Суд эфетов в афинах это

Обновлено: 15.04.2024

Особенность Афин - появление специальных судебных органов: а) после реформы Эфиальта ареопаг стал судом по делам об умышленных убийствах, поджогах, религиозных и, иногда, государственных преступлениях; б) суд эфетов - по делам о неумышленных убийствах и об убийствах метеков; в) суд диэтетов - по малозначительным гражданские и уголовные дела. Диэтеты избирались поровну от каждой филы из числа граждан старше 60 лет и формировали 10 палат, каждая из которых была самостоятельной низшей судебной инстанцией. Частные диэтеты - это третейские судьи.

Процесс - состязательный: главным признавался принцип эквивалентности. Субъектами процесса могли быть все полноправные граждане. За женщин, рабов и метеков представительствовали мужья, хозяева и т. д.

Судопроизводство - двух видов: дике и грапе. Процесс дике начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя и мог быть прекращен даже без судебного постановления. Процесс грапе возбуждался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, затронуты были или нет его личные интересы. Он должен был быть обязательно доведен до конца под угрозой крупного штрафа.

Перед началом суда могло быть назначено следствие. В установленный день проходило заседание суда, суть которого - соревнование жалобы истца и возражений ответчика, причем речи участников процесса строго ограничивались во времени. Основные доказательства: документы, показания свидетелей, скрепленные их клятвами, внешние признаки преступлений. Судебный процесс проходил открыто, причем судьи находились под непрерывным психологическим воздействием "групп поддержки" - родителей, друзей, ораторов, которых участники разбирательства приводили с собой. Итогом судебного заседания являлось тайное голосование судей по вопросу о виновности или невиновности ответчика, а также о характере наказания. Особенностью афинского суда было то, что предложения о мере наказания могли вносить как истец, так и ответчик. Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати.

коллегия судей в Афинах, учреждение которой древние относили к мифическим временам, а Поллукс (8, 124), по недоразумению, — ко времени Дракона. Слово это производится разным образом; προς oν εφίεται, т. е. судья, к которому апеллировали, кажется сомнительным с грамматической точки зрения; по другим — они были «указатели» права, давали указания, как следует поступать в каждом отдельном случае относительно обвиненного и приговоренного. Их было 51, исключительно из числа знатных (αριστίνδην αίρεθέντες), и они должны были судить в уголовных делах. Таким образом, они были, вероятно, в гражданских процессах лишь властью, к которой апеллировали, а в уголовных часто первою и вместе единственною инстанцией. Их учреждение показывает, по-видимому, новую победу аттической аристократии над архонтством, т. к. допущением апелляции в суде значительно уменьшалась судебная власть архонтов. По словам Поллукса, первоначально было 5 судов Э., к которым Солон присоединил Ареопаг. Позже мы видим лишь четыре суда Э.: επι Παλλαδίω, επι Δελφινίω, επι Πρυτανείω и εν Φρεαττοι̃ — и можем поэтому не без вероятия принять для древнейшего времени еще 1 суд, εν Πρυτανείω, в коем судили πρυτάνεις τω̃ν ναυκράρων (ср. Ναυκραρία, Навкрария). Более важную часть уголовных дел (умышленное убийство, отравление, намеренное поранение, поджог и т. д.) Солон отнял у коллегии Э. и передал вновь организованному им Ареопагу. Впоследствии суды Э. потеряли большею частью свое значение. У них осталось еще решение об отдельных случаях, которые частью утратили практическое значение, но продолжали существовать вследствие религиозного и священного характера, который был присущ уголовному суду. Они судили всегда как целая коллегия, под председательством αρχών βασιλεύς. Случаи, решавшиеся перед каждым из судов Э., были следующие:

1. у Палладия разбирались дела, если убийца утверждал, что убийство было совершено им неумышленно (φόνος ακούσιος). Если φόνος ακούσιος признавался, то убийца должен был оставить страну до тех пор, пока не получал от родственников убитого позволения вернуться;

2. у Дельфиния судился φόνος δίκαιος, если, напр., кто-нибудь совершил убийство для собственной защиты. Во время Демосфена оба эти суда были, по-видимому, отменены и дела их переданы гелиастам;

3. у Притания разбирались по древнепринятому обычаю дела о неодушевленных предметах и животных, бывших причиною смерти для людей. Предмет этот по формальном приговору должен был быть вывезен за пределы страны;

4. Δικαστήριον εν Φρεαττοι̃, на берегу моря вблизи гавани Зеи (см. Attica, Аттика, 15) касался совершенно специального случая, когда изгнанный вследствие неумышленного убийства совершил в это время другое убийство. Т. к. он не мог вступить в страну, то за новое убийство он судился Э. стоя в лодке. Если он был приговорен, то его изгоняли на всю жизнь. В недавнее время L. Iange (die Epheten und der Areopag, Lpzg., 1874) выставил и остроумно доказал новую гипотезу об Э. По его мнению, Э. были учреждены не только для уголовных дел, но как члены до-солоновского совета евпатридов εν Άρείω πάγω, состоявшего из 60 пожизненных членов, из коих 9 по назначению самого совета под именем εφέται или πρυτάνεις брали на себя правление, между тем как остальные 51 под именем εφέται (οί εφ' εταις, представители полноправных граждан, евпатриды; противоположность δη̃μος), т. е., начальники граждан, частью участвовали в совещаниях совета, частью судили или вместе с архонтами на ареопаге, в случае умышленного убийства, или, в остальных случаях, под председательством αρχων βασιλεύς, как тогдашнего представителя архонтов, в остальных четырех судах. Чтобы они были учреждены Драконом, по его мнению, немыслимо.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер . Ф. Любкер . 1914 .

Эфеты (греч. έφέται «уполномоченные») — название членов древнеафинского суда, избиравшихся в числе 51 из среды знатнейших дворянских родов. Они заседали под председательством архонта-царя в пяти особых судилищах, рассматривая дела об убийствах, отравлениях и поджогах. Солоновские реформы (см. Солон) лишили Э. их значения.

Литература

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

    статью.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эфеты" в других словарях:

ЭФЕТЫ — (греч.). Судьи в древних Афинах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭФЕТЫ греч. ephetes. Судьи в Афинах, имевшие власть наказывать смертью. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

Эфеты — (греч. έφέται уполномоченные ) название членов древнеафинского суда, избиравшихся в числе 51 из среды знатнейших дворянских родов. Они заседали под председательством архонта царя в пяти особых судилищах, рассматривая дела об убийствах,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЭФЕТЫ — • Έφέται, коллегия судей в Афинах, учреждение которой древние относили к мифическим временам, а Поллукс (8, 124), по недоразумению, ко времени Дракона. Слово это производится разным образом; προς oν εφίεται, т. е. судья, к… … Реальный словарь классических древностей

Эфеты — в Древних Афинах судебная коллегия, рассматривавшая дела о неумышленных убийствах … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Пирей — (Πειραιεύς) афинская гавань к ЮЗ от Афин, на Пирейском полуострове, в расстоянии 10 вер. от города. Жителей около 22000. Прекрасная гавань, остатки древних укреплений, музей древностей при гимназии, памятники Фемистокла и новогреческого морского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПРИТАНЕЙ — • Πρυτανει̃ον, см. Attica, Аттика, 13, и Βουλή, Буле, 4, Δικαστήριον ε̉ν πρυτανίω см. Έφέται, Эфеты … Реальный словарь классических древностей

ФИЛА — • Φυλή, племя (колено), обозначение подразделения народа у греков, название, происшедшее, очевидно, из стремления дать отдельным частям народа, равно как и самому народу, генеалогическое происхождение, привести эти части к… … Реальный словарь классических древностей

ФРЕАТТЫ — • Φρεαττοι̃ (δικαστήριον ε̉ν), см. Έφέται, Эфеты, и Attica, 15 … Реальный словарь классических древностей

РУССКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ — Абант Άβας Danaus Абанты Άβαντες Абарис Άβαρις Абдера Abdera Абдулонома Абдул Abdulonymus Абелла Abella Абеллинум Abellinum Абеона Abeona Абидос или Абид… … Реальный словарь классических древностей

АРЕОПАГ — • Άρειος πάγος, ό, 1. холм в Афинах к западу от акрополя, см. Attica, 11, Аттика; 2. Α., древнейшее и знаменитейшее афинское судилище (δικαστήριον) и вместе с тем государственный, облеченный политической властью совет (βουλή),… … Реальный словарь классических древностей

Народное собрание

Верховная государственная власть принадлежала народному собранию (экклесия), где мог присутствовать с правом голоса всякий полноправный афинский гражданин. В каждую пританию (десятую часть года) созывалось четыре очередных народных собрания; кроме того, были собрания внеочередные, поскольку это вызывалось необходимостью. Таким образом, афинский гражданин при желании имел возможность каждый девятый день посвятить себя служению государственным делам. К наиболее важным из них, разбиравшимся всегда в очередных народных собраниях, принадлежала так называемая эпихиротония должностных лиц. Она состояла в том, что на первом очередном собрании каждой притании ставился вопрос, хорошо ли исполняют свои обязанности должностные лица; в случае положительного ответа они утверждались в своих должностях на текущую пританию, а в случае отрицательного ответа сменялись и отдавались под суд; сверх того, в этом же собрании слушались доклады должностных лиц о финансовых делах, о безопасности государства, о мероприятиях, которые должны были быть предприняты против отдельных граждан в случае допущения ими тех или иных нарушений. На втором очередном собрании заслушивались просьбы о восстановлении в гражданских правах лиц, лишенных их, о сложении долгов с государственных должников. Третье собрание посвящалось вопросам, относящимся к внешней политике, четвертое — делам, касающимся религиозного культа.
Законодательная инициатива принадлежала в народном собрании не только совету пятисот, но и каждому гражданину. Однако всякое предложение, как сказано выше, предварительно должно было быть рассмотрено советом пятисот. Как проходило принятие новых законопроектов, в точности неизвестно;

Совет Пятисот

Со времени реформы Клисфена афинский совет состоял из 500 членов, избиравшихся жребием по 50 человек из каждой филы, достигших 30-летнего возраста и заявивших о своем желании баллотироваться. Избранные кандидаты подвергались так называемой докимасии, т. е. проверке того, что они являются полноправными афинскими гражданами и ни в чем не опорочены в своем поведении. Если кандидат не удовлетворял этим требованиям, он заменялся запасным кандидатом. При вступлении в должность члены совета приносили присягу в том, что будут исправно и сообразно с законом отправлять свои обязанности. По окончании срока службы каждый член давал отчет в своей деятельности. Если обнаруживалось, что он во время службы совершил какое-либо преступление, он мог быть арестован, после чего подвергался суду в обычном порядке.
С одной стороны, совет являлся как бы постоянным деловым президиумом народного собрания, с другой — был вполне самостоятельным правительственным учреждением, деятельность которого простиралась на все отрасли государственного управления. Совет занимался предварительным рассмотрением всех дел, поступавших в народное собрание на его утверждение, причем по каждому делу совет выносил свое суждение — пробулевму. На обязанности совета было также следить за тем, чтобы постановления народного собрания были приведены в исполнение. Таким образом, деятельность совета и деятельность народного собрания были тесно связаны между собой, что нашло свое выражение, с одной стороны, в одном из основных положений афинской конституции, гласившем: «ни одно дело не должно решаться без предварительного рассмотрения советом» (meden aprobouleuton einai), с другой — в сакраментальной формуле, с которой начинался каждый декрет: «Совет и народное собрание постановили» (edoxe boulei kai toi demoi). На совете лежала также забота о военной обороне государства и надзор над флотом; он вел дипломатические сношения с другими государствами, а в V в. ведал делами Афинского морского союза. Наконец, одной из важнейших сторон деятельности совета было заведование государственными финансами, причем он должен был в этом случае отдавать народному собранию отчет о государственных доходах и расходах. В делах, касающихся важных политических преступлений или злоупотреблений в денежных делах, совет имел право своей властью арестовать виновного. Заседания совета были публичными, исключая обсуждение важных политических дел.
В полном составе совет, по своей многочисленности, не мог быть пригоден для быстрого решения текущих дел; поэтому для рассмотрения их были устроены постоянные комиссии. Каждая из них состояла из 50 членов совета, принадлежащих к одной

филе, которая и заведовала делами в течение десятой части года по очереди, определявшейся жребием. Эти комиссии назывались пританиями; время дежурства каждой из них продолжалось 35—36 дней (этот промежуток времени также назывался пританией). Члены такой притании заведовали текущими делами, подготовляли предложения, вносимые в совет в полном составе, созывали его, равно как и народное собрание, и руководили тем и другим. Из пританов по жребию избирался на сутки эпистат, который председательствовал в совете и в народном собрании.

Эпистат

Этот эпистат был очень важным должностным лицом. В качестве высшего представителя народа он заседал в особом круглом здании, фолосе (tholos), у него находились ключи от храмов, в которых хранились государственные архивы и вся государственная казна. Он же был хранителем государственной печати.
Так как одно и то же лицо не могло быть в течение своей жизни дважды эпистатом, как не могло быть дважды и членом совета, то почти каждый гражданин мог рассчитывать раньше или позже занять по жребию на один день пост высшего лица в государстве!

Народный суд (гелиея)

Большое значение имел в Афинах народный суд — гелиея. Ему передавались для рассмотрения вообще все судебные процессы, за исключением дел, подлежащих ведению ареопага. Гелиастом имел право быть всякий афинский гражданин, достигший тридцатилетнего возраста. Желающий подвергнуться жеребьевке в члены гелиеи обязан был заявить об этом архонтам и принести особую присягу. После этого составляли список гелиастов (5000 и 1000 запасных), и последние распределялись по особым секциям, состоявшим каждая из 500 членов, так называемым дикастериям. В особых случаях дела разбирали коллегии, которые могли состоять из любого числа членов гелиеи (от 200 до 2000). Гелиасты должны были судить, придерживаясь буквы существующих законов, в тех же случаях, когда соответствующего закона не было,— по совести. Приговор гелиастов не подлежал ни кассации, ни пересмотру. Таким образом, гелиасты выносили свои решения, не подвергаясь за них никакой ответственности. Через гелиею проходило большое число процессов (там разбирались и дела, касавшиеся членов Афинского морского союза). Поэтому каждый гелиаст был очень занят: чтобы не подвергнуться исключению из списков,

ему приходилось участвовать по меньшей мере в ста заседаниях (всего судебных дней было 300).

Ареопаг и суд эфетов

Наряду с гелиеей, в качестве судебной инстанции продолжал функционировать ареопаг, хотя значение его, как мы видели, постепенно уменьшалось. После реформы Эфиальта за ареопагом остался только суд по делам об убийствах, но и они разбирались не исключительно им, так как такими же делами ведала и гелиея. Ареопагу были подсудны только дела о предумышленных убийствах, о нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлении, повлекших за собой смерть. Ближайший родственник убитого подавал жалобу архонту-царю, который производил предварительное следствие и, в результате его, определял, какой судебной инстанции разбор дела подлежит, ареопагу или гелиее. Если разбор дела должен был происходить в ареопаге, то процедура была такая. Обвинитель и подсудимый (лично) произносили по две речи, причем в них должны были касаться исключительно обстоятельств, относящихся к делу. После первой речи обвиняемый (кроме убийцы родителей) мог избавиться от осуждения добровольным изгнанием. На третий день ареопаг выносил приговор. При равенстве голосов подсудимого оправдывали. Признанный виновным в предумышленном убийстве приговаривался к смертной казни и конфискации имущества; виновный в умышленном нанесении ран присуждался к изгнанию и конфискации имущества.
Коллегии эфетов принадлежали четыре судебных палаты, причем в каждой из них разбирались дела только определенного содержания. Формальности судопроизводства мало известны, но, вероятно, были те же, что и в ареопаге. Эфеты разбирали дела по убийствам непредумышленным, подстрекательствам к убийству или увечью, по убийствам метэков и рабов,при самозащите, по убийствам нечаянным и справедливым и т. п.
Наконец, решением частных дел, относящихся к нарушению прав и обязанностей, занимались так называемые диэтеты, которые были и государственными и частными (третейские судьи).

Архонты

Афинское государство в пору наивысшего развития в нем демократического строя обслуживал многочисленный персонал разнообразных по своим функциям должностных лиц. Из них мы остановимся на рассмотрении характера деятельности двух, наивысших по своему значению, коллегий: архонтов и стратегов.

Стратеги

Разумеется, эти выбранные по жребию люди не могли фактически руководить афинским государством. Во главе государства в эту эпоху стала избранная поднятием рук коллегия стратегов (обычно состоявшая из Перикла и виднейших его сотрудников), которая выполняла трудный долг управления Афинами при сложившейся внешней и внутренней обстановке. Ко времени Перикла стратеги стали избираться всем народным собра-

нием по одному от каждой из девяти фил (от одной филы стратег не избирался: из какой именно, решалось, вероятно, жребием); десятый стратег избирался всем народным собранием безотносительно к филам. Стратеги представляли высший военный совет и правительство Афин; во главе же отрядов отдельных фил теперь стояли особые военачальники — таксиархи.
Стратеги выбирались открытым голосованием (поднятием рук) по филам, причем в противоположность остальным должностным лицам в стратеги могло быть избираемо одно и тоже лицо несколько лет кряду. Компетенция всех десяти стратегов первоначально была одинакова, постепенно же вышло так, что один из них, избираемый теперь от всего народного собрания, стал как бы председателем всей коллегии, своего рода «первым среди равных», и к нему перешло руководство всем государством. Наглядный пример такого «первого стратега» — Перикл, который будучи членом коллегии стратегов, обычно являлся в то же время фактически и руководителем народного собрания, и главой демократической партии, и руководителем всего демоса («демагогом»), а следовательно, и всего афинского государства.

Управление финансами

С денежными средствами государства стратеги имели дело постольку, поскольку это касалось приготовлений к войне или ведения самой войны. Но в расходовании денег на военные нужды стратеги, действуя без контроля, все же были ответственны перед народным собранием, которое и здесь входило во все детали и определяло, какие доходные статьи на какие расходы должны быть обращаемы; стратеги давали отчет не в конце каждого года, а когда их смещали.
Верховный надзор над финансами принадлежал Совету Пятисот. Главными казначеями со времени Клисфена были 10 аподектов, по одному из каждой филы. В их руках было заведование государственным казначейством, прием фороса и других податей и пошлин, они вели списки государственных должников, проверяли их в присутствии совета, принимали уплату долгов. Для заведования священною казною и сокровищами богини Афины были избираемы жребием по одному от филы из числа граждан первого класса «десять казначеев священных денег богини Афины». Надзору этих казначеев была вверена и государственная казна, хранившаяся в Парфеноне в виде депозита. Незадолго до Пелопоннесской войны была учреждена должность «казначея прочих божеств». Для получения фороса существовали особые «эллинские казначеи» (эллинотамии). Ежегодно избиравшиеся по одному из филы полеты отдавали на откуп государственное имущество и доходы, продавали конфискованное имущество преступников и неисправных государ-

ственных должников, следили за поступлением доходов в срок; списки поступивших доходов полеты передавали совету Пятисот, а полученные с откупщиков и покупателей деньги — в государственную казну.
Ряд важных расходов государства покрывался по очереди «пентакосиомедимнами» («литургии»): оснащение триеры и управление ею («триерархия»); организация и оплата хора драм («хорегия») и состязаний («гимнасиархия») и т. п.

Подготовлено по изданию:

Лурье С. Я.
История Греции/Сост., авт. вступ. статьи Э.Д.Фролов.— СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1993. —680 с.
ISBN 5—288—00645—8
© С. Я. Лурье, 1993
Вступ. статья © Э. Д. Фролов, 1993

(греч. έφέται "уполномоченные") — название членов древнеафинского суда, избиравшихся в числе 51 из среды знатнейших дворянских родов. Они заседали под председательством архонта-царя в пяти особых судилищах, рассматривая дела об убийствах, отравлениях и поджогах. Солоновские реформы (см. Солон) лишили Э. их значения.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Эфеты" в других словарях:

ЭФЕТЫ — (греч.). Судьи в древних Афинах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭФЕТЫ греч. ephetes. Судьи в Афинах, имевшие власть наказывать смертью. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

Эфеты — (греч. έφέται «уполномоченные») название членов древнеафинского суда, избиравшихся в числе 51 из среды знатнейших дворянских родов. Они заседали под председательством архонта царя в пяти особых судилищах, рассматривая дела об убийствах,… … Википедия

ЭФЕТЫ — • Έφέται, коллегия судей в Афинах, учреждение которой древние относили к мифическим временам, а Поллукс (8, 124), по недоразумению, ко времени Дракона. Слово это производится разным образом; προς oν εφίεται, т. е. судья, к… … Реальный словарь классических древностей

Эфеты — в Древних Афинах судебная коллегия, рассматривавшая дела о неумышленных убийствах … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Пирей — (Πειραιεύς) афинская гавань к ЮЗ от Афин, на Пирейском полуострове, в расстоянии 10 вер. от города. Жителей около 22000. Прекрасная гавань, остатки древних укреплений, музей древностей при гимназии, памятники Фемистокла и новогреческого морского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПРИТАНЕЙ — • Πρυτανει̃ον, см. Attica, Аттика, 13, и Βουλή, Буле, 4, Δικαστήριον ε̉ν πρυτανίω см. Έφέται, Эфеты … Реальный словарь классических древностей

ФИЛА — • Φυλή, племя (колено), обозначение подразделения народа у греков, название, происшедшее, очевидно, из стремления дать отдельным частям народа, равно как и самому народу, генеалогическое происхождение, привести эти части к… … Реальный словарь классических древностей

ФРЕАТТЫ — • Φρεαττοι̃ (δικαστήριον ε̉ν), см. Έφέται, Эфеты, и Attica, 15 … Реальный словарь классических древностей

РУССКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ — Абант Άβας Danaus Абанты Άβαντες Абарис Άβαρις Абдера Abdera Абдулонома Абдул Abdulonymus Абелла Abella Абеллинум Abellinum Абеона Abeona Абидос или Абид… … Реальный словарь классических древностей

АРЕОПАГ — • Άρειος πάγος, ό, 1. холм в Афинах к западу от акрополя, см. Attica, 11, Аттика; 2. Α., древнейшее и знаменитейшее афинское судилище (δικαστήριον) и вместе с тем государственный, облеченный политической властью совет (βουλή),… … Реальный словарь классических древностей

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: