Суд авиадиспетчеров фалькон когда

Обновлено: 17.04.2024

Солнцевский районный суд во время оглашения приговора по делу о катастрофе самолета Falcon признал троих авиадиспетчеров виновными в нарушении правил безопасности, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц.

 Сергей Савостьянов/ТАСС

На скамье подсудимых - три авиадиспетчера Внуковского центра организации воздушного движения: руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер старта Александр Круглов и диспетчер руления Надежда Архипова. Их обвиняют по статье УК РФ о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц и причинившее крупный материальный ущерб. Свою вину в катастрофе, в которой погиб глава французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери, они отрицают. Диспетчеры в своем последнем слове заявили, что действовали строго по инструкции, а произошедшая катастрофа стала следствием трагического стечения многих обстоятельств.

В то же время, 17 июля во время прений сторон, гособвинитель попросил суд приговорить Дунаева к 6 годам и двум месяцам колонии, Круглова - к 6 годам, Архипову - к 5 годам и 10 месяцам колонии.

По данным следствия, оглашенным в суде, Надежда Архипова из-за небрежного отношения к своим обязанностям не осуществила контроль за движением спецтехники на летном поле. Александр Круглов, в свою очередь, позволил диспетчеру-стажеру разрешить экипажу Falcon занять полосу, где находилась снегоуборочная машина, и начать взлет. Что касается Романа Дунаева, то, по данным следствия, он не осуществил контроль за действиями диспетчеров, ненадлежащим образом организовал их работу, проявил бездействие. При этом, работники аэропорта имели доступ к спецоборудованию, в том числе и локатору, на котором отображалось, что на взлетной полосе находится снегоуборочный транспорт. Как заключил гособвинитель, своими действиями подсудимые нарушили множество должностных инструкций и правил, не обеспечили безопасность полета, что привело к столкновению взлетающего самолета со снегоуборочной машиной. Воздушное судно от удара разрушилось и частично сгорело.

В ночь на 21 октября 2014 года в аэропорту "Внуково" при взлете разбился, столкнувшись со снегоуборочной машиной, самолет Falcon 50EX авиакомпании Unijet. При крушении погибли четыре человека - де Маржери и три члена экипажа.

По уголовному делу проходили инженер аэродромной службы аэропорта Внуково Владимир Леденев, водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, Круглов, Дунаев и Архипова. По версии следствия, снегоуборочная машина, за рулем которой сидел пьяный водитель Мартыненко, нарушая правила, выехала на взлетно-посадочную полосу, что не проконтролировал Леденев. В свою очередь, как считает следствие, диспетчеры знали о потенциальной опасности, но не сообщили о ней пилотам. Дело в отношении Леденева и Мартыненко было выделено в отдельное производство. В июле 2017 года Солнцевский суд приговорил Владимира Мартыненко к четырем годам колонии, а старшего сменного инженера Владимира Леденева - к 3,5 годам, но в связи с объявлением амнистии в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне освободил их от ответственности. Суд также не стал взыскивать компенсацию в пользу потерпевших.

Солнцевский суд Москвы в четверг, 23 июля вынес приговор по делу об авиакатастрофе, о которой многие уже успели забыть. Многие – но не обвиняемые, не родные и близкие погибших. Речь идет о крушении самолета Falcon 50 в аэропорту «Внуково» ночь на 21 октября 2014 года. Самолет на взлете задел стойкой шасси снегоуборочную машину, неожиданно оказавшуюся на полосе. Falcon перевернулся, ударился о землю, развалился на куски и загорелся. Погибли все, кто находился на борту: двое пилотов, стюардесса и пассажир - глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери.

По итогам гибели известного французского бизнесмена вынесен суровый приговор

Фото: Кадр из видео

Как установило следствие, к катастрофе привел ряд нарушений, в результате которых никто не заметил, как снегоуборочная машина под управлением нетрезвого водителя Владимира Мартыненко (в его крови нашли алкоголь - 1,64 промилле) отстала от колонны и осталась стоять на взлетно-посадочной полосе. У каждого в этой трагедии была своя роль. Начальник Мартыненко - старший сменный инженер Владимир Леденев утратил контроль за своими подчиненными. Руководитель полетов аэропорта «Внуково» Роман Дунаев не обеспечил надлежащую координацию взаимодействия между диспетчерскими и аэродромными службами. Диспетчер руления Надежда Архипова и диспетчер-инструктор Александр Круглов небрежно отнеслись к своим должностным обязанностям. В то же время, умысла у обвиняемых не было, смерть людей и причинение крупного материального вреда произошли по неосторожности. Представитель французской стороны с выводами следствия согласились.

На время следствия Мартыненко, Леденева и Круглова помещали в СИЗО, Дунаева под домашний арест, Архипову - под подписку о невыезде. В деле фигурировала еще 24-летняя диспетчер стажер Светлана Кривсун, но ее освободили от ответственности.

Мартыненко полностью признал свою вину. Леденев - частично. Диспетчеры отказались считать себя виновными совсем. Они заявили, что добросовестно выполняли обязанности и следовали всем инструкциям. С такими позициями подсудимых в 2016 году дело начал рассматривать Солнцевский суд.

А в марте 2017 года произошло неожиданное - гособвинитель вдруг обнаружил, что два адвоката, которые защищали Дунаева и Архипову, ранее представляли интересы свидетелей по этому же делу. Адвокатов отвели, а дело в отношении Дунаева, Архиповой и Круглова выделили в отдельное производство и вернули в прокуратуру. Формально авиадиспетчеры снова оказались под следствием, а на скамье подсудимых остались только Мартыненко и Леденев.

Леденев признал предъявленные ему обвинения и вместе с Мартыненко они попросили судить их в особом порядке, без исследования доказательств. Мартыненко и Леденев рассчитывали попасть под амнистию, объявленную в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. И им это удалось. Суд приговорил Мартыненко к 4-м, а Леденева к 3,5 годам колонии и тут же амнистировал.

Защита тех, кто остался на скамье подсудимых, сразу заявила, что в дальнейшем отдельное рассмотрение дела может привести к определенным сложностям при защите интересов авиадиспетчеров. Адвокаты высказывали опасения, что в случае, если на диспетчеров возложат основную вину за авиакатастрофу, то на них же будет распределена и львиная часть финансовых компенсаций по делу. Потерпевшими по этому делу являются вдова де Маржери, родственники погибших членов экипажа Falcon, авиакомпания Unijet и аэропорт «Внуково». Авиакомпания сразу предъявила иск на 14 млн евро. Еще более миллиона рублей требует аэропорт Внуково за поврежденную машину и устранение последствий авиакатастрофы.

Защищая авиадиспетчеров, их адвокаты заявляли, что снегоуборщик не был замечен, поскольку Мартыненко перед выездом на взлетно-посадочную полосу «стопроцентно выключил все светосигнальное оборудование». Водитель давал в суде показания уже как свидетель и не смог внятно пояснить, как он оказался на взлетном пути. Некоторых адвокатов объяснение, что он просто «заблудился», не устроило, высказывалась даже конспирологическая версия о диверсии, тем более, что у Мартыненко оказались родственники во Франции. Другие защитники от теории заговора открещивались, считая, что причиной катастрофы все-таки стала трагическая случайность.

Александр Круглов в прениях заявил, что его и коллег сразу после авиакатастрофы назначили виновными, а "потом, очевидно, нельзя было по-другому, и поэтому следствие подгоняло доказательства".

Никто из этих подсудимых не попросил у суда снисхождения, они назвали дело "сфабрикованным".

Гособвинитель тем не менее заявил, что их вина доказана и запросил для всех реальные сроки - 5 лет 10 месяцев для Архиповой, 6 лет для Круглова и 6 лет 2 месяца для Дунаева.

В четверг перед оглашением приговора подсудимые заметно волновались и сторонились журналистов. Мужчины держались хорошо, а вот у Надежды Архиповой от волнения трясся подбородок, это было заметно даже через маску. Архипова надела черные очки и спряталась в углу возле входа в зал. Это волнение, скорее всего, было связано уже не столько с фактом признания судом вины авиадиспетчеров, сколько со сроком наказания. Как пояснили защитники перед приговором, те, кто получит меньше пяти лет, могут также как Мартыненко и Леденев рассчитывать на амнистию. Она была объявлена в апреле 2015 года и до сих пор распространяется на преступления совершенные ранее этого срока по неосторожности, если наказание за них не превышает 5 лет. Поэтому, важен был каждый месяц.

А еще гособвинитель в качестве дополнительного наказания требовал отстранить каждого из подсудимых от управления воздушным движением на три года. Пока никого, как пояснили защитники, с работы не уволили, только отстранили от исполнения своих обязанностей на время следствия и суда. Но нужно ведь жить и работать дальше. А Архипова, которая старше всех, никак не может выйти на пенсию.

В итоге суд приговорил Дунаева к 6 годам, Архипову - к пяти и амнистировал, Круглова - к 5,5 годам.

Два иска, заявленных по делу о компенсации морального и материального вреда суд оставил без рассмотренияв связи с тем, что по ним необходимы дополнительные расчеты. Потерпевшим оставлено право обратиться за возмещением в порядке гражданского судопроизводства.

Адвокаты осужденных авиадиспетчеров по знаменитому делу о крушении самолета Falcon 50 в аэропорту Внуково продолжают добиваться оправдания своих подзащитных. Теперь на очереди Верховный суд.

Дело расследуют уже восьмой год

«Хвост» дела тянется уже восьмой год. В ночь на 21 октября 2014 года самолет Falcon 50, в котором улетал глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери, наткнулся на взлетной полосе на снегоочистительную машину без огней. В результате погибли сам нефтяной магнат, двое пилотов и стюардесса.

Следствие и судебные процессы тянулись долго. 23 июля 2020 года Солнцевский суд Москвы осудил за грубое нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта водителя снегоочистительной машины Владимира Мартыненко и его начальника Владимира Леденева, а также руководителя полетов аэропорта Внуково Романа Дунаева, диспечера-инструктора Александра Круглова и диспетчера Надежду Архипову.

При этом, как напомнили МК адвокаты осужденных диспетчеров, сроки водителю Мартыненко (который к тому же был нетрезв) и его шефу назначили такие, что они тут же попали под амнистию в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Ту же милость оказали и женщине-диспетчеру. А вот диспетчерам-мужчинам не повезло: им дали сроки, хоть и не намного, но больше пяти лет, которые под амнистию не подпадают.

«Мы шесть лет занимались этим делом, - рассказал МК адвокат Романа Дунаева Игорь Чернецкий. - С этим делом можно подойти к любому диспетчеру в любом аэропорту. Виноваты наши внуковские коллеги Мартыненко и Леденев. Мартыненко вину признал, и его по амнистии освободили от наказания. То есть, человек, который в нетрезвом состоянии сел на этот снегоочиститель и выехал на полосу, выключив все осветительные приборы, находится на свободе. У него все хорошо. Как и его руководитель, который видел, что он на полосе, и ничего не сказал. А диспетчеры - ну, как человек, который сидит на вышке и «в потолок плюет», потому что у него самолетов нет, может отвечать за того, кто взял и выехал на полосу?»

Адвокаты также усматривают в деле некоторую вину погибших французских пилотов. «Наши бы матом так доложили, что диспетчерам жарко бы стало», - заметил Чернецкий. Защитник отметил, что на суде так и не предоставили переводчика для прослушивания записи разговоров французского экипажа. «С любым узбеком несчастным, который в «Пятерочке» молоко украл, такое бы не прокатило: нарушение права на защиту!» - подчеркнул Чернецкий.

Тот самый «Фалкон-50 ЕХ», на котором летал Кристоф де Маржери.

В преддверии Дня сотрудника органов следствия России (отмечается 25 июля) «Комсомолка» встретилась со старшим следователем по особо важным делам при Председателе Следственного комитета (СК) России Михаилом Гуревичем, который вел следствие по уголовному делу о катастрофе 20 октября 2014 года французского самолета «Фалкон-50 EX» в аэропорту «Внуково». За пять месяцев следствие окончено и передается в суд.

Амнистируют и обяжут каждого выплатить по 2 миллиона евро?

- Михаил Григорьевич, погиб не только пассажир - глава нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери, но и три члена экипажа. Кто же были эти люди?

- В итоге кто будет отвечать в суде за их гибель?

Михаил Гуревич.

- В чем именно обвиняет их следствие?

- В нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшем по неосторожности крупный материальный ущерб и смерть более двух лиц. Так звучит статья, а максимальное наказание за данное преступление - до 7 лет лишения свободы.

- За массовую гибель людей - 7 лет?

- Не факт. До этого момента необходимо пройти ряд предусмотренных законом процедур. При наличии оснований прокурор вправе вернуть следствию уголовное дело для дополнительного расследования и изменения объема обвинения (в ближайшее время дело будет направлено в Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключения и направления в суд. - Авт.).

А уже суд установит их виновность и определит наказание и порядок возмещения материального ущерба. Но не исключается, что судья при назначении может применить в отношении ряда обвиняемых акт амнистии, объявленной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, поскольку преступление совершено до объявления амнистии.

- Если суд признает их виновными, какой материальный ущерб им придется компенсировать?

- Первично французской авиакомпанией «Юниджет» заявлено 14 миллионов евро материального ущерба, при этом не исключается поступление дополнительных материальных претензий со стороны страховщиков за поврежденный самолет, а также от родственников погибших, признанных потерпевшими. Возмещается ущерб, как обычно, солидарно по решению суда. Кроме того, виновным лицам придется заплатить ОАО «Аэропорт Внуково» более миллиона рублей за поврежденную снегоуборочную машину и расходы на устранение последствий авиакатастрофы.

- Вам удалось закончить это следствие раньше, чем сделал свои выводы Международный авиационный комитет.

- Следствие пришло к выводу, что работниками аэродромной службы и диспетчерами был допущен ряд нарушений авиационной безопасности, но смерть потерпевших и причинение крупного материального ущерба произошли по неосторожности. Согласно закону, обвиняемых, совершивших преступления средней тяжести, можно содержать под стражей и домашним арестом не более 6 месяцев. За это время надо было выяснить в полном объеме причины катастрофы и установить виновных лиц.

60 томов дела

- Зачем надо было их задерживать, обыскивать, а после ходатайствовать перед судом об их содержании под стражей и домашним арестом?

- В первые дни не было единой версии о причине катастрофы. Требовалось добыть и проанализировать веские доказательства, на основании которых в последующем был сделан вывод, что гибель людей произошла не в результате спланированных умышленных действий.

- Были попытки давления?

- Со стороны многочисленных представителей и общественных организаций авиационных диспетчеров России и иных лиц, заинтересованных в исходе дела, поступило большое количество требований о прекращении уголовного преследования диспетчеров. Но позицию следствия поддержали прокуратура и суд.

Отмечу, что для проверки работоспособности воздушного судна до катастрофы и расшифровки самописцев привлекались представители разработчиков самолета и французской авиакомпании, которая его эксплуатировала.

Что показывал монитор диспетчера за 2 секунды до столкновения (снимок экрана из материалов уголовного дела).

Что показывал монитор диспетчера за 2 секунды до столкновения (снимок экрана из материалов уголовного дела).

- Они работали до конца следствия?

- Высоко оценив нашу работу, иностранные представители заявили, что полностью согласны с методами и механизмом расследования со стороны СК России, и уехали. После этого мы обменивались запросами, и уже 20 марта 6 обвиняемых и их 14 адвокатов приступили к ознакомлению с делом, которое состоит из 60 томов и 400 вещественных доказательств и приложений к протоколам.

Последние минуты жизни Кристофа де Маржери

- Как развивались события в тот вечер?

- Все произошло в секунды. 20 октября 2014 года в 23.56 стажер-диспетчер Кривсун дает разрешение французскому экипажу вырулить на взлетно-посадочную полосу (ВПП), а через минуту - разрешение на взлет. В 23.57 снегоуборочная машина под управлением водителя Мартыненко (не контролируемая старшим инженером Леденевым) выезжает на ВПП и останавливается на пути самолета. Около 23.58, во время взлета, самолет задел шасси снегоуборочную машину. Он резко перешел в правый крен и примерно через 250 метров в перевернутом положении столкнулся с землей, разрушился и загорелся.

- Какой была реакция диспетчеров?

- Сразу после столкновения при радиообмене зафиксирована фраза диспетчера стартового диспетчерского пункта: «Откуда взялась машина, ее не было видно на мониторе…»

- В СМИ писали, что диспетчеров подвел неработоспособный радар.

- Нами изъята информация, в том числе видеозаписи отображения на мониторе информации локатора летного поля, которая зафиксировала, что сближение самолета и снегоуборочной машины как до, так и в момент столкновения были отчетливо видны. Чтобы предупредить и спасти экипаж самолета, диспетчерам было достаточно просто исполнять свои обязанности - наблюдать обстановку летного поля как визуально, так и по монитору локатора и информировать экипаж о состоянии ВПП.

Если бы радар вышел из строя, летное поле можно было наблюдать с вышки или при сложных метеоусловиях выставить дополнительный диспетчерский пост рядом с полосой. На другой записи видно, как водитель снегоуборщика двигается с включенными проблесковыми маячками, они должны быть видны с диспетчерской вышки за 800 - 850 метров.

- Как доказать вину?

- Мы провели эксперимент: заложили все обстоятельства и условия, при которых произошла катастрофа во «Внуково», в компьютерную программу, и на специальном авиационном тренажере смоделировали ситуацию. Анализ однозначно показал, что диспетчерам ничто не мешало принять меры для предотвращения катастрофы.

Алкоголь и банальное разгильдяйство

- В чем же причина: может, обвиняемые хорошо отметили Международный день авиадиспетчера (20 октября)?

- Нет, все диспетчеры были проверены, признаков наличия алкоголя в их организме не имелось, но чувствовалась какая-то эмоциональная расслабленность.

Свои действия они поясняли тем, что выезда машины на взлетную полосу не должно было быть. Мол, прежде водитель должен был получить разрешение. Повторяли, что, когда давали экипажу разрешение на взлет, ВПП была свободной.

Около 23.58, во время взлета самолет задел шасси снегоуборочную машину.

- В чем их роковая ошибка?

- Диспетчеры имели возможность и обязаны были наблюдать и контролировать обстановку летного поля постоянно: от начала движения судна перед взлетом до набора им высоты 200 метров. Они отвлеклись на секунды, и контроль был утрачен.

- А как себя тогда чувствовал водитель?

- Согласно результатам медосвидетельствования Мартыненко имел признаки алкогольного опьянения, от него был запах алкоголя, а при анализах у него был обнаружен этанол в концентрации 1,65 промилле.

- Но ведь перед заступлением на смену его проверяли на алкоголь?

- В деле есть свидетельские показания, согласно которым он употреблял спиртное уже после проверки и заступления на смену. Следствием установлено время и место употребления им алкоголя.

- Случались ли подобные авиационные происшествия в России?

- В Омске в октябре 1984 года во время посадки потерпел катастрофу Ту-154. На пробеге после посадки лайнер столкнулся на взлетно-посадочной полосе сразу с тремя аэродромными машинами. Эту катастрофу мог предотвратить диспетчер старта, но просто заснул на рабочем месте. Тогда погибли 169 пассажиров, среди которых было 24 ребенка.

Четверо обвиняемых, в том числе руководитель полетов и диспетчер, а также начальник погибшего мастера аэродромной службы, были приговорены судом к длительным срокам - от 12 до 15 лет лишения свободы.

Выходит, что раз в 30 лет люди расслабляются, а должностные лица утрачивают требовательность и бдительность, что приводит к трагедиям. Да… и законодателем уменьшен срок наказания за подобного рода преступления - с 15 лет до 7 лет лишения свободы.

- Была ли реакция на катастрофу 20 октября 2014 года у сотрудников Внуковского авиаузла?

- Как только был задержан диспетчерский состав «Внуково», в этом аэропорту стали фиксироваться запреты на полеты, отдаваться команды экипажам об уходе на второй круг при малейших нарушениях движения по аэродрому транспортных средств. То есть должностные обязанности диспетчерскими службами стали выполняться неукоснительно и по полной программе. На сколько по времени хватит этой бдительности и не надо ли ожидать очередной катастрофы через 30 лет, это вопрос. Со своей стороны следствие предприняло все, чтобы подобное не повторилось.

УРОКИ ОДНОЙ ТРАГЕДИИ

Что изменилось в аэропорту

- Какие выводы были сделаны из этой катастрофы следствием?

- Диспетчеры и их руководители имеют солидное денежное содержание, за которое соответствующая должна быть с их стороны отдача, контроль за подчиненными.

Для устранения условий, способствовавших совершению преступления, министру транспорта было внесено представление. При его положительном рассмотрении считаю, что при возникновении подобных обстоятельств будет возможно предотвратить авиакатастрофы и человеческие жертвы.

- Что конкретно предложили министру изменить?

- Проверять сотрудников аэропортов на алкоголь не только до выхода на дежурство, но и сразу после дежурства. Важно пересмотреть все нормативные документы, которые входят в Федеральные авиационные правила. Они должны иметь не только рекомендательный характер, а в них должно быть прописано, за что конкретно и кто из должностных лиц несет персональную ответственность за нарушения.

Кроме того, необходимо в обязательном порядке требовать видеозапись рабочих мест диспетчерского состава. Это практикуется во многих странах мира.

- А какое там отношение к безопасности?

- К сожалению, мы довольно критично относимся к зарубежному опыту, это определено нашим менталитетом, считается неправильно делать замечания коллегам о допущенных ошибках и тем более сообщать об этом руководству. Однако в иностранных авиакомпаниях считается обязательным, когда за действиями командира присматривает второй пилот и наоборот.

- Была ли какая-то мистика в этом происшествии?

- При изучении обстоятельств этой катастрофы можно задать вопрос: а если бы не задержался рейс, могло ли пойти все по-другому? Ведь частный самолет Кристофа де Мажери должен был улететь, когда Мартыненко еще не принял снегоуборочную машину и не успел употребить спиртное, когда диспетчер-стажер и диспетчер-инструктор не заступили на смену. К сожалению, пассажир задержался, самолет вылетел позже. При этом сам нетрезвый водитель в момент столкновения с воздушным судном получил незначительные царапины.

- Что это, судьба, злой рок?

- Следствие на такие вопросы ответа не дает. Но мы вправе напомнить, что предотвратить подобные катастрофы можно, неукоснительно соблюдая правила, которые, как говорят авиаторы, написаны кровью.

ЭКСКЛЮЗИВ «КП». Катастрофа французского самолёта "Фалкон-50 EX" в аэропорту Внуково, 20 октября 2014

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Михаил Гуревич - генерал-майор юстиции, на следственной работе более 20 лет, в СК России - со дня образования.

За золотыми погонами следователя большой послужной список расследований: громкие коррупционные преступления, заказные убийства, террористические акты, катастрофы, в том числе крушение в апреле 2010 года самолета президента Республики Польша Леха Качиньского.

Уголовное дело завершено (60 томов на столе) и передается в суд

Возрастная категория сайта 18 +

Снегоуборщик Владимир Мартыненко пил во время то злополучной смены кофе с коньяком

По громкому делу о крушении бизнес-джета Falcon в аэропорту Внуково и гибели четырех человек - первый приговор. В пятницу вечером его вынес Солнцевский суд Москвы.

Напомним, трагедия произошла в ночь на 21 октября 2014-го. Реактивный самолет бизнес-класса взял разгон для взлета и на скорости 250 км в час врезался в снегоуборочную машину, которая неожиданно выкатилась на взлетно-посадочную полосу. От удара джет взорвался. Погибли все четыре находившихся на борту человека - двое пилотов, стюардесса и пассажир, исполнительный директор крупнейшей французской нефтяной компании Кристоф де Маржери.

После ЧП арестовали снегоуборщика Владимира Мартыненко, который сидел за рулем машины, а также его начальника, инженера аэродромной службы Владимира Леденева. Затем - руководителя полетов Внуково Романа Дунаева и работавших в ту смену авиадиспетчеров. В крови Мартыненко обнаружили алкоголь - 0,6 промилле. Снегоуборщик позже признался, что на работе выпивал кофе с коньяком.

Расследование авиакатастрофы заняло два года - в октябре прошлого года комиссия Межгосударственного авиационного комитета озвучила итоги. В списке основных причин: водитель снегоуборочной машины находился на рабочем месте с состоянии алкогольного опьянения, потерял визуальный контакт с другими коллегами (в ту ночь был туман), но никому об этом не сообщил, выехал на ВПП и остановился. При этом экипаж Falcon увидел, что на полосе находится машина, но продолжил разгон. Следившие за бортом и летным полем авиадиспетчеры по какой-то причине столкновение не предотвратили.

Погибший глава Total Кристоф де Маржери

Мартыненко и Леденев признали себя виновными и попросили рассмотреть их дело в «особом порядке». Это значит - никаких длительных разборов в суде всех обстоятельств. Если подсудимые с обвинением согласны, то и доказывать их вину нет никакого смысла. Поэтому вечером 7 июля Солнцевском суде в течение часа с небольшим озвучили приговор. Прокурор просил для снегоуборщика и его босса по 4 года и 7 месяцев. Судья дала Владимиру Мартыненко 4 года, Леденеву - 3 с половиной. И тут же их амнистировала: «В связи с объявлением амнистии в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне освободить их от ответственности и снять судимость».

Мартыненко с Леденевым были отпущены из зала суда - оба находились под подпиской о невыезде (первые 11 месяцев расследование провели в СИЗО, - Авт.).

- Мы довольны решением суда, - заявил «Комсомольской Правде» адвокат Мартыненко Александр Карабанов. - Мой подзащитный всегда признавал свою вину и приносил свои извинение близким погибших.

О готовности обжаловать этот приговор уже заявил адвокат Патрика Вервеля, мужа погибшей бортпроводницы, которого признали потерпевшим. Вдовец считает решение суда слишком мягким.

Впрочем, для Мартыненко и Леденеву еще могут присудить выплаты моральных и материальных компенсаций пострадавшим. Потерявший жену Вервель готовится подать к ним иск на 30 миллионов рублей. В свою очередь французская компания Unijet, которой принадлежал разбившийся самолет, оценила свой ущерб в 515 миллионов рублей. Этот иск через суд заявлен персонально к снегоуборщику и его начальнику.

- Мы, конечно, будем оспаривать эти иски, - говорит Александр Карабанов. - В любом случае, таких денег у Владимира Мартыненко нет. Если его обяжут выплачивать эти суммы, мы скорее всего, прибегнем к процедуре банкротства физического лица. Я общался с Патриком Вервелем, летал к нему во Францию. По-человечески его очень жаль - он очень любил погибшую жену. Но то, что произошло, Владимир Мартыненко совершил не по злому умыслу, это просто роковое стечение обстоятельств.

КСТАТИ

Уголовное дело по руководившему во Внуково полетами Романа Дунаева, а также диспетчерам Александре Кругловой и Надежде Архиповой выделили в отдельное производство. Расследование продолжается. Все трое по прежнему заявляют о своей невиновности.

Возрастная категория сайта 18 +

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: