Суд египта окончательно отказался

Обновлено: 19.04.2024

На календаре 31 октября, 2015 год. Пока жители центральной России терпят мокрый снег, у 217 туристов подходит к концу отпуск в солнечном Египте — они сидят в многолюдном аэропорту Шарм-эль-Шейха и ждут отправления самолета на родину. Среди них — 210 россиян из разных регионов, четверо украинцев и один белорус. В 3.50 по местному времени (6.50 мск) они должны вылететь в Санкт-Петербург, где их ждут родственники и друзья.

В соцсетях туристов уже красуются фото с прошедшего отпуска. 15 октября петербурженка Татьяна Громова поделилась с друзьями снимком 10-месячной дочки — на нем девочка высматривает в окно самолеты аэропорта «Пулково» перед тем, как вылететь с родителями на курорт. Пост сопровождался подписью, которая позже отпечатается в памяти миллионов людей: «Главный пассажир».

Последнюю фотографию из всех 217 пассажиров сделала россиянка Ольга Шеина — она сняла супруга Юрия и трехлетнюю дочку на трапе самолета Airbus A321-231 российской авиакомпании «Когалымавиа».

В 07:02 борт пролетел над египетским морским портом Нувейба, после чего взял курс на Синайский полуостров. На 23-й минуте полета, в 7.13, молчание пилотов прервал шум. В этот момент самописцы прекратили работать.

Готовясь к прямому эфиру, она уже знала, что самолет разбился и никто не выжил. «В наушнике мне ведущая говорит, что появилась информация о том, что никто не вернется. Единственная мысль была, что никто не должен узнать это от меня», — вспоминала журналистка.

Вскоре после трагедии египетские власти выступили с заявлением: самолет «Когалымавиа» рухнул в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился — все 224 человека, находившиеся на борту, погибли.

Это самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа за всю историю России.

В аэропорту — крики ужаса. «С кем-то мы начинаем с чисто информационных вопросов, с кем-то мы говорим о близком — куда он летел, как узнали, что произошло. С кем-то получается сразу начинать говорить. С кем-то вербальный и словесный контакт начинается, с кем-то молчаливое присутствие и поддержка. Очень индивидуальная работа», — говорила психолог МЧС Виктория Дмитриева.

Обломки самолета нашли в 50 км от города Нехеля, в провинции Северный Синай. МЧС РФ отправило в Египет пять спецбортов для доставки тел погибших на родину. Отряды «Центроспас» и «Лидер» работали в песках плечом к плечу с коллегами из Египта, пытаясь разыскать погибших. Тела, детские игрушки, одежду и документы разбросало по пустыне в радиусе 13 км от места крушения, рассказал журналист Кирилл Поляков, работавший на месте трагедии.

Воздух в пустыне прогревался до +50°C, но никто не бросал поиски. «От самолета отлетела хвостовая часть, она упала в километре от фюзеляжа. Мы разбили лагерь именно там, возле основной части самолета», — сообщал Поляков.

«Перед моими глазами сейчас трагическая сцена. Многие погибли в креслах, пристегнутыми ремнями безопасности», — рассказывал представитель службы безопасности Египта агентству Reuters.

По словам исполнительного директора Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктора Сороченко, площадь падения частей самолета свидетельствовала о том, что лайнер разрушился в воздухе. Тем не менее властями обеих стран рассматривались и другие версии крушения — износ оборудования, взрыв топливного бака или литиевой батареи. Следственный комитет РФ возбудил дела по статьям 263 и 238 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта».

В компании «Когалымавиа» исключили человеческий и технический факторы как причины катастрофы ввиду опыта пилотов, а также исправности борта. В аэропорту Шарм-эль-Шейха подтвердили, что перед вылетом Airbus A321 прошел все технические проверки.

Версию теракта то и дело выдвигали разные источники СМИ. Вскоре после трагедии группировка «Вилаят Синай», подконтрольная ИГ (запрещенная в России террористическая организация), взяла на себя ответственность за катастрофу.

16 ноября глава ФСБ Александр Бортников резюмировал, что причина крушения — не что иное, как теракт.

«По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло «разваливание» самолета в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолета на большом расстоянии. Можно однозначно сказать, что это террористический акт», — сказал он на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным.

13 сентября 2016 года Международной технической комиссии Египта удалось установить точку в самолете, где находилась взрывчатка. Для этого специалисты выложили собранные фрагменты А321 в ангаре в аэропорту Каира. Выяснилось, что террористы установили СВУ чуть позади последнего ряда кресел — в отсеке негабаритного багажа. В такой камере хранятся детские и инвалидные коляски, лыжи, велосипеды, клетки с животными и большие сувениры — например, мебель.

Анализ показал, что пронести устройство в самолет было бы невозможно без участия сотрудников сервисной службы Шарм-эль-Шейха. Так, предположительно, пособники террористов подвезли к лайнеру негабаритный груз и бомбу. Сначала они через люк, расположенный в хвостовой части, занесли пакет с взрывчаткой, а потом обложили его детскими колясками и мебелью, скрыв от посторонних глаз.

В связи с трагедией Владимир Путин поручил усилить удары авиации по объектам ИГ в Сирии — он пообещал «покарать» всех причастных к трагедии. «Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем»,

— заявил российский президент на совещании об итогах расследования.

Несмотря на то что СМИ сообщали о задержании двоих сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха, подозреваемых в пособничестве террористам, осужден за катастрофу никто так и не был. Более того, по сей день египетская сторона отказывается называть крушение терактом.

Родственники погибших не прекращают бороться за справедливость — 4 марта 2020 года состоялось очередное заседание Апелляционного суда Каира по искам 30 семей.

Через суд россияне требовали от авиакомпании «Когалымавиа» и страховой компании «Игосстрах» компенсации морального вреда в размере $3 млн за каждого погибшего, а также наказания для экс-премьер-министра Египта Шерифа Исмаила, главы МВД, министров финансов и авиации. Семьи уверены, что именно «халатность и оплошности» этих чиновников позволили террористам пробраться на борт.

Суд отказался признавать вину властей и рассматривать иски о компенсации, объяснив это тем, что ни факт нахождения пассажиров на борту лайнера в момент трагедии, ни родственные связи между истцами и жертвами не доказаны, так как расследование трагедии все еще идет.

Адвокаты семей назвали такую позицию египетских судей «неэтичной». «Ведь ответчики прекрасно знают, что погибшие на самом деле были на борту самолета и у страховой компании есть полный перечень всех родственников по каждой жертве со всеми подтверждающими документами»,— пояснял юрист Давид Кухалашвили.

В России все погибшие не только установлены, в частности с помощью экспертизы ДНК, но и давно похоронены. Почтить их память можно на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, где 28 октября 2017 года был открыт памятник жертвам катастрофы.

Апелляционная инстанция дала новые шансы российским потерпевшим

Как стало известно “Ъ”, апелляционный суд Каира отправил на пересмотр в суд первой инстанции иск родственников россиян, погибших при катастрофе самолета А321 «Когалымавиа» осенью 2015 года. Ответчиками по нему, напомним, являются власти страны в лице бывших премьер-министра Египта и трех членов правительства. По мнению истцов, чиновники допустили преступную халатность при обеспечении безопасности подготовки к полету, что позволило террористам пронести на борт российского лайнера бомбу и взорвать его над Синаем. Однако суд первой инстанции посчитал, что стандарты безопасности были соблюдены, а сама трагедия властями Египта пока расценивается не как теракт, а лишь авиапроисшествие. Теперь суд заново оценит претензии близких жертв трагедии, при этом представители потерпевших рассчитывают, что сыграет свою роль и их обращение к президенту России Владимиру Путину.

Родственники погибших при взрыве А321 получили новую надежду на компенсацию от египетских властей

Родственники погибших при взрыве А321 получили новую надежду на компенсацию от египетских властей

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото

Родственники погибших при взрыве А321 получили новую надежду на компенсацию от египетских властей

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото

По данным источников “Ъ”, решение, которое может оказать решающее значение в отношениях египетской и российской сторон, которые до сих пор никак не могут прийти к общему мнению относительно причин авиакатастрофы над Синаем, принял на днях апелляционный суд Северного Каира. Председатель суда советник Мухаммед Али Саиф после совещания с двумя коллегами-судьями — доктором Хусейном Мухаммадом Халилом и Аделем Махмудом Исмаилом — постановил: вернуть на новое рассмотрение исковое дело отца одного из погибших пассажиров А321 «Когалымавиа» (его данные не разглашаются по этическим соображениям).

Надо отметить, что этот иск — лишь один из 111, поданных к властям Египта от лица родных около 70 погибших. Всего авиакатастрофа унесла жизни 224 человек и стала крупнейшей по числу погибших в истории российской авиации, а для Египта — крупнейшей в истории страны.

Данный иск был лишь первым на рассмотрении апелляционной инстанции, а потому все последующие, не исключено, также будут отправлены на пересмотр.

Основанием для этого решения стало отсутствие признаков, отрицающих обоснованность исковых требований, так как все документы были представлены вовремя, соблюдены все предусмотренные египетским законодательством процедуры и т. д. Напомним, что ответчиками по данному иску выступают уже бывший премьер-министр Египта Шериф Исмаил (ушел в отставку в июне 2018 года), а также три министра — внутренних дел, финансов и гражданской авиации. По мнению заявителей, именно они в соответствии с международными стандартами должны были обеспечить безопасность лайнера во время его стоянки в аэропорту Шарм-эш-Шейха перед вылетом в Санкт-Петербург. Однако террористы каким-то образом пронесли на борт самодельное взрывное устройство, которое сработало через 23 минуты после вылета, что привело к гибели всех находившихся на борту людей.

Как СКР объяснил в Басманном суде, что сделал за 57 месяцев расследования теракта над Синаем

Как сообщал “Ъ”, СКР возбудил уголовное дело по соответствующей статье 205 УК РФ (теракт), но власти Египта до сих пор с подобной квалификацией не соглашаются. Они признают (так говорится в материалах судебного разбирательства), что действительно имело место некое «незаконное действие» третьих лиц, из-за которого и разбился российский А321, но оно никак не связано с «непосредственными личными ошибками» или халатностью тогдашних высокопоставленных чиновников.

Помимо исков к властям Египта, родственники погибших пассажиров одновременно подали еще ряд заявлений о компенсациях к «Когалымавиа», которое, правда, уже находится в стадии банкротства, как перевозчику и «Ингосстраху» как страховщику, застраховавшему ответственность. Начальная сумма каждого из исков как к властям, так и компаниям составляет $3 млн от каждого из потерпевших.

Напомним, что 2–3 млн руб. родственники жертв трагедии получили в России. Некоторые из них пытались судиться на родине, требуя более крупные отступные, но остались ни с чем.

Как представителей россиян наказали в Египте за отсутствие доказательств теракта на борту самолета А321

Напомним, что родных погибших в небе над Синаем представляют российские юристы Михаил Загайнов и Давид Кухалашвили. По словам первого из них, решение апелляционного суда — «первый небольшой, но очень важный шаг к окончательной победе». «Данное решение говорит о том, что египетские власти пересмотрели свой подход к данному делу»,— сообщил “Ъ” господин Загайнов, отметив, что он с коллегами не ожидал подобного развития событий в суде апелляционной инстанции. При этом адвокат подчеркнул, что, «скорее всего, суд получил соответствующий сигнал сверху». «Это решение еще раз подтверждает тот факт, что Египет может в скором времени официально признать происшедшее как теракт»,— заявил, в свою очередь, Давид Кухалашвили.

Отклонен иск потерпевших от взрыва самолета над Синаем

Как стало известно “Ъ”, суд Каира отклонил первый иск родственников россиян, погибших при катастрофе самолета А321 «Когалымавиа» осенью 2015 года. Ответчиками по нему являлись власти страны в лице премьер-министра Египта и несколько членов правительства. По мнению истцов, чиновники и их подчиненные допустили преступную халатность при обеспечении безопасности подготовки к полету, что позволило террористам пронести на борт российского лайнера бомбу и взорвать его над Синаем. Однако суд посчитал, что стандарты безопасности были соблюдены, а чиновники не совершили «ошибки», за которые стоит выплачивать компенсации. При этом сам факт «незаконного вмешательства» в полет А321 власти Египта не отрицают, но фактически уклоняются от сотрудничества с российскими властями в расследовании теракта.


Каирский суд отклонил иск россиян к экс-премьеру Египта Шерифу Исмаилу (справа) по делу о теракте на борту А321

Фото: Suliman el-Oteify/Egyptian Prime Minister's Office

По данным “Ъ”, решение отказать в удовлетворении иска родственников жертв трагедии над Синаем принял суд первой инстанции Северного Каира. Как отмечено в решении председателя суда Хани Мустафы, истцы запрашивали суд о том, несут ли египетские власти ответственность за катастрофу А321 «Когалымавиа» 31 октября 2015 года в целом или частично «вследствие правонарушения или ошибки». Заявители, как ранее рассказывал “Ъ”, настаивали на выплате компенсаций за трагический инцидент, считая, что он произошел «в результате халатности или оплошности», допущенных ответчиками в рамках их служебных полномочий, а также их подчиненными, которые могли нарушить должностные обязанности. Ответчиками по иску выступали египетский премьер-министр Шериф Исмаил (ушел в отставку в июне 2018 года – “Ъ” ), а также три министра — внутренних дел, финансов и авиации.

По мнению заявителей, именно египетские чиновники в соответствии с международными стандартами должны были обеспечить безопасность лайнера во время его стоянки в аэропорту Шарм-эш-Шейха перед вылетом в Санкт-Петербург. Однако террористы каким-то образом пронесли на борт самодельное взрывное устройство, которое сработало через 23 минуты после вылета, что привело к гибели 217 пассажиров и семи членов экипажа.

Как родственники жертв теракта над Синаем подали иски

Как родственники жертв теракта над Синаем подали иски

Интересы россиян в суде Северного Каира представляли сотрудники известной юридической фирмы Girardi Keese, которые работали вместе с адвокатами из России Михаилом Загайновым и Давидом Кухалашвили. Всего, как ранее сообщал “Ъ”, в суд Египта обратились 30 членов семей погибших. Возможную сумму компенсаций за халатность чиновников предполагалось рассчитать в ходе судебного процесса, но она явно была бы больше, чем 2–3 млн руб., которые родственники жертв трагедии получили в России. Кроме того, в тот же суд Северного Каира была подана вторая группа исков, которая касалась обязательств авиакомпании-перевозчика «Когалымавиа» и «Ингосстраха». В этом случае она составляла в общей сложности $90 млн — по $3 млн на каждого из потерпевших. Как пояснили “Ъ” господа Загайнов и Кухалашвили, на днях суд отказался признать иск в отношении чиновников. По их словам, суд пришел к выводу, что в случае с обеспечением безопасности А321 в аэропорту Шарм-эш-Шейха документально не подтверждено «совершение непосредственных личных ошибок» ответчиками, которые стали бы причиной катастрофы. После взлета лайнер был технически исправен, но потерпел крушение в результате неких «незаконных действий» третьих лиц.

При этом все утверждения о недостаточном уровне безопасности и откровенной халатности судья назвал лишь «предположениями, которые не могут рассматриваться как юридические свидетельства». В результате суд истцам отказал, указав на то, что ответственность перед родственниками погибших должна нести авиакомпания, а также обязал их оплатить судебные издержки.

«Суд проявил некомпетентность или, возможно, целенаправленно снял ответственность с властей Египта за теракт. Если исходить из решения, то во всем виноваты террористы и авиакомпания»,— заявил “Ъ” господин Загайнов, особо отметив, что это решение уже обжаловано в апелляционном суде Каира.

Источники “Ъ”, знакомые с ходом расследования, говорят, что с конца 2016 года участники российского расследования не могут установить контакт с египетской стороной, чтобы получить информацию о состоянии местного разбирательства.

Последние данные были предоставлены еще в ноябре 2016 года с промежуточным отчетом. Дальнейшие попытки даже с участием дипломатов получить проект окончательного отчета о причинах катастрофы провалились. Предполагалось, что финальный документ мог бы содержать информацию о ходе расследования и о мерах, которые Египет принимает для завершения следствия, чтобы в дальнейшем можно было бы выработать рекомендации для предотвращения подобных происшествий. Представители погибших пассажиров не исключают, что затягивание в расследовании египетской стороны может быть связано и с тем, чтобы власти Египта избежали финансовой ответственности за случившееся.

Египетский адвокат россиян Мохамед ат-Тахер сообщил “Ъ”, что вообще этот иск к правительству Египта не является прецедентным. Правда, решения о компенсациях принимались после активного вмешательства властей стран, чьи граждане оказались пострадавшими.

Гибель А321 остается терактом неизвестных

Гибель А321 остается терактом неизвестных

Надо также отметить, что часть родственников погибших пассажиров А321 решили требовать с «Когалымавиа» и «Ингосстраха» компенсации через российское правосудие. Сейчас иски на 93 млрд руб. к ним, а также еще одному страховщику — «Альянс Глобал Корпорейт энд Спешиэлти», лизинговой компании и туристической фирме рассматриваются в Замоскворецком райсуде Москвы.

Обломки самолета Airbus A321

Суд Каира вновь отказал в компенсации морального вреда 30 семьям россиян, погибших в результате теракта, который произошел на борту рейса A321 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург. Египетская сторона объясняет это тем, что факт нахождения граждан РФ на борту лайнера, а также родственные связи между заявителями и жертвами не доказаны. Кроме того, каирский суд не хочет признавать, что крушение лайнера произошло в результате теракта — также отрицается вина египетских чиновников в катастрофе.

Апелляционный суд Каира рассмотрел иски 30 семей россиян, погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года.

На повестке дня стояло несколько жалоб: во-первых, граждане РФ требовали через суд от аваикомпании «Когалымавиа» и страховой компании «Игосстрах» компенсацию морального вреда в размере $3 млн за каждого погибшего. Во-вторых: серия исков была подана в отношении Шерифа Исмаила, занимавшего пост премьер-министра на момент трагедии, а также к главам МВД, министерства финансов и авиации.

Заявители уверены, что именно действия этих чиновников, их «халатность и оплошности» привели к тому, что террористы сумели пронести бомбы на борт рейса A321 «Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург».

Суд отказался признавать вину министров, как и не захотел рассматривать иски россиян о выплате компенсации, объяснив это тем, что ни факт нахождения погибших на борту лайнера в момент трагедии, ни родственные связи между истцами и жертвами не доказаны. Также в очередной раз египетская сторона назвала крушение аварией, а не терактом.

Отметим, что до вынесения данного решения представители египетского правительства заявили, что в случае, если иск против министров будет принят к рассмотрению, необходимо отложить судебный процесс в связи с незавершенностью расследования катастрофы.

Египетский суд уже не в первый раз отклоняет жалобы россиян. После первого отказа родные погибших обратились в юридическую фирму — им удалось обжаловать решения каирского суда и вновь подать жалобы. Иск к чиновникам отклонили сразу, а прошения о компенсации были переданы на рассмотрение коллегии из трех судей. Они признали, что суд Северного Каира допустил противоречия в своем решении и нарушил право на защиту, однако это, как указано выше, не помогло.

Адвокат россиян Михаил Загайнов возмутился тем, что суд сомневается в родственных связях истцов с жертвами — он назвал это «неэтичным». «Ведь они прекрасно знают, что погибшие на самом деле были на борту самолета и у страховой компании есть полный перечень всех родственников по каждой жертве со всеми подтверждающими документами», — подтвердил его коллега Давид Кухалашвили в разговоре с «Коммерсантом».

В свою очередь российская сторона уже не только установила всех 224 человек, погибших на борту лайнера, с помощью ДНК, но и похоронила их, писал «Интерфакс». Следственный комитет России однозначно настаивает, что крушение самолета было терактом — ведомство возбудило дело статье 205 УК РФ «Террористический акт».

Россияне обратились к египетскому суду за компенсацией после того, как в сентябре 2018 года Замоскворецкий райсуд принял решение взыскать суммы лишь с одного ответчика — «Когалымавиа».

Изначально родственники требовали более 93 млрд рублей, основываясь на Монреальской конвенции, согласно которой максимальная сумму компенсации морального в результате смерти пассажира не ограничена рамками.

Однако российский суд обязал авиакомпанию выплатить семьям погибших лишь по 32 млн рублей, а также пожизненные выплаты от четырех до 30 тыс. рублей двадцати родственникам жертв.

Адвокат семей Анатолий Кучерена возмутился решением суда, заявив, что цена жизни россиян и компенсация их близким не могут быть ниже, чем в США или странах ЕС, где в таких случаях выплачиваются миллионы долларов или евро.

«Человеческую жизнь и страдания во всем мире должны оценивать одинаково. Обычно прокуроры защищают интересы потерпевших. Но в нашем процессе представитель надзорного органа постоянно просил в исках отказать», — рассказал юрист «Коммерсанту».

В итоге защита потерпевших решила подать иски в суд Каира, так как египетское законодательство позволяет взыскать больше, чем российское, ведь судебные органы применяют там еще и нормы шариата. «А по ним можно взыскать так называемую штрафную неустойку, которая там называется «кровные деньги», что может серьезно увеличить компенсации», — пояснял адвокат истцов Загайнов.

Очевидцы: погибшая под Хургадой женщина пыталась руками отбиваться от акулы


В результате атаки хищника женщина потеряла руку и ногу. С места происшествия ее повезли в больницу, но врачи не смогли спасти пострадавшую — она скончалась от болевого шока еще в машине скорой помощи.

Известно, что Сквайр не была туристкой: она постоянно проживала в Египте последние несколько лет и была замужем за египтянином.

«Отбивалась от акулы руками»

Акулу могло привлечь большое скопление рыб, полагают они. Находившиеся рядом туристы быстро вышли из воды и пытались отвлечь хищника от жертвы.


Специалисты выясняют причины агрессивного поведения акулы. Местные власти ввели трехдневный запрет на купание, дайвинг, снорклинг и рыбалку от района Сахль Хашиш до бухты Макади Бей. Не исключено, что эти ограничения будут продлены.

Издание также приводит рассказ свидетеля произошедшего. «Женщина еще отбивалась руками от нее сначала, но видно сначала ногу с ластой ей акула откусила, потом руку, и уже на кораллы выкинула, и она уже сидела на кораллах. У нее шок. Она даже не кричала, не плакала, ничего. И вот народ уже тут просто в крик. Спасатели бегают, ни кругов, ничего нету. Кинуть нечего. Русские догадались шланг кинуть, привязали груз от акваланга, два раза кинули — метров на 7-8, наверное.


Буквально две минуты — и она уже сознание потеряла, прям там на воде легла, просто лежала.

И один немец из нашего отеля схватил борт — он на пирсе лежал рядом у спасателей. Его в воду кинул, спустился. Там от пирса до воды где-то метр с лишним, но он как-то смог слезть. И вот на этом борте он к ней уже подплыл», — рассказал он.

Многие туристы недоумевают, почему в момент происшествия рядом не оказалось спасателей. По их мнению, около отелей должны быть установлены специальные сетчатые барьеры от акул, а за обстановкой в море необходимо регулярное наблюдение.

«Атака может быть молниеносной»

Нападение акул в этом туристическом районе неудивительно, так как любое тропическое море является потенциально опасным местом, где хищник может атаковать человека, отметил профессор кафедры ихтиологии МГУ Кирилл Кузищин. «Это необязательно будет большая белая акула, потому что такие тяжелые раны может наносить по крайней мере 10 видов акул.


Акула — это крупный, быстрый, очень сообразительный и умный морской хищник.


На другом популярном египетском курорте, в Шарм-эль-Шейхе, в конце 2010 года с разницей в несколько дней в результате атаки акулы погибла гражданка Германии, а трое россиян серьезно пострадали.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: