Суд это имитация справедливости путем юридической процедуры категория справедливости

Обновлено: 27.03.2024

Вставьте пропущенное слово, обоснуйте: «Долг и право-братья, у них одна мать-_____________________. Они рождаются вместе, в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе» (В. Кузен).

Счастье

Какие трактовки понятия «счастье» существуют в этике? В чем заключается эвдемонизм как этический принцип?

2. Герой к/ф "Доживем до понедельника" считал, что "Счастье - это когда тебя понимают".Согласны ли Вы с этим?

Честность

Какой смысл имеет понятие «честность» в этике? Какие мыслители рассматривали этические концепции «честности», «справедливости»?

Сравните следующие выражения. Как Вы их понимаете? Нет ли в них противоречий?Существуют ли зависимость между материальным благосостоянием человека и его нравственным обликом?

- Честность - тщеславие бедняков. (Андрей Петрилин).

- Пустому мешку трудно стоять прямо. (поговорка).

3. Согласны ли Вы с утверждением: "В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается честностью" (Джорж Галифакс)?

Справедливость

Какие виды (категории) справедливости выделяют в этике?

Дайте характеристику концепций справедливости (Категории и концепции см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

3. Укажите, какие виды и концепции справедливости представлены в следующих высказываниях:

"От каждого - по способностям, каждому - по потребностям" (Сен-Симон);

"Око за око, зуб за зуб" (принцип талиона);

"Равенство - начало справедливости" (Сенека);

"Кому много дано, с того много и взыщется" (Библия);

"Кто не работает, тот не ест";

"Суд - это имитация справедливости путем юридической процедуры" (В. Котов);

"Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому свое" (Цицерон);

"Мерилом справедливости не может быть большинство голосов" (Ф. Шиллер);

"Равенство всех – это вопиющая несправедливость, так как при этом величайшим людям приходится становиться слишком малыми" (Ф. Ницше);

"Оплати за обиду справедливостью, оплати за доброту добротой" (Конфуций);

"Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать ее результаты" (Сидни Смит);

"Справедливость – это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам" (Юстиниан);

"Несправедливость, причиненная одному лицу, часто бывает полезна всему обществу" (Юниус).

4. Персидская легенда гласит:

"Деревенский кузнец убил человека, и кадий приговорил его к смертной казни. Жители деревни толпой пришли к кадию и заявили:

- Кузнец у нас один. Если ты его казнишь, кто же будет подковывать наших мулов и ослов? Пусть казнят вместо него бакалейщика, он нам не так нужен.

Кадий подумал и ответил:

- Зачем же убивать бакалейщика? Он тоже один. Давайте казним одного из служителей бани - ведь их там двое".

Какой смысл заключен в этой легенде? Какая категория справедливости обсуждалась? Какой концепцией справедливости руководствовались в данном случае?

5. Прокомментируйте высказываниеО. Уайльда: "Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше".

В чем состоит различие правового и этического подходов к категории справедливость»?

5. Раскройте значение следующих основных понятий этических учений, используя учебную литературу по этике и энциклопедические словари.Выполните письменно со ссылкой на источник.

Мораль

Норма нравственная

Нравы

Обязанности (нравственные)

Ответственность (нравственная)

Оценка моральная

Польза (этическая)

Поступок

Принципы (моральные)

Проступок (моральный)

Раскаяние

Репутация

Ритуал

Санкция (моральная)

Табу

Талион

Убеждения (нравственные)

Ценности моральные

Категории справедливости:

1. распределительная (дистрибутивная) справедливость. Блага и тяготы могут распределяться в обществе по принципу равенства, в зависимости от потребностей, затраченных усилий, заслуг;

2. ретрибутивная (карательная) справедливость - фокусируется на ответственности или наказании за неправильные поступки. Главные проблемы ретрибутивной справедливости - это определение условий, делающих наказание справедливым, и природы самого наказания;

3. компенсаторная справедливость - сосредотачивается на возмещении убытков потерпевшей стороне в той мере, в какой ущерб поддается справедливой оценке. Компенсаторная справедливость заключается в компенсации кому-либо за совершенную по отношению к нему в прошлом несправедливость или в возмещении причиненного ему в прошлом ущерба;

4. процедурно-правовая справедливость - термин, употребляемый для обозначения честно разработанных процедур, методов практической деятельности или честно достигнутых соглашений;

5. коммутативная (обменная) справедливость - относится к справедливости и честности сделок.

Концепции справедливости

1. Эгалитарные концепции.Справедливость как честность (Дж. Роулз). Предполагается, что реализация трех рациональных принципов выражает и обеспечивает гражданскую свободу человека, которая является главной ценностью:принцип наибольшей равной свободы: каждая личность имеет равное с другими право пользоваться максимальным количеством свобод (главным образом - политических);принцип справедливого "равенства возможностей", в соответствии с которым люди с одинаковым уровнем способностей и навыков должны иметь одинаковые возможности;принцип дифференциации, предусматривающий, что общ. и экон. институты должны действовать так, чтобы максимизировать доступность благ для граждан, находящихся в наихудших условиях.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

"Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше".

Определите, о какой категории справедливости идет речь в приведенных выражениях.

Укажите, при возможности, какие концепции справедливости в них представлены. (С общей характеристикой существующих категорий и концепций справедливости можно ознакомиться в Приложении 1.4.).:

"От каждого -по способностям, каждому - по потребностям" (Сен-Симон, Э. Кабе).

"Око за око, зуб за зуб" (принцип талиона).

"Равенство-начало справедливости" (Сенека);

"Кому много дано, с того много и взыщется" (Библия).

"Кто не работает, тот не ест".

"Суд - это имитация справедливости путем юридической процедуры". (В. Котов);

"Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому свое" (Цицерон);

"Мерилом справедливости не может быть большинство голосов" (Ф. Шиллер);

"Равенство всех - это вопиющая несправедливость, так как при этом величайшим людям приходится становиться слишком малыми" (Ф. Ницше);

"Давать каждому свое - это значило бы желать справедливости и достигать хаоса" (Ф. Ницше);

"Оплати за обиду справедливостью, оплати за доброту добротой" (Конфуций).

"Справедливость - это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам" (Юстиниан).

"Несправедливость, причиненная одному лицу, часто бывает полезна всему обществу" (Юниус).

Персидская легенда гласит:

"Деревенский кузнец убил человека, и кадий приговорил его к смертной казни. Жители деревни толпой пришли к кадию и заявили:

- Кузнец у нас один. Если ты его казнишь, кто же будет подковывать наших мулов и ослов? Пусть казнят вместо него бакалейщика, он нам не так нужен.

Кадий подумал и ответил:

- Зачем же убивать бакалейщика? Он тоже один. Давайте, казним одного из служителей бани - ведь их там двое."

Какой смысл заключен в этой легенде? Какая категория справедливости обсуждалась? Какой концепцией справедливости руководствовались в данном случае? (Категории и концепции справедливости представлены в Приложении 1.4.).

В интерпретации К. Мелихана существует три вида справедливости.

1. Большой и маленький получают поровну. Обоснование: большой один и маленький один.

2. Большой получает больше маленького. Обоснование: большому и надо больше.

3. Большой получает меньше маленького. Обоснование: у большого и так все большое.

Примечание. Обоснование (а вместе с тем и понятие справедливости) меняется в зависимости от того, кто распределяет - большой или маленький.

Какое свойство категории "справедливость" подчеркивается в данном утверждении. О какой категории справедливости в нем говорится? (Категории и концепции справедливости представлены в Приложении 1.4.).

Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспринималось как право. Аристотель пытался связать справедливость и закон. Он писал: «Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каждое отдельное постановление его мы считаем справедливым».

Римские юристы полагали, что право вообще справедливо, говорить о справедливости права – это тавтология (Павел, Цельс, II–III вв. и др.). И даже Фома Аквинский, придерживавшийся теологической теории, рассматривал право как действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость, как полагал он, одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому принадлежащего ему.

Гуго Гроций также считал идею справедливости необходимым признаком права: право есть то, что не противоречит справедливости.

Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой.

Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно‑правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т. д.

Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенства людей перед законом и судом и т. д.

Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т. д. Например, в ст. 6 ГК РФ говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно‑правового характера (ст. 6 УК РФ). Справедливым считается наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного.

Таким образом, справедливость представляет собой ценностный ориентир при характеристике общественно значимых действий, поступков, государственно‑правовых явлений, соразмерность действий людей требованиям юридических предписаний и ответная реакция на это общества и государства. Данная реакция может выражаться в форме поощрений, вознаграждения, а также наказания и иных мер воздействия негативного характера. Отсюда вытекает, что право по своей природе есть не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы, справедливая мера свободы.

Некоторые отечественные юристы указывают на отсутствие методики определения меры и параметров справедливости (проф. С.В. Поленина). Иначе говоря, отсутствуют такие приемы юридической техники, которые позволяли бы безошибочно фиксировать, являются ли данные юридические решения справедливыми, согласуются ли отдельные правовые нормы или акты с социальной справедливостью или нет.

Дискуссионен вопрос о том, следует ли справедливость отнести к свойствам норм права или это правовой принцип (некоторые ученые называют его сверхпринципом), который определяет весь строй правовых отношений в демократическом обществе.

Большинство ученых трактуют справедливость как принцип права, как тип (вариант) построения общественных отношений.

Представления о справедливости у разных народов, в разные эпохи неодинаковы. Считается, что понятие «справедливость» – идеологическое явление. Любой класс или группа, стоящие у власти, стремятся навязать обществу свое представление о справедливости. Это объясняется тем, что одним лишь принуждением нельзя обеспечить власть и исполнение законов. Властвующие стремятся оказывать воздействие на поведение и поступки людей идеологическими средствами, например с помощью морали, убеждения, религии, искусства и др.

Вместе с тем существует общечеловеческое представление о справедливости, как и представления, присущие данному обществу или народу, доминирующие в сознании конкретного народа. Если принятый обществом или стоящими у власти масштаб нравственно оправданного и соразмерного соответствует пользе общества, он трактуется как справедливость. Критерий соразмерности всегда присутствует при оценке того или иного явления как справедливого или несправедливого.

Справедливость выступает также критерием прогрессивного развития общества. Если государство использует категорию справедливости для установления меры равного и неравного, в определении правового положения субъектов, в распределении материальных и духовных благ, как принцип права и законодательства, юридически значимой деятельности, то такое общество можно оценить как прогрессивное, демократическое.

Все сказанное позволяет сделать следующие выводы из соотношения права и справедливости:

1) справедливость представляет собой ценностное, нормативно‑должное свойство содержания норм права;

2) право не создает и не определяет справедливости, а лишь отражает ее или не отражает. Отражение может быть точным или искаженным, полным или урезанным. Через право государство как бы возводит справедливость в ранг официальной и защищаемой государством. Через право справедливость приобретает юридически значимый характер, тем самым справедливость приобретает одновременно регулирующее значение;

3) в праве справедливость находит свое существование, при этом справедливость как бы трансформируется во внутреннее свойство права. Но такого рода трансформация зависит от того, способна ли норма права осуществлять справедливость в каждом конкретном случае или нет. Иначе говоря, норма должна закреплять такой вариант поведения или деятельности, который не наносил бы ущерба другим лицам, не нарушал их прав и интересов;

4) справедливость влияет на форму закрепления содержания права, например будет ли норма права сформулирована в качестве диспозитивного или императивного требования или предписания;

5) справедливость тесно связана с равенством, но это не тождественные понятия. Реализуя принцип справедливости, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан, допуская отдельные изъятия лишь при наличии весомых объективных обстоятельств;

6) справедливость является одновременно идеей (нравственный критерий) и мерой регулирования поведения и общественных отношений.

Надо отметить, что норма права, правильно отражая справедливость, не всегда автоматически ведет в процессе своей реализации к справедливым результатам. Здесь большую роль играют обстановка законности, демократии, общий климат в стране, способы реализации норм права правоприменительными органами. Важно подчеркнуть, что юридическая справедливость не тождественна справедливости социальной. Иначе говоря, не всякое законное решение выступает как справедливое. Но требования юридической справедливости всегда нацеливают применителя нормы права на принятие справедливого решения, не выходящего за рамки законности.

По мнению проф. А.В. Полякова, справедливость есть проявление должного. Соответствие должному и представляет собой справедливость. Недолжное не может быть справедливым. Поскольку право устанавливает и выражает должное (как должно быть), оно всегда справедливо. В противном случае оно не было бы правом.

Однако надо различать справедливость права как единого явления и справедливость отдельных нормативных правовых актов, законов. Применительно к последним ученый считает единственным критерием отнесение акта к правовым или неправовым, возникновение или невозникновение на основе этого акта социально признаваемых прав и обязанностей у каких‑либо субъектов.

Но даже если права и обязанности возникают объективно и акт является правовым, он в определенных случаях может быть несправедливым с точки зрения восприятия его обществом. Здесь, на наш взгляд, есть противоречие, так как если акт признается правовым, то, по версии А.В. Полякова, он должен быть справедливым.

В юридической литературе отмечается, что проблема справедливости применения правовых норм не возникала бы, если бы законодатель предусматривал для всех жизненных случаев четкие правила поведения и соответствующие санкции за их нарушение. Но действительность богаче всяких схем. Поэтому законодатель предоставляет возможность правоприменительным органам и лицам, разрешающим конкретные дела, учитывать всю совокупность обстоятельств дела, все факторы и условия, влияющие на юридическую ответственность, и выбрать наиболее справедливое при данных обстоятельствах решение.

Таким образом, право и справедливость имеют два аспекта взаимосвязи: воплощение справедливости в законодательстве; справедливость как основной принцип реализации права, в том числе правоприменительной деятельности.

Справедливым является владение честно заработанной частной собственностью (Дж. Локк). Честно приобретенная собственность не может быть отчуждена, поэтому налогообложение, перераспределяющее доходы граждан в пользу социальных неудачников, является разновидностью воровства.

3. Коммунитаризм

Справедливы принципы, соответствующие традициям и ценностям общины и признаются в качестве таковых ее членами (т.е. группами людей, проживающих в ограниченном регионе, объединенных общей историей, занятиями, родовыми и прочими связями). Государство должно делегировать общинам полномочия по осуществлению государственных социальных программ, и каждая община должна сама решать, по каким принципам и критериям распределять ресурсы на образование, социальную помощь, здравоохранение и т.д. Представления о справедливости должны приспосабливаться к изменениям жизни и служить выживанию общины.

^ 4. Справедливость как результат честно организованной дискуссии

Справедливость в обществе достигается в результате честно организованной публичной дискуссии, построенной на рациональной аргументации. Процедурные принципы ведения дискуссии должны быть просты, универсальны, при обеспечении участия в диалоге всех заинтересованных сторон. Авторы - Ю. Хабермас, К.О. Апель.

^ 5. Справедливость как черта характера

Концепция разработана этической теорией добродетелей (Аристотель, Ф. Аквинский). Добродетель трактуется как сформированная в результате воспитания и образования склонность души человека (черта характера) к совершению добрых и избеганию злых и несправедливых поступков. Согласно этой теории человек должен стремиться быть справедливым.

^ 6. Справедливость как лояльность

Справедливость понимается как лояльность, трактуемая широко. Люди испытывают естественные чувства лояльности к своим членам семьи, родственникам. Они переносят это чувство на других людей - соседей, друзей, сограждан, человечество, в результате чего это чувство слабеет.

В условиях стабильности и благополучия общества это чувство расширяется, в условиях социального кризиса - сужается. Разработчик теории
- Р. Рорти.

^ 7. Утилитаристский подход

Суждение о справедливости или несправедливости того или иного действия должно оцениваться по предполагаемому или реально существующему результату. В основе теории утилитаризма лежит принцип пользы, которая признается критерием оценки моральности поступка.

Три основные положения классического утилитаризма:


  1. благо или зло последствий измеряется счастьем или несчастьем, к которому ведет данное действие, правильные действия ведут к наибольшему счастью;

  1. для человека его личный интерес в такой же степени важен, как и интерес других людей, поэтому правильными всегда будут те действия, которые ведут к наибольшему счастью наибольшего числа людей.

См.: Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник/ Е.А. Красникова. - М.: ФОРУМ:ИНФРА - М, 2005. - С.40-46.

Определите, о какой категории справедливости идет речь в приведенных выражениях.


  • "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям" (Сен-Симон, Э. Кабе);

  • "Око за око, зуб за зуб" (принцип талиона);

  • "Равенство - начало справедливости" (Сенека);

  • "Кому много дано, с того много и взыщется" (Библия);

  • "Кто не работает, тот не ест";

  • "Суд - это имитация справедливости путем юридической процедуры" (В. Котов);

  • "Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому свое" (Цицерон);

  • "Мерилом справедливости не может быть большинство голосов" (Ф. Шиллер);

  • "Равенство всех – это вопиющая несправедливость, так как при этом величайшим людям приходится становиться слишком малыми" (Ф. Ницше);

  • "Давать каждому свое – это значило бы желать справедливости и достигать хаоса" (Ф. Ницше);

  • "Оплати за обиду справедливостью, оплати за доброту добротой" (Конфуций);

  • "Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать ее результаты" (Сидни Смит);

  • "Справедливость – это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам" (Юстиниан);

  • "Несправедливость, причиненная одному лицу, часто бывает полезна всему обществу" (Юниус).

Персидская легенда гласит:

"Деревенский кузнец убил человека, и кадий приговорил его к смертной казни. Жители деревни толпой пришли к кадию и заявили:

- Кузнец у нас один. Если ты его казнишь, кто же будет подковывать наших мулов и ослов? Пусть казнят вместо него бакалейщика, он нам не так нужен.

Кадий подумал и ответил:

- Зачем же убивать бакалейщика? Он тоже один. Давайте казним одного из служителей бани - ведь их там двое" 1 .

Какой смысл заключен в этой легенде? Какая категория справедливости обсуждалась? Какой концепцией справедливости руководствовались в данном случае? (Категории и концепции справедливости представлены в Приложении 1.4.)


  1. Большой и маленький получают поровну. Обоснование: большой один и маленький один.

  2. Большой получает больше маленького. Обоснование: большому и надо больше.

  3. Большой получает меньше маленького. Обоснование: у большого и так все большое.

Какое свойство категории "справедливость" подчеркивается в данном утверждении? О какой категории справедливости в нем говорится? (Категории и концепции справедливости представлены в Приложении 1.4.)


1  Здесь и далее восточные сказания, притчи, легенды, анекдоты и т.д. приводятся по изданию: Книга о судах и судьях. Легенды, сказки, басни и анекдоты разных веков и народов о спорах и тяжбах, о судах и судьях, о хитроумных расследованиях и удивительных приговорах / составление М.С. Харитонова. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Наука, 1985.

Регламентация естественного чувства справедливости-несправедливости также является одной из важных задач профессиональной этики юриста. Понятие «юстиция» означает справедливость (от лат. justitia), юрист, таким образом, выступает «представителем справедливости» и справедливость для него «есть нераздельный нравственный и служебный долг» (Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. М., 2002. С. 17). С деятельностью юриста связана проблема соотношения законности и справедливости, которая возникает каждый раз, когда принимается решение, либо формально соответствующее букве закона, но при этом оценивающееся как несправедливое, либо кажущееся справедливым, но не согласующееся с требованиями закона (оценка может следовать со стороны общественного мнения, участников судебного процесса, международного сообщества и др.). Прежде чем принять решение, юрист должен взвесить все «за» и «против», прислушаться к голосу своей совести, «голосу справедливости». И тут оказывается, что для принятия правильного решения ему недостаточно обращения только к своему естественному моральному чувству справедливости – он должен знать, каким образом похожие проблемы решались и решаются другими специалистами, что одобряется и не одобряется профессиональным сообществом; он также должен знать законодательство и основы теории морали, методы обращения с моральными и этическими проблемами, а также способы решения этических дилемм. Ведь естественное чувство справедливости может, например, породить желание мщения (по принципу талиона, от лат. talio – возмездие, достигаемое путем нанесения равного ущерба, – древнего обычая, регулировавшего взаимоотношения между кровнородственными коллективами и обязывавшего сородичей при осуществлении мести руководствоваться нормами простой уравнительности) (См.: Словарь по этике. М., 1989. С.348).

Другой пример. Юрист вырос в небогатой семье, а клиентами организации, где он работает, являются в основном состоятельные люди. Вполне возможно, что на принятие им решений и характер отношения к делам в целом будет оказывать влияние идея справедливости:

а) как равенства – в том случае, если он в душе осуждает богатство (например, как это всегда делали его родители, утверждая, что богатство приводит к нравственной деградации) или неравномерное распределение богатства (как это делалось в советских школьных учебниках по истории);

б) как свободы – в том случае, если он сам хочет стать состоятельным человеком и уважает тех людей, которые добились богатства и свободы.

Категории и концепции справедливости, о которых пойдет речь ниже, помогают практикам, в чьи обязанности входит принятие решений по моральным и этическим проблемам, чьи профессии сопряжены с моральными затратами и чьи неправильные, необдуманные действия могут причинить серьезный, иногда непоправимый вред тем людям, с которыми они работают, лучше понять свои моральные ценности, установки, желания и побуждения, скорректировать и дополнить их.

Выделяют несколько категорий справедливости:

1) распределительная – дистрибутивная справедливость. Блага и тяготы могут распределяться в обществе различными способами: по принципу равенства, в зависимости от потребностей, от затраченных усилий, от заслуг, от вклада;

2) ретрибутивная (карательная) справедливость – фокусируется на ответственности или наказании за неправильные поступки. Главные проблемы ретрибутивной справедливости – это определение условий, делающих наказание справедливым, и природы самого наказания;

3) компенсаторная справедливость – сосредоточивается на возмещении убытков потерпевшей стороне в той мере, в какой ущерб поддается справедливой оценке (См.: Фритцше Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. М., 2002 С. 90–94). Компенсаторная справедливость заключается в компенсации кому-либо за совершенную по отношению к нему в прошлом несправедливость или в возмещении причиненного ему в прошлом ущерба.

4) процедурно-правовая справедливость – термин, употребляемый для обозначения честно разработанных процедур, методов практической деятельности или честно достигнутых соглашений (Де Джордж Р. Т. Указ. соч. С. 175);

5) коммутативная (обменная) справедливость – относится к справедливости и честности сделок.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: