Признайтесь, будьте мужчиной!
– Ну хорошо. Пожалуй.
– Разумеется. Всякий здравомыслящий человек так думает. Только сентименталисты вроде нашего Джека делают вид, что верят, будто жизнь всякого болвана священна. А, майор?
– Думаю, надо уточнить предмет спора, – заметил тот. – За или против обычной глупости я бы свидетельствовать не стал; но если вы скажете, что подразумеваете ту глупость, которая представляет собой угрозу, я целиком с вами.
– Вот видите, Джек! – Феррерс улыбнулся своей позапрошлого века улыбкой и изобразил легкий поклон. Феррерс был воплощенный восемнадцатый век. – Майор – смелый человек, как, впрочем, и полагается воину. Смелость нужна, чтобы высказать напрямую то, о чем мы все думаем, а именно: лучшее, что могло произойти с этим идиотом-автомобилистом, к примеру, – это что он погибнет как можно скорей, врезавшись в телеграфный столб, нам всем на благо. Или вы настаиваете на том, что его жизнь, которую он расходует нам во вред, священна?
– Конечно, настаиваю, – откинувшись на спинку стула, спокойно откликнулся маленький пухлый священник и улыбнулся соседу с той ласковой уверенностью в своей правоте вопреки всем доказательствам и всякой логике, которая так раздражает всякого, кто имеет глупость ввязаться в спор с духовенством.
Майор Баррингтон повертел в пальцах ножку бокала.
– Я-то даже не об этом бестолковом автомобилисте. А вот возьмите, к примеру, какого-нибудь государственного деятеля, который собирается ввергнуть страну в войну. Предположим, он один способен ее предотвратить и не делает этого. Он может стать причиной гибели сотен тысяч жизней, священных или нет, уж как вам угодно. И предположим, является некий патриотически настроенный убийца и из лучших побуждений стирает его с лица земли. Скажете вы тогда, что это деяние гнусное? Будете вы по-прежнему думать, что жизнь этого политика священна сама по себе, независимо от того, как он ею воспользовался?
– Добрая старая армия, – любезно пробормотал Феррерс. – Он поймал вас, Джек.
– «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?»[1], – произнес священник, глядя сквозь свой бокал. – Что ж, это весьма старая проблема, не так ли?
– Несомненно, – кивнул Феррерс. – Но давайте послушаем, что вы о ней думаете.
– Вот я, знаете ли, часто думал, что это и впрямь лучший способ предотвратить войну, – раздался неуверенный голос с другого конца стола. – Пригрозить одному-двум ведущим политикам, что их убьют, если они объявят ее. Но разумеется, надо сделать так, чтобы они в угрозу поверили.
– Похоже, вы невысокого мнения о политиках, – улыбнулся священник.
– Сдается мне, мы все теперь этого мнения, не так ли? – так же робко отозвался мистер Эмброуз Читтервик.
– Да, – сказал мистер Тодхантер, – но я склонен согласиться с вами, майор, в том, что скорее тот способ, каким мы используем жизнь, нежели чем сам факт существования, вводит в силу представление о святости жизни. Но отсюда следует любопытный вопрос. Каким именно способом лучше всего истратить свою жизнь?
Его вежливо выслушали, как положено слушать хозяина, но общее мнение, очевидно, заключалось в том, что поставленный вопрос в силу своей очевидности не делает чести мистеру Тодхантеру.
– Уж конечно, – вступил священник, – на этот счет не может быть никаких сомнений.
В нашей электронной библиотеки можно онлайн читать бесплатно книгу Энтони Беркли - Суд и ошибка. Осторожно: яд! (сборник), Энтони Беркли .
Суд и ошибка. Осторожно: яд! (сборник) книгу читать онлайн
Можно ли пойти на убийство ради высшей справедливости? Да, решает мистер Тодхантер, узнав, что ему самому жить осталось каких-то пару месяцев. Разработав план «идеального» преступления, он приступает к его осуществлению. Но… внезапно все идет не так, и под подозрением оказывается невиновный…Тихое, спокойное течение жизни в английской глубинке неожиданно нарушает смерть главы добропорядочного семейства Джона Уотерхауса. Казалось бы, это роковая случайность, мистер Уотерхаус просто «съел что-то не то». Поначалу именно такое заключение дает и местный доктор. Однако Дуглас Сьюэлл, друг и сосед несчастного, не сомневается: Джон Уотерхаус был убит кем-то из самого ближайшего окружения. И он берется это доказать во что бы то ни стало.
Суд и ошибка. Осторожно: яд! (сборник)
TRIAL AND ERROR
NOT TO BE TAKEN
© The Society of Authors, 1937
© Anthony Berkeley, 1938
© Перевод. Э.Д. Меленевская, 2012
© Перевод. Л.Г. Мордухович, 2013
© Издание на русском языке AST Publishers, 2014
Печатается с разрешения The Society of Authors и литературных агентств Campbell Thompson & McLaughlin Ltd и The Marsh Agency Ltd.
Посвящается П.Г. Вудхаузу
– «Святость человеческой жизни сильно преувеличена», – процитировал Феррерс. – Только подумать, какое мужество требуется, чтобы произнести такое перед сборищем убежденных сентименталистов, причем некоторые из них – сентименталисты профессиональные.
– И вы верите, что так и есть? – осведомился преподобный Джек Дэнни.
– Конечно, так и есть.
– А! Ну что ж, вы – журналист, а журналисту причитается быть циничным. – Священник улыбнулся и пригубил свой портвейн.
Феррерс, улыбнувшись учтиво, поправил элегантный узел своего черного галстука. Он был не журналист, – если, конечно, не считать журналистом литературного редактора одного из самых старых и самых почтенных литературных еженедельников в Лондоне; и он распознал колкость в риторическом приеме преуменьшения. Они с Джеком Дэнни были давние противники.
– Так же, Джек, как человеку вашей профессии причитается быть сентиментальным, – не без вызова парировал он.
– Пожалуй, пожалуй, – мирно отозвался священнослужитель.
Сидевшие напротив военный и чиновник, отслуживший свое в Индии, обсуждали Новую Молодежь.
Майор Баррингтон, высокий, привлекательный джентльмен с седыми усами щеточкой, вскоре после войны вышел в отставку из регулярной армии, чтобы принять дипломатическое назначение, и не так давно женился на одной из сравнительно Новых Молодых, так что, можно было надеяться, кое-что об этой биологической разновидности знал. Дейла, чиновника, который вернулся из колонии в довоенном состоянии ума, Новые Молодые ввергали в откровенное замешательство: они даже изъяснялись на наречии, разительно отличавшемся от языка Старых Молодых, к коим когда-то принадлежал он сам.
Уловив отголосок разговора на другом конце стола, Дейл воспользовался им, чтобы подкрепить собственные аргументы.
– «Святость человеческой жизни»! – хмыкнул он, взъерошив седую гриву, которая падала на лоб, делая его похожим на шотландскую овчарку. – Вот именно. Примета времени. Как раз то, о чем я говорил. Они теперь так высоко ставят свои бесценные шкуры, что по сравнению с этим все остальное не важно. Но разумеется, приходится прикрываться велеречивой фразой вроде «святости человеческой жизни».
– Справедливости ради скажу, что они осмотрительны и тогда, когда дело касается чужих шкур, – вступился майор. – Нет, не думаю, что все упирается в эгоизм.
Мистер Тодхантер, как положено доброму хозяину, не упустил шанса сделать разговор общим. Вытянув вперед свою маленькую лысую голову, которая венчала его костлявое тело, как картофелина, не поместившаяся в мешок, сквозь стекла очков он уперся взглядом в чиновника.
– Значит, вы согласны с Феррерсом, Дейл, что человеческой жизни придается слишком большое значение? – спросил он.
– Ну, я выразился не вполне так.
– Но имели в виду именно это, – указал Феррерс. – Признайтесь, будьте мужчиной!
– Ну хорошо. Пожалуй.
– Разумеется. Всякий здравомыслящий человек так думает. Только сентименталисты вроде нашего Джека делают вид, что верят, будто жизнь всякого болвана священна. А, майор?
– Думаю, надо уточнить предмет спора, – заметил тот. – За или против обычной глупости я бы свидетельствовать не стал; но если вы скажете, что подразумеваете ту глупость, которая представляет собой угрозу, я целиком с вами.
– Вот видите, Джек! – Феррерс улыбнулся своей позапрошлого века улыбкой и изобразил легкий поклон. Феррерс был воплощенный восемнадцатый век. – Майор – смелый человек, как, впрочем, и полагается воину. Смелость нужна, чтобы высказать напрямую то, о чем мы все думаем, а именно: лучшее, что могло произойти с этим идиотом-автомобилистом, к примеру, – это что он погибнет как можно скорей, врезавшись в телеграфный столб, нам всем на благо. Или вы настаиваете на том, что его жизнь, которую он расходует нам во вред, священна?
– Конечно, настаиваю, – откинувшись на спинку стула, спокойно откликнулся маленький пухлый священник и улыбнулся соседу с той ласковой уверенностью в своей правоте вопреки всем доказательствам и всякой логике, которая так раздражает всякого, кто имеет глупость ввязаться в спор с духовенством.
Майор Баррингтон повертел в пальцах ножку бокала.
– Я-то даже не об этом бестолковом автомобилисте. А вот возьмите, к примеру, какого-нибудь государственного деятеля, который собирается ввергнуть страну в войну. Предположим, он один способен ее предотвратить и не делает этого. Он может стать причиной гибели сотен тысяч жизней, священных или нет, уж как вам угодно. И предположим, является некий патриотически настроенный убийца и из лучших побуждений стирает его с лица земли. Скажете вы тогда, что это деяние гнусное? Будете вы по-прежнему думать, что жизнь этого политика священна сама по себе, независимо от того, как он ею воспользовался?
– Добрая старая армия, – любезно пробормотал Феррерс. – Он поймал вас, Джек.
– «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?» [1], – произнес священник, глядя сквозь свой бокал. – Что ж, это весьма старая проблема, не так ли?
– Несомненно, – кивнул Феррерс. – Но давайте послушаем, что вы о ней думаете.
– Вот я, знаете ли, часто думал, что это и впрямь лучший способ предотвратить войну, – раздался неуверенный голос с другого конца стола. – Пригрозить одному-двум ведущим политикам, что их убьют, если они объявят ее. Но разумеется, надо сделать так, чтобы они в угрозу поверили.
– Похоже, вы невысокого мнения о политиках, – улыбнулся священник.
– Сдается мне, мы все теперь этого мнения, не так ли? – так же робко отозвался мистер Эмброуз Читтервик.
– Да, – сказал мистер Тодхантер, – но я склонен согласиться с вами, майор, в том, что скорее тот способ, каким мы используем жизнь, нежели чем сам факт существования, вводит в силу представление о святости жизни. Но отсюда следует любопытный вопрос. Каким именно способом лучше всего истратить свою жизнь?
Автор статьи
Читайте также: